Русское название праздника «происхождение» не совсем точно означает торжественную церемонию - крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение». Установлен в IX веке в Константинополе как местный, а в XII—XIII веках он утвердился во всех Православных церквах.
Греческий часослов 1897 года сообщает об истории установления праздника следующее: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть происхождение Честного Креста. По повелению Патриарха Московского Филарета (Романова) в 1627 году в этот день "по всем градам и весям " бывает крестный ход "ради воднаго освящения и просвещения ради людскаго".
Происхождение Честнаго и Животворящего Креста Господня на источник (уральская икона, XIX в.), автор неизвестен
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии. По традиции вместе с освящением воды совершается освящение мёда. На всей Руси совершают малое водосвятие, начинают сбор мёда и его освящение. С этого дня благословляется вкушение его нового сбора. По-иному Медовый Спас ещё называют Первый Спас, Спасовка, Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Медовый праздник, Пчелиный праздник, Проводы лета, «Макавей зельная» (белорус.), «Маковiя» (укр.), Маккавей.
Ф. В. Сычков. Водосвятие. 1916
Ещё этот день - праздник пчеловодов, когда пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты. "На первый Спас и нищий медку покушает", говорят в народе. Крестьяне полагали, что с этого дня пчёлы перестают вырабатывать мёд. Неизвестно откуда зашло в русскую деревню странное понятие о розах, но крестьяне считали, что когда перестают цвести розы, тогда происходит перемена и в росах. Действительно с 14 августа выступают росы хорошие и безвредные. На Руси совершают малое водосвятие, начинают сбор мёда и его освящение, благословляется его употребление в пищу — пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком.
Николай Богатов. Пасечник. 1875 г.
«Спасом на воде» медовый Спас именован в честь малого водосвятия. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые.
Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье». Отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. По погоде на 14 августа судят о том, каков будет третий Спас.
Первый Спас называют Медовым, потому что соты в ульях к этому времени наполнены до отказа, и пасечники приступают к сбору. Кроме того, лишь с медового Спаса по традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд. А без мёда в старые времена — лишение определённых радостей. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе делали множество безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.
МЕДОВЫЙ СПАС
Как пронзительна сегодня синева небес!
На ладони пчеловода сот пчелиных срез.
В геометрии природной - волшебство пчелы.
Золотистые кристаллы - грани и углы.
Капли меда янтарями падают в бидон.
Раздаётся над лугами колокольный звон.
Сколь целителен и вкусен освящённый мед!
К водосвятью православных колокол зовёт.
Там, за пасекой, церквушка - дерево, уют.
Богомольные старушки туески несут
Благодати волны льются из счастливых глаз.
Золотые пчёлки вьются. То-Медовый Спас.
По-особенному как-то лики зрят с икон,
Распылён лучом сквозь окна золотистый фон.
Помолюсь святым иконам, к каждой подойду,
Ведь когда-то их писали краской на меду.
И наличники витые- тоже словно мёд.
С нами нынче все святые. Вот он, крестный ход!
Воспевает дьякон трубно - эхо по полям,
Слава Богу! Слава пчёлам, травам и цветам!
Деревянный храм Господень - кружево, янтарь...
Цвета мёда стены, купол и святой алтарь.
Как пронзительна сегодня небосвода синь!
Здравствуй, Спас святой, медовый!
С праздником!Аминь.
1 августа в Русской Церкви также совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в воспоминание победы, одержанной Андреем Боголюбским над волжскими булгарами в 1164 году. Благоверный князь взял в поход чудотворную икону Владимирской Божией Матери и Честный Крест Христов, пред сражением усердно молился, прося защиты и покровительства Владычицы.