Вопросы Христологии. Единосущность нам по естеству.
Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.
В Ней неизреченно Он Сам соединился с нами и приобщился нам, как сказал божественный Певец: «Выбрал из нас наследством Своим Красоту Иаковлю, Которую полюбил» — явно [имея в виду] Приснодеву Марию.
Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.
Отец, восхваляя Ее, восклицает к воплощению свыше: «Это Сын Мой, Кого Я пожелал,» — одного — от Него, и от Приснодевы. Являя нам Сына Бога, Единосущного Ему и нам: в первом случае — Божеством, а во втором — плотью. Ибо по собственной воле Бессмертный стал одного вида со смертными: и, продолжая так пребывать, был Он виден, как Он есть.
Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.
А Спаситель его ради стал Человеком, оставаясь Богом и не меняя природы, не меняясь от Божества.
Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.
Вместо нематериальной, но смертоносной еды ослушания, Он, соединив Свои Божественную сущность с нашей, предлагает нам живоносную еду, по воздуху всеми принимаемую. И она остается неистощимой, в чем за все осудился осужденный добровольно Бог, и Он же Человек.
Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.
Я скажу, что великий Апостол, когда Христа называет не Богом, а Господом, не отделяет Его от Божества, и не показывает опять же, что Бог в Него вселился. Нас этому учит сам тот, кто был пред Ним — великий Исайя.
Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.
Но кто иной, кто стал совокупен с нашей природой в утробе Приснодевы? Только Сам единственный Ее ребенок — Сын Божий, Сын, посланный Отцом чтобы быть рожденным от женщины.
Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.
Если бы Он пришел и был, имея Свою природную выдержку, то думалось бы, что ничего нет поразительного в том, что Он совершает чудеса, что Бог борется с ангелом-отступником. Но это диавол безумно превознесся, как богоборец, и потому прекрасно, что Бог воспринял человеческую слабость, и разрушает гордыню диавола, даруя нам победу-одоление. Не человек прельщенный в древности, тем самым видимый, но Бог, умом постигаемый, был бы взят в плен, и думается, трудным было бы исправление рода нашего. Но святое Слово пришло в Божией природе, и Лик погиб, победил противоборца.
Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.
Не может быть иначе. Просто человек не может спасти. А Бог как таковой не причастен страсти. Но Он — Бог и человек — един из двух, ибо природа та и другая соединились и стали единым: Он рожден богочеловечески от Приснодевы, сохранив Ее невредимой; Он же Бог — Он же человек. Когда Он восходит на Крест, то не становится причастен какой-то другой природе, поэтому иногда и говорит, как полагается Богу, а иногда — как человеку, как случается временно.
Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.
Как червь из земли без всяких примесей обретает плоть и оживает, подобным образом и Я от Приснодевы без примесей каких-либо и схождения с мужчиной воплотился, саморасленным стал Человеком, оставаясь Богом.
Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.
Соединившись с нашей душой и телом, Сам Бог Слово стал подобен нам. Он был с нами, что было и до этого; и был видим, что не было до этого.
Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.
Но сказанное и иначе осмысляют, под закваской разумея честное и святое Тело Бога Слова, которое Он Себе созиждил в утробе Приснодевы, без семени облачившись [в Нее] и смешавшись с душою и телом.
Антоний Великий. Послание Антония, отшельника и главы отшельников, братиям, обитающим повсюду.
И Он собрал нас из всех краев, чтобы воскресить сердца наши от земли, и научить нас, что все мы — от единой сущности и члены друг другу.
Викторин Петавский. О сотворении мира.
Он показывает Свое человечество иудеям следующими способами: когда Он алчет (см. Мф 4:2), жаждет (см. Ин 4:7), когда Он принимает пищу [и питие] (см. Лк 7:34), когда Oн идет (см. Мф 4:18) и удаляется (см. Ин 6:15; Мф 4:12), когда Oн спит на изголовье [корабля] (см. Мк 4:38). Смотри же, как Он возвещает о Себе им как о Господе, когда во время сильной бури на море стопами ходит по воде (см. Ин 6:18—19; Мф 14:22—23), ветрам повелевает (см. Лк 8:25), болящих исцеляет (см. Мф 12:15), хромых ставит на ноги (см. Мф 15:31), слепых просвещает зрением (см. Мф 15:31), глухих учит слушанию, а немых красноречию (см. Мк 7:37).
Викторин Петавский. Толкование на Апокалипсис.
Он был завещателем и победил смерть, был поставлен Богом законным наследником, чтобы обладать и веществом смертного [существа], то есть человеческим телом.
Викторин Петавский. Толкование на Апокалипсис.
Который, словно лев, сокрушил смерть и исполнил все возвещенное о Нем: освободил человека, то есть плоть, от смерти, и воспринял субстанцию смертных, то есть человеческую природу.
Григорий Чудотворец. Беседа на Рождество Христово.
В этот радостный день Бог пришел на рождение; в, этот день великаго изменения Бог соделался тем, чем не был, поелику был Богом и соделался человеком, не отлучившись от Божества. Он не лишился Своего естества, ибо, соделавшись человеком, пребыл Богом. Возрастая и достигая наивысшей степени [совершенства], Он, однако, возвысился до божественности не посредством человеческой добродетели, как если бы кто из человека сделался Богом. Но, хотя Он был Словом, чуждым страданий, Он соделался плотью и явился не измененным, не иным соделавшимся и не утратил, естества, которым обладал.
Григорий Чудотворец. Беседа на Рождество Христово.
Бог от Бога родился; Он же есть человек и от Девы воспринял плоть. В вышних, от единственнаго Отца единственный, есть единородный Сын единаго Отца; в уничижении есть единственный от единственной Девы, единородный Сын единой Девы; и подобно тому, как в первом рождении нет места для поношения, так как без посредства и без отделения родился от Отца нераздельный и неотделимый; подобным образом и в последнем рождении нет места для нечестия, так как Он родился без истления, чистый сохраняя чистую. Бог не потерпел болезней божественно рождая Бога, и Дева не потерпела истления, поелику духовным образом родила духовнаго. Первое рождение неизъяснимо, и последнее недоступно для испытания. Первое не совершилось с страданием, последнее не произошло нечистым образом.
Григорий Чудотворец. Беседа на Рождество Христово.
если бы Он был рожден от обыкновеннаго естества, полагали бы, что Слово сделалось чем-то ложным. По причине этого Он родился и возсиял от Девы; (по этой причине) Он в Своем рождении сохранил неповрежденною утробу и девство, чтобы неслыханные условия рождения были для нас знаком великаго таинства.
Григорий Чудотворец. Беседа на Рождество Христово.
Поелику иудеи имеют обыкновение спрашивать язычников, требуя [сказать], Бог ли Христос, то мы должны дать ясный ответ: действительно, Христос по естеству есть Бог и соделался человеком, но не по естеству. Это утверждаем и поистине веруем, призывая во свидетели печати непорочнаго девства, чтобы подлинно было известно, что Он — Бог всемогущий, поелику, как Творец утробы, первовиновник и защитник девства, избрал образ чистаго рождения и соделался человеком, как восхотел.
Григорий Чудотворец. Беседа на Рождество Христово.
Потому что Бог пришел в мир и потому что люди вознесены на небо. Совершилось смешение всего: Бог всецело приходит на землю и однако своим естеством всецело пребыл на небесах, даже тогда, когда весь на земле. Был Богом и соделался человеком, никоим образом не отрекаясь быть Богом; так как Он был Словом и так как невозможно было Ему подвергаться мучениям, то Он соделался плотью и претерпел муки. Не Богом соделался, потому что уже был Им по естеству, но соделался плотью, чтобы телесное могло видеть Его. Кого не видят небожители, Сему ясли предоставили обиталище; когда Он пришел, все умолкло пред Ним.
Григорий Чудотворец. Беседа на святое Богоявление.
Надлежит Мне взойти плотию туда, где есмь Божетвом. Надлежит Мне привести ко Отцу Адама во Мне царствующим.
Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.
Если кто называет тело Христово несозданным и не исповедует, что Сам несозданный Бог Слово представил доказательства воплощения и вочеловечения созданного из человечества, как написано, анафема да будет. Изъяснение. Ибо как можно называть тело не созданным? Ведь несозданное бесстрастно, неуязвляемо, неосязаемо. Христос же, воскресший из мертвых, показывал своим ученикам и знаки от гвоздей, и прободение копья, и тело для осязания, хотя и вошел к ним при запертых дверях; но это сделано было Им для того, чтобы показать и действие Божества, и истинность тела. Хотя он был Бог, но по естеству познан был как человек, и будучи по истине человеком, по делам Своим явился Богом.
Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.
Если кто называет плоть Христа единосущной Божеству, и не исповедует, что Он — в образе Божием Сый, предвечный Бог и уничижил Себя и принял образ раба, как написано (Флп. 2:7), анафема да будет. Изъяснение. Каким образом явившуюся во времени плоть можно называть единосущной безлетному Божеству? Ибо единосущным называется совершенно тожественное по естеству и по вечности.
Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.
Если кто говорит, что Христос воспринял совершенного человека, как одного из пророков, и не исповедует, что Он Сам, чрез воплощение от Девы, соделался человеком, родился в Вифлеме, воспитан в Назарете и показал преуспеяние в возрасте, подлежал счислению времени [по летам], крестился в Иордане и был засвидетельствован Отцом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», как написано (Матф. 3:17), анафема да будет. Изъяснение. Как можно утверждать, что Господь воспринял совершенного человека, как одного из пророков, когда Сам Господь соделался человеком чрез воплощение от Девы? Посему написано, что «первый человек из земли перстный» (1 Кор. 15:47); когда же он, созданный из земли, отошел в землю, то второй, сделавшись человеком, восшел на небеса. И говорится: «первый Адам»и «последний Адам» (1 Кор. 15:45). И как исповедуется, что второй от первого по плоти, — посему Христос и человек и Сын человеческий, — так и засвидетельствовано, что второй — Спаситель первого, ради которого Он и снисшел с неба. Когда же Слово, снисшедшее с неба и соделавшееся человеком, взошло на небеса, то вследствие этого и говорится: второй Адам — с небес.
Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.
Если кто говорит, что Христос родился от Девы из семени мужеского, как и все люди, и не исповедует Его воплотившимся и вочеловечившимся от Духа Святаго и от Святой Девы Марии из семени Давидова, как написано (Лук. 1:34—35;Рим. 1:3), анафема да будет. Изъяснение. Как может кто-нибудь говорить, что Христос родился от Девы из семени мужеского, когда на благовестие святого благовестника и ангела Мариами Дева сказала: «Как это будет со мною, когда я мужа не знаю»? Почему он (ангел) говорит: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Вышнего осенит тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Вышнего» (Лук. 1:34 сл.). И Иосифу говорит: «Не бойся принять Мариамь, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святаго. Родит же Сына, и нарекут имя Ему Иисус, ибо Он спасет народ Свой от грехов его» (Матф. 1:20 сл.).
Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.
Если кто говорит: иной прежде веков Сын Божий и иной явившийся в последние времена, и не исповедует, что Сущий прежде веков тот же, что и явившийся в последние времена, как написано, анафема да будет. Изъяснение. Как можно говорить: иной сущий прежде веков Сын Божий и иной явившийся в последние времена, когда Сам Господь говорит: «прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан. 8:58), и «потому что Я исшел от Отца и пришел, и опять иду к Отцу Моему» (Иоан. 16:28).
Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.
Если кто говорит: иной пострадавший и иной не пострадавший, и не исповедует, что Сам бесстрастный и непреложный Бог Слово непреложно пострадал Своею собственною плотью, как написано, анафема да будет. Изъяснение. Как можно говорить: иной пострадавший и иной не пострадавший, когда Сам Господь говорит: «должно Сыну Человеческому много пострадать и быть убиту и в третий день воскреснуть из мертвых» (Марк 8:31; Лук.9:22), и: «когда узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Отца» (Матф. 16:28, 26:64): и: «когда придет Сын Человеческий во славе Отца Своего» (Марк 8:38; Лук.9:26)?
Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.
Если кто говорит, что Христос есть совершенный человек — отдельно, и Бог Слово — отдельно, и не исповедует единого Господа Иисуса Христа, как написано, анафема да будет. Изъяснение. Как может кто-нибудь говорить, что Христос — отдельно совершенный человек и отдельно Бог Слово, когда Сам Господь говорит: «что́ вы ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую Я слышал от Отца» (Иоан. 8:40). Ибо не человека дал за нас, но Самого Себя предал за нас Бог Слово, соделавшийся человеком ради нас. Посему Он говорит: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. Он же говорил о храме тела Своего» (Иоан. 2:19, 21).
Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.
Если кто говорит, что Христос преложим или изменяем, и не исповедует Его непреложным по духу и тленным по плоти, анафема да будет. Изъяснение. Как может кто-нибудь говорить, что Христос преложим или изменяем, когда Сам Господь говорит: «Я есмь и не изменяюсь» (Мал. 3:6). И еще:«не оставлена душа Его во аде, и плоть Его не видела тления» (Деян. 2:31; Псал.15:10)?
Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.
Если кто говорит, что Христос воспринял часть человека, и не исповедует Его по подобию нашему во всем, кроме греха, анафема да будет. Изъяснение. Как кто-нибудь может сказать, что Христос воспринял часть человека, когда Сам Господь говорит: «душу Мою полагаю за овец, чтобы опять принять ее» (Иоан. 10:15, 17), и: «плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие», и: «ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную» (Иоан. 6:55—56).
Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.
Если кто говорит, что тело Господа без души или без ума, и не исповедует Его совершенным во всем человеком, единым и тем же, да анафемствуется. Изъяснение. Как же может кто-нибудь говорить, что тело Христа без души и без ума? Ибо возмущение, и печаль, и туга не являются указанием ни на тело без души, ни на душу без ума, ни на непреложное Божество, ни на призрачность, ни на недостатки человеческой немощи; но Слово в Себе Самом дало доказательство наших страстей, принявши на Себя страстное, как написано, что«Сам Он принял немощи наши и понес болезни наши» (Ис. 53:4; Матф. 8:17). Ибо возмущение, и печаль, и туга — болезни души; а утомление, и сон, и поранение тела — немощи плоти.
Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.
Если кто говорит, что Христос явился миру призрачно, и не исповедует Его пришедшим во плоти, анафема да будет. Изъяснение. Как может кто-нибудь сказать, что призрачно явился миру Христос, в Вифлееме родившийся и подвергшийся обрезанию плоти, и Симеоном носимый, и двенадцать лет воспитываемый, и родителям повиновавшийся, и во Иордане крестившийся, и на кресте пригвожденный, и из мертвых восставший?
Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.
В пустыне был искушаем не потому, чтобы Сам подлежал искушению, но чтобы наши искушения противопоставить вызову искусителя, дабы показать тщету искусителя. Посему Он говорит: «дерзайте: Я победил мир» (Иоан. 16:33), опять выставляя не божественное начало, но являя Свою собственную плоть победительницей страдания, смерти и тления, чтобы посредством плоти, чрез которую грех вошел в мир, и чрез грех смерть царствовала над всеми людьми (Рим. 5:12 сл.), через ту же плоть по подобию осудить грех во плоти (Рим. 8:3), победить начальника греха — искусителя, упразднить смерть, чтоб ей не царствовать, во гробе тела уничтожить тление, явить Собою начаток воскресения, чтобы затем господствовало в мире начало правды и чтобы царство небесное благовествовалось людям и совершилось общение Бога с людьми.
Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.
Сын Божий соделался человеком, ибо тайна эта велика, как написано: «род Его кто разъяснит, ибо вземлется от земли жизнь Его» (Ис. 53:8). Но должно веровать, что Сын Божий соделался человеком «по Писаниям», и что Он был видим на земле, и обращался между людьми по Писаниям, по подобию, кроме греха, и что Он умер за нас и воскрес из мертвых, как написано, и что Он вознесся на небо и сел одесную Отца, откуда придет судить живых и мертвых, как написано, чтобы, из-за того, что мы занимаемся словопрением друг с другом, кто-нибудь не похулил самого учения веры, и чтобы не сбылось над нами сказанное: «ради вас имя Мое» (Божие) «постоянно хулится во языцех»(Ис. 52:5).
Григорий Чудотворец. О возможности и невозможности страданий для Бога.
так и о Боге, Который силен по Своей воле и бесстрастен по Своему существу, когда Он принял на Себя страдания, как не сказать, что Он пребыл в Своем бесстрастии даже в то время, когда подвергался пытке железом и огнем, поскольку природа Божества сильнее всего, даже когда она в страданиях? Ибо истинным доказательством Божественного бесстрастия и бессмертия должно признать то, что, находясь под действием страдания. Он Сам явился причиною страданий, поскольку этим доказательством обнаруживается, какова была причина того, что совершилось.
Григорий Чудотворец. О возможности и невозможности страданий для Бога.
Ибо на Него вследствие Его бесстрастия смерть не может нападать, и поскольку Он бессмертен, то без страха может попрать смерть; силою же Божества Он остался чуждым страданий и победил силы смерти, по человеческому выражению, истинно сделался причастником смерти. Итак, когда мы слышим, что Бог пострадал, мы должны разуметь это относительно пришествия Его на смерть, поскольку Он вовсе не воспринял в Себя страданий смерти — бесстрастной и бессмертной Своей силой Он явился на смерть и от смерти уходит, как Бог, Который все может.
Григорий Чудотворец. О возможности и невозможности страданий для Бога.
так как Его бесстрастная природа и в Его страданиях пребыла такой же, какой была. Поскольку если бы с соизволения блаженнейшего существа отделилась субстанция. Им [воспринятая], то [через это] не умалится Его собственная субстанция, так как Его Божественная природа показала, что она неизменяема, поскольку удары, рассечения, болезнь и скорбь никогда не могут причинить вреда Богу. Ибо, что побеждается страданием и изменяется от тления, об этом должно сказать, что оно страдает, а что совершается превосходящей Божественной мудростью и дивным домостроительством Божественного провидения, на то не должно смотреть как на страдания Бога, потому что вследствие бесстрастия Бога в этом не обретается ничего, что производило бы страдание.
Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.
Исповедание же церковное и спасительное для мира есть вера в воплощение Слова, предавшаго Самого Себя человеческой плоти, которую Оно приняло от Марии, оставшись однако тем же и не подвершись никакому превращению или изменению в Божестве, но сочетавшись с плотью по подобию человеческому, так что плоть соединилась с Божеством, при чем Божество восприняло страстность плоти во время исполнения таинства. После же разрушения смерти пребывает в святой плоти постоянное безстрастие и неизменное безсмертие, так как силою Божества воспринята первоначальная человеческая красота и предоставлена всем людям чрез усвоение верою.
3. Если же некоторые и здесь извращают священную веру, или усвояя Божеству человеческое (преуспеяние и страсти и возрастающую славу), или отделяя от Божества преуспеваюшее и страждущее тело, как существующее собственною жизнью, то и таковые вне церковнаго и спасительнаго исповедания.
Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.
Если разделяется природа, которой воздается поклонение, то у них должно быть разделено и поклонение. Но с вечным не должно воздавать поклонения тому, что является новым, ибо ново все, что получило начало, тогда как давний и неизмерим Тот, Кто прежде веков.
10. Поэтому полагающий какое-либо начало времени жизни Сына и жизни Святаго Духа, тем самым отделяет Сына и Святаго Духа от сочисления с Отцем. Ибо, подобно тому, как мы исповедуем единую славу, так должно исповедывать и единое существо или Божество и единую вечность Троицы.
11. Главное же в нашем спасении — воплощение Слова. Итак, мы веруем, что воплощение Слова совершилось для обновления человечества так, что Божество пребыло неизменным; ибо не произошло ни изменения, ни превращения, ни ограничения в духе по отношению к (святой) Силе Божией, но продолжая оставаться тою же, она и исполнила дело воплощения во спасение мира, и Слово Божие, жительствуя на земле по-человечески, равным образом сохранило свое божественное присутствие во всем, все наполнив, при совершенно особенном срастворении с плотью, и когда происходили страдания по плоти, Сила [т. е. Божество] сохранила свойственное ей безстрастие.
12. Итак, нечестив тот, кто страдание относит к Силе, ибо Господь славы явился в человеческом образе, восприняв человеческое домостроительство на земле, и Своими делами исполнил закон за людей, а Своими страданиями разрушил страдания, и смертию упразднил смерть, воскресением же возсиял жизнь. Ожидаем и славнаго пришествия Его с небес ради жизни всего и суда, грядущаго воскресения мертвых для воздаяния всем по заслугам.
Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.
Еще исповедуем, что Сын Божий соделался сыном человеческим, не по имени, но во-истину, принявши плоть от Марии Девы, и что Он есть совершенный Сын Божий и Он же — сын человеческий, единое лице и единое поклонение Слова и плоти, которую Оно восприняло. И анафематствуем творящих различныя поклонения, одно божеское и одно человеческое, и поклоняющихся человеку из Марии, как иному по сравнению с Богом от Бога. Ибо мы знаем, что в начале было Слово, и Слово было к Богу и Слово было Бог(Иоан. 1:1); когда же Он соделался человеком ради нашего спасения, мы покланяемся не как соделавшемуся равным [нам] в равной [с нами] плоти, но как Господу, принявшему образ раба. Исповедуем страдание Господа по плоти, воскресение силою Его Божества, восшествие на небо, славное пришествие Его, грядущаго на суд живых и мертвых и вечную жизнь святых.
Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.
И Безплотный во плоти явившийся есть Бог истинный, совершенный истинным и божественным совершенством, не два лица и не два естества; ибо мы не утверждаем, что покланяемся четырем — Богу, Сыну Божию, человеку и Духу Святому. Посему мы и анафематствуем так нечествующих, которые человека полагают в божественном славословии; ибо мы говорим, что Слово Божие соделалось человеком для нашего спасения, чтобы мы получили уподобление небесному и обожествились до подобия истинному по естеству Сыну Божию, по плоти же сыну человеческому, Господу нашему Иисусу Христу.
Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.
Един Сын, один и тот же и до воплощения и по воплощении, человек и Бог, то и другое — единое. И не иное Лице — Бог Слово, а иное — человек Иисус, но один и тот же предсуществующий Сын явился соединенным с плотью из Марии, стал совершенным и святым и безгрешным человеком и совершает домостроительство в обновление человечества и спасение всего мира.
37. Бог Отец, будучи совершенным Лицем, имеет совершенное Слово, истинно родившееся из Него, не как слово произносимое и не Сына по усыновлению
Григорий Чудотворец. Слово о воплощении Господа.
Воплощенное Слово, после того, как видимо было на земле и обращалось с людьми (Вар. 3:35), поистине понесло наше бремя и, возседая выше нас, также и как человек, совершило дивное, как равное Отцу. Оно разрешило осуждение прародителя, так как было вторым Адамом, обновляя своим нетленным телом тленное тело, уничтожая вражду, заимствуя от нас тело, и, явившись подобным нам, кроме греха, соделалось всем для всех. Далее, так как Оно вместе Бог и человек, то по первому своему рождению Оно равно Отцу, по последнему же Оно первородно сам прежде тварей:первородно именно между многими братиями (Рим. 8:29), во всем подобное Отцу, по сущности, одно и то же есть то, которое совершает чудеса, и то, которое претерпевает болезни: поелику в едином и том же Святом Духе совершает чудеса и носит на себе наши немощи, не так, как мы, по необходимости и закону естества, но по своему изволению.
Дионисий Великий Александрийский. Беседы сохранившиеся на армянском языке (приписываемые).
Без сомнения, он говорит (здесь) о теле Христа, Который воплотился от Девы Марии и родился от Нее совершенным человеком. Он был зачат, но она не познала (мужа); Он родился, но она не пострадала, потому что Христос, как Бог и Господь, сохранил чрево св. Девы таким же, каким оно было ранее, как свидетельствует об этом пророк Иезекииль в словах: сия врата заключенна будут, и никтоже пройдет ими, яко Господ Бои Израилев внидет ими, и будут заключенна.
Дионисий Великий Александрийский. Беседы сохранившиеся на армянском языке (приписываемые).
Сей Сын, существовавший ранее вселенной, родился в Вифлееме, по словам пророка Михея: и ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах иудиных, из тебе бо изыдет Старейшина.
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
Итак, не очевидно ли, что Тот же Самый, Который сказал это устами Осии, говорит снова во время страдания: ныне душа моя возмутися? Ясно, что не принадлежат какому-либо святому пророку ни слова во время страдания: душа моя возмутися, ни слова у Осии: смятеся раскаяние Мое. Согласись же, что не человек был распят на кресте, но единый Святый, единый Единородный Сын Божий и Слово.
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
Снова называя образ раба ипостасным (ἐνυπόστατον)рабом и признав слово и премудрость человека ипостасным человеком, измыслив ныне свои несуществующие ипостаси—образ раба, или слово и мудрость человека, он не знает ни разоренного храма Божия, ни Бога, Который воздвиг разоренный храм тела Своего.
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
что Ему принадлежит совечный Дух и что Он даровал нам то, что Ему Самому принадлежало, когда разделил и излил Его на всякую плоть верующих; и конечно, Бог и Господь есть Тот, Кто разделил нам кровь Свою и Духа.
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
Итак, во всем показали мы потоку беззакония, что святая кровь Бога нашего Иисуса Христа нетленна и не есть кровь подобного нам смертного человека, но кровь Бога истинного, Который есть поток сладости для (всех), почерпающих из него.
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
Дух Святый, изливаясь на вскую плоть, остается целым, как и святая и животворящая кровь, излитая из глубины Божественного ребра; пребывает целым и умаливший Себя Иисус Христос, изливший в нас нетленную живую и животворящую кровь Свою.
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
Тот Самый Бог, Который возвратился к Аврааму в(определенние) часы; взалкал, пришедши к нам, Тот самый, Который сказал: аще взалчу, не реку тебе. Соделавшись плотью, взалкало Слово, взалкал даяй пищу всякой плоти. Итак, опять опровергнуты невежественные слова Самосатского.
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
Для нас соделался Богом Христос Иисус, Который всегда есть Христос Господь, и мы соделалисьЕго народом; некогда мы блуждали, как овцы, а теперь мы возвратились к Пастырю и Блюстителю (ἐπισκοπον) душ наших,—возвратились к вечно пребывающему Христу Господу. Для нас соделался Он Христом Господом, для нас родился Он Отроком, Сыном, хотя и пребывает во веки: так соделался Он, для меня во спасение. Некогда мы не были народом Его, так как не знали Его. Не сотворено было Словом Слово Отчее, как множество горних святых духов; но, будучи Словом, Оно родилось из ипостаси (ἐκ τῆς ὑποστάσεως) Отца. И не созданоСлово, Христос Иисус. Поэтому мы и служим Ему, как истинному Христу. И можно ли обвинять нас за то, будто мы служил созданию паче Творца? Если Он не вошел ко Отцу, как думал Самосатский, то откуда же был Тот, Который сказал: Отец Мой во Мне пребывает?Если Он не вошел, то, что значат слова: никто же взыде на небо, токмо сшедый с небесе?
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
А если истинный Бог Израилев Иисус сказал: не у изыдох ко Отцу Моему, то (это значит), что они еще не видели Его восходящим туда, где Он был прежде. Вот слово вочеловечившегося Бога Слова: аще убо узрите Сына человеческого восходяща, идеже бе прежде и еще: никто же взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, сый на небеси. Иисус, единое Слово, единая ипостась (ὕπόστασις) и единое лицо (πρόσωπον), Сам соделался для меня Богом и Господом. Он есть Тот, Кому все покорено Отцом; будучи не менее Отца, Он молился за нас, говоря: Отче Святый, святи их, соблюди их в мире.
Дионисий Великий Александрийский. Послание к Павлу самосатскому (приписываемое).
Что в одном нашем Христе две ипостаси (ὑποστάσεις) и два лица (πρὸςωπα) и что два Христа и два сына: один-Сын Божий по естеству, (φύσει), прежде существовавший(προϋπάρχοντα); а другой — Христос только по имени и сын Давида, прежде не существовавший, а начавший существовать во времени и получивший имя Сына по благоволению Божию, подобно тому как город получает имя владетеля и дом имя строителя.
Дионисий Великий Александрийский. Послание к Павлу самосатскому (приписываемое).
Итак, ты совершенно опровергнут, и не можешь говорить ни того, что два Христа, ни того, что два сына Божия, ни того, что два-один, как одно лице. Образ Бога, Слово Его и Премудрость исповедуется Сыном Божиим и Самим Богом, единым лицом, всегда сущим, и единою ипостасью лица.
Дионисий Великий Александрийский. Послание к Павлу самосатскому (приписываемое).
Таким образом, ясно, что ни образ его (человека) 1), ни слово его не могут быть сами по себе совершенным человеком или лицом. Напротив, образ Бога и сущее с Ним Слово есть Бог и Сын Божий, ипостасное Слово при Отце(ἐνυπόστατος λόγος ἐπὶ τοῦ πατρός).Так исповедовали Его святые отцы, так предали они и нам исповедовать и веровать.
Дионисий Великий Александрийский. Послание к Павлу самосатскому (приписываемое).
как написано: законодатель и Бог от Бога был под законом. Но что еще? Един Христос, одно y Него Лицо, и одно естество воплощенного Бога Слова
Дионисий Великий Александрийский. Послание к Павлу самосатскому (приписываемое).
Христос, сущее во Отце совечное (συναΐδιος)Слово, един: одно у Него лице, Он-невидимый Бог, сделавшийся видимым. Тот, Который родился от Бога Отца из чрева прежде денницы, рождаясь от Отца, как слово от сердца, явился Богом во плоти, родившись от жены. И Слово плоть бысть, по Писаниям. Оно просто и несложно; Оно не делится на плоть и Слово так, чтобы Слово как бы обитало в человеке; ведь это не означало бы рождения. Он обитает на небе, где обретаются многие матери
Дионисий Великий Александрийский. Послание к Павлу самосатскому (приписываемое).
Он — Господь по естеству и Слово Отца, чрез Него Отец все сотворил, Он называется единосущным (ὁμοούσιον) Отцу святыми отцами; они учили нас (о Нем, как) о Боге.
Ты говоришь, что Христос, сын человеческий, не есть это Слово Отца. И не устыдился ты ни Петра, который,—вдохновленный свыше от Отца,—называет и исповедует Христа, сына человеческого, Сыном Бога живого.
Дионисий Великий Александрийский. Фрагменты с толкованием на евангельские повествования в саду Гефсиманском.
Конечно, Возлюбленный Сам знал совершенную волю Его; Он часто говорит, что пришел творить эту волю, a не свою, т. е. человеческую. Но ведь сделавшись человеком, Он усвояет Себе и лицо человеческое. Вот почему теперь низшая воля Его откатывается исполнять, а высшая воля требует исполнения божественной воли Отца, которая, конечно, по божеству есть одна, как у Него, так и у Отца.
Дионисий Великий Александрийский. Фрагменты с толкованием на евангельские повествования в саду Гефсиманском.
но вместе с тем и по человечеству немедленно укрепленный божеством Отца, он высказывает другое более решительное моление: он хочет выпить чашу уже не так, по как угодно Отцу,—со славою, силою и всю без остатка.