[показать] |
| Дюрер автопортрет , масло на дереве 1498 год |
Альбрехт Дюрер прославился уже в раннем возрасте своими гравюрами и сегодня считается наиболее известным из художников Возрождения. Среди его самых известных работ выделяется серия гравюр "Апокалипсис", "Рыцарь, Смерть и Дьявол, Св. Иероним" и "Меланхолия I", которые в дальнейшем стали предметом постоянного анализа и интерпретации. Акварели Альбрехта Дюрера выделяют его среди первых европейских пейзажистов, а его амбициозные гравюры принесли революцию в эту художественную форму.
Дюрер, хорошо разбиравшийся в искусстве итальянского Возрождения стал одним из первых художников, которые ввели классические мотивы в искусство Северного Возрождения. Его место ключевой фигуры в Северном Ренессансе подтверждается трактатами с изложением его взглядов в математике, перспективе и идеальных прпорциях.
Отец Альбрехта Дюрера ювелир, также Альбрехт, переехал в 1455 году в Нюрнберг из Венгрии. В 1467 он женился на дочери своего хозяина Барбаре Холпер. За 25 лет совместной жизни она родила ему 18 детей. Альбрехт был третьим ребенком и вторым сыном в семье. Его крестным отцом является Антон Кобергер, сослуживец отца и деда, который в то время стал работать печатником. Вскоре он стал самым известным немецким издателем, и его известные публикации содержится почти две тысячи гравюр выполненных методом ксилографии Михаила Вольгемута "Нюрнбергские хроники" (1493).
[381x320] |
[283x320] |
| Празник Розенкранц, около 1506 года | Алтарь Ландауэра 1511 год |
Альбрехт Дюрер стал известен в относительно раннем возрасте и осталось много автобиографических текстов, поэтому его жизнь достаточно хорошо прослеживается. С 1475 семья Дюрера живет в собственном доме, расположенном рядом с замком. Альбрехт Дюрер младший описывает свою мать, как прилежную и благочестивую женщину, которая смотрит за своими детьми. Она измучена частыми беременностями и это подорвало ее здоровье.
Отец Дюрера взяла его к себе в цех, чтобы научить его работе с золотом, но мальчик проявлял способности к живописи и в 1486 году пошел учеником к граверу Михаил Вольгемуту. С раннего периода сохранился автопортрет Альбрехта Дюрера 1484 года на пергаменте и "Мадонна с двумя ангелами" 1485 года. В конце 15 века, Нюрнберг был большим и процветающим городом, поддерживавшим тесные связи с Северной Италией и одним из центров книгопечатания в Европе. Вольгемут был самым известным в Нюрнберге художником и заведовал большой мастеракой где производили различные предметы искусства , в основном книжную ксилографию.
После окончания обучения у Вольгемута, согласно немецкой традиции, Альбрехт Дюрер предпринимает длительное путешествие в ходе которого совершенствует свое ремесло. Он отправился в путь в 1490 году, возможно, собираясь к Мартину Шонгауеру, который является ведущим гравером в Северной Европе, но тот умер незадолго до прибытия Альбрехта Дюрера в Кольмар в 1492 году. Неясно, где Альбрехт Дюрер путешествовал все это время, но, видимо, он посещал Франкфурт и Нидерланды. В 1493 году Альбрехт Дюрер отправился в Страсбург, где в то время жил известный скульптор Николаус Герхарт. К этому периоду относится его первый автопортрет, вероятно посланный к его невесте в Нюрнберг.
В начале 1492 Альбрехт Дюрер отправился в Базель, где он работал ювелиром у Георга, брата Мартина Шонгауэра. Там он создает свою знаменитую гравюру Св. Иероним. Вскоре после своего возвращения в Нюрнберг, 7 июля 1494 года , в возрасте двадцать трех лет Дюрер женился на Агнес Фрей. Договоренность об этом была достигнута еще во время его поездки. Агнес была дочерью местного художника, работавшего по латуни . Детей у них не было.
[330x860] |
[332x860] |
| Диптих «Адам и Ева». Ева. 1507 | Диптих «Адам и Ева». Адам. 1507 |
Первое путешествие в Италию и европейская известность. Спустя три месяца после свадьбы Альбрехт Дюрер в одиночку отправился в Италию , возможно, это было вызвано эпидемией чумы в Нюрнберге. В ходе своей поездки через Альпы он сделал эскизы акварелью, некоторые из которых сохранились в первозданном виде, в то время как другие он использовал в своих более поздних картинах, таких как гравюра "Возмездие".
В Италии, Альбрехт Дюрер отправился в Венецию, где он встретился с утонченным местным искусством. Под руководством Вольгемута Дюрера научился производить и печатать гравюры и ксилографии в немецком стиле, основываясь на технике Мартина Шонгаеэра. В Германии, он видел итальянскую живопись, но две его поездки в Италию оказали на него очень сильное влияние. Он писал, что Джованни Беллини хотя и старый, но все еще лучший из художников Венеции. В ходе своей поездки Альбрехт Дюрер, вероятно, также посетил Падую и Мантуи.
[660x454] |
| Озеро в горах акварель 1495 год. |
По возвращении в Нюрнберге в 1495 году Альбрехт Дюрер открыл свою собственную мастерскую. В течение следующих пяти лет, в его стиле все чаще проявляется итальянское влияние. Среди лучших работ этого периода, ксилография, в основном, на религиозные мотивы, но и со светскими сценами. Знаменитая серия из 16 гравюр отлично иллюстрирует "Апокалипсис" приурочена к 1498 году. В том же году Дюрер сделал первые семь гравюр "Страсти Христовы", а чуть позже - серию из 11 изображений Святого Семейства и различных святых. Около 1503-1505 годов он занимался подготовкой 17 первых иллюстраций из серии жизни Богородицы. Все эти образы были изданы в виде серии в следующем году, и с момента их создания пользуются большим спросом и продаются по отдельности в значительных количествах.
В это время, в течение десятилетия Дюрера потеряли обоих своих родителей - его отец умер в 1502 году, а его мать - в 1513 году. В этот период в своем творчестве Альбрехт Дюрер занимается в основном портретами, сохранилось и несколько его автопортретов. В лондонской Национальной галерее выставлен портрет его отца 1497 года, его автопортрет 1498 года находится в Прадо в Мадриде, портрет линдауерского торговца Освалда Крела находится в Мюнхене, его автопортрет 1500 года также в Мюнхене, портрет Фридриха Мудрого (1494/97) в Берлине... В 1500 году появляется выполненный с непревзойденным мастерством "Маленький Христос на кресте" находящийся сегодня в Дрезденской галерее.
[333x430] |
[326x430] |
| Меланхолия 1514 год | Рыцарь, смерть и дьявол 1513 г |
Гуманистическое направление в творчестве Альбрехта Дюрера можно увидеть в его иллюстрациях к "Quatuor Libri Amorum" (1502 год) Конрада Кельтиса, который в свою очередь высоко оценил Дюрера. Путешествие в Венецию в 1505 - 1506годах. В праздник Розенкранц Дюрер предпринимает вторую поездку в Венецию, где тогда работал великие художники Ренессанса венецианской школы - Тициан, Джорджоне (Джорджо Барбарелли) и Пальма иль Веккьо. Самое сильное впечатление на Альбрехта Дюрера производит Беллини, которого в письме он называет лучшим в изобразительном искусстве. В ходе своей первой поездки Альбрехт Дюрер научился ценить точность изображения и буквально воссоздать его, теперь же он понял, какая великая сила заключается в цвете, который позже станет оказывать на него значительно влияние.
[660x383] |
| Алтарь, Дерево, масло (после 1503), Старая Пинакотека. |
[350x490] |
| Дом в Нюрнберге, где с 1509 года жил и работал Альбрехт Дюрер. |
Немецкие купцы в Венеции заказали для Варфоломеевской церкви картину "Праздник Розенкранц", которую впоследствии император Рудольф II купит за большую цену. Она сегодня находится в Праге, в Национальной галерее. На картине Мадонна увенчана двумя ангелами.
В этой картине легко узнаваемо влияние венецианской школы. Хотя Альбрехт Дюрер получает все большее признание в Венеции и ему был предложен венецианским Советом годовой оклад в 200 дукатов в обмен на то, что он переедет на постоянное жительство в Венецию, он в конце осени 1506 года возвращается в Нюрнберг.
С 1509 года Альбрехт Дюрер был назначен в Верховный совет Нюрнберга, что дает основания полагать, что он занимался планированием проектов городского искусства. Сохранились некоторые незначительные работы в области гравюры на меди и дерева в эте годы.
Альбрехт Дюрер выпускает три впечатляющие серии резной работы по дереву. Это Малые Страсти (гравюра на дереве) (около 1509 и 1510 годов ) которая содержит 37 листов формата 130x100мм, Большие Страсти (гравюра на дереве 1510 год). Большие Страсти значительно отличаются от Малых Страстей и содержат 11 изображений из жизни Иисуса Христа и титульный лист и
Жизнь Марии (1510 и 1511годов) в 20 изображениях.
Уже в то время Альбрехт Дюрер сделал попытки рисовать на меди, так были созданы "Св. Вероника" и "страдания Христа и кающегося Иеронима". Оба изображения относятся к 1512 году. С этого момента Альбрехт Дюрер начал заниматься в первую очередь резьбой и гравировкой.
[305x430] |
[351x430] |
| Якоб Фугер, 1516/19 годы | Император Максимилиан I 1519 год |
К 1512 году относится небольшая картина "Дева Мария с голым младенцем на руках" и в том же году он создал ряд небольших гравюр, охватывающих часть истории страданий Христа. Император Максимилиан очень ценил его работы. Другие великие произведения этого периода: "Рыцарь, Смерть и Дьявол, Святой-Иероним", "Меланхолия".
В 1516/19 годах Альбрехт Дюрер работал несколько раз по поручению императора Максимилиана I. Из последних 1510/11 годов его работы в основном служат прославлению императора - кроме Альбрехта Дюрера в этом направлении работали и такие художники, как Ханс Бургмаер, Шойфелайн и Бек, еще Албрехт Альтдорфер, Лукас Кранах и Йорг Брой. В это же время выпускаются параллельно гравюры "Рыцарь, Смерть и Дьявол" (1513), "Святой Иероним" и "Меланхолия I" (1514) и портрет матери Альбрехта Дюрера за два месяца до ее смерти (1514 год), который является первым точным Портретом смертельно больного человека.
С 1518 по 1520 Альбрехт Дюрер посвятил себя исключительно теоретическим работам, таким как изучение характера. Летом 1518 года он представлял город Аугсбург в Рейхстаге Нюрнберга, где увековечил Якоба Фугера и других выдающихся личностей в своих работах. Альбрехт Дюрер познакомился с идеями Реформации и учения Мартина Лютера, который сказал, что он "помог в большой беде".
[330x915] |
[330x919] |
| Иоанн и Петр 1526 год | Марк и Павел 1526 год |
Путешествие в Нидерланды 1520-1521 годы С 12 июня 1520 года Альбрехт Дюрер с женой предприняли путешествие в Бамберг, Франкфурт, Кельн, в Антверпене и другие голландские города, оттуда они вернулись только в следующем году. Путешествие в Нидерланды было для него настоящим триумфом. Везде известного мастера встречали с восторгом. В Антверпене совет предложил ему годовой оклад в размере 300 гульденов, большой дом в подарок, бесплатное обслуживание и оплату всех его контрактов, и все это ради того,чтобы убедить его остаться постоянно в Антверпене. Князья, иностранные послы, ученые, такие как Эразм Роттердамский с уважением принимают его.
Вновь избранный император Карла V заверил его в своей королевской милости. Большим значением для Дюрера явился тот факт, что в ходе поездки он имел возможность ознакомиться для изучения с основными голландскими сокровищами искусства. Результатом его поездки для нас являются Дюрера путевые заметки в его дневнике, а также несколько изображений духовенства, дворян, художников. Его возвращение в Нюрнберг началось 2 июля 1521 года.
После возвращения в свой родной город Альбрехта Дюрера охватила страсть к творческой деятельности. За годы 1520/21 он привел оформление зала старой Пинакотеки в Мюнхене. Два монументальные работы Альбрехта Дюрера : фигуры апостолов Петра и Павла и евангелисты Марка и Иоанна в человеческий рост, которые символизируют четыре типа темперамента.
[220x264]Эти две работы были первоначально переданы городу Нюрнбергу и стояли в зале. К этому же году относится и картина "Иероним", лучшая из всех картин Дюрера, и портрет Якоба Муфела.
После поездки в Голландию Альбрехт Дюрера страдает от малярии и внезапно умер 6 апреля 1528, незадолго до своего 57 дня рождения.
Симптомы его болезни - в том числе весьма увеличенная селезенка изображена Альбрехтом Дюрером в письме к своему врачу. До последнего дня своей жизни Альбрехта Дюрера работал над подготовкой к печати одной из своих работ и обсуждал пропорции человеческого тела.
Дюрера похоронили возле могилы его друга Виллибальда Пиркхаймера на Нюрнбергском кладбище "Йоханесфридхоф "и долгое время его могила была покрыта простой металлической пластиной.
В 1681 Иоахим фон Сандарт отремонтировал его могилу.
В его честь уже в 19 веке были возведены памятники и бюсты. В Мире Интересного
Памятник Альбрехту Дюреру, расположенный на площади Albrecht Дюрер-Platz.