• Авторизация


АМАЛЕК (из книги З.Дашевского "Пурим) 26-09-2012 13:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Zinaida_Khugashvili Оригинальное сообщение

АМАЛЕК (из книги З.Дашевского "Пурим)

[337x480]
Существует особенный шаббат перед Пуримом, когда наряду с недельным разделом, читают отрывок из книги Дварим: "Помни, что сделал тебе Амалек" (25:17). Послушать этот отрывок - это обязанность из Торы для каждого. Каждый должен послушать чтение этого отрывка из свитка Торы:
- "Помни,
что сделал тебе Амалек в дороге, когда вы вышли из Египта,
- "который случился тебе в дороге, и перебил всех споткнувшихся за тобой, а ты усталый и измученный, и не боялся Бога." Здесь не понятно: кто не боялся Бога? По простому, конечно, это - Амалек, но намек некоторый существует. И дальше:

- "И вот будет, когда даст тебе покой Всевышний, твой Бог, от всех твоих врагов вокруг в Земле, которую Всевышний, твой Бог, дает тебе во владение, чтобы ты унаследовал ее, сотри память об Амалеке из-под Небес, не забудь".

Попробуем сравнить то, что говорится здесь (в книге Дварим), с тем, что сказано в книге Шемот (17:80). Перед этими стихами книги Шемот описан эпизод, когда евреи ссорились с Моше по поводу воды в Маса Мерива, и они искушали Господа, говоря:
- "А есть ли Всевышний среди нас или нет?" И сразу после этого, немедленно
"и пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рафидим". Глагол, который употреблен в парашат в книге Дварим, не совпадает ни с одним из глаголов, которые стоят в книге Шемот. Здесь сказано только, что Амалек пришел и воевал, но не говорится, что следует помнить, что Амалек пришел, и не говорится, что следует помнить, что он воевал. О чем же евреи должны помнить? - "Помни, что сделал тебе Амалек" А что он сделал? Казалось бы - как раз то, что он пришел и воевал...

В книге Шемот - первое упоминание об Амалеке. Второе его появление было в дни Шауля, когда Шмуэль передал Шаулю приказание пойти войной и истребить Амалека (ясно, что когда говорится "Амалек", то имеется в виду не только внук Эсава, но весь народ, который от него происходит - амалекитяне). Шмуэль передает Шаулю приказание (которое он почти выполнил), и говорит книга Шмуэль , гл. 15:2) :
"Я распорядился по поводу того, что сделал Амалек Исраэлю". И дальше - продолжает:
"который поставил ему на дороге в пути из Египта". Что он ему "поставил" на дороге - не ясно. Но ни в книге Дварим, ни в книге Шмуэля нет ни слова о том, чтобы инкриминировать Амалеку тот факт, что он - пришел, и что он - воевал. Сказано, что нужно - помнить, и - нужно ему отплатить за то, что он "сделал", и за то, что он "поместил на дорогу" (что-то). Раши приводит все три объяснения мидрашем этого слова. Первое объяснение, что это слово - "случился" (в дороге); второе объяснение - которое обозначает одну из легких степеней нечистоты, в которую впадает мужчина при извержении семени; и третье значение - "холод и жар".

Таким образом, это выражение дает нам образ трех вещей: "случайность, нечистота, охлаждение". Из этого можно уже составить представление о том, что нужно помнить об Амалеке. В чем Амалек так провинился, что он является таким "выдающимся" врагом Израиля? Ни про одного другого врага Израиля мы не получили подобной заповеди. Аммон и Моав вели себя достаточно плохо по отношению к нам, но про них сказано, что мы - не должны их пускать в свой дом на полных правах (и то - это относится только к мужчинам). Даже про египтянина сказано, что его не обижать, потому что он оказал гостеприимство, и, если он хочет "войти в твой дом", то надо только подождать до третьего поколения. Про Эсава, который вышел "с мечем" сказано, что: "он - твой брат" и нельзя ему злопамятствовать. Но про Амалека, хотя он - тоже потомок Эсава, но несколько особой категории, сказано, что ему не просто не надо делать ничего хорошего, а наоборот, делать ему плохо, но сказано, что Амалека в конечном счете надо "стереть из памяти", а не только из существования. То есть, чтобы никакого следа его не осталось, чтобы не осталось ни скота его, ни имущества, - ничего!

Ответ на вопрос: Сказано: "Сотри его память из-под неба, - не забудь!" Можно было бы попытаться забыть, и сказать, что его уже в памяти нет. Но евреи не имеют права забыть, они должны стереть Амалека так, чтобы он исчез из-под неба полностью.

Почему невозможно исправление Амалека

Что же такого сделал Амалек? Билам, - злодейский пророк, когда ему не удалось выполнить условия "заказа", и у него не получилось проклятия этому народу, а выходило все время - благословение, он под конец дарит царю Балаку свой пакостный совет, за который он потом получает соответствующую "награду" (он был убит мечем), и кроме того, он своим пророческим оком окидывает все окрестные народы, и дает характеристику того, что ждет их в будущем. Так вот, про Амалека он говорит очень короткую и емкую фразу:
"начало народов - Амалек, а его конец - навеки погибнуть". Как это устроено в Божественном Управлении Миром, что выделен какой-то народ для того, чтобы ему была уготовлена судьба навеки погибнуть? Как это сопоставить с Божественной Мудростью, с Божественным Милосердием? Что это за народ, и почему он заслужил такую тяжкую судьбу? Мудрецы объясняют это. Очень ясно объясняет рав Гутнер. Он говорит, что в "конце времен" наступит время исправления всего, что можно хоть как-то исправить. И всем народам будет дана какая-то степень исправления, у них у всех будет доля в этом счастливом времени. Все это только за одним исключением: там нет абсолютно никакого места Амалеку! Почему?

Помогает это понять мидраш к началу раздела Итро книги Шемот, где говорится, что "услышал Итро, тесть Моше, и пришел к евреям (сделал гиюр)". Мидраш интересуется тем, что же он такого "услышал", что после своей богатой биографии (а он не пропустил ни одного идолопоклонского культа, чтобы его не попробовать), его что-то побудило прийти к евреям. Одним из решающих факторов, определивших его приход, было то, что он услышал про поражение Амалека. Один из вариантов мидраша рассказывает, что Амалек, вместе с Итро сидел на Совете у фараона, где разбиралось: "давайте ухищримся" против евреев (правда, в других вариантах подобных мидрашей Амалека не было). Когда Итро увидел это падение Амалека, то он понял, что единственное спасение - прильнуть ко Всевышнему. Так вот, мидраш приводит стих из Мишлы, из Притчей Шломо: "Насмешника побей, и простак умудрится". Насмешник - это Амалек, а "простак" - это Итро. Итро представляется таким труженником-простачком, который каждый раз пробует разные системы идолопоклонства, убеждается в том, что все это - вздор, и в конце концов с помощью наглядного примера, когда он видит, как бьют этого "насмешника" - Амалека, - он понимает, куда нужно идти. Причем, мидраш говорит, что сам насмешник не извлекает никакого урока из того, что его побили, ему от этого нет никакой пользы, потому что его специфика состоит в том, что он - это человек, который осмеивает все. Направление и цель всей его жизни и деятельности - это постараться доказать, что в этом мире нет ничего по-настоящему важного. Это и есть корень этой личности - в чистом виде: отрицать важность чего-либо в мире.

Для каждого человека очень важно, чему он придает важность, и чего он лишает важности. Если человек придает важность неправде, в предельном случае - какому-нибудь идолу, то это, конечно, - большой порок, но тем не менее, если даже он много раз ошибался, как в случае с Итро, но он ищет чего-то важного, то у него есть шанс это найти. Если же корень всей деятельности человека состоит в том, чтобы доказать, что ни в чем нет важности, то он не сможет найти ничего по одной простой причине: его установка такая, что он уверен, что ничто не важно. Рав Гутнер объясняет это на очень наглядном примере. Он говорит, что если у вас есть некий сложный прибор, который сломался, то всегда есть надежда, что вы все-таки найдете такого искусного мастера, который его сможет починить. Исключением является только одна специфическая поломка, которая состоит в том, что этот прибор не допускает починки. Если прибор "взбесился", и его неисправность состоит в том, что он не допускает исправления, то такой прибор починить невозможно. У каждого человека бывают какие-то моменты и состояния, когда он бывает "открыт" - когда он впускает в свое сердце укор, и готов задуматься. Тогда с этим человеком не все потеряно, и он может сделать тшуву.Но Амалек - никогда и никого не будет слушать, он не пускает укор даже на порог, и поэтому - исправить его невозможно. Поэтому, в мире, где нет ничего неисправленного, ему не остается места. Как уже обсуждалось, говорится в книге Шмуэль: "Ты должен помнить, что сделал тебе Амалек". Что же сделал Амалек? Он пришел воевать? - Но многие приходили воевать. И дело не в этом. Что он сделал? Он - "случился". Амалек объявляет всякое событие в этом мире случайностью. Он заменяет цельный, устроенный по Божественному плану мир, - набором отдльных случайностей. Он разваливает "это изделие". Или, в другом плане, - он засоряет этот мир нечистотой, Это означает то, что уничтожено семя, из которого может и должно произойти потомство, которое соединит прошедшее и будущее поколение, и которое должно включиться в эту цепь, замыкающуюся на Вечность. И нечистота состоит в том, что эта потенция потрачена ни на что, и превращается в нечто, лишенное жизни. То есть, это - снова разрыв цельной структуры на какие-то бессмысленные отдельные элементы. И, наконец, третье значение, вполне очевидное, что Амалек - охладил. Мидраш приводит такой образ, что была кипящая ванна, к которой никто не смел подступиться. Когда евреи вышли после всех чудес из Египта, и все трепетали перед ними и были полны дрожи, один осел плюхнулся в эту ванну и, конечно ошпарился, но при этом - он охладил ее. То же и с Амалеком. Амалек вышел с мечем и показал, что можно задираться с Израилем. И, несмотря на то, что он был разбит, он "охладил" нас, и не только в глазах других народов, но он охладил это "кипение" внутри нас. В этом и состоит основное действие Амалека.

Когда Амалек встречается на пути

Надо помнить, что по представлению наших мудрецов все те враги и все те неприятности, которые появляются в нашей жизни, служат всего лишь проекцией того, что происходит у нас внутри. Не бывает так, чтобы внутри человека был мир, а снаружи - была война. Человеку посылаются болевые ощущения для того, чтобы он не запустил болезнь до непоправимой стадии. Когда приходит Амалек, материализованный, как некая группа людей, - то это всего лишь проекция того, что происходит внутри нас самих. Мидраш говорит, почему так сказано: "Пришел Амалек и воевал с евреями в Рафидим"? Как и всюду в Торе, география полна подтекста, и слово "Рафидим" от: - "расслабили руки". Евреи не были полны порыва исполнять Божественную Волю. Как только они "расслабили руки", так сразу же "заводится микроб" - Амалек, который начинает вызывать болезненные реакции.

Евреи вышли из Египта, зная заранее, как было сказано Моше еще до того, как он пошел из Медиана в Египет выводить евреев, что они идут для того, чтобы у этой горы послужить Всевышнему. То есть, как это хорошо известно, выход из Египта не был самоцелью, а был только шагом и средством на пути к тому, чтобы послужить у этой горы Всевышнему: то есть, получить Тору. Но этого мало, и, как объясняют серьезные комментаторы, такие как ибн Эзра, например, целью было так же - построение Храма. Следовательно,целью является "опускание" Божественного Присутствия в нашу среду. Мы вышли для того, что бы Шхина - Божественное присутствие, поселилась среди нас. Средством для этого является: физическое избавление, то есть - выход из Египта, духовное избавление, то есть - получение Торы. Но окончательный "пункт назначения" - это то, что мы приходим для того, чтобысреди нас поселилось Божественное Присутствие, и чтобы мы жили в живой гармонии с Ним. Как хорошо известно, это произошло не первый, а во второй раз в истории человечества. Первый раз это происходило, когда был создан первый человек - Адам, который тоже находился на грани такого выдающегося события. Если бы он не свалился со своего возвышенного состояния, то он бы находился в полной гармонии с Божественным Присутствием. Но благодаря змею он откатился далеко назад, так что потом пришлось уже из его потомков выбирать отдельный народ, и этот народ пришлось засылать в глубокую "шахту" - Египет, на 49 ступеней нечистоты.

Зачем же их нужно было туда посылать? Этот вопрос очень важен, и не только в связи с Песахом. Он важен и для всех праздников и для всей Торы. Когда мы говорим, что Всевышний вывел нас из Египта, мы помним также, что ввел нас, опустил в Египет - тоже Всевышний. За что же мы тогда Его благодарим: может быть лучше бы Он и не вводил нас туда и не выводил? Ответ такой, что если Он нас туда ввел, то нужно говорить спасибо два раза: один раз - за то, что ввел, а второй раз - за то, что вывел. Ввел же Он нас туда для того, чтобы мы исполнили эту нелегкую работу "водолазов", для того, чтобы мы погрузились во всю глубину нечистоты, и оттуда вышли сами и вытащили все человечество, и тем самым - исправили бы все то, что испортил Адам и последующие поколения. Таким образом, евреи еще до своего рождения, были посланы в качестве такого "отряда" передовых "чернорабочих", которые должны были вытащить все, что засорилось, и поднять свое существование и существование всех остальных народов до такого уровня, когда можно будет прийти снова в контакт с Творцом. При стоянии у Синая мы пришли в такое положение. Но... между выходом из Египта и рассечением моря, и - стоянием у Синая, в этот промежуток времени как раз и выходит Амалек - когда остается считанное количество дней до получения Торы, выходит Амалек и пытается сбить их с этого пути.

Когда евреи входят в Землю, то через какое-то количество поколений они ставят над собой первого царя. Талмуд говорит, что евреи, войдя в Эрэц Исраэль, обязаны сделать три вещи: поставить над собой царя, стереть память об Амалеке, и - построить Храм. Когда царь был поставлен и осталось совсем немного для того, чтобы построить Храм, то именно тогда снова появляется на сцене Амалек. И это - не только тот Амалек, которого "недостер" Шауль (в результате Шауль погибает от руки юноши - амалекитянина). Таким образом, возникает такая картина, что Амалек, верен своей стратегии - недопустить того, чтобы мир пришел в состояние кристаллической цельности, когда эта "структура" станет всем видна, и уже ничего нельзя будет сделать. Амалек возникает на пути к достижению этой цельности, когда евреи находятся посреди совершенно невероятных чудес: египетских казней, рассечения моря. Евреи выходят, и они полны естественного "жара" после того, как им показаны утонувшие египтяне и евреи, наконец, поверили, что они наконец "схлынули" с них, и больше за ними не погонятся. Тут уже даже последняя служанка верит в то, что это - "мой Бог, и я буду готовить Ему Жилище, и это - Бог моего Отца, и я буду превозносить Его".

Кстати, здесь комментаторы отмечают, что было бы логично хронологически сказать наоборот: "Бог моего Отца", а потом - "мой Бог". Но на самом деле человек непосредственно воспринимает то, что происходит с ним, и он и говорит: "Вот это - мой Бог!", а потом он уже всматривается и различает, что это же - и "Бог моего Отца", и он - как бы включился в ту самую цепочку поколений, которая соединяет Вечность. Евреи находятся в нормальном человеческом состоянии, еврей как бы говорит: "Я - нахожусь в контакте с Богом, и я - иду послужить Ему, и мы будем составлять какое-то живое единство". И на пути к этому и возникает Амалек, потому что Амалек не может допустить как раз этого.

Ответ на вопрос: То что Всевышний создал Амалека именно для этого, нисколько не противоречит тому, что мы должны знать его повадки и свойства, точно так же, как объясняя действия болезнетворного микроба, мы не характеризуем его действия, как положительные или отрицательные, а пытаемся понять, как с ним бороться.

Амалек в истории Пурима

То же самое происходит в истории "Магилат Эстер". Начало этой истории обычно производит впечатление эпизода, который подвешен где-то под конец вавилонского - медийско - персидского плена, и мы не учитываем того, что Мордехай находится как бы "в командировке". Мордехай "сделал алию" с первой волной, которая получила разрешения вернуться в Эрэц Исраэль из Вавилонского плена, и уже были начаты работы по восстановлению Храма. После чего было велено немедленно прекратить эти работы, и пресечь эту алию. За этим, согласно мидрашу, стоит та самая царица Вашти, которая заставила Ахашвероша запретить продолжение этих работ. Именно поэтому, ее надо было "убрать со сцены". На пиру так все и происходило - "по желанию мужа и мужа". По пшату это обозначает: "По желанию каждого": хочешь - пей, хочешь - не пей. То есть, на пиру все происходило по желанию "мужа и мужа" - по желанию Мордехая и Амана. Как же можно найти что-то, где сходятся желания Мордехая и Амана? Оказывается, что можно, и как раз в этом случае и тот и другой были кровно заинтересованы убрать со сцены Вашти. Мордехай - это ясно почему, потому что она не дает строить Храм, а Аман - потому, что у него были свои планы. Он был хитрым "выдвеженцем", и царица, сильной царской крови, могла быть ему помехой. Кроме того, мидраш рассказывает, что она отхлестала его по щекам туфлями, и еще - она не пригласила его жену на женский пир.

Мордехай пришел обратно в Персию для того, чтобы попытаться протолкнуть новое разрешение строить Храм. И тут выясняется очень интересная вещь, что видно из книг Пророков, и что объясняет мидраш, а именно, что Аман - не просто психологический антисемит. Сказано, что 10 сыновей Амана послали злобное письмо против евреев, и они добились того, чтобы запретить строительство Храма. То есть, здесь Амалеком этого поколения являются Аман и его сыновья. И они - не просто против евреев, и даже не просто хотят их истребить, а прежде всего, они во что бы то ни стало хотят не допустить построения Храма. Почему? Потому что это - необходимое условие полноты поселения Божественного Присутствия. Тема Храма - это особенная тема (недельный раздел как раз посвящен строительству переносного Храма). Если бы евреи не сделали золотого тельца, то вместо этого, хоть и замечательного Храма, был бы построен Храм несравненно более полноценный. Там Божественное Присутствие являлось евреям над крышкой Ковчега Завета, и как-то распространялось среди них, однако, это не была та полнота постоянного пребывания с ними, куда бы они не направились, которая должна быть по первоначальному замыслу, который видят комментаторы в тексте. И эта полнота будет достигнута только при построении Третьего Храма. Если бы не усилия Амалека на каждом шагу, если бы Шауль не споткнулся с Амалеком, то тогда бы царь Шломо построил сразу полноценный Храм. То есть, каждый раз получается, что Амалеку удается сделать достижения не совсем полными.

Ответ на вопрос: Неполнота Храма Шломо была, по-видимому, в следующем. Храм отличался от переносного Храма - Мишкана тем, что в самом Мишкане не обитала Шхина. Она обитала над Мишканом, и являясь, она что-то "передавала" Моше для всех евреев. Хотя она каким-то образом и обитала среди евреев, но она обитала все-таки над ними. В Первом Храме было поселение Шхины внутри Храма. Эта была привязанность к самому месту. Это Присутствие было очень полноценным, но оно было только в Храме, и его не было вне Храма. В идеале же Оно должно быть с нами - всюду: и в Храме, и там, где любой нормальный человек, любой цадик, находится. С ними везде должна обитать Шхина, где бы они не находились. Это и есть - полноценное Обитание. И для этого человек создан! Это - нормальная жизнь, а все, что не совпадает с этим, - это результат болезненного состояния, когда некоторая перегородка - отделяет человека.

Ответ на вопрос: Может быть такая "аналогия". Человек проглотил что-то, и этот проглоченный предмет мешает нормальному функционированию организма. Нет никакого смысла при этом обвинять этот случайно проглоченный предмет. Мы можем просто "поставить диагноз", что же произошло. Так же точно мы - "проглотили" Амалека, и он не дает нашему кровообращению держать нас в состоянии "теплокровных", он нас остудил, он застелил нам глаза искаженным представлением о том, как будто бы этот мир не есть цельное изделие в перспективе Вечности, а является набором каких-то случайных факторов.

Ответ на вопрос: Что касается нынешней ситуации, то единственное, что мы можем сказать, что если бы мы попытались справиться с Амалеком в себе и вокруг себя, то может быть некоторые вещи вокруг нас - тоже бы заметно изменились. Это надо иметь в виду при всяком изучении, но особенно при изучении темы войны с Амалеком.

Ответ на вопрос: Отрывок из Шемота (гл.17) мы читаем в самый день Пурима. Здесь бросается в глаза существенное отличие от того, что сказно в книге Дварим, где говорится: "Сотри память об Амалеке и не забудь!" А в книге Шемот сказано, что Бог - сам сотрет память его (17:14-16). Если так, то казалось бы, что же нам "трудиться"? Таким образом, существует проблема: кто же должен стирать память об Амалеке? Ответ, вероятно, такой же, что и во всех существенных ситуациях. "Я должен стереть память об Амалеке". Ясно, что сделать это - выше сил человека, и поэтому он должен - начать. Когда он сделает все, что от него зависит, то тогда - это докончит Хозяин. Точно так же, как не человек рассекал море, но Накшон вошел, и настолько - насколько у него хватило сил. Когда он перестал дышать, дальше уже - дело Хозяина.

Ответ на вопрос: Что же касается того, что в русском переводе книги Шемот сказано: "Низложил Йеhошуа Амалека" (17:1З), то следует посмотреть в оригинальный текст:
"ослабил Йеhошуа Амалека", то есть вовсе не сказано, что он его уничтожил.

Выполнение заповеди "Стереть память об Амалеке". Комментарий рава Элона

Сказано: "Помни все, что сделал тебе Амалек". Что же именно надо помнить?

На это дает замечательно ясный ответ рав Мордехай Элон. Он говорит, что у него нет ни капли сомнения в том, что человек, который прочтет все на свете исторические описания войны с Амалеком, ничуть не выполнит заповеди помнить, "что сделал тебе Амалек". Поэтому, мы должны помнить Амалеку не то, что он "вышел", и не то, что он "воевал". Следует помнить ему, что он - "охладил меня", что он пытается превратить этот стройный цельный, упирающийся в Вечность, мир - в набор отдельных случайностей, а также то, что он своей нечистотой образовал перегородку между живым человеком и Богом.


Взято из http://www.machanaim.org
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
10-03-2014-05:15 удалить
удивляет одно: как Бог так обесславил потомков Исава? понятно что Бог обещал произвести народы от двух братьев, но вот про то, что один из них будет проклят - не сказал. Мне видится улучшение и всё большее благословение одного и ужасное позорное падение другого ( чего стоит только пророк Мухаммад). Почему же Бог так с ними поступил, ведь ни Исмаил, ни Исав не были какими-то богоненавистниками, даже наоборот.
Ответ на комментарий # В процессе изучения материалов по недельному изучению Торы приходит ясность по многим вопросам, в том числе и по этому. Про Исмаила нам известно, благодаря Ап.Павлу, что, как прообраз, он сын рабы - не наследует благословения Авраамова. А про Исава я бы Вам посоветовала главу Толдот в различных толкованиях (и мессианских и из иудейских источников), например http://ieshua.org/nedelnaya-glava-tory-toldot.htm - размышоения по недельной главе Толдот мессианского рава Шимона из Кишинева.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник АМАЛЕК (из книги З.Дашевского "Пурим) | Екатерина_Щурко - Дневник Екатерина_Щурко | Лента друзей Екатерина_Щурко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»