|
Филигрань (итал. filigrana, от лат. filum нитка и granum зерно). 1. Вид ювелирной техники, а также изделия из тонкой крученой золотой, серебряной или медной проволоки. 2. Проволочное изображение, укрепляемое на сетке для отлива бумажных листов с целью получения водяных знаков. 3. Видимое на просвет изображение в бумаге, наносимое в процессе ее производства. Филигрань содержит фабричную марку изготовителя, а в ценных бумагах или деньгах — изображение государственного герба или портреты знаменитых людей. Синоним водяной знак. 4. Накладные металлические украшения переплета книги.
Филигрань: древнейшая ювелирная техника
Филигрань бывает нескольких разновидностей: напайная, ажурная и объемная. При изготовлении напайной филиграни узор из гладкой или сученой проволоки, и зернь напаивают прямо на листовой металл. Когда узор просто напаивается на металл, такая филигрань называется фоновой или глухой. Если после пайки фон удаляется просечкой или выпиловкой, то это - просечная или выпильная филигрань. Бывает еще рельефная филигрань по чеканке, в этом случае напаивание узора идет на подготовленный чеканный рельеф. Самый красивый вид напайной филиграни - филигрань с эмалью или перегородчатая эмаль. При ее изготовлении после того, как узор напаян, пространства между сканью заполняются эмалью. Ажурная филигрань обходится без металлической основы, в этом случае проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь напаивается прямо на металлическое кружево. Если «кружево» плоское, двухмерное, то это - плоская ажурная филигрань. Если кружево спаивается в двух измерениях и является объемным (трехмерный рельеф или горельеф), то это - скульптурно-рельефная ажурная филигрань. Иногда проемы между плетеными проволочными деталями заполняются прозрачной эмалью (получается крошечный цветной витраж), такое исполнение называется - ажурная филигрань с эмалью или «оконная» эмаль. Очень интересно выглядит многоплановая филигрань - при ее изготовлении узоры накладываются друг на друга, а рисунки расположены в различных плоскостях, в результате первоначально плоскостное изделие становится объемным.
Технику филиграни в России использовали очень широко. Ею украшали церковную утварь, оклады икон, священные книги. Декорировали оружие и мебель. Дорогие сафьяновые сапожки тоже расшивали филигранью. Чтобы удовлетворить потребность в проволоке для филиграни, существовали даже специальные мастерские, которые занимались исключительно волочением.
В 1917 году искусство изготовления филиграни заглохло, но в двадцатых годах ХХ столетия его начали возрождать, ведь русская филигрань была знаменита на весь мир, фактически являясь визитной карточкой всего русского ювелирного искусства.
В 1937 году работы мастеров из села Красное были представлены на всемирной выставке в Париже, а в 1939 году - в Нью-Йорке. На парижской выставке красносельской филиграни была присуждена золотая медаль. Вслед за мастерами из Красного села филигранью занялись в селе Казачково (Вачский район Нижегородской области).
В 90-е годы искусство филиграни вновь пришло в упадок. Ведь филигрань требует медленного, вдумчивого подхода, настоящая филигрань изготавливается только вручную - на все 100%. Такое нежное искусство не выносит никаких революционных потрясений. Но не так давно вновь началось возрождение древнего искусства русской филиграни. В 2008 году в Казачково прошел областной фестиваль «Серебряная россыпь филиграни» - в рамках программы «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2007-2011 годах». Хочется надеяться, что русская филигрань не станет лишь музейным экспонатом, а останется живым, развивающимся мастерством.
|