В эту тему мною внесены некоторые правки с учетом вновь открывшихся обстоятельств.
В 2012 году я зарегистрировалась на генеалогическом сайте Family Space и внесла в родословную всех известных мне родных по линии Жевловых, то есть по линии бабушки Марии Анисимовны Моршанской, в девичестве Жевловой.
Я уже писала, что бабуля сохранила бесценный документ - паспорт ее отца Анисима Егоровича Жевлова. От нее же я знала о том, что ее мать - Татьяна Григорьевна - воспитывалась в самарском приюте, а отец ее матери был полтавским крепостным по фамилии Бейкман, то есть его звали Григорий Бейкман.
(Позже документально выяснится, что фамилия полтавского крепостного была не Бейкман, а Бейкун, и это - еще одно подтверждение того, что устные предания необходимо подвергать сомнению и перепроверять.)
Как можно было применить эти сведения в выяснении своей родословной, что можно было из них выжать?
На сайте Family Space оказываются платные генеалогические услуги, и я решила попытать счастья. Решение искать документальные подтверждения бабушкиных рассказов пришло не сразу. Я перечитала множество материалов в интернете, размышляла и взвешивала, насколько может быть реален поиск, за какую ниточку нужно потянуть, чтобы размотать клубок.
В рассказах о женских приютах 19-го века упоминается, что воспитанниц, подготовленных к самостоятельной жизни, попечители старались по достижении совершеннолетия выдать замуж, что называется, "сдать с рук на руки". Я точно не помнила, но вроде бы и из уст бабушки звучало, что ее мать вышла замуж из приюта.
Конечно же, это мог быть только официальный, церковный, брак, и он мог состояться только в Самаре. Попечители приюта очень ответственно относились к своим обязанностям и не могли отпустить юную подопечную на все четыре стороны в непонятном статусе с неизвестным им мужчиной. То есть метрическую запись о бракосочетании надо искать в городе Самаре, в метрических книгах одной из самарских церквей. Это вроде бы понятно.
И тем не менее мои намерения казались поиском иголки в стоге сена.
Относительно года женитьбы можно было поразмышлять и посчитать.
В то время мне было известно, что старший ребенок Жевловых - бабушкина сестра тетя Люба. Она была 1893 года рождения.
Возраст Татьяны Григорьевны в паспорте прадеда, полученном в 1909 году, указан 34 года. То есть год ее рождения - 1875-й. Таким образом, вроде бы сросталось, что самый ранний возможный год бракосочетания Жевловых - 1892-й. Невесте 17 лет, возраст совершеннолетия.
А вот в какой именно из множества самарских церквей происходило венчание - это чистой воды гадание на кофейной гуще, и можно было надеяться только на везение.
Каково же было мое изумление, когда я получила известие, что документ найден! Это казалось чудом!
Жевловы обвенчались в Вознесенском соборе города Самары 13 июня 1888 года, то есть намного раньше заданной мной даты.
Я думаю, что эксперту удалось найти запись благодаря точной - паспортной - информации об имени, отчестве и фамилии жениха и наличию в архиве проиндексированных данных метрических книг, то есть занесенных в компьютерную базу данных.
Отчего же мои прикидки по хронологии оказались неверны? Главная причина - возраст прабабушки в паспорте мужа был указан с ошибкой в 5 лет (!). И, кроме того, как выяснится много-много позже, тетя Люба была не старшим, а третьим ребенком Жевловых, двое старших детей умерли в младенчестве.
Главное открытие этого документа, сделавшее возможным поиск вглубь, - фамилия невесты, а следовательно и ее отца - полтавского крепостного. Она оказалась не Бейкман, а Бейкун!
"Жених, Пензенской губернии и уезда, Кучук Пор-Архангельской волости, села Михайловского, 1-Общества крестьянин, Анисим Егоров Жевлов, православный, первым браком. 20 лет и 4 месяца.
Невеста, С-Петербургская мещанка, Татиана Бейкун (по отце крестном Семенова Лазарева), православная, девица. 17 лет 5 месяцев.
Свидетели:
По жениху: Отставной рядовой Феодор Яковлев Склизков и Пензенской губернии и уезда Кучук-Пор крестьянин Анисим Егоров Жевлов (? - ошибочно жених записан в свидетели). По невесте: отставной Борис Степанов Сахаров и отставной унтер-офицер Иван (зачеркнуто?) Григорьев Бояркин.
Священник Евгений Веригин
Диакон Иоанн Ремезов
Псаломщик Алексей Михайловский."
Насколько можно верить сведениям, указанным в метрике?
Как правило, они тщательно проверялись. Венчанию должен был предшествовать брачный обыск.
"Брачный обыск (предбрачное свидетельство) - письменный акт, совершенный причтом церкви перед венчанием с целью установления отсутствия родства у вступающих в брак. Был введен в 1765 г. Его форма, восходящая к венечным памяткам (венечная память, или знамя - так в Древней Руси назывался указ или разрешение на венчание брака, дававшийся на имя священника, совершавшего обряд) Древней Руси, определилась к 1837 г.
В конце XIX - начале XX вв. у брачных обысков появилось второе название - предбрачные свидетельства. Эти документы включали следующие сведения о вступающих в брак лицах: фамилии, имена, отчества, возраст, сословие, чин, семейное положение. Брачные обыски заносились в шнуровые (обыскные) книги, которые скреплялись печатями духовных консисторий. Кроме брачных обысков или предбрачных свидетельств, при вступлении в брак были необходимы и другие документы. Эти документы, как правило, собирались в делах приходских церквей под названием "брачные документы". Однако в практике небольших приходских церквей нередко можно встретить брачные документы в обыскных книгах. В больших городских приходах брачные обыскные книги и книги брачных документов велись отдельно".
Тем не менее.
Возраст жениха в метрике о бракосочетании - 20 лет - означает год рождения 1868-й, что точно соответствует дате рождения по паспорту - 7 февраля 1868 года. Однако данные метрики о бракосочетании и паспорта не соответствует данным из метрики о рождении Анисима Егоровича, полученной из Пензенского архива. Он родился в 1870 году, то есть женился в 18 лет.
По невесте еще больше открытий, несовпадений и вопросов.
Повторюсь: самое важное, что выяснилась правильная фамилия прабабушки и ее отца - Бейкун, а не Бейкман.
Отчество невесты в метрической записи не указано - на момент венчания она не знала имени отца? В приюте не сохранилось данных о родителях? Как она узнала их потом? Почему-то указан крестный отец - Семен Лазарев. Татьяна общалась с ним? Свидетели невесты - отставные военные - служили с отцом? И не знали его имени? Или не было никаких подтверждающих документов?
Место рождения и сословие невесты - С-Петербургская мещанка. Откуда это было известно? Значит, какие-то документы сохранились? Или было известно, что отец служил в С-Петербурге? Но это не обязательно означало, что Татьяна Григорьевна родилась там.
Год ее рождения по венчальной метрике 1870-1871-й (а не 1875, как по паспорту), и верить надо ему, потому что не могли обвенчать 13-летнюю девочку.
Так насколько тщательно проводился брачный обыск и проверялись священнослужителями данные, вносимые в метрики? Копия документа, похоже, сделана с приходского экземпляра метрической книги, есть исправления и ошибки. Может быть, в консисторском экземпляре записи были уточнены и надо с ним ознакомиться?
Пока одни вопросы.