• Авторизация


Без заголовка 15-02-2013 23:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Владимир_Гринчув Оригинальное сообщение

История Украины в живописи...

Археологические раскопки показывают, что поселения на территории Киевской области существовали уже 15-20 тысяч лет назад. Византийский император Константин Багрянородный отмечал, что у Киева существовало второе название – Самватас. Вероятно, оно было либо древним названием города, либо его обозначением в неславянской среде. В результате некоторых археологических раскопок считается, что уже в 6-7 веках поселения на правом берегу Днепра были городского масштаба. Эта версия считается общепринятой и в 1982 году Киев отметил своё 1500-летие.

[показать]

Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

[показать]

Некоторые же говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то - Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались. И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане…(Фрагмент «Повести временных лет»).

[показать]

Существует легенда, что Киев основан тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью как центр племени полян, а назван в честь старшего брата.

Существует также версия, что Киеву больше, чем 2500 лет и о его существовании знал еще Геродот, а сам Киев был столицей царя гуннов Аттилы. Племенные княжения восточных славян представляли собой зародышевую форму государственности. Племенные княжения объединялись вместе, то снова перегруппировывались в зависимости о конкретных условий в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты, раннефеодальной государственности. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Киевом, ставший ядром древнерусского государства.

[показать]

Древнерусская живопись христианской Руси - играла в жизни общества очень важную совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи - "воплотить слово" воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское "слово".

[показать]

Великий сын земли Русской - Вещий Олег: князь-язычник и великий воитель-жрец сумел подняться над собственной религиозной ограниченностью во имя развития культуры, просвещения и великого будущего народов России, которое стало уже неизбежным после обретения ими одного из своих главных сокровищ - славянской письменности и русской азбуки.

[показать]

О происхождении Олега существует две версии: некоторые фрагменты с путаницей в хронологии по Первой Новгородской летописи и традиционная, изложенная в «Повести временных лет», согласно которой Олег является родичем Рюрика (брат его жены Ефанды, опекун малолетнего Игоря). После смерти Рюрика в 879 году Олег получил правление княжеством, так как Игорь был еще мал. В течение трех лет Олег остается в Новгороде и после улучшения своего положения со своей дружиной отправляется на юг, по речной линии Волхов-Днепр. Покоряя по пути встречающиеся города и захватив хитростью Киев, Олег основывается здесь. Объединяет два основных центра восточных славян (северный и южный) в центр объединенного государства, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». Согласно летописи по этой причине именно Олега, а не Рюрика считают создателем Древнерусского государства (Киевской Руси) и традиционно датируют 882 годом.

В молчаньи, рукой опершись на седло,
      С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

[показать]

Согласно «Повести временных лет» в походе принимало участие две тысячи ладей, в каждой по сорок воинов. Византийский царь преградил дорогу в город – закрыл ворота и загородил цепями гавань, но Олег пошел на штурм иным путем: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испугавшись, греки предложили Олегу мир и дань, и в знак победы Олег прибил к воротам Царьграда свой щит. Основным результатом похода стало заключение договора, который обеспечивал беспошлинную торговлю русским купцам. По договору Олег за каждую уключину получил по 12 гривен и кроме этого Царьград обязался выплачивать дань на русские города. В 911-912 году Олег послал своих послов в Царьград утвердить договор между греками и Русью, но с договора исчезло уже упоминание о беспошлинной торговле. В данном договоре Олега именуют «великим князем русским». Подлинность соглашения подтверждается лингвистическим анализом и сомнению не подлежит.

Запомни же ныне ты слово мое:
      Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
    Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

[показать]

В том же, 912 году Олег погибает. Существует несколько противоречивых версий обстоятельства гибели Вещего Олега, но везде присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По сказаниям «Повести временных лет» волхвы предсказали Олегу смерть от своего любимого коня. Он приказал увести коня и по прошествии четырех лет, вспомнив, о предсказании посмеялся. Решив посмотреть на кости коня, он наступил ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Но в черепе жила ядовитая змея, которая и ужалила Олега.

[показать]

Святослав вырос убежденным язычником. Первым его деянием в качестве самостоятельного правителя Руси стало изгнание с позором из Киевского княжества епископа Адальберта и сопровождавших его священников, которых Ольга пригласила через германского императора Оттона II (973-983) для христианизации Руси. Святослав был отважным воином и доблестным полководцем, он укрепил внешнеполитическое положение древнерусского государства.

[показать]

Летописец так повествует о кончине князя: «В год 972-й, когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него».

[показать]

“Слово о полку Игореве” - Описываемая битва длилась два дня, и закончилась полным разгромом русских. И пошел плач по земле от Киева до Чернигова по убитым, а поганые восторжествовали и стали брать дань по белке от двора. “Игорь-князь пересел с золотого седла в рабское”, т.е. попал в плен, будучи раненым в руку. Автор показывает, что поражение Игоря оказалось очень тяжелым для всей Русской земли, т.к. оно уничтожило плоды предыдущего победоносного похода на половцев Святослава Киевского.

 
Плач Ярославны считается одним из самых поэтических мотивов «Слова…». На городском забрале в Путивле Ярославна рано плачет: «полечю зегзицею (кукушкою) по Дунаю, омочю бебрян (шелковый) рукав в Каяле, утру князю кровавые его раны». Она обращается к ветру, к Днепру-Славутичу, к светлому-пресветлому солнцу. Ветер развеял её радость по ковылию, Днепр может только нести её слёзы до моря, а солнце в поле безводном русичам жаждою луки стянуло (они бессильны натянуть лук), горем им тулы со стрелами заткнуло.
 
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
 

В 988 г. на Руси в качестве официальной религии было введено христианство, способствовавшее укреплению нового, феодального строя и централизации государства. Летописец в «Повести временных лет» объясняет выбор новой веры по византийскому образцу красотой византийского богослужения, поразившей русских послов: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как сказать об этом, знаем только, что пребывает там бог с людьми и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет горького, так и мы не можем уже пребывать в язычестве».

[показать]

Характер исторического выбора сделанного в 988 году князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций плодотворно воздействовало на духовную жизнь и культуру русского народа. С юга из Византии, христианство стало проникать на Русь еще задолго до его официального подтверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира. Тесные экономические, политические и культурные связи с Византией, проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству христианства в его византийском варианте достаточно жестко обусловили выбор новой религии. А свойственное русским образно-символическое восприятие мира, их максимализм, стремление достигнуть абсолюта одним порывом воли нашли благоприятную почву.

[показать]

Около 988 года князь Владимир крестился сам, крестил свою дружину и бояр, а затем и весь русский народ. Тот же Добрыня, дядя Владимира, что раньше принуждал новгородцев подчиниться Перуну как главному богу, теперь крестил новгородцев. Распространение христианства встречало и протест народных масс, почитавших своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно, и на окраинных землях Киевской Руси оно установилось позднее, чем в Киеве и Новгороде.

[показать]

По описанию «Повести временных лет» князь Владимир крестился в Новгороде, в церкви святого Василия. После крещения он избавился от болезни глаз (слепоты), что еще больше укрепило веру в Бога. Вернувшись в Киев, князь Владимир приказал принять всему населению города. Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, огни Перуна, но долго еще по деревням насыпали языческие курганы, молились Даждьбогу, Ярило и огню – Сварожичу, справляли буйные праздники старины. Язычество начало свой долгий путь слияния с христианством. Служители древней религии волхвы упоминаются летописями еще в ХII веке как организаторы Киевского восстания 1113 года.

[показать]

 

И когда пришел, повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, господи, и чудны дела твои!» Вчера ещё был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли ещё они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И поручил Владимир (людям), сказав: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его, пока не пройдет пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили повеленное. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор.

[показать]

В 1169 году внук Владимира Мономаха, владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский послал войска во главе со своим сыном Мстиславом, которые захватили Киев. Город был жестоко разграблен, были сожжены киевские храмы, жители уводились в плен. На киевское княжение был посажен младший брат Андрея. И хотя вскоре, после неудачных походов на Новгород (1170 год) и Вышгород (1173 год) влияние владимирского князя в других землях временно упало, Киев  начал постепенно терять, а Владимир - приобретать политические атрибуты общерусского центра. В XII веке кроме киевского князя, титул великого стали носить также владимирский и рязанский князья, в XIII веке - также галицкий и черниговский.  В 1199 году Роман Мстислалович объединил Галицкое и Волынское княжества, его потомки окончательно утвердились в Галицко-Волынском княжестве в 1239 году.

[показать]

По мнению Грушевского, во взятии Киева в 1169 году есть две черты, отличающие названное событие от прежних междоусобий: это разорение Киева и тот факт, что победитель остался княжить на севере. Никогда еще не было на Руси такого горя, говорит историк, чтобы свои же разорили Киев. Л.Гумелев назвал разорение Киева «ярким примером утраты этнической комплементарности». По его мнению, приказ Андрея Боголюбского показывает, что для него и его дружины (то есть суздальцев, черниговцев и смолян) Киев был «столь же чужим, как какой-нибудь немецкий или польский замок». До этого момента на Руси было принято поступать подобным образом только с иностранными городами, на княжеские междоусобицы практика разорения никогда не распространялась.

[показать]

Как пишет историк Соловьев в своей «Истории России с древнейших времен», „поступок Андрея был событием величайшей важности, событием поворотным, от которого история принимала новый ход, с которого начинался на Руси новый порядок вещей.“  Дальше он пишет „теперь отделится обширная область с особым характером природы, народонаселения, с особыми стремлениями, особыми гражданскими отношениями. То важное явление, которое послужило поводом к разделению Южной и Северной Руси, именно поступок Боголюбского, когда он не поехал в Киев, остался на севере и создал себе там независимое, могущественное положение.....север начинал свою историческую жизнь этим шагом князя своего к новому порядку вещей. Таким образом на севере, в области Ростовской, вокруг старых вечников, вокруг одинокого Ростова, князь создал себе особый мир городов, где был властелином неограниченным, хозяином полновластным, считал эти города своею собственностию, которою мог распоряжаться....Наконец, не забудем обратить внимание на указанное выше различие между Северною и Южною Русью, различие в характере ее народонаселения; это различие необходимо содействовало также установлению нового порядка вещей на севере, содействовало тому значению, какое имела северная Суздальская волость для остальных частей России....в 1149 году, лет 30 с лишком от рождения, пришел Андрей на юг, в Русь, с полками отца своего; он привык к северу, к тому порядку вещей, который там господствовал: не мудрено, что не понравился ему юг, что чужд, непонятен и враждебен показался ему порядок вещей, здесь существовавший.“

Ключевский, говоря о значении события, охарактеризовал его как «разрыв народности», обозначившийся «кровавой полосой». Случившееся он объяснял «отчуждением между северными переселенцами и покинутой ими южной родиной» и оценил действие Андрея как попытку «произвести переворот в политическом строе Русской земли». По его словам, так смотрели на ход дел и современники: «по их взгляду, со времени этого князя великое княжение, дотоле единое киевское, разделилось на две части: князь Андрей со своей северной Русью отделился от Руси южной, образовал другое великое княжение. Суздальское, и сделал город Владимир великокняжеским столом для всех князей».

Летопись пишет: «И два дня грабили они весь город, Подол и Гору, и монастыри, и Софию, и Десятинную Богородицу, и не было помилования никому и ниоткуда. Церкви горели, христиан убивали, других вязали, жён вели в плен, разлучая силою с мужьями, младенцы рыдали, смотря на матерей своих. Зажжён был даже монастырь Печерской Святой Богородицы погаными, но Бог молитвами Святой Богородицы оберёг его от такой беды… Всё же это случилось из-за грехов наших". Летописец называет войско Андрея Боголюбского "погаными". Так в летописях называются исключительно иноземцы, да и то язычники. На Киевский престол садилось много князей, которые как имели, так и не имели на то права. Были случаи и военного захвата Киевского престола. Но князья Киевской Руси никогда не посягали на святыни славянской земли - киевские храмы. 

Недаром же древний летописец утверждал, что это был настоящий "князь-залешанин", то есть - князь-варвар. Или по-другому - князь-дикарь. Очевидно, что славянские святыни Киева не были святынями для князя-залешанина, рождённого в чужой земле. По мнению профессора Василия Ключевского, "в лице князя Андрея великоросс впервые выступал на историческую сцену". «Таков он - первый великоросс! Таково и родство Киева с Суздалем (Московией)», - резюмирует Владимир Белинский. Т.Шевченко: «Бо москалі - чужі люде, роблять лихо з вами»...

[показать]

28 июня 1174 года в Боголюбове его постигла смерть. Среди приближенных князя, недовольных его строгостью, составился заговор, во главе которого стали: Яким Кучков, шурин Андрея по 1-й жене (мстивший князю за казнь брата), Петр, зять Якима, и Анбал ключник, родом ясин с Кавказа. Заговорщики в числе 20 человек пришли в спальню князя и выломали дверь. Князь хотел схватиться за меч, который принадлежал некогда св. Борису, но меча не было: Анбал заблаговременно убрал его. Несмотря на свой преклонный возраст, князь был еще очень силен и безоружный оказал убийцам значительное сопротивление. "Горе вам нечестивые! сказал Андрей, зачем уподобились убийце Бориса, какое зло я сделал вам? Если кровь мою прольете, Бог отомстит вам за мой хлеб". Наконец Андрей пал под ударами. Заговорщики думали, что князь убит, взяли тело своего сотоварища, нечаянно убитого ими в схватке, и хотели удалиться, но услышали стон князя, они воротились и добили князя.

[показать]

После нашествия Батыя 1237- 1241 годах и разорения 1299 года Киев пришёл в запустение. Пришел Батый к Киеву с великой силой, со множеством силы своей и окружил город, и обнес его частоколом, и был город в великом стеснении. И Батый был у города, и воины его окружали город, нельзя было слышать от скрипения множества телег его, от рева верблюдов его, от ржания стад коней его. И была вся Русская земля наполнена ратными людьми.

[показать]

Киевляне же взяли в плен татарина, именем Товрула, и тот рассказал им про всю силу их, братьями его были большие воеводы: Урдюй, Байдар, Бирюй, Кайдан, Бечак, Меньгу и Куюк, который воротился, узнав о смерти хановой, и сделался ханом, он был не из его рода, но первым его воеводой, Себедяй бога-дур и Бурундай богадур, который завоевал Болгарскую землю и Суздальскую, и иных воевод без числа, которых мы здесь не перечислили. 

[показать]

Поставил же Батый стенобитные орудия у города подле Ляшских ворот потому что здесь находились овраги. Орудия били беспрестанно день и ночь и пробили стены. И взошли горожане на стены, и тут было видно, как ломались копья и щиты разбивались в щепки, и стрелы помрачали свет для побежденных. Когда же Дмитр был ранен, татары взошли на стены и занимали их в тот день и в ту ночь.

[показать]

Горожане же построили новую стену около церкви Богородицы Десятинной. На другой же день татары пошли приступом на них, и был между ними сильный бой. Люди же взбежали на церковь и на церковные своды со своим имуществом, и церковные стены от тяжести рухнули. И взят был город воинами. Дмитра же татары взяли в плен раненым и не убили ради его храбрости.

[показать]

Данила Галицкий был сыном основателя Галицко-Волынского государства Романа Мстиславича. После смерти отца был провозглашён князем в Галиции, однако из-за междоусобных войн вместе с матерью и братом Васильком находился в Польше и Венгрии. Княжить Данило Галицкий начал на Волыни (1221 г. ), в 1238 г. окончательно добыл Галицкое княжество. В 1239 г. распространил свою власть на Киев. Его воевода Дмитрий возглавил оборону города от орд хана Батыя в декабре 1240 г. Данило был мудрым политиком, стремившимся усилить своё государство. С этой целью он расширял города, закладывал новые — Львов, Холм; заботился о православной церкви; содействовал развитию культуры.

[показать]Реформаторская деятельность князя Данила Романовича была прервана монголо-татарским нашествием на Юго-Западную Русь. Впервые с монголо-татарами князь Данило столкнулся в битве на р. Калке в 1223 г. Сил у раздробленной Руси для борьбы против врага не было, поэтому никто не помешал ему пройти и землями Галицко-Волынского государства. Под ударами завоевателей пали города Галич, Владимир и много других.

Несколько лет князь Данило не признавал власти хана, однако на грозное требование Батыя в 1246 г. он был вынужден прибыть в его столицу в г. Сарай, где и получил ярлык на княжение. Тем не менее дальнейшая деятельность князя Данила свидетельствует, что он признал себя зависимым от монголов лишь на некоторое время. Вернувшись домой, он начал тщательную подготовку к борьбе против Золотой Орды. Данило заключил военные союзы с недавними врагами: польскими князьями, венгерским королём. Подготовке князя к антимонгольскому походу содействовал и папа римский Иннокентий /V. Чтобы поощрить Данила, папа предложил ему титул короля. В первый раз Данило отказался от этого предложения по политическим соображениям, но вторично принял. В 1253 г. в Дорогочине папский посланец торжественно короновал Данила Галицкого.

Но европейские монархи остались в стороне от борьбы русичей против монголов. Уже в 1252 г. в Галицию вторглось кочевье Куремсы, но дружина сына Данила — Льва — разгромила ордынцев, вытеснив их за Днестр. С конца 1254 г. Данило перешёл к решительным действиям против Куремсы и нанёс ему ряд поражений в течение 1256—1257 гг. Это были первые победы русичей над монголо-татарами.

В Золотой Орде решили любой ценой укротить своевольного подданного и восстановить зависимость Галицко-Волынского княжества. В 125В г. на земли княжества вторглось мощное и многочисленное войско во главе с опытным полководцем Бурундаем. Западноевропейские соседи отказались помочь Данилу. В таких неблагоприятных условиях Данило Романович принял требования Бурундая, в частности разрушил основные крепости княжества: Львов, Владимир, Луцк и др. Лишь Холм остался нетронутым.

[показать]

Оценивая роль и значение деятельности князя Данила, следует указать, что он объединил все земли, которыми владел Роман, создал из них с помощью Василька мощное государство, с которым считались соседи, которое признавал папа римский. Своим коронованием он утвердил его положение как королевства, как достойного наследника традиций Киевского государства и сделал возможным почти на сто лет его существование. Данилу не удалось осуществить свой главный замысел — освободить Юго-Западную Русь из-под золотоордынского ярма. Но государство, созданное им, было настолько сильным, что ханские орды не смогли его уничтожить. Он сдержал германскую, польскую и венгерскую экспансии. Одолев могущество бояр, он поднял социально-экономический и культурный уровень своих владений до одного из самых высоких в Восточной Европе.

[показать]

После Батия состоялся переход украинских земель в состав Великого княжества Литовского и с господством Золотой Орды на этих землях в значительной степени было покончено. Начало эпохи литовского политического верховенства над украинскими землями было положено в 1340 г., когда сын Гедимина Любарт сел на кня­жеский стол на Волыни и в Галиции. Последняя после 40-летней отчаянной военно-политической борьбы отошла к Польше, а Волынь стала первым ре­альным приобретением Литвы на украинских землях.

[показать]

Затем в течение одно­го-двух десятилетий под контроль Вильно перешли также Киевщина, Северщина и Подолия, вследствие чего почти вдвое возросла территория Литов­ского княжества. Фактически же около 90% населения Великого княже­ства Литовского составляли русины, то есть белорусы и украинцы. Русский язык стал официальным языком правительственных органов и великокняжеского двора, русские традиции быта и институты власти утвердились как государственные. До конца 14 в. Великое княжество Литовское оставалось свое­образной федерацией земель-княжеств, в том числе украинских - Киевского, Чернигово-Северского, Волынского, Подольского.

[показать]

После заключения в 1385 г. Кревской династической унии между Великим княжеством Литовским и Польшей в княжестве сложилась анти-унийная. оппозиция, возглавляемая Витовтом. После того как в 1392 г. Ягай-ло и Витовт пришли к соглашению, Витовт в звании наместника фактически стал великим князем литовским. Новый великий князь взял курс на полити­ческое ослабление с последующей ликвидацией самых больших удельных княжеств государства, прежде всего отдалённых - Киевского, Чернигово-Северского и Подольского. Литовско-Руськое государство стало терять руський элемент, взамен усиливались польские традиции.

[показать]

В 1492 году впервые упоминаются казaки-xристияне (киевляне и чeркaсцы), которые в устье Днепрa разбойнически нaпaли нa турецкий корабль. Aж дo последней четверти XVI в. казачество — это занятие и способ жизни, a нe сoциальный статус. Жизнь в степи требовала тяжелого труда не только в военное, но и в мирное время. Время от времени они сопровождали восточные караваны, было прямой обязанностью черкасского наместника. Охраняли южные границы от нападения татар. Первая стоянка казаков была основана на острове Хортица. Дисциплина во время походов была строжайшая и подчинение своему выборному начальству беспрекословное. Женщины в Сечь ее допускались. Источниками существования запорожцев были: война, охота и рыбная ловля, скотоводство и, только отчасти, земледелие. Ничьей власти над собою Сечь не признавала, хотя Польско-Литовское государство и считало их своей территорией, и запорожцы считали себя борцами и защитниками «веры православной» против всех, кто на нее покушался. Поэтому их врагами были и «бусурмане» - татары и турки, и поляки-католики, стремившиеся ополячить и окатоличить их народ, население Украины.

[показать]

Национально-освободительная война украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого (1648 - 1654) - вооружённое восстание на украинских землях Речи Посполитой и последующая народная национально - освободительная война украинского православного населения против власти Речи Посполитой, польских магнатов и их сторонников, в предыдущие десятилетия захватившими власть в крае. Война велась под лозунгами освобождения православного населения от социального, национального и религиозного гнёта в обществе Речи Посполитой. 

[показать]

В декабря 1648 года состоялся торжественный въезд Хмельницкого в Киев. Навстречу ему в сопровождении 1000 всадников выехал, находившийся тогда в Киеве, иерусалимский патриарх Паисий с киевским митрополитом Сильвестром Косовым. Состоялся ряд торжеств, на которых славили Хмельницкого, как борца за православие, ученики Киевской Коллегии (основанной Петром Могилой), читали по-латыни вирши в честь Хмельницкого, во всех церквах звонили колокола, стреляли из пушек.

[показать]

Даже митрополит Сильвестр, ярый сторонник магнатов и ненавистник повстанцев, произнес большую речь с восхвалением повстанцев и Хмельницкого. Настроение народных масс было настолько определенно на стороне повстанцев, что митрополит не решился не только выступать против них, но даже и воздержаться от речи. 

[показать]

Народ тогда по всей Украине распевал новую песню, как “казаки загнали ляшку славу пид лаву” (скамью), всех поляков называл “пилявчиками” и непоколебимо верил в окончательное свержение польского ига и в воссоединение с единоверной Москвой.

[показать]

22 декабря многочисленное посольство, состоящее из “9 стольников, трех стряпчих, семи дворян, головы московских стрельцов с 3 сотниками, 11 подъячих, 200 стрельцов и многих слуг, было встречено перед Карабутовым духовенством с крестами и хоругвями, сотником с казаками и всем населением местечка. Во время молебна многие плакали от радости, твердо веря, что пришел конец их страданиям под властью поляков. Так же, как в Карабутове встречали посольство во всех городах и местечках, через которые оно проезжало: Красный Колядин, Иванницу, Прилуки, Басань, Барышевку. Особой торжественностью отличалась встреча посольства в Переяславе. За пять верст от города посольство встретил полковник с 600 казаками, перед городам были выстроены шеренги пеших казаков; у ворот города с крестами, хоругвями и святой водой встретило все переяславское духовенство, а за ним жители города с хлебом-солью. Под звон колоколов всех переяславских церквей, посольство направилось в собор, где был отслужен молебен, после чего гости были разведены по квартирам, а казаки и горожане долго веселились, стреляя из ружей и даже из пушек.

[показать]

Площадь, прилегающие улицы, крыши домов были заполнены собравшимся народом, к которому обратился с большой речью Богдан Хмельницкий. Обрисовав общее положение, он дал характеристику четырех соседей Украины: Крыма, Турции, Польши и России. “Каковы татары - мы знаем; каково живется там православным, что попали под власть турецкого султана - мы тоже знаем и Руси такой доли не желаем; о поляках и говорить не надо: кто из нас не испытал их панованье на себе? Но есть еще единоверный и единокровный восточный царь православный! “Волим под царя Московского православного,” - прокатился ответ народа по площади.Так, 8 января 1654 г., после полудни, на площади в Переяславе было провозглашено воссоединение Украины-Руси с Россией. После этого в соборе присягнули на верность царю гетман и полковники, на следующий день остальная старшина, казаки и народ. В Киеве, Нежине, Чернигове и других крупных городах, также в торжественной обстановке, совершили приведение к присяге или сам Бутурлин или члены его посольства. В мелких городах, местечках и селах приведение к присяге было проведено местной казачьей администрацией. По свидетельству и русских и украинских современников, народ присягал не только охотно, но и радостно и нигде нет сведений о попытках уклониться от присяги, кроме уже упомянутого случая в Киеве. “Як на Велыкдень (Пасху) йшов увесь народ до церквы присягаты” - говорит украинский летописец - современник.

[показать]

«Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и сильные, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!» - так писал знаменитый Николай Васильевич Гоголь. Тарас Бульба - образ собирательный, но одним из прообразов Тараса Бульбы является предок известного путешественника - куренной атаман Войска Запорожского Охрим Макуха, сподвижник Б.Хмельницкого, родившийся в Стародубе в начале XVII в., который имел троих сыновей Назара, Хому и Омелька, из которых Назар предал своих товарищей-казаков и перешел на сторону войска Речи Посполитой из-за любви к польской панночке, Хома (прототип гоголевского Остапа) погиб, пытаясь доставить Назара отцу, а Емельян стал предком Н.Миклухо-Маклая и его дяди Григория Ильича Миклухи, учившегося вместе с Николаем Гоголем и рассказавшего ему семейное предание. Прообразом является также И.Гонта, которому ошибочно приписывалось убийство двоих сыновей от жены-польки, хотя его жена -русская, и история - вымышленная.

[показать]

Гибель Бульбы сохраняет тот же высокий христианский пафос, хоть и снижена юмористическим мотивом потерянной им люльки: «И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную спутницу на морях и на суше, и в походах, и дома». Поляки сжигают Тараса Бульбу на огне, распиная на древесном стволе (ср. традиционный христианский символ древа-креста): «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила казацкую силу!»

[показать]

После смерти Б. Хмельницкого у Войска Запорожского не стало лидера, власть которого признавали бы все, что побудило старшин на борьбу за власть. В период между 1657 и 1687 годами украинская территория утратила свою территориальную целостность. В это время, которое получило название Руйина, Украина была поделена вдоль Днепра на две сферы влияния: польскую - на Правобережной Украине и на московскую - на Левобережной Украине с Киевом. Турецкое присутствие ощущалось на юге. Все казацкие гетманы зависели от внешних сил. Гетманская власть постоянно ослаблялась внутренними стычками и раздорами, накалялись отношения между казацкими низами и старшинами. Это умело использовали московсие эмиссары, которые подстрекали выступления против гетмана и старшины.

[показать]

Более сильное влияние России на Украину сказалось в подчинении Москве Украинской православной церкви. В 1685 - 1686 годах Киевская православная митрополия была подчинена Московской патриархии. Украинская православная церковь потеряла самостоятельность и на протяжении веков подвергалась русификации.

[показать]

В ходе Северной войны гетман Мазепа решил воспользоваться ситуацией, чтобы выйти из под контроля России при помощи её врагов - короля Швеции Карла XII, однако попытка оказалась неудачной. Мазепа, а с ним 50 старшин, 500 казаков Гетманщины и 4.000 запорожских казаков бежали в Турцию, город Бандеры. Правительство царя Петра I рассматривал Запорожскую Сечь как один из центров освободительной борьбы украинского народа.

[показать]

Петр I, пораженный поступком Мазепы, приказал разрушить гетманскую столицу и Запорожскую Сечь и уничтожить их население, а самого Мазепу предать анафеме. Гетманская столица Батурин был уничтожена вместе со всеми жителями, которые не захотели сдаться царским войскам. О событиях в Батурине приводятся сведения, изложенные в дневнике шамбеляна Карла XII Густава Адлерфельда: "Царь, желая отомстить Мазепе, против которого опубликовал грозный манифест, приказал Меншикову немедленно атаковать его столицу, пока шведы не прибыли на помощь. Меншиков напал на нее 3 ноября и взял. Потом отдал приказание замучить всех без различия возраста и пола, а после нечеловеческой резни силой вывел женщин, которые еще оставались живы. Он забрал оттуда тяжелые пушки, а было их около сорока. Так же по-варварски разорил и сжег весь город и мельницы. Одна часть гарнизона счастливо перебралась через Сейм, но ее командира поймали и замучили. Он был родом из пруссаков и звался Кенигсек…"

[показать]

 

Подробное описание взятия Батурина дал Даниэль Дефо в книге «Достоверная история жизни и деяний Петра Алексеевича, нынешнего царя Московии, написанная британским офицером царской службы»: "Князь Меншиков пошёл на восточную сторону Украины с 24000 пехоты и 6000 кавалерии, чтобы заставить большую часть казаков той стороны вернуться к присяге и стал приближаться к Батурину, резиденции Мазепы, которую тот укрепил, насколько позволяло место и время. 

[показать]

Мазепа во исполнение своего замысла, разместил там 6000 казаков, смелых, твердых и решительных людей, которые, кроме всего прочего, были очень хорошо снабжены всем необходимым для его обороны. Князь, несмотря ни на что, сразу подступил к замку и сходу тут же атаковал его в шведской манере. Он не мог терять времени, чтобы соблюдать все необходимые правила долгой осады. Соорудив с помощью множества людей за два дня три батареи, он открыл такой жестокий огонь, что за одну ночь и день пробил достаточную брешь. Её нельзя было назвать настоящей в полном инженерном смысле, но она позволяла начать штурм. Гарнизон защищал себя с большим упорством и перебил во рву множество московитов. Но русские всё напирали и вдохновленные присутствием своих командиров, впали в такую ярость, да к тому же были в таком количестве, что ворвались в замок с мечом в руках и перебили всех, как сказано выше, 6000 казаков-изменников, в куски, не дав никому из них пощады. Это было отчасти справедливым воздаянием не только к тем, кто пошел на предательство и мятеж, но и как устрашение для остальных, кто показал некую склонность к мятежникам. Это же привело к разграблению замка солдатами. На этом последствия экзекуции не окончились, она сильно устрашила других казаков поднимать бунт в пользу шведского короля, что было намерением всей их нации. Кроме того, она уменьшила армию шведского короля на 6000, а эти 6000 были частью тех 10000, что присоединились с их гетманом к шведам."
 

От таких тяжелых испытаний гетман на чужбине заболел и 3 октября 1709 года умер. Весной 1710 года, после смерти Мазепы, оставшаяся в изгнании часть казацкого войска избрали своим гетманом генерального писаря Пилипа Орлика. При нем была создана конституция Украинского государства - так называемая Бендерская конституция. Пилип Орлик, поддержанный Карлом 12, вступил в антимосковских альянс с татарами и Турцией и в январе 1711 года, вместе с татарами и запорожцами вторгся в Украину. Однако вскоре он потерпел поражение и уехал в эмиграцию. Жил в Швеции, Германии, а после в Турции. Умер в 1742 году в Яссах. Последним гетманом Украины становится Кирилл Разумовский, после чего институт гетманства упраздняется, а Украина входит в Россию.

[показать]

14 ноября 2008 года в Батурине состоялись мероприятия по перезахоронению жертв Батуринской трагедии. Останки были перезахоронены во вновь построенной Замковой церкви Воскресения Господня, которую по приказу Меншикова сожгли российские войска после взятия города. Новый храм восстановлен по образцу православных украинских церквей конца XVII века мастерами Львовской области при содействии Харьковской облгосадминистрации. Специально под храмом устроена крипта, куда и были помещены останки жертв Батуринской трагедии.

[показать]

В 1721 году указом Петра 1 Киево - Печерской и Черниговской типографии было запрешено издавать все другие книги кроме церковных, и те нужно было приспособить к российским нормам. В 1719 году украинцам было запрешено прямо экспортировать пшеницу на Запад, а все должно отправлятся через Ригу или Архангельск. Цены на нее устанавливало российское правительство, а российские купцы получили значительные льготы в торговле с Гетманщиной.

[показать]

26 мая (н. ст.) 1709 г. отрядом полковника П.И.Яковлева за измену и переход на сторону шведов была разрушена Запорожская Сечь. В тот исторический период Российская империя и Швеция находились в состоянии войны и то обстоятельство, на чьей стороне выступит Сечь, серьезно влияло на ее ход. Часть казаков ушла за Дунай, где они организовали новую Сечь. Екатерина щедро даровала украинские земли немецким, сербским, болгарским и прочим колонистам.

..І розказують, і плачуть,
Як Січ руйнували, 
Як москалі срібло, злото 
І свічі забрали 
У Покрові...

[показать]

На Правобережье после Северной войны эта территория обезлюдила. Чтобы привлечь крестьян польские магнаты предлагали украинским крестьянам селиться, обещая освобождения от панщины на 15 - 20 лет. Верховной власти здесь не имел никто. Правили польские магнаты и шляхтичи, каждый в своем поместье. В 1734 и 1750 годах вспыхивали крестьянские восстания против польского владычества. Но самым большим и кровавым была так называемая колиевщина в 1768 году. Ее руководителями были запорожец Максим Железняк и сотник Иван Гонта. Были уничтожены многие шляхтичи, католические священники и евреи. Боясь, что колиевщина перейдет на территорию Российской империи, та помогла Польше подавить это выступление.

[показать]

С 1783 года указом Екатерины 2 было введено крепостное право на всей территории Украины. В это время на Левобережье появляется ярко выраженная дворянская прослойка, которая появилась из числа бывшей казацкой верхушки - старшины. Для того, чтобы обеспечить себе их поддержку царское правительство даровало им все те права, которые имели российские дворяне. Постепенно большая их часть подвергается русификации и начинает считать себе россиянами. Власть России на Украине в это время становится неограниченной. Царское правительство старалось всячески доказать, что украинский народ - это все лишь небольшая часть российского народа, которая только немного отличается от всего российского народа.

[показать]

Во время царствования Александра 1 (1801 - 1825) российское присутствие обеспечивали армия и администрация. В 1830 - х годах, во время царствования Николая 1(1825 - 1855), российская централизованная административная система охватила всю Украину. В 1831 году было упразднено магдебурское право украинских городов. С 1840 года прекращено использование Литовского статута - исконного украинского источника права. Даже сам термин Украина практически прекращают использовать. Левобережную Украину называют Малороссией, Правобережную Украину - Юго - Западным краем, а южную Украину - Новороссией.

[показать]

В 1853 - 1856 годах Россия потерпела поражение в Крымской войне от ведущих европейских стран. Это поражение показало большую отсталось империи. Новый российский император Александр 2 был вынужден начать социально - экономические реформы. Самой важной реформой стало ликвидирование крепостного права в 1861 году. Также была заменена администрация (были введены земства), стала более доступно для народа высшие образование, введена была всеобщая воинская повинность, а срок службы был сокрашен до 4-5 лет (до этого срок службы составлял около 25 лет).

[показать]

К концу 19 века резко ухудшилось состояние украинского села. Слишком высокий выкуп за землю, подати, нехватка земли - все это разрушало украинское крестьянство. Многие крестьяне были вынуждены эмигрировать на восток - в Сибирь, Казахстан и на другие земли. В 1914 году там находилось около 2 миллионов украинцев. Удивительно, в это же время Украина оставалась житницей Европы.

[показать]

Крупнейшие помещики стремились превратить свои имения в сельскохозяйственные капиталистические предприятия. 90 % всей экспортированной Россией пшеницы вывозилось из Украины. Правобережная Украина, которая специализировалась на вырашивании сахарной свеклы, изготавливала 80% всего сахара в Российской империи. На территории Украины строились железные дороги, которые использовались для вывоза сельскохозяйственного сырья. В период с 1870 по 1900 год активно развивается Донецкий угольный бассейн и Криворожский бассейн по добыче железной руды. Здесь добывалось 70% всего угля империи и более половины железной руды. Быстро растут украинские города. С 1860 по 1897 год население Одессы выросло с 113 тысяч человек до 404 тысяч человек, Киева - с 55 тысяч до 248 тысяч.

[показать]

После смерти Николая 1 в 1855 году усилилось украинское национальное движение. Примером для подражания были члены Кирилло - Мефодиевского товарищества среди которых был и Тарас Григорьевич Шевченко - известный украинский поэт, прозаик, художник и этнограф.

[показать]

Шевченко ненавидел самодержавное устройство Российской империи, крепостной строй, изживший себя, но с большой симпатией относился к простому русскому народу, был другом русских революционных демократов, горячо любил Украину и призывал украинцев всех сословий к объединению и к борьбе за освобождение Украины, за освобождение от крепостничества и процветание украинского народа:

Как умру, похороните на Украйне милой,
Посреди широкой степи выройте могилу,
Чтоб лежать мне на кургане, над рекой могучей,
Чтобы слышать, как бушует старый Днепр под кручей.
И когда с полей Украйны кровь врагов постылых
Понесет он… вот тогда я встану из могилы -
Подымусь я и достигну божьего порога,
Помолюся… А покуда я не знаю бога.
Схороните и вставайте, цепи разорвите,
Злою вражескою кровью волю окропите.
И меня в семье великой, в семье вольной, новой,
Не забудьте - помяните добрым тихим словом.

[показать]

В Петербурге и Киеве новое поколение украинской молодежи начало организовывать образовательные общества, так называемые громады. Петербургская громада во главе с Пантелеймоном Кулишом и Василием Белозерским. Особенностью киевской громады было то, что она пыталась приблизиться к народу. Ее возглавлял Владимир Антонович. За их народнические позиции их называли хлопоманами, а также украинофилами.

[показать]

Такая деятельность крайне не понравилась российкому правительству и результат не замедлил появиться. В июле 1863 года министр внутренних дел Петр Валуев своим так называемым Валуевским циркуляром запретил издание на украинском языке научных, религиозных и образовательных книг, а также деятельность воскресных школ. Сразу после этого громады были разпушены, а многие их члены были сосланы. Через десять лет украинское национальное движение снова начало действовать, теперь на нелегальном положении. Оно было возглавлено Владимиром Антоновичем. В Киеве была основана так называемая Старая Громада, которая развила широкую культурную деятельность. В 1876 году Александр 2 издал так называемый Эмский указ, в котором запретил не только издание, но и ввоз литературы на украинском языке. Многие деятели украинского национального движения были вынуждены эмигрировать. В Швейцарию уехал один из членов Старой Громады Михаил Драгоманов.

[показать]

В результате революции 1905 года были отменены многие запреты на издания на украинском языке, появились образовательные общества Просвита. В парламенте российской империи - Государственной Думе, была организована украинская фракция, в которую входили около 50 депутатов. На Западной Украине в 1880 - х годах небольшая группа украинской интеллигенции во главе с Иваном Франком и Михалом Павликом познакомились с находившимся в эмиграции Михаилом Драгомановым, и под его влиянием в 1890 году основали Украинскую Радикальную Партию. В политическом и культурном отношении на Западной Украине все же было свободнее чем в Российской империи. С 1868 года работали общества Просвита, которые к 1914 году имели 3.000 небольших библиотек и насчитывали около 37.000 членов. Были организованы украинские спортивные организации Сичь и Сокил.

[показать]

В годы Первой Мировой войны на территории Галиции был сформирован легион Украинских сечевых стрельцов, который воевал на стороне австрийской армии. Осенью 1914 г. в результате битвы за Львов русскими войсками была занята восточная часть Галиции и образовано Галицкое генерал - губернаторство с центром во Львове, которое управляло краем до лета 1915 года. В 1915 году край был захвачен германским наступлением.

[показать]

После Февральской революции 17 марта 1917 года в Киеве был создан Центральный Совет. Главой её стал профессор М. Грушевский. Центральный Совет 7 ноября 1917 года провозгласил Украинскую Народную Республику. 8 февраля 1918 года красными войсками был взят Киев. В феврале Советская власть утвердилась по всей Украине. С конца февраля по апрель 1918 года Украина была оккупирована немецкими войсками и Советская власть прекратила существование на Украине до ноября - декабря 1918 года. 14 декабря 1918 года была восстановлена Украинская Народная Республика во главе с В. К. Винниченко. К февралю 1919 года всю полноту власти в Украинской Народной Республике сосредоточил в своих руках С. В. Петлюра.

[показать]

В феврале 1919 года Директория была изгнана из Киева войсками украинской Красной Армии. 10 марта 1919 г., в разгар гражданской войны большевиками была провозглашена самостоятельная Украинская Советская Социалистическая Республика со столицей в Харькове. Весной 1919 г. в ходе наступления войск ВСЮР были заняты Донбасс, Екатеринослав, Харьков и Одесса. Сельская местность Приазовья и Екатеринославской губернии находилась под властью отрядов Махно. К декабрю 1919 г. на большей части территории Украины была вновь установлена Советская власть.

[показать]

В результате распада Австро - Венгрии в 1918 году на территории Галиции была создана Западно-Украинская Народная Республика, которая 22 января 1919 года провозгласила Акт объединения с УНР. Польша, вернувшая в 1918 г. независимость, пробовала вернуть себе украинские земли что стало причиной польско - украинской войны. К началу июня 1919 года почти вся Республика была оккупирована Польшей, Румынией и Чехословакией. 21 апреля 1920 г. Польша и Украина утвердили границу по реке Збруч, но два месяца спустя УНР прекратила свое существование.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
Lanari 16-02-2013-00:13 удалить
Очень интересный пост !!! Спасибо, с удовольствием читаю исторические материалы о своей родине и родине моих предков.
herodot_10 16-02-2013-11:55 удалить
Майже, всі ці ілюстрації розміщені і в книгах та підручниках по російській історії, особливо ті, що стосуються історії Київської Русі...
Ореста 16-02-2013-20:15 удалить
Ответ на комментарий Lanari # Будь-ласка.Шевченко назвав нашу історію поемою - і це правда.
Ореста 16-02-2013-20:18 удалить
Ответ на комментарий herodot_10 # А де ж російські історики ще можуть взяти інші матеріали?Така вже їх робота постійно нашу історію привласнювати.
herodot_10 16-02-2013-20:42 удалить
Исходное сообщение Ореста А де ж російські історики ще можуть взяти інші матеріали?Така вже їх робота постійно нашу історію привласнювати.
Хто вивчає історію, той знає, що насьогодні це спірне питання.
Ореста 17-02-2013-11:08 удалить
Ответ на комментарий herodot_10 # Менше б тих суперечок,а більше конкретних дій.
Ловко обошли некоторе события и факты... А где материалы, как Даниил латыницу принял и лютеранство, т.е. от православия отошел? У него ведь были на то причины... Ну... Бог с ним, Данилкой... Но это часть только истории. С уважением.
Ореста 31-03-2014-21:58 удалить
Ответ на комментарий нахапурик # Приємно спілкуватись з інтелектуалами.


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Ореста - Жіночі примхи | Лента друзей Ореста / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»