Если верить преданиям, в Китае чай использовали как лекарство четыре тысячелетия назад, когда он был еще диким растением. Ко второму столетию до нашей эры в эпоху Хань чай становится напитком, используемым повсеместно, и превращается из лекарственного средства в целебный напиток. Постепенно совершенствовалось искусство культивации чайного куста, накапливались знания о благотворном воздействии чая на организм.
Гу Юань-цин (династия Мин, 1368-1644 вв. н.э.) в составленном им “Реестре чаев” подробно описывает влияние чая: “Может утолять жажду, переваривает пищу и устраняет воспаления, сокращает сон и открывает дорогу моче, проясняет зрение и благотворно для мышления, устраняет нервность и изгоняет скуку”.
Современные ученые подтверждают многостороннее профилактическое и терапевтическое воздействие чая на организм.
В Японии к чаю вообще относятся как к “киновари одухотворенности и лекарству мудрости”, исцеляющему болезни и продлевающему жизнь.
Чаи разных сортов сильно различаются по составу и, как следствие этого, по воздействию на организм. Более подробно мы это опишем в разделе «Чайные советы». О чае, как напитке бессмертия, можно говорить долго. В Китае его называют лекарством от ста болезней, поэтому здесь я только перечислю вслед за Лю Чжэнь Ляном 10 Дэ-добродетелей чая.
ДЕСЯТЬ ДЭ-ДОБРОДЕТЕЛЕЙ ЧАЯ.
Чай разгоняет застой дыхания ци.
Чай прогоняет дыхание ци-сна.
Чай питает дыхание жизни.
Чай убирает болезнь.
С помощью чая осуществляешь ритуал и несёшь добро.
Посредством чая выражаешь почтение.
Чай воспитывает вкус.
Чай питает тело.
Чай дает возможность двигаться по пути Дао.
Чай помогает достигать утончённости воли.
Искусство чайной церемонии.
Что же такое чайная церемония? Простые движения рук и пространства? Или
все-таки церемониальное действие? Каждый для себя определяет это сам. Ведь чай — это взаимодействие огня, воды, чайного листа, пространств и состояний. Все эти составляющие должны быть сбалансированы безмятежностью внимания человека, заваривающего чай и тогда:
Первая чашка увлажняет мои губы и горло.
Вторая чашка разбивает мое одиночество.
Третья чашка ищет мои пустые внутренности, но находит там около пяти тысяч томов разрозненных идеограмм.
Четвертая чашка вызывает легкую испарину – все ошибки жизни проходят мимо и уходят через поры.
На пятой чашке я очищен.
Шестая чашка зовет меня в царство бессмертных небожителей.
Седьмая, ах, но я не могу выпить больше! Я только чувствую дыхание прохладного ветра, который поднимается в моих рукавах. Где Хорайсан? Дайте мне умчаться на этом приятном бризе и унестись далеко отсюда.
— так восторженно писал о чае поэт эпохи Тан Ху Гун.
по материалам Искусство чая