• Авторизация


Как привить детям интерес к искусству? 23-04-2014 22:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Donnarossa Оригинальное сообщение



Мама двоих детей Наталья В­Старостина узнала, как взрослые могут помочь детям понять и принять искусство.
Фото: Marius Baragan
Когда в 2011 году в Музей изящных искусств имени Пушкина привезли выставку картин Сальвадора Дали, я твёрдо решила: блестящий момент, чтобы познакомить шестимесячную дочку с моим любимым художником. Кто был в эти дни поблизости, наверняка помнит очередь, тянувшуюся от музея до Кремля. После того как через 40 минут ожидания мы сдвинулись на два метра вперёд, я развернулась и решительно направилась к машине. Из толпы следом выскочила женщина. Она схватила меня за руку: «Куда же вы?! Как вам не стыдно! Вашей дочери посмотреть эту выставку очень надо! Идите без очереди!» Я послушала совета незнакомки.
С широко раскрытыми глазами Мишель изучала каждое произведение гения сюрреализма, как вдруг... начала громко, по-младенчески хохотать, и успокоить её было невозможно. Я ловила осуждающие взгляды и слышала «шиканье». Ш-ш-ш...
 
В свои неполные три года в Музее Прадо около мрачной картины Гойи «Продавец посуды» Мишель замирает в умилении, протягивая на весь зал: «Посмотри, какой он ми-и-и-илый и сла-а-а-а-аденький!» — и указывает рукой на спящего пса в углу полотна. Кто-нибудь, кроме искусствоведов, вообще замечает на этой картине собаку?! В Лувре девочка искренне сокрушается около статуи богини Ники: «Тётя без головы не сможет найти дорогу домой». Поход в музей с ребёнком под мышкой каждый раз становится для меня приятным сюрпризом — никогда прежде мировые шедевры не открывались мне с этой неожиданной «детской» стороны.
 
Искусство — мощнейшее средство воспитания ребёнка, незаменимое топливо для воображения и сладкий десерт для фантазии. Оно помогает детям думать критически, обстоятельно рассуждать, обращать внимание на нюансы и исследовать новые способы интерпретации мира. Но чтобы по-настоящему заинтересовать малышей искусством, одного родительского желания мало. «Чем раньше и чаще ребёнок попадает в ситуации, где люди вокруг смотрят на картины, совершают перформансы, аплодируют — тем легче, лучше и комфортнее будет проходить процесс знакомства с искусством», — уверена Анастасия Митюшина, руководитель образовательных программ Центра современной культуры «Гараж».
 
Существует множество методических пособий на тему того, как правильно делать ребёнку «прививку искусством» и проводить «ревакцинацию». Так, малышам от 5 до 7 лет нравятся картины с понятными сюжетами, узнаваемыми элементами (животное, поле, сад, море), простыми эмоциями (смех и слёзы) и яркими цветами (в особенности красным). Они воспринимают искусство не только глазами, но и с помощью движений — непременно хотят в него «сыграть», подражая героям и принимая картинные и скульпВ­турные позы. Они же главные поклонники абстрактной живописи, современного искусства и инсталляций — такие произведения дают простор их воображению. Жёлтое пятно на картине абстракционистов — цыплёнок или солнце. Фрагменты пластика в инсталляции современного художника — набор для куличиков. Мальчики проявляют интерес к героическим сюжетам, девочки — к анималистическим.
 
В 8–10 лет дети с увлечением В­изучают детали, нюансы и подробности картины. На первый план выходят типажи: красивые — уродливые, сильные — слабые. В этом возрасте ребёнок может «зависнуть» над картиной, будто мысленно погружаясь в неё.
 
После 11 лет ребёнка интересует уже сам творческий процесс. Он требует рассказать, при каких обстоятельствах была написана картина, сколько на неё ушло времени, сколько она стоит и какие тайны в себе хранит. Не навязывайте детям своё мнение и не используйте такие прилагательные, как «выдающийся», «замечательный», — это ни о чём ему не скажет. Пусть ребёнок сам оценит произведение. Не перечьте, а постарайтесь узнать, почему он решил, что картина «глупая», «страшная» или «прекрасная». Дети начинают краснеть, бледнеть и нервно хихикать при виде человеческой наготы. Избегать этой темы глупо — сместите акценты. Например, расскажите о разных идеалах красоты, которые существовали в то или иное время.
 
Помогите ребёнку обнаружить в картине что-то ускользнувшее от его внимания. К примеру, расскажите ему про тайные символы, скрытые в пейзажах XIX века: оливковая ветвь — символ мира, нарцисс — смерти, собака — верности (если изображена у ног) и низости в античных сценах.
Первые книги по искусству для детей и их родителей
Музейные практики
В 2009 году преподаватель школы искусств Музеев Лувра, искусствовед и педагог Франсуаза Барб-Галль написала пособие для родителей «Как говорить с детьми об искусстве». В­Книга стала бестселлером в Европе. Оказалось, взрослые не только не умеют правильно «преподносить» малышам арт-объекты, но и впадают в ужас при мысли отправитьВ­ся вместе в музей.
 
 
Для начала выберите правильный день и место. Традиция многих семей выбирать для экскурсий дождливое время — ключевая ошибка. Во-первых, в пасмурный день ребёнок обычно сонный и ленивый. Во-вторых, вы формируете мнение, что в музей ходят тогда, когда больше нечем заняться. Не удивляйтесь, если ребёнок не разделяет ваших восторгов по поводу отдельных картин. Музейная развеска предполагает, что рост посетителя — 170 см, а центр произведения находится на уровне зрительских глаз. Это значит, что на полотне малыш видит совсем не то, что вы. Хотите его В­понять? Присядьте!
 
Общение с картиной В­может превратиться для ребенка в захватывающий детектив. Задавайте каверзные вопросы — пусть малыш включит воображение и смекалку. Почему дверь в доме закрыта? Почему именно тут сидит птица? А стакан вот-вот упадёт? Ребёнок начнёт в ответ рассказывать свою версию происходящего, а вы — её дополнять. Вы зараВ­зите ребёнка страстью новых арт-открытий на всю жизнь!
 
Барб-Галль любит приводить пример из собственного опыта. Вместе с сыном в парижском музее они рассматривали картину Пикассо — портрет женщины, лицо которой состояло из осколков. Увидев картину, сын неожиданно добавил: «У неё не лицо разбито — у неё разбитое сердце». Учите ребёнка развернуто отвечать на вопрос, думать и рассуждать над произведением. Или другой способ — пусть ребёнок придумает своё продолжение истории на картине. Перенесёт действие из зимы в лето или подумает, какое событие сделает героев счастливее.
 
Превратите поход в музей в квест. Подумайте, какие картины вы хотите показать ребёнку, и приготовьте их фрагменты (открытки или репродукции, которые можно найти в интернете и распечатать). Попросите ребёнка их найти. Выбирайте понятные элементы — животных, игрушки. Есть надежда, что Левитана он запомнит так же хорошо, как «Свинку Пепу».
 
И не затягивайте! Помните: чем младше ребёнок, тем меньше времени нужно отвести на пребывание в музее. Не расстраивайтесь, если уже через полчаса чары искусства рассеются и ребёнок пустится во все тяжкие, проверяя на прочность вашу нервную систему. Дети — любители «заезженных пластинок»: обожают по сто раз слушать одни и те же сказки или пересматривать мультики. Пусть к этому списку занятий добавится и просмотр любимой картины.
Лучшие арт-приложения Apple для детей
Детские курсы по искусству
В рамках образовательной программы по искусствоведению дети смогут узнать, какое искусство считается изобразительным, в чём символическое значение иконы, каких художников называют маринистами, а каких — анималистами, познакомятся с лучшими произведениями мировой живописи, архитектуры, перформанса и граффити. Основы современного искусства, великие русские художники и мировые шедевры в В­теориях ведущих искусствоведов страны и практиках самих учеников.
Музей
Отношения «ребёнок— музей» — это всегда диалог. Не только малышам нужно быть к нему готовым, но и музеям важно найти ответ на вопрос: как правильно говорить с детьми на разные темы? Смотрительницы в классических государственных российских галереях зачастую видят свой святой долг в том, чтобы охранять дорогие произведения от надоедливой публики, тем более детей. Знаете ли вы, что «картины стареют от нескромных взглядов посетителей», «устают от затяжных визитов» и «портятся от детского смеха»? Страшилки, изобретённые строгими музейными служащими.
 
В Америке и Европе последние несколько лет обсуждают наступление новой эпохи — participatory culture, или «культуры участия». Под термином понимают свободное и осознанное участие людей в культурных и социальных процессах.
 
Культурологи говорят о возникновении феномена музея 2.0, или participatory museum — музея, который основывает свою деятельность на непосредственном участии посетителей. Некогда андерграундная музейная «кухня» выходит из подполья. Особое место здесь уделено детям. Современные музеи по всему миру стараются увлечь ребёнка, предлагая ему курсы, мастер-классы, экскурсии и сувениры. Малышу показывают, что он полноценная часть арт-процесса.
 
Музей современного искусства в Нью-Йорке считается одним из самых передовых по работе с детьми и подростками. Здесь проводят бесплатные вечера для подростков Free Teen Nights, организуются художественные мастерские In the Making, выставки искусства подростков Teens Art Show и даже курс истории искусств для подростков-заключённых. Яркие и неожиданные примеры есть в Голландии. В фойе Нидерландского архитектурного института, который ведёт выставочную и детскую образовательную работу, все желающие могут построить из огромных поролоновых кубов собственный город или ВВ­просто от души друг друга ими отдубасить. Последнее — для позитивного выхода неуёмной детской энергии. И это в холле государственного учреждения!
 
«И дети, и взрослые получают информацию в лёгкой и доступной форме, при этом сам изучаемый предмет — творчество Ильи Репина или Такеши Мураками — не упрощается. Это огромное удовольствие — уметь объяснять простыми словами что-то очень прекрасное, удивительное, высокое. Другой очень важный психологический момент — не все родители умеют общаться на равных с детьми.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Как привить детям интерес к искусству? | Alina_Im_D - Дневник Alina_Im_D | Лента друзей Alina_Im_D / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»