Трансактный анализ в повседневности.Родитель, Взрослый, Ребенок-ч2.
05-06-2012 05:06
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Продолжая тему трансактного анализа, хочу поговорить об еще одном виде “нарушения”. Напомню, что в прошлом после я говорила, о том, что в основе трансактного анализа лежит концепция Берна. Она гласит – в человеке можно выделить три психический состояния (эго-состояния) Родитель, Взрослый, Ребенок (дитя).Эго-состояние Взрослый — проявляется так, что человек ведёт себя, мыслит и чувствует по принципу «здесь и сейчас» и адекватно реагирует на то, что происходит вокруг него, используя весь потенциал взрослой личности. Эго-состояние Родитель — проявляется так, что человек ведёт себя, мыслит и чувствует, копируя одного из своих родителей. В Родителе человек мыслит в соответствии с морально-нравственными нормами, используя понятия «хорошо-плохо», «правильно-не правильно». Эго-состояние Ребёнок — проявляется так, что человек возвращается к поведению, мышлению и чувствам своего детства, боится, гневается, чувствует обиду, несправедливое к себе отношение и т.д.
Я уделяла внимание ситуациям, в которых одно из этих состояний отсутствует или гипертрофировано. Теперь мне хочется поговорить о другом возможном варианте, когда эти роли не имеют четкой границы, наслаиваются друг на друга.
Пересечения кругов называются контаминацией. Контаминация - это восприятие человеком содержания его Ребёнка и\или Родителя как части содержания Взрослого.
Контаминации бывают двух видов — предрассудки и иллюзии. Предрассудки формируются тогда, когда человек ошибочно принимает Родительские девизы за реальность. Эти девизы обычно начинаются словами «все», «всегда». Например: «Людям нельзя доверять», «Все мужчины хотят одного», «Все чеченцы по своей природе — бандиты» и т.д. Очень распространены предрассудки об особенностях некоторых национальностей, о мужском и женском характере и др. Иллюзии формируются тогда, когда человек затуманивает своё взрослое мышление заблуждениями — детскими представлениями о себе и об отношении к себе окружающих. Это фантазии, принимаемые за реальную действительность. Например: «Я не нравлюсь людям», «Я не могу бросить курить (похудеть, бросить выпивать)», «У меня нет склонности к иностранным языкам», «Всем будет лучше, если я умру», «Меня никто не слушает» и т.д. (К слову, бывают и позитивные иллюзии.)
Роль психотерапевта, если к нему приходит клиент с подобной установкой, это задавая ему простые и конкретные вопросы вывести клиента, обратно во взрослое состояние. Т.е. говорить “из взрослого” обращаясь “ко взрослому”. Потому, что чем больше клиент находится в реальности, чем больше связи с ней, тем больше у него сил и энергии, что бы самому решать свои проблемы.
Родитель и ребенок, в отличие от взрослого, делятся на две составляющие
У Родителя это Контролирующий Родитель и Заботливый Родитель.
У Ребенка Свободный (естественный) ребенок и Адаптивный Ребенок.
//далее
Сначала рассмотрим Родителя. У обоих состоянии есть свои плюсы и минусы. Есть свои крайности. Родитель это всегда оценка, позитивная или негативная.
Контролирующий Родитель являет собой запреты, санкции, наказания. Минусами является гипер-контроль, людям с выраженным контролирующем родителем, как правило, не возможно угодить, они постоянно критикуют, такие люди скупы на похвалу, зато они всегда знают, что и как нужно делать, щедры на критику. Характерны выражения “Тебе нельзя ничего доверить”, “Ты все ломаешь”, “Руки у тебя не оттуда растут” и тд. К плюсам Контролирующего Родителя относятся: четкие правила с четким последствиями за их нарушения, возможность позитивной оценки (“Ты сделал это хорошо, молодец”), разумный контроль за действиями (например, крикнуть человеку “Стой”, если Вы видите, что он сейчас наступит в открытый люк).
Заботливый Родитель – это советы, поддержка, опёка, забота. Минусами является гиперопека, такой человек всегда норовит оказать свою помощь, когда его об этом не просили, все принести на подносе и кормить Вас из ложечки. Дети, чьи родители были именно такими, вырастают неподготовленными к жизни, у них слабо развит Взрослый (ибо нет надобности, за тебя все решат), они не самостоятельные. К плюсам можно отнести поддержку, заботу. Поведение заботливого родителя уместно при общении со стариками и болящими. Однако, чрезмерная забота умаляет нормального человека, это обесценивание. Например, если Ваш близкий пришел с работы уставший, то поведение из заботливого родителя нормально, но если Вы перед его уходом на работу постоянно говорите “Надень шапочку” или “Подожди я тебе дам, принесу еще одни носочки”, это обесценивает человека к которому Вы обращаетесь, ибо подразумевается, что сам он этого сделать не в состоянии. Тоже, кстати, касается и чрезмерно контролирующего родителя, потому как умаляется возможность человека быть хорошим, возможность самому контролировать свои действия.
Теперь, перейдем к Ребенку. Он так же бывает двух видов – Свободный ребенок и Адаптивный ребенок. В мир мы приходим, как свободный ребенок, и только как Свободный ребенок. Свободный ребенок это мое “хочу”. Маленький ребенок, хочет только того, что он хочет – поесть, попить, поспать, согреться. Он какает когда хочет, писает когда писается, и кричит если что то не по его. И стоит ему закричать, как сразу весь мир в лице папы и мамы преобразуется, склоняется над ним и начинает выполнять все его потребности, еще при этом и умиляясь. Такое поведение нормально и естественно до определенного возраста. Но вот ребенок подрастает, и то что вчера радовало и умиляло родителей, сегодня стало нельзя. Теперь нужно проситься на горшок, есть когда положено и так далее. И за те вещи, которые раньше было можно, теперь почему то следует наказание. Теперь нужно говорить “спасибо” тетеньке которая очень не нравится, читать стишки гостям на табуреточке, когда очень не хочется. Родители в этот момент преследуют совершенно благую цель, они хотят сделать ребенка членом социума. Но ребенок в этот момент переживает сильный стресс. Потому что, то, что вчера было можно теперь нельзя. И ребенок “превращается” в адаптивного ребенка. Адаптивный ребенок это правила. Он всегда следует правилам. Мы действуем исходя из адаптивного ребенка, когда за рулем не нарушаем правила дорожного движения, переходим улицу на зеленый свет и тд. Но бывает и другой вариант, когда ребенок вместо того, что бы действовать так как от него хотят взрослые начинает противиться. Такое состояние Адаптивного ребенка называется – бунтарь. Мотив – все делать наперекор. Если бабушка, собирая ребенка в школу, пятьдесят раз сказала “надень шапочку, на улице -20”, он ее никогда не оденет и придет с отмороженными ушами, но если бабушка не видит, он уже зашел за угол, то вполне возможно он ей и воспользуется. К слову, а вот если бабушке свойственна не только гипер опека ввиде пятидесятикратного повторения, но и гипер контроль в том, что бы проследить дошел ли ребенок до школы, а никуда ли он не свернул, то достичь своей цели, что бы ребенок не отморозил уши, у нее нет никаких шансов. Это состояние плохо и для ребенка. Только с виду бунтарь может показаться свободным. На самом же деле: а) бунтарь отличается от свободного ребенка тем, что действует не так как хочет на самом деле, а вопреки. (б) адаптивный отличается от свободного тем, что действует как надо, положено, должно.) Плюсами Свободного ребенка является: хороший, качественный секс, творчество, умение создавать что то новое, умение расслабиться. В принципе творчество и расслабление это “функции” Ребенка. Но, например, человек пишет стихи. Если человек пишет стихи хорошо, но как Брюсов, или хорошо, но так же как Брюсов, он пишет их из состояния Адаптивного ребенка. А Адаптивный ребенок, не может создавать что-то принципиально новое, он может делать хорошо на подобии, так же как. Создавать и творить может только Свободный ребенок.
В заключении, хотелось бы добавить несколько слов о Взрослом. Взрослый решает задачу здесь и теперь, его цель найти наилучший способ решения проблемы, он многовариантен (в отличии от ребенка и родителя).
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote