О Богородице.
Ефрем Сирин. Слово подвижническое.
Радуется о ней Отец и Сын со Святым Духом. Отец радуется о ней, потому что возлюбила Его, и не любила никого, кроме Него. Единородный Сын Его радуется о ней, потому что возжелала Его, и никого не приобрела, кроме Него. Святый Дух радуется о ней, потому что для Него сделалась храмом святым, и Он вселился в ней. Радуются о ней небеса и Небесные Силы, и единодушно припадают и прославляют Отца и Сына и Святаго Духа, видя, что она украшена ангельской добродетелью во всей лепоте праведности. Радуется о ней рай, потому что получила его в наследие. Слава и велелепие единому, благому и человеколюбивому Богу, Который, по благодати Своей, дарует нам Царство Свое!
Ефрем Сирин. Слово на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа.
Возвел их на гору, чтобы показать им, что Он – Сын Божий, прежде веков рожденный от Отца и напоследок дней воплотившийся от Девы, родившийся Ему только ведомым образом, безсеменно и неизреченно, сохранивший девство нерастленным. Ибо там, где хочет этого Бог, побеждается чин естества. В саму утробу Девы вселился Бог – Слово, и огонь Божества Его не попалил членов девического тела, но сохранял их в продолжении девятимесячного времени. Вселился в саму утробу Девы, не возгнушавшись гнилостью естества. И из нее произошел воплощенный Бог, чтобы спасти нас.
Ефрем Сирин. Слово на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа.
И Мария называла Его Сыном, по человеческому телу не отлученным от славы Его Божества. Ибо один есть Бог, явившийся в мир в теле. Слава Его возвещала о Божеском естестве, которое от Отца, и тело Его возвещало о человеческом естестве, которое от Марии; оба же естества сошлись и соединились в одной ипостаси. Единственный от Отца – единородный и от Марии. И кто разделяет в Нем естества, тот отделен будет от Царства Его, а кто сливает их, тот не лишен будет жизни Его. Кто отрицает, что Мария родила Бога, тот не увидит славы Божества Его, и кто отрицает, что носил Он безгрешную плоть, тот не получит спасения и жизни, даруемой через тело Его. Сами дела свидетельствуют, и Божеские силы Его научают рассудительных, что Он – Истинный Бог. А страдания Его показывают, что Он – истинный человек.
Ефрем Сирин. Слово о всеобщем Воскресении, о покаянии и любви, о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа.
Простите, святые и праведные, с которыми мы разлучены, простите, друзья и сродники, простите, отцы и матери, простите, сыновья и дочери, простите, апостолы, простите, пророки и мученики Господни; прости и Ты, Владычица Богородица, много потрудившаяся в молитвах о нашем спасении, но мы сами не захотели покаяться и спастись. Прости и ты, Честный и Животворящий Крест, прости, рай сладости, насажденный Господом, прости горний Иерусалим, матерь первородных, прости, Царство Небесное.
Ефрем Сирин. Слово на Честный и Животворящий Крест и на Второе Пришествие Господа, а также о любви и милостыне.
Прости и Ты, Владычица Богородица, много ходатайствовавшая за нас, чтобы спастись нам, но мы не захотели покаяться и спастись! Прости и ты, Честный и Животворящий Крест! Прости, Рай сладости, насажденный Господом! Прости, горний Иерусалим, мати первородных, не имеющий конца! Прости, Царство Небесное! Простите, все вместе! Отныне не увидим уже никого из вас, потому что отходим на определенное нам мучение, которому нет ни конца, ни ослабы".
Ефрем Сирин. Слово на еретиков, в котором притчей о бисере (жемчужине) и другими столь же ясными указаниями доказывается необходимость верования, что Святая Богородица для спасения мира зачала и родила Господа и Бога нашего не по естественным законам.
Внешнее делается внутренним и внутреннее – внешним, чтобы доказывались и единство и ипостась. Восприятое – не манна, но соединяется со стамной не как облекаемое Божеством, но как имеющее в себе Божество, подобно бисеру, который бывает от молнии, заключенной внутри воды. Уразумей чин молнии и воды, и удивляйся притчам Христовым. Разбери, как несовершенная плоть служит бисеру, и уверуешь, что Христос действительно родился от Жены. Животное, живущее в раковине, которое не стоит и овола (мелкой монеты), породило камень, который дороже многих талантов (слитков) золота. Так и Мария родила Божество, несравнимое со всей тварью. Раковина, зачавшая бисер, не чревоболела, но ощутила в себе только приращение. И Мария с радостью зачала Христа, ощутив в Себе снисшедшее Естество. Животное в раковине, и зачав, и родив, не подверглось растлению, потому что родило совершенный камень, не подвергшись чревоболению; и Дева зачала нерастленно, и родила, не болев. Бисер не только зачат, но и возрастал с продолжением времени, пока не смог и вне раковины показать свое существо; для произведения существа нужна была плоть, и совершению этого содействовало вещество питательное. В пустоте раковины бисер сокрыт был как в утробе, и для совершения бытия как бы привит был к естеству животного. Возрастал при помощи естества животного и приобщился качества естества зачавшего. Родился Сын без плотского семени, природа принесла плод – Сына без мужа, без содейственника чадорождению. Какие великие тайны! Какие пренебесные догматы! Природа породила не свое; родился Сын, не зачатый от мужа. Дева – Матерь, природа – источник, утроба – питательница, Отроковица – содейственница! Восприятое имеет качества естества, рождение произошло по достижении полноты, определенной естеству! Родила одна жена, без мужа, потому что Рождаемый был чужд тления. Родила Дева, потому что Он – источник чистоты; не познав сласти, послужила Она деторождению, потому что произвела Побеждающего страсти. Поэтому, как же допускать, будто воспринят только образ Тем, Кто стал причастным и естества, и сущности, и времени рождения? Как же произошел Человек, во всем испытавший естество, кроме тления и болезней рождения? Мария ничего не потерпела как жена, рождая – не чревоболела, как дева. Она не чужда была Рождаемому, потому что имела с Ним общение, доставляя Ему питание. Она стала Матерью чуждого Сына, сообщив Ему восприятое. Христос возрастал в утробе, не имея в том нужды по Божеству. Он стал Сыном Жены, пребывая Божиим Сыном. Познал Марию Матерь, но в Ней Божеством объято человечество. Стал Сыном Послужившей, потому что не только верой Она показала Свою готовность, но и естеством содействовала восприятию. Если Слово восприяло только образ, зачем нужно было естество? Если Он произошел только по видимости, зачем нужна была Жена? Если прошел как через трубу, зачем нужно было время и зачатие? Для чего Он вселяется в Деву, если бы хотел произойти без участия естества? Если родился таким, каким с неба вселился в Деву, почему не прямо с неба явился на земле? Если Он не восприял на Себя человеческого естества, то почему не прямо из воздуха явился людям? Если Он имел в Себе все, что нужно для домостроительства, то что Ему еще заимствовать от естества девического? Бог не делает излишнего и не посмевается (не насмехается). Но Мария была бы излишней, если бы Христос пришел как призрак. Посмевался бы Бог, показав людям рождение при яслях. Убедительность этих неотразимых доказательств пусть послужит к обличению лжемудрования. Я знаю Истину – Христа и, рассматривая бисер, удивляюсь ему, как Богу, от Девы восприявшему человека.
Ефрем Сирин. Слово на еретиков, в котором притчей о бисере (жемчужине) и другими столь же ясными указаниями доказывается необходимость верования, что Святая Богородица для спасения мира зачала и родила Господа и Бога нашего не по естественным законам.
Она стала Матерью чуждого Сына, сообщив Ему восприятое. Христос возрастал в утробе, не имея в том нужды по Божеству. Он стал Сыном Жены, пребывая Божиим Сыном. Познал Марию Матерь, но в Ней Божеством объято человечество. Стал Сыном Послужившей, потому что не только верой Она показала Свою готовность, но и естеством содействовала восприятию. Если Слово восприяло только образ, зачем нужно было естество? Если Он произошел только по видимости, зачем нужна была Жена? Если прошел как через трубу, зачем нужно было время и зачатие? Для чего Он вселяется в Деву, если бы хотел произойти без участия естества? Если родился таким, каким с неба вселился в Деву, почему не прямо с неба явился на земле? Если Он не восприял на Себя человеческого естества, то почему не прямо из воздуха явился людям? Если Он имел в Себе все, что нужно для домостроительства, то что Ему еще заимствовать от естества девического? Бог не делает излишнего и не посмевается (не насмехается). Но Мария была бы излишней, если бы Христос пришел как призрак. Посмевался бы Бог, показав людям рождение при яслях. Убедительность этих неотразимых доказательств пусть послужит к обличению лжемудрования. Я знаю Истину – Христа и, рассматривая бисер, удивляюсь ему, как Богу, от Девы восприявшему человека.
Ефрем Сирин. Слово на еретиков, в котором притчей о бисере (жемчужине) и другими столь же ясными указаниями доказывается необходимость верования, что Святая Богородица для спасения мира зачала и родила Господа и Бога нашего не по естественным законам.
И стала Мария – не женой, но Девой по благодати. Не говорю, что Мария стала бессмертной, но что осияваемая благодатью Она не возмущалась греховными пожеланиями.
Ефрем Сирин. Слово на еретиков, в котором притчей о бисере (жемчужине) и другими столь же ясными указаниями доказывается необходимость верования, что Святая Богородица для спасения мира зачала и родила Господа и Бога нашего не по естественным законам.
Поэтому Мария для Отца стала древом, для Сына – Матерью, а для человеков – Источником вечного живота и Востоком нетления. В привитии связкам соответствуют пророческие свидетельства, отверстию – согласие естества.
Ефрем Сирин. Молитвы ко Пресвятой Богородице. Молитва 1-я.
Пресвятая Владычица Богородица, Единая чистейшая душою и телом, Единая превысшая всякой чистоты, целомудрия и девства, Единая всецело соделавшаяся обителью всецелой благодати Всесвятаго Духа
Ефрем Сирин. Молитвы ко Пресвятой Богородице. Молитва 2-я.
Дева Владычица Богородица, благодатная Богородительница, преблагословенная Богородительница, Преблагословенная, Богоблагодатная, вместилище Божества Единородного Сына бессмертного и невидимого Отца, приклони ухо Твое и выслушай слова мои, произносимые скверными и нечистыми устами моими. Ибо вот, с сокрушенною душою и смиренным умом притек я к благоутробию Твоему. Не презри меня, бедного, не попусти до конца погибнуть мне, недостойному рабу Твоему, но употреби Матерния Твои молитвы, исцели окаянную мою душу, немилосердо сокрушенную лукавыми моими страстями. Злой враг, сокрушив ее грехами сластолюбия, попрал во прах. Потому исполнен я всякого стыда, не смею и лица не имею, чтобы у человеколюбивого Бога моего просить прощения во множестве грехов и уврачевания неисцельных язв моих.
Ефрем Сирин. Молитвы ко Пресвятой Богородице. Молитва 2-я.
Ты не презри только меня, беднейшего, и непристойность дел моих да не пресечет безмерной милости Твоей, Богородица, превожделенное для меня имя, ибо ничто не может быть крепче помощи Твоей.
Ефрем Сирин. Молитвы ко Пресвятой Богородице. Молитва 3-я.
Ты, Пречистая, охраняй меня Божественной Твоею благодатью. Управь жизнь мою и путеводствуй согласно со святой волей Сына Твоего и Бога нашего.
Ефрем Сирин. Молитвы ко Пресвятой Богородице. Молитва 3-я.
Твоим заступлением и Твоею помощью всегда будем воссылать славу, хвалу, благодарение и поклонение Единому в Троице Богу и Создателю всех.
Ефрем Сирин. Молитвы ко Пресвятой Богородице. Молитва 4-я.
Пресвятая Владычица моя Богородица, благодатная Богородительница, Преблагословенная, Богоблагодатная Богоматерь, вместилище Божества Единородного Сына бессмертного и невидимого Отца, огнезрачный Престол, Преславнейшая, Всенепорочная, Всепречистая, Всенескверная, Всенеблазненная, Пренеукоризненная, Всепетая, Всенетленная, Всеблаженнейшая, Всенеприкосновенная, Всечестная, Всечтимая, Всеблагословенная, Приснопамятная, Всевожделенная Дева душою, телом и умом, седалище Царя, восседающего на Херувимах, небесные врата, которыми мы, земные, входим в небо, Богоневеста, Которою примирились мы с Богом.
Ефрем Сирин. Молитвы ко Пресвятой Богородице. Молитва 8-я.
Дева, Владычица, Богородица, общее спасение христианского рода! Ты, как Матерь, не престаешь промышлять о нас и, как вместе столько чадолюбивая и сердобольная, всегда ниспосылаешь нам благодеяния Твои, спасая, покрывая, охраняя, избавляя меня от опасностей, изъемля от искушений, освобождая от множества грехов; мы же за сие благодарим, проповедуем Твои милости, не скрываем благодеяний, велегласно воспеваем чудные дела Твои, прославляем сердоболие, величаем промышление, песнословим предстательство, славословим благосердие и, воспоминая о великих дарах Твоих в прошедшее время и о том, от каких опасностей избавились мы, как долг наш, приносим Тебе благодарственную песнь сию, не соответственную, впрочем, благодеяниям Твоим. Однако же, дерзая, умоляем Твое благосердие сжалиться над служителями Твоими и принести за нас моление рожденному Тобою Богу нашему, чтобы избавил нас от вечной муки, да прославляем всесвятое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и всегда, и во веки веков.
Ефрем Сирин. Молитвы ко Пресвятой Богородице. Молитва 8-я.
Владычица Богородица, носившая во чреве Спасителя, Христа Бога нашего, на Тебя возлагаю всю мою надежду, Тебе доверяюсь, высшей всех Небесных Сил. Ты, Пречистая, охраняй меня Божественною Твоею благодатью, управь жизнь мою и путеводствуй ею согласно со святою волею Сына Твоего и Бога нашего. Ты даруй мне оставление грехопадений; будь прибежищем, покровом, защитой и руководительницей, переселяющей в жизнь вечную. И в час смертный не оставь меня, о Владычица, но ускори на помощь мою и исхить меня от горького бесовского мучительства.
Ефрем Сирин. Молитвы ко Пресвятой Богородице. Молитва 9-я.
Матеродевственная, провещал Гавриил. Сподоби смиренного раба Твоего. Дева, избавиться от страстей и от всякого греха. Рассей всякий помысел, какой нередко привходит в ум мой от диавола, чтобы бедную душу мою низринуть в адский тартар. Избавь меня, Всесвятая, от сетей его. Дай мне, Отроковица, страх Божий и любовь; дай мне, Дева, произволение боголепное и жизнь непорочную, любовь вкупе ко Господу и к ближнему, терпение, смирение, воздержание, пост, очистительные слезы сокрушения, помышление о страшных оных мучениях, и обращение от злых дел, какие совершал я, окаянный.
Ефрем Сирин. Молитвы ко Пресвятой Богородице. Молитва 10-я.
Знаю, Дева, Владычица, Богородица, по плоти родившая Бога Слово, что неприлично мне сие, и что я, столь блудный, недостоин взирать на Твой образ, Непорочная Приснодева, ибо и тело, и душа у Тебя чисты и не имеют никакой скверны, и чистоте Твоей справедливо - отвращаться от меня, столь блудного, и гнушаться мною.
Ефрем Сирин. Молитвы ко Пресвятой Богородице. Молитва 10-я.
сподоби на Страшном Суде блаженного одесную Его предстояния, спаси от вечных и нестерпимых мук, соделай наследником преславных и чистых благ.
Ефрем Сирин. Слезные моления. Слезное моление во вторник вечером.
Не отринь меня с теми, которые говорят Тебе: "Господи, Господи!" (Мф.7:21), - и не исполняют воли Твоей; не отринь, по молитвам Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и по молитвам всех, благоугодивших Тебе.
Ефрем Сирин. Песнопения на рождество Христово. Часть 8.
Вода обличенияи признаки девства еще прежде вразумляли Иудеев, чтобы, когда приидет Господь всякого чревоношения и они будут клеветать на чрево, в которое вселится Он, удостоверило их в пришествии Господнем самое девство, сохранившееся по рождении.
Если мужнюю жену спасало от смерти ее девическая, то и ты, мудрец, тщательно охраняй и блюди оружие девства. Если будет оно сокрушено, то не можешь уже ты ополчаться с Господом.
Ефрем Сирин. На Рождество Христово.
Приснопамятна родившая Его Матерь, достойно благословений носившее Его чрево. Как отец Его, восхваляется Иосиф, по благости наименованный отцом Сыну Истинного. Послан Пастырь взыскать заблудшую и погибшую овцу, и Он принес ее и ввел в овчий двор.
"Более всех спасаемых возвеселил Он Меня, потому что зачала Его во чреве, более всех возвеличенных Им возвеличил Он Меня, потому что родила Его. Войду в рай жизни и, где согрешила Ева, там прославлю Его, потому что Меня избрал Он из всех жен и благоволил соделать Своей Матерью, а Сам благоизволил стать Сыном Моим.
Да возблагодарит Тебя Вифлеем, сподобившийся быть местом рождения Твоего. Да соплетет Тебе венец из вещаний Михеевых. Это пророчество есть сад, исполненный цветов. Да созовет оно пророков и царей насладиться венцом Его. В него приносят: Моисей - преобразования, Исаия - радостные тайны и притчи, благоухающие цветами.
Прославлять Меня будут уста славных, потому что восприяла Я Младенцем Того, Кто - Сын Сокровенного. Он явился и вознес Меня на горнюю высоту, чтобы со святыми на небесах и с Ангелами славословила Я Того, Кто славой Своей наполняет небеса, и они не могут вместить в себя величие Его, хотя Он умалил Себя и полагается в яслях".
Ефрем Сирин. Мария и Ева.
Сравним Марию и Еву. Обе непорочны, обе исполнены простоты, но одна соделалась виной нашей смерти, а Другая - виной нашей жизни. Ева отделила простоту от благоразумия и соделалась неразумной. Благорассудительная Мария благоразумие Свое соделала солью для Своей простоты. Невкусно слово простоты без благоразумия, безнадежно и ухищренное слово без простоты.
Ефрем Сирин. К монаху Иоанну.
А исповедующие, что Святая Дева есть Богородица, да не отрицаются Распятого за нас Бога. Ибо Рожденного Святой Девой распяли Иудеи. Если же Распятого за нас исповедуешь человеком, а не Богом в действительности, то Богородица, по твоему учению, уже не Богородица, а человекородица. Итак, не отвергай благодать Божию, ибо Рожденного Святой Богородицей распяли Иудеи. А мы исповедуем, что прежде веков неизреченно Рожденный от Отца, Бог от Бога, напоследок времен благоволил воплотиться от Духа Святаго. И от Святой Девы заимствовав Плоть и в ней приявшую жизнь единосущную и подобостраждущую нашей душе словесную душу, пострадал за нас Плотию. Поэтому припадаем и поклоняемся Честному Кресту, - ибо это Крест не простого человека, но Бога.
Ефрем Сирин. Толкования преподобного Ефрема Сирина на Четвероевангелие. Глава 1.
И для того, зачав шестью месяцами ранее, Елисавета таилась от Марии, пока члены младенца не были совершенны, дабы младенец, ликуя, взыграл перед своим Господом и через это сделался свидетелем для Марии. Взыграние же младенца во утробе матери не самим младенцем было произведено, и не потому произошло, что он был пяти месяцев, но чтобы открылась благодать в неплодной утробе, зачавшей его, и утроба Девы познала великую благодать своей сродницы, и мир уверовал, что дети их зачаты по гласу благовещения Гавриилова, который для обеих их был как бы насадителем. Итак, поскольку Иоанн, хотя и взыграл, (но) взывать и свидетельствовать о своем Господе не мог, матерь его начала говорить: "Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего" (Лк.1:42). В омертвелой утробе Господь наш уготовил вестника Себе, дабы показать, что Он пришел взыскать умершего Адама. Прежде оживотворил утробу Елисаветы, потом Своим телом оживотворил гроб Адама.
Ефрем Сирин. Толкования преподобного Ефрема Сирина на Четвероевангелие. Глава 2.
Именно: помышления тех, которые сомневались [в подлинном тексте после этих слов находится следующая вставка: "и сие говорит: "пройдет меч", то есть и ты усомнишься, – так как Мария думала, что Он – садовник". Нужно, впрочем, заметить, что и в рассказе о воскресении Христовом святой Ефрем смешивает Марию, Матерь Господа, с Марией Магдалиной]. Ибо, говорят, Мария дивилась и о рождестве, и о зачатии Его, и другим рассказывала, как зачала и почему родила, и некоторые, удивляясь слову Ее, укреплялись; но были и такие, которые сомневались в том.