Это цитата сообщения
lj_ru_railway Оригинальное сообщениеЛЕПЕЛЬ – ж/д-станция ЛЕПЕЛЬ
Оигинальный пост в моём журнале
http://tomkad.livejournal.com/159262.htmlЛепель – небольшой городок на витебщине, расположенный на пересечении
дорог М3, Р15, Р46 и Р86, в 150 километрах от белорусской столицы. Двигаясь из Минска в Полоцк (или в Витебск) по дороге в районе города вы обязательно пересечете путепровод, перекинутый через железнодорожные пути.
Именно с железной дороги мы и начнем сегодня осматривать Лепель.
[показать]Линия, соединившая крупный ж/д-узел Оршу с неприметным (в ж/д-плане) городком была
построена в далеком 1927 году. Я сначала всё думал: чем было мотивировано строительство линии
только до Лепеля, а не дальше
до соединения с Бологое-Седлецкой дорогой в районе Крулевщизны? Ведь тогда бы станция Лепель не была тупиковой, а из Орши был бы открыт прямой путь на Вильнюс (по линии Крулевщизна - Лынтупы). Даже начинал придумывать причины: сложнейшие инженерно-геологические условия между Крулей и Лепелем – много озер, непроходимых болот, верховья Березины с густой сетью притоков, слабые неустойчивые грунты и т.д. А потом сам же и пришел к настоящей причине.
Все очень просто -
до 1939 года Крулевщизна была польской территорией, а Лепель - пограничным городом, до которого железку и дотянули. Впрочем плану соединения Лепелского и Докшицкого регионов железной дорогой было суждено реализоваться, но только при немцах и только во время войны, о чем ниже.В Лепель я попал совершенно спонтанно. Возвращался автостопом из Бигосово в Минск, глядь на часы, а время только 10 утра. "Не хорошо так рано в Минск приезжать" подумал я и попросил водителя высадить меня в где-нибудь… ммммм… в Лепеле! Пройдя пару километров от трассы, я принялся осматривать железнодорожную станцию Лепель, оставив таким образом осмотр города на закуску.
Входной светофор Н. Обращаем внимание на бетонные шпалы
[показать]Здесь же находится подъездной путь на одно из городских предприятий
Маневровый светофор М3
[показать]Маневровый светофор М5. Вид в сторону Орши
[показать]Нечетная горловина станции. В кадре уже завиднелся интересный объект из красного кирпича, но к нему мы подойдем попозже.
[показать]Все пути станции кроме главного лежат "на дереве"
[показать]Высокий грузовой путь
[показать]Пассажирское здание выглядит очень симпатично – совсем недавно закончился многолетний капитальный ремонт.
[показать]В далеком
1926 году (за год до официального открытия линии) здание станции было деревянным и выглядело довольно необычно
Зал ожидания и касса. Касса работает всего в несколько часов в день, ибо пригородных поездов тут всего пара штук, а пассажирских поездов тут нет в принципе. Насчет наличия системы "Экспресс" я не знаю, но думаю, что она все же есть.
[показать]
Все сообщение с Оршей в будние дни обеспечивают две пары дизелей, а в выходные – три
[показать]
Вид привокзальной площади. Перед зданием станции стоит памятник советскому солдату
[показать]
Лепельская автостанция находится буквально в 100 метрах от железнодорожной. У автостанции висит стенд с "зелеными маршрутами" по лепельскому краю.Водонапорные башни. Левая, полагаю, к железке не имеет отношения
[показать]Фото 2008 года
Ну а что же тут было при немцах во время войны? Я не забыл – рассказываю по порядку.
В 1916-17 годах русскими войсками была построена военно-полевая УЖД от Парафьянова до Докшиц (есть мнения, что дорога шла аж до Борисова!) с шириной колеи 750 мм.
В 1943-44 годах на базе этой дороги немецкими войсками была построена УЖД Парафьянов – Лепель.
Строительство УЖД "Венера". Окрестности Лепеля. 1944 год. Фото из книги ГоттвальдаОсуществленный проект носил красивое название "Венера".
Открытие железной дороги Парафьянов – Лепель. 1944 год. Фото из книги Готтвальда.
[показать]
Признаться, я сам хоть и знал о некогда существовавшей связи Лепельской линии с Бологое-Седлецкой дорогой, но долгое время ошибочно предполагал, что она шла в Крулевщизну (более логичный вариант), а никак не в Парафьянов!
[показать]
[показать]
При немцах на дороге работали 30 паровозов Cn2 фирмы Jung, 25 танк-паровозов, 24 мотовоза типа HF130C.
Источник: http://narrow.parovoz.com/emb/index.php?ID=1736
Вот некоторые кадры этой дороги, запечатлевшие подвижной состав
Грузовой поезд на мосту. УЖД "Венера", 1944 год.
[показать]
Мотовоз типа HF130C, УЖД Парафьянов - Лепель 1944
[показать]
Мотовозы HF130C (фото из книги Готтвальдта), УЖД Парафьянов - Лепель 1944
[показать]
Но, сами понимаете, так как дело было в 44 году, то и немца на нашей земле вскоре не стало – не стало и дороги. Сегодня на местности местами можно разглядеть только насыпь бывшей УЖД (* у пересечения Докшицкой объездной дороги с дорогой Парафьяново -Докшицы)
Возвращаемся в наше время. Сегодня Лепель – тупиковая станция. На путях практически всегда пусто, а некоторые и вовсе сняты
[показать]
[показать]
К тупикам я ходить не стал – времени было не так уж и много, а у меня на очереди был еще один объект.
По пути к нему снимаю гидроколонку, которой скорее всего недолго осталось стоятьА вот и сам объект, о котором я уже вспоминал в самом начале поста.
[показать]
Правильно – это здание железнодорожного депо. Сегодня оно находится в ужаснейшем состоянии
[показать]
[показать]
[показать]
Осмотрев депо, считаю свой долг перед "Лепелем-Железнодорожным" выполненным и отправляюсь смотреть сам город.
Читать еще:
ЛЫНТУПЫ – судьба станции
ДРУЯ – конец железнодорожной ветки
БЕНЯКОНЕ – станция Бенякони, усадьба Ластовского
БИГОСОВО – здание ж/д вокзала,
БИГОСОВО – и снова о вокзале…
ГОДУТИШКИ – потерпели неудачу((
Станция Влодава – линия Брест – Хелм. Перспективы? http://ru-railway.livejournal.com/2292757.html