Это цитата сообщения
VinKen Оригинальное сообщениеСлово о кораблях
Викинги прекрасно владели искусством кораблестроения, были отчаянными мореходами.
Поэтому корабль играл огромную роль в их жизни, служил для многих основным жилищем, «родным домом».
За кораблем ухаживали, как за живым существом – украшали, чистили.
Cудно из Гокстада нередко называют самым красивым из всех найденных судов викингов.
[показать]
Корабль из Гокстада служил могилой (согласно предположениям ученых и "Инглинг саге") королю Олафу. Он был полностью снаряжен для плаванья веслами, парусом, якорем и провиантом. На каждом борту находилось 16 круглых щитов около 1м диаметром, выкрашенных в черный и желтый цвета.
После реставрации, корабль был выставлен в музее судов викингов в Осло.
[показать]
Драккары иногда внушительных размеров строились прочно с палубными надстройками до двух этажей на корме.
Они способны были ходить на веслах и под парусами и вмещали до 200 человек. Оснащались суда прямым парусом, расшитым узорами. Драккары не опрокидывались даже в сильные бури. Одним из секретов было то, что они «умели» всегда оказываться на самом высоком гребне волны.
Дошедшие до нас изображения кораблей викингов (VIII-IX вв.) носят примитивный характер.
Художник не ставил иных целей, кроме простого сообщения факта на поминальном камне, – это схема-намек на корабль, означающий путешествие в потусторонний мир.
Судно из Усеберга
музей судов викингов в Осло
[показать]
У викингов существовало два состояния: опасная военная жизнь на чужбине и короткие периоды жизни дома. Быт обеспечивали рабы. Постоянных столиц не было и резиденции конунгов часто менялись. В этих местах и получила свое развитие культура викингов в двух ее формах: литературной – сагах и поэзии скальдов – и прикладном изобразительном искусстве.
Викинги. Реконструкция.
[показать]
Викинги смотрели на искусство своеобразно. Оно было для них не формой отражения действительности, а средством для ее украшения. Их повседневная жизнь была малопривлекательной, и в короткие промежутки отдыха хотелось скрасить ее однообразие и грубость.
Главным средством для этого было устное творчество – рассказывание саг и скальдическая поэзия.
Викинги были воинами с развитым чувством чести и честности и им был чужд всякий вымысел.
Они не отличали фантазии или вымысла от лжи. Поэтому в сагах и в поэзии сообщать можно было только правду.
А приукрашивание допускалось лишь в изменении словесной формы, причем не в изменении смысла слов.
Они искали и находили возможность выразить одно и то же понятие разными словами.
Вместо того, чтобы сказать «ночь», один поэт говорил «долина мрака», другой – «бездна тьмы».
И слушателям было понятно, о чем идет речь. Такая шифровка известных слов посредством других получила название кеннингов. Например: «битва» – «буря копий» или «лязг дротиков». «Корабль» – «олень моря» или «медведь морских струй».
Постепенно кеннинги усложнялись. В результате стихотворение из четырех строчек превращалось в страницу, в набор слов, докопаться до смысла которых составляло особый труд. Так же обстояло дело с изобразительным искусством.
Оно тоже должно было служить средством украшения.
Украшались рукоятки мечей, пряжки ремней, кубок-рог для питья, украшения, поминальные камни, а также элементы жилья: деревянная посуда, наличники окон и дверей.
На Оркнейских и Фарерских островах до сих пор вяжут и плетут сети и свитера не только женщины, но и мужчины.
Старинные образцы вязки викингов дошли до нас в форме орнамента на камнях, в отделке деревянных частей домашнего интерьера и мебели, в иллюстрациях пергаментных книг. И расшифровать их можно подобно тому, как расшифровываются кеннинги скальдической поэзии.
Рунный камень.Скандинавия.
[показать]
Основой украшения был орнамент, который долгое время затруднялись обозначить каким-нибудь общеизвестным термином.
Его нельзя назвать «звериным», хотя кое-где стилизованные фигурки животных бывают вплетены в него.
Или растительным, ибо основа растения – лист и цветок – отсутствуют в нем. Нет и геометрических фигур: квадратов, треугольников, кругов и т.д.
И все же он близок к геометрическому, т.к. основой его являются линия и точка.
Из этих двух элементов построено все орнаментальное богатство эпохи викингов. Свой орнамент они взяли из жизни.
Они постоянно видели вокруг себя корабельные снасти, веревки, канаты, а также вязанные из шерсти вещи: сети для рыбной ловли.
Сама жизнь и породила их искусство.
Камень с Готланда
[показать]
В других областях изобразительного искусства викинги себя не проявили. Потому что эти области были чужды их жизни, представлению о мире. Они не изображали человеческое тело, считая это недопустимым, предосудительным.
Зато их владение линией прекрасно проявлялось, когда надо было изобразить коня или корабль.
Увлекаясь формой, преувеличивая ее значение, викинги не шли вразрез с правдой искусства, потому что брали эти формы в реальной жизни.
(Карина Бахтадзе. Скандинавия.)