• Авторизация


Памяти Иоанна Васильевича Грозного государя и царя Всея Руси. 31-03-2012 21:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Валера_Богуславский Оригинальное сообщение

Царь Иоанн IV Васильевич Грозный

18 марта (31 по "новому стилю") 1584 года скончался Царь Иоанн IV Васильевич Грозный

[показать]Иоанн IV Васильевич (25.8.1530–18.3.1584), первый Великий Князь (с 1533), официально помазанный на царство на Руси в 1547 г. и этим закрепивший преемственность от Византийского Второго Рима. Правление его врагами России всегда представляется исключительно в отрицательном свете. Даже перевод слова "Грозный" на все европейские языки сделан тенденциозно – как "ужасный", хотя "грозный" по-русски означает скорее "строгий", "грозящий" и не содержит отрицательной оценки.

Первый период правления рано осиротевшего молодого Царя проходил под исключительным влиянием св. митрополита Макария, при котором началась славная эпоха Земских Соборов (Стоглавый Собор – важная веха в духовной жизни Руси), выпущен "Судебник" (эта реформа судопроизводства дала возможность каждому защищать себя в суде; смертная казнь применялась только после рассмотрения дела Государем), возросла роль местного самоуправления народа посредством выборных людей; положено начало книгопечатанию и создана государственная система общеобразовательных школ.

Царь Иоанн IV положил конец беспокоившим Русь рабовладельческим ханствам, Казанскому (1552) и Астраханскому (1556), освободив оттуда сотни тысяч русских пленников. В 1560 г. русские войска одержали победу над Ливонским орденом, вернув на некоторое время старые русские города Колывань (Ревель), Юрьев (Дерпт, ныне Тарту) и др. (К сожалению, во второй период его царствования они были утрачены вследствие проигранной войны.) При Иоанне Грозном началось освоение Сибири (поход Ермака 1581–1582). Были основаны десятки новых городов и крепостей.

Трудный характер Грозного, сложившийся под влиянием жестокого боярского окружения, убивавшего на глазах молодого Царя его родственников, был на долгие годы смягчен его супругой, кроткой Анастасией. Кончина митрополита и любимой жены (1560, она была отравлена), а также циничные намерения боярства, в очередной раз проявившиеся при тяжело больном Царе в 1553 г. (бояре отказались присягать его сыну), – все это изменило поведение Царя, делая его все более жестким. Он начал расправляться с виновными и подозреваемыми, что в свою очередь увеличивало число его противников.

В апреле 1564 г. князь Андрей Курбский, близкий соратник и наместник Царя в Дерпте (Юрьеве), перебежал к литовцам, обвинив Царя в жестокости, и возглавил одну из польских армий в походе против Руси; в 1564–1679 гг. вел затем известную полемическую переписку с Царем... Немалая часть боярства симпатизировала Курбскому. В раздражении в декабре 1564 г. Царь покинул Москву в сопровождении верных ему людей с женами и детьми... Поездив по окрестным монастырям, Царь к Рождеству остановился в Александровской слободе, в 112 верстах от Москвы, где 3 января 1565 г. объявил о сошествии с престола из-за гнева на бояр...

Когда первое оцепенение москвичей прошло, столица взолновалась народными сходками: «Государь нас оставил, – вопил народ. – Мы гибнем. Кто будет нашим защитником в войнах?» Духовенство, бояре, сановники, приказные люди, проливая слезы, требовали от митрополита, чтобы он умилостивил Иоанна править, никого не жалея и ничего не страшася... 2 февраля Царь торжественно вернулся в Москву и приступил учреждению опричнины (особого войска с особой территорией и управлением) – как карательного органа против изменников. Остальная часть государства получила название земщины.

Целью Грозного было ослабить боярское влияние и укрепить централизованную царскую власть. Однако в достижении этих правильных целей Царь стал прибегать к самым суровым и не всегда христианским методам, даже преступным (уничтожались по доносам семьи с малыми детьми и целые роды с грабежом опричниками их имущества). За это Грозный Царь был безстрашно порицаем св. митрополитом Филиппом, который был арестован, незаконно лишен сана и поплатился за свое мужество жизнью в 1569 г. Тогда же опричниками были устроены массовые убийства в Новгороде (1570) и других городах. (Современные патриотические историки объясняют это необходимостью искоренения оставшихся очагов ереси жидовствовующих, но их было немного, при этом Царь опять-таки не различал правых и виноватых, убивая даже верное духовенство...)

В 1572 г. опричнина была отменена, хотя рецидивы ее продолжались и в дальнейшем. В 1575 г. Царь вновь "сошел с престола", поставив во главе земской части России "царем" крещеного касимовского татарина Семена Бекбулатовича – чтобы показать этим: недостойна земщина иметь Царем Иоанна Грозного...

В то же время необходимо отметить относительно критики Грозного западными историками и русскими либералами: на фоне жестоких нравов в тогдашней Европе Иоанн Грозный выглядит почти что ангелом в сравнении с Людовиком XI, Филиппом II Испанским, герцогом Альбой, Чезаре Борджиа, Катериной Медичи, Карлом Злым, Марией Кровавой, лордом-протектором Кромвелем и Елизаветой Тюдор. К тому же Грозный каялся в убийствах, а европейские монархи даже такого понятия не имели. В ту эпоху только одна Варфоломеевская ночь в 1572 г. в Париже унесла столько жизней гугенотов (около трех тысяч), сколько числилось жертв во всем синодике Грозного. В том же веке по закону против нищих и бродяг (крестьян, насильно изгнанных с их земли) в Англии были казнены десятки тысяч человек. Жертвы католической инквизиции в ту эпоху по всей Европе исчисляются сотнями тысяч; людей сжигали на кострах по одному лишь подозрению в нарушении презумпции невиновности. Казни часто осуществлялись с мучительными пытками (сдирание кожи, вытягивание кишок, четвертование, распиливание, что детально изображено на картинах Дюрера, Кранаха, Г. Давида). Ничего подобного на Руси не было.

Тем не менее мы как православные христиане должны дать нашему первому помазанному Царю свою безпристрастную и объективную, а не сравнительную с европейскими монархами оценку, особенно в наше время, поскольку споры о личности Иоанна Грозного обострились. Одни (либералы) считают его исчадием ада, другие (многие монархисты) – святым. Мы предлагаем искать видение этого вопроса – духовное, без впадения в крайности. Иоанн Грозный обладал должным историософским видением вселенского призвания Русского православного царства как удерживающего Третьего Рима, потому и стал первым Русским Царем-Помазанником, официально венчанным на Царство – то есть самым настоящим преемником Царей Второго Рима, "удерживающим". Возможно именно поэтому сатана обратил на первого Русского Царя свои ожесточенные атаки (он их всегда направляет против ведущих духовную брань), и под градом сатанинских искушений Грозный совершил немало поступков недостойных.

Он слишком полагался на массовые "хирургические" методы и грешил против христианской нравственности и справедливости; он не сделал Церковь своим союзником, а вынудил ее обличать его безсудные жестокости. Помимо того, он был отлучен от причастия по причине многоженства (у него было 7 жен, в том числе 5 венчаных, хотя Церковь разрешает венчание не более трех раз). Не желая прислушиваться к увещеванию святителя Филиппа, Грозный грубо попрал принцип симфонии государственной и церковной властей, что отразилось и на его Большой государственной печати 1577 г., на которой двуглавые орлы увенчаны одной-единственной короной с венчающим ее православным крестом (ранее в печати изображались две короны над каждой из орлиных голов, символизирующих симфонию).

Притом Грозным было огульно уничтожено и много достойных людей, что подорвало аристократический слой и саму династию. Пресечение царствования Рюриковичей и наступление Смутного времени многие тоже трактуют как последствие опричнины Иоанна Грозного...

Царь Иоанн Грозный прожил всего 53 года, видимо, тоже был отравлен (в его останках найдено повышенное содержание ртути). В последние часы жизни был пострижен в монахи и наречен Ионою. Будем надеяться, что в своих грехах он перед смертью успел покаяться...

Взято здесь: http://www.rusidea.org/?a=25033101

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Msaviya 31-03-2012-22:31 удалить
Считаю его одним из величайших правителей мира. Грозный оговорен во многом, в т.ч. в уничтожении новгородцев и, особенно, в отношениях с церковниками, лезущими во власть и по сей день. Кстати, хорошая подсказка по расшифровке символа теперешней России - двуглавый вполне "симфоничный" монстр, каковым и является союз узурпаторов и попов.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Памяти Иоанна Васильевича Грозного государя и царя Всея Руси. | ВЬЯСА - Дневник ВЬЯСА | Лента друзей ВЬЯСА / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»