Статья Джима Салчака
«Жить с акварелями Сарджента все равно, что жить с солнечным светом, пойманным и удерживаемым».- Я не мог оценить это заявление, сделанное Эваном Чартерисом, другом и биографом Сарджента, до тех пор, пока не увидел несколько из них своими глазами. Я договорился с Музеем Изобразительных искусств в Бостоне, чтобы посмотреть 10 акварелей Сарджента. Когда я вошел в комнату, где они висели, я был просто опрокинут. Они были так свежи и полны света; они выглядели так, будто были написаны вчера, а не 90 лет назад. Я все еще удивляюсь способности Сарджента писать иллюзию реальности, в то время как заключительный результат выглядит как живопись.
Ponte-san-giuseppe-de-castellovenice-1903-1904.
The-bathers-1917.
Turkish-woman-by-a-stream-1907.
Simplon-pass.the-tease-1911.
Сарджент родился в 1856 г. у американских родителей во Флоренции, Италия. И хотя он всегда считал себя американцем, он прожил в Европе почти всю свою жизнь, приезжая в Америку лишь чтобы навестить семью и друзей. Он вырос, говоря на четырех языках, был очень начитан, прекрасно играл на фортепиано и приобрел страсть к искусству и архитектуре.
Siesta-1905.
В 1874, в 18 лет, он был принят в ателье Каролюса-Дюрана, прогрессивного портретиста в Париже. Каролюс-Дюран обучал в живописи подходу аля-прима, основанного на внимательном изучении тональных градаций. В то же время Сарджент поступил в Эколь де Бьё-Артс для изучения рисунка.
Granada-1912.
Сарджент быстро стал лучшим учеником в ателье, заслужив признание и даже получая награды в ежегодном Салоне в Париже. Такие достижения были неслыханны для столь молодого человека. Через три с половиной года Сарджент открыл свою собственную студию в Париже с целью развития карьеры портретиста.
Villa-de-marlia.a-fountain-1910.
Первые годы Сарджента в Париже были многообещающими. Портреты, выставляемые на ежегодных Салонах получали хвалебные отзывы критиков, что помогало ему получить репутацию молодого, талантливого современного художника. В Париже Сарджент писал портреты, заказываемые американскими и французскими клиентами, а также несколько было заказано из Англии. В тот период, он заботился о том, чтобы не ограничиваться портретами, выставляя в Салоне жанровую живопись и независимые работы по искусству.
Reflection-1908-1910
В 1883 г. Сарджента попросили написать портрет М. Пьер Гутро (Мадам Х), жены богатого парижского банкира. Она была, что называется, «профессиональной красавицей», и он надеялся, что портрет привлечет внимание в Салоне и принесет какие-нибудь заказы. Но эффект был прямо противоположным, когда он был показан в Салоне 1884 года. Шоком было всё – и цвет, и низкий вырез платья, и надменная поза вызвали скандал.
В 1996 г. без перспектив сделать карьеру в Париже, Сарджент закрывает свою студию и переезжает в Лондон. Вскоре он занимает студию на Тайт Стрит, в которой остается до своей смерти в 1925. До него студию занимал Дж. МасНейл Уистлер.
View-from-a-window genoa-1911.
В Англии, столкнувшись с недостатком заказов портретов, Сарджент обратился к пейзажам и жанровой живописи. Он провел летние периоды с 1885 до 1889 в компании английских и американских художников на пленере в окрестностях деревни Бродвей. Этот период Сарджента был назван импрессионистическим. Сарджент очень хорошо познакомился с импрессионистами пока жил в Париже. Он подружился с Моне и даже иногда писал с ним на пленере
Mountain-stream-1904-1907.
Самым большим влиянием импрессионизма для Сарджента был цвет. Он экспериментировал с более яркой, незамутненной палитрой и развил особый интерес к влиянию света на цвет, и особенно как различные поверхности отражают и поглощают свет.
Purtudbed-of-a-glacier-torrent-1904.
Его интерес к цвету на свету, в тени и в отражении будет важнейшим в его акварелях. Иногда попытка поймать особый оптический эффект будет единственной причиной для живописной работы.
A-man-seated-by-a-streamval-daosta-pertud-1907.
Figure-and-pool-1917.
C 1887 г. До конца столетия Сарджент утвердил свою репутацию портретиста сначала в Соединенных Штатах, а затем в Англии. Он стал наиболее востребованным портретистом среди аристократии и теми, кто хотел таковыми казаться на обоих сторонах Атлантики. Иметь портрет кисти Сарджента означало «состояться». К 1900 г. Сарджент становится очень благополучным и заваленным заказами портретов.
С начала 1890-х Сарджент также оказывается глубоко вовлечен в серию монументальных росписей для общественных зданий Бостона, на что он направил большую часть своих сил и энергии в оставшиеся годы.
John Singer SARGENT-Boboli Gardens. c. 1906.
Хотя он вырос, делая наброски акварелью, Сарджент не уделял профессионального внимания этому пока он не вступил в свой пятый десяток. Путешествия и его желание писать на открытом воздухе особенно повлияли на использование этого материала. В 1900 г. Сарджент стал устраивать себе длинные летние каникулы, которые длились до 3х-4х месяцев. Это было продиктовано его желанием избежать напряжения, которое вызывала постоянная работа над портретами. В свои каникулы он писал и маслом и акварелью. Скоро он полностью перешел на акварель, как материал, наиболее мобильный и способный передать эффекты света, что более всего интересовало Сарджента. Он путешествовал обычно в окружении членов семьи и друзей, многие из которых были художниками.
Landscape-near-florence-1907.
Escutcheon-of-charles-v-1912.
Tyrolese-crucifix-1911.
Tyrolese-crucifix-1911.
Rio-dei-mendicanti-1903.
Сарджент обычно удалялся в места, где он мог предаться живописи на пленере. Он предпочитал места, где он бывал в детстве: Альпы, озера в Италии, Венеция и Испания. Многие годы Сарджент писал одни и те же объекты снова и снова: хребты и стремнины Альпов, сады с классическими скульптурами, его спутников, иногда в экзотических костюмах, фрагменты архитектуры, корабли, обычно с уровня воды, и, конечно, Венеция, часто изображаемая с гондолы.
Venice-1911.
Festa-della-regatta-palazzo-barbaro-in-background.
Grand-canalvenice-1907.
Venetian-canal-1903.
Under-the-rialto-bridge-1909.
On-the-canal-1903.
A Small Canal, Venice. c. 1904.
Melon Boats. c. 1905.
Sketching-on-the-giudecca-1904.
Boats-venice-1903.
Palazzo-grimani-1907.
The-piazzetta-and-the-doges-palace-1907.
Base-of-a-palace-1904.
Tarragona-1908.
Sketching-on-the-giudecca-1904.
Boats-venice-1903.
In-a-levantine-port-1905-1906.
White-ships-1908.
On-the-deck-of-the-yacht-constellation-1924.
Cafe-on-the-riva-degli-schiavoni-1880-1882.
The-rialto.venice-1907-1911.
The-spanish-fountain-1902.
Spanish-fountain-1912.
Corfu.the-terrace-1909.
Miss Eliza Wedgwood and Miss Sargent Sketching. 1908.
Vase Fountain, Pocantico.
The Cashmere Shawl. 1910.
Corfu.lights-and-shadows-1909.
Ричард Ормонд, историк искусств, ученик и племянник Сарджента, писал: «Он не писал не потому, что уезжал заграницу, он уезжал заграницу, чтобы писать». Искусствоведы соглашаются, что виртуозные зарисовки акварелью, которые Сарджент сделал после 1900 г. занимают видное место среди его шедевров и создают ему репутацию одного из величайших американских акварелистов.
simplon-pass.the-green-parasol-1911
simplon-pass.reading-1911.
simplon-pass.reading-1911.
После смерти Сарджента быстро забыли. Мир модернизма оставил его за бортом. Несколько десятилетий он был отстранен как просто светский художник, поскольку мир искусства принимал с распростертыми объятиями кубизм, сюрреализм, экспрессионизм и абстракционизм.
Такое отношение начало меняться с середины 1950-х, когда работы Сарджента стали снова появляться на выставках, и новые художники обнаружили сложность его личности и искусства. Его акварели получали постоянно растущее внимание и хвалу новых художников и искусствоведов за их виртуозность и совокупность качеств.
Mrs.gardner-in-white-1922.
Graveyard-in-the-tyrol-1914.
Gourds-1908.
Сарджент был законченный наблюдатель. Он мог моментально выразить свои чувства в акварели без деталей. Это давало ему средства к утончению и упрощению своего художественного словаря.
Palmettos Florida-1917.
Он говорил своим студентам в Королевской Академии художеств: «Развивайте никогда не прерывающийся поток наблюдения… умение отбора придет следом… превыше всего, находясь заграницей, смотрите на солнечный свет и на все, что видите вокруг…».
Perseus-by-night-1907.
Persus Florence-1907.
В дополнение к своей монументальной живописи, он написал почти 600 официальных портретов маслом и более 1500 пейзажей и жанровых картин маслом и акварелью. Эпитафия на его надгробном камне гласит: «Работать – значит молиться». Тем из нас, кто и сейчас вдохновляется акварелями Сарджента относится заявление: «…жить с акварелями Сарджента все равно что жить с солнечным светом, схваченным и удерживаемым». Это актуально и сегодня.