• Авторизация


Апологеты 3 века о Троице. Вне термина Троица и с использованием такового. Божественность Святого Духа. 27-11-2016 18:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1)      Божественность Святого Духа.

 

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

Но и божественный Давид, показывая, что все [стало] действием Святой Троицы, поет в песнопениях: «Словом Господним небеса утверждены. И Духом уст Его вся сила Его», — Господом означив Отца, Словом — Сына, Духом — Духа Святого.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

У них земля не благоплодоносна, не приемлет семя, как христиане, но твердый камень, который обтесывается, чтобы огораживать святыню. Исповедовать, что Божий Сын, Бог Иисус Христос подобен по природе Отцу — это являет их размягченными, а то, что они отрицают, что Святой Дух — Бог — это делает их сердца каменными: они наполовину здоровы, но совершенно слепы, причисляя Творца к творению, и Владыку делая слугой и безмолвным рабом. Отлучая их от христианства, великий Апостол сказал: «Кто не имеет Духа Христова, тот не есть Его (Христов)».

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

Верующий во Отца творит тридцать, исповедующий Бога Сына равным Отцу творит шестьдесят, а Духом совершаемый, исповедующий Его (Духа) Богом, — совершенно творит сто. Некие люди из богомерзких сказали, что вера к Духу творит тридцать, к Сыну — шестьдесят, ко Отцу — сто. Они сами себя развращают, что считают нужным умалить Святой Дух, Отца и Сына превознося и славя более Него, высшими, по числу (по порядку) полагая Отца и Сына. Это весьма порочно для разума. Ибо сперва веруют не в Духа, а во Отца, потом — в Сына, и затем — в совершенный Святой Троицы Божественный и Святой Дух. Как и божественный Песнопевец, сказывая, что во всем сотворении мира была Троица, сказал: «Словом Господним небеса утверждены, и Духом уст Его вся сила их». Уст — Господа Отца; словом — Сыном, Дух Святой — полнота Святой Троицы.

 

Викторин Петавский. Толкование на Апокалипсис.

наложил на них печать Святого Духа, и они получили вечное богослужение, ожидая Царства бесконечных обетований. Гусли, натянутые на древо, обозначали тело Христа, преданное страданию, то есть плоть Христа.

Викторин Петавский. Толкование на Апокалипсис.

Он послал Святого Духа, слова Которого проповедники, подобно стрелам, направили в сердца людей для того, чтобы поразить их неверие. С другой стороны, венец обещан пророкам на головы от Святого Духа (см.: 2 Тим 4:8).

 

Григорий Чудотворец. Изложение веры.

Един Бог, Отец Слова живаго, Премудрости ипостасной и Силы и Образа (χαραχτήρ) вечнаго, совершенный Родитель Совершеннаго, Отец Сына Единороднаго. Един Господь, единый от единаго, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая состав всего, и зиждительная Сила всего сотвореннаго, истинный Сын истиннаго Отца, Невидимый Невидимаго, и Нетленный Нетленнаго и Безсмертный Безсмертнаго и Вечный Вечнаго. И един Дух Святый, от Бога имеющий бытие и чрез Сына явившийся [т. е. людям], Образ Сына, Совершенный Совершеннаго, Жизнь, Виновник живущих, [Источник святый], Святость, Податель освящения, в Нем же является Бог Отец, сущий над всем и во всем, и Бог Сын, Который чрез все. Троица совершенная, славою и вечностью и царством неразделяемая и неотчуждаемая. Посему нет в Троице ничего ни сотвореннаго или служебнаго, ни привнесеннаго, как бы прежде не бывшаго, потом же привзошедшаго; ибо ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но непреложна и неизменна — всегда та же Троица.

Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.

что Сын — из несущих и впоследствии привзошел к Отцу из вторичнаго начала ( ἀποστελλομένης ἀρχῆς ) и которые то же самое думают о Святом Духе, утверждая, что Сын обожествляется и Дух Святый освящается по дару и благодати, которые имя Сына делают общим [у него] с рабами и так объясняют « перворожденный из твари «, как будто и Он подобным же образом из не-сущаго и как будто Он первым сотворен, и которые не исповедуют, что Единородный Сын — единственный у Отца, а только дал Самого Себя быть сопричисленным к смертным и в таком смысле считается перворожденным, которые рождение Сына от Отца описывают человекообразно, отмеривая известный промежуток, и не исповедуют безначальным века родителя и рождения, которые вводят три не имеющих между собою общения и чуждых поклонения, тогда как единственное правильное богопочитание то, которое мы имеем, получивши его от начала из закона и пророков, которое утверждено Господом и проповедано апостолами.

Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.

Если разделяется природа, которой воздается поклонение, то у них должно быть разделено и поклонение. Но с вечным не должно воздавать поклонения тому, что является новым, ибо ново все, что получило начало, тогда как давний и неизмерим Тот, Кто прежде веков. 

10. Поэтому полагающий какое-либо начало времени жизни Сына и жизни Святаго Духа, тем самым отделяет Сына и Святаго Духа от сочисления с Отцем. Ибо, подобно тому, как мы исповедуем единую славу, так должно исповедывать и единое существо или Божество и единую вечность Троицы. 

11. Главное же в нашем спасении — воплощение Слова. Итак, мы веруем, что воплощение Слова совершилось для обновления человечества так, что Божество пребыло неизменным; ибо не произошло ни изменения, ни превращения, ни ограничения в духе по отношению к (святой) Силе Божией, но продолжая оставаться тою же, она и исполнила дело воплощения во спасение мира, и Слово Божие, жительствуя на земле по-человечески, равным образом сохранило свое божественное присутствие во всем, все наполнив, при совершенно особенном срастворении с плотью, и когда происходили страдания по плоти, Сила [т. е. Божество] сохранила свойственное ей безстрастие. 
12. Итак, нечестив тот, кто страдание относит к Силе, ибо Господь славы явился в человеческом образе, восприняв человеческое домостроительство на земле, и Своими делами исполнил закон за людей, а Своими страданиями разрушил страдания, и смертию упразднил смерть, воскресением же возсиял жизнь. Ожидаем и славнаго пришествия Его с небес ради жизни всего и суда, грядущаго воскресения мертвых для воздаяния всем по заслугам. 

Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.

Видишь, что всюду в Писании Дух проповедуется Божиим, и нигде не называется созданным. Что же могут сказать нечестивые, когда Господь послал учеников крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. 28:19)?

Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.

Если же скажут: как три Лица и как единое Божество? Мы скажем им, что три Лица, посколько одно — Бога Отца, одно — Господа Сына и одно — Святаго Духа; едино же Божество, посколько Сын есть образ Бога Отца, Который един, т. е. Бог от Бога, и Духа равным образом называем Божиим, и это естественно по тожеству сущности, а не по причастию Бога. И едина сущность Троицы, чего нельзя сказать относительно тварей. 
26. Ибо не одна сущность Бога и тварей, потому что ничто из последних по своей сущности не есть Бог, но ничто из них по существу и не Господь, но един Бог Отец и един Господь Сын и един Дух Святый, и мы утверждаем, что Троица — единое Божество, единое господство и единая святыня, потому что Отец есть начало Господа, вечно Его родившее, и Господь — первообраз Духа, — таким образом, и Отец — Господь и Сын — Бог и о Боге сказано, что « Дух есть Бог ». 
27. Итак, исповедуем единаго Бога истиннаго, единое начало, и единаго Сына, истиннаго Бога от истиннаго Бога, естественно имеющаго Отчее Божество, т. е. единосущнаго Отцу, и единаго Духа Святаго, по естеству и по-истине освящающаго и обожествляющаго всех, имеющаго бытие из сущности Бога; а утверждающих, что или Сын или Дух Святый — создание, анафематствуем; все же прочее исповедуем сотворенным и рабским, созданным Богом чрез Сына (и) в Духе Святом освященным. 

Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.

И тут пусть послушают Павла, никоим образом не отделяющаго Духа Святаго от Божества Отца и Сына, но ясно показывающаго, что глаголание Святаго Духа — было от Лица Божия, и таким образом изречено как бы от Бога, как изложено в вышеприведенных изречениях. Поэтому веруем, что Святая Троица — един Бог, и покланяемся Ей согласно засвидетельствованному божественным Писанием, тем более, что и всюду существуют для нас в божественном Писании безчисленныя наставления, которыя согласно свидетельствуют апостольскую и церковную веру. 

 

Дионисий Великий Александрийский. Беседы сохранившиеся на армянском языке (приписываемые).

Но Отец, Сын и Дух Святый суть одно естество, и одна воля у трех Лиц, так как единым поклонением исповедуем мы единое Божество, равное, общее, неделимое в единстве. Ему слава во веки. Аминь.

Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).

что Ему принадлежит совечный Дух и что Он даровал нам то, что Ему Самому принадлежало, когда разделил и излил Его на всякую плоть верующих; и конечно, Бог и Господь есть Тот, Кто разделил нам кровь Свою и Духа.

Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).

Знает и Дух Святый, как Отец пребывает в Сыне и Сын во Отце. Человеколюбивый Дух Святый удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, как уклонился и Сын, убежав во Египет.

 

 

 

2)      Троичность. Троица.

 

Антоний Великий. Устав отшельнической жизни.
251. Каждую ночь слезами своими обливай ложе свое и смачивай постель твою, и смиряй себя пред Христом Господом, да изгладит Он грехи твои и тебя паки обновит, да подаст тебе помощь к совершению дел благих, и дарует в наследие царство Свое вечное. Ему буди хвала, честь, слава и поклонение, со всеблагим Отцем и Святым Духом, ны не и присно, и во веки веков. Аминь.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

Разве она была под властью хоть какого-то претерпевания, когда Отец, будучи Духом, Сына-Слово родил безвременно и неизреченно? Многим вид кажется вернее услышанного. Но испытание слов более надежно. Хорошо было бы хотя вкратце обрести необходимое учение о бесстрастном рождении Бога, в котором не было получено ни убытка, ни разделения. Создание Божие — Сын.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

Ведь Отец родил Сына, не имеющего различий [в сравнении с Ним] не имеющего недостатков, ни в увеличении, ни уменьшении, но бесплотен Он, как Единосущное бесплотное Слово.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

Отец, восхваляя Ее, восклицает к воплощению свыше: «Это Сын Мой, Кого Я пожелал,» — одного — от Него, и от Приснодевы. Являя нам Сына Бога, Единосущного Ему и нам: в первом случае — Божеством, а во втором — плотью. Ибо по собственной воле Бессмертный стал одного вида со смертными: и, продолжая так пребывать, был Он виден, как Он есть.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

Ибо любовь Отчая — Единосущный Сын: как Свет от Света, так Бог от Бога и любовь от любви.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

Но и божественный Давид, показывая, что все [стало] действием Святой Троицы, поет в песнопениях: «Словом Господним небеса утверждены. И Духом уст Его вся сила Его», — Господом означив Отца, Словом — Сына, Духом — Духа Святого.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

Если мы будем настаивать на прочих словах, то во всех случаях само богословие (слова о Боге) нам искусно все покажет, говоря, что сказано «сотворил», а не «творили»; «Бог», а не «боги»; «человека по образу Божию», а не «богов». «Сотворим» знаменует три лица Божества, а само «сотворить» — соединение природы, света и действия: как мы понимаем из самого того, что мы сотворены.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

«Я один и тот же», и так указуется Святая Троица, что Три. Бог с высоты показывает три Своих ипостаси и лица.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

Верующий во Отца творит тридцать, исповедующий Бога Сына равным Отцу творит шестьдесят, а Духом совершаемый, исповедующий Его (Духа) Богом, — совершенно творит сто. Некие люди из богомерзких сказали, что вера к Духу творит тридцать, к Сыну — шестьдесят, ко Отцу — сто. Они сами себя развращают, что считают нужным умалить Святой Дух, Отца и Сына превознося и славя более Него, высшими, по числу (по порядку) полагая Отца и Сына. Это весьма порочно для разума. Ибо сперва веруют не в Духа, а во Отца, потом — в Сына, и затем — в совершенный Святой Троицы Божественный и Святой Дух. Как и божественный Песнопевец, сказывая, что во всем сотворении мира была Троица, сказал: «Словом Господним небеса утверждены, и Духом уст Его вся сила их». Уст — Господа Отца; словом — Сыном, Дух Святой — полнота Святой Троицы.

Антоний Великий. Письма.

все мы существа сотворенные — все, кроме Пресвятой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа.

 

Григорий Чудотворец. Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы.

Если же Сын Божий, то и Бог сообразный Отцу и совечный, в Котором Отец обладает всецелым откровением; Он – начертание в лице, и чрез отражение [в Нем] возсияет Его слава. И как из неизсякаемаго источника проистекают реки, так и из сего неизсякаемаго и всегда живого источника проистекает неизсякаемый и истинный Свет мира – Христос Бог наш.

Григорий Чудотворец. Беседа на Рождество Христово.

Бог от Бога родился; Он же есть человек и от Девы воспринял плоть. В вышних, от единственнаго Отца единственный, есть единородный Сын единаго Отца; в уничижении есть единственный от единственной Девы, единородный Сын единой Девы; и подобно тому, как в первом рождении нет места для поношения, так как без посредства и без отделения родился от Отца нераздельный и неотделимый; подобным образом и в последнем рождении нет места для нечестия, так как Он родился без истления, чистый сохраняя чистую. Бог не потерпел болезней божественно рождая Бога, и Дева не потерпела истления, поелику духовным образом родила духовнаго. Первое рождение неизъяснимо, и последнее недоступно для испытания. Первое не совершилось с страданием, последнее не произошло нечистым образом.

Григорий Чудотворец. Беседа на святое Богоявление.

В чье имя крещу Тебя? Во имя Отца? Но Ты всего Отца имеешь в Себе и весь Ты в Отце. Во имя Сына? Но нет, кроме Тебя, другого по естеству Сына Божия. Во имя Святаго Духа? Но Он всегда соприсущ Тебе, как единосущный с Тобою, единохотящий, единомысленный, единомощный и единочестный и с Тобою от всех принимает поклонение.

Григорий Чудотворец. Изложение веры.

Един Бог, Отец Слова живаго, Премудрости ипостасной и Силы и Образа (χαραχτήρ) вечнаго, совершенный Родитель Совершеннаго, Отец Сына Единороднаго. Един Господь, единый от единаго, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая состав всего, и зиждительная Сила всего сотвореннаго, истинный Сын истиннаго Отца, Невидимый Невидимаго, и Нетленный Нетленнаго и Безсмертный Безсмертнаго и Вечный Вечнаго. И един Дух Святый, от Бога имеющий бытие и чрез Сына явившийся [т. е. людям], Образ Сына, Совершенный Совершеннаго, Жизнь, Виновник живущих, [Источник святый], Святость, Податель освящения, в Нем же является Бог Отец, сущий над всем и во всем, и Бог Сын, Который чрез все. Троица совершенная, славою и вечностью и царством неразделяемая и неотчуждаемая. Посему нет в Троице ничего ни сотвореннаго или служебнаго, ни привнесеннаго, как бы прежде не бывшаго, потом же привзошедшаго; ибо ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа1, но непреложна и неизменна — всегда та же Троица.

Григорий Чудотворец. К Филагрию о единосущии.

естество (которое иной правильно назвал бы скорее сущностью, чем естеством) Отца и Сына и Святаго Духа — просто или сложно? Ибо если оно просто, то как оно может допускать «три» — число названных выше? Поелику простое — однородно и несчисляемо; а то, что́ подпадает числам, по необходимости разсекается, хотя бы оно и не было подвергнуто счислению; разсекаемое же страдательно, ибо разсечение есть страдание. Поэтому, если естество Совершеннейшего просто, то излишне назначение имен; а если назначение имен истинно, и до́лжно доверять именам, то тотчас исчезает однородность и простота. Итак, каково же естество [разсматриваемого] предмета? Так ты говорил мне. Слово истины со всею точностью представит разъяснение этих вопросов, не предлагая неразумно, по недостатку доказательств, призрака веры, которая не требует доказательства, и не пытаясь прикрывать шаткость своего убеждения свидетельствами древних басен, но, взвесив результаты точного исследования и сделав правильные выводы, ясно представит достоверность учения. Итак, да шествует к нам отселе слово [истины] и пусть оно скажет нам и то, как до́лжно представлять себе Божество — простым или трехсоставным? Ибо тройственность имен заставляет нас так именно и говорить и веровать, и, злоупотребив ими, некоторые составили шаткия и совершенно нелепыя учения, полагая, что вместе с произнесением имен и сущность терпит страдание разделения. Но, как сам ты говоришь, мы должны оставить таковых, нетвердо защищающих учение, составляющее их собственное мнение; мы же обратим свой ум к правильному усвоению познания.

Григорий Чудотворец. К Филагрию о единосущии.

не отделяется от первой и обретается в последних, и производит скорее единение, чем разделение их душ и наших, — так и ты представляй со мною Сына никогда неотлучным от Отца и опять от Сего последнего — Духа Святаго, подобно тому, как мысль в уме.

Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.

что Сын — из несущих и впоследствии привзошел к Отцу из вторичнаго начала ( ἀποστελλομένης ἀρχῆς ) и которые то же самое думают о Святом Духе, утверждая, что Сын обожествляется и Дух Святый освящается по дару и благодати, которые имя Сына делают общим [у него] с рабами и так объясняют « перворожденный из твари «, как будто и Он подобным же образом из не-сущаго и как будто Он первым сотворен, и которые не исповедуют, что Единородный Сын — единственный у Отца, а только дал Самого Себя быть сопричисленным к смертным и в таком смысле считается перворожденным, которые рождение Сына от Отца описывают человекообразно, отмеривая известный промежуток, и не исповедуют безначальным века родителя и рождения, которые вводят три не имеющих между собою общения и чуждых поклонения, тогда как единственное правильное богопочитание то, которое мы имеем, получивши его от начала из закона и пророков, которое утверждено Господом и проповедано апостолами.

Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.

Не менее чужды и те, которые исповедуют Троицу не по-истине из трех Лиц, но нечестиво измышляют в единице троиственность по сложению и Сына считают мудростью в Боге, подобно человеческой в человеке, в силу которой человек является мудрым, и Слово объясняют подобно слову, которое произносится или составляется в мысли, но не имеет ни отдельной ипостаси, ни продолжающагося существования.

Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.

Если разделяется природа, которой воздается поклонение, то у них должно быть разделено и поклонение. Но с вечным не должно воздавать поклонения тому, что является новым, ибо ново все, что получило начало, тогда как давний и неизмерим Тот, Кто прежде веков. 

10. Поэтому полагающий какое-либо начало времени жизни Сына и жизни Святаго Духа, тем самым отделяет Сына и Святаго Духа от сочисления с Отцем. Ибо, подобно тому, как мы исповедуем единую славу, так должно исповедывать и единое существо или Божество и единую вечность Троицы. 

11. Главное же в нашем спасении — воплощение Слова. Итак, мы веруем, что воплощение Слова совершилось для обновления человечества так, что Божество пребыло неизменным; ибо не произошло ни изменения, ни превращения, ни ограничения в духе по отношению к (святой) Силе Божией, но продолжая оставаться тою же, она и исполнила дело воплощения во спасение мира, и Слово Божие, жительствуя на земле по-человечески, равным образом сохранило свое божественное присутствие во всем, все наполнив, при совершенно особенном срастворении с плотью, и когда происходили страдания по плоти, Сила [т. е. Божество] сохранила свойственное ей безстрастие. 
12. Итак, нечестив тот, кто страдание относит к Силе, ибо Господь славы явился в человеческом образе, восприняв человеческое домостроительство на земле, и Своими делами исполнил закон за людей, а Своими страданиями разрушил страдания, и смертию упразднил смерть, воскресением же возсиял жизнь. Ожидаем и славнаго пришествия Его с небес ради жизни всего и суда, грядущаго воскресения мертвых для воздаяния всем по заслугам. 

Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.

Страшное же дело замышляют некоторые против Святой Троицы, утверждающие, что нет трех Лиц, как бы вводя безъипостасное Лице. Посему мы бежим от Савеллия, говорящаго, что один и тот же есть Отец и Сын; он утверждает, что Отец есть глаголющий, а Сын есть Слово, пребывающее в Отце и открывшееся во время творения, потом же, по исполнении его, возвращающееся в Бога. (То же самое он говорит и о Святом Духе). 
14. Мы же веруем, что три Лица, имея единое Божество, являются как Отец и Сын и Святый Дух; ибо Божество, свидетельствуемое естественно единым в Троице, утверждает единство естества, поелику это [т. е. божественное естество] является собственным Отцу согласно написанному: един Бог Отец (1 Кор. 8:6), прирождено ( πατρῶ@ον ) и Сыну, по сказанному: Слово было Бог (Иоан. 5:1), по естеству присуще и Духу быть Духом Божиим, как говорит Павел: вы — храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3:16). 
15. Ибо Лице каждаго показывает, что оно существует самостоятельно и ипостасно; Божество же является собственным Отцу, и когда бы ни говорилось об едином Божестве трех, этим свидетельствуется, что свойственное Отцу присуще Сыну и Духу; так что если будет сказано, что в трех лицах единое Божество, то этим и троичность утверждается, и единство не разсекается, и единство Сына и Духа с Отцем по естеству исповедуется. Если же кто говорит, что и Лице одно, как и Божество одно, то невозможно, что бы два в едином были [только] как бы единым. 

Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.

Если же скажут: как три Лица и как единое Божество? Мы скажем им, что три Лица, посколько одно — Бога Отца, одно — Господа Сына и одно — Святаго Духа; едино же Божество, посколько Сын есть образ Бога Отца, Который един, т. е. Бог от Бога, и Духа равным образом называем Божиим, и это естественно по тожеству сущности, а не по причастию Бога. И едина сущность Троицы, чего нельзя сказать относительно тварей. 
26. Ибо не одна сущность Бога и тварей, потому что ничто из последних по своей сущности не есть Бог, но ничто из них по существу и не Господь, но един Бог Отец и един Господь Сын и един Дух Святый, и мы утверждаем, что Троица — единое Божество, единое господство и единая святыня, потому что Отец есть начало Господа, вечно Его родившее, и Господь — первообраз Духа, — таким образом, и Отец — Господь и Сын — Бог и о Боге сказано, что « Дух есть Бог ». 
27. Итак, исповедуем единаго Бога истиннаго, единое начало, и единаго Сына, истиннаго Бога от истиннаго Бога, естественно имеющаго Отчее Божество, т. е. единосущнаго Отцу, и единаго Духа Святаго, по естеству и по-истине освящающаго и обожествляющаго всех, имеющаго бытие из сущности Бога; а утверждающих, что или Сын или Дух Святый — создание, анафематствуем; все же прочее исповедуем сотворенным и рабским, созданным Богом чрез Сына (и) в Духе Святом освященным. 

Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.

Исповедуем, что единосущен Отцу Сын и Святый Дух и что едина сущность Троицы, т. е. едино Божество, при чем Отец естественно нерожденный, Сын рожден от Отца истинным рождением, не творением из воли, Дух же Святый, освящающий все создание, вечно ниспослан из сущности Отца чрез Сына. 

34. Исповедуем же и воплотившееся Слово и явившееся в плотском рождении от Девы, а не действовавшее [только] в человеке. Имеющих же общение с отвергающими выражение «единосущный», как чуждое Писаниям, и с утверждающими, что нечто из Троицы — созданное, и отделяющими от единаго естественнаго Божества, считаем чуждыми и ни с кем из таковых не имеем общения. 

Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.

И тут пусть послушают Павла, никоим образом не отделяющаго Духа Святаго от Божества Отца и Сына, но ясно показывающаго, что глаголание Святаго Духа — было от Лица Божия, и таким образом изречено как бы от Бога, как изложено в вышеприведенных изречениях. Поэтому веруем, что Святая Троица — един Бог, и покланяемся Ей согласно засвидетельствованному божественным Писанием, тем более, что и всюду существуют для нас в божественном Писании безчисленныя наставления, которыя согласно свидетельствуют апостольскую и церковную веру. 

 

Дионисий Великий Александрийский. Беседы сохранившиеся на армянском языке (приписываемые).

Но Отец, Сын и Дух Святый суть одно естество, и одна воля у трех Лиц, так как единым поклонением исповедуем мы единое Божество, равное, общее, неделимое в единстве. Ему слава во веки. Аминь.

Дионисий Великий Александрийский. Беседы сохранившиеся на армянском языке (приписываемые).

Вопрос 1. Родил ли Сын Сам Себя или он рожден от Отца?

Ответ. Сын рождается (γεγέννηται) от Отца и не Сам родил Себя.

Вопрос 2. Родил (Отец Сына) существующего или несуществующего?

Ответ. Он (Сын) есть вместе существующий и рождаемый (γεγεννημένος), и нельзя сказать, что до Своего рождения Он не существовал, и не было до рождения Его времени, чтобы Он мог получить начало.

Вопрос 3). Ты называешь Его безначальным от безначального?

Ответ. Не безначальным, как рождение, Отца же безначальным, как нерожденного.

Вопрос 4. По желанию Отца рождается Сын или без желания?

Ответ. По высшему желанию природы.

Вопрос 5. Прекратил рождать Отец иди продолжает рождать?

Ответ. Не прекратил, так как и не начинал.

Вопрос 6. Сущий рождает сущего или несущего?

Ответ. Сущий от века вечно рождает сущность, силу.

Вопрос 7. Что такое рождение?

Ответ. Происхождение чего-либо от чего либо, и то, что существует от вечности, и рождает от вечности, а то, что существует во времени, и рождает во времени.

Дионисий Великий Александрийский. К Дионисию и Стевану.

Тех, которые крещены во имя трех Лиц-Отца и Сына и Святого Духа, не следует перекрещивать, хотя бы они и крещены были еретиками, если только еретики эти исповедуют три Лица. А над теми, которые обращаются ко святой церкви от других ересей, пусть будет совершаемо крещение.

Дионисий Великий Александрийский. Обличение и оправдание к Дионисию римскому против Савелия.

Таким образом  нераздельную Единицу мы распространяем в Троицу и неумаляемую Троицу опять соединяем в Единицу.

Дионисий Великий Александрийский. Обличение и оправдание к Дионисию римскому против Савелия.

XVIII. Если троичностью ипостасей, по словам их, ипостаси разделяются, то все же ипостасей три, хотя бы они и не хотели этого, или пусть они совершенно уничтожат божественную Троицу.

XIX. После Единицы существует, посему, и божественная Троица.

XX. Итак, сообразно со всем этим, и мы, заимствовав образец и правило еще у живших прежде нас пресвитеров и единогласно с ними принося благодарение, заключаем уже теперь и наше к вам послание. Богу же Отцу и Сыну Господу нашему Иисусу Христу со Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.

Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).

Знает и Дух Святый, как Отец пребывает в Сыне и Сын во Отце. Человеколюбивый Дух Святый удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, как уклонился и Сын, убежав во Египет.

Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).

Писал, пишу, исповедую, верую и возвещаю, что Христос, Единородный Сын и Слово Отчее, совечен Отцу; и никому из еретиков не писал, как и тебе не пишу теперь, что Отец — нерожден (ἀγέννητον). Итак, зачем ты обвиняешь меня в том

Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).

Для нас соделался Богом Христос Иисус, Который всегда есть Христос Господь, и мы соделалисьЕго народом; некогда мы блуждали, как овцы, а теперь мы возвратились к Пастырю и Блюстителю (ἐπισκοπον) душ наших,—возвратились к вечно пребывающему Христу Господу. Для нас соделался Он Христом Господом, для нас родился Он Отроком, Сыном, хотя и пребывает во веки: так соделался Он,  для меня во спасение. Некогда мы не были народом Его, так как не знали Его. Не сотворено было Словом Слово Отчее, как множество горних святых духов; но, будучи Словом, Оно родилось из ипостаси (ἐκ τῆς ὑποστάσεως) Отца. И не созданоСлово, Христос Иисус. Поэтому мы и служим Ему, как истинному Христу. И можно ли обвинять нас за то, будто мы служил созданию паче Творца? Если Он не вошел ко Отцу, как думал Самосатский, то откуда же был Тот, Который сказал: Отец Мой во Мне пребывает?Если Он не вошел, то, что значат слова: никто же взыде на небо, токмо сшедый с небесе?

Дионисий Великий Александрийский. Послание к Павлу самосатскому (приписываемое).

Христос, сущее во Отце совечное (συναΐδιος)Слово, един: одно у Него лице, Он-невидимый Бог, сделавшийся видимым. Тот, Который родился от Бога Отца из чрева прежде денницы, рождаясь от Отца, как слово от сердца, явился Богом во плоти, родившись от жены. И Слово плоть бысть, по Писаниям. Оно просто и несложно; Оно не делится на плоть и Слово так, чтобы Слово как бы обитало в человеке; ведь это не означало бы рождения. Он обитает на небе, где обретаются многие матери

 

Ипполит Римский. Слово о Христе и антихристе

3. Ты желаешь знать: как же древле блаженным пророкам открывало Себя Слово Божие, которое есть Сын Божий, древле именуемый Словом? Именно так, что Слово чрез всех святых показывает свое милосердие и нелицеприятие, просвещая их и направляя, как опытный врач, к тому, что для нас спасительно, потому что Оно знает человеческую немощь. Неверующих Оно старается научить, заблуждающихся обращает на истинный путь Свой, теми, кои с верою ищут Его, легко обретается, а коли с светлым взором и чистым сердцем усильно желают стучать в дверь, тотчас отверзает ее (Мф. 7, 7, 8). Никого из Своих рабов не отверзает Оно, как недостойного божественных тайн, не предпочитает богатого бедному, ни уничижая бедного за его скудость, ни порицая варвара, ни отлучая скопца, как не человека, ни ненавидя жены, за ее вначале бывшее преслушание, но всех приемлет и всех желает спасти, всех хочет сделать сынами Божиими и всех святых призывает в единого совершенного человека. Ибо едино есть Слово и Сын Божий, чрез которое и мы, получив возрождение Духом Святым, все желаем прийти в единого совершенного и небесного человека (Ефес. 4, 13).

Ипполит Римский. Слово о Христе и антихристе

6. Господь Иисус Христос Бог, по царскому достоинству Своему и славе, предсказан был как лев (Апок. 5, 5); подобным образом антихриста священное писание предъявило львом, по его тиранству и насилию. И по всему имеет уподобиться сей обольститель Сыну Божию.

Ипполит Римский. Апостольское предание.

И тотчас он пусть продолжает так: "Мы благодарим Тебя, Боже, через возлюбленного Отрока Твоего Иисуса Христа, Которого в последние времена Ты послал нам Спасителем, Искупителем и Вестником воли Твоей, Который есть Слово, неотделимое от Тебя, Которым все сотворено по желанию Твоему, Которого Ты послал с небес в утробу Девы и Который, будучи зачат во чреве, воплотился и явился Сыном Твоим, рожденным от Духа Святого и от Девы.

Ипполит Римский. Слово но Богоявление.

Бессмертный Отец послал в мир бессмертного Сына и Слово-Сына, который пришел к людям, чтобы омыть их водою и Духом, и, возродив нас к нетлению духовному и телесному, вдохнул в нас Духа жизни и облек в нетленное всеоружие. Итак, если человек сделался бессмертным, то он сделается и причастником Божественного естества (2 Пет. 1, 4). Но если он, после возрождения водою и Духом Святым, полученного им в купели, делается причастником божественного естества, то и после воскресения из мертвых становится сонаследником Христовым (Рим. 8, 17).

Ипполит Римский. Слово но Богоявление.

Эта вода, соединенная с Духом, есть та самая вода, Которою орошается рай, утучняется земля, прозябают растения, рождают животные, словом, которою оживотворяется возрожденный человек, в Которой крестился Христос, на которую Дух Святой сошел в виде голубя.

Это тот самый Дух, который первоначально носился над водами (Быт. 1, 2), которым движется мир, сохраняется творение и все оживотворяется - который действовал в пророках (Деян. 27, 25), сходил на Христа (Мф. 3, 16). Это тот Дух, который дарован был апостолам в виде огненных языков (Деян. 2, 3). Это Дух, которого желал Давид, когда говорил: "И Духа Твоего Святаго не отними от меня" (Пс. 50, 13). Об этом Духе возвещал и Гавриил Пресвятой Деве. "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя" (Лк. 1, 35). Этим Духом святой Петр изрек то блаженное слово: "Ты-Христос, Сын Бога Живаго" (Мф. 16, 16). Этим Духом утвержден камень Церкви (Мф. 16, 18). Этот Дух-Утешитель (Ин. 14, 26) посылается к тебе с той целью, чтобы показать тебе, что ты чадо Божие. Итак, приступи, человек: возродись, чтобы получить усыновление Богу.

 

Корнелия Римский. Письмо к св. Киприану Карфагенскому о обращении исповедников.

Мы знаем что один есть Бог, и один есть Христос Господь, котораго мы исповедали, один Дух Святый, и один должен быть епископ в кафолической Церкви».

 

Ориген. О Началах. Книга 1.  Глава первая О БОГЕ

Святой Дух неизмеримо отличается от медицины и по существу и по учению: помимо того, что Святой Дух есть духовная (intellectualis) сущность (subsistentia). Он и существует-то и пребывает в собственном смысле этого слова (proprie), ничего же подобного не представляет из себя медицина.

Ориген. О Началах. Книга 1. Глава вторая О ХРИСТЕ

Итак, если однажды принято надлежащим образом, что единородный Сын Бога есть Премудрость Его, существующая субстанциально (substantialiter subsistentem), то, по моему мнению, наш разум уже не должен блуждать в догадках вроде той, не имеет ли самая ύπόστασις, τ. е. субстанция (substantia) Сына чего-либо телесного; ведь все телесное имеет или вид, или цвет, или величину, но какой же здравомыслящий человек будет искать цвет или величину размера в Премудрости как именно премудрости? Бог Отец никогда, ни на один момент не мог конечно существовать, не рождая этой Премудрости: так должен думать и веровать всякий, кто только умеет благочестиво думать и мыслить о Боге.

………………………

Рождение сына есть нечто исключительное и достойное Бога; для него нельзя найти никакого сравнения не только в вещах, но и в мысли, и в уме, так что человеческая мысль не может понять, каким образом нерожденный Бог делается Отцом единородного Сына. Ведь это рождение — вечное и непрерывающееся (sempiterna) наподобие того, как сияние рождается от света. Ибо сын не есть Сын по усыновлению извне чрез Святого Духа, но Сын по природе..

…………………………

Второе же значение образа приложимо к Сыну Божию, о Котором теперь идет речь, — ввиду того, что Он есть невидимый образ невидимого Бога, подобно тому, как Сиф, по историческому повествованию, есть образ Адама. В самом деле, написано так: "и родил Адам Сифа, по образу своему и по виду своему"30. Этот образ заключает в себе указание на единство природы и сущности (naturae ас substantiae) Отца и Сына. В самом деле, если все, что делает Отец, подобным же образом делает и Сын, то образ Отца в Сыне и запечатлевается именно в том, что Сын делает все так же, как Отец, от Которого Он рожден, как бы некоторое хотение (voluntas) Его, происходящее от мысли.

И я думаю, что достаточно хотения Отца для осуществления того, чего хочет Отец, ибо в Своем желании Он пользуется, конечно, не иным каким-нибудь средством, но тем, какое указывается советом Его воли. Так именно и рождается от него ипостась (subsistentia) Сына. С этим, конечно, и должны согласиться, прежде всего, те, которые признают, что ничего нет не происшедшего (ingenitum), т. е. не рожденного (innatum), кроме одного только Бога Отца.

………………………………

Вот почему не должно усматривать никакого богохульства в словах: "никтоже благ, токмо един Бог Отец". Этими словами вовсе не отрицается благость Христа, или Святого Духа. Они означают только то, что первоначальную благость, как сказали мы выше, должно мыслить в Боге Отце, и что Сын, рождаясь, и Дух Святой, исходя (procedens), без сомнения, заимствуют природу благости, присущей тому источнику, из которого рожден Сын и исходит Святой Дух.

Ориген. О Началах. Книга 1. Глава третья О СВЯТОМ ДУХЕ

Также и в книге, написанной Ермом и известной под названием "Пастыря", ангела покаяния, говорится так: "прежде всего верь, что един Бог, все сотворивший и устроивший, все приведший из небытия в бытие, Который все содержит, но Сам не содержится никем". Подобные слова есть и в книге Эно-ха. Однако доселе мы не нашли в Священном Писании ни одного изречения, где Дух Святой назывался бы тварью (factura), — даже в том смысле, в каком, — как мы видели выше, — Соломон называет тварью Премудрость, или в том смысле, в каком мы понимали значение наименования Сына Божия Жизнью, Словом и другими именами.

…………………..

6. А так как действие Отца и Сына простирается и на святых и на грешников, то отсюда ясно, что все разумные существа причастны Слову, т. е. Разуму, и, таким образом, носят в себе как бы некоторые семена Премудрости и правды которая есть Христос. И в Том, Кто истинно существует и Который сказал через Моисея: "Аз есмь Сый"67, участвует все существующее: и это участие в Боге Отце простирается на всех: как на праведников, так и на грешников, как на разумные, так и неразумные существа, — словом, на все существующее.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Апологеты 3 века о Троице. Вне термина Троица и с использованием такового. Божественность Святого Духа. | sergeydn82 - Дневник sergeydn82 | Лента друзей sergeydn82 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»