• Авторизация


Без заголовка 22-02-2012 19:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения teyty Оригинальное сообщение

ПОБЕДИТЕЛЕЙ НЕ СУДЯТ. ЭПИЛОГ.

сочинение на больную тему:
в трех частях,
с прологом и эпилогом


[770x510]


ЭПИЛОГ,
или над пропастью в тоске



легко служить идеям и богам, они намного проще, чем живые люди... (с) хань сян-цзы


В Отечестве испокон веку существует, по крайней мере, три безыдейных занятия: искать виноватого, строить планы и делить окружение на наших - не наших. Безыдейных не значит неумных. Безыдейных как раз потому, что выводы делаются: во-первых, быстро, спонтанно и без достаточных оснований, во-вторых, в отсутствие полной информации, и в-третьих, как раз - без цели и понимания желаемого результата. Думается, что нет смысла отступать от исторически сложившегося. Единственное, что стоит сделать - это попробовать избежать эффекта "граблей". Что ж, начнем с очевидного.

Начало эпохи перемен

[700x440]


Последняя зафиксированная на русском ДВ максимальная численность жителей - 8 056,6 тыс. была отмечена по состоянию на 01.01.1991г. Начиная с этого момента, регион потерял свою привлекательность для потенциальных мигрантов, потому что исчезли жизненные стимулы. Дальневосточники в послереформенное время стали ощущать свою ненужность.

Дальневосточный Федеральный округ, Дальний восток России
Численность населения 2010 г. - 7,00 миллионов
Численность населения 2030 г. (прогноз) - 5,46 миллионов
Число жителей/кв.км территории 2010 г. - 1
Коэффициент суммарной рождаемости 2009 г. - 1,58
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении 2009 г. - 65,9
Сальдо миграции 2009 г. - минус 17.919
Средний возраст 2010 г. - 36,7


Миграционные потоки из фактора увеличения численности населения превратились в фактор его уменьшения. Начиная с 1989 г. ДВ получил устойчивое отрицательное миграционное сальдо. На 01.01.2011г. на Дальнем Востоке проживало 7000,5 тыс. чел. За период после переписи населения 1989г. регион потерял 15,6% собственного населения (в среднем по России - 1,7%). По прогнозу Росстата, наиболее вероятно, что к 2016г. численность населения ДВ сократится до 6,7 млн., что сопоставимо с демографическими показателями 1976–1977г.г.

[700x513]


По тем же прогнозам, в случае неизменности государственной и региональной политики на территории ДВФО, к 2015г. регион может потерять еще порядка 500 тыс.чел., а число жителей прогнозируется к 2025г. в показателях стремительного уменьшения более чем на треть (около 4,5 млн.чел.). Такими темпами к 2050г. при неизменности демографической ситуации на Дальнем Востоке число жителей может составить порядка 4 млн.

Ситуация усугубляется снижением рождаемости у женщин наиболее благоприятного детородного возраста (25–29 лет). При более интенсивном сокращении рождаемости Дальний Восток опережал Россию по темпам увеличения смертности. Так, за 1991-2002гг. в регионе смертность увеличилась на 59,3%, в России - на 43,0% (т.е. выше среднего на 16%, что катастрофично). Смертность в расчете на 1000 чел. увеличилась с 11,4 в 1991г. до 16,3 в 2002 г. по России, на Дальнем Востоке соответственно с 8,6 до 13,7. В результате пересечения идущей вверх кривой смертности и падающей вниз кривой рождаемости имеют место своеобразные демографические кресты над Россией и Дальним Востоком.

Миграция периода 1991–2002г.г. обусловила 88,5% общего сокращения числа жителей в регионе - это потеря собственного населения ДВ, поскольку этот показатель не учитывает прибывших мигрантов. Пик миграционного оттока пришелся на 1992–1995г.г., когда жители интенсивно покидали северные территории ДВ. Существует комплекс факторов, обусловливающих отток населения с Дальнего Востока, начавшийся в начале 90х годов прошлого века. Среди них: распад СССР, либерализация цен и падение производства во всех отраслях экономики, безработица, низкая оплата и неудовлетворительные условия труда, жилищные проблемы. Как результат - резкое ухудшение экономической ситуации и падение уровня жизни большинства населения региона после 1991г., что при экономической нестабильности явилось главной причиной повышения миграционной подвижности населения и его оттока из региона.

[700x465]


Развитие ДВ зависит от того, станет ли он регионом, где жизнь и экономическая деятельность людей происходят не в экстремальных, а в нормальных условиях. В противном случае при любых инвестициях серьезный экономический результат получить банально невозможно, поскольку население будет рассматривать свое пребывание в регионе как временное. А ДВФО и в перспективе не может рассчитывать на прирост населения за счет других районов страны. Во всяком случае, до тех пор, пока доходы в других регионах остаются более высокими.

Вместе с тем, ДВ - важная пространственная и ресурсная часть современной России, богатая минеральными ресурсами, сельскохозяйственным сырьем, здесь находятся крупнейшие месторождения углеводородов, угля, алмазов, крупные месторождения черных, цветных и редких металлов и других рудных и нерудных полезных ископаемых. Территория располагает огромным энергетическим потенциалом, включая запасы и ресурсы нефти, газа, конденсата, угля, природного урана, а также ресурсы гидро-, приливной, ветровой, геотермальной энергии, кроме того, имеется значительный потенциал развития сегментов машиностроения. В то же время ДВ, кроме уже озвученной депопуляции, отличается и низкой экономической плотностью территории, со слабо развитыми транспортной, энергетической и социальной инфраструктурами.

[600x600]


Еще одна проблема, влекущая значительное удорожание затрат при перевозках и грузов, и пассажиров - отдаленность региона от остальной частью России. Довершают глобальность проблематики - экстремальные природно-климатические условия на большинстве территорий региона, наличие изолированно работающих энергосистем и энергорайонов, затратность и неэффективность структуры энергоисточников.

Тенденции

Логика поведения ханьского государства веками диктуется лишь жесткой целесообразностью. В конце января главный рупор китайской пропаганды - газета "Жэньмин жибао" - опубликовал скандальный материал, посвященный необходимости создания Евразийского альянса во главе с Китаем и Россией. Лейтмотивом звучал лозунг о более активной интеграции Поднебесной и РФ дабы противостоять существующим угрозам, главной из которой усматриваются попытки США насадить свою волю всему миру.

Единственно, что привлекает в таком альянсе - так это возможность насолить Вашингтону. Но, по всей видимости, если и удастся преградить путь американцев к мировому господству, то сразу после этого в самом альянсе непременно начнутся внутренние конфликты. И это вовсе не надуманные суждения - это объективная реальность, которая существовала в любых союзах и альянсах во все времена. Конгломераты, которые создавались для противодействия общему врагу, рано или поздно распадались. В лучшем случае это происходило бескровно (т.с. бархатно), в худшем - начиналась военная конфронтация.

При этом как-то совершенно пугающе выглядит заявление ханьцев о том, что одной из главных задач современного Китая является "завоевание Западной части Евразии". Такое расплывчатое указание геостратегических интересов Китая может быть связано с тем, что Великий дракон пока еще находится в стадии ожидания перед своим главным броском. А мишенью такого броска может оказаться в качестве "западной часть Евразии" и Ближний Восток, и Западная Европа. В такой ситуации можно предположить, что Китай готовит себе устойчивую платформу в виде российских стратегических ресурсов (как военных, так и экономических) на случай своей экспансии. Но какой будет эта экспансия? Кто знает. Если предположить, что она будет чисто экономической, то заявление выглядит по меньшей мере странно: своим дешевым товарным экспортом и дешевыми рабочими руками Поднебесная и так уже подмяла полмира.

Вообщем, Пекин недалеко ушел от имперской завоевательной болезни, а точнее - вплотную подошел. И сегодня Великий дракон нуждается во временных союзниках. Но с кем Поднебесная в нынешних условиях может подружить против Белого дома? С Индией - было бы возможно, но тут вспоминается Тибетский вопрос, с Малайзией и прочими Полинезиями - слишком жадны, да и исповедуют от ислама до вуду, с Ираном - вроде уже поздно, с Индокитаем - так это тоже практически завтрак дракона, с Японией - нереально. И вот тут-то Россия и представляется тем единственным калифом на час, нужным Поднебесной для планомерного движения к статусу очевидной супердержавы.

Ханьские инициативы как всегда выглядят весьма привлекательными только на первый взгляд, а при ближайшем рассмотрении проявляются увесистые подводные камни, которые могут утащить Россию на дно.

Мотивы, которыми руководствовались лидеры государства, принимая решения по ДВ и политике России в АТР, вобщем-то понятны. И следуют они из их понимания национальных интересов и угроз безопасности России и представлений о будущем мира и российского государства. При этом очевидно, что нынешнее решение Москвы об укреплении тихоокеанского вектора российской внешней политики и развитии Тихоокеанской России - вполне осознанный и продуманный ход, который вполне укладывается в традиционную российскую систему культурных ценностей и мировых координат.

Основных причин, которые заставляют сомневаться в успехе затеянного, две. Первая - способ восприятия российским обществом и государством Восточной Азии и собственной азиатской периферии. Вторая - отношение к России в Восточной и Юго-Восточной Азии, той самой, которая определяет будущее АТР и всего мира.

Кого винить?

Строя и предлагая руководству страны планы интеграции России в Восточную Азию и АТР, российское экспертное сообщество нередко опирается на спорные посылки и выводы, выдавая желаемое за действительное. Самая первая из таких спорных посылок – представление об интеграции стран Азиатско-Тихоокеанского региона как едином и всеобщем процессе, в котором и России обязательно найдется местечко, прежде всего, по причине ее богатого и столь нужного региону ресурсного потенциала. Но в реальности нет ни общерегиональной интеграции, ни ковровой дорожки, расстеленной для России.

Идеи азиатско-тихоокеанской интеграции, действительно, выдвигаются и активно обсуждаются, в том числе через создание единых транспортных и энергетических сетей. Но реальная интеграция идет сегодня лишь по линии соглашений о свободной торговле, к заключению которых пока не готовы ни Россия, ни ее восточные соседи. И в обозримом будущем российские шансы на интеграционную смычку со странами Северо-Восточной Азии и АСЕАН, особенно при сохранении нынешних подходов к региону, мизерны.

Стихийные интеграционные процессы на региональном уровне происходили в последние полтора десятилетия в приграничных районах России и Китая. Однако эти процессы скорее пугают, чем вдохновляют центральную власть. Последние действия российского правительства - прессинг против китайских торговцев и рабочих, российских челноков и "помогаек" - скорее разрушают, чем укрепляют эти пусть не идеальные, но реально существующие интеграционные модели.

Более того, России пока не может добиться заметных успехов во взаимодействии со странами региона. Наибольший прогресс достигнут в отношениях с Китаем , но только благодаря активности и настойчивости самого Китая, которому пока нужны сегодня дружественная Россия, ее сырье и поддержка в мировой политике. Несмотря на долгие разговоры, так и не сформирована стратегия России в Восточной Азии в целом, основы ее политики в отношении ключевых стран региона. Все строится спонтанно, зачастую на ощупь, отталкиваясь от благих желаний, смутных представлений и каких-то личных симпатий и интересов.

Словами Виктора Ларина: "Главная причина всех неудач России на Востоке - это отсутствие в государстве критической интеллектуальной массы для подготовки, принятия и - самое главное - реализации адекватных политических, социальных и экономических решений в отношении как всего Азиатско-Тихоокеанского региона, так и восточных районов России. Кроме того, столичная бюрократия в массе своей лично не заинтересована в укреплении восточного вектора российской политики".

Традиционная и естественная западная (проевропейская) ориентация российской политической и экономической элиты (и не только московской, но и местной, дальневосточной) усугубляется (а в части и определяется) незнанием, непониманием и неприятием реалий конфуцианского Востока. Сегмент академического сообщества России, ориентированный на изучение современной Восточной Азии, столь мал, что не может оказывать заметного влияния ни на формирование и принятие политических решений в отношении этого региона, ни на восприятие его населением страны.

Незнание и непонимание реалий далеких от Москвы окраин, как ДВ, так и Восточной Азии в целом, но осознание необходимости каких-то действий влекут за собой принятие популистских решений, которые стоят России времени, денег и репутации. Такое реагирование оборачивается непоследовательной и противоречивой энергетической политикой на Востоке, которую зарубежные эксперты оценивают как контрпродуктивную, углубляющую недоверие к России в странах Азии.

Аналогичным образом решаются ключевые проблемы восточных районов России. Наконец-то осознав, что депопуляция ДВ является угрозой безопасности государства, правительство включило его южные районы в Программу переселения соотечественников из-за рубежа. Однако переселенческая программа провалилась, и прежде всего потому, что интересы государства и иммигрантов при выборе мест нового вселения кардинально расходятся.

Наконец, последний, но важный симптом: в Концепции национальной безопасности России - Азиатско-Тихоокеанский регион вообще не упоминается. Единственное исключение - обстановка на Корейском полуострове, как один из тревожных факторов мировой политики. Нет угроз - нет и проблем? Однако все главные внешние угрозы национальной безопасности России, упомянутые в документе (политически нестабильные территории, дисбаланс в энергетических возможностях и потребностях, распространение ядерного оружия, терроризм, трансграничная организованная преступность), легко обнаруживаются и в Восточной Азии.

Все это подтверждается исследованиями зарубежных экспертов, что основой для принятия политических решений об активизации политики России на ДВ, сближение с Китаем и Индией, стали не идеи евразийства или стремление стать частью Азии, а новый виток конфликта с Западом, стремление установить с ним равноправные отношения и сохранить особое место России в мире.

По словам того же Виктора Ларина: "Чрезмерный западный крен во внешней и внутренней политике России может обернуться рядом неблагоприятных последствий. Хотя бы потому, что творцы этой политики не могут четко определить, в каком направлении и с какой скоростью надо двигаться и к чему стремиться. Опоздание грозит консервацией периферийного статуса Тихоокеанской России и дальнейшим пребыванием ее на окраине как европейского, так и азиатского экономического и культурно-цивилизационного пространств".

При этом ситуация в последние годы не улучшается. Решение Совета безопасности РФ об ускоренном развитии ДВ - чисто технократическое и не означает принципиального изменения отношения политической и экономической элит страны, так и основной массы населения к Восточной Азии в целом и к ее российской составляющей, в частности. Более того, европейски ориентированное и консервативное общественное мнение России не поспевает за стремительными переменами, которые демонстрирует сегодня Восточная Азия. Самый яркий и уже хрестоматийный пример - это кардинальное изменение облика Поднебесной, за которым стоят многочисленные новые нюансы в мировоззрении, психологии и политике руководства страны.

Сырье, кругом сырье

В одной сфере российский ДВ уже опоздал лет на двадцать. Ведь именно с развалом СССР фактически закончилась финансовая самодостаточность региона. Теперь очередь самостоятельности. В прочем, в современных условиях можно потерять не только экономическую, но и физическую самостоятельность. Китай уже лидирует по темпам роста экономики и оказывает влияние на стратегическое будущее региона, на его экономическую структуру. Уже сегодня производители подстраиваются под интересы Китая и выполняют все требования потенциального партнера. А требования просты: Великому дракону нужны в неограниченных количествах лес, газ и нефть и все это даром. За цену, пусть самую несерьезную, у Китая есть свой уголь.

[600x500]


За последние 7 лет, в расчете на российский импорт леса на северо-востоке Китая построены гигантские деревообрабатывающие комплексы, способные перерабатывать до 110 миллионов кубометров древесины в год. Только в соседнем с Хабаровском Суйфэньхэ построено около пятидесяти деревообрабатывающих предприятий. В расчете на российский импорт нефти, Китай развивает нефтехимическое производство. Так, в Даляне нефтеперерабатывающие заводы способны производить до 20 миллионов тонн нефтепродуктов в год, а в провинции Хэйлунцзян планируется исполнить десятилетний план (к 2015г.) по строительству 90 нефтеперерабатывающих предприятий. И зная ханьцев, нет сомнений в том, что этот план будет выполнен.
Бывший губернатор Хабаровского края в течение 15ти лет сетовал на то, что из края вывозится необработанная древесина, но так и не смог принять ни одного запретительного документа. 15 лет бывший губернатор говорил о необходимости создания отечественных предприятий замкнутого цикла переработки леса. И все. Только говорил, подведя черту в интервью в сентябре 2011 года, когда уже будучи полпредом президента в ДВФО сказал: "Мы загружаем их предприятия, даем развиваться их экономики, вместо того, чтобы производить продукцию у себя, оставлять добавочную стоимость и развивать свое производство. А еще даем им рабочие места. В Китае только в деревоперерабатывающей отрасли занято два миллиона человек, а у нас от силы несколько тысяч". Местечковая интеграция в действии.

Чем сердце успокоится?

По мнению экономистов, чтобы дать импульс развитию экономики ДВ, не надо выдумывать новых форм и методов, надо посмотреть, как работает в этом направлении Поднебесная.

Так лесо- и нефтеперерабатывающие производства работают в Китае вдоль российской границы, тем самым, китайцы создали на своей территории некую контактную зону, которая является буфером в экспорте и импорте товаров и услуг.

Эксперты обращают внимание, что подобную экономическую контактную зону с сопредельными экономиками стран Северо-Восточной Азии (СВА) можно сформировать вдоль границы на нашей территории. Эта контактная зона сможет опираться на крупные промышленные предприятия: в Благовещенске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Уссурийске, во Владивостоке и Находке. Именно здесь должен быть создан своеобразный фильтр, который будет поставлен на пути сырьевых, транспортных и энергетических потоков, обеспечивая производство добавленной стоимости, повышение доходности региона.

[600x500]


Пока выделяют два широтных пояса экономического развития, которые потенциально привлекательны для частных инвесторов.

Первый из них: южный широтный пояс экономического развития, который идет вдоль Транссибирской магистрали. Здесь наряду с крупнейшими городами сосредоточены центры обрабатывающей промышленности. Формирование и развитие второго пояса - северного широтного экономического пояса, возможно посредством создания в нем производственно-транспортных (инфраструктурных) зон (ИПТЗ). Формирование этого пояса должно опираться на сырьевые ресурсы.

[600x500]


[600x500]


В качестве пилотных проектов с 2009 года(!) рассматриваются Нижнеангарская зона в Красноярском крае, Южно-Якутская зона в Республике Саха (Якутия) и Ванинско-Совгаванская зона в Хабаровском крае.

Перспективы Южно-Якутской зоны связаны с замещением вырабатываемого нерюнгринского угля - эльгинским, путем строительства Эльгинского разреза и последующим экспортом его через порт Ванино. Ванинско-Сонгаванская зона, будучи выгодным промышленно-транспортным узлом имеет преимущества перед другими портами ДВ в связи с прямым выходом на две независимые железнодорожные магистрали - Транссибирскую и Байкало-Амурскую. Транспортировка грузов по БАМу позволяет сократить маршрут почти на 700 километров, что дает экономию времени и транспортных расходов.

Интерес к Ванинско-Совгаванской зоне уже проявили СУЭК, Евразфинанс, Базовый элемент, Покровский ГОК, Полиметал, а также иностранные компании, связанные с лесо- и рыбопереработкой, алюминиевым бизнесом. С учетом развития нефтяного порта в Де-Кастри и сахалинских проектов на побережье Хабаровского края, видно, что уже сейчас формируется достаточно мощная прибрежная экономическая зона.

Что касается Северо-Читинской зоны, то там сосредоточены крупные запасы нефти, полиметаллов и урана. В рассматриваемой перспективе предполагается разработка Талаканского месторождения нефти и строительство нефтеперерабатывающего завода. В освоении рудных месторождений (Удоканские медные руды и Чинейское месторождение ванадийсодержащих титано-магнетитовых руд) заинтересованы Уральская горно-металлургическая компания и Базовый элемент.

Лидирующие позиции этих компаний сырьевого сектора связаны с отраслевой структурой промышленности, которая станет базой для формирования еще одной формы экономического развития - кластеров (объединенных по родственным признакам зон), ориентированных на законченный цикл - "добыча и переработка".

[700x495]


Потенциальные возможности такого развития наиболее перспективны в Хабаровском и Приморском краях с развитой производственной и социальной инфраструктурой, наличием предприятий машиностроения и металлообработки. А имеющиеся технологические возможности машиностроения позволяют обеспечивать потребности компаний нефтяной и газовой промышленности Сахалина в освоении запасов углеводородного сырья континентального шельфа, алмазодобывающей промышленности Республики Саха (Якутия), золотодобывающей - Магадана, Чукотки и Амурской области, рыбной - Камчатки, Сахалина, Приморья.

Многие эксперты соглашаются с тем, что такая схема развития ДВ позволит уйти от преимущественно односторонней - сырьевой специализации как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Парадоксально, но факт: сегодня при имеющихся свободных объемах производимой электроэнергии развивать энергоемкие виды производства становится не возможным из-за дороговизны, а экспорт электроэнергии по ценам ниже внутреннего регионального рынка способствует лишь развитию приграничных государств, но ограничивает развитие региона.

В прочем, эта ситуация связана с еще одним порождением 90х годов прошлого века: РАО ЕС. Именно стараниями этой корпорации ДВ остался без электроэнергии, пригодной к использованию в быту и на производстве, поскольку практически все энергетические мощности региона задействованы на экспорт электроэнергии, которая продана в Поднебесную по действующим контрактам вплоть до 2030 года.

[700x496]


Что касается высоких транспортных тарифов, то наряду с другими факторами, они способствуют существенному сокращению межрегиональных связей и поставок готовой продукции с востока на запад страны. Современное положение дел таково, что потребность страны в продукции ДВ составляет всего 4,3% (против 75% в советское время).

Еще одна глобальная данность: закрепление и привлечение населения на ДВ. И ее решение возможно только в связи с потенциальными проектами в области экономики, при создании комфортных условий для жизни и льготных - для работы.

Демографические процессы опосредованно влияют и на экономику. Так, один условный человек, покидающий ДВ снижает объемы производства валового регионального продукта (ВРП) на 1%. Только в Хабаровском крае рост ВРП уменьшился до 4,5% против 5,6% предыдущего года. Правда, в этом случае, ВРП показывает не столько эффективность экономики, сколько характеризует уровень рационального использования трудовых ресурсов. Финансовое же состояние регионов определяют по уровню бюджетной обеспеченности от собственных налоговых поступлений.

В частности, в Чукотском и Камчатском крае, Республике Саха (Якутия) и Магаданской области на душу населения приходится около 160 тысяч рублей, что в два раза больше, чем в среднем на одного жителя России. В том же Камчатском крае, где в экономике преобладает рыбная промышленность, на душу населения производится около 180 тысяч рублей ВРП (в 2,2 раза больше, чем в среднем по России), а уровень бюджетной обеспеченности с собственными доходами не превышает и 40%%. Для достижения стопроцентного уровня обеспеченности здесь нужно производить на одного жителя около 500 – 600 тыс. рублей, то есть в 6-7 раз больше, чем в среднем по России. Такие показатели достигнуты пока лишь в Ненецком, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском округах и в перспективе возможны в Эвенкийском АО на основе высокопроизводительной добычи нефти и газа.

ДВ до этих показателей далеко.

И речь даже не о том, до сих пор нет единого государственного взгляда на суть вещей, и не о том, что в настоящее время региональные программы банально не соответствуют федеральному законодательству, и не о том, что больше 20ти лет длится неумное противостояние федеральный центр - регион. Речь о том, что все эти шатания привели к развалу экономики ДВ, к невозможности ее развития в существующих условиях.

Речь о том, что, прежде всего, ДВ нуждается в единой стратегии развития и основательно проработанной многолетне-перспективной тактике (да, да возможно как раз о пресловутых пятилетках надо говорить), и только после этого браться за реализацию конкретных проектов, просчитав на перспективу, не придется ли их через пять/десять лет, реорганизовывать или закрывать вообще.

Резюме

На основании изложенного, можно говорить о трех основных проблемных китах ДВ:

- регион ДВ демографически беззащитен, что влечет за собой создание новой этнокультурной среды;

- регион ДВ экономически беззащитен, поскольку ведомственные интересы преобладают над национальными, общегосударственными;

- регион ДВ государственно беззащитен и постепенно обретает черты северо-восточного азиатского государства.

Образ врага

Появление на свет настоящего сочинения связано с сугубо личными, в какой-то мере даже эгоистичными, мотивами. Однако, я была (и есть) совершенно далека от того, чтобы предлагать какие бы то ни было варианты решений существующих и будущих проблем региона, где прожила большую часть сознательной жизни. И уж тем более, старалась избежать т.н. штампов и ярлыков. А приведенные тезисы скорее представляют собой самый общий очерк тех современных факторов, что так или иначе способны воздействовать на жизнь обычного человека и его семьи, обывательскую и совершенно не интересную вершителям судеб государства, но от этого не менее значимую и лично мне очень близкую и дорогую.

Прекрасный и суровый, гостеприимный и сильный, противоречивый и мудрый Дальний Восток.

[700x461]


Мы здесь живем, нас почти 7 миллионов. В планетарном масштабе - слезы, но для нас - это единственная жизнь. Да, ее можно изменить и многие меняют. Но большинство остается, не спеша расставаться с привычным укладом провинциальной жизни, опасаясь утраты связи поколений между детьми, родителями, могилами, памятью, оставаясь навсегда покоренным красотой природы и совершенно не стремясь изменить мир вокруг.

Мы здесь живем, нередко вопреки воле государства и по большей части без отчетливого осознания политиками самого факта, что мы все еще здесь живем. Для нас понятия дальних рубежей, двух Китаев, двух Корей, вечных людей, противостояния островов - не пустой звук, это тоже наша жизнь - жизнь в месте средоточия региональных проблем.

Практика последних лет показала, что самые фантастические и утопические предположения могут померкнуть перед событиями, порожденными сознательным (или бессознательным) высвобождением неких сил, которые до поры оставались скрытыми, связанными теми или иными политико-экономическими предохранителями.

И если 30 лет назад, государство гарантировало хоть какую-то долю хранимости обстоятельств, границ страны, стабильности обывательского существования и ценности простой человеческой жизни, то сегодня - государству не до этого. И потому столкнувшись с его беспечностью, с меркантильностью и неумностью некоторых представителей власти, с их бестолковым невниманием и равнодушием к масштабу региональных проблем, к проявлению фундаментальных геополитических факторов, влияющих на существование обывателя, подумалось, что происходящее нуждается в осмыслении и оценке. Что требуется некий обзор дальневосточного жития, далеко выходящий за пределы "злобы дня сего" и позволяющий разглядеть неочевидные особенности и геополитические обстоятельства современного Дальнего Востока.

Ну, хотя бы для того, чтобы понять кто с нами, а кто уже изменил свою жизнь, наплевав на нашу.


не наши:


Медведев Дмитрий, Президент Российской Федерации (в 2008 году скромно заметил, что потеря региона может произойти неожиданно, как и распад Советского Союза, долго ничего не делал, бо был уверен, что жизнь на ДВ также призрачна, как и на Марсе, но в течение 2011 года резко активизировался, неоднократно публично упрекнул МИД РФ, и его главу в т.ч., в упрямстве и жесткости в вопросе северных территорий, а на исходе последнего часа президентства стал идеологом глобального квазиаляскинского проекта);

Ромодановский Константин, директор ФМС РФ (идеолог современной экономическая иммиграции в Россию, читай - массового заезда гастарбайтеров, именно политика ФМС в 2000-2010г.г. привела к изменению структуры иммиграционного потока, в пользу выходцев из сельской местности, все менее грамотных, все хуже знающих русский язык и российские традиции);

Басаргин Виктор, руководитель Министерства регионального развития РФ (идеолог Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009 - 2018 годы));

Набиуллина Эльвира, руководитель Минэкономразвития РФ (автор инициативы фактического прекращения реализации программ по развитию малых городов и создании вокруг мегаполисов еще больших агломераций);

Шойгу Сергей, руководитель МЧС (инициатор создания Корпорации развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, предполагающей сугубо бюрократическое управление регионом и контроль над местными финансовыми потоками, т.е. похожа на очередную кормушку для членов семей федеральных чиновников);

Панов Роман, замминистра регионального развития РФ (один из авторов проекта Стратегия-2020: "Дальневосточная проекция");

Ишаев Виктор, полпред ДВФО, бывший губернатор Хабаровского края, д.э.н., академик РАН (великий социалистический Мао Хабаровского края);

Грызлов Борис, член Совета безопасности РФ, бывший спикер ГД РФ (болтун, в течение 8ми лет так и не смог дать жизнь законопроекту о полном запрете вывоза на экспорт необработанной древесины, не связывает своего будущего с малой Родиной);

Волков Николай, бывший губернатор ЕАО (инициатор и лоббист влияния на ДВ корпораций ARICOM, Fleming Family & Раrtners, Highland Gold Mining, Мосatta and Goldsmid, Peter Hambro Mining, долгое время работающей с Мi-6, что привело к монополизации добычи рудного золота в Амурской области и Якутии и внедрению перечисленных компаний в добычу и производство алюминия, железа, в добычу стратегического сырья - титана, молибдена, вольфрама; активно поддерживал создание в Приамурье китайских индустриальных анклавов; в настоящее время член правления ARICOM, которая владеет лицензией на разработку крупнейшего в стране Куранахского железо-титанового месторождения в Тындинском районе Амурской области - разведанные запасы порядка 20 млн.т, при чем в планах акционеров группы компаний Peter Hambro Mining, с которой аффилирована ARICOM, нет развития мощностей, нацеленных на производство готовой продукции на территории России - приоритетом развития Реtег Наmbго Мining является экспорт сырья в КНР, где будет производиться его глубокая переработка с последующим изготовлением готовой продукции; также при участии Волкова, ARICOM в Харбине было подписано соглашение с CHINALCO, согласно которого в Цзямусах, провинция Хэйлунцзян, строится комбинат по производству титановой губки с объемом производства в 300 млн.дол. ежегодно);

Шведченко Владимир, директор филиала РГТРК в Хабаровске (автор лозунга тысячелетия: "Ну, давайте, например, территорию сдадим японцам в концессию на побережье Хабаровского края лет на 100");

Лукин Александр, писатель (автор нетленки "Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII–XX веках");

Меламед Игорь, генеральный директор ЗАО "Международный центр развития регионов" (разработчик Стратегии развития Дальнего Востока и Прибайкалья под лозунгом Тугурскую ПЭС - для Японии, зону БАМа - в концессию, Большой Уссурийский остров - детям международных бизнес-элит);

Татценко Константин, к.э.н., и Губенко Александр, д.э.н. (клевреты Чубайса, авторы исследования "Перспективы экономического взаимодействия ДВ России и северо-востока Китая в области электроэнергетики").


наши:


Лавров Сергей, руководитель МИД РФ (преемник Е.М. Примакова в установлении статуса России в АТР, приверженец государственно-патриотического направления во внешней политике РФ);

Кокошин Андрей, депутат ГД РФ, д.и.н., профессор, член-корреспондент АН СССР по Отделению экономики (мировая экономика, международные отношения), академик РАН (идеолог и автор исследования Развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока в контексте политической и экономической динамики Азиатско-Тихоокеанского региона);

Крупнов Юрий, Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, к.п.н. (соавтор Демографической доктрины России, идеолог проекта космодром "Восточный");

Берлинский институт народонаселения и развития (Das Berlin-Institut für Bevölkerung und Entwicklung) (инициатор исследования "Исчезающая мировая держава: Азиатская часть России и Дальневосточный Федеральный округ (доклад));

Ларин Виктор, директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, д.и.н. (автор монографии "Азиатско-тихоокеанский регион в начале XXI века: есть ли шансы у Тихоокеанской России");

Шварц Евгений, директор по природоохранной политике WWF России, д.г.н., руководитель проекта "Стратегическое планирование в регионах и городах России" (один из идеологов и соавторов исследования "Экологические риски российско-китайского трансграничного сотрудничества: от "коричневых" планов к "зеленой" стратегии");

Титаренко Михаил, директор Института Дальнего Востока РАН, д.ф.н. (один из самых известных российских синологов, идеолог развития российского ДВ, инициатор фонда поддержки издания журнала "Проблемы Дальнего Востока");

Терский Михаил, директор Тихоокеанского центра стратегических разработок, д.э.н. (специалист по проблематике российского ДВ, сторонник отказа от сырьевого сотрудничества с Китаем, автор исследования развития экономики приграничных районов КНР, российско-китайского товарооброта);

Минакир Павел, директор института экономических исследований ДВО РАН, д.э.н. (автор исследований экономики ДВ, противник сырьевого пути развития российско-китайского экономического сотрудничества);

Островский Андрей, зам.директора Института Дальнего Востока РАН, д.и.н. (идеолог единого российского ДВ, автор исследований о военном развитии Китая);

Ивантер Виктор, директор Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, Академик РАН, д.э.н. (идеолог промышленного использования северных регионов ДВ и Северного-морского пути);

Шохин Александр, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (идеолог развития транспортной инфраструктуры ДВ, один из авторов проекта региональной интеграции космодрома "Восточный");


не определившиеся и застенчивые:


Путин Владимир, наше все в обозримом будущем (инициатор создания и реализации федеральной целевой программы по экологически устойчивому использованию водных и биологических ресурсов бассейна реки Амур; последнее программно-значимое заявление высказал в конце 2008 года, согласно которого ДВ должен стать центром стратегического развития России и ее интеграции в АТР, реально подтвердил свои слова, пролоббировав программу развития дальневосточного региона на 2008-10 г.г. и не дав урезать из ее финансирования ни рубля в пользу других статей бюджетных расходов, что произошло впервые за 20 лет существования федерального центра; с тех пор, к сожалению, тих и задумчив);

Жириновский Владимир, лидер ЛДПР (фактический лоббист автономного развития тихоокеанского побережья России, за последние 5 лет своих выступлений сузил территорию ДВ до Приморья, Сахалина и Камчатки - материковые дальневосточные регионы его трогают меньше, геополитические аспекты ханьской экспансии не интересуют, считает порождением зла США и Японию);

Шпорт Вячеслав, губернатор Хабаровского края (вахтовый чиновник, два с половиной года губернаторства, два созыва в ГД РФ, два года в представительстве Хабаровского края при Администрации Президента, семья в Москве, своего будущего с ДВ не связывает).


В прочем определиться с предпочтениями и сделать собственные выводы Вы сможете и сами.


пролог к настоящему сочинению
часть первая настоящего сочинения
часть вторая настоящего сочинения
часть третья настоящего сочинения
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Таки_Абрам - СБОРНИК ВЫСЕРОВ. ОСТОРОЖНО! АДЕКВАТНОСТЬ ЗАШКАЛИВАЕТ!!! | Лента друзей Таки_Абрам / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»