«Вулканическая соната», «извержение вулкана», «пламенный поток в гранитном русле», «изумительная, нечеловеческая музыка» – такими эпитетами награждали исследователи и поклонники творчества Людвига ван Бетховена его Сонату № 23 фа-минор, известную под заглавием «Аппассионата» (в переводе с итальянского – «воодушевленная», «страстная»). Как и некоторым другим бетховенским сонатам, имеющим заглавия, автор ей названия не давал – идея принадлежала Кранцу, издавшему сонату в Гамбурге после смерти композитора, но поистине трудно представить себе определение более удачное: соната исполнена бушующих страстей.
Сам Бетховен не сомневался, что это лучшая из его сонат, а содержание ее – подобно Семнадцатой сонате – связывал с «Бурей» Уильяма Шекспира, пьесой, в которой воспевается торжество человеческой воли и разума. Произведение поражает и своим масштабом, и степенью накала страстей (примечательно, что Антон Рубинштейн, столь выразительно и обстоятельно высказывавшийся на своих концертах-лекциях о других бетховенских сонатах, в отношении «Аппассионаты» предпочел поступить в соответствии с известным изречением Роберта Шумана («Лучший способ говорить о музыке – это молчать о ней») и только исполнить ее – с исключительным вдохновением).
Столь грандиозное произведение не могло быть создано в короткий срок – над «Аппассионатой» Бетховен работал в течение нескольких лет. В те годы Бетховену приходилось преодолевать многое – и ограничения, которые налагала на музыканта надвигающаяся глухота, и личные драмы, и разочарование в былых кумирах… но все это не приводит в отчаяние, а заставляет бороться и выходить победителем. И потому не трагедийность, а героика задает тон образному строю «Аппассионаты».