Вопросы добра и зла. Выбора. Зло и Бог. Геена, ад, рай, шеол. Тьма. Небытие. Смерть. Вопросы посмертной участи. Частный суд. Воскресение. Блаженство. Описание ада. Конец времен.
Ефрем Сирин. Слово умилительное.
Да не будет для нас сладостным мирское попечение, чтобы не испытать нам горечи вечного огня и червя неусыпающего! Поэтому поплачем немного здесь, чтобы не плакать там, мучаясь вечно. Смотрите, никто да не будет нерадив, потому что пришествие Христово внезапно, как страшная молния.
Ефрем Сирин. Слово умилительное.
Поэтому они теперь радуются, а я сетую; они веселятся, а я плачу; они будут царствовать со Христом в бесконечные веки, а я с антихристом ввергаюсь в огнь вечный.
Ефрем Сирин. Слово подвижническое.
Если хочешь узнать сердечные помышления, обрати внимание на уста; от них узнаешь, о чем заботится и старается сердце, – о земном или о небесном, о духовном или о плотском, об удовольствии или о воздержании, о многостяжательности или о нестяжательности, о смиренномудрии или высокоумии, о любви или о ненависти. Из сокровищ сердца уста предлагают снеди приходящим, и то, чем занят язык, показывает, что любит сердце, – Христа, или что-либо из настоящего века. И невидимая душа по телесным действиям делается видимой, какова она – добра или зла, и хотя по природе добра, но превращается в злую по свободному произволению.
Ефрем Сирин. Слово подвижническое.
Итак, что мне делать в день испытания, когда Бог откроет все перед судилищем? Сам знаю, что буду там наказан, если здесь слезами не умилостивлю Судию. Поэтому-то не удерживает Он щедрот и во гневе, так как ожидает моего обращения. Ибо не хочет видеть, чтобы кто-нибудь горел в огне, но угодно Ему, чтобы все человеки вошли в жизнь.
Поэтому, уповая на щедроты Твои, Господи, Сын Божий, к Тебе припадаю, и Тебя умоляю: воззри и на меня, изведи душу мою из темницы беззаконий, и да воссияет луч света в моем разуме, пока не отошел я на Страшный, ожидающий меня Суд, на котором вовсе нет места покаянию в худых делах! Ибо вот занимает меня та и другая мысль, — и переселиться из тела, и более уже не грешить. Опять страх объемлет меня, бедного и нечестивого: как пойду неготовым и совершенно обнаженным — без покрова добродетелей?
Ефрем Сирин. О покаянии.
Прольем слезы, пока еще время принятия слез, чтобы, отойдя в тамошний век, не плакать бесполезно, ибо там ни во что не вменяются слезы.
……………..
Здесь утешение, там допрос; здесь терпение, там строгость; здесь снисхождение, там справедливость; здесь свобода, там суд; здесь безопасность, там теснота; здесь наслаждение, там мучения; здесь корыстолюбие, там наказание; здесь смех, там плач; здесь холодность, там казнь; здесь пренебрежение, там вечный огонь; здесь наряды, там червь неусыпающий; здесь надменность, там унижение; здесь хищения, там скрежет зубов; здесь все облито золотом, там тьма и мрак; здесь нерадение, там никому не прощаемые проступки.
Ефрем Сирин. О покаянии.
Если же не хочешь здесь отдать из многого немногое, там должен будешь, после многих истязаний, отдать весь свой долг.
Ефрем Сирин. О покаянии.
Многие святы, праведны и преподобны, совлеклись сего мира и дел его по доброму произволению свободы, и по благому упованию на заповеди Божии, убедились, что насладятся Божиими благами в раю сладости; ибо, возлюбив Христа, предпочли Его всему тленному, поэтому ежедневно ликуют в Боге, просвещаются во Христе, непрестанно радуясь в Духе Святом. Веселится о них Святая Троица, веселятся о них Ангелы и Архангелы, веселится о них рай сладости. Они подлинно достойны похвалы, славы, всегда блаженны. Ангелы и человеки ублажают их, потому что любовь Божию предпочли они целому миру. И святый, праведный, истинный Бог даровал им Царство Свое, и еще дал им большую славу вместе со святыми Ангелами всегда в радости взирать на Него.
Ефрем Сирин. О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы.
Увы, что мне делать с геенной огненной и с тьмой кромешной, где плач и скрежет зубом? Увы, что мне делать с тартаром и с нескончаемой мукой, с ядовитым и неусыпающим червем? Кто даст главе моей воду, и очесем моим источник слез; и плачуся день и ночь (Иер.9:1), чтобы умилостивить мне Бога, Которого прогневал я?
Ефрем Сирин. Блаженства.
20. Блажен, кто нашел дерзновение в оный страшный час разлучения, когда душа со страхом и болезнями расстается с телом, ибо приходят Ангелы взять душу, разлучить ее с телом и поставить пред Престолом бессмертного и страшного судилища.
Велик страх, братья, в час смерти, когда душа со страхом и сетованием исходит из тела, потому что в тот час разлучения предстают душе дела ее, добрые и худые, какие сделаны были ей днем и ночью. Ангелы со тщанием поспешают исторгнуть ее из тела, а душа, видя дела свои, боится выйти из тела. Душа грешника со страхом разлучается с телом и с трепетом идет, чтобы предстать бессмертному судилищу. Принуждаемая же выйти из тела, смотря на дела свои, говорит со страхом: "Дайте на один час сроку мне, чтобы выйти". Дела же ее, собравшись все вместе, отвечают душе: "Ты нас сделала, с тобою пойдем мы к Богу".
Ефрем Сирин. Слово о суде и об умилении.
Итак, вот уготованы Царство и жизнь, упокоение и радость, а также и вечное мучение во тьме кромешной. Пойдем, куда хочешь, на все дана свобода.
Ефрем Сирин. Поучительные слова к египетским монахам. Поучение 39.
Кто постоит перед страшным прещением Ангелов Божиих? Представим себе, что предавшие себя Христу и благоугодившие Ему в веке сем будут судить нас, как написано: Не весте ли яко святии мирови имут судити (1Кор.6:2). Ибо они, будучи подобострастными нам человеками в мире, благоугодили Богу, а мы, делая лукавое, прогневляем Бога.
Но, может быть, какой-нибудь двоедушный человек возразит и скажет: "Знает Господь, что бывает от немощи моей, и Он сострадателен к моей немощи". Увы, увы! Кто не будет плакать о сих людях? В деле Господнем извиняем (свое нерадение) немощью, а для ссор, для составления скопищ, для дел лукавых мы сильны? Для чего сам себя обманываешь, думая посмеваться Богу? Не сей худого, – и не пожнешь худого.
Ефрем Сирин. Поучительные слова к египетским монахам. Поучение 39.
Поелику поработил ты себя худому вожделению, то и навык (привык) таким неразумным делам. Для чего же так безжалостно злоупотребляешь своей жизнью? Для чего вредное душе твоей почитаешь полезным?
Ефрем Сирин. Поучительные слова к египетским монахам. Поучение 39.
Но Ангелы Божии дивились терпению последнего. Когда же обоих постигла кончина, бысть несену быти бедному Ангелы на лоно Авраамле, а богатый – ввергнут в мучение. И во аде возвед очи свои, сый в муках, узре Авраама издалеча, и Лазаря на лоне его. И той возглаш, рече: отче Аврааме, помилуй мя, и посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде, и остудит язык мой: яко стражду во пламени сем. Рече же Авраам: чадо, помяни, яко восприял еси благая в животе твоем, и Лазарь такожде злая: ныне же зде утешается, ты же страждеши. И над всеми сими между нами и вами пропасть велика утвердися, яко да хотящии прейти отсюду к вам, не возмогут, ни иже оттуду к нам преходят. Рече же: молю тя убо, отче, да поспеши его в дом отца моего: имам бо пять братии: яко да засвидетелствует им, да не и тии приидут на место сие мучения. Глагола ему Авраам: имут Моисеа и пророки: да послушают их. Он же рече: ни, отче Аврааме, но аще кто от мертвых идет к ним, покаются. Рече же ему: аще Моисеа и пророков не послушают, и аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры (Лк.16:23-31). Какую же пользу в тот час принесло богатому имение его и веселие, каким на вся дни веселился светло? Итак, постараемся, возлюбленные братья, избежать мучений, какие уготованы презрителям и грешникам прежде, нежели отданы мы на место мучений. Тогда горько будем плакать, не имея у себя ни утешителя, ни советника и, что всего хуже, от мучителей своих слыша: "Вы достойны наказаний, потому что сами себя довели до этого. В краткое время переходящего мира могли вы избежать Суда этого покаянием, но не радели, насладистеся, упитасте сердца ваша, аки в день заколения (Иак.5:5). Где наслаждения протекшего времени? Где прелесть его и смех? Вот, не миновалось ли все как тень, как тонкий пар, разогнанный бурей, как дым, рассеянный ветром? Итак, наслаждайтесь теперь, как сами пожелали, хотя и этим вы были недовольны. Но не только самих себя ввергли в пучину зол, а увлекли с собой и других. И тем не удовольствовались, что о собственной душе не радели, но и развратили души других. Какая добродетель, какая заповедь умилостивит за вас Бога?
Ефрем Сирин. Поучительные слова к египетским монахам. Поучение 39.
Теперь праведные увенчаны, а вы, грешники, отданы в геенну огненную. Теперь праведные как свет воссияли в Царстве Небесном, а вы, грешные, плачете в муках и скрежещете зубами, жалея, что время покаяния утратили в нерадении. Не сами ли вы отделили себя от праведных, возревновав делам грешных? А теперь они и вы отданы на мучение. Потому остается вам оплакивать мучения и казни, постигшие тех и других". Тогда и мы в глубоких воздыханиях воззовем с горьким плачем, говоря: Праведен еси, Господи, и прави суди Твои (Пс.118:137). Ибо когда были мы в мимотекущем веке, все это открыл Ты нам в Святых Писаниях, но мы не верили, и усомнилось сердце наше; теперь же все ясно видим своими очами. Горе нам, что погубили дни свои в великом нерадении!
Все это наперед зная, возлюбленные братья, постараемся избежать того стыда и наказания вечного, чтобы сподобиться нам радости праведных. Долго ли будем носить в себе похоти ветхого человека? Долго ли будем предавать ум свой суетным удовольствиям века сего?
Ефрем Сирин. Поучительные слова к египетским монахам. Поучение 41.
Во-первых, не сохранял ты правила монашеской жизни, не радел о Божией службе, любил ходить путями кривыми и возлюбил паче высокоумие; уничижал старших себя; не любил воздержания, возлюбил же паче многоядение; не любил бдения, возлюбил ненасытный сон; не любил чистоты, возлюбил же паче осквернение; не любил кротости и смиренномудрия, возлюбил же паче гордыню; не любил покорности, возлюбил же паче непокорность; не возненавидел раздражительности и гнева, возлюбил же паче козни и памятозлобие; не любил безмолвия и молитвы, возлюбил же паче вопли и клятву; не хранил степенности и благоговения, возлюбил же паче пустословие с смехотворами; не любил молчания и прямоты, возлюбил же паче многословие и пересуды! Не любил с сокрушением стоять на молитве, возлюбил же паче парение ума; не любил нестяжательности, возлюбил же паче сребролюбие; не любил подвижничества и труженичества, возлюбил же паче роскошь и забавы; не любил делать своими руками, возлюбил же паче скитание; не любил братолюбия, возлюбил же паче радоваться, совращая на худое; не любил сострадательности к угнетенным, возлюбил же паче быть жестоким и несострадательным; не любил потерпеть ради Господа смерть и укоризну, возлюбил же паче первоседение (председательствование) и пустые похвалы; не сохранил страха Божия и любви Божией, возлюбил же паче небоязненность и братоненавистничество. И что еще сказать? Возненавидел небесное, возлюбил земное, а сам винишь монашескую жизнь?
Ефрем Сирин. Поучительные слова к египетским монахам. Поучение 41.
Возненавидим дела мирские, все это останется здесь и не избавит нас во время нужды, когда, и раскаиваясь, не получим мы оттого пользы, когда будем молить об отпущении грехов, а не будет Разрешающего. Увы, увы, как страшен час смертный, когда душа разлучается с телом! Тогда будут сопутствовать не отец сыну, не матерь дочери, не жена мужу, не брат брату, но только дела каждого, и что он сделал доброго или худого. Поэтому пошлем пред собой дела добрые, чтобы, когда сами пойдем, они приняли нас во град святых.
Ефрем Сирин. Поучительные слова к египетским монахам. Поучение 48.
Вспомним о неумолимом Божием судилище, о вечном Суде и о немощной своей природе. Что меньше комара? И его угроз не можем мы стерпеть! Что ж будем делать с ядовитым и неусыпающим червем? При наступлении вечера говорят: "Зажги светильник, потому что темно". Что же будем делать с той мрачной и непроницаемой тьмой? Если кого опалят лучи солнечные, бежит он под тень. Что же будем делать с неугасимой огненной геенной? – С видимого в сем веке, возлюбленные, возьмем образец будущего Суда. Если сделает кто что-нибудь худое, и будет это познано, и князь века сего отошлет его в тюрьму, то в каком стыде, в какой скорби будет душа?
Ефрем Сирин. Поучительные слова к египетским монахам. Поучение 48.
А если пренебрегаешь, то попробуй еще здесь испытать себя: можешь ли снести жестокость огня и мучение? Зажги светильник и приложи конец перста, – если в состоянии будешь вынести эту боль, то, может быть, и там сможешь помочь себе. Если же, когда все тело вне огня, не можешь выносить боли одного малого члена, что будешь делать, когда все тело, вместе с душой, ввергнуто будет в геенну огненную?
Ефрем Сирин. Слово на Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Все ли же пойдут в одну муку или мучения различны? – Разные есть роды мучений, как слышали мы в Евангелии. Есть тма кромешняя (Мф.8:12), а из этого видно, что есть и другая тьма – глубочайшая; геенна огненная (Мф.5:22) – иное место мучения; скрежет зубом (Мф.13:42) – также особое место; червь неусыпающий (Мк.9:48) – в другом месте; езеро огненное (Апок.19:20) – опять иное место; тартар – также свое место; огнь неугасающий (Мк.9:43) – особая страна; преисподняя (Флп.2:10) и пагуба (Мф.7:13) – на своих местах; долнейшыя страны земли (Еф.4:9) – вновь другое место; ад, где пребывают грешники, и дно адово – самое мучительное место. На эти-то мучения распределены будут несчастные, каждый по мере грехов своих, или более тяжких, или более сносных, по написанному: пшеницами же своих, грехов кийждо затязается (Притч.5:22). То же значит и сказанное: биен будет много ...и биен будет мало (Лк.12:47-48). Как есть различия наказаний здесь, так и в будущем веке. Живущие во вражде между собой, если случится им в таком состоянии переселиться из тела, в час Суда найдут себе неумолимое осуждение и как ненавистные будут посланы в кромешный огонь и нескончаемую тьму, потому что пренебрегли легкую заповедь Господню, которая гласит: любите друг друга (Ин.15:17), – и отпущайте до семьдесят крат седмирицею (Мф.18:22).
Ефрем Сирин. Слово на Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Иные, подобно плевелам, будут связаны на сожжение в печи огненной (Мф.13:42). Как много способов спасения, так много и обителей в Царстве Небесном; а как много видов греха и греховных дел, так много и родов мучения.
Ефрем Сирин. Слово на Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Тогда разлучены будут родители с детьми, друзья с друзьями; печально, когда разлучатся супруги, которые не соблюли ложа своего неоскверненным. Отлучены тогда будут девственники по телу, но немилосердые и жестокие нравом;
Ефрем Сирин. Слово на Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Затем они приблизятся к описанным мучениям и там будут рассеяны и рассредоточены.
Тогда-то увидят, что они совершенно оставлены, что всякая надежда для них погибла, и никто не может помочь им, или ходатайствовать за них, потому что праведен Суд Божий.
Ефрем Сирин. Слово на Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Что же никто из всех них не может спасти нас, и сами себе мы не в состоянии уже помочь, но совершенно оставлены и Богом, и святыми? Что будем делать? Нет уж времени для покаяния, не сильно уже наше бывшее имение, нет пользы от слез, не видно уже нищих и убогих, продающих елей, потому что торжище кончилось! Когда были у нас время и возможность, когда продающие со слезами взывали: "Покупайте", – тогда, затыкая уши свои, не слушали мы и не покупали, а теперь ищем и не находим. Нет уже избавления нам, бедным, не получим уже милости, потому что недостойны. Праведен Суд Божий! Не увидим уже святых чинов, не узрим истинного света, от всех мы осиротели. Что же сказать нам, наконец? Спасите нас, все праведные! Спасите, апостолы, пророки и мученики! Спаси, лик патриархов! Спаси, чин монашествующих! Спаси, Честный и Животворящий Крест! Спаси, Царство Небесное! Спаси, горний Иерусалим, матерь первородных! Спаси, Рай сладости! Спаси и ты, Владычица Богородица, Матерь Человеколюбца Бога! Спасите, отцы и матери, сыны и дщери! Не увидим уже никого из вас!" И каждый отходит на место мучения, какое уготовал себе злыми делами своими, идеже червь их не умирает, и огнь не угасает (Мк.9:48).
Ефрем Сирин. Слово о всеобщем Воскресении, о покаянии и любви, о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа.
Ибо грядет Он увенчать подвизавшихся во бдениях, молитвах и псалмопениях. Грядет ублажать плакавших о своих грехопадениях, возвеселить милостивых, возвысить обнищавших ради имени Его, не любивших мира и всего, что в мире, но все оставивших и последовавших Ему Единому; грядет не с земли уже, но с неба, подобно страшной молнии.
Ефрем Сирин. Слово о всеобщем Воскресении, о покаянии и любви, о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа.
Тогда увидим бесчисленные Ангельские Силы, со страхом стоящие окрест. Тогда дела каждого по порядку будут прочтены и объявлены пред Ангелами и человеками.
Ефрем Сирин. Слово о всеобщем Воскресении, о покаянии и любви, о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа.
Тогда скажет и сущим ощуюю: "Идите от Меня все проклятые в огонь кромешный. Идите от Меня ненавистники, немилосердые, братоненавистники, христоненавистники. Вы не миловали, и не будете помилованы; вы не слушали пречистых Моих Евангелий и блаженных Моих учеников, и Я не услышу плача вашего. Вы роскошествовали на земле, насладились благами в жизни своей. Там ежедневно Я взывал через Писания, и вы, слыша, насмехались над читающими. И теперь говорю: "Не вем вас. Идите от Меня проклятые в Огонь кромешный и вечный, уготованный диаволу и ангелам его". Тогда пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную".
Христолюбцы вопросили: "На одинаковое ли мучение пойдут все, или мучения различны?"
Учитель говорит: "Различны мучения, как слышали вы в Евангелии. Посему тьма кромешная – в особой стране; геенна огненная – иное место; скрежет зубом – особое место; червь неусыпающий – в еще одном месте; озеро огненное – вновь иное место; тартар – особое место; огонь неугасимый – в особой стране; река огненная – в ином месте. На эти мучения распределены будут несчастные, каждый по мере грехопадений своих. И как есть различие в грехах, так различны и мучения".
Ефрем Сирин. Слово о всеобщем Воскресении, о покаянии и любви, о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа.
Которые имеют вражду друг на друга и прилучится им переселиться из жизни, те найдут себе неумолимое осуждение и как ненавистные посланы будут во тьму кромешную, – ибо возненавидели Христа, сказавшего: любите друг друга, и прощайте друг другу.
Ефрем Сирин. Слово о всеобщем Воскресении, о покаянии и любви, о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа.
Но не стану говорить о прочем, потому что страх объемлет меня при моем повествовании. Тогда, наконец, изгоняемые, понуждаемые и бичуемые свирепыми Ангелами, побегут, скрежеща зубами и все чаще и чаще обращаясь назад, чтобы видеть праведных, с которыми разлучены. И, увидев ту радость и тот свет, с которыми разлучены, горько станут плакать, и, наконец, сокроются, потеряв возможность видеть что-либо позади себя. И приблизятся к самому страшному месту, где опять будут рассеяны и распределены на все роды мук. Тогда, видя, что приговор решителен, что нет за них ходатая и не будет помилования, чтобы возвратиться им назад, с горьким рыданием скажут: "О, как насмеялся над нами суетный мир!
Ефрем Сирин. Слово на Пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово.
Потому-то Пречистый Владыка за нечестие людей попустил, чтобы мир был искушен духом лести, ибо так восхотели человеки – отступить от Бога и возлюбить лукавого.
Ефрем Сирин. Слово на Пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово.
Велик подвиг, братья, в те времена, особенно для верных, когда самим змием с великой властью совершаемы будут знамения и чудеса, когда в страшных призраках покажет он себя подобным Богу, будет летать по воздуху, а все бесы, подобно Ангелам, вознесутся перед мучителем. Он с крепостью (силой) возопиет, изменяя свой вид и безмерно устрашая всех людей. Кто тогда, братья, окажется огражденным, непоколебимым, имеющим в душе верный знак – святое пришествие Единородного Сына, Бога нашего, когда увидит ту неизреченную скорбь, отовсюду приходящую на всякую душу? Совершенно ниоткуда не будет у нее ни на земле, ни на море ни утешения, ни покоя. Он увидит, что весь мир в смятении, что каждый бежит укрыться в горах, одни умирают от голода, другие истаивают как воск от жажды, и нет милующего; увидит, что всякое лицо проливает слезы и с сильным желанием спрашивает: "Есть ли где на земле Слово Божие?"
Ефрем Сирин. Слово на Пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово.
Но прежде, нежели будет это, Господь по милосердию Своему пошлет Илию Фесвитянина и Еноха, чтобы они возвестили человеческому роду богочестие, дерзновенно проповедали всем благоведение, научили не верить мучителю из страха, вопия и говоря: "Это лесть, о человеки! Никто да не верит ей нисколько, никто да не повинуется богоборцу, никто из вас да не приходит в страх, потому что он скоро будет приведен в бездействие. Вот, святой Господь идет с неба судить всех, поверивших знамениям его". Впрочем, немногие тогда захотят послушать и поверить этой проповеди пророков. Спаситель же сделает это, чтобы показать неизреченное Свое человеколюбие, ибо и тогда не оставит род человеческий без проповеди, да не будут все безответными на Суде.
Ефрем Сирин. Слово на Пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово.
потому что все уклонились от Святого Бога и поверили лести, приняв на себя, вместо Животворящего Спасителева Креста начертание скверного и богоборного. Восплачут земля и море, потому что в устах человеческих прекратится вдруг глас псалма и молитвы; восплачут великим плачем все церкви Христовы, потому что не будет священнослужения и приношения.
Ефрем Сирин. Слово на Пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово.
По исполнении же трех с половиной лет власти и действий нечистого, когда исполнятся соблазны всей земли, придет, наконец, Господь, подобно молнии, блещущей с неба. Придет Святый, Пречистый, страшный и славный Бог наш, с несравненной славой, в предшествии его славе чинов Ангельских и Архангельских. Все же они – пламень огненный и река, в страшном клокотании полная огня. Будут здесь Херувимы с поникшими долу очами и Серафимы, летающие и закрывающие лица и ноги крылами огненными и с трепетом взывающие: "Восстаньте почившие! Се, пришел Жених!" Отверзутся же гробы, и во мгновение ока пробудятся все колена и воззрят на святую лепоту Жениха. И тьмы тем, и тысячи тысяч Ангелов и Архангелов, бесчисленные воинства возрадуются великой радостью; святые и праведные, и все, не принявшие печати змия и нечестивца, возвеселятся. Мучитель со всеми демонами, связанный Ангелами, а также и все, принявшие печать его, все нечестивые и грешники связанные будут приведены пред судилище. И Царь даст на них приговор вечного осуждения в огнь неугасимый. Все же непринявшие печати антихристовой и все скрывавшиеся в пещерах возвеселятся с Женихом в вечном и небесном чертоге со всеми святыми в беспредельные века веков. Аминь.
Ефрем Сирин. Слово на Честный и Животворящий Крест и на Второе Пришествие Господа, а также о любви и милостыне.
Если ужасают нас такие маловажные явления, то как стерпим голос трубы, трубящий с небес звучнее всякого грома и пробуждающий всех, почивших от века, – и праведных, и неправедных. Тогда кости рода человеческого во аде, услышав глас трубы, потекут со тщанием (спешно двинутся), и каждая будет отыскивать свой состав. Когда увидим, что восстает все человеческое естество (мир людской), каждый с места своего, и все будут от концов земли собраны перед судилищем, – кто вынесет тот страх и трепет? Великий Царь, имеющий власть над всякой плотью, повелит, и тотчас отдадут и земля своих умерших, и ад – своих мертвецов. И что растерзал зверь, истнила рыба, расхитила птица, – все предстанет как бы в мгновенье ока, и не погибнет ни один волос. О, как перенесем мы, братья, когда увидим огненную реку, которая, подобно свирепому морю, поедает горы и холмы, сжигает всю вселенную и все дела в ней? Тогда, возлюбленные, от огня того реки иссякнут, источники исчезнут, море высохнет, звезды спадут с неба, солнце померкнет, луна превратится в кровь, небо свиется как свиток. Когда увидим, братья, посланных Ангелов, которые текут со тщанием, и от краев неба до краев его собирают избранных рабов Божиих, когда увидим, по обетованию Господнему, небо ново и землю новую, – как перенесем это, христолюбцы? Когда увидим уготованный страшный Престол, когда увидим Сына Человеческого, явившегося на небе, и Животворящий Крест, озаряющий концы земные, когда все увидят на высоте явившийся Царский Его скипетр, – тогда каждый узнает, что вслед за этим явится Царь царствующих.
Ефрем Сирин. Слово на Честный и Животворящий Крест и на Второе Пришествие Господа, а также о любви и милостыне.
Объявляю же вам, братья мои, и о различии мучений, как слышали мы в Евангелии. Итак, есть тма кромешняя (Мф.25:30); отсюда видно, что есть и внутренняя. Геена огненная (Мф.5:22) – иное место; скрежет зубом (Мф.13:42) – особое; червь неусыпающий (Мк.9:48) – иное место; езеро огненное (Апок.19:20) – вновь другое; огнь неугасающий (Мк.9:43) – особая страна; река огненная – особый удел. На эти мучения распределены будут несчастные, каждый по мере грехопадений своих. И как есть разности во грехах, так есть разности в мучениях, то есть иначе мучится прелюбодей, иначе – блудник, иначе – убийца, иначе – вор и пьяница. А которые осквернили себя ересью, те услышат: да возмется нечестивый, да не видит славы Господни (Ис.26:10).
Ефрем Сирин. Слово на Честный и Животворящий Крест и на Второе Пришествие Господа, а также о любви и милостыне.
Тогда разлучены будут епископы с епископами, пресвитеры – с пресвитерами; тогда разлучены будут жалкой той разлукой иереи с иереями, диаконы – с диаконами, иподиаконы и чтецы – с подобными им; тогда разлучены будут некогда царствовавшие и восплачут как младенцы, и уподобятся четвероногим; тогда воздохнут властители, посмотрят туда и сюда и не найдут помощника, потому что и золота не будет там, и льстецы не стоят перед ними. Тогда разлучены будут жившие в нерадении монахи, хотя и возненавидевшие мир, но думавшие о мирском. Тогда разлучены будут родители с детьми, отец и сын, матерь и дочь, друзья с друзьями, родные с родными. Тогда разлучены будут жалкие супруги, не сохранившие ложа нескверным. Но многое в описании прейду молчанием, – страх удерживает меня от повествования о том. Тогда изгоняемых будут бить и толкать немилостивые Ангелы, а они, часто обращая взоры назад, станут скрежетать зубами и приблизятся к тому страшному месту, где опять разлучатся на мучения всякого рода. Тогда, видя решительный приговор себе и то, что никто за них не ходатайствует, нет им ни послабления, ни надежды возвратиться назад
Ефрем Сирин. О блаженных обителях.
Как лучами солнца чувственного наслаждается всякий, по мере чистоты зрительной силы и впечатления, и как от одного светильника, освещающего один дом, каждый луч бывает различен, между тем как свет не делится на многие светильники: так в будущий век все праведные водворяются нераздельно, в единой радости. Но каждый в своей мере озаряется единым мысленным Солнцем, и по степени достоинства почерпает радость и веселие, как бы в одном воздухе и месте, седалище, созерцании и образе. И никто не видит меры и высшего и низшего, чтобы, смотря на превосходящую благодать другого и на свое лишение, не иметь в этом для себя причины к скорби и беспокойству. Да не будет сего там, где нет ни печали, ни воздыхания, но всякий, по данной ему благодати, в своей мере веселится внутренно, а по внешности у всех одно созерцание и одна радость! Кроме сих двух чинов нет иного посредствующего чина, разумею же один чин горний, а другой дольний; средина же их - сие разнообразие в различии воздаяний.
Ефрем Сирин. О покаянии и терпении.
Слышали вы, думаю, что уготованы нам геенна, и огонь неугасимый, и скрежет зубов, и тьма кромешная, а также червь, пламенеющая огнем и стремительно текущая пред лицом Судии страшная река, какой угрожает нам Человеколюбец, если не сохраним заповедей Божиих, если наперед не зальем пламени слезами, если не угасим геенны покаянием, если не умертвим червя целомудрием, если не умолим непогрешительного Судию, пока мы в этой еще жизни, если не предупредим тамошнего Судию исповеданием в настоящем мире, если не покажем такого раскаяния, которое одно может умилостивить Судию.
Бог не нам, но диаволу и аггелам его назначил мучения; мы же сами великими своими пороками делаем себя наследниками страшных тех мук.
Ефрем Сирин. Вопросы и ответы.
Один припадок горячки прекратит твои играния и скакания, один час разлучит тебя с ликующими, одна ночь - и увянут плоти твои, изнемогут ноги, померкнут очи, умолкнет язык, оскудеет у тебя бесчинный голос, умножатся твои стенания, потекут у тебя слезы, и никто не будет в состоянии помочь тебе, но все, оставив тебя, пойдут каждый по себе, и никто не будет стоять подле тебя, кроме невидимых бесов, которым ты услуживал. Грозный же Ангел, стоя вдали, будет выжидать Владычного мановения, чтобы исхитив жалкую душу твою, отнести ее в уготованное ей место, чтобы пожала она посеянное ей там, где возделываются в обилии и избыточествуют плач, и сетование, и рыдание, и воздыхание, и скорбь, и теснота, и скрежет зубов, и горе. Там померкнут очи упивавшихся, там иссохнут руки пляшущих, там будут мучиться и стенать пьющие вино с гуслями и свирелями. Там восплачут и поскрежещут зубами блудники и прелюбодеи, тати, прорицатели, отравители, волхвы, ворожеи, составители чародейных надписей и все, шедшие широким и пространным путем.
Ефрем Сирин. О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве.
Верующие же употребляют ее в пособие и врачевство от постыдных страстей. Итак, все мы уверены, что верующие и неверующие умрут, но не все веруют, что есть по смерти Суд. Праведные, всегда имея его пред очами, по слову сказавшего: И яко же лежит человеком единою умрети, потом же Суд (Евр.9: 27), - днем и ночью воссылают молитвы и прошения к Богу, чтобы избавиться геенны огненной и прочих мук и сподобиться ликостояния со святыми Ангелами. Но у нечестивых и грешных бывает одно только простое памятование о смерти. О том, что будет по смерти, они не заботятся; сетуют же только об утрате приятностей жизни и о разлуке с ними. А если кому из них придет мысль о смерти, которая беспокоит праведных, то первая скорбь уступит место второй, ибо такой человек не будет единомыслен с рассуждающими: Да ямы и пием, утре бо умрем (1Кор.15:32).
Ефрем Сирин. Об утверждающих, что нет воскресения.
Но бежать невозможно, потому что уводящие держат его крепко связанным. Тогда удерживающие его ангелы скажут ему: "Отчего приходишь в робость, жалкий? Что возмущает, что печалит тебя? Чего боишься, бедный? Чего трепещешь, несчастный? Сам ты уготовал себе место это. Пожни, что посеял. Слышал ты о страшных мучениях и, насмехаясь, говорил: "Где мир, там и я", - а теперь трепещешь? Ты не один - не унывай. Где целый мир, там и ты". С принуждением и нехотя вступив в место то, жестоко мучимый, начинает жалобно взывать и умолять представивших его на Суд, чтобы получить хотя малую ослабу. И отвечают ему: "О чем вопиешь? Не лучше ты мира; где целый мир, там и ты, как сам говорил". И тогда, из глубины сердца воздохнув, скажет: "Какую пользу принес мне целый мир? Увы, я обманут и поруган! Праведен Суд Божий. Теперь узнал я, несчастный, что еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет: и какое бремя сам свяжет, такое и понесет (Гал.6:7,5). Увы, слышал я и не принимал! Видел, что многие подвизаются, пребывают в бдении, постятся, подают милостыню, - и всех злословил, всех осмеивал! Видел, что многие плачут и проливают слезы, - и над всеми насмехался. Увы, я поруган! Лучше было бы мне сто лет плакать, рыдать, поститься, есть камни, нежели прийти в это место мучения. Кто даст три дня на покаяние из того века, в котором я, бедный, худо расточил время? Но торжище кончилось, и нет более времени покаяния". Так будут говорить в муках те, которые здесь насмехаются над Священным Писанием.
Ефрем Сирин. О покаянии.
Посему как же будут праведные по плоти жить на земле тысячу лет? Да и блаженный апостол Петр говорит, что все на земле и на небе будет кончено огнем (2Пет.3:10). Посему как же воспользоваться земным наслаждением? Нам обещаны новые небеса и новая земля (Ис.65:17). Ужели же воскресшие святые не будут иметь ничего большего? Павел сказал, что обветшавающее и состаревающееся близ есть нетления (Евр.8:13). Ужели уничтожатся обетования, данные праведным, если и они будут пользоваться временным? Владыка не говорил о двоякой кончине мира, так что по истечении тысячи лет опять будет кончина. Иоанн в Откровении не сказал о временном употреблении плодов Божиих, показывая, что наслаждение ими будет вечное. Как же некоторые думают, что по истечении тысячи лет опять будет скончание земного состояния? Неправда. Но согласно с Иоанном Давид, а с Моисеем Иоанн говорят о древах, которые своими листьями приносят исцеление и плодами – жизнь вечную. Потому не рай ли мысленный и духовный есть место вечного наслаждения? Ибо такой рай не будет иметь конца; в нем все пребывает непоколебимым.
Ефрем Сирин. О покаянии.
Наименовал же первое и второе воскресение потому, что два чина святых в двух Заветах, и тем хочет показать, что святые новозаветные восстанут в первом достоинстве, а святые ветхозаветные – во втором; между тем как воскресение будет одно и совершится в одно и то же время, как и Павел сказал: вострубит бо, и вси мертвии восстанут (1Кор.15: 52). А что два чина наименовал первым и вторым воскресением, подтверждает сие Апостол: ...начаток Христос, потом же Христу веровавший... таже кончина (1Кор.15:23-24). Так же, что одно и в одно время будет общее всех воскресение, опять говорит о сем Павел: яко Сам Христос в повелении, во гласе Архангелове... снидет с небесе... и в трубе, то и сказал посему: мы живущии. Почему же святые именуются живыми? Потому что Христос сказал: идут сии... в живот вечный (Мф.25:46), и потому что для праведных есть достоинство именоваться живыми.
Ефрем Сирин. О покаянии.
Кто небрежет о Боге, чтобы благоугодить Богу, тому нет покаяния. Кто знает, что зло пагубно, и не перестает делать оное, тот не прощен будет по смерти, потому что служил греху. На суде нет покаяния, потому что дело Судии не прощать, но произносить суд о поступках, в которых признаются. На суде последует определение; и как возможно приносить покаяние в воскресение?
Ефрем Сирин. Слово о братиях, почивших о Христе.
"Безмолвствуйте, и не тревожьте больше лежащего, прекратите шум, молчите, не говорите с ним больше, не делайте восклицаний, чтобы не смущать и не приводить его в смятение. Молитесь, чтобы с миром отошла душа его, просите, чтобы дано ему было место упокоения; припадите с молением, чтобы иметь ему человеколюбивых Ангелов; припадите с молением, чтобы обрести ему Судию снисходительным; воскурите благоухание, потому что видит он Ангельское явление; молитесь, потому что в великом он теперь борении. Наблюдайте сами над этим, и молитесь. Смотрите внимательно и не забывайте этого таинства; напрягайте взоры, и сами позаботьтесь о часе сем".
Ефрем Сирин. Слово о братиях, почивших о Христе.
и всякую плоть призовет на Страшный оный Суд, где нет ни малого, ни большого, ни раба, ни свободного, где нет ни царя, ни подданного, но все равно подсудны, все узники, все обнажены, всеми оставлены, все трепещут, плачут, смущены, мучаются, озабочены, что сказать каждому, чем оправдаться перед Судией в том, что сделано худого. Где там величавость царей? Где высокомерие мучителей? Где гордыня неразумных? Где изнеженность юности? Где нарядность одежд? Где предстоящие и сопровождающие рабы? Где убранные дщери? Где золото? Где серебро? Где златоуздые кони? Где благовонные мази? Где курения? Где благоухания? Где суетные траты? Где забавы? Где роскошь? Где пиршества днем и ночью? Где пьющие вино и роскошествующие при тимпанах и плясках, но небрегущие о Боге и о нищих? Ничего такого нет там, но горькое: увы! увы!
Ефрем Сирин. На слова, сказанные господом: В мире скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным.
А геенной и прочими мучениями угрожает Он не напрасно, но только тем, которые преступают Его заповеди, поработились плотскими страстями и делают всякое диавольское дело, свергли с себя страх Божий, и нисколько не ожидают будущего. Таковые будут преданы мучениям. Поэтому, как же мы избежим огня вечного, тьмы кромешной, скрежета зубов, червя неусыпающего и всех прочих объявленных нам мучений, иждивая дни свои в покое, в роскоши, в лености, в расслаблении, в нерадении, и соизволяя на неуместные, суетные, нечистые и гнусные помыслы? Как избежим вечного плача, проводя все время жизни своей во всегдашнем смехе и в равнодушии?
Ефрем Сирин. Слово о суете жизни и о покаянии.
Судилище, где трепещут Ангелы, где поставлены страшные Престолы, где читаются Книги деяний, где река неугасимого огня, где немилосердный червь, где непроницаемая светом тьма, где хладный тартар, где неумолкающее сетование и скрежет зубов, где непрестанные слезы, где немолчные воздыхания, где безутешный плач, где место не смеху, но рыданию, где место не восклицаниям, но трепету, где место не радованию, но воздыханиям, где место не забав, но Суда.
Ефрем Сирин. Слово о суете жизни и о покаянии.
Где будут в оный час неверующие мучениям и ведущие себя, как бессмертные? Где будут рассуждающие: да ямы и пием, утре бо умрем (1Кор.15:32). Где будут говорящие: "Дай мне сегодня, а возьми себе завтра"? Где рассуждающие: "Насладимся здешним, а что до тамошнего, увидим еще"? Где рассуждающие: "Бог Человеколюбив и не наказывает согрешающих"?
Ефрем Сирин. Различные виды Божия Промысла.
Все от Бога, - и благое, и скорбное, и недостойное; но одно - по благоволению, другое - по домостроительству, третье - по попущению. И по благоволению, - когда живем добродетельно, ибо угодно Богу, чтобы проводили мы жизнь безгрешную, жили добродетельно и благочестиво. По домостроительству, - когда, впадая в ошибки и погрешая, бываем вразумляемы; по попущению же, - когда и вразумляемые не обращаемся. Бог благоволил, чтобы человек спасся, как и Ангелы взывали, говоря: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк.2:14). Опять домостроительно Бог вразумляет нас согрешающих, чтобы не были мы с миром осуждены, как говорит апостол: Судими же, от Бога наказуемся, да не с миром осудимся (1Кор.11:32). И несть зло во граде, еже Господь не сотвори (Ам.3:6), таковы: голод, язвы, болезни, поражения, брани; ибо все это служит к очищению от греха тех, которые или не хотят жить без греха, или вразумляемые не обращаются, но пребывают во грехе, как написано: ослепи Бог очи их и окаменил есть сердца их (Ин.12:40); и: предаде их... в неискусен ум, то есть попустил их свободе творити неподобная (Рим.1: 28); также: ожесточая ожесточу сердце фараоново (Ис.4:21), то есть попущу ожесточиться за непокорность его.
Ефрем Сирин. О свободе нашей и о том, что человек создан свободным.
Бог создал человека свободным, почтив его умом и мудростью и положив пред очами его жизнь и смерть, так что если пожелает по свободе идти путем жизни, то будет жить вечно; если же по злому произволению пойдет путем смерти, то вечно будет мучиться.
Ефрем Сирин. О Страхе Божием и о Последнем Суде.
Если праведные едва могут остаться живыми среди ужасов Суда, то куда низринутся нечестивые и грешные? И пламенные Серафимы не отваживаются умолять о помиловании при виде огненного прещения (угрозы), но стоят в страхе и трепете и безмолвствуют, как мертвые. И святые не просят о пощаде, потому что восходит дым гнева Его, и содрогаются они от опасения сгореть вместе с грешными. Когда Царь во гневе совершает суд над врагами Своими, тогда гнев Его на злых угрожает и тем, которые стали бы за них умолять Его о милосердии.
Ефрем Сирин. О Страхе Божием и о Последнем Суде.
Но горе злым и нечестивым! Они, в наказание за дела свои, будут мучимы с сатаной.
Ефрем Сирин. О Страхе Божием и о Последнем Суде.
Кто не преломлял хлеба своего с алчущим, не успокаивал томящегося в нужде, тот будет вопиять мучимый, и никто не услышит, и не упокоит его.
Кто при богатстве своем жил сластолюбиво и роскошно, а не отворял двери своей нуждающимся, тот в пламени будет просить себе капли воды, и никто не подаст ему.
Кто осквернял уста свои злословием и язык свой хулами, тот погрязнет в зловонной тине и лишен будет возможности отверзть уста.
Кто грабил и угнетал других, и дом свой обогащал неправедным достоянием, того повлекут к себе немилосердые демоны, и его жребием будут воздыхание и скрежет зубов.
Кого распаляла здесь постыдная похоть сладострастия и прелюбодейства, тот вместе с сатаной будет вечно гореть в геенне. Кто преступал запрещение иереев и попирал повеление Самого Бога, тот подвергнется самому тяжкому и ужаснейшему из всех мучению.
Ефрем Сирин. О покаянии. 18.
Пробудившись, стали они ударять в двери, но никто не отверз им. Величественный чертог Царствия отверст, он обширен и вместителен для возлежащих. Тесна область геенны; нет в ней простора, вся она наполнена телами нечестивых. У одних нет недостатка в блаженстве, а у других в сетовании и воздыханиях, потому что Судия правосуден, и нет места щедротам для не сделавших ничего доброго.
Ефрем Сирин. Надгробные песнопения. На кончину епископа.
"Вот, опустели дома мои; в них плачут сыны мои. И кто не будет плакать? Жизнь удалилась, пришла смерть, и я остаюсь бесплодной вдовой. Не препятствуй (смерть) теперь мне приблизиться к ложу его, пока не сошел он в шеол (ад), и не лишилась я лицезрения его".
Ефрем Сирин. Надгробные песнопения. Размышление о Воскресении и о Суде.
Слышал я, что есть воскресение, видел, что в шеоле остаются не навсегда; видел и слышал, братия, что по воскресении будет Суд. Содрогнулся я, и ужас объял меня, когда воспомянул вины и грехи свои. Если постигнет меня Суд, то лучше бы мне было не появляться в мире.
Если искусит меня огнь, что делать мне, сену? Если и здешняя жизнь прискорбна, а там - Страшный Суд, то какая мне польза от жизни, что постигнет меня по воскресении? Если Судия правосуден, то нет у Него лицеприятия к злым.
Ефрем Сирин. Надгробные песнопения. Размышление о Воскресении и о Суде.
Если воскресну на мучение, то оставлен буду в шеоле.
Ефрем Сирин. Надгробные песнопения. Размышление о Воскресении и о Суде.
Не одинаковы роды геенских мучений: одних ввергают в преисподнюю, других отводят во тьму. Иные остаются вне врат; другие осуждаются собственной своей совестью; одни ввергаются в узы, другие горят в пламени. У одних связаны руки, другие скованы по ногам; одних пожирает червь, другие гибнут в глубине бездны; иных не приемлет Отец, других не исповедует Сын.
Если к таковым буду и я причтен, то прокляты богатство и покой! Если в числе таковых буду и я, то прокляты власть и почести!
Ефрем Сирин. Надгробные песнопения. Торжественная песнь на кончину праведников.
Ради человеков снизошла благодать Его в обитель праведных, чтобы всем разделить спасительные дары Его, какие сообщает Он рабам Своим. На путь жизни привела любовь Его таинников (избранных) Своих. Святые достигли обетовании среди обуреваний плоти. Блюли они истину, хранили порядок, исполняли должное и во имя истины упокоились в пристани от житейских коловратностей (водоворота жизни).
Вослед их текла глумящаяся (задумчивая) мысль моя, и увидел я смерть, которая давно уже умерщвлена и стала как бы ничто. И сказал я ей: "Где твое жало, всепожирающая? Вот, и память твоя исчезла среди смертных!"
Смерть молча отвечала вопросившему ее: "Оставайтесь с миром, смертные; владычество мое кончилось. Адамов грех породил смерть в сынах человеческих, а теперь естество смертных оправдано, и смерть умерщвлена".
Ефрем Сирин. Надгробные песнопения. Торжественная песнь на кончину праведников.
Знаю из закона, уверили меня в том заповеди, что раб, который знает, что предписывает ему воля Господа его, и не соображается (не соотносит себя) с Его волей, не делает, что Ему угодно, должен ожидать наказаний, мучений и необычайно жестоких ран.
Ефрем Сирин. О памятовании смерти.
Смерть приклоняет ухо свое, подслушивает, где думаем провести лето и где зиму, и налагает на нас хищническую свою руку. Блажен, кто помышляет о том, что он смертен!
У брата с братом сомкнуты руки; внезапно проходит между ними смерть, - и вот оторван член от члена, одна часть разлучена с другой. Блажен, кто отлучился ко Господу нашему!
Смерть и у сильных отъемлет жизнь, склоняет к земле и в содрогание приводит состав их, у дверей дома готовит им смиренный гроб, в шеоле слагает мощные кости их. Благословен, кто посрамил ее костями Елисея!
Приходит смерть и похищает сочетавшихся браком; пустеет супружеское ложе, радостные песни обращаются в вопль, ликование изменяется в плач. Блаженна ты, дева, отрекшаяся от брака!
Ефрем Сирин. Чувства умирающего.
При конце всякому предстоит праведный испытывающий Суд, и что буду делать? В трепет приводят меня прегрешения мои!
Умоляйте о мне Благого Господа все вы, братия мои, чтобы бремя грехов моих не подавило меня в тот час.
Вот идет ко мне Ангел смерти и внезапно хочет лишить меня общения со всеми мне близкими!
Ефрем Сирин. На погребение странника.
Все праведники (ветхозаветные) погребались с великим плачем, потому что у человеческого рода отнята была надежда жизни.
Но после того, как Царь наш сошел в шеол и расхитил его сокровища, не скорбите уже, смертные, о том, что нисходите туда.
На краткое только время нисходите вы в шеол и вскоре освободитесь из его обителей. Теперь нет у него ни дверей, ни крепких запоров, как в древнее время, потому что горний Царь сокрушил их и вознесся. Потому не болезнуйте сердцем, когда нисходит кто в шеол. Это - мост, которым все роды переходят к жизни.
Ефрем Сирин. Размышление по случаю бывшего землетрясения.
Кто был благочестив и творил дела праведные, тот наследует вечную жизнь; а кто нечествовал, оскорблял Бога и грешил, тот наследует тьму. Нет там места покаянию, прошению, молению; никто не преклонит к тебе слуха, не будет выслушан и не получит ответа. Не будет принята там молитва, вовек нимало не воспользует она человеку.
Откуда же бежало и удалилось всякое зло, - там раздадутся хвалебные гласы, там будет неизреченная слава. Там возрадуются праведники, делатели истины; они на воздусе (1Фес.4:17) воспарят к небу. Нечестивые же, делами своими прогневляющие Господа, возрыдают и восплачут вовек во тьме и геенне.
Ефрем Сирин. Размышление при гробе.
Все по естеству равны: и в рождении, и в смерти, и в разрушении. Ни один не хуже другого, никто не лучше ближнего своего. И воскресение для всех одинаково. В великий день обновления воскреснут все, - и добрые, и злые вместе.
Ефрем Сирин. Размышление при гробе.
Христос видел, как страшна смерть для человеческого рода, поэтому Сам сошел, по милосердию Своему, вкусил смерть, чтобы и мы смелее встречали ее. Поэтому от Христа и доныне смерть для нас есть один сон и разлучение души с телом до дня обновления нашего.
Ефрем Сирин. О бренности настоящей жизни, о будущем Суде и воздаянии.
Праведный Судия потребует у нас отчета. Глас трубы возгремит в день пришествия Единородного. Возгремит труба, восстанет и содрогнется вся тварь. Солнце скроет лучи свои, луна перестанет светить. Остановятся звезды в течении своем. Как лист с дерева спадет все небесное украшение. Благолепное золото во всех украшениях утратит цену свою. Города и величественные здания останутся во прахе. Добрые наследуют Царство и насладятся блаженством в раю. Злые же наследуют геенну, примут муки, как заслужили того, и из пламени будут взывать: "Праведен Суд Твой, Господи Царю!"
Ефрем Сирин. Разлучение души с телом.
В великой скорби и печали бывает душа, когда влекут ее туда и сюда, принуждая идти. Демоны хотят, чтобы с ними шла она в геенну; Ангелам желательно, чтобы с ними достигла она обители света.
В это время не дороги ей ни друзья, ни братья, ни возлюбленные, ни ближние, ни знакомые. Ни во что ставит она и богатство, и имение, а помышляет единственно о том, сколько у нее грехов, и как они велики.
Душа носится тогда вокруг тела и говорит ему: "Прощай, меня берет смерть, и я отхожу". А тело говорит душе: "Иди с миром, возлюбленная душа! Сотворивший нас Господь да избавит нас от геенны!"
Ефрем Сирин. На кончину умершего с твердой верой в воскресение мертвых.
Слышали мы, Господи наш, что Суд Твой праведникам определяет блаженство, а беззаконным - мучение. Множество щедрот Твоих да защитит скончавшихся, которые при смерти приходили в ужас от прегрешений своих. Смерть сия, возлюбленные мои, есть сон, как сказал блаженный апостол Павел (1Кор.15:6). Будем молить и просить Господа, чтобы нам не вкусить той смерти, которая называется смертью второю (Откр.20:6).
Ефрем Сирин. На слова Иеремии: Горе нам, яко согрешихом (плач.5:16).
Какой в юности была воля моя, такой же осталась и в старости. И юность, и старость проведены мной в беспечности. За старостью следует теперь время смерти, за смертью - воскресение и карающий Страшный Суд.
Ефрем Сирин. На слова Иеремии: Горе нам, яко согрешихом (плач.5:16).
Мне прямой путь в геенну. Когда рассматриваю все это, - всему предпочитаю гроб, потому что в нем спокойнее быть, нежели здесь, в мире, и там, в геенне. Велика скорбь моя, братия мои, и в этом, и в будущем мире; здесь - грехи и искушения, там - геенское мучение. Здесь подавляют меня искушения, а лукавый покрывает нечистотами; там будет мучить меня сокрушение о том, что сделал я в мире сем.
В день Суда всякого обымет ужас, потому что в день этот будут сокрушаться все, кроме только единого великого сонма совершенных. Всякого, кто ниже их и не достиг меры совершенных, упрекать будет совесть, - почему и он не таков же, как те. Всякого чина люди, не достигшие степени совершенных, будут скорбеть о том, почему не сравнились они с достигшими высоты.
Ефрем Сирин. На слова Иеремии: Горе нам, яко согрешихом (плач.5:16).
Как жесток будет тот огонь, о котором говорит Писание, сужу по здешнему огню, по мучительности его пламени. А тамошний огонь вверженным в него, без сомнения, причинит боль несравненно большую, нежели огонь здешнего мира. Твердо знаю, что огонь оного мира гораздо мучительнее огня здешнего; это всякому, без сомнения, признать должно за истину и принять с верой. Здешний огонь как ни силен, вместе с пламенем издает и свет; а тамошний огонь поедает, и вместе с тем он - страшная тьма и ночь. Здешний огонь поедает пока есть у него пища, а как скоро не стало, что пожирать ему, сам истребляется, тухнет и исчезает. А тамошний неугасимый огонь не истребляет пищу свою; ему заповедано - не истреблять, а только наказывать и мучить. Огонь мира сего, пока горит, распространяет от себя и сияние; а тот горит - и от него только глубокая тьма и скрежет зубов. Он поедает, опустошает, попаляет в чуждой всякого света тьме и мучает, не угасая, потому что, как написано, он вечен.
Ефрем Сирин. О рае.
Украсил и уразнообразил красоты рая исткавший их Художник; степень степени украшеннее (краше) в раю, и сколь одна над другой возвышается, столь же превосходит и красотой. Для низших назначил Бог низшую часть рая, для средних - среднюю, а для высших - самую высоту.
Когда праведники взойдут на степени, назначенные им в наследие, тогда каждый, по мере трудов своих, возведен будет правдой на ту именно степень, какой он достоин, и на какой должно ему пребывать. Как велико и число, и различие степеней, так же велико число и различие в достоинстве поселяемых; первая степень назначена покаявшимся, середина - праведникам, высота - победителям, чертог Божества над всем превознесен.
Ефрем Сирин. О рае.
Никакие уста не в состоянии изобразить внутренность сада того и привлекательные красоты его наружности. Даже и простых украшений на ограде его не в состоянии описать они, как должно. Блистательны краски его, дивны благоухания, вожделенны красоты, многоценны яства.
У края ограды рая - последние из сокровищ его, но и они превосходят богатством все сокровища вселенной. Как ни малы сокровища низших пределов его в сравнении с сокровищами страны горней, однако же блаженство у самой ограды его гораздо превосходнее и выше всех благ этой нами обитаемой юдоли. Пусть не гневаются на меня, что дерзнул язык мой изобразить превышающее силы его, и потому умалил недостаточным своим изображением. Поскольку нет зеркала, в котором бы отражалась красота рая, и нет красок, которые бы живо описали его, то пусть не винят и мое произволение; для пользы нашей принял я труд составить изображение рая.
Ефрем Сирин. О рае.
Тела, заключающие в себе кровь и влагу, достигают там чистоты, одинаковой с самой душой. Крыла души, здесь обремененной, там делаются гораздо чище, уподобляясь тому, что в ней всего выше, - уму. Самый ум, который мятется здесь в своих движениях, там безмятежен, подобно Божию величию.
Душа достоинством своим выше тела, а ее превышает в достоинстве дух, но выше духа - сокровенное Божество. Но при конце плоть облечется в лепоту души, душа - в лепоту духа, и дух уподобится Божию величию.
Там плоти возвышаются до степени душ, душа возносится на степень духа, а дух, со страхом и любовью устремляясь, восходит до высоты Божия величия. Не заносится он слишком высоко и не останавливается долго на одном, и замедление его разумно, и парение его спасительно.
Ефрем Сирин. О рае.
Какие уста изобразят рай? Какой язык опишет славу его? Какой ум составит в себе подобие лепоты его? Сокровенное лоно его недоступно созерцанию. Поэтому с удивлением буду взирать на одно видимое, на одно внешнее - и это покажет мне, сколь далек я от сокровенного.
Благорастворен воздух, окружающий рай совне; вблизи его каждый месяц благорастворен: пасмурный Шеват (февраль) там ясен, как Ияр (май); хладный и бурный Конун (январь) плодоносен там, как Ав (август); Зирон (июнь) подобен Нисану (марту), палящий Фомуз (июль) - росоносному Тисри (сентябрю).
И самые угрюмые месяцы цветут там роскошной приятностью, потому что приятен воздух в соседстве с Едемом. Всякий месяц рассыпает цветы вокруг рая, чтобы во всякое время готов был венец из цветов, которым бы увенчать ему хотя стопы рая, если недостоин увенчать его главу.
Бурным месяцам с их ветрами нет доступа в рай, где господствуют мир и тишина. Если уже и в том воздухе, который окрест рая, препобеждаются бури самых бурных месяцев, то могут ли они коснуться благословенного воздуха, который небесным своим дыханием делает людей бессмертными?
Ефрем Сирин. О рае.
В раю плоды и цветы особенным образом составляют особенные сокровища, еще более разнообразные взаимным их смешением. Пусть оба цветка близки друг к другу и каждый имеет свой цвет; если они соединены между собой, то дают новый цвет; а если плоды их соединены, то производят новую красоту, и листья у них получают уже новый вид.
Плодоносие райских дерев подобно непрерывной цепи. Если собраны и опали первые плоды, появляются за ними вторые и третьи. Кто когда видел, чтобы поздний плод держался как бы за пяту первых плодов, подобно тому младенцу, который держался за пяту старшего брата?
Плоды райские один за другим следуют и произрастают, подобно непрерывному рождению людей. Между людьми есть старцы, люди среднего возраста, юноши, младенцы, уже родившиеся, и младенцы, зачатые в утробе, которым должно еще родиться. Так плоды райские следуют один за другим, и появляются подобно постоянному преемству человеческого рода.
Ефрем Сирин. О рае.
стесняет он достоинство Едема и унижает Благость, Которая высоту Свою преклонила к нашему младенчеству, а поскольку человеческая природа далека от разумения Едема, облекла его в образы, чтобы возвести к первообразу.
Ум твой не должен смущаться этими именованиями. Рай облечен именами, сродными тебе не потому, что он имеет нужду в образах, от тебя занятых, но потому, что природа твоя весьма немощна и мала перед его величием, хотя красоты его умаляются, когда очертываются слабыми, тебе сродными, образами.
Потому что слабые глаза не в силах видеть лучи небесных красок его, Бог облек древа его именами наших дерев, смоковницы его нарек именем наших смоковниц, листья его изображены подобными листьям, какие видим у нас, чтобы все это сделать удободоступным разумению облеченных плотью.
Ефрем Сирин. О рае.
Два древа насадил Бог в раю - древо жизни и древо познания; оба они - благословенные источники всех благ. При их посредстве человек может уподобляться Богу: при посредстве жизни - не знать смерти, а при посредстве мудрости - не знать заблуждения.