• Авторизация


Музей Императорского фарфорового завода. 22-12-2025 18:44 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения TimOlya Оригинальное сообщение

Музей Императорского фарфорового завода.


mqo6xb4d50kcl4e5du27b2pf4zcq7dr5

oie_129921OU7b2ys2

Императорский фарфоровый завод, расположенный в Санкт-Петербурге, является не только одним из старейших производств в России, но и настоящим символом отечественного искусства фарфора. Его история началась в 1744 году, когда императрица Елизавета Петровна инициировала создание первой фарфоровой мануфактуры в городе. С тех пор завод прошел долгий путь, превратившись в крупный комплекс, который сейчас занимается не только производством высококачественного фарфора, но и проведением выставок, а также реализацией образовательных проектов.
2Kmyk3715f237d32KsNN9Qd9XxOLfCpuvGhrCtAVdP20InLNfLsnj6sHLxJeeX1b7uJE5UFh2ucAcMTuC1ugjHdLOvJu32iMBkTo
Зал "Фарфор императорского периода 1744–1917 гг." 
2Kmyk3715f237d32KsNN9Qd9XxOLfCpuvGhrCtAVdP20InLNfLsnj6sHLxJeeX1b7uJE5UFh2ucAcMTuC1ugjHdLOvJu32iMBkTo
scale_1200
 
На сегодняшний день Императорский фарфоровый завод включает в себя не только производственные мощности, но и Музей Императорского фарфора, который является важной частью культурной жизни России. Этот музей хранит уникальные образцы произведений, которые были созданы на заводе за долгие годы его существования. Кроме того, сеть магазинов, представляющих продукцию завода, охватывает не только территорию России, но и зарубежные страны, что позволяет многим людям познакомиться с великолепием русского фарфора.
scale_1200 (1)
Настольное украшение "Продавщицы амуров" XVIII в. 
scale_1200 (2)
Справа: Бюст императрицы Екатерины II 1793 г. Скульптор: Рашетт, Жак-Доминик (1744-1809); Автор оригинала: Шубин, Федот Иванович (1740-1805). 
scale_1200 (3)
Одним из значимых достижений завода стало создание Галереи современного искусства фарфора, которая открывает новые горизонты для восприятия этого вида искусства. С конца XIX века, по указанию императора Александра III, все заказы императорской семьи выполнялись на заводе в двух экземплярах. Один из них отправлялся к заказчику, а другой оставался в музее, что обеспечивало постоянное обновление коллекции. Эта традиция продолжалась и в советский период, когда музей пополнялся новыми работами, начиная с фарфора 20-х годов и заканчивая последним десятилетием XX века.
scale_1200
scale_1200 (1)
Чернильный прибор с монограммой Павла I, 1796 - 1801 гг. Автор проекта Рашетт, Жак-Доминик (1744-1809). Фото автора.
scale_2400
Таким образом, Императорский фарфоровый завод не только сохраняет традиции русского фарфора, но и активно развивает его, внедряя новые идеи и технологии. Это место, где история и современность переплетаются, создавая уникальные произведения искусства, которые продолжают восхищать ценителей по всему миру.
scale_2400 (1)
Дверь с фарфоровыми плакетками в бронзовой оправе 1844 г. Фото автора.
scale_2400 (2)
scale_2400 (3)
На протяжении своей истории коллекция музея пережила два значительных перемещения, которые были вызваны необходимостью сохранить её уникальные экспонаты. Первое перемещение произошло в период с осени 1917 года до осени 1918 года, когда в условиях политической нестабильности и угрозы разрушения коллекция была эвакуирована в Петрозаводск. Это решение было принято в целях защиты и сохранения ценностей, которые хранились в музее.
scale_2400
"Народности России" - серия фарфоровых статуэток российского Императорского фарфорового завода (ИФЗ), создававшаяся в 1907—1917 гг. Автором большинства моделей был скульптор Павел Павлович Каменский.
scale_2400 (4)
Скульптура "Водоноска", первая четверть XIX в. Автор модели Пименов Степан Степанович (1784-1833). 
scale_2400 (5)
"Народности России" - серия фарфоровых статуэток российского Императорского фарфорового завода (ИФЗ), создававшаяся в 1907—1917 гг. Автором большинства моделей был скульптор Павел Павлович Каменский. 
Второй раз коллекция покинула свои стены во время Второй мировой войны и блокады Ленинграда, когда экспонаты были отправлены на Урал, в город Ирбит. Эти меры также были направлены на защиту культурного наследия от разрушительных последствий войны. После окончания войны, в Москве было принято важное решение о передаче фондов заводской коллекции фарфора в Русский музей, что стало новым этапом в жизни этой уникальной коллекции.
scale_2400
Бутылочная передача из Гурьевского ("Русского") сервиза с видами Биржи на стрелке Васильевского острова в Петербурге и ворот "Любезным моим сослуживцам" в Екатерининском парке Царского Села. Дополнение к основному составу (1809 - 1816 гг., ИФЗ). Автор Пименов Степан Степанович.
scale_2400 (1)
scale_2400 (2)
 
В феврале 2001 года Государственный Эрмитаж взял на себя управление историческим собранием музея Императорского фарфорового завода, который располагается на территории ОАО «ИФЗ» по адресу: проспект Обуховской обороны, 151. Это событие стало знаковым, так как музей продолжает сохранять и развивать свою коллекцию, которая отражает историю первого фарфорового завода в России. На сегодняшний день в музее сформировалась уникальная коллекция, насчитывающая более 30 тысяч экспонатов.
scale_1200
scale_2400
Предметы из парадного сервиза императорской яхты "Держава".
scale_2400 (3)
Скульптуры "Вакх" и "Вакханка", 1860 - 1870-е гг. Автор моделей Август Карлович Шпис (817-1904). 
В её состав входят не только фарфоровые изделия и стекло, произведенные на Императорских заводах, но и предметы, относящиеся к советскому периоду. Также в коллекции представлены изделия известных европейских мануфактур и русских частных заводов, а также образцы японского и китайского фарфора, что делает её поистине разнообразной и ценной. На основе этой богатой музейной коллекции организовывались многочисленные выставки как в России, так и за её пределами, что способствовало популяризации искусства фарфора и стекла.
scale_2400
Справа: Ваза в стиле "второго рококо" с лепными цветами 1825 - 1855 гг. Слева: Ваза с лепными цветами и изображением птиц в гнезде среди цветов вьюнка и незабудок Вторая половина XIX в.
scale_2400 (1)
scale_2400 (2)
Кроме того, проводились персональные выставки работ ведущих художников, что позволяло зрителям ближе познакомиться с современными тенденциями в искусстве и ремеслах. Таким образом, коллекция музея не только сохраняет историческую память, но и активно участвует в культурной жизни страны, открывая новые горизонты для изучения и восприятия искусства.
scale_2400 (3)
scale_2400 (4)
Ваза с росписью в "этрусском стиле" Середина XIX в.
scale_2400 (5)
Предметы из Рафаэлевского сервиза. Проект был создан под руководством заведующего живописной мастерской ИФЗ Леонарда Леонардовича Шауфельбергера (1839-1894). .
Экспозиция, представленная в Музее Императорского фарфорового завода, делится на три обширных зала, каждый из которых посвящён определённому историческому периоду и стилистике фарфора. Первый зал, который можно назвать дореволюционным, содержит уникальные произведения, созданные до 1917 года. Здесь, помимо коллекции посуды, можно увидеть удивительные игрушки, которые когда-то принадлежали русским царевичам и царевнам, а также разнообразные коллекции фарфоровых солдатиков, которые привлекают внимание своей детализированной росписью.
scale_2400
scale_2400 (1)
 
В зале также представлены расписные тарелки, на которых изображены яркие этнические мотивы, отражающие богатую культуру и традиции России. Во втором зале, который посвящён советскому периоду, посетители могут увидеть фарфор, созданный в эпоху социалистического реализма. Здесь выставлены статуэтки, изображающие рабочих и колхозников, которые держат в руках цветы и орудия труда, символизируя трудовую доблесть и достижения советского народа. Среди экспонатов можно найти интересные экземпляры, на которых изображены вожди и руководители страны, например, портреты Сталина, что делает эти предметы не только художественными, но и историческими артефактами.
scale_2400 (2)
Справа: Ваза с ручками в виде наяд XIX - начало XX вв. Слева: Ваза с розовым фоном с золоченым орнаментом, первая половина XIX в. 
scale_2400 (6)
Третий зал представляет собой пространство современного фарфорового искусства и включает работы мастеров из двух российских столиц — Москвы и Санкт-Петербурга, а также из различных регионов страны. Здесь выставлены коллекции тарелок, например, серия «Охота», на которых изображены звери и птицы, обитающие в средней полосе России. Также в этом зале можно увидеть фарфоровые маски, которые поражают своей оригинальностью и креативным подходом к материалу, а также шахматные фигуры, выполненные с высокой степенью мастерства и художественного выражения. Каждый из этих залов предлагает посетителям не только насладиться красотой фарфоровых изделий, но и погрузиться в историю и культуру, которую они представляют.
scale_2400 (7)
Эти уникальные предметы не только служили для сервировки стола, но и выполняли важную роль в исторической памяти, напоминая о значимых событиях в истории страны. Искусно расписанные предметы николаевского периода поражают своим мастерством и эстетикой, отражая утонченный вкус того времени. Знаменитые ленинградские сервизы с кобальтовой сеткой и маркировкой ЛФЗ (Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова) также занимают достойное место в коллекции. Эти изделия стали символом качества и художественного исполнения, и их можно считать настоящими произведениями искусства.
scale_2400 (9)
"Народности России" — серия фарфоровых статуэток российского Императорского фарфорового завода, создававшаяся в 1907–1917 годах. .
В зале, посвященном советскому и современному фарфору, охватывающему период с 1918 по 2000 годы, посетители могут увидеть различные предметы посуды, а также декоративные блюда, на которых изображены портреты известных вождей, сказочные мотивы, а также сюжеты, которые отражали достижения Советского Союза в различных сферах науки и техники. Советский фарфор в этот период стал не просто утилитарным предметом, но и важной частью культурной и политической жизни страны. Он отражал все изменения, которые происходили в обществе, и служил средством выражения идеологии.
scale_2400 (10)
Зал "Кабинет образцов".
scale_2400 (11)
Непосредственно перед залом, посвященным фарфору советского и современного периода, есть небольшая проходная комната. Экспозиция этого зала объединена под названием "Кабинет образцов". Здесь представлены образцы продукции не только российских, но и зарубежных фарфоровых заводов. Восточный фарфор, дельфтский фаянс и изделия европейских фабрик, таких как Мейсена и Севра, дают возможность увидеть, как различные культурные традиции влияли на развитие фарфора. Этот зал — настоящая сокровищница, которая позволяет сравнить достижения разных стран и эпох.
scale_2400
scale_2400 (1)
 
Продукция стекольного императорского завода также заслуживает внимания, ведь она демонстрирует высокое мастерство и уникальные технологии, которые использовались в производстве стеклянных и фарфоровых изделий. Коллекция музея фарфора — это не просто собрание предметов, это целая эпоха, запечатленная в фарфоре. Каждый экспонат позволяет нам лучше понять культуру и историю России, а также оценить искусство, которое прошло через века и продолжает вдохновлять. Посетив этот музей, вы сможете не только насладиться красотой фарфора, но и ощутить дух времени, который он хранит в себе.
scale_2400 (2)
scale_2400 (3)
 
Переходим в зал, рассказывающий об истории развития завода и его продукции советского и постсоветского периодов. В 1918 году произошли значительные изменения в судьбе Императорского завода, который был национализирован и получил новое имя — Государственный фарфоровый Завод. Этот переход стал важным этапом в истории предприятия, поскольку он ознаменовал начало новой эры в производстве фарфора в России. В этот период основное внимание уделялось созданию простой, но функциональной посуды, предназначенной для повседневного использования.
scale_2400 (4)
Зал "Советский и современный фарфор 1918–2000 годов".
scale_2400 (5)
 
Однако на этом производственные возможности завода не исчерпывались. В том же 1918 году в стране был принят план, известный как "монументальная пропаганда" , который стал основой для декрета "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции". Этот декрет стал важным культурным событием, которое повлияло на искусство и ремесло того времени. Начался демонтаж памятников, воздвигнутых в честь царей и их приближенных. При новой власти акцент был сделан на разработку проектов памятников, посвященных Российской социалистической революции.
scale_2400 (6)
scale_2400 (7)
В центре: Блюдо свадебное, 1923 год. Композиция К.С. Петрова-Водкина. Фото автора.
Это отражало стремление новой власти создать символику, которая бы отражала идеалы и ценности нового времени. Изделия, выпускаемые заводом в этот период, отличались особым художественным подходом. Важной частью работы завода стало сотрудничество с известными художниками и живописцами. Эскизы для изделий выполняли такие известные художники, как Василий Кандинский, Борис Кустодиев, Казимир Малевич, Константин Петров-Водкин. Такие изделия стали символом нового подхода к искусству и ремеслу, где каждый предмет обретал свою индивидуальность и художественную ценность.
scale_2400 (8)
Блюдо "Красин", 1928 год. Художник Р.Т. Вильде. .
scale_2400 (12)
Слева: блюдо с лозунгом "Царству рабочих и крестьян не будет конца", 1920 год. Художник С.В. Чухонина. 
Кроме того, завод не ограничивался только производством фарфоровой посуды. Он также занимался выпуском химического и технического фарфора, а также оптического стекла, что свидетельствовало о многообразии его производственных мощностей и умений. В 1924 году произошло очередное переименование завода, и он стал известен как "Ленинградский фарфоровый завод", что было отражено в его клейме — ЛФЗ. Это название стало символом нового времени и новой эпохи в производстве фарфора. В 1925 году, в честь 200-летия Российской академии наук, название предприятия было вновь изменено на "Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова".
scale_2400 (13)
scale_2400 (14)
Композиция из статуэток "Под солнцем Сталинской конституции". 
Это переименование подчеркивало важность научных достижений и культурного наследия, а также связь завода с выдающимися личностями российской науки и культуры. Клеймо ЛФЗ продолжало использоваться, но теперь оно имело и новое значение, отражая гордость за достижения отечественного фарфора. Таким образом, история Государственного фарфорового завода, а затем Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова, является ярким примером того, как искусство и промышленность могут переплетаться, создавая уникальные изделия, которые сохраняют в себе дух времени и культурные традиции.
scale_2400 (15)
scale_2400 (16)
В зале музея Фарфора можно увидеть значительное количество уникальных произведений, которые не просто радовали глаз, несли в себе мощный социально-политический заряд и отличались своей совершенной, лаконичной формой. Эти изделия были известны как агитационный фарфор, ставший одним из самых ярких и выразительных явлений раннего советского искусства. Они олицетворяют дух времени, когда искусство служило инструментом пропаганды и формирования нового общественного сознания. 20-е годы были насыщены событиями, связанными с индустриализацией, развитием сельского хозяйства, созданием мощной армии и флота, а также проведением "великих строек", что нашло свое отражение в художественных произведениях. Советская индустриализация, начавшаяся в конце 1920-х годов, стала основой для создания новых форм и идей в искусстве. Фарфоровые изделия того времени часто изображали сцены, связанные с трудом, прогрессом и строительством. Яркие и контрастные цвета, используемые художниками, символизировали оптимизм и надежду на светлое будущее.
scale_2400 (17)
scale_2400 (18)
Эти изделия были оформлены декором, отражающим социально-политическую тематику того времени. Они отличались не только своей формой, но и содержанием. В этом контексте можно выделить изображения вождей Октябрьской революции, государственную символику, а также мотивы, связанные с индустриализацией страны. Посуда украшалась лозунгами, изображениями рабочих, солдат и сельских пролетариев, образами тракторов, заводов и колхозов, которые отражали стремление к коллективному труду и социалистическому строительству. В это время в искусстве наблюдается влияние различных авангардных течений, таких как супрематизм, конструктивизм и кубофутуризм. Художники, работающие в фарфоре, активно использовали эти стили, стремясь к лаконизму и графичности.
scale_2400 (19)
scale_2400 (20)
Каждое изделие агитационного фарфора было тщательно продумано. Эти предметы не просто утилитарны; они представляют собой своеобразные манифесты. Специально разработанные шрифты и орнаменты, гармоничное сочетание росписей с формами предметов — все это делает агитфарфор не только функциональным, но и эстетически привлекательным. Да, фарфор конца 1920-х – первой половины 1930-х годов стал не только предметом быта, но и важным культурным явлением, отражающим оптимизм и дух времени. Он стал площадкой для экспериментов с формой и цветом, а также средством передачи идеологических установок. Искусство фарфора в этот период – это яркий пример того, как материальная культура может служить отражением социальных и политических изменений в обществе.
scale_2400 (21)
scale_2400 (22)
Агитационный фарфор создавался в небольших партиях, что придавало ему эксклюзивность. Эти изделия часто выставлялись на международных выставках в Западной Европе, где советская делегация стремилась продемонстрировать достижения нового социалистического искусства. Успех на таких выставках способствовал последующей продаже агитфарфора за границей, что, в свою очередь, привело к его популярности среди иностранных коллекционеров. Каждый предмет агитационного фарфора имеет свою историю. Например, сервизы, украшенные лозунгами и изображениями трудящихся, использовались не только в быту, но и как символы новой эпохи. Они становились частью интерьеров, подчеркивающих приверженность к идеалам социализма.
scale_2400 (23)
scale_2400 (24)
Однако к середине 1930-х годов производство агитфарфора было прекращено. Тем не менее, некоторые элементы его дизайна продолжали использоваться в оформлении других фарфоровых изделий. Это свидетельствует о том, что идеи, заложенные в агитационном фарфоре, не исчезли, а трансформировались, адаптируясь к новым условиям. Агитационный фарфор стал ярким примером того, как искусство может служить средством передачи идеологии и формирования общественного сознания.
scale_2400 (25)
scale_2400 (26)
Агитационный фарфор — это не просто фарфоровые изделия, а культурное явление, которое стоит на стыке искусства и политики. Его уникальность и историческая значимость делают его ценным объектом изучения и коллекционирования. В каждом предмете заключен дух времени, который напоминает нам о сложной и противоречивой истории нашей страны. В зале музея Фарфора этот дух продолжает жить, вдохновляя новые поколения на изучение и осмысление прошлого.
scale_2400 (27)
scale_2400 (28)
Конечно, многие слышали о знаменитом узоре, давно ставшим визитной карточкой Императорского фарфорового завода. красивый геометрический узор, представляющий собой кобальтовую сетку, можно встретить довольно часто в мире декора, однако именно Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) сумел сделать из него не просто вспомогательный элемент, а подлинный символ целой эпохи, который принес заводу мировую известность и признание. Этот изящный геометрический рисунок, дополненный позолотой, в настоящее время украшает самые популярные сервизы и отдельные столовые предметы, которые выпускает данное предприятие.
scale_2400 (29)
Кобальтовая сетка
scale_2400 (30)
Кобальтовая сетка
Они ценятся не только за свою красоту и высокое качество исполнения, но и за глубокую связь с историей России, а также за те лёгкие ностальгические нотки, которые неизменно присутствуют в каждом изделии, имеющем маркировку ИФЗ. Первые образцы знаменитой «Кобальтовой сетки» были разработаны художником Анной Адамовной Яцкевич (1904–1952) в ноябре 1944 года на основе сервиза "Тюльпан". Эта форма, в свою очередь, была придумана в 1936 году другой талантливой художницей, работавшей на Ленинградском фарфоровом заводе (ЛФЗ), по имени Серафима Яковлева.
scale_2400 (31)
scale_2400 (32)
Эти предметы сервиза, обладая волнистой поверхностью, которая напоминала цветок, в сочетании с тонкой сеткой узора выглядели нарядно и органично, создавая гармоничное впечатление. Кобальтовая сетка стала не просто декоративным элементом, а настоящим символом качества и утончённого вкуса, который олицетворяет традиции русского фарфора. Каждый предмет, созданный на Императорском фарфоровом заводе, несёт в себе частичку истории, что делает его особенно ценным для коллекционеров и любителей искусства.
scale_2400 (33)
scale_2400 (34)
Уникальный узор, который был разработан с учётом лучших традиций и современных тенденций, продолжает восхищать людей своей красотой и элегантностью, а также служит напоминанием о богатом культурном наследии России. Кобальтовая сетка и сегодня остается неотъемлемой частью не только сервизов, но и всей русской художественной керамики, символизируя преемственность поколений.
scale_2400 (35)
scale_2400 (36)
В 1960-е годы, когда в Советском Союзе началась так называемая "хрущевская оттепель", общество переживало значительные изменения. Это время стало поворотным моментом для многих отраслей, в том числе и для искусства и дизайна. Однако в это время акцент сместился с излишнего украшательства и декоративности на более актуальные аспекты, такие как форма и эргономика изделий. В результате, лаконичная и простая белая посуда стала настоящим трендом, завоевав симпатии потребителей и дизайнеров.
scale_2400 (37)
 
Эта посуда отличалась не только эстетическим минимализмом, но и практичностью, что соответствовало духу времени и потребностям советского потребителя. Простота форм и отсутствие излишнего декора сделали такие изделия универсальными и подходящими для любого интерьера. Одним из самых значительных достижений ЛФЗ в конце 60-х годов стала разработка уникальной технологии, позволившей начать массовое производство изделий из костяного тонкостенного фарфора. Этот материал, обладающий тонкостью, белизной и прочностью, стал настоящей находкой для художников и дизайнеров.
scale_2400 (38)
 
Интересно, что первые изделия из костяного фарфора были созданы мастерами Древнего Китая, которые хранили свои секреты в строжайшей тайне. В XVIII веке в Англии была разработана оригинальная рецептура, которая стала основой для дальнейших экспериментов. Советские технологи, вдохновлённые этими достижениями, создали собственную уникальную смесь, что позволило им выйти на новый уровень в производстве фарфора. Эта работа была высоко оценена, и группа специалистов завода была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники.
scale_2400 (39)
scale_2400 (40)
 
Параллельно с технологическими достижениями художники завода получили возможность значительно расширить свой творческий диапазон. Они начали создавать новые формы и росписи, используя этот удивительный материал, что открыло перед ними широкие горизонты для самовыражения. В 70-е и 80-е годы на Императорском фарфоровом заводе выпускались изделия самых разнообразных категорий, включая сервизы, вазы и скульптуры.
scale_2400 (41)
scale_2400 (42)
В 2005 году завод вернул себе историческое название "Императорский фарфоровый завод" и стал использовать клеймо ИФЗ. Это событие стало знаковым, подчеркивая преемственность традиций и высокие стандарты качества, которые были заложены еще в XVIII веке. С тех пор он продолжает славиться своей продукцией, включая вазы, сувениры, скульптуры животных, а также разнообразную посуду как декоративного, так и бытового назначения. Музейные реплики, создаваемые на заводе, также пользуются большим спросом.
scale_2400 (43)
 
Следует отметить, что это единственный в России завод, которому удалось наладить производство костяного тонкостенного фарфора, что подчеркивает его уникальность и значимость в отечественной промышленности. Таким образом, история Императорского фарфорового завода — это история о возрождении традиций, инновациях и высоком искусстве, которое продолжает жить и развиваться до сих пор.
scale_2400 (44)
 
Период возвращения к принципу "Искусство — в быт" и создание костяного фарфора не только обновили продукцию завода, но и открыли новые горизонты для творчества. Сегодня ИФЗ продолжает радовать своих поклонников высококачественными изделиями, сохраняя при этом богатую историю и традиции русского фарфора.
scale_2400 (45)

https://dzen.ru/a/aOZSq7L_ekTGtzRL

https://www.ipm.ru/o_zavode/istoriya_zavoda/1744-1762/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Императорский_фарфоровый_завод

**************


 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Музей Императорского фарфорового завода. | Басёна - Дневник Басёна | Лента друзей Басёна / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»