Рик Ваутерс (Hendrik Emil (Rik) Wouters), бельгийский художник с трагической судьбой.Его короткая жизнь сверкнула как яркая звезда в пронзительных красках на его картинах. ![]() Родился Рик Ваутерс в городе Мехелен, знаменитым своим колокольным литьем и колокольной музыкой. Русское выражение «малиновый звон» происходит от французского названия города — Малин (фр. Malines). |
У отца Рика была небольшая мастерская, в которой изготавливалась резная мебель в античном стиле,именно там Рик получил первые навыки работы с деревом, вырезая орнаменты и украшения. Рик начал работать в мастерской отца уже в 12 лет, а в 15 уже твердо знал,что будет скульптором. В каждом приличном бельгийском городе была своя академия искусств, была такая и в Мехелене.Рик учился сначала в родном городе, но потом поступил в класс "Искусство - Природе" Чарльза Ван дер Степса в Королевской Академии Изящных Искусств в Брюсселе. В Брюсселе художественная жизнь бурлила не менее интенсивно чем в Париже. Новые друзья, знакомство с Эдгаром Титгатом и Жаном Брюссельмансом и главное, встреча с Нел, молодой натурщицей,которая стала его музой и любовью на всю его недолгую жизнь. ![]() В 1905 году Рик и Нел (Hélène Duerinckx) становятся мужем и женой. ![]() Счастье большой любви и бедность шли рука в руку. Недолго пожив в небольшом деревенском домике влюбленной паре пришлось поселиться в доме отца в Мелехене, где Рик снова стал работал в мебельной мастерской и на фабрике фарфора. Жизнь в родительском доме была не сахар, Нел обстирывала, убирала и готовила на всю семью, а у Рика совсем не оставалось времени заниматься скульптурой и живописью, к которой у него стал возникать все больший интерес. ![]() Автопортрет с трубкой ![]() Прожив год и три месяца в Мелехене Рик и Нел снова возвращаются в Брюссель. Рик выставляет несколько живописных и скульптурных работ на выставках и получает второй приз на выставке молодых художников за скульптуру Dromerij (Мечтатающая). ![]() Вместе с призом государство выделило молодому художнику грант в 500 франков, большая сумма по тем временам, на которую можно было снять небольшую студию на целых два года. Неле продолжала оставаться любимой моделью Рика Ваутерса. Женщина с заколкой ![]() Осень ![]() В 1909-ом Рик, вдохновленный искрометными танцами Айсидоры Дункан, создает скульптуру "Неразумная Дева"("The Foolish Virgin", другое название "Crazy Violence"). Моделью служит все та же Нел. ![]() Трудности молодой семьи продолжаются, иногда приходится экономить на еде, чтобы купить столь необходимые краски. Облегчение приходит с появлением в Брюсселе французского антрепренера Georges Giroux, который был очарован экспрессией "Неразумной Девы" и фовистской палитрой картин Рика. Georges Giroux открывает свою собственную галерею, Gallery Giroux и заключает первый в истории Бельгии контракт с художником. Галерея обязалась выплачивать Рику Ваутерсу 200 франков в месяц. В свою очередь художник обязывается продавать свои произведения только через галерею, оставляя ей 50% с продажной стоимости картины. На картинах Рика Ваутерса буйство красок, в лучших традициях фовизма ![]() Терраса в ботаническом саду ![]() Две женщины перед зеркалом ![]() Иногда картины выглядят незаконченными, художник боится, что дополнительные детали будут отвлекать от центрального образа. Автопортрет в черном вельветовом костюме ![]() Портрет мужчины с соломенной шляпой ![]() Портрет госпожи Жиро, жены владельца галереи ![]() Автопортрет ![]() Иногда стиль художника смягчается и уходит в сторону от чистого фовизма. ![]() Две женщины за шитьем ![]() Лежащая женщина, Неле конечно ![]() Автопортрет ![]() В 1912 Рик совершил две большие поездки, в Париж и в Германию. В Париже Ваутерс снова открывет для себя живопись Матисса и Сезанна, оказавших на него такое большое влияние, в Германии это экспрессионисты и старые мастера. В 1913-ом году снова поездка в Париж, на этот раз визит рабочий, Ваутерс работает над декорациями к пьесе Генри Филдинга "Том Коротышка" в театре Фоли Берже. В этом же году Рик получает премию Пикара, 600 франков, на эти деньги Рик и Нел покупают небольшой кусочек земли и начинают строить скромный домик, в которой они въезжают весной 1914-го. Кульминацией стала персональная выставка в феврале 1914 в gallery Giroux. Выставка имела большой успех, но часы-календарь Золотого века уже отсчитывали последние дни. Еще в декабре 1913-го Ваутерс получил предписание прибыть в случае мобилизации в Льеж, в военные казармы. Вряд ли Рик мог предполагать, что у него осталось всего несколько месяцев мирной жизни. 31-го июля была обьявлена мобилизация и вскоре разразилась война. Бельгия храбро сражалась, задержав немецкое наступление на Францию и сковывая значительные германские силы.Раздраженные яростным сопротивлением германские войска в отместку начали террор против мирного населения. Рик Ваутерс и его однополчане защищали Льеж и отчаянно дрались под Антверпеном. Льеж пал 7-го августа, Антверпен держался больше месяца, но после разрушения фортов тяжелой артиллерией немецкие войска вошли в город. Небольшой отряд Рика попал в плен, но вместе с несколькими товарищами Рику удалось бежать в соседнюю Голландию, которая оставалсь нейтральной. Там их интернировали и поместили в лагерь, сначала в Амерсфорте(Amersfoort), потом перевели в Зейст(Zeist). Нейтралитет Голландии держался тогда на ниточке и правительство вынуждено было уступать германским требованиям. В лагере здоровье Рика резко ухудшилось, его преследовали сильнейшие головные боли,неожиданно ухудшилось зрение. На помощь пришли бельгийские и голландские друзья, Рику разрешили видеться с Нел, которой удалось пробраться в Голландию, друзья снабдили художника холстами и красками и он снова смог рисовать. Решающим оказалось вмешательство Эмиля Верхарна, Рику разрешили покидать лагерь, возвращаясь вечером. Каждый день он ездит на процедуры в военный госпиталь в Утрехте не теряя надежды поправиться. Несмотря на лечение и неколько операций лучше Рику не становится. Друзья продолжают хлопотать за него, Рика освобождают условно, Eppo Harkema оплачивает его лечение и снимает для него и Нел небольшую квартиру в Амстердаме. Окна квартиры выходят на канал с постоянно снующими лодками и ставший сюжетом нескольких картин Рика. ![]() Женщина, сидящая перед окном ![]() Не забывает Ваутерс и о своем первом призвании, скульптуре. Домашние заботы ![]() В июле 1915-го доктора выносят неутешительный диагноз, рак верхней челюсти. Облучение радием и повторные операции не помогают, после одной из них приходится удалить челюсть и левый глаз. Рик страдает от сильнейших болей и не может спать, воспоминания Нел об этом периоде невозможно читать. Несмотря ни на что, Рик продолжает работать и готовиться к выставке, которая состоялась в феврале 1916-го в Stedelijk Museum. Автопортрет с повязкой ![]() 5-го апреля Рик покидает свою квартиру и ложится на последнюю операцию. 11-го июля 1916-года художника не стало. Последние дни с ним вместе были отец и верная Нел. Вот такой была Нел ![]() Нел рядом с "Неразумной Девой" ![]() После смерти Рика жизнь Неле была нелегкой, годы взяли свое, но она навсегда осталась молодой в скульптурах и на картинах художника, музой которого она была. ![]() P.S. Фамилия художника по разному пишется в русскоязычных изданиях и интернете (Уотерс, Ваутерс, Воутерс). В этом небольшом эссе фамилия художника и названия некоторых картин следуют написанию, которое использовалось во "Всеобщей истории искусств" вышедшей в 60-ых годах. |