[показать] [240x338]
Имя Иеронима Босха прочно ассоциируется с эпохой Средневековья, со страстями, страданиями, грехами, чертями и демонами, его работы – синоним загадочности, таинственности, это удивительнейшие ребусы, познать смысл которых человечество стремится уже несколько веков.
Творчество Босха не знает аналогов, если не говорить о многочисленных последователях и подражателях. Это уникальное явление, которое имело колоссальное влияние на дальнейшее развитие художественной культуры.
Многие произведения Босха посвящены событиям из жизни Иисуса и святых и говорят о борьбе со злом. Однако наибольший интерес представляют сцены, основанные на пословицах о человеческих грехах и причудливых аллегориях, которые ожили под кистью гениального творца. Неправильные пропорции тел, абсолютное равнодушие к перспективе, обилие чертей и иных фантастических существ – это то, что делает произведения Босха самобытными и завораживающими.
При жизни художника он был очень популярен, а после смерти слава его просто гремела, находя поклонников не только в лице деятелей культуры, но и среди королей. Однако потом наступил резкий спад и забвение, которые окончились лишь в XIX веке. За эти годы большинство произведений были безвозвратно утеряны.
Картины великого Босха позволяют иначе взглянуть на жизнь и, пожалуй, увидеть самую её изнанку. В них ярко прослеживается идея вечного поиска человеком своей истинной сути, своего предназначения. Работы таинственного нидерландского мастера завораживали и продолжают завораживать людей благодаря своей удивительной глубине и оригинальности, близости и непостижимости одновременно. С этим связано и огромное влияние творчества Иеронимуса Босха на развитие мировой культуры.
Образы, созданные мастером, воскрешаются и в XX веке. Сюрреалисты (например, Андре Бретон, автор первого манифеста сюрреализма) на основе фрейдизма связывали живопись Босха с автоматизмом. Все образы, согласно теории автоматизма – это результат транса или свободной («автоматической») ассоциации. Босха объявили «живописцем бессознательного», то есть предтечей сюрреализма. Линию Босха во многом продолжают художники-сюрреалисты и символисты. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили Босха своим духовным отцом.
Влияние Иеронимуса Босха мы видим и в широком творческом направление «dark art» (от англ. – «темное искусство»), включающее в себя как живопись, дизайн, так и музыку, своеобразную идеологию. К сожалению, дарк-арт часто связывают лишь с жуткими кровавыми картинками, но такой подход несправедлив. Истоки дарк-арта, считающегося современным направлением, стоит искать в творчестве художников конца XIX века Одилона Редона и Эдварда Мунка.
К Босху часто обращаются и мастера современного кино. В фильме венгерского режиссёра Золтана Фарби «Пятая печать» можно то и дело видеть образы, созданные нидерландскими живописцем. Это подчеркивает глубину проблем, поднятых в этой философской притче о противостоянии человека и власти. Образы Босха используются для оформления видео-клипов, например, они вдохновили создателей клипа группы Metallica «Until it Sleeps».[245x70]