«В давние времена, когда окружающие села пылали огнем из-за нашествий диких татарских орд, мужчины гибли от кривых их сабель, а женщины и дети просили помощи у Бога, явилась Богородица посреди неба и разбежались напуганные захватчики. А Матерь Божья, отдохнув минутку на земле, вернулась обратно на небо. Но остались два следочка Ее - один в Почаеве, а второй в Подкамне, и потекли из них источники чистой воды целительной» (Из старой Подкаменськой легенды)
Подкамень ... Один из многочисленных населенных пунктов Львовщины, расположенный на живописном взгорье. Более пяти с половиной веков насчитывает его письменная история. Ведь, согласно письменных источников, именно 1441 считается первым упоминанием о «городе под Камнем». За этот почтенный возраст не одно событие произошло на этой благодатной местности, сделав Подкамень одной из крупнейших жемчужин края.
Благодаря географическому расположению, благоприятному для проживания людей климату и богатому на водные источники, плодородные почвы, растительный и животный мир ландшафту, территория современной Пидкаменьщины привлекала к себе население начиная с древних времен.
Одним из свидетелей прошлого является уникальный памятник природы - скалистый великан, расположенный на высоком холме на северо-восточной окраине поселка, прозванный в народе «Камнем-Великаном».
По легенде, в незапамятные времена черти принесли с Карпат огромный камень, чтобы бросить его на Почаевскую Лавру. Но Господь то ли ослепил их, то ли вовремя отбил удар, и камень приземлился в 15 километрах от Почаева.
Одиноко стоящий на горе камень вероятно и дал название городку, раскинувшемуся у подножия холма.
Что и говорить, камень действительно выдающийся: глыба светлого известняка высотой в 17 метров и площадью десять на восемь. Никак его вниманием не обойдёшь, поэтому и окутан легендами и о нечистом, и о Довбуше, и о чудо-богатыре, который принёс камень на гору, чтобы возвести на нём крепость для защиты родной земли.
Геологи утверждают, что камень является останцем Толтово - Кременецкой гряды - протянувшегося неподалёку древнего кораллового рифа Сарматского моря, которое плескалось здесь около 10 миллионов лет назад.
Археологи, в свою очередь, утверждают, что уже в дохристианскую эпоху здесь было языческое капище, когда Червонную Русь населял загадочный народ белых хорватов, оставивший несколько камней-святилищ.
Находки у подножья Камня свидетельствуют об использовании его ранее в качестве идола, оберегающего местных жителей и близлежащие земли от всего злого.
Возможно именно с этими временами связывается ниша, сделанная в форме стилизованного сердца с западной стороны Камня. В ней могли проводиться дохристианские обряды древних жителей этой территории, приносились жертвы для умилостивления богов.
Возможно, капище тут было и при русичах до Крещения Руси, а до Монгольского нашествия на камне действительно была сторожевая деревянная крепость,при Даниле Галицком сменившаяся двухъярусным деревянным храмом.
Исследуя камень,археологи нашли в нём специальные пазы - крепления для брёвен.
Что ж, значит легенда о чудо - богатыре не лишена оснований!
И словно по исторической наследственности до сегодняшнего дня у западной окраины памятника сохранились каменные кресты от кладбища второй половины ХVII в., называемые в народе "казацкими".
Словом, место во всех отношениях таинственное.
Вероятнее всего к древнеславянским временам восходит и само название горы, на которой возвышается древний доминиканский монастырь - гора Рожаница. Благодаря историко-этнографический исследованием установлено, что языческие божества Рода, Рожаницы у наших далеких предков отождествлялись с процессом плодородия и рождения.
В глубине горы Рожаница, восточнее Камня, есть две пещеры со следами человеческой деятельности. Исследованиями Бродовского краеведческого музея в 2001 г. установлено, что они имели естественное происхождение и в древности могли использоваться как святилища, а позднее - как пещерные церкви монахов - отшельников.
Напротив Камня-Великана, на холме, возвышается греко-католический монастырь Происхождения Дерева Креста Господнего. В недалеком прошлом это был доминиканский римо-католический монастырь Успения Пресвятой Богородицы, Креста Господня, Апостолов Петра и Павла и всех святых.
Легенды повествуют, что первый крест на вершине холма был водружен ещё в середине XIII века. Но первые письменные упоминания о монастыре относятся к 1464 году.
Тогда владелец местечка Цебровский пригласил сюда отцов Доминиканского ордена. Как свидетельствуют древние предания, они остановились на одной из живописных возвышенностей, где построили деревянный костел.
Судьба монастыря не была лёгкой, не раз приходилось обороняться и защищать жителей местечка.
Как указывает надпись на древней монастырской иконе, в 1519 году доминиканский двор был уничтожен татарами, которые убили настоятеля Урбана и 12 монахов. Надпись дополнялся изображением доминиканцев, идущих на встречу с неприятелем с пальмовыми ветвями в руках.
Отстраивался монастырь долго и трудно, но XVII век стал для него периодом расцвета.
На средства магнатов Собесских был построен костёл Успения Пресвятой Богородицы, большой келейный корпус, колокольня...
А в 1719 году в небо вознеслась великолепная коринфская колонна с позолоченной скульптурой Богородицы.
Величавую барочную скульптуру, созданную известным в то время гданьским скульптором Кристианом Шобертом, подарил монастырю Ян Яблоновский. Таких богатых даров доминикане получали немало, обитель пользовалась уважением не только польской, но и европейской аристократии.
За почти трехсотлетнюю историю Богородица пережила не одно лихолетье. В период так называемого «Воинствующего атеизма» (1944-1991 гг) стояла она почерневшая, простреленная пулями... Но со времени восстановления монастыря Происхождения дерева Креста Господня в 1997 г. происходит явление, которое трудно объяснить словами - скульптура Божьей Матери, самоочищаясь, приобретает первоначальный ярко -желтый цвет.
Большое значение для нормализации жизни в монастыре мало сооружения колодца. Эта трудная работа продолжалась 18 лет и только в 1708 г. была закончена. Работа затруднялась тем, что на всю глубину приходилось долбить каменную скалу, которую «никакое железо не хотело брать". В записях С. Баронча сохранилась легенда, которая в упрощенном виде передает процесс строительства: «23 ноября 1690 после прочтения молитвы пролетел перед окнами аист и, сев на монастырском дворе, три раза ударил клювом о землю. Поняли отцы, что он указывает им на источник воды. Сначала работа продвигалась быстро, но через несколько саженей лопаты и кирки натолкнулись на твердую скалу. Расстроенные монахи уже решили прекратить работу, как появился бедный человек. Он посоветовал развести в яме большой костер из твердопородной древесины. Когда огонь погас, взялись монахи к работе и скала начала ломаться большими глыбами» .... Так повторялось каждый раз, пока на глубине 94 (по другим данным 97) м. не было достигнуто воды.
Монастырь гордился великолепной библиотекой, школой для художников и скульпторов и философско-теологическими курсами. Сто пятьдесят живших здесь монахов успевали заботится и о лечебнице для душевнобольных.
Однако, ни крепкие стены, ни добрая слава не смогли защитить монастырь ни от снарядов Второй мировой, ни от гонений, начавшихся в сороковые годы.
Монастырь вернули церкви совсем недавно в очень плачевном состоянии.
Именно они принимают студентов добровольцев, готовых работать над восстановлением обители. Лагерь многонационален: поляки и белорусы,итальянцы и австрийцы, украинцы и таджики... Здесь рады всем, чьи помыслы чисты.
Есть в Подкамне ещё одно примечательное место - часовня св. Параскевы Пятницы.
Часовня св. Параскевы Пятницы в Подкамне строилась как часовня доминиканского монастыря по проекту архитекторов А. Кастелли и Ф. Каппони. Она расположена недалеко от монастыря на дороге к Чертову камню. Благодаря своим большим размерам часовня сейчас используется как церковь. Памятник принадлежит к лучшим образцам барочной архитектуры.
Здесь бережно хранится след босой ноги Богородицы, отпечатавшийся в камне, когда она явилась людям в час смертельной беды. Вначале он хранился в доминиканском монастыре, а потом был перенесен в специально построенную часовню. Его при строительстве в 1739 году вмуровали в стену справа от входа, но за много столетий он истерся, т.к. камень песчаный, и осталось лишь место, где он находился.
Многое еще можно рассказать о Подкамне. Но лучше приехать туда самостоятельно и провести там хоть один день.
В заключение хочу сказать, что это уникальное место, где рождается Любовь. Почему ...рождается Любовь? Камень-Великан - фаллический символ (мужское начало), а гора Рожаница, а точнее, рукотворная пещера со святилищем на ее склоне - материнское лоно (женское начало). Вот и совместим обе точки восприятия, и, побывав в обеих получим возможность воссоединить в себе оба начала.
Но не забудем того, что Бог - есть Любовь и лишь с обращением к Нему мы можем получить ту Любовь, которой нам недостает в жизни. А значит, Подкамень не просто место, где можно соединить оба начала, но и зародить в себе Веру, Надежду и Любовь, что даст возможность постичь Софию - Премудрость Божью. Помните об этом всегда и везде .