• Авторизация


ИЛЛЮСТРАЦИИ К РУССКИМ СКАЗКАМ (БИЛИБИН И.Я.) 20-03-2012 02:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[302x334]Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) выполнил иллюстрации к русским народным сказкам "Царевна-лягушка", "Перышко Финиста-Ясна Сокола", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белая уточка", к сказкам А. С. Пушкина - "Сказка о царе Салтане"(1904-1905), "Сказка о золотом петушке"(1906-1907), "Сказка о рыбаке и рыбке"(1939) и многим другим.

И. Я. Билибин разработал систему графических приемов, которые дали возможность объединять иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной страницы. Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.

Художник стремился к ансамблевому решению. Плоскость книжной страницы он подчеркивал контурной линией, отсутствием освещения, колористическим единством, условным делением пространства на планы и объединением различных точек зрения в композиции.

Одной из значительных работ Билибина были иллюстрации к "Сказке о царе Салтане" А. С. Пушкина. Эта сказка с ее многокрасочными картинами древнерусского быта дала богатую пищу билибинской фантазии. С поразительным мастерством и большим знанием изображал художник старинные костюмы и утварь. Он отразил основные эпизоды пушкинской сказки. Однако между листами серии заметны различные источники стилизации. Иллюстрация с изображением Салтана, заглядывающего в светлицу, отличается эмоциональностью и напоминает зимние пейзажи И. Я. Билибина с натуры. Сцены приема гостей, пира очень декоративны и насыщены мотивами русского орнамента. Лист с плывущей по морю бочкой напоминает знаменитую "Волну" Хокусаи.  

Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка напоминал труд гравера. Набросав на бумаге эскиз, он уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя ее резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью. В зрелый период творчества Билибин отказался от употребления пера, к которому иногда прибегал в ранних иллюстрациях. За безукоризненную твердость линии товарищи шутливо прозвали его "Иван - твердая рука".

В иллюстрациях И. Я. Билибина 1900-1910 годов композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа. Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. Условное деление пространства на планы и объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют сохранить плоскостность. Совершенно исчезает освещение, цвет становится условнее, важную роль приобретает незакрашенная поверхность бумаги, усложняется способ обозначения контурной линии, складываеся строгая система штрихов и точек.

Дальнейшее развитие билибинского стиля состоит в том, что в более поздних иллюстрациях художник от лубочных приемов перешел к принципам древнерусской живописи: цвета становятся звучнее и насыщеннее, но границы между ними обозначены теперь не черным проволочным контуром, а тональным сгущением и тонкой цветной линией. Краски кажутся сияющими, но сохраняют локальность и плоскостность, а изображение порой напоминает перегородчатую эмаль.

 

Работы художника:

 

[700x392]

Дворец Додона. Эскиз декораций к первому акту оперы Н. А. Римскою-Корсакова «Золотой петушок». 1909г

 

[408x600]

Иллюстрация к русской народной сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то - не знаю что...»

 

[391x600]

Крым. Батилиман. 1940г

 

[514x600]

Книжный знак А. Е. Бенакиса. 1922г.

 

[700x678]

Концовка для журнала «Мир искусства». 1899

 

[467x600]

Иван -царевич и Жар-птица. Иллюстрация к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». 1899

 

[470x600]

Иван -царевич и Жар-птица. Иллюстрация к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». 1899

 

[468x600]

Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы Яги. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1899

 

[481x600]

Обложка к сказке «Василиса Прекрасная». 1899

 

[460x600]

Баба Яга. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1900

 

[466x600]

Василиса Прекрасная и белый всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1900

 

[700x458]

Заставка к сказке «Василиса Прекрасная». 1900

 

[413x600]

Красный всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1900

 

[466x600]

Черный всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1900

 

[393x600]

Красный всадник (Полдень или Солнце). Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1902

 

[700x265]

Заставка к сказке «Перышко Финиста Ясна-Сокола». 1900

 

[700x459]

Девица и Финист Ясен-Сокол. Иллюстрация к сказке «Перышко Финиста Ясна-Сокола». 1900

 

[293x600]

Девица в лесу. Иллюстрация к сказке «Перышко Финиста Ясна-Сокола». 1900

 

[700x414]

Заставка к сказке «Царевна-Лягушка». 1899

 

[700x650]

Иллюстрация к пристказке «Жил-был царь...» из книги «Царевна-Лягушка».1900

 

[700x547]

Рисунок из книги «Царевна-Лягушка». 1901

 

[409x600]

Рисунок из книги «Царевна-Лягушка». 1901

 

[700x275]

Заставка к сказке «Марья Моревна». 1900

 

[700x448]

Добрый молодец, Иван-царевич и три его сестры. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна». 1901

 

[475x600]

Иван-царевич и «рать - сила побитая». Иллюстрация к сказке «Марья Моревна». 1901

 

[700x446]

Кащей Бессмертный. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна». 1901

 

[700x439]

Заставка к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 1901

 

[467x600]

Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 1901

 

[700x306]

Концовка к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 1902

 

[467x600]

Дети и белая уточка. Иллюстрация к сказке «Белая уточка». 1902

 

[490x600]

Вольга с дружиной . Иллюстрация к былине «Вольга». 1903

 

[628x400]

Река Кемь. Открытое письмо.1904

 

[700x440]

Село Подужемье. Эскиз открытого письма. 1904

 

[700x557]

«Тут он в точку уменьшился, комаром оборотился...». Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина. 1904

 

[700x527]

«Во все время разговора он стоял позадь забора...». Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина. 1904

 

[700x544]

Пир. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина. 1905

 

[700x316]

Торговые гости у Салтана. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина. 1905

 

[386x600]

Вологодская девушка в праздничном наряде. Рисунок для почтовой открытки. 1905

 

[700x220]

Дадоново войско. Разворот. Иллюстрация к «Сказке о золотом петушке» А.С.Пушкина. 1906

 

[700x546]

Звездочет перед Дадоном. Иллюстрация к «Сказке о золотом петушке» А.С.Пушкина. 1906

 

[700x512]

Царь Дадон перед Шамаханской царицей. Иллюстрация к «Сказке о золотом петушке» А.С.Пушкина. 1906

 

[700x544]

Обложка к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. 1908

 

[396x600]

Стрельчиха перед царем и свитой. Иллюстрация к сказке «Поди туда - не знаю куда». 1919

 

[407x600]

Андрей-стрелок и Стрельчиха. 1919

 

Получать новые записи на почту:

 

[показать]

 

Смотрите также: "ВИНТАЖНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ В КАТЕГОРИИ "ОТВЯЗНЫЕ ДЕВЧОНКИ" (41 ФОТО)" 

Источники: www.artsait.ru, www.graphic.org.ru

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (7):
15-04-2011-02:36 удалить
У меня в детстве такие книжки были :-)
20-04-2013-14:54 удалить
Лучшая радиостанция!!! "50 WHISKEY" http://50w.101.ru


Комментарии (7): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ИЛЛЮСТРАЦИИ К РУССКИМ СКАЗКАМ (БИЛИБИН И.Я.) | DangerVip - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОГ DANGERVIP | Лента друзей DangerVip / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»