Евстафий Антиохийский (греч. Ευστάθιος Αντιοχείας; † 337 или 346) — архиепископ Антиохийский, один из Отцов Церкви IV века, всю жизнь был энергичным борцом против арианства. Почитается в ликесвятителей, память в Православной церкви совершается 21 февраля по юлианскому календарю.
Жизнеописание[править | править вики-текст]
Родился в Сиде Памфилийском во второй половине III века. Он был епископом г. Берии, пользовался любовью и уважением народа и по ходатайству паствы был возведён отцами I Вселенского Собора (325) на Антиохийскую кафедру.
Святитель Евстафий был глубоко образованным богословом, а также отличался обширными познаниями в науках светских. Когда на Востоке стало распространяться арианство, Евстафий ревностно боролся — устно и письменно — за чистоту Православной веры. В 325 году император Константином Великим (306—337) был созван I Вселенский Собор. Первым председателем на этом Соборе был святитель Евстафий. Собор осудил учение Ария и изложил православное исповедание в Символе веры. «Неистового Ария», как назвал его святитель Евстафий, не пожелавшего отказаться от своего заблуждения, и его единомышленников Собор, лишив сана, отлучил от Церкви.
Однако среди епископов, подписавших Никейский Символ, были и такие, которые сочувствовали ереси Ария и подписали акты Собора не по убеждению, а боясь отлучения. После Собора начались их происки против святителя Евстафия. С великой хитростью они добились его согласия на созыв в Антиохиипоместного собора. Подкупив одну блудницу, они подговорили её явиться на собор с грудным младенцем и лжесвидетельствовать о том, что отцом младенца является святитель Евстафий, нарушая Апостольские правила о том, что обвинение на священнослужителя следует принимать при подтверждении двух свидетелей. Согласно версии, изложенной Афанасием Великим в его «Истории ариан», после раскрытия первой лжи Евсевий Никомидийский донёс императору Константину, будто Евстафий оскорбительно отзывался о его матери. В результате, собор объявил Евстафия низложенным. Он без суда был отправлен в ссылку, во Фракию.
Но ложность обвинения вскоре открылась: тяжко заболев после клеветы, женщина раскаялась, призвала клириков и в присутствии многих людей исповедала свой грех. Однако к этому времени Константин Великий умер, и на престол вступил его сын Констанций (337—361), разделявший взгляды Ария и покровительствовавший арианствующим епископам.
Святитель Евстафий и в ссылке всё так же ревностно боролся за Православие. Скончался в ссылке, в городе Филиппах или Траянополе, в 337 году (по Н. И. Барсову — ок. 346 года).
В 482 г. мощи святителя Евстафия с честью были перенесены из Филипп в Антиохию к великой радости антиохийцев, не перестававших почитать и любить своего Патриарха-исповедника. Святителя Евстафия чтили великие святители IV века Василий Великий, Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский, Епифаний Кипрский, Анастасий Синаит и Иероним Стридонский. Известный церковный историк епископ Феодорит Кирский называет святителя Евстафия столпом Церкви и благочестия, наравне со святителем Афанасием Александрийским и другими епископами, главными поборниками Православия.
Творения[править | править вики-текст]
Его сочинения были посвящены, главным образом, полемике против ариан:
«Восемь книг против Ария»;
«О душе» (собственно о душе Иисуса Христа);
толкование на Книгу Притч (VIII, 22 и IX, 5), псалмы (15, 56, 92).
Отрывки из этих сочинений сохранились у Феодорита в его «Диалогах», и в актах Второго Вселенского собора.
В полном составе дошли до нас лишь два сочинения Евстафия: «Об аэндорской волшебнице» и «Речь императору Константину».
Сочинения святителя Евстафия включены в 18-й том Patrologia Graeca.
Из сочинений Евстафия на русском языке издано:
Слово о трапезе в доме Лазаря и его сестёр Марии и Марфы. Пер. Н. П. Кудрявцева. — «Богословский вестник». 1903, II, июль — август, с. 1-14.
Цитаты на различные темы:
1) Божественность и две природы Христа.
Евстафий Антиохийский. Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его.
13. Она услышала: «верующий в Меня, ежели и умрет, будет жив» (Иоан.11:25), — познала Подателя жизни и искренним голосом воскликнула: «я уверовала, что Ты — Христос, Сын Божий, в мир грядущий» (Ин.11:27). Так надлежало, чтобы женская природа познала и исповедала Творца и Бога.
Евстафий Антиохийский. Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его.
14. Внимай, возлюбленный, просвещению истины, бегай тьмы заблуждения. Ты, говорит, Христос, — не простой Христос человек, но Сын Бога Живого, Слово, ставшее плотью ради нас, не изменное, — единый Сын Бога Живого, — Логос ставший плотью, — не один из иудейских христов, не один из иудейских и подложных христов. Но Ты, по Павлу, один Господь, над всеми благословенный во веки веков аминь (1 Кор. 8:6; Рим:9, 5). Ты — единый Христос и Сын единородный Бога Живого: видели мы, говорит Евангелист, славу Его, славу как Единородного от Отца, — полное (Слово) благодати и истины (Иоан.1:14).
15. Ты — перворожденный и единородный и единый со Святым Духом, единосущный и равночестный и равносильный Родившему, безначальный и совечный Богу Отцу, Ты — Христос, не один из созданных Тобою невидимых и служебных Твоих сил, но природно Сын Бога Живого Не ходатай, ни ангел, но Сам Господь, говорит, как сказал Исаия (Иса. 63:9, 33—22), спас нас, спас их, так что ангелы не суть христы. Ты — Христос, то есть не человек Христос, но Бог Христос, Бог вочеловечившийся, не человек обожествившийся, но помазавший (χρίσας) Свое и добровольное воплощение (σαρκωσιν) Своим Божеством, почему и сказано: миро излитое имя Твое и в благовоние мира Твоего убежим (Песн. 1:2—4). Ты Христос, от всякого создания поклоняемый, как Один Господь и Бог, как Один Сын, как Один Владыка с Отцем (и) Святым Духом.
Евстафий Антиохийский. Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его.
Ты Христос, от всякого создания поклоняемый, как Один Господь и Бог, как Один Сын, как Один Владыка с Отцем (и) Святым Духом.
Евстафий Антиохийский. Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его.
Богом и человеком нераздельно и неслиянно исповедуя Сына Божия, проповедуя Эммануила.
Евстафий Антиохийский. Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его.
богозданный храм несозданного и вечного Бога, но и, поклоняясь в Нем нераздельно сущему Богу, с Ним и чрез Него исповедует единого нераздельного Господа, в видимом благолепии уразумевая невидимую славу и в осязаемой плоти познавая неосязаемого и некасаемого Бога Слово.
Евстафий Антиохийский. Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его.
Поэтому, умеряя страх любовью, оне обладали ненасытным влечением (ко Христу). Единодушные и единоверные, оне разделились между собою в служение Единому и Тому же при единении в Нем Бога и совершенного человека: одна старалась о человеческом ради снисхождения (Его) к нам, другая принесла приятное Богу и благовоннейшее усердие как жертву, возливая миро на живоносный Его храм, как на жертвенник.
Евстафий Антиохийский. Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его.
Так и Мария видела Бога вочеловечившимся неизменно и совершила возлияние благовония на святой и спокланяемый Его храм, то есть на Него Самого, ибо нераздельно единение и неслиянно таинство благочестия и нерасторжимо исповедание Единого из Троицы Господа Иисуса Христа.
Евстафий Антиохийский. Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его.
А с нею и мы все да знаем Единого и Того же и, поклоняясь Господу, прежде век совечно и собезначально, несказанно и неизреченно, от Отца, то есть из несозданной сущности, Рожденному, и в последния времена от непорочной Девы неизменно и неслиянно, выше разума и слова, Воплощеннному, да достигнем ублажения от Него в милости и жизни бесконечной, потому что Ему слава со Отцем и Святым Духом в непрестанные веки веков Аминь.
2) Божественность Святого Духа.
Евстафий Антиохийский. Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его.
15. Ты — перворожденный и единородный и единый со Святым Духом, единосущный и равночестный и равносильный Родившему, безначальный и совечный Богу Отцу,
3) Троичность. Троица.
Евстафий Антиохийский. Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его.
Ты Христос, от всякого создания поклоняемый, как Один Господь и Бог, как Один Сын, как Один Владыка с Отцем (и) Святым Духом.
Евстафий Антиохийский. Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его.
Так и Мария видела Бога вочеловечившимся неизменно и совершила возлияние благовония на святой и спокланяемый Его храм, то есть на Него Самого, ибо нераздельно единение и неслиянно таинство благочестия и нерасторжимо исповедание Единого из Троицы Господа Иисуса Христа.
4) Терминология. Природа, сущность и т.д.
Евстафий Антиохийский. Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его.
Ты — Христос, не один из созданных Тобою невидимых и служебных Твоих сил, но природно Сын Бога Живого Не ходатай, ни ангел, но Сам Господь, говорит, как сказал Исаия (Иса. 63:9, 33—22), спас нас, спас их, так что ангелы не суть христы. Ты — Христос, то есть не человек Христос, но Бог Христос, Бог вочеловечившийся, не человек обожествившийся, но помазавший (χρίσας) Свое и добровольное воплощение (σαρκωσιν) Своим Божеством, почему и сказано: миро излитое имя Твое и в благовоние мира Твоего убежим (Песн. 1:2—4)6.
Евстафий Антиохийский. Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его.
13. Она услышала: «верующий в Меня, ежели и умрет, будет жив» (Иоан.11:25), — познала Подателя жизни и искренним голосом воскликнула: «я уверовала, что Ты — Христос, Сын Божий, в мир грядущий» (Ин.11:27). Так надлежало, чтобы женская природа познала и исповедала Творца и Бога.
Евстафий Антиохийский. Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его.
А с нею и мы все да знаем Единого и Того же и, поклоняясь Господу, прежде век совечно и собезначально, несказанно и неизреченно, от Отца, то есть из несозданной сущности, Рожденному, и в последния времена от непорочной Девы неизменно и неслиянно, выше разума и слова, Воплощеннному, да достигнем ублажения от Него в милости и жизни бесконечной, потому что Ему слава со Отцем и Святым Духом в непрестанные веки веков Аминь.
5) Вопросы Христологии. Единосущность нам по естеству.
Евстафий Антиохийский. Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его.
14. Внимай, возлюбленный, просвещению истины, бегай тьмы заблуждения. Ты, говорит, Христос, — не простой Христос человек, но Сын Бога Живого, Слово, ставшее плотью ради нас, не изменное, — единый Сын Бога Живого, — Логос ставший плотью, — не один из иудейских христов, не один из иудейских и подложных христов. Но Ты, по Павлу, один Господь, над всеми благословенный во веки веков аминь (1 Кор. 8:6; Рим:9, 5). Ты — единый Христос и Сын единородный Бога Живого: видели мы, говорит Евангелист, славу Его, славу как Единородного от Отца, — полное (Слово) благодати и истины (Иоан.1:14).
15. Ты — перворожденный и единородный и единый со Святым Духом, единосущный и равночестный и равносильный Родившему, безначальный и совечный Богу Отцу, Ты — Христос, не один из созданных Тобою невидимых и служебных Твоих сил, но природно Сын Бога Живого Не ходатай, ни ангел, но Сам Господь, говорит, как сказал Исаия (Иса. 63:9, 33—22), спас нас, спас их, так что ангелы не суть христы. Ты — Христос, то есть не человек Христос, но Бог Христос, Бог вочеловечившийся, не человек обожествившийся, но помазавший (χρίσας) Свое и добровольное воплощение (σαρκωσιν) Своим Божеством, почему и сказано: миро излитое имя Твое и в благовоние мира Твоего убежим (Песн. 1:2—4). Ты Христос, от всякого создания поклоняемый, как Один Господь и Бог, как Один Сын, как Один Владыка с Отцем (и) Святым Духом.
Евстафий Антиохийский. Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его.
Так и Мария видела Бога вочеловечившимся неизменно и совершила возлияние благовония на святой и спокланяемый Его храм, то есть на Него Самого ибо нераздельно единение и неслиянно таинство благочестия и нерасторжимо исповедание Единого из Троицы Господа Иисуса Христа.
Евстафий Антиохийский. Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его.
А с нею и мы все да знаем Единого и Того же и, поклоняясь Господу, прежде век совечно и собезначально, несказанно и неизреченно, от Отца, то есть из несозданной сущности, Рожденному, и в последния времена от непорочной Девы неизменно и неслиянно, выше разума и слова, Воплощеннному, да достигнем ублажения от Него в милости и жизни бесконечной, потому что Ему слава со Отцем и Святым Духом в непрестанные веки веков Аминь.
6) Против монофизитства.
Евстафий Антиохийский. Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его.
14. Внимай, возлюбленный, просвещению истины, бегай тьмы заблуждения. Ты, говорит, Христос, — не простой Христос человек, но Сын Бога Живого, Слово, ставшее плотью ради нас, не изменное, — единый Сын Бога Живого, — Логос ставший плотью, — не один из иудейских христов, не один из иудейских и подложных христов. Но Ты, по Павлу, один Господь, над всеми благословенный во веки веков аминь (1 Кор. 8:6; Рим:9, 5). Ты — единый Христос и Сын единородный Бога Живого: видели мы, говорит Евангелист, славу Его, славу как Единородного от Отца, — полное (Слово) благодати и истины (Иоан.1:14).
Евстафий Антиохийский. Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его.
Богом и человеком нераздельно и неслиянно исповедуя Сына Божия, проповедуя Эммануила.
7) Божественная Благодать.
Евстафий Антиохийский. Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его.
Но достойна сеяния и жатва Марии, достоин доброго пожелания и плод. Она ускорила исполнить писание, и была предвосхищена увенчивавшей ее Божественной благодатью. Она поняла воспеваемое у пророков, познала и благовременное исполнение пророчества.
8) Писание.
Евстафий Антиохийский. Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его.
Разночтение это может иметь значение для определения так называемой Лукиановской рецензии Ветхозаветной Библии
9) Человеческая природа.
Евстафий Антиохийский. Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его.
13. Она услышала: «верующий в Меня, ежели и умрет, будет жив» (Иоан.11:25), — познала Подателя жизни и искренним голосом воскликнула: «я уверовала, что Ты — Христос, Сын Божий, в мир грядущий» (Ин.11:27). Так надлежало, чтобы женская природа познала и исповедала Творца и Бога.
10) О женщинах.
Евстафий Антиохийский. Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его.
13. Она услышала: «верующий в Меня, ежели и умрет, будет жив» (Иоан.11:25), — познала Подателя жизни и искренним голосом воскликнула: «я уверовала, что Ты — Христос, Сын Божий, в мир грядущий» (Ин.11:27). Так надлежало, чтобы женская природа познала и исповедала Творца и Бога.
11) Наименование Богородицы.
Евстафий Антиохийский. Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его.
Взяв миро, не бездушный камень помазала в жилище Божие, как Иаков, Явившемуся ему во время его бегства от Исава, но от Богородицы Девы рожденный одушевленный храм намастила Несозданному и Творцу всяческих Богу