Недельная глава Торы Насо (определи число)
Урок 1.
(Рав.Дов-Бер Байтман, видео)
Практическая часть урока:
Три одеяния души - это мысли, речь и действия. Им соответствуют три основные части переносного храма - тканевые покрытие, каркас и утварь, которые были поделены под ответственность между тремя семействами колена левитов.
Это вторая недельная глава книги Бемидбар и логично, что она продолжит разговор, начатый в предыдущей главе, в которой говорилось о перераспределении обязанностей левитов.
Левиты, которые взошли на служение в переносном храме вместо первенцев, взялись за выполнение всех тех заповедей, которые Всевышний повелел народу Израиля, в том числе, взяли на себя ответственность за транспортировку, сборку и разборку переносного храма.
В прошлой главе мы посчитали всех левитов, начиная с тридцатидневного возраста.
В этой главе идет речь о настоящей переписи среди левитов, где мы подсчитаем всех представителей колена от тридцати лет до пятидесяти – для практической службы в храме, не для замены первенцев, а для практической, интенсивной, тяжелой работы, которая требовала от человека физических и умственных усилий.
Напомним, что в колене Левия есть три основных семейства: семейство Гершона (Гирсона – синод.), семейство Ке(г=h)ата (Каафа) и семейство Мерари (Мерари). Каждое семейство получило третью часть мишкана, точнее, группу предметов мишкана под свою юрисдикцию.
Семейству Гершона достались все тканевые покрытия. Напомню, что мишкан представлял из себя каркас, накрытый в четыре слоя тканевыми слоями. Вот эти четыре слоя ярких, красочных тканей находятся под ответственностью Гершона.
Семейство Кегата взяло на себя всю храмовую утварь. Все предметы, находящиеся в храме: и ковчег завета, и менора, и золотой стол, на котором раскладывают пресные хлеба, и малый золотой жертвенник,- предметы, которые находятся внутри храма. На улице, как известно, еще стоит медный жертвенник и умывальник для совершения ритуального омовения рук и ног. Это всё досталось под ответственность семейству Кегата. Они занимаются транспортировкой и установкой этих предметов.
Семейству Мерари досталась самая тяжелая ноша, это каркас храма. И литые серебряные подножья, и массивные деревянные столбы, обитые золотом (для самого храма) или медью (для окружения храмового двора), а так же золотые кольца, которыми эти столбы скрепляются, засовы, колья, чтобы эти столбы укрепить и растянуть на растяжках. Это все находится под ответственностью семейства Мерари.
Теперь произведем перепись, чтобы установить, кто же практически будет служить в храме,- это и определит наша сегодняшняя глава. В дальнейшем она перейдет к следующим интересным вещам, - это и законы Соты, это и законы Назира, это и дары двенадцати князей, о чем мы узнаем на следующих уроках.
Сегодняшний отрывок:
Бемидбар (Числа) 4:21-28
21. И говорил Господь Моше так: 22. Определи также число сынов Гершона по дому их отцов, по их семействам. 23. От тридцатилетнего и старше до пятидесятилетнего исчисли их, всех идущих нести службу, совершать служение в шатре собрания. 24. Вот служба семейств Гершуни, что до служения и что до ношения: 25. Нести будут ониполотнища скинии и шатер собрания, его покрытие и покрытие из тахашевых(кож)[синих], которое над ним, сверху, и полог для входа в шатер собрания; 26. И завесы двора, и полог для входных ворот двора,который вокруг скинии и вокруг жертвенника, и их шнуры, и все принадлежности для служения при этом; и все, что делать им, они исполнят. [Сончино] 27. По слову Аарона и его сынов будет все служение сынов Гершона, что до всего их ношения и до всего их служения; и поручите им для соблюдения всю их ношу. [Сончино] 28. Это служение семейств сынов Гершона при шатре собрания, и поручение им через Итамара (Ифамара), сына Аарона-священнослужителя.
http://www.shabat-shalom.info/books/tanach-ru/Chumash_Rashi/35.htm
Мы увидели круг их обязанностей, это тканевая часть мишкана, четыре слоя покрытий каркаса и принадлежности к этим покрытиям – шнуры и колья для натягивания этой ткани. Это и белоснежные льняные сетчатые завесы - полотнища ограды двора (защита от пыли во время жертвоприношений).
Далее об обязанностях семейства Мерари.
Бемидбар (Числа) 4: 29-33
29. Сынов Мерари по их семействам, по дому отцов их, исчисли их. [Сончино] 30. От тридцатилетнего и старше до пятидесятилетнего исчисли их, всех идущих на службу, совершать служение при шатре собрания. 31. И вот порученное в ношу им, что до всего их служения при шатре собрания: брусья скинии и ее засовы, и ее столпы и подножия; 32. И столпы двора вокруг, и их подножия, и их колья, и их шнуры, со всеми их принадлежностями и со всем необходимым; и поименно сочтите принадлежности, порученные им в ношу. [Сончино] 33. Это служение семейств сынов Мерари, что до всего их служения при шатре собрания через Итамара, сына Аарона-священнослужителя.
Это круг обязанностей семейства Мерари. Это очень тяжелая, в физическом смысле, ноша.
А где же круг обязянностей семейства Кеhата? О нем было в самом конце прошлой главы Бемидбар.
После определения обязанностей каждого из этих семейств остается определить число людей, способных это исполнять.
Бемидбар (Числа) 4:34-37
34. И исчислил Моше и Аарон, и предводители общины сынов Кеhата по их семействам и по дому их отцов; [Сончино] 35. От тридцатилетнего и старше и до пятидесятилетнего, всех идущих на службу для служения при шатре собрания. 36. И было исчисленных их по их семействам две тысячи семьсот пятьдесят. 37. Это исчисленные семейств Кеhати, всякий, служение совершающий при шатре собрания, кого исчислил Моше и Аарон по слову Господа через Моше.
Наши хасидские комментаторы, подводя итог этому отрывку, показывают нам, что три семейства внутри колена Леви, они соответствуют тому, что в книге Тания называется одеяниями души. Это мысли, речь и действия. Уровню мысли соответствует ноша Гершона – тонкие ткани, которыми красиво накрывается сверху каркас мишкана, это и есть уровень мысли. Поэтому Тора призывает нас постоянно застолбить эту мысли, привязав эти полотнища из прекрасных тканей шнурами и прибив их кольями к земле. Чтобы ветром не подняло это полотнище.
Любавический ребе так же, продолжая это сравнение, сравнивает мысль человека (махшову) с драгоценными тканями, говорит,- у ткани есть два как бы недостатка, две причины антистатичности этой ткани – во-первых, чем легче ткань, тем легче ветру ее подхватить, во-вторых, эффект парусности – чем больше этого полотна, тем легче ветру это полотно сорвать. Поэтому,- говорит Ребе, - если уровень ткани соответствует уровню махшова (мысли человека), отсюда понятно, чем тоньше мысль и чем она обширнее, тем больше надо следить, чтобы она была прикреплена к земле. То есть, к нашей повседневности. Потому что,- говорит Ребе,- тонкая какая-то идея, философская концепция – человек, который ее слушает, воспринимает ее как какую-то красивую философию, теорию, которую совершенно не нужно применять к практике. Так она у него в воздухе и повиснет.
Отсюда понятно, что чем тоньше мысль, тем надежнее ее нужно прикреплять. Во-вторых, размеры этой мысли. Если это какая-то совершенно диалектическая идея, которая охватывает все сферы жизни человека, ему может показаться, что это красивая теория, она же столь повсеместна, что не может наверное иметь отношения к конкретным случаям. Это, вообще, так...- говорит человек, - я в этом конкретном случае поступлю иначе. То есть, парусность, размер этого полотна говорит о том, что ветру легко подхватить его и унести, и эта вещь не сможет стать частью твоего храма. Надо ее хорошенько застолбить,- говорит Любавический Ребе.
Что касается ноши сынов Кегата, они несли утварь – менора, жертвенник... – это соответствует уровню действия. Уровень действия – жертвенник должен работать, выполнять свою функцию, менору нужно зажигать, на столе нужно раскладывать пресные хлеба... то есть, таким образом, видно, что без храмовой утвари храм и работать не будет. Где станки в этом храме? Менора, стол золотой, жертвенник – всё это станки. Если храм назвать заводом по притягиванию Божественного присутствия в наш материальный мир, то тогда ноша Кегата – это станки. Сфере действия они соответствуют однозначно.
Самое интересное касательно ноши Мерари. Их ноша, как мы говорили, самая тяжелая. Их ноша сравнивается с уровнем речи (дИбур). Они несут речь.
Что такое речь? Она служит прежде всего для того, чтобы связать одного человека с другим. Человек постоянно разговаривает: или сам с собой, воспринимая одну свою половинку, то, что мы называем ецер атов – доброе начало, и другую свою половинку ецер арат – злое начало, божественная или животная душа,- есть момент диалога человека с самим собой. С голосом своей совести, например.
Так же имеет место диалог человека с человеком. Благодаря чему возникает такое явление как общество. Люди начинают соединяться в группы единомышленников.
В конце концов есть такое явление, как диалог человека с Творцом. Это уже ни что иное, как молитва. Если вы возьмете любую заповедь, то вы заметите, что физическая часть, грубо говоря, процесс наматывания тфилина – минута-полторы, всю остальную часть он находится в диалоге. Или он разговаривает с Богом (находясь в тфилине) или он предлагает одеть тфилин другому человеку, или ему предлагают – он разговаривает об этом и т.п.
Диалог занимаетю большее место, чем действие. Без диалога заповеди повисают в воздухе. Из физики мы знаем, что от висения в воздухе ничего не будет, кроме как оно грохнется на землю.
Поэтому ни те прекрасные мысли, которые есть у человека, которые соответствуют тканевым покрытиям мишкана,- куда ты их покроешь, если нет каркаса? А куда ты внесешь храмовую утварь, если каркаса нет?
Каркас очень важен. Он показывает, где у нас тут храм, где духовность? Куда нужно придти, чтобы найти ее? Это ноша сынов Мерари и она тяжелая.
Почему она такая тяжелая? Тяжесть физическая перекликается с тяжестью духовной.
Если мы хорошо изучали книгу Торы Ваикра, то наверняка помним, какое пристальное внимание обращает Тора на речь человека – лашон ара, злой язык, какое страшное наказание приходило человеку за злоязычие. Насколько сильно нападала на его тело духовная нечистота, когда он нелестно отзывался о своем ближнем, обсуждая его или сплетничая о нем.
Отсюда мы видим, что если такая сильная духовная нечистота от плохого слова, от злого языка, то насколько должна быть велика заслуга и святость от доброго языка, от хорошего слова.
То есть, понятно, что ноша эта тяжела. По большому счету это есть цель сотворения мира и цель появления в этом мире такого этноса, как еврейский народ. Все это построено на союзе, на диалоге – человека с Творцом. Бог хочет с этим миром общаться. Ему в этом мире нужен собеседник, чтобы возник этот самый диалог, возможный только при наличии двух: говорящего и слушающего. При этом иногда говорит Он, а слушаем мы. Чаще, как вы понимаете, говорим мы, а слушает Он, потому что слушать мы не умеем.
Отсюда понятно благословение Ицхака (Исаака) своего сына Яакова (Иакова) – прародителя всего еврейского народа, сказал о нем,- голос, голос Яакова.
Это то, что от тебя Всевышний ждет – твоего голоса, твоего общения, твоей речи – с самим собой общайся, общайся с другими людьми, общайся со Всевышним.
На диалоге, на общении строится уникальное отношение, уникальный союз между миром людей, человечеством в целом, и Всевышним, Творцом.
И поэтому здесь мы видим, как распределили ответственности между тремя семействами левитов с точностью, как делится в хасидуте человеческая личность – разделяется на три эти уровня. Три уровня, в который проявляется человек в том, что он человек, а не животное: он может мыслить, он может говорить и он может разумно действовать.
Вот эти три проявления, три сферы приложения человеческого разума - в мыслях, в речах и в действиях мы и наблюдаем при распределинии храмовой утвари, храма, как такового. Мы сейчас говорим с вами о разборном, о переносном храме, мишкане, когда тканевые покрытия получило семейство Гершона, напомним, что это мысль.
Семейство получило под свою ответственность ношение и сборку-разборку каркас храма, и это соответствует уровню дибур, уровню речи.
И наконец, семейство Кегата получило самую святую ношу, это храмовая утварь, предметы, на которых будет осуществляться выполнение законов, связанных с храмом, и это есть мАйсе, действие.
То есть, три семейства левитов и три сферы приложения человеческого разума.
И снова мы с вами убеждаемся в том, что хассидизм добавляет уникальный соус к изучению любых текстов в иудаизме, в частности, как изучение такой основополагающей вещи, как Пятикнижие, Тора.
На этом мы заканчиваем сегодняшний первый урок по недельной главе НасО.