Первое поколение Елфимовых, о котором мы знаем, это супруги Павел Кузьмич и Агафья Ивановна Елфимовы. Я узнала о них 28 июня 2014 года от Бориса Матвеевича Елфимова, их внука и моего дяди, в день нашего с ним знакомства, которое состоялось в Сертолово, дачном поселке под Питером.
Родились и жили они в Новосергиевке, расположенной в 118 км от Оренбурга и являющейся сегодня районным центром. Вот что пишет Википедия об истории малой родины Елфимовых:
«Первое упоминание о Новосергиевке отражено в книге П.И. Рычкова «Топография Оренбургской губернии». Автор её в 30-е годы XVIII века был служащим при Оренбургской Экспедиции, которой ещё по инициативе Петра I было поручено строительство крепостей в окрестностях Самарской дистанции, расположенной по левому берегу реки Самары.
В 1738 году была построена крепость, и назвали её «Тевкелев Брод» в честь участника экспедиции полковника Тевкелева. Но место было выбрано неудачно, и первые же вешние воды затопили наскоро сколоченные жилые и складские помещения. Крепость вынуждены были перенести на проверенное место ближе к селу Новосергиевка. После чего названа была она Новосергиевскою. Из этого следует, что Новосергиевка была застроена несколько ранее, чем крепость. Однако, других сведений на этот счёт ни в памяти народной, ни в архивах городов Оренбурга и Самары нет. К тому же, уже с XVIII века всякая ссылка на дату образования Новосергиевки в исторических материалах и официальных документах относится к 1738 году.»
В клировых ведомостях из Самарского архива за 1847 год имеется запись:
Церковь Новосергиевки построена при императрице Анне Иоанновне в 1730-1740 годах. Освящена церковь в 1737 году.
В клировых ведомостях из Оренбургского областного архива за 1831 год указано:
Храм был построен и освящён в честь преподобного Сергия Радонежского в 1831 году, здание церкви деревянное.
Из архивной описи 1910 года известно, что более современная церковь была построена в 1887 году. Церковь строилась на средства епархии и пожертвования прихожан. В 1938 году храм был уничтожен.
Думаю, что записи о бракосочетании Павла Кузьмича и Агафьи Ивановны и о рождении их троих детей должны быть в метрических книгах этого храма в Оренбургском госархиве.
Старший сын - Матвей Павлович Елфимов, мой дедушка, родился в 1897 году. Значит, можно предположить, что родителям в год рождения их первенца было лет по 20 плюс - минус, а сколько именно - можно только гадать до получения сведений из архива. Но ориентировочно годом их рождения можно принять 1875-й (как выяснится позже, годом рождения Агафьи Ивановны действительно является 1875-й. Мое прим.).
В анкете моего папы, Анатолия Матвеевича Елфимова, указывалось социальное происхождение родителей - из крестьян-бедняков. То есть и его родители и его дедушка с бабушкой были бедняки.
О судьбе Павла Кузьмича известно только то, что в голодовку 1921-1922 годов, охватившую Поволжье и Приуралье и сильнее всего Бузулукский уезд, он отправился за две тысячи верст за мукой в Ташкент, как делали многие тысячи людей, пытавшихся спасти от голодной смерти свою семью. Люди ехали на крышах или в страшной тесноте вагонов, грязь, вонь, тиф, вши. Поехал Павел Кузьмич - и не вернулся. Больше о нем ничего неизвестно. Мог случиться и криминал, могла свалиться любая болезнь, косившая людей без разбора.
(Эту версию смерти Павла Кузьмича я узнала от Бориса Матвеевича Елфимова. А вот Георгий Алексеевич Елфимов в июне 2016 года рассказал мне другой вариант событий, о которых он знал от своего отца. Вроде бы Павел Кузьмич перевозил копну свежескошеного сена, и в это время надломилось колесо у телеги. Он попытался удержать тяжелый воз, надорвался и вскоре после этого умер. В каком году это было, неизвестно.
Наверное, мы не узнаем, какое из этих двух событий имело место. Есть вероятность и того, и другого.
Мое прим.)
Хочу сделать отступление. Тем, кто хочет лучше понять те времена, надо посмотреть фильм "Ташкент - город хлебный". История его создания такова.
В 1923 году писателем Александром Неверовым (1886-1923), родом из Ставропольского уезда Самарской губернии, была написана повесть «Ташкент — город хлебный».
Во время голода 1920-1922 годов писатель сам вместе с массой голодающих бежал из Поволжья в Ташкент. Повесть стала в 20-х годах одной из популярнейших книг для юношества и до середины 30-х входила в списки книг для школьного чтения. Страшная картина всеобщего голода показана через восприятие 12-летнего ребенка, который проходит через нищету, насилие и страдание. Герой повести Миша Додонов, кстати, родом из Бузулукского уезда. В 1968 году по сценарию Андрея Тарковского и Андрея Кончаловского на основе повести Александра Неверова узбекским режиссером Шухратом Аббасовым был снят фильм "Ташкент - город хлебный".
В кинопрокат в конце 60-х годов картина пошла в обрезанном цензурой односерийном варианте. Но авторы ленты чудом спасли и сохранили копию оригинала фильма, которую им фактически пришлось выкрасть с киностудии «Узбекфильм». Долгие годы копия хранилась в архивах оператора фильма Хатама Файзиева. Лишь сорок пять лет спустя, в 2013 году, эта раритетная кинолента была оцифрована и показана зрителю на большом экране.
Агафья Ивановна Елфимова с 30-х годов жила в Колтубанке, в семье своего старшего сына Матвея Павловича. В памяти внука Бори она осталась как добрая бабушка, любившая и жалевшая внуков, частенько защищавшая их от недовольства родителей.
На стене дачи Бориса Матвеевича Елфимова в Сертолово висит вот эта фотография Агафьи Ивановны: простое русское крестьянское лицо и большие натруженные руки.
Вот написала "простое", а оно ведь совсем не простое - это лицо. В нем есть характер, сила и стойкость.
Судя по воспоминаниям родных, умерла Агафья Ивановна от повторного инсульта, она в последние годы стала грузной. Случилось это в 1951 году в Колтубанке. Похоронена была на старом кладбище. В 2014 году Георгием Алексеевичем Елфимовым ее прах был перенесен на новое кладбище, в фамильное захоронение, расположенное на большой солнечной поляне в сосновом бору. На памятнике вот эта ее фотография...