• Авторизация


Апологеты 3 века о Божественности Христа и природах. Часть первая. 27-11-2016 17:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Божественность и две природы Христа.

 

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

Разве она была под властью хоть какого-то претерпевания, когда Отец, будучи Духом, Сына-Слово родил безвременно и неизреченно? Многим вид кажется вернее услышанного. Но испытание слов более надежно. Хорошо было бы хотя вкратце обрести необходимое учение о бесстрастном рождении Бога, в котором не было получено ни убытка, ни разделения. Создание Божие — Сын.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

Ведь Отец родил Сына, не имеющего различий [в сравнении с Ним] не имеющего недостатков, ни в увеличении, ни уменьшении, но бесплотен Он, как Единосущное бесплотное Слово.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

В Ней неизреченно Он Сам соединился с нами и приобщился нам, как сказал божественный Певец: «Выбрал из нас наследством Своим Красоту Иаковлю, Которую полюбил» — явно [имея в виду] Приснодеву Марию.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

Отец, восхваляя Ее, восклицает к воплощению свыше: «Это Сын Мой, Кого Я пожелал,» — одного — от Него, и от Приснодевы. Являя нам Сына Бога, Единосущного Ему и нам: в первом случае — Божеством, а во втором — плотью. Ибо по собственной воле Бессмертный стал одного вида со смертными: и, продолжая так пребывать, был Он виден, как Он есть.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

41 Вопрос. Чем ты считаешь Деву Марию? Созданием или не созданием? И произошедшее от Нее тело Христа? И как ты поклоняешься Христу? Если ты Ее называешь созданием, то необходимо назвать созданием и Его. Ибо ты явно исповедуешь, что Он создан от Нее. И если поклоняешься, и если не поклоняешься тому, что от Нее, — то явно что ты поклоняешься созданию, а если не поклоняешься, то отвергаешься Сына Божия.

Ответ. Здраво мысля, я не поклоняюсь Христу как созданию, но как Творцу и Богу созданий. Как и Царем в Багрянице Его чтут в едином поклонении, не отделяя Его от Нее. Кто сказал? бы царю: «Сойди с престола, чтобы я тебе поклонился», или: «Выйди из палаты, чтобы я тебя восхвалил», — отдельно от неодушевленной вещи. И если и совокупно с неодушевленными вещами, то с одушевленными людьми тем скорее воспевается везде Владыка всех: Сын с Храмом Плоти, который я назвал и Багряницей, и Престолом. Поклоняемо в едином поклонении.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

Но и божественный Давид, показывая, что все [стало] действием Святой Троицы, поет в песнопениях: «Словом Господним небеса утверждены. И Духом уст Его вся сила Его», — Господом означив Отца, Словом — Сына, Духом — Духа Святого.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

Ради людей посылается Архангел Гавриил к пророку Даниилу объяснить ему сон. И к Захарии — сообщить благую весть о рождении Иоанна (Предтечи). К Матери и Приснодеве Марии — о зачатии Божия Слова.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

А Спаситель его ради стал Человеком, оставаясь Богом и не меняя природы, не меняясь от Божества.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

Вместо нематериальной, но смертоносной еды ослушания, Он, соединив Свои Божественную сущность с нашей, предлагает нам живоносную еду, по воздуху всеми принимаемую. И она остается неистощимой, в чем за все осудился осужденный добровольно Бог, и Он же Человек.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

Если повествование начинается с Божественных вещей, потихоньку совлекаются покровы на владычности Христа, и указуется, что Он равен по славе, по силе, по самовластности Богу, велегласным восклицанием: «Чаем Сына Его с небес, «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно телу» славы Его».

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

Я скажу, что великий Апостол, когда Христа называет не Богом, а Господом, не отделяет Его от Божества, и не показывает опять же, что Бог в Него вселился. Нас этому учит сам тот, кто был пред Ним — великий Исайя.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

Но кто иной, кто стал совокупен с нашей природой в утробе Приснодевы? Только Сам единственный Ее ребенок — Сын Божий, Сын, посланный Отцом чтобы быть рожденным от женщины.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

Если бы Он пришел и был, имея Свою природную выдержку, то думалось бы, что ничего нет поразительного в том, что Он совершает чудеса, что Бог борется с ангелом-отступником. Но это диавол безумно превознесся, как богоборец, и потому прекрасно, что Бог воспринял человеческую слабость, и разрушает гордыню диавола, даруя нам победу-одоление. Не человек прельщенный в древности, тем самым видимый, но Бог, умом постигаемый, был бы взят в плен, и думается, трудным было бы исправление рода нашего. Но святое Слово пришло в Божией природе, и Лик погиб, победил противоборца.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

Не может быть иначе. Просто человек не может спасти. А Бог как таковой не причастен страсти. Но Он — Бог и человек — един из двух, ибо природа та и другая соединились и стали единым: Он рожден богочеловечески от Приснодевы, сохранив Ее невредимой; Он же Бог — Он же человек. Когда Он восходит на Крест, то не становится причастен какой-то другой природе, поэтому иногда и говорит, как полагается Богу, а иногда — как человеку, как случается временно.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

Как червь из земли без всяких примесей обретает плоть и оживает, подобным образом и Я от Приснодевы без примесей каких-либо и схождения с мужчиной воплотился, саморасленным стал Человеком, оставаясь Богом.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

И как Святой Единосущный Живой Бог и Слово, Носящий плоть, воскрес из ради нас бывшей могилы и, будучи в ней без одежды, явился не обнаженным — кто одел Того, Кто одевает все? Если все это подвластно Божию проявлению воли, то я верю, что наш прадед облекся в эту кожу. Не в суетном смысле наши тела — кожа; в кожу после вкушения запретного оделась наша душа.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

Соединившись с нашей душой и телом, Сам Бог Слово стал подобен нам. Он был с нами, что было и до этого; и был видим, что не было до этого.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

Но сказанное и иначе осмысляют, под закваской разумея честное и святое Тело Бога Слова, которое Он Себе созиждил в утробе Приснодевы, без семени облачившись [в Нее] и смешавшись с душою и телом.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», Который соединился с плотью, и Собой наставляет нас, и тем, что сказал о рыбе и о статире. Он повелевает не противиться ни царю, ни князю, ибо тот со своей стороны отдает тебе повеления — без подлости, но по закону давать налог, вместе с собой возвещая этим и Бога. Откуда бы Он знал, если бы Он был человеком (как говорят без ума богоборцы), что рыба в пучине имеет статир во рту.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

«Недалеко от пути» ариане, как и эллины или иудеи, но они не на пути, а при пути, то есть вне Христа. То, что они исповедуют (признают) Христа, ведет их близ пути, а то, что тем хуже хулят Христа, что Он мол не равен Отцу, отбрасывает их от живого Пути.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

Ничем не лучше, думаю, неверных зловерные и нечестивые еретики. А те, кто в тернии, думаю, что это евномиане: по причине их хулы их многие назовут беззаконниками, ибо они в безумие дерзают болтать о Христе, что Он, мол, создание и творение.

Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.

У них земля не благоплодоносна, не приемлет семя, как христиане, но твердый камень, который обтесывается, чтобы огораживать святыню. Исповедовать, что Божий Сын, Бог Иисус Христос подобен по природе Отцу — это являет их размягченными, а то, что они отрицают, что Святой Дух — Бог — это делает их сердца каменными: они наполовину здоровы, но совершенно слепы, причисляя Творца к творению, и Владыку делая слугой и безмолвным рабом. Отлучая их от христианства, великий Апостол сказал: «Кто не имеет Духа Христова, тот не есть Его (Христов)».

Антоний Великий. Изречения св. Антония Великого и сказания о нем.

И пришел ко мне голос от милосердного Господа и сказал: никого не может низложить диавол, он не имеет более никакой силы после того, как Я, восприяв человеческое естество, сокрушил его власть. Но человек сам от себя падает, когда предается нерадению и поблажает своим похотям и страстям.

Антоний Великий. Наставления св Антония.
Господь наш Иисус Христос, по непостижимому смирению Своему, покрыл Божество Свое человечеством, так что все смотрели на Него, как на человека, тогда как Он не человек только был, но Бог вочеловечившийся, как написано: «и Слово плоть бысть и вселися в ны» (Иоан. 1:14). Однако же Господь не стал вне Своего Божества через Свое воплощение, которое было Ему необходимо для устроения нашего спасения.

Антоний Великий. Наставления св Антония.
Когда кровоточивая, увидев Его очами сердца, уверовала, что Он есть Бог, и с верою прикоснулась краю одежды Его, – тотчас избавилась от болезни, Он спросил: кто прикоснулся ко Мне, – не потому, что не знал, но потому, что хотел обнаружить веру ее.

 

Викторин Петавский. О сотворении мира.

Человек Христос Иисус, являющийся творцом той четверицы, которую мы выше упомянули, был схвачен нечестивыми.

Викторин Петавский. О сотворении мира.

Для того, чтобы восстановить этого [т. е. падшего] Адама через седмицу, а также прийти на помощь Своему творению, Бог совершает рождество Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа. Итак, тот, кто научен в законе Божием и исполнен Святым Духом, да не презрит сердцем то, что ангел Гавриил благовествовал (см. Лк 1:28) Деве Марии в тот же день, когда змей обманул Еву; Святый Дух исполнил Деву Марию в тот день, когда Бог сотворил свет; Он обратился в плоть в тот день, когда Бог создал сушу и море; Он обратился в молоко в тот день, когда Бог сотворил светила; Он обратился в кровь в тот день, когда земля и вода принесли свои плоды; Он обратился в плоть в тот день, когда Бог воздвиг человека из земли; Христос родился в тот день, когда Бог образовал человека; Он пострадал в тот день, когда пал Адам, Он воскрес из мертвых в тот день, когда Бог сотворил свет. Он также исполняет Свое человечество числом семь: рождение, младенчество, отрочество, юность, время полного расцвета сил, зрелость [совершенный возраст], смерть.

Викторин Петавский. О сотворении мира.

Он показывает Свое человечество иудеям следующими способами: когда Он алчет (см. Мф 4:2), жаждет (см. Ин 4:7), когда Он принимает пищу [и питие] (см. Лк 7:34), когда Oн идет (см. Мф 4:18) и удаляется (см. Ин 6:15Мф 4:12), когда Oн спит на изголовье [корабля] (см. Мк 4:38). Смотри же, как Он возвещает о Себе им как о Господе, когда во время сильной бури на море стопами ходит по воде (см. Ин 6:18—19Мф 14:22—23), ветрам повелевает (см. Лк 8:25), болящих исцеляет (см. Мф 12:15), хромых ставит на ноги (см. Мф 15:31), слепых просвещает зрением (см. Мф 15:31), глухих учит слушанию, а немых красноречию (см. Мк 7:37).

Викторин Петавский. Толкование на Апокалипсис.

когда все евангелисты предсказали Христа, ставшего человеком, он называл Его — прежде чем Он пришел и облекся плотью — Богом, говоря: Сло- во было Бог (Ин 1:1).

Викторин Петавский. Толкование на Апокалипсис.

Он был завещателем и победил смерть, был поставлен Богом законным наследником, чтобы обладать и веществом смертного [существа], то есть человеческим телом.

Викторин Петавский. Толкование на Апокалипсис.

Который, словно лев, сокрушил смерть и исполнил все возвещенное о Нем: освободил человека, то есть плоть, от смерти, и воспринял субстанцию смертных, то есть человеческую природу.

Викторин Петавский. Толкование на Апокалипсис.

наложил на них печать Святого Духа, и они получили вечное богослужение, ожидая Царства бесконечных обетований. Гусли, натянутые на древо, обозначали тело Христа, преданное страданию, то есть плоть Христа.

 

Григорий Чудотворец. Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы.

Если же Сын Божий, то и Бог сообразный Отцу и совечный, в Котором Отец обладает всецелым откровением; Он – начертание в лице, и чрез отражение [в Нем] возсияет Его слава. И как из неизсякаемаго источника проистекают реки, так и из сего неизсякаемаго и всегда живого источника проистекает неизсякаемый и истинный Свет мира – Христос Бог наш.

Григорий Чудотворец. Беседа на Рождество Христово.

В этот радостный день Бог пришел на рождение; в, этот день великаго изменения Бог соделался тем, чем не был, поелику был Богом и соделался человеком, не отлучившись от Божества. Он не лишился Своего естества, ибо, соделавшись человеком, пребыл Богом. Возрастая и достигая наивысшей степени [совершенства], Он, однако, возвысился до божественности не посредством человеческой добродетели, как если бы кто из человека сделался Богом. Но, хотя Он был Словом, чуждым страданий, Он соделался плотью и явился не измененным, не иным соделавшимся и не утратил, естества, которым обладал.

Григорий Чудотворец. Беседа на Рождество Христово.

Люди прославляют Бога, соделавшагося человеком, который достиг совершеннаго возраста, и своей благостью исцелил язвы Адама

Григорий Чудотворец. Беседа на Рождество Христово.

Бог от Бога родился; Он же есть человек и от Девы воспринял плоть. В вышних, от единственнаго Отца единственный, есть единородный Сын единаго Отца; в уничижении есть единственный от единственной Девы, единородный Сын единой Девы; и подобно тому, как в первом рождении нет места для поношения, так как без посредства и без отделения родился от Отца нераздельный и неотделимый; подобным образом и в последнем рождении нет места для нечестия, так как Он родился без истления, чистый сохраняя чистую. Бог не потерпел болезней божественно рождая Бога, и Дева не потерпела истления, поелику духовным образом родила духовнаго. Первое рождение неизъяснимо, и последнее недоступно для испытания. Первое не совершилось с страданием, последнее не произошло нечистым образом.

Григорий Чудотворец. Беседа на Рождество Христово.

Поелику иудеи имеют обыкновение спрашивать язычников, требуя [сказать], Бог ли Христос, то мы должны дать ясный ответ: действительно, Христос по естеству есть Бог и соделался человеком, но не по естеству. Это утверждаем и поистине веруем, призывая во свидетели печати непорочнаго девства, чтобы подлинно было известно, что Он — Бог всемогущий, поелику, как Творец утробы, первовиновник и защитник девства, избрал образ чистаго рождения и соделался человеком, как восхотел.

Григорий Чудотворец. Беседа на Рождество Христово.

 Потому что Бог пришел в мир и потому что люди вознесены на небо. Совершилось смешение всего: Бог всецело приходит на землю и однако своим естеством всецело пребыл на небесах, даже тогда, когда весь на земле. Был Богом и соделался человеком, никоим образом не отрекаясь быть Богом; так как Он был Словом и так как невозможно было Ему подвергаться мучениям, то Он соделался плотью и претерпел муки. Не Богом соделался, потому что уже был Им по естеству, но соделался плотью, чтобы телесное могло видеть Его. Кого не видят небожители, Сему ясли предоставили обиталище; когда Он пришел, все умолкло пред Ним.

Григорий Чудотворец. Беседа на святое Богоявление.

Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне. Разве я не знаю, кто Ты и от кого возсиял и откуда пришел? Разве я, поелику Ты соделался сообразным мне, отрину величие Твоего Божества? Разве я, поелику Ты настолько снисшел ко мне, насколько сделался близким по телу, и всего меня носишь в Себе, чтобы спасти всего человека, могу не заметить ради видимаго в Твоем теле умопостигаемаго в [Твоемъ] Божестве?

Григорий Чудотворец. Беседа на святое Богоявление.

Я только человек, причастный божественной благодати, Ты же Бог и человек, поелику по естеству человеколюбив. Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? — Ты, сущий в начале и к Богу и Бог, Ты — сияние Отчей славы, Ты — совершенный образ совершеннаго Отца, Ты — свет истинный, просвещающий всякаго человека, грядущаго в мир , Ты — сущий в мире и пришел туда, где был, Ты плотью соделался, но не обратился в плоть, Ты обитал среди нас и рабам Своим явился в образе раба, Ты небо и землю Своим святым именем соединил как бы мостом, — Ты приходишь ко мне?

Григорий Чудотворец. Беседа на святое Богоявление.

В чье имя крещу Тебя? Во имя Отца? Но Ты всего Отца имеешь в Себе и весь Ты в Отце. Во имя Сына? Но нет, кроме Тебя, другого по естеству Сына Божия. Во имя Святаго Духа? Но Он всегда соприсущ Тебе, как единосущный с Тобою, единохотящий, единомысленный, единомощный и единочестный и с Тобою от всех принимает поклонение.

Григорий Чудотворец. Беседа на святое Богоявление.

Надлежит Мне взойти плотию туда, где есмь Божетвом. Надлежит Мне привести ко Отцу Адама во Мне царствующим.

Григорий Чудотворец. Беседа на святое Богоявление.

Сей есть Сын Мой возлюбленный, о нем же благоволих , Сын единосущный, а не иносущный; единосущный Мне по невидимому и единосущный вам по видимому, кроме греха. Сей есть создавший со Мною человека. Сей есть Сын Мой возлюбленный, о нем же благоволих . Не иной есть сей Мой Сын и иной Сын Марии; но сей есть Сын Мой возлюбленный , видимый и умопостигаемый.

Григорий Чудотворец. Благождарственная речь Оригену.

Он один может совершеннешим образом исполнить всю надлежащую меру приличествующей Ему хвалы. Тот, Кого Сам Отец всего соделал единым с Собою, когда чрез Него едва не превзошел Самого Себя, должен в совершенно равной степени некоторым образом почитать Его, как и Сам почтен от Него. Это именно, первый и единственнный из всего сущаго, получил в удел Его Единородный, сущий в Нем Бог Слово;

Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.

Если кто называет тело Христово несозданным и не исповедует, что Сам несозданный Бог Слово представил доказательства воплощения и вочеловечения созданного из человечества, как написано, анафема да будет. Изъяснение. Ибо как можно называть тело не созданным? Ведь несозданное бесстрастно, неуязвляемо, неосязаемо. Христос же, воскресший из мертвых, показывал своим ученикам и знаки от гвоздей, и прободение копья, и тело для осязания, хотя и вошел к ним при запертых дверях; но это сделано было Им для того, чтобы показать и действие Божества, и истинность тела. Хотя он был Бог, но по естеству познан был как человек, и будучи по истине человеком, по делам Своим явился Богом.

Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.

Если кто называет плоть Христа единосущной Божеству, и не исповедует, что Он — в образе Божием Сый, предвечный Бог и уничижил Себя и принял образ раба, как написано (Флп. 2:7), анафема да будет. Изъяснение. Каким образом явившуюся во времени плоть можно называть единосущной безлетному Божеству? Ибо единосущным называется совершенно тожественное по естеству и по вечности.

Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.

Если кто говорит, что Христос воспринял совершенного человека, как одного из пророков, и не исповедует, что Он Сам, чрез воплощение от Девы, соделался человеком, родился в Вифлеме, воспитан в Назарете и показал преуспеяние в возрасте, подлежал счислению времени [по летам], крестился в Иордане и был засвидетельствован Отцом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», как написано (Матф. 3:17), анафема да будет. Изъяснение. Как можно утверждать, что Господь  воспринял совершенного человека, как одного из пророков, когда Сам Господь соделался человеком чрез воплощение от Девы? Посему написано, что «первый человек из земли перстный» (1 Кор. 15:47); когда же он, созданный из земли, отошел в землю, то второй, сделавшись человеком, восшел на небеса. И говорится: «первый Адам»и «последний Адам» (1 Кор. 15:45). И как исповедуется, что второй от первого по плоти, — посему Христос и человек и Сын человеческий, — так и засвидетельствовано, что второй — Спаситель первого, ради которого Он и снисшел с неба. Когда же Слово, снисшедшее с неба и соделавшееся человеком, взошло на небеса, то вследствие этого и говорится: второй Адам — с небес.

Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.

Если кто говорит, что Христос родился от Девы из семени мужеского, как и все люди, и не исповедует Его воплотившимся и вочеловечившимся от Духа Святаго и от Святой Девы Марии из семени Давидова, как написано (Лук. 1:34—35;Рим. 1:3), анафема да будет. Изъяснение. Как может кто-нибудь говорить, что Христос родился от Девы из семени мужеского, когда на благовестие святого благовестника и ангела Мариами Дева сказала: «Как это будет со мною, когда я мужа не знаю»? Почему он (ангел) говорит: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Вышнего осенит тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Вышнего» (Лук. 1:34 сл.). И Иосифу говорит: «Не бойся принять Мариамь, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святаго. Родит же Сына, и нарекут имя Ему Иисус, ибо Он спасет народ Свой от грехов его» (Матф. 1:20 сл.).

Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.

Если кто говорит: иной прежде веков Сын Божий и иной явившийся в последние времена, и не исповедует, что Сущий прежде веков тот же, что и явившийся в последние времена, как написано, анафема да будет. Изъяснение. Как можно говорить: иной сущий прежде веков Сын Божий и иной явившийся в последние времена, когда Сам Господь говорит: «прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан. 8:58), и «потому что Я исшел от Отца и пришел, и опять иду к Отцу Моему» (Иоан. 16:28).

Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.

Если кто говорит: иной пострадавший и иной не пострадавший, и не исповедует, что Сам бесстрастный и непреложный Бог Слово непреложно пострадал Своею собственною плотью, как написано, анафема да будет. Изъяснение. Как можно говорить: иной пострадавший и иной не пострадавший, когда Сам Господь говорит: «должно Сыну Человеческому много пострадать и быть убиту и в третий день воскреснуть из мертвых» (Марк 8:31Лук.9:22), и: «когда узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Отца» (Матф. 16:28, 26:64): и: «когда придет Сын Человеческий во славе Отца Своего» (Марк 8:38Лук.9:26)?

Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.

Если кто говорит, что Христос есть совершенный человек — отдельно, и Бог Слово — отдельно, и не исповедует единого Господа Иисуса Христа, как написано, анафема да будет. Изъяснение. Как может кто-нибудь говорить, что Христос — отдельно совершенный человек и отдельно Бог Слово, когда Сам Господь говорит: «что́ вы ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую Я слышал от Отца» (Иоан. 8:40). Ибо не человека дал за нас, но Самого Себя предал за нас Бог Слово, соделавшийся человеком ради нас. Посему Он говорит: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. Он же говорил о храме тела Своего» (Иоан. 2:19, 21).

Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.

Если кто говорит, что Христос преложим или изменяем, и не исповедует Его непреложным по духу и тленным по плоти, анафема да будет. Изъяснение. Как может кто-нибудь говорить, что Христос преложим или изменяем, когда Сам Господь говорит: «Я есмь и не изменяюсь» (Мал. 3:6). И еще:«не оставлена душа Его во аде, и плоть Его не видела тления» (Деян. 2:31Псал.15:10)?

Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.

Если кто говорит, что Христос воспринял часть человека, и не исповедует Его по подобию нашему во всем, кроме греха, анафема да будет. Изъяснение. Как кто-нибудь может сказать, что Христос воспринял часть человека, когда Сам Господь говорит: «душу Мою полагаю за овец, чтобы опять принять ее» (Иоан. 10:15, 17), и: «плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие», и: «ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную» (Иоан. 6:55—56).

Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.

Если кто говорит, что тело Господа без души или без ума, и не исповедует Его совершенным во всем человеком, единым и тем же, да анафемствуется. Изъяснение. Как же может кто-нибудь говорить, что тело Христа без души и без ума? Ибо возмущение, и печаль, и туга не являются указанием ни на тело без души, ни на душу без ума, ни на непреложное Божество, ни на призрачность, ни на недостатки человеческой немощи; но Слово в Себе Самом дало доказательство наших страстей, принявши на Себя страстное, как написано, что«Сам Он принял немощи наши и понес болезни наши» (Ис. 53:4Матф. 8:17). Ибо возмущение, и печаль, и туга — болезни души; а утомление, и сон, и поранение тела — немощи плоти.

Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.

Если кто говорит, что Христос явился миру призрачно, и не исповедует Его пришедшим во плоти, анафема да будет. Изъяснение. Как может кто-нибудь сказать, что призрачно явился миру Христос, в Вифлееме родившийся и подвергшийся обрезанию плоти, и Симеоном носимый, и двенадцать лет воспитываемый, и родителям повиновавшийся, и во Иордане крестившийся, и на кресте пригвожденный, и из мертвых восставший?

Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.

Сын Божий соделался человеком, ибо тайна эта велика, как написано: «род Его кто разъяснит, ибо вземлется от земли жизнь Его» (Ис. 53:8). Но должно веровать, что Сын Божий соделался человеком «по Писаниям», и что Он был видим на земле, и обращался между людьми по Писаниям, по подобию, кроме греха, и что Он умер за нас и воскрес из мертвых, как написано, и что Он вознесся на небо и сел одесную Отца, откуда придет судить живых и мертвых, как написано, чтобы, из-за того, что мы занимаемся словопрением друг с другом, кто-нибудь не похулил самого учения веры, и чтобы не сбылось над нами сказанное: «ради вас имя Мое» (Божие) «постоянно хулится во языцех»(Ис. 52:5).

Григорий Чудотворец. О возможности и невозможности страданий для Бога.

так как Его бесстрастная природа и в Его страданиях пребыла такой же, какой была. Поскольку если бы с соизволения блаженнейшего существа отделилась субстанция. Им [воспринятая], то [через это] не умалится Его собственная субстанция, так как Его Божественная природа показала, что она неизменяема, поскольку удары, рассечения, болезнь и скорбь никогда не могут причинить вреда Богу. Ибо, что побеждается страданием и изменяется от тления, об этом должно сказать, что оно страдает, а что совершается превосходящей Божественной мудростью и дивным домостроительством Божественного провидения, на то не должно смотреть как на страдания Бога, потому что вследствие бесстрастия Бога в этом не обретается ничего, что производило бы страдание.
Григорий Чудотворец. О возможности и невозможности страданий для Бога.

Поэтому пришел, о блаженный, пришел Иисус, Который есть Царь над всем, чтобы исцелить тяжкие болезни людей, как существо блаженнейшее и щедрое в своих благах. Но сам Он, оставаясь тем, чем был, Своим бесстрастием рассеял страдания, как свет изгоняет тьму. Итак, Он пришел, поспешая пришел, чтобы сделать [людей] блаженными и исполненными благ, обратить из смертных в бессмертных, воссоздать и утвердить в блаженстве.

Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.

Исповедание же церковное и спасительное для мира есть вера в воплощение Слова, предавшаго Самого Себя человеческой плоти, которую Оно приняло от Марии, оставшись однако тем же и не подвершись никакому превращению или изменению в Божестве, но сочетавшись с плотью по подобию человеческому, так что плоть соединилась с Божеством, при чем Божество восприняло страстность плоти во время исполнения таинства. После же разрушения смерти пребывает в святой плоти постоянное безстрастие и неизменное безсмертие, так как силою Божества воспринята первоначальная человеческая красота и предоставлена всем людям чрез усвоение верою. 
3. Если же некоторые и здесь извращают священную веру, или усвояя Божеству человеческое (преуспеяние и страсти и возрастающую славу), или отделяя от Божества преуспеваюшее и страждущее тело, как существующее собственною жизнью, то и таковые вне церковнаго и спасительнаго исповедания. 

Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.

Если разделяется природа, которой воздается поклонение, то у них должно быть разделено и поклонение. Но с вечным не должно воздавать поклонения тому, что является новым, ибо ново все, что получило начало, тогда как давний и неизмерим Тот, Кто прежде веков. 

10. Поэтому полагающий какое-либо начало времени жизни Сына и жизни Святаго Духа, тем самым отделяет Сына и Святаго Духа от сочисления с Отцем. Ибо, подобно тому, как мы исповедуем единую славу, так должно исповедывать и единое существо или Божество и единую вечность Троицы. 

11. Главное же в нашем спасении — воплощение Слова. Итак, мы веруем, что воплощение Слова совершилось для обновления человечества так, что Божество пребыло неизменным; ибо не произошло ни изменения, ни превращения, ни ограничения в духе по отношению к (святой) Силе Божией, но продолжая оставаться тою же, она и исполнила дело воплощения во спасение мира, и Слово Божие, жительствуя на земле по-человечески, равным образом сохранило свое божественное присутствие во всем, все наполнив, при совершенно особенном срастворении с плотью, и когда происходили страдания по плоти, Сила [т. е. Божество] сохранила свойственное ей безстрастие. 
12. Итак, нечестив тот, кто страдание относит к Силе, ибо Господь славы явился в человеческом образе, восприняв человеческое домостроительство на земле, и Своими делами исполнил закон за людей, а Своими страданиями разрушил страдания, и смертию упразднил смерть, воскресением же возсиял жизнь. Ожидаем и славнаго пришествия Его с небес ради жизни всего и суда, грядущаго воскресения мертвых для воздаяния всем по заслугам. 

Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.

Еще исповедуем, что Сын Божий соделался сыном человеческим, не по имени, но во-истину, принявши плоть от Марии Девы, и что Он есть совершенный Сын Божий и Он же — сын человеческий, единое лице и единое поклонение Слова и плоти, которую Оно восприняло. И анафематствуем творящих различныя поклонения, одно божеское и одно человеческое, и поклоняющихся человеку из Марии, как иному по сравнению с Богом от Бога. Ибо мы знаем, что в начале было Слово, и Слово было к Богу и Слово было Бог(Иоан. 1:1); когда же Он соделался человеком ради нашего спасения, мы покланяемся не как соделавшемуся равным [нам] в равной [с нами] плоти, но как Господу, принявшему образ раба. Исповедуем страдание Господа по плоти, воскресение силою Его Божества, восшествие на небо, славное пришествие Его, грядущаго на суд живых и мертвых и вечную жизнь святых. 

Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.

И Безплотный во плоти явившийся есть Бог истинный, совершенный истинным и божественным совершенством, не два лица и не два естества; ибо мы не утверждаем, что покланяемся четырем — Богу, Сыну Божию, человеку и Духу Святому. Посему мы и анафематствуем так нечествующих, которые человека полагают в божественном славословии; ибо мы говорим, что Слово Божие соделалось человеком для нашего спасения, чтобы мы получили уподобление небесному и обожествились до подобия истинному по естеству Сыну Божию, по плоти же сыну человеческому, Господу нашему Иисусу Христу. 

Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.

34. Исповедуем же и воплотившееся Слово и явившееся в плотском рождении от Девы, а не действовавшее [только] в человеке. Имеющих же общение с отвергающими выражение «единосущный», как чуждое Писаниям, и с утверждающими, что нечто из Троицы — созданное, и отделяющими от единаго естественнаго Божества, считаем чуждыми и ни с кем из таковых не имеем общения. 

Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.

Един Сын, один и тот же и до воплощения и по воплощении, человек и Бог, то и другое — единое. И не иное Лице — Бог Слово, а иное — человек Иисус, но один и тот же предсуществующий Сын явился соединенным с плотью из Марии, стал совершенным и святым и безгрешным человеком и совершает домостроительство в обновление человечества и спасение всего мира. 
37. Бог Отец, будучи совершенным Лицем, имеет совершенное Слово, истинно родившееся из Него, не как слово произносимое и не Сына по усыновлению

Григорий Чудотворец. Слово о воплощении Господа.

Воплощенное Слово, после того, как видимо было на земле и обращалось с людьми (Вар. 3:35), поистине понесло наше бремя и, возседая выше нас, также и как человек, совершило дивное, как равное Отцу. Оно разрешило осуждение прародителя, так как было вторым Адамом, обновляя своим нетленным телом тленное тело, уничтожая вражду, заимствуя от нас тело, и, явившись подобным нам, кроме греха, соделалось всем для всех. Далее, так как Оно вместе Бог и человек, то по первому своему рождению Оно равно Отцу, по последнему же Оно первородно сам прежде тварей:первородно именно между многими братиями (Рим. 8:29), во всем подобное Отцу, по сущности, одно и то же есть то, которое совершает чудеса, и то, которое претерпевает болезни: поелику в едином и том же Святом Духе совершает чудеса и носит на себе наши немощи, не так, как мы, по необходимости и закону естества, но по своему изволению.

Григорий Чудотворец. Слово о воплощении Господа.

Ибо един Господь наш,Иисус Христос, и едино Лице Его, поелику хотя и мыслится, что Он состоит из двух, однако, один и тот же есть Сын Божий и Сын человеческий, поелику Он единаго и того же естества с своими родителями. Тот, Который прежде веков родился от Отца, в конце времен произошел от Марии Девы; Тот, Кто в лоне Отца, девять месяцев пребыл в утробе жены. Тот, Кто все твари из ничего привел к бытию, раждается и по телу возрастает.

 

Дионисий Великий Александрийский. Беседы сохранившиеся на армянском языке (приписываемые).

Без сомнения, он говорит (здесь) о теле Христа, Который воплотился от Девы Марии и родился от Нее совершенным человеком. Он был зачат, но она не познала (мужа); Он родился, но она не пострадала, потому что Христос, как Бог и Господь, сохранил чрево св. Девы таким же, каким оно было ранее, как свидетельствует об этом пророк Иезекииль в словах: сия врата заключенна будут, и никтоже пройдет ими, яко Господ Бои Израилев внидет ими, и будут заключенна.

Дионисий Великий Александрийский. Беседы сохранившиеся на армянском языке (приписываемые).

Сей Сын, существовавший ранее вселенной, родился в Вифлееме, по словам пророка Михея: и ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах иудиных, из тебе бо изыдет Старейшина.

Дионисий Великий Александрийский. Беседы сохранившиеся на армянском языке (приписываемые).

Вопрос 1. Родил ли Сын Сам Себя или он рожден от Отца?

Ответ. Сын рождается (γεγέννηται) от Отца и не Сам родил Себя.

Вопрос 2. Родил (Отец Сына) существующего или несуществующего?

Ответ. Он (Сын) есть вместе существующий и рождаемый (γεγεννημένος), и нельзя сказать, что до Своего рождения Он не существовал, и не было до рождения Его времени, чтобы Он мог получить начало.

Вопрос 3). Ты называешь Его безначальным от безначального?

Ответ. Не безначальным, как рождение, Отца же безначальным, как нерожденного.

Вопрос 4. По желанию Отца рождается Сын или без желания?

Ответ. По высшему желанию природы.

Вопрос 5. Прекратил рождать Отец иди продолжает рождать?

Ответ. Не прекратил, так как и не начинал.

Вопрос 6. Сущий рождает сущего или несущего?

Ответ. Сущий от века вечно рождает сущность, силу.

Вопрос 7. Что такое рождение?

Ответ. Происхождение чего-либо от чего либо, и то, что существует от вечности, и рождает от вечности, а то, что существует во времени, и рождает во времени.

Дионисий Великий Александрийский. Обличение и оправдание к Дионисию римскому против Савелия.

Этими доказательствами я изобличил ложь высказанного против меня обвинения, будто я не признаю, что Христос единосущен (ὁμοούσιον) Богу. Хотя и говорю я, что не находил и не читал этого наименования нигде в Священных Писаниях, однако последующие мои рассуждения, о которых умолчали они, ни в чем не разногласят с такою мыслью.

Дионисий Великий Александрийский. Обличение и оправдание к Дионисию римскому против Савелия.

XX. Итак, сообразно со всем этим, и мы, заимствовав образец и правило еще у живших прежде нас пресвитеров и единогласно с ними принося благодарение, заключаем уже теперь и наше к вам послание. Богу же Отцу и Сыну Господу нашему Иисусу Христу со Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.

Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).

Итак, не очевидно ли, что Тот же Самый, Который сказал это устами Осии, говорит снова во время страдания: ныне душа моя возмутися? Ясно, что не принадлежат какому-либо святому пророку ни слова во время страдания: душа моя возмутися, ни слова у Осии: смятеся раскаяние Мое. Согласись же, что не человек был распят на кресте, но единый Святый, единый Единородный Сын Божий и Слово.

Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).

Снова называя образ раба ипостасным (ἐνυπόστατον)рабом и признав слово и премудрость человека ипостасным человеком, измыслив ныне свои несуществующие ипостаси—образ раба, или слово и мудрость человека, он не знает ни разоренного храма Божия, ни Бога, Который воздвиг разоренный храм тела Своего.

Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).

что Ему принадлежит совечный Дух и что Он даровал нам то, что Ему Самому принадлежало, когда разделил и излил Его на всякую плоть верующих; и конечно, Бог и Господь есть Тот, Кто разделил нам кровь Свою и Духа.

Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).

Итак, во всем показали мы потоку беззакония, что святая кровь Бога нашего Иисуса Христа нетленна и не есть кровь подобного нам смертного человека, но кровь Бога истинного, Который есть поток сладости для (всех), почерпающих из него.

Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).

Отроча же Иисус, Бог Израилев, есть Сам Бог, и лета Его не оскудеют.

Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).

Тот, Который, будучи Словом, благоволил соделаться плотью, и пребыл Христом, Словом, Иисусом, Богом.

Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).

Дух Святый, изливаясь на вскую плоть, остается целым, как и святая и животворящая кровь, излитая из глубины Божественного ребра; пребывает целым и умаливший Себя Иисус Христос, изливший в нас нетленную живую и животворящую кровь Свою.

Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).

Ты же, Самосатский, ошибся, когда, услышав о зраке раба, стал представлять Его рабом и ипостасным человеком. Те, которые ищут Его, Господа, когда найдут, призывают Его; а ты, услышав о зраке раба, ищешь ипостасного (человека) и проходишь непроходимые пути и крутизны, отыскивая раба в зраке. Далее, еще пророком предсказано было, что искали Господа с плачем. И вот Матерь Бога моего говорит Богу моему: боляще искахом Тебе.

Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).

так как, по словам Самосатского, Он — человек, — то вот Писание показывает ему, что Тот, Которого искали и разыскивали, есть Бог. Ищущие нашли Его, а от приверженцев Самосатского Он скрылся. Мы же ищем (Его), как сказал Филипп Нафанаилу:Егоже писа Моисей и пророцы, обретохом Иисуса от Назарета.

Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).

Так ниспровергается твое вероломство: Христос был не (просто) Святой человек, но Бог Святый.

Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).

Тот Самый Бог, Который возвратился к Аврааму в(определенние) часы; взалкал, пришедши к нам, Тот самый, Который сказал: аще взалчу, не реку тебе. Соделавшись плотью, взалкало Слово, взалкал даяй пищу всякой плоти. Итак, опять опровергнуты невежественные слова Самосатского.

Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).

Писал, пишу, исповедую, верую и возвещаю, что Христос, Единородный Сын и Слово Отчее, совечен Отцу; и никому из еретиков не писал, как и тебе не пишу теперь, что Отец — нерожден (ἀγέννητον). Итак, зачем ты обвиняешь меня в том

Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).

Для нас соделался Богом Христос Иисус, Который всегда есть Христос Господь, и мы соделалисьЕго народом; некогда мы блуждали, как овцы, а теперь мы возвратились к Пастырю и Блюстителю (ἐπισκοπον) душ наших,—возвратились к вечно пребывающему Христу Господу. Для нас соделался Он Христом Господом, для нас родился Он Отроком, Сыном, хотя и пребывает во веки: так соделался Он,  для меня во спасение. Некогда мы не были народом Его, так как не знали Его. Не сотворено было Словом Слово Отчее, как множество горних святых духов; но, будучи Словом, Оно родилось из ипостаси (ἐκ τῆς ὑποστάσεως) Отца. И не созданоСлово, Христос Иисус. Поэтому мы и служим Ему, как истинному Христу. И можно ли обвинять нас за то, будто мы служил созданию паче Творца? Если Он не вошел ко Отцу, как думал Самосатский, то откуда же был Тот, Который сказал: Отец Мой во Мне пребывает?Если Он не вошел, то, что значат слова: никто же взыде на небо, токмо сшедый с небесе?

Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).

А если истинный Бог Израилев Иисус сказал: не у изыдох ко Отцу Моему, то (это значит), что они еще не видели Его восходящим туда, где Он был прежде. Вот слово вочеловечившегося Бога Слова: аще убо узрите Сына человеческого восходяща, идеже бе прежде и еще: никто же взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, сый на небеси. Иисус, единое Слово, единая ипостась (ὕπόστασις) и единое лицо (πρόσωπον), Сам соделался для меня Богом и Господом. Он есть Тот, Кому все покорено Отцом; будучи не менее Отца, Он молился за нас, говоря: Отче Святый, святи их, соблюди их в мире.

Дионисий Великий Александрийский. Послание к Павлу самосатскому (приписываемое).

Что в одном нашем Христе две ипостаси (ὑποστάσεις) и два лица (πρὸςωπα) и что два Христа и два сына: один-Сын Божий по естеству, (φύσει), прежде существовавший(προϋπάρχοντα); а другой — Христос только по имени и сын Давида, прежде несуществовавший, а начавший существовать во времени и получивший имя Сына по благоволению Божию, подобно тому как город получает имя владетеля и дом имя строителя.

Дионисий Великий Александрийский. Послание к Павлу самосатскому (приписываемое).

Христос есть Христос Господь Иисус не по имени только, но и в действительности(ἀληθείᾳ).Он есть предвечное Слово и Сам соделался человеком, воплотившись от Марии.

Дионисий Великий Александрийский. Послание к Павлу самосатскому (приписываемое).

Итак, ты совершенно опровергнут, и не можешь говорить ни того, что два Христа, ни того, что два сына Божия, ни того, что два-один, как одно лице. Образ Бога, Слово Его и Премудрость исповедуется Сыном Божиим и Самим Богом, единым лицом, всегда сущим, и единою ипостасью лица.

Дионисий Великий Александрийский. Послание к Павлу самосатскому (приписываемое).

Таким образом, ясно, что ни образ его (человека) 1), ни слово его не могут быть сами по себе совершенным человеком или лицом. Напротив, образ Бога и сущее с Ним Слово есть Бог и Сын Божий, ипостасное Слово при Отце(ἐνυπόστατος λόγος ἐπὶ τοῦ πατρός).Так исповедовали Его святые отцы, так предали они и нам исповедовать и веровать.

Дионисий Великий Александрийский. Послание к Павлу самосатскому (приписываемое).

как написано: законодатель и Бог от Бога был под законом. Но что еще? Един Христос, одно y Него Лицо, и одно естество воплощенного Бога Слова.

Дионисий Великий Александрийский. Послание к Павлу самосатскому (приписываемое).

Христос, сущее во Отце совечное (συναΐδιος)Слово, един: одно у Него лице, Он-невидимый Бог, сделавшийся видимым. Тот, Который родился от Бога Отца из чрева прежде денницы, рождаясь от Отца, как слово от сердца, явился Богом во плоти, родившись от жены. И Слово плоть бысть, по Писаниям. Оно просто и несложно; Оно не делится на плоть и Слово так, чтобы Слово как бы обитало в человеке; ведь это не означало бы рождения. Он обитает на небе, где обретаются многие матери

Дионисий Великий Александрийский. Послание к Павлу самосатскому (приписываемое).

Он — Господь по естеству и Слово Отца, чрез Него Отец все сотворил, Он называется единосущным (ὁμοούσιον) Отцу святыми отцами; они учили нас (о Нем, как) о Боге.

Ты говоришь, что Христос, сын человеческий, не есть это Слово Отца. И не устыдился ты ни Петра, который,—вдохновленный свыше от Отца,—называет и исповедует Христа, сына человеческого, Сыном Бога живого.

Дионисий Великий Александрийский. Фрагменты с толкованием на евангельские повествования в саду Гефсиманском.

Конечно, Возлюбленный Сам знал совершенную волю Его; Он часто говорит, что пришел творить эту волю, a не свою, т. е. человеческую. Но ведь сделавшись человеком, Он усвояет Себе и лицо человеческое. Вот почему теперь низшая воля Его откатывается исполнять, а высшая воля требует исполнения божественной воли Отца, которая, конечно, по божеству есть одна, как у Него, так и у Отца.

Дионисий Великий Александрийский. Фрагменты с толкованием на евангельские повествования в саду Гефсиманском.

но вместе с тем и по человечеству немедленно укрепленный божеством Отца, он высказывает другое более решительное моление: он хочет выпить чашу уже не так, по как угодно Отцу,—со славою, силою и всю без остатка.

 

Ипполит Римский. Слово о Христе и антихристе.

3. Ты желаешь знать: как же древле блаженным пророкам открывало Себя Слово Божие, которое есть Сын Божий, древле именуемый Словом? Именно так, что Слово чрез всех святых показывает свое милосердие и нелицеприятие, просвещая их и направляя, как опытный врач, к тому, что для нас спасительно, потому что Оно знает человеческую немощь. Неверующих Оно старается научить, заблуждающихся обращает на истинный путь Свой, теми, кои с верою ищут Его, легко обретается, а коли с светлым взором и чистым сердцем усильно желают стучать в дверь, тотчас отверзает ее (Мф. 7, 7, 8). Никого из Своих рабов не отверзает Оно, как недостойного божественных тайн, не предпочитает богатого бедному, ни уничижая бедного за его скудость, ни порицая варвара, ни отлучая скопца, как не человека, ни ненавидя жены, за ее вначале бывшее преслушание, но всех приемлет и всех желает спасти, всех хочет сделать сынами Божиими и всех святых призывает в единого совершенного человека. Ибо едино есть Слово и Сын Божий, чрез которое и мы, получив возрождение Духом Святым, все желаем прийти в единого совершенного и небесного человека (Ефес. 4, 13).

Ипполит Римский. Слово о Христе и антихристе.

4. Поелику Слово Божие было бесплотно, но Оно облеклось в святую плоть от Святой Девы, как жених, искав Себе одежду в крестном страдании, дабы, растворив смертное наше тело Его силою и смешав тленное с нетленным, немощное с сильным, спасти гибнущего человека.

Ипполит Римский. Слово о Христе и антихристе.

6. Господь Иисус Христос Бог, по царскому достоинству Своему и славе, предсказан был как лев (Апок. 5, 5); подобным образом антихриста священное писание предъявило львом, по его тиранству и насилию. И по всему имеет уподобиться сей обольститель Сыну Божию.

Ипполит Римский. Апостольское предание.

И тотчас он пусть продолжает так: "Мы благодарим Тебя, Боже, через возлюбленного Отрока Твоего Иисуса Христа, Которого в последние времена Ты послал нам Спасителем, Искупителем и Вестником воли Твоей, Который есть Слово, неотделимое от Тебя, Которым все сотворено по желанию Твоему, Которого Ты послал с небес в утробу Девы и Который, будучи зачат во чреве, воплотился и явился Сыном Твоим, рожденным от Духа Святого и от Девы.

Ипполит Римский. Слово но Богоявление.

Воды отвечают: мы увидели Творца всех вещей в образе раба, и не понимая этого таинственного домостроительства, подвиглись от страха.

 ………………

является сам Господь, в простом виде, один, без украшения, без спутников, облеченный плотью человеческой и скрыв под нею достоинство Божества, чтобы так утаить его от козней духовного дракона

 

Киприан Карфагенский. Книга о молитве Господней.

Божия помощь и защита; потому что никто не крепок собственными силами, а всякий находит безопасность только в Божием снисхождении и милосердии. Да и Господь, показывая человеческую немощь, которую Он носил в себе, говорил: Отче Мой, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия', а затем, подавая ученикам пример, чтобы они исполняли не свою волю, но Божию, прибавил: обй-че не якоже Аз хощу, но якоже Ты (Мф. 26, 39). И в другом месте говорит: снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца (Ин. 6, 38). Если Сын повиновался так, что исполнял волю Отца, то не гораздо ли более должен повиноваться и исполнять волю своего Господа раб?

Киприан Карфагенский. Книга о суете идолов.

И вот распорядителем благодати и наставником благочиния посылается Слово, Сын Божий, просветитель и учитель рода человеческого, предвозвещенный всеми прежними пророками. Он - сила Бога, Его ум, мудрость и слава - вселяется в Деву, Дух Святой одевается плотью, Бог соединяется с человеком. Он - Бог наш, Христос, посредник между Отцом и нами - облекается в человека, чтобы привести его к Отцу. Христос захотел быть тем, чем есть человек, чтобы и человек мог быть тем, чем есть Христос. Иудеи знали, что Христос придет, потому что пророки в предсказаниях своих всегда напоминали им о том. Но так как у пророков означалось двоякое пришествие Его: одно - в котором надлежало Ему по действиям и образу явиться человеком, а другое - в котором признали бы Его Богом, то иудеи, не уразумевши первого пришествия, тайно предшествовавшего в страдании, веруют только в одно то, которое откроется в могуществе.

………………….

Он волею испустил дух и в третий день снова волею воскрес. Явился ученикам своим таким, каким был, так что, увидевши, они узнали Его. Оставаясь вместе, видимый по телесному существу. Он пробыл с ними сорок дней, наставляя их заповедям жизни и научая тому, чему потом они должны были учить.

Киприан Карфагенский. Письмо к Цецилию о Таинстве Чаши Господней.

Если же должно слушать одного только Христа, то нам надлежит обращать внимание не на то, что вздумалось кому-либо делать прежде нас, а на то, что совершил Христос, сущий прежде всех; должно следовать не обычаю человеческому, а истине Божией,

…………………

Если Господь и Бог наш Иисус Христос есть сам верховный священник Бога Отца, если Он первый принес Самого Себя в жертву Отцу и заповедал сие творить в его воспоминание, то очевидно, что только тот священник есть истинный преемник Христов в служении, который подражает в священодействии Христу, и только тогда он приносит полную и совершенную жертву Богу Отцу в Церкви, когда приносит ее так, как приносил Сам Христос.

……………..

Да и каким образом мы хотим пролить кровь за Христа, когда стыдимся пить Кровь Христову?

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Апологеты 3 века о Божественности Христа и природах. Часть первая. | sergeydn82 - Дневник sergeydn82 | Лента друзей sergeydn82 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»