XXвек прошел под знаком одновременных унификации и диверсификации человеческого опыта. Тело — самая близкая, «голая» человеческая данность — не могло избежать всех драматичных процессов, которые сделали XXвек самым насыщенным столетием истории
	
Тело в концлагере
Геноцид — слово, обретшее в XXвеке богатую и страшную жизнь. Нацистский лагерь смерти Освенцим (Аушвиц), в котором было уничтожено около миллиона евреев, теперь превращен в мемориал. Здесь можно увидеть горы обуви и протезов, навсегда разлученных с телами своих владельцев — свидетельство массовости насильственной смерти, поражающее едва ли не больше, чем фотографии трупов.
	
Фото: Dawid Galus
	
Фото: Oleg Yunakov
Тела убитых заключенных в нацистском концлагере вскоре после его освобождения. Непосредственный контакт немцев с изможденными телами убитых впоследствии станет частью программы денацификации.
В 545 судах американским военным командованием было разобрано более 900 тысяч дел.
	
Фото: Wikimedia
Страница из рукописных воспоминаний Евфросинии Керсновской — одной из свидетельниц ГУЛАГа, проведшей в лагерях двенадцать лет. Текст и иллюстрация повествуют о «куриной слепоте» — следствии лагерного авитаминоза.
	
Фото: gulag.su
Заключенные «Особлага Вайгач» на добыче свинцово-цинковой руды, начало 1930-х. Неимоверные трудовые нагрузки были повседневностью ГУЛАГа.
	
Фото: Wikimedia
Тело и пропаганда
Идеальное «арийское» тело в скульптурном изображении Арно Брекера, 1939.
	
Фото: Wikimedia
На советском плакате пропаганда спортивного образа жизни сочетается с пропагандой социализма и культа Сталина, 1938.
	
Фото: Wikimedia
На плакате 1929 года советская труженица противостоит не только проституции, но и капиталистическому образу жизни.
	
Фото: Wikimedia
Знаменитый американский военный плакат «We Can Do It!» был призван поднять мораль фабричных работниц, но, будучи переоткрытым в 1980-х, стал одним из символов феминистской пропаганды.
	
Фото: Wikimedia
Отходящий от традиции гиперреализма китайский плакат 1987 года, пропагандирующий политику контроля рождаемости «Одна семья — один ребенок».
	
Фото: Wikimedia
Тело в кино
Теда Бара — секс-символ немого кино 1910-х, первая звезда, созданная только силами кино и ради кино, раннее воплощение «роковой женщины», «женщины-вамп». На снимке — Бара в роли Клеопатры.
	
Фото: Wikimedia
Полуобнаженное и соблазнительное тело Луизы Брукс в «Деле об убийстве канарейки» (1929). Именно Брукс стала в это время законодательницей мод в области женских причесок, которые начали укорачиваться.
	
Фото: Wikimedia
Cильвестр Сталлоне и Арнольд Шварценеггер — два экстремальных идеала мужской красоты и силы, утвержденные спортом и кино. Сталлоне принесла слава роль боксера Рокки, Шварценеггер до карьеры в кино и политике уже был знаменитым культуристом и носил титул «Мистер Вселенная» (1967).
	
Фото: Gage Skidmore
В основе кровавых и натуралистичных фильмов ужасов вроде «Живой мертвечины» (1992) — не только желание шокировать зрителя запретным, но и художественное изживание жестокостей XXвека.
	
Фото: IMDb
Тело и танец
Тереза Дункан, приемная дочь Айседоры Дункан, танцует на развалинах Акрополя, 1921. Фотограф Эдвард Штайхен назвал свою модель «реинкарнацией греческой нимфы».
	
Фото: Wikimedia
Один из величайших танцоров XXвека — Мерс Каннингем.
	
Фото: Wikimedia
Тело и искусство
Один кубист пишет портрет другого кубиста: тело человека разделено на плоскости, на фрагменты, что сигнализирует о конце цельного восприятия тела. Открытия кубистов, поначалу возмущающие общество, открывают дорогу новым художественным взглядам на человека
	
Фото: Wikimedia
Хуан Грис. Портрет Пабло Пикассо, 1912. Чикагский институт искусств
Одна из скульптур швейцарского скульптора Альберто Джакометти, сводившего тело к минимуму элементов: скульптура почти равна собственной тени.
	
Фото: LizNealon
Одно из самых дорогих произведений искусства по стоимости создания и самая дорогая работа ныне живущего художника — созданный Дэмиеном Херстом платиновый слепок человеческого черепа, инкрустированный 8601 бриллиантом. Зубы скульптуры, названной «FortheLoveofGod», — настоящие человеческие зубы.
	
Фото: Wikimedia
ОЛЬГА ВИНОГРАДОВА