Рассказывает Артем Ачкасов ака artemspec: “Пекинская (Бейджинская) перегородчатая эмаль, или “Цзинтай Лань” – одно из традиционных достояний китайской культуры. Выполненные в этой технике изделия всегда были признаком богатства и высокого социального статуса, и служили китайским императорам в качестве дворцовой и храмовой утвари, предметов обихода. Сегодня мы побываем на фабрике перегородчатой эмали, расположенной в пригороде Пекина, и посмотрим, как создаются эти уникальные изделия.”
(Всего 32 фото)
Источник: Жжурнал/artemspec
1. Искусство перегородчатой эмали зародилось еще в Древнем Египте, позже распространившись в Византии и на Ближнем востоке. В в период правления в Китае монгольской династии Юань (1271-1368) техника перегородчатой эмали попала из Турции в Китай, где получила значительное развитие и была доведена до совершенства в последующие периоды правления династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911).
[960x640]
2. Название "Цзинтай Лань", что переводится как "Лазурь Цзинтай", обусловлено тем, что именно в период правления Цзинтай (1450-1456) в пекинских мастерских наладили наиболее массовое производство изделий из перегородчатой эмали. Основным цветом был синий, он же лазурит.
[960x640]
3. На протяжении сотен лет, наибольшее развитие получила именно Пекинская техника эмали, что неудивительно - ведь расположенный в Пекине императорский "Запретный Город" был основным местом применения для данных изделий. Из-за высокой стоимости и особого статуса, позволить себе изделия из перегородчатой эмали могли только самые богатые и приближенные к императору люди, вдобавок, жившие в императорском дворце. В двадцатом веке, с годами развития технологии и увеличением спроса, значительно увеличилось и количество специалистов по эмали, открылись новые производства. Некогда недоступные большинству изделия из перегородчатой эмали сейчас по-прежнему очень дороги, но все же гораздо доступнее, чем в императорские времена.
[960x640]
4. Высокая стоимость эмалированных изделий обусловлена практически полным отсутствием механизированных операций - каждое изделие изготавливается вручную и является уникальным. Первым делом, из тонких листов меди или латуни (в самых дорогих изделиях, вместо меди используется серебро или золото) выковывается заготовка.
[960x640]
5. Прижимая лист к чугунной болванке, легкими ударами молоточка мастер придает изделию первоначальную форму. После чего изделие проходит начальную шлифовку, чтобы убрать все заусенцы и неровности.
[960x640]
6. После этого на заготовку наносится сложный рисунок, согласно заранее созданному тканевому шаблону.
[960x640]
7. Затем приходит время нанесения границ рисунка, тех самых перегородок (отсюда и пошло название - "перегородчатая эмаль"). Перегородки изготавливаются из тонкой медной или латунной ленты шириной от 1 до 3 мм. Мастер нарезает проволоку на кусочки, после чего изгибает ее по форме элементов рисунка.
[960x640]
10. Учитывая сложность рисунка, трудно представить себе трудоемкость и кропотливость данного процесса.
[960x640]
11. Когда основа рисунка создана, изделие посыпается припоем из тщательно размельченных, в идеале, серебряных опилок.
[960x640]
12. После этого изделие направляется в печь. В процессе обжига клей выгорает, а припой равномерно распределяется по поверхности, надежно фиксируя перегородки. После этого приходит время раскраски. Эта операция также выполняется вручную.
[640x960]
13. Ячейки между перегородками при помощи специальных пипеток заполняются эмалями из порошкообразного стекла, смешанного с различными минералами.
[960x640]
14. Для получения смешанных цветов, ячейки требуется заполнять по 3-4 раза. В зависимости от сложности рисунка и насыщенности цветовой гаммы, процесс "раскраски" может занимать до 6-8 часов.
[960x640]
15. По завершению заполнения пространства между перегородками, изделия подвергаются повторному обжигу в угольной печи в течение 10 минут при температуре 600-700 градусов Цельсия. Поскольку эмаль усыхает при запекании, повторять нанесение и обжиг приходится несколько раз.
[960x640]
18. Первый этап полировки осуществляется при помощи карборунда (карбида кремния) с водой, второй - угольной пылью, смешанной с маслом. Свободные от эмали грани иногда покрываются драгоценным металлом - серебром или золотом.
[960x640]
19. После нанесения следует финальная полировка, и готовое изделие направляется напрямую в расположенный тут же магазин.
[960x640]
20. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек является отличительным признаком перегородчатых эмалей.
[960x640]
21. Для изделий, выполненных в технике "Цзинтай Лань", наиболее характерен природный орнамент с изображениями зверей и птиц.
[960x640]
22. Как говорил Цзао Шао, знаток искусства времен Минской династии, "Только женщины могут позволить себе пользоваться этими шедеврами в хозяйстве, истинный же благородный муж видит в них лишь объект восхищения".
[960x640]
25. Обилие ручного труда, трудоемкость и длительность процесса обуславливает крайне высокую по китайским меркам цену. Самая маленькая вазочка стоит не дешевле 780 юаней - на наши деньги это около 3800 рублей. Эти, 20-и сантиметровой высоты, подороже - 898 юаней или 4340 рублей.
[960x640]
26. Китайская перегородчатая эмаль сегодня - не только дань традиции, и важная статья китайского экспорта. Туристы покупают эмаль очень охотно, поэтому дела в магазине при фабрике идут очень хорошо.
[960x640]
28. Конечно, такие дорогие вазы покупают не каждый день - зато туристы охотно фотографируют красоту, после чего выбирают себе что-нибудь попроще. Никто не уходит без покупок!
[960x640]
29. Один из самых недорогих вариантов изделий с перегородчатой эмалью - крошечная шкатулка.
[960x640]32. "Сикока-сикока?" Наш китайский сопровождающий и корреспондент Радио-Маяк Алексей Чесноков с изумлением изучают ценник. Эта огромная ваза высотой более 2 метров обойдется покупателю в 2 360 000 юаней, т.е. примерно 11.5 миллионов рублей. Зато не хуже, чем у императора