Триумф Вар-Равана
(из триптиха «Триумф Вар-Равана»)
Разбойник и убийца Вар-Раван прочно восседает на плечах двух безликих функционеров. Левый одет в облачение, какое носил первосвященник Каифа. Правый в современном костюме.
Тридцать серебреников
(Из триптиха «Мытарства Мастера»). В конверте, видимо, донос Алоизия Могарыча на Мастера: на листке можно разобрать слова «Будучи честным... настоящим доношу... что он хранит... нелегальную л<итературу>»
Спрут
(Из триптиха «Мытарства Мастера»)
«Стоило мне перед сном потушить лампу в маленькой комнате, как мне казалось, что через оконце, хотя оно и было закрыто, влезает какой-то спрут с очень длинными и холодными щупальцами»
Человечество увидит сквозь магический кристалл незамутненную воду реки жизни
(на самом деле в романе это звучит так: «Мы увидим чистую реку воды жизни… Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл…»)
Бегемот и Азазелло
(из триптиха «При свечах»)
«Теперь на шее у кота оказался белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке»
Изгнание нечисти
«Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны, будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства… поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши «боров». Подпись – Бегемот.»
Диалектика
«Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?»
Смерть
«Лицо отравленной менялось. Даже в наступавших грозовых сумерках видно было, как исчезало ее временное ведьмино косоглазие и жестокость и буйность черт. Лицо покойной посветлело и, наконец, смягчилось, и оскал ее стал не хищным, а просто женственным страдальческим оскалом.»
Прощание (лунная дорожка)
«Протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чем-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чем-то договориться.»