Продолжу показ работ выдающегося русского художника Горбатова Константина Ивановича. Начало здесь: Горбатов Константин Иванович (1876 – 1945) — яркий представитель русского постимпрессионизма
...Его вещи сразу узнаваемы. Их добротность и живописная красота обеспечивали успех у публики. Революцию 1917 г. он встретил признанным мастером, чье творчество уже получило высокую оценку поклонников живописи и критиков. Все горбатовские картины легко распродавались с выставок. Но круг поклонников и покупателей художника из средних слоев общества распался сразу же после революции.
Улица провинциального города. 1920
Провинция. 1934
Сирень. 1934
У стен Троице-Сергиевой лавры. 1915
Урожай. 1931
Пейзаж с изгородью. 1895
[показать] Отдых на веранде. Портрет жены художника. 1917
Осенний день
Набережная старого города. 1915
Зимний день. 1934
Деревенский пейзаж с полем и церковью. 1920-е
Деревня под снегом солнечным днем. 1919
Деревня в сумерках зимой
Город на реке. Вид с моста. 1919
Вид на остров Капри. 1924
Мельницы. 1911 Бумага, гуашь, уголь.
На даче.1910
Вид на Исаакиевский собор. 1915
В Петербурге К. Горбатов не влился в модные течения и кружки. Сообразно своему мировоззрению, он стал членом Общества им. А.И. Куинджи, поздних Передвижных выставок.« ...Вряд ли кто так хорошо знал жизнь северных городов, как Константин Горбатов. Он любил задворки провинциальных северных городов к концу зимы, когда снег становился серым, ноздрястым, когда появлялись первые лужи и начинали оживать березки».И.Э.Грабарь
Вид Петербурга с Невы. 1915
Первый снег на реке. 1915
Зимний закат. 1917
Петербург. Канал Грибоедова. 1919
Цветы. 1925
Осень в Пскове. 1930-е
Открытое окно. 1931
Тетеревиный бой.
Святая Земля. 1934
Творчество Горбатова - цельное явление: художник был восприимчив лишь к тому, что было близко его видению. Самое большое формальное воздействие на Горбатова оказал опыт импрессионистов. В целом же, артистизм художника и его романтическое отношение к искусству, которое он превозносил, заявляя, что "только люди, любящие искусство ценят жизнь, только им доступна тайна бытия", отражают верность Горбатова традициям русского искусства рубежа ХIХ-ХХ веков.
[показать]Цветы на окне.
Константин Иванович Горбатов – талантливый русский живописец, чье имя незаслуженно забыто в наше время. Его судьба была очень сложной, после революции ему пришлось покинуть Родину, жить в Германии, где его картины получили большую популярность, но совсем скоро попасть под запрет фашистского режима и доживать жизнь в безвестности.
Горбатов родился в 1876 году в Самарской губернии, в маленьком уездном городе Ставрополе, расположенном на берегу реки Волги. С самого раннего возраста у Константина появилась склонность к рисованию. Поэтому и желание связать свою жизнь с искусством появилось очень рано. Первоначально он учился в реальном училище, которое сменила школа известного самарского живописца Ф.Е. Бурова. В это время Горбатов впервые знакомится с произведениями всемирно известных живописцев и осваивает азы художественной грамоты. Здесь он занимался вплоть до 1894 года, а уже в 1895 начал обучаться в Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге, но вскоре переехал в Ригу, где и жил вплоть до 1903 года. В этом же году Горбатов возвращается в Петербург, где вскоре поступает на архитектурное отделение Академии художеств. Но уже год спустя он перевелся на живописное отделение, которым в то время руководили живописцы Киселев и Дубовской. Однако те драгоценные знания, которые художник приобрел в первый год обучения на архитектурном отделении, впоследствии наложили свой отпечаток на все творчество Горбатова, которое выделяется, прежде всего, разнообразием и самобытностью архитектурных пейзажей.
В 1911 году Константин Иванович заканчивает Академию. За дипломную работу его удостоили заграничной поездкой для совершенствования манеры письма и ознакомления с современным европейским искусством. Первой страной, которую он посетил, была Италия. «Искусство как праздник» – именно такое определение работам этого периода дает сам художник. И в самом деле, полотна итальянского периода являются воплощением оптимизма, гармонии счастья и душевного покоя. Вернувшись на Родину, Горбатов совершает поездку по старым русским городам: Вологде, Новгороду, Пскову, где много и плодотворно работает, особенно его увлекает городской пейзаж. Он открывает для себя очарование древнего русского города, примечательного своей архитектурой, украшенного золотыми куполами и наполненного шумом базарных площадей. Его работы очень близки по духу к неорусскому направлению модерна. Это выражено как в манере живописи, имеющей долю стилизаторства, так и в изображаемых мотивах, в которых чувствуется огромная любовь к своей стране, ее истории и традициям. Такая любовь очень показательна, если вспомнить что в то время в живописи появилась абстракция и кубизм, отвергающие предметность изображения как таковую. Особенно интересны его живописные искания на тему града Китежа и целая серия работ, посвященная романтической идее «Корабль-город», в которых чувствуется близость его творчества идеям неорусского стиля, воплощенным в национальных романтических образах.
«Корабль-город» – это фантазия художника на тему древнего города, не имеющая аналогов. Здесь выражается идея самобытности России, словно плывущей по волнам времени. И это не случайно, работы написаны в 1913 году, когда в Европе складывалась непростая ситуация, вылившаяся в 1914 году в Первую мировую войну.
В 1922 году в связи со сложной ситуацией в России, испытывая творческий кризис, Горбатов вместе с супругой покидает Родину. Они едут в Италию, много путешествуют. Смена обстановки, словно глоток воздуха, оживляют его живопись, он снова готов творить. В его творчестве находит место новая тема – море, и многочисленные прибрежные города. В 1926 году Горбатов с женой обосновались в Берлине, ставшем средоточием русской культуры в эмиграции. Картины художника начали пользоваться большой популярностью, у него появляются постоянные заказчики, о нем говорят в художественных кругах. Но с приходом к власти Гитлера и началом Второй мировой войны жизнь становится очень тяжелой, он сильно переживает за Родину. По памяти он пишет русские города и пейзажи. Работы этого времени проникнуты особой любовью к России, той какой она ему запомнилась, с особым духом древних городов, златоглавыми храмами, величием родных просторов. Скончался Константин Иванович в Берлине 24 мая 1945 года.
-------------------------