Сивиллы и Христианство.
Лактаций. Божественные установления.
Марк Варрон, образованнее которого не жило никого и никогда, даже среди греков, в книгах о божественных делах, которые он написал для великого понтифика Гая Цезаря, когда он говорил о коллегии пятнадцати, сказал, что Сивилловы книги не принадлежат одной Сивилле. Однако Сивилл называют одним именем, поскольку все женщины–прорицательницы издавна назывались Сивиллами или по имени одной, Дельфийской, или потому, что они сообщали волю богов. Ведь на эолийском наречии богами называли oiouq, а не Geouq, а воля звучит не PouX, f)v, a puX, r|v. Итак, Сивилла обозначает Божья воля. Впрочем, Сивилл было десять, и всех он перечислил, полагаясь на писателей, которые обычно писали о какой‑либо одной из них. Первая была из Персии, о ней упоминает Никанор, который записал деяния Александра Македонского. Вторая была Ливийская, которую упоминает Еврипид в прологе к Ламии. Третья Дельфийская, о которой говорит Хрисипп в той книге, которую он написал о дивинациях. Четвертая Киммерийская в Италии, которую упоминает Невий в книгах о Пунической войне, а Пизон — в Анналах. Пятая Эритрейская, которую АполлодорЭритрейский называет своей согражданкой и которая, как он утверждал, пророчествовала грекам, направившимся к Илиону, о том, что погибнет Троя и что Гомер напишет поэму, полную вымыслов. Шестая Самосская, о которой писал Эрато–сфен, почерпнув сведения в древних анналах самосцев. 10. Седьмая Куманская по имени Амалфея, которая другими именуется Герофилой или Демофилой. Она доставила девять книг [пророчеств] царю Таркви–нию Приску и потребовала за них триста [золотых] Филиппов, царь же, отказавшись выплачивать столь высокую цену, посмеялся над безумием женщины. Тогда та на глазах у царя сожгла три книги, а за остальные попросила ту же цену. Тарквиний посчитал, что она еще более безумна. Когда она снова сожгла три книги и упорствовала на той же плате, царь был ошеломлен и выплатил за остальные триста золотых [монет]. Число их потом увеличилось, когда был восстановлен Капитолий, ибо из всех городов, как италийских, так и греческих, особенно из Эритреи были собраны и доставлены в Рим книги, носившие имя какой‑либо из Сивилл. Восьмая Геллеспонтская, рожденная на Троянском поле в деревушке Мармесс близ города Гергиций. Гераклид Понтийский писал, что она жила во времена Солона и Кира. Девятая из Фригии, которая пророчествовала в Анкире. Десятая Тибурская по имени Альбунея, которая почитается как богиня в Тибуре близ берегов реки Аниен, в водах которой, как рассказывают, была обнаружена ее статуя, держащая в руке книгу. Сенат перенес ее в Капитолий для почитания. Песни всех этих Сивилл передаются и сохраняются, кроме Ку–манской, чьи книги сокрыты римлянами: в них никто не имеет права заглядывать, кроме членов коллегии пятнадцати. Существуют отдельные книги отдельных Сивилл, которые, так как они подписаны именем Сивиллы, считаются принадлежащими одной; они объединены и не разделяются, и нельзя отнести конкретную книгу к конкретной Сивилле, кроме Эритрейской. Она помещала в книги свое подлинное имя и называла себя Эритрейской [по городу], в котором пророчествовала, хотя рождена была в Вавилоне.
Лактаций. Божественные установления.
Итак, Сивиллы пророчествовали об одном Боге, особенно Эритрей–ская, которая является среди других более известной и более прославленной. В самом деле, Фенестелла, писатель усерднейший, рассказывая о коллегии пятнадцати, сообщил, что во времена отстройки Капитолия к сенату обратился консул Г. Курион, чтобы в Эритрею были отправлены послы, которые бы, собрав песни Сивиллы, доставили их в Рим. И вот были посланы П. Габиний, М. Октацилий и Л. Валерий, которые привезли в Рим около тысячи переписанных частными лицами стихов Сивиллы. Об этом рассказал тот самый Варрон, о котором мы упоминали выше. В этих стихах, которые послы привезли в Рим, есть такие свидетельства о едином Боге:
Бог единый владыка, безмерный и нерожденный.
Он — единый высший Бог, Который сотворил небо и отделил свет.
Только один есть Бог, Высочайший и все сотворивший: Небо, яркое Солнце, Луну и горящие звезды, И плодородную землю, и воды глубокого морей.
Так как Он единый Зодчий мира и Творец вещей, через которые Он существует и которые пребывают в Нем, следовательно, Он должен был сотворить и землю.
Чтите только Его, единого мира Владыку, Он лишь Сущий от века и впредь и вовеки пребудет.
То же засвидетельствовала и другая Сивилла, не известно какая, когда говорила, что она передавала людям слово Божие:
Я — единственный Бог, иного не узрите Бога.
Лактаций. Божественные установления.
Эритрейская Сивилла в начале своей песни, к которой ее побуждает Всевышний Бог, такими словами предсказывает, что Сын Божий будет вождем и повелителем [imperatorem] всех:
Он питающий все Создатель, вложивший дыханье
Сладкого всем и Вождя для смертных всех сотворивший?
И еще раз в конце той же песни:
Сыном великого Бога те люди Его называют,
И другая Сивилла предрекает, что Он должен быть почитаем: Так почти же Его как Бога и Божьего Сына Разумеется, и Сам Сын Божий через Соломона, мудрейшего царя, исполненного божественного духа, сказал то, что мы прибавляем [здесь к аргументам]: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони: От века я помазан, от начала, прежде бытия земли. Я родился, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родился прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок земли. Когда Он уготовлял небеса, я был там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не преступали пределов его, когда полагал основания земли, тогда я был при Нем художником.
Лактаций. Божественные установления.
В другой же раз, когда Он уснул в лодке, очнувшись ото сна, Он повелел ветру немедленно утихнуть, и буря, которая испугала многих, успокоилась: и тут же по слову Его установилась тишина. Может быть, клевещут Священные Писания, утверждая, что подобное было во власти Его, что властью Своей Он заставил, чтобы ветра утихали и море подчинялось, и чтобы болезни отступали, и мертвые воскресали? Но это же предсказали стихами своими Сивиллы, одна из которых, чей [стих] приведен выше, так говорит: Словом же Он успокоит ветра и море разгладит, Всюду покой принесет и веру, по свету скитаясь. И другая ей вторит:
Будет ходить по волнам, людей избавлять от болезней, Мертвых поднимет и прочь отгонит тяжелые муки, Всех из котомки одной Он досыта хлебом накормит.
Некоторые, будучи уличены этими свидетельствами, обычно начинают утверждать в свою защиту, что это стихи не Сивиллы, но выдуманы и сложены нами, [христианами]. Так, конечно, не будет полагать тот, кто читал Цицерона или Варрона, а также других древних [авторов], упоминавших Эритрейскую и прочих Сивилл, из чьих книг мы приводили те примеры; те авторы жили ранее, нежели Христос вторично, во плоти родился.
Лактаций. Божественные установления.
Но я не сомневаюсь, что те стихи в прежние времена считались бессмыслицами, поскольку их никто не понимал. Ибо они предвещали какие‑то чудеса, но ни принцип их, ни время, ни творец не назывались. Наконец, Эритрейская Сивилла [сама] говорит, что будет названа безумной и лживой. Ибо сказала так:
…<скажут>… я — безумная лгунья.
Но когда все свершится, слова мои вспомните сразу
И не безумной сочтете — великой пророчицей Бога.
Итак, в течение многих веков [пророчества] отвергались, а внимание стали привлекать после того, как рождение и страдания Христа открыли их тайный смысл: как и речи пророков, которые на протяжении 1500 лет, или даже более того, читались народом иудейским, но оставались непонятны до тех пор, пока их не объяснил Христос и словом, и деяниями. Ведь пророки все это возвестили; но никто не мог понять того, что они говорили, пока полностью все не свершилось.
Лактаций. Божественные установления.
Сивилла говорит таким же образом:
<Он не во славе придет на суд, но как смертный несчастный,
Без красоты, без почета, чтоб дать несчастным надежду.
Не узнав из‑за этого уничиженного вида Бога своего, иудеи собрали совет отвратительный, чтобы лишить жизни Того, Кто пришел, чтобы оживить их.
Лактаций. Божественные установления.
В самом деле, тот первый Закон, который был дан чрез Моисея, дан был не на горе Сион, а на горе Хорив. Сивилла также внушает, что Сыном Божиим Закон этот будет отменен:
Как совершится все то, что ныне предсказано мною, В Нем растворится всецело закон
Даже сам Моисей, через которого им был дан Закон и упорно следуя которому они удалились от Бога и не признали Его, предрек, что будет послан Богом великий пророк, и Он будет выше Закона и принесет людям волю Божию. Во Второзаконии онтак записал: «И сказал мне Господь:…Я возд вигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые (Пророк тот) будет говорить Моим именем, с того Я взыщу»
Лактаций. Божественные установления.
Что же нам сказать о том преступлении, когда Бог был распят на кресте почитателями Бога? Кто для этого столь красноречив и вооружен таким богатством слов и мыслей? Какая речь столь изобильна словами, чтобы достойно оплакать то распятие, которое оплакал сам мир и все стихии мира? Что это случится именно так, было предвещено и речами пророков, и в песнях Сивилл. У Исаии так записано: «Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания». Сходным образом сказал Давид в 34–м псалме: «Собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили, и не переставали. С лицемерными насмешками скрежетали на меня зубами своими». Сивилла показала такое же будущее:
Он попадет, наконец, в безбожные руки неверных, Станут грешной рукой наносить пощечины Богу, Полную яда слюну из грязных уст извергая. Спину святую Свою ударам кнута Он подставит.
Также о молчании Его, которое Он стойко хранил до самой смерти, Исайя так говорит: «Как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». И вышеназванная Сивилла:
Будет молчанье хранить под ударами, чтоб не узнали, Кто Он, чей и откуда; но к падшим речет Свое слово. И увенчают Его венцом терновым.
О пище и питье, которые, прежде чем Его распять, давали Ему иудеи, так сказал Давид в 68–м псалме: «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом». Такое будущее подтвердила и Сивилла:
Желчью кормили Его и уксусом горьким поили, Кару получат они за враждебную трапезу эту
И другая Сивилла такими словами упрекала народ иудейский:
Ибо в безумии ты своего не узнал Господина, К смертным пришедшего людям, которого тернием колким Ты увенчал, примешав к дерзновению черную злобу.
0 том, что иудеи поднимут руку на Бога своего и предадут Его казни, есть следующие свидетельства пророков.
Лактаций. Божественные установления.
произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня. И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач». То же Иеремия: «Лежит в изнеможении родившая семерых, испускает дыхание свое; еще днем закатилось солнце ее, она постыжена и посрамлена. И остаток их предам мечу пред глазами врагов их». И Сивилла:
В храме порвется завеса, и день превратится внезапно В ночь, что на три часа всю землю мраком покроет.
Лактаций. Божественные установления.
Платон говорил, что мир создан Богом. То же самое говорят пророки и то же самое явствует из песен Сивилл. Стало быть, заблуждаются те, кто утверждают, что все возникло либо само по себе, либо когда собрались воедино [некие] мелкие частицы, поскольку такой мир, столь превосходный, столь великий, не мог ни возникнуть, ни организоваться, ни упорядочиться без какого‑либо рассудительного Творца.
Лактаций. Божественные установления.
Тогда отворится небо посреди глубокой и темной ночи, чтобы во всем круге земном воссиял, точно молния, свет сходящего на землю Бога. Сивилла предсказала это в таких стихах:
…когда сойдет Он на землю, Вспыхнет внезапно огонь среди ночи, мрачной и черной
Это та ночь, которая во время ночных бдений прославляется нами ради прихода Царя и Бога нашего. У той ночи двойной смысл, ибо и тогда ночью Он вновь обрел жизнь, когда претерпел страдания, и потом получит царство в круге земном. Ибо Он и Освободитель, и Судия, и Мститель, и Царь, и Бог, Которого мы зовем Христом.
Лактаций. Божественные установления.
Эритрейская Сивилла предрекла то же самое:
Рухнут и сгинут в пожаре творения рук человеческих.
После этого отворятся врата преисподней, и восстанут мертвые, в отношении которых великий суд совершит Тот самый Царь и Бог, Которому Всевышний Отец даст великую власть судить и вершить. Об этом суде и царстве у Эритрейской Сивиллы так предсказано:
Ибо, как срок совершится, отмеченный точно судьбою, Суд бессмертного Бога в тот день настанет для смертных. Власть Господня в тот день на добрых людей обратится.
Затем у другой:
Пропасти, в почве разверзшись, покажут Тартара хаос, А пред небесным престолом Господним все люди сойдутся.
И в другом месте у той же:
Небо сверну Я как свиток, открою недра земные, Мертвых в тот день воскрешу и судьбы людские разрушу, Жало смерти я вырву, и суд последний устрою: Стану жизни судить и праведных, и нечестивых.
Лактаций. Божественные установления.
Но [в действительности] мы возвращаемся из человеческого состояния к божественному. Сивилла так говорит:
Полон неверия род людской. Когда же наступит
Суд над людьми и всем миром, что сам вселенной Создатель
Будет вершить, на него нечестивых и праведных вместе
Вызвав — Он их разведет: порочных в пламень отправит
Душного Тартара, пропасть поглотит ужасной геенны.
Людям же праведным вновь разрешит на земле поселиться. Если же не только пророки, но и прорицатели, и поэты, и философы соглашаются, что произойдет будущее воскрешение мертвых, пусть никто не спрашивает нас, каким образом это может быть, ибо не может быть открыт смысл божественных деяний. Но если Бог изначально, не знаю, каким удивительным образом, сотворил человека, то мы верим, что Он может возвратить к жизни уже жившего когда‑то человека, если создал никогда не жившего. Теперь я добавлю остальное. Итак, придет Сын Всевышнего и Великого Бога, чтобы судить живых и мертвых, о чем свидетельствует и что утверждает Сивилла:
Тут среди смертных по всей земле начнется смятенье
В день, как придет Вседержитель, воссядет на троне и будет
Души судить живых и мертвых — суд над вселенной.
Лактаций. Божественные установления.
После прихода [Сына Божьего] соберутся со всей земли праведники, и по совершении суда в центре земли будет основан град святой [civitas sancta], в котором сам Создатель Бог будет пребывать с праведниками. На этот город указывает Сивилла, когда говорит:
Город же, избранный Богом, блестеть заставил он ярко —
Ярче сияющих звезд на небе и Солнца с Луною.
Лактаций. Божественные установления.
Этот поэт предсказал, следуя песням Куманской Сивиллы. Эрит–рейская же так говорит:
Овцы, вместе с волками в горах травою питаться Будут, а дикие барсы пастись с козлятами вместе. Сможет теленок с медведем в загоне быть безопасно, Лев плотоядный мякиной, как вол, насытится в яслях. Змей с младенцем уснет в одной постели спокойно
И в другом месте об изобилии вещей:
Но получат взамен от Бога великую радость Смертные, ибо земля, деревья и пастбища будут Истинный плод приносить, и тогда появится вдоволь Сладкого меда, вина, молока белоснежного, хлеба — Главное, хлеба, ведь он — наивысшее благо для смертных,
И другая таким же образом:
К чистым душою тогда придет молоко неземное — К тем, что надежды свои на Творца одного возложили, Вышнего Бога, Ему принеся почитанье и веру.
Лактаций. О гневе Божьем.
Многие великие писатели, из греков — Аристоник и Аполлодор Эритрейский, из наших—Варрон и Фенестелла, сообщают о множестве Сивилл. Все эти писатели среди прочих выделяют особенно одну — Эритрейскую. И Аполлодор прославляет ее как свою согражданку, и Фенестелла также передает, что в Эритреи сенатом были отправлены легаты, чтобы привезти оттуда песни этой Сивиллы в Рим и чтобы консулы Курион и Октавий положили их на хранение в Капитолии, который тогда был вновь отстроен Квинтом Катулом. У нее встречаются такого рода слова о Всевышнем Боге и Создателе мира.
Лактаций. О гневе Божьем.
Он возвращает сторицей тому, чьи деяния благи,
Но против злых нечестивцев ужасный гнев возбуждает?
И вновь в другом месте, перечисляя проступки, от которых Бог приходит в негодование, она произнесла следующее:
Идолов мерзких оставьте, живому Богу служите; Остерегайтеся блуда и грязного ложа мужского, Если дети родятся, растите их, не убивайте — Все прегрешения эти влекут Божий гнев за собою}
Значит, Он негодует в отношении грешников.
Но поскольку, как я сказал, учеными мужами передается, что Сивилл было много, свидетельства одной будет недостаточно для утверждения истины, к чему мы стремимся. И хотя сочинения Кумской Сивиллы, в которых записана судьба римлян, хранятся в тайне, книги всех остальных не запрещено использовать никому. Одна из них, предвещая всем народам гнев Божий за человеческую нечестивость, высказалась таким образом:
Гнев Господень ужасный грядет непокорному свету!
Все, чем Бог угрожает последнему веку, скажу я
Жителям каждого града, всем будет пророчество ясным.
Другая также утверждала, что в предшествующий век случилось бедствие, которое было выражением негодования Бога в отношении неправедных людей, чтобы пресечь порочность рода человеческого:
После того гнев Господенъ на них обрушился с неба, На города и людей, живущих под тем небосводом, Морем тут стала земля из-за вод, что брега окатили}
Подобным же образом она пророчила грядущий пожар, в котором вновь будет уничтожено нечестие людей:
Тут им придется узнать, что милостив дольше не будет Бог, но, безудержный в гневе, намерен род погубить их — Так, чтобы весь он горел во время большого пожара