лоскуток-прямоугольник и немного ниток. Такая куколка могла пригодиться для благодарности маме за первую одежу (порты и рубаха для мальчика, рубаха и сарафан для девочки). Эти куколки делались без иголки. Дети при этом говорили: «Спасибо маменьке и папеньке за то, что меня на ноги поставили!»
Для куколки нужно приготовить небольшой прямоугольный кусочек ткани, да еще кусочек-узенький и длиной в полтора пальца, чтобы из него скатать голову. Просто скатать из этого узкого кусочка ткани плотную скаточку, сложить больший кусочек ткани пополам, вложить внутрь эту скаточку.
Держа свернутый кусочек ткани в двух руках, нужно огладить указательными пальчиками скатку так, чтобы получилась головка. После этого одним движением окрутить шейку нитью «по солнышку», подхватить спереди одну руку, после через спину подхватить другую и перевести нитку на плечо на одно и перекинуть на другое, пропустить через шейку и закрепить на пояске. Получается готовая куколка «отдарок-на-подарок».
Такая Кукла говорит о том, что на Руси умели воспитать через куклу что-то очень важное…когда-то вручение подарка и ответное «отдаривание» было одним из самых важных жизненных обычаев. Подарок считался обладающим силой, поэтому считалось, что предмет, подаренный от чистого сердца, приносит удачу, а подаренный с «темным умыслом» - может даже навредить…
Подарок связывал незримой нитью дарившего и дарителя, порой сплетая их судьбы воедино. Неслучайно в сказках многих народов рассказывается о том, что на подаренном ноже появляется кровь, когда его даритель попадает далеко, далеко отсюда, в тридесятом царстве, в беду, а когда-то подаренное кольцо или браслет позволяют родным узнать друг друга после многолетней разлуки…
В древности дар видимо был важным обычаем для испрашивания милости у мира природы. У русских было "одаривание воды". У старообрядцев Верхокамья до сегодняшнего дня сохранился обычай "дарить речку", т.е. бросать в нее нитку при начале ледохода.
На третий день свадьбы молодые "дарили воду" - бросали в колодец хлеб.
В России было одаривание Параскевы-Пятницы нитками и шерстью. Женщины, приносящие эти дары, сопровождали их пожеланиями: "Угоднице на чулочки!", "Матушке-Пятнице на передничек!". Большой известностью пользовался обычай возлагать дары-"обеты" (в виде одежды, полотенец, пищи, денег) к почитаемым деревьям, в рощи, к камням, источникам .
Обмен подарками встречается в народном обычае кумления, взаимного одаривания девушек на Троицу кольцами и платками, обмен нательными крестами при установлении побратимства у воинов. На крестины и на свадьбы повсеместно было принято приглашать гостей, приподнося им хлеб, полотенце, платков качестве отдарков на подарки.
У А Шевцова в книге «Магия и культура в науке управления» с.226 есть описание:
«… Потлач- это индейский праздник и пир, во время которого ведется обмен подарками. Этот обмен, кажущийся добровольным, на самом деле вещь строжайше обязательная и для того, кто дарит. При этом один оказывается кредитором, а другой с неизбежностью становится должником. При этом, как пишет Марсель Мосс, «тот факт, что один является должником, а другой кредитором, делает того, кто обретает таким образом превосходство, правомочным оскорблять другую сторону, своего должника!». (А.Шевцов, «Магия и культура в науке управления», стр 226, Тропа Троянова, Санкт-Петербург)
Подобные отношения, были свойственны всем первобытным народам, в том числе и индоевропейцам. Во всяком случае, следы этих отношений многочисленны и в мифах и в былинах и в обычаях народных праздников.
О достойном действии: даянии и добродетели говорит и классическая буддийская философия.
Согласно традиции, достойное действие, состоящее в даянии, порождает плод великого наслаждения, (..) «говоря о высших дарах, называет среди них материальный дар, который преподносит Благородный, отбросивший все желания, такому же, как он, освобожденному. (..) В качестве "безмерных" рассматривались … благие следствия даров, преподносимым обычными людьми матери, отцу…» (Ермакова, Островская, Рудой. Буддийская философия psylib.org.ua/books/erosrud/txt25.htm )
Возможно, что куколка «отдарок-на-подарок» несет в себе великую тайну воспитания вольного человека, в образе мира которого просто нет места для недостойного себя.