[600x297]
Столица нашей земли (Тюрингия) Эрфурт сохранил нетронутым средневековый центр. Город знаменит двумя храмами — Эрфуртским собором и Северикирхе (церковь Св. Севера), что стоят бок о бок и совместно образуют символ города. Обе церковные башни возвышаются над городским ландшафтом и доступны благодаря огромной открытой лестнице Домштуфен.
Перед постройкой собора холм, который должен был служить его основанием, был расширен путем сооружения гигантских садов, хорошо видимых со стороны Соборной площади. [800x625]
Сначала здесь была романская базилика, возведенная в 13 веке, после её обрушения в середине 15 века собор перестроили в готическом стиле.
Кафедральный собор Эрфурта(Мариендом) в его нынешнем виде был закончен в 1465 году, то есть более пяти веков назад.
[525x700]
Обращает на себя внимание треугольная пристройка собора с богатыми скульптурными украшениями ( на одной стороне дева Мария и двенадцать апостолов, на другой - мудрые и неразумные девы).
[525x700]
Св. Северия – 15-метровая филигранная колонна над крестильной купелью.
В башне церкви висит один из крупнейших и звучных европейских колоколов
[700x525]
Летом, в театральную сцену или оркестровую площадку для концертов или спектаклей под открытым небом превращаются ступени, по которым поднимаешься на Соборную гору. Декорациями для представлений являются обе готические церкви, а Соборная площадь - зрительный зал.
[700x525]
Внизу, на этой площади устанавливается импровизированная сцена и под открытым небом можно слушать известные оперы или филармонические концерты. [700x525]
В Эрфуртском соборе хранится много ценных произведений искусства, таких как, например, романская наставка к алтарю 1160 года, фигурный подсвечник "Вольфрамлёйхтер" (1160 - 1170), позднеготический створчатый алтарь, известный как "Алтарь с единорогом" (1460), готические стулья в хоре (1350), романские висячие лампы (около 1150) и главный алтарь в стиле барокко (1697).
Под хором находится двухнефная нижняя церковь XIV века. Интересны и многочисленные надгробия, а также витражи на окнах хора (1370 - 1420). У восточной стороны собора находятся постройки соборного капитула с обходной галереей, где сохранились остатки романской архитектуры. К сокровищам Эрфуртского собора относится значительная коллекция произведений сакрального искусства.
[700x525]
Главный алтарь, выполненный в стиле барокко, был установлен в соборе в 1697 году взамен старого готического алтаря. Алтарь состоит из высокого двухэтажного постамента. На широком восьмиугольном основании установлены парные закрученные колонны, увитые виноградными листьями. По левую сторону постамента находится статуя святого Петра, а по правую сторону – святого Павла. На верхнем постаменте установлены статуи четырех евангелистов. На первом уровне изображены волхвы, подносящие дары младенцу Иисусу. [700x525]
[525x700]
В интерьере собора особого внимания заслуживают позднеготические витражи так называемого высокого хора, высотой 18,6 метра и шириной до 2,6 метра (1370 - 1420). Это одни из наиболее хорошо сохранившихся циклов витражей в Германии (13 из 15 витражей дошли до наших времен в первозданном виде).
Прекрасные витражи - их можно рассматривать долго [525x700]
[700x525]
Чрезвычайную художественную ценность имеют также ряды дубовых сидений хора, сохранившиеся в своем первозданном виде с 1329 года (что было подтверждено дендрохронологическими исследованиями).
У каждого каноника было свое место; места распределялись в зависимости от сана. Верхние ряды сидений, украшенные богатой резьбой, принадлежали более высоким санам, а ряды пониже – низшим клирикам, а также ученикам монастырской школы
[700x525]
Северные и южные ряды сидений по традиции демонстрируют сюжеты Старого и Нового Завета. Жанровыми сценами украшены поручни и разделители сидений. Особенно пышно украшены западные сиденья высокопоставленных лиц.
[525x700]
С южной стороны изображена виноградная лоза и сцены выращивания и сбора винограда, а под ними лик Христа меж двух рыб. Виноградную лозу следует понимать как символ Христа, так как вино символизирует кровь Иисуса. Соответственно, сцены выращивания винограда - это аллегория преодоления земных грехов посредством жертвы Христа.
[700x525]
Внутри церкви осталось много готических украшений и богатых предметов интерьера. Особенно дорогие из них: витражи XIV и XV ст., церковные сиденья в стиле готики (1370 г.), а также Вольфрам — канделябр из бронзы романского периода (1160 г.), воплощающий фигуру человека. [525x700]
[700x525]
Позднеготическая живопись, 1420 года, по праву считаются шедеврами. Это “Триптих с единорогом” и многофигурные створки алтаря того же мастера. [525x700]
В соборе очень много произведений церковно-прикладного искусства(обильная резьба, многочисленные фигуры, орнамент) от 12 века до современности [525x700]
[700x525]
Бронзовый подсвечник "Вольфрам" в виде монаха с разведёнными руками. Ему уже более 700 лет.
[642x700]
Интересна каменная дарохранительница. Это уже шедевр эпохи Возрождения. Её сделал известный тюрингский мастер Ханс Фридеман- старший. Вокруг дарохранительницы он изобразил семь христианских таинств – крещение, миропомазание, исповедь, причастие, брак, соборование, священство.
[551x700]
Есть у собора и своя легенда. Граф Эрнст III, живший в крепости Эрфурта, во время одного из Крестовых походов попал в плен и был продан в рабство в Турцию, где полюбил дочь султана. Она ответила ему взаимностью и бежала с ним. Несмотря на то, что граф был уже женат, на родине Папа Римский позволил ему взять в жены крещеную сарацинку. В этой гробнице он похоронен с обеими супругами. [700x525]