До недавнего времени художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869-1947) был известен как автор картин и рисунков на историко-революционные темы, выдержанных в духе советского официоза. Его работы воспроизводились, например, в "Истории гражданской войны", изданной в СССР в 30-40-е годы. Однако не так давно в интернете появилась серия акварелей Владимирова из американских собраний, которая совершенно перевернула представление об этом художнике. На его рисунках, относящихся к 1918-1923 гг., революция предстает не в пафосно-героическом, а в сниженно-бытовом, зачастую откровенно гротескном виде — пьяные красногвардейцы, солдаты-вандалы в Зимнем дворце, крестьяне, растаскивающие барское добро, хамоватые люмпены и прочие персонажи, хорошо известные по мемуарной литературе. В то же время картины жизни голодающего Петрограда потрясают своим глубоким трагизмом. Как же попали рисунки Владимирова в Америку? Это отдельный, увлекательный сюжет. |
Сожжение орлов и царских портретов 5 марта 1917 г. 1917. Тревожные вести. 1917. Сын русского и англичанки, Иван Владимиров свободно владел английским языком. До 1918 г. он был художником-корреспондентом двух иллюстрированных журналов — русской "Нивы" и английского "The Graphic". При этом свои рисунки для английского журнала подписывал: John Wladimiroff. Практически всю свою жизнь художник провел в Петербурге – Петрограде – Ленинграде. Все события, имевшие место в "колыбели революции", происходили на его глазах. Согласно Википедии, в 1917-1918 гг. Владимиров служил в Петроградской милиции. Но, судя по рисункам, бывал он и в провинции, имея возможность наблюдать жизнь крестьян. Так называемая "Красная гвардия" в Петрограде. Рисунок из журнала "The Graphic" от 19 января 1918 года. Источник: http://kapuchin.livejournal.com/776823.html В 1921 г. в голодающем Петрограде начала работать ARA — Американская администрация помощи. Владимиров, как человек, знающий английский язык, принял в ней деятельное участие и близко сошелся с американцами — прежде всего с Фрэнком Голдером и Дональдом Рэншо. Также среди его друзей были люди, работавшие в России по линии YMCA — Спэрджен Милтон Кини (Spurgeon Milton Keeny) и Этан Теодор Колтон (Ethan Theodore Colton). Все четверо приобретали его рисунки, которые затем вывезли в Америку. За подробной информацией об этих личностях отсылаю читателей к журналу ljwanderer ARA-персонажи. Историк Фрэнк Голдер, специализировавшийся на изучении русско-американских отношений, в 1914 и 1917 гг. приезжал в Россию, где стал очевидцем революционных событий. В 1920 г. его привлекает к работе Герберт Гувер, задумавший создать при своей alma mater — Стэнфордском университете — научный институт, посвященный изучению Первой мировой войны и ее последствий. По заданию Гувера Голдер начинает скупать книги, периодику и разнообразные архивные материалы для института. В 1921 г. он едет в Советскую Россию по линии ARA, которой также руководил Гувер, и становится неофициальным посредником между большевиками и американским правительством (дипломатических отношений с США тогда не было). Голдер был потрясен голодом в Петрограде и бедственным положением русского образованного класса. Видимо, это послужило побудительным мотивом для приобретения им акварелей Ивана Владимирова, изображающих ужасы военного коммунизма. Платил он художнику 5 долларов за рисунок из своих личных средств. После отъезда Голдера из России в 1923 г. в связи с прекращением работы ARA, хлопоты по приобретению рисунков Владимирова взял на себя Спэрджен М. Кини. 26 июля 1923 г. он пишет Голдеру, что в коллекцию Гувера отправлено в общей сложности 30 работ художника и есть возможность приобрести еще десять. В письме от 21 мая 1924 г. Голдер разрешает Кини потратить 100 долларов на заказы для Владимирова, с расчетом, что в дальнейшем рисунки будут приобретены институтом Гувера. Ныне 37 работ Владимирова находятся в архиве Гуверовского института, еще 10 — в собрании библиотеки Брауновского университета в Род-Айленде. Есть они также и в частных собраниях. В 1967 г. в США был издан фотоальбом "Russia in Revolution", в котором были воспроизведены рисунки Владимирова из собрания Брауновского университета. Часть акварелей была нарисована художником специально для американцев, с подписями на английском языке. На одном из рисунков есть дарственная надпись: "To Mr. Renshaw a souvenir of the hungry years in Petrograd with my sincere regards John Wladimiroff 19 June 1923." (Г-ну Рэншо на память о голодных годах в Петрограде. С искренними пожеланиями Иван Владимиров 19 июня 1923 г.) ![]() Фрэнк Голдер (справа) и Дональд Рэншо в Петрограде. 1923 г. Напрашивается вопрос — а не был ли художник двуличен? Почему для советской власти он рисовал одно, а для американцев другое? Когда он был искренен? Следует заметить, что плакальщиком по царским порядкам Владимиров никогда не был. Убежденный демократ, он принимал участие в уличных боях в Петрограде в 1905 г. и падение монархии в феврале 1917 г. встретил с энтузиазмом. Однако то, что последовало за октябрьским переворотом, не могло не вызвать у него ужаса и отвращения. В начале 20-х годов Владимиров, подобно многим другим представителям русской интеллигенции, воспринимал безумные коммунистические эксперименты как временное недоразумение, которое рано или поздно должно закончиться. Но когда оказалось, что большевики — это всерьез и надолго, ему волей-неволей пришлось стать на путь конформизма и начать рисовать скучную советскую пропаганду. Вместе с тем, и в некоторых поздних работах художник не утратил острого взгляда, внимания к выразительным бытовым деталям. Вандализм в Зимнем дворце. 1918. Разграбление винной лавки. Петроград. 1919. Изъятие банкнот и облигаций в банке Вавельберга (Невский просп., 25). 1919. Крестьяне возвращаются после разгрома помещичьей усадьбы в окрестностях Пскова. 1919. Разгром помещичьей усадьбы. 1926. Музей Современной истории России Помещик и поп приговариваются к расстрелу революционным трибуналом. Валдай. 1919. Духовенство на трудовой повинности (по очистке конюшен). 1918. Буржуазия на трудовой повинности. 1920. Конвоирование арестованных В подвалах ЧК. 1919. Дома у генерала Бутурлина. 1919. Семья греется у печки-буржуйки, которую топят выломанными паркетными дощечками. Но паркетом много не натопишь. Разборка деревянного дома на дрова. Голодные годы в Петрограде. Горячий суп из общественной столовой. 1919. Вариант того же сюжета: семья "бывших" людей, несущая скудный паек, и новые хозяева жизни. На улицах Петрограда. 1918. Семья "бывших", согнанная с квартиры. 1918. Голодные годы в Петрограде. Разделка павшей лошади. 1919. Поиски съедобного в помойной яме. 1919. В последний путь Генерал — князь Васильчиков в его нынешнем положении. Sic transit gloria mundi (Так проходит мирская слава). Петроград, июнь 1922 г. Крестьян, разграбивших помещичьи усадьбы, теперь самих грабит голодный город. Реквизиция скота в деревне в окрестностях Луги. 1920. Перед обыском и изъятием. 1920. Реквизиция продовольствия в окрестностях Пскова. 1922. Изъятие церковных ценностей. 1922. Церковные ценности изымались под предлогом борьбы с голодом. Но настоящую помощь голодающим оказали международные благотворительные организации. Расхищение продовольственной помощи от Красного Креста. 1922. Помните гражданина Корейко, укравшего целый состав с продовольствием для голодающих Поволжья? Продовольственная помощь от АРА. 1922. Священник с продовольственной помощью от АРА. 1922. Отдельной темой рисунков Владимирова было изображение советской повседневности, зачастую весьма ироничное. Вот, например, дети пролетариев "приобщаются к искусству" в Летнем саду. Спортивные состязания в императорских садах. Петроград, июль 1921 г. Еще один вид "приобщения к искусству": рояль, утащенный из разоренной барской усадьбы, служит игрушкой для деревенских ребятишек. У рояля. 1920-е годы. Фотограф в деревне. 1918. Урок коммунизма для крестьян. 1922. В театре. Царская ложа. 1918. На посту. 1918. Здесь, похоже, тот же самый красноармеец. Характерны руки — в золотых часах и кольцах, "реквизированных" у буржуазии За чтением газеты "Правда". 1918-1923 гг. А здесь два нахала — красноармеец и краснофлотец — пристают к женщине из "бывших". Некому защитить. 1921. Игра в карты. 1922. Гуляние. 1920-е гг. "Субботник". 1923. Галантный кавалер. 1923. Советский служащий привел свою даму в ресторан. Замечательно выражение лица старого лакея: "Не тот клиент пошел!" Гранд-отель "Европа". 1923. В пивной "Старая Бавария". 1920-е годы. За знакомство! 1923-1925 гг. Трактор в деревне. 1925. Последняя картина — уже начало нового, советского периода в творчестве художника, однако элемент иронии присутствует и здесь. Автопортрет. 1910. Частное собрание. |