Дионисий Александрийский (греч. Διονύσιος Αλεξανδρείας, Дионисий Великий, греч. Ϫιονύσιος ὁ Μέϒας; † 265 год) — епископ Александрии, почитается в лике святых как священномученик. Память совершается в Православной церкви — 5 октября (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 17 ноября.
Биография
Дионисий в зрелом возрасте был обращён в христианство знаменитым богословом Оригеном (III век) и стал его самым выдающимся учеником. Впоследствии (ок. 232 г.) возглавил Александрийскую школу, а затем, в 247 году, поставлен во епископа Александрии. Жил во время гонений от императоров Деция (249—251) иВалериана (253—259). Автор первой Пасхалии, известен своей обширной перепиской, а также полемикой с еретиками монархианами.
Он посылал разным людям множество писем, сохранившихся доныне. Одно из писем — «О покаянии» — он написал Фабиану, епископу церкви в Антиохии, другое — римлянам через нарочного Ипполита, два письма Ксисту, который унаследовал власть у Стефана, а также два письма Филимону и Дионисию, пресвитерам церкви в Риме, и ещё одно вышеупомянутому Дионисию, впоследствии епископу Рима, а также Новациану, выражая своё отношение к заявлениям о недобровольном посвящении Новациана в сан епископа Рима. Есть и другое его послание к Дионисию и Дидиму и много торжественных посланий по случаю еврейской Пасхи, написанных в возвышенном стиле. Есть послания к Александрийской церкви «Об изгнании», послание к епископу Египта Иераксу и другие письма: «О смерти», «О субботе», «О гимнасии», а также письмо Гермаммону и другим о гонении Деция, две книги против Непота, епископа, который писал о наступлении тысячелетнего царства Христова на земле. Среди других тем, которые он тщательно рассматривал, —Откровение Иоанна Богослова. Он также выступал против Савеллия, писал епископу Береники Аммону, Телесфору, а также Евфранору, четыре книги епископу Римскому Дионисию, лаодикийцам — «О покаянии», Оригену — «О мученичестве», армянам — «О покаянии» и «О грехах», Тимофею — «О природе», Евфранору — «Об искушении», много писем Василиду, в одном из которых он утверждает, что начал писать толкование на Екклесиаста. Сохранилось также замечательное послание, направленное против Павла Самосатского, написанное им за несколько дней до смерти. Умер Дионисий на двенадцатом году правления Галлиена в 264 или 265 году.
Цитаты на различные темы:
1) Божественность и две природы Христа.
Дионисий Великий Александрийский. Беседы сохранившиеся на армянском языке (приписываемые).
Без сомнения, он говорит (здесь) о теле Христа, Который воплотился от Девы Марии и родился от Нее совершенным человеком. Он был зачат, но она не познала (мужа); Он родился, но она не пострадала, потому что Христос, как Бог и Господь, сохранил чрево св. Девы таким же, каким оно было ранее, как свидетельствует об этом пророк Иезекииль в словах: сия врата заключенна будут, и никтоже пройдет ими, яко Господ Бои Израилев внидет ими, и будут заключенна.
Дионисий Великий Александрийский. Беседы сохранившиеся на армянском языке (приписываемые).
Сей Сын, существовавший ранее вселенной, родился в Вифлееме, по словам пророка Михея: и ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах иудиных, из тебе бо изыдет Старейшина.
Дионисий Великий Александрийский. Беседы сохранившиеся на армянском языке (приписываемые).
Вопрос 1. Родил ли Сын Сам Себя или он рожден от Отца?
Ответ. Сын рождается (γεγέννηται) от Отца и не Сам родил Себя.
Вопрос 2. Родил (Отец Сына) существующего или несуществующего?
Ответ. Он (Сын) есть вместе существующий и рождаемый (γεγεννημένος), и нельзя сказать, что до Своего рождения Он не существовал, и не было до рождения Его времени, чтобы Он мог получить начало.
Вопрос 3). Ты называешь Его безначальным от безначального?
Ответ. Не безначальным, как рождение, Отца же безначальным, как нерожденного.
Вопрос 4. По желанию Отца рождается Сын или без желания?
Ответ. По высшему желанию природы.
Вопрос 5. Прекратил рождать Отец иди продолжает рождать?
Ответ. Не прекратил, так как и не начинал.
Вопрос 6. Сущий рождает сущего или несущего?
Ответ. Сущий от века вечно рождает сущность, силу.
Вопрос 7. Что такое рождение?
Ответ. Происхождение чего-либо от чего либо, и то, что существует от вечности, и рождает от вечности, а то, что существует во времени, и рождает во времени.
Дионисий Великий Александрийский. Обличение и оправдание к Дионисию римскому против Савелия.
Этими доказательствами я изобличил ложь высказанного против меня обвинения, будто я не признаю, что Христос единосущен (ὁμοούσιον) Богу. Хотя и говорю я, что не находил и не читал этого наименования нигде в Священных Писаниях, однако последующие мои рассуждения, о которых умолчали они, ни в чем не разногласят с такою мыслью.
Дионисий Великий Александрийский. Обличение и оправдание к Дионисию римскому против Савелия.
XX. Итак, сообразно со всем этим, и мы, заимствовав образец и правило еще у живших прежде нас пресвитеров и единогласно с ними принося благодарение, заключаем уже теперь и наше к вам послание. Богу же Отцу и Сыну Господу нашему Иисусу Христу со Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
Итак, не очевидно ли, что Тот же Самый, Который сказал это устами Осии, говорит снова во время страдания: ныне душа моя возмутися? Ясно, что не принадлежат какому-либо святому пророку ни слова во время страдания: душа моя возмутися, ни слова у Осии: смятеся раскаяние Мое. Согласись же, что не человек был распят на кресте, но единый Святый, единый Единородный Сын Божий и Слово.
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
Снова называя образ раба ипостасным (ἐνυπόστατον)рабом и признав слово и премудрость человека ипостасным человеком, измыслив ныне свои несуществующие ипостаси—образ раба, или слово и мудрость человека, он не знает ни разоренного храма Божия, ни Бога, Который воздвиг разоренный храм тела Своего.
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
что Ему принадлежит совечный Дух и что Он даровал нам то, что Ему Самому принадлежало, когда разделил и излил Его на всякую плоть верующих; и конечно, Бог и Господь есть Тот, Кто разделил нам кровь Свою и Духа.
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
Итак, во всем показали мы потоку беззакония, что святая кровь Бога нашего Иисуса Христа нетленна и не есть кровь подобного нам смертного человека, но кровь Бога истинного, Который есть поток сладости для (всех), почерпающих из него.
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
Отроча же Иисус, Бог Израилев, есть Сам Бог, и лета Его не оскудеют.
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
Тот, Который, будучи Словом, благоволил соделаться плотью, и пребыл Христом, Словом, Иисусом, Богом.
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
Дух Святый, изливаясь на вскую плоть, остается целым, как и святая и животворящая кровь, излитая из глубины Божественного ребра; пребывает целым и умаливший Себя Иисус Христос, изливший в нас нетленную живую и животворящую кровь Свою.
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
Ты же, Самосатский, ошибся, когда, услышав о зраке раба, стал представлять Его рабом и ипостасным человеком. Те, которые ищут Его, Господа, когда найдут, призывают Его; а ты, услышав о зраке раба, ищешь ипостасного (человека) и проходишь непроходимые пути и крутизны, отыскивая раба в зраке. Далее, еще пророком предсказано было, что искали Господа с плачем. И вот Матерь Бога моего говорит Богу моему: боляще искахом Тебе.
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
так как, по словам Самосатского, Он — человек, — то вот Писание показывает ему, что Тот, Которого искали и разыскивали, есть Бог. Ищущие нашли Его, а от приверженцев Самосатского Он скрылся. Мы же ищем (Его), как сказал Филипп Нафанаилу:Егоже писа Моисей и пророцы, обретохом Иисуса от Назарета.
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
Так ниспровергается твое вероломство: Христос был не (просто) Святой человек, но Бог Святый.
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
Тот Самый Бог, Который возвратился к Аврааму в(определенние) часы; взалкал, пришедши к нам, Тот самый, Который сказал: аще взалчу, не реку тебе. Соделавшись плотью, взалкало Слово, взалкал даяй пищу всякой плоти. Итак, опять опровергнуты невежественные слова Самосатского.
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
Писал, пишу, исповедую, верую и возвещаю, что Христос, Единородный Сын и Слово Отчее, совечен Отцу; и никому из еретиков не писал, как и тебе не пишу теперь, что Отец — нерожден (ἀγέννητον). Итак, зачем ты обвиняешь меня в том
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
Для нас соделался Богом Христос Иисус, Который всегда есть Христос Господь, и мы соделалисьЕго народом; некогда мы блуждали, как овцы, а теперь мы возвратились к Пастырю и Блюстителю (ἐπισκοπον) душ наших,—возвратились к вечно пребывающему Христу Господу. Для нас соделался Он Христом Господом, для нас родился Он Отроком, Сыном, хотя и пребывает во веки: так соделался Он, для меня во спасение. Некогда мы не были народом Его, так как не знали Его. Не сотворено было Словом Слово Отчее, как множество горних святых духов; но, будучи Словом, Оно родилось из ипостаси (ἐκ τῆς ὑποστάσεως) Отца. И не созданоСлово, Христос Иисус. Поэтому мы и служим Ему, как истинному Христу. И можно ли обвинять нас за то, будто мы служил созданию паче Творца? Если Он не вошел ко Отцу, как думал Самосатский, то откуда же был Тот, Который сказал: Отец Мой во Мне пребывает?Если Он не вошел, то, что значат слова: никто же взыде на небо, токмо сшедый с небесе?
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
А если истинный Бог Израилев Иисус сказал: не у изыдох ко Отцу Моему, то (это значит), что они еще не видели Его восходящим туда, где Он был прежде. Вот слово вочеловечившегося Бога Слова: аще убо узрите Сына человеческого восходяща, идеже бе прежде и еще: никто же взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, сый на небеси. Иисус, единое Слово, единая ипостась (ὕπόστασις) и единое лицо (πρόσωπον), Сам соделался для меня Богом и Господом. Он есть Тот, Кому все покорено Отцом; будучи не менее Отца, Он молился за нас, говоря: Отче Святый, святи их, соблюди их в мире.
Дионисий Великий Александрийский. Послание к Павлу самосатскому (приписываемое).
Что в одном нашем Христе две ипостаси (ὑποστάσεις) и два лица (πρὸςωπα) и что два Христа и два сына: один-Сын Божий по естеству, (φύσει), прежде существовавший(προϋπάρχοντα); а другой — Христос только по имени и сын Давида, прежде не существовавший, а начавший существовать во времени и получивший имя Сына по благоволению Божию, подобно тому как город получает имя владетеля и дом имя строителя.
Дионисий Великий Александрийский. Послание к Павлу самосатскому (приписываемое).
Христос есть Христос Господь Иисус не по имени только, но и в действительности(ἀληθείᾳ).Он есть предвечное Слово и Сам соделался человеком, воплотившись от Марии.
Дионисий Великий Александрийский. Послание к Павлу самосатскому (приписываемое).
Итак, ты совершенно опровергнут, и не можешь говорить ни того, что два Христа, ни того, что два сына Божия, ни того, что два-один, как одно лице. Образ Бога, Слово Его и Премудрость исповедуется Сыном Божиим и Самим Богом, единым лицом, всегда сущим, и единою ипостасью лица.
Дионисий Великий Александрийский. Послание к Павлу самосатскому (приписываемое).
Таким образом, ясно, что ни образ его (человека) 1), ни слово его не могут быть сами по себе совершенным человеком или лицом. Напротив, образ Бога и сущее с Ним Слово есть Бог и Сын Божий, ипостасное Слово при Отце(ἐνυπόστατος λόγος ἐπὶ τοῦ πατρός).Так исповедовали Его святые отцы, так предали они и нам исповедовать и веровать.
Дионисий Великий Александрийский. Послание к Павлу самосатскому (приписываемое).
как написано: законодатель и Бог от Бога был под законом. Но что еще? Един Христос, одно y Него Лицо, и одно естество воплощенного Бога Слова.
Дионисий Великий Александрийский. Послание к Павлу самосатскому (приписываемое).
Христос, сущее во Отце совечное (συναΐδιος)Слово, един: одно у Него лице, Он-невидимый Бог, сделавшийся видимым. Тот, Который родился от Бога Отца из чрева прежде денницы, рождаясь от Отца, как слово от сердца, явился Богом во плоти, родившись от жены. И Слово плоть бысть, по Писаниям. Оно просто и несложно; Оно не делится на плоть и Слово так, чтобы Слово как бы обитало в человеке; ведь это не означало бы рождения. Он обитает на небе, где обретаются многие матери
Дионисий Великий Александрийский. Послание к Павлу самосатскому (приписываемое).
Он — Господь по естеству и Слово Отца, чрез Него Отец все сотворил, Он называется единосущным (ὁμοούσιον) Отцу святыми отцами; они учили нас (о Нем, как) о Боге.
Ты говоришь, что Христос, сын человеческий, не есть это Слово Отца. И не устыдился ты ни Петра, который,—вдохновленный свыше от Отца,—называет и исповедует Христа, сына человеческого, Сыном Бога живого.
Дионисий Великий Александрийский. Фрагменты с толкованием на евангельские повествования в саду Гефсиманском.
Конечно, Возлюбленный Сам знал совершенную волю Его; Он часто говорит, что пришел творить эту волю, a не свою, т. е. человеческую. Но ведь сделавшись человеком, Он усвояет Себе и лицо человеческое. Вот почему теперь низшая воля Его откатывается исполнять, а высшая воля требует исполнения божественной воли Отца, которая, конечно, по божеству есть одна, как у Него, так и у Отца.
Дионисий Великий Александрийский. Фрагменты с толкованием на евангельские повествования в саду Гефсиманском.
но вместе с тем и по человечеству немедленно укрепленный божеством Отца, он высказывает другое более решительное моление: он хочет выпить чашу уже не так, по как угодно Отцу,—со славою, силою и всю без остатка.
2) Божественность Святого Духа.
Дионисий Великий Александрийский. Беседы сохранившиеся на армянском языке (приписываемые).
Но Отец, Сын и Дух Святый суть одно естество, и одна воля у трех Лиц, так как единым поклонением исповедуем мы единое Божество, равное, общее, неделимое в единстве. Ему слава во веки. Аминь.
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
что Ему принадлежит совечный Дух и что Он даровал нам то, что Ему Самому принадлежало, когда разделил и излил Его на всякую плоть верующих; и конечно, Бог и Господь есть Тот, Кто разделил нам кровь Свою и Духа.
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
Знает и Дух Святый, как Отец пребывает в Сыне и Сын во Отце. Человеколюбивый Дух Святый удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, как уклонился и Сын, убежав во Египет.
3) Троичность. Троица.
Дионисий Великий Александрийский. Беседы сохранившиеся на армянском языке (приписываемые).
Но Отец, Сын и Дух Святый суть одно естество, и одна воля у трех Лиц, так как единым поклонением исповедуем мы единое Божество, равное, общее, неделимое в единстве. Ему слава во веки. Аминь.
Дионисий Великий Александрийский. Беседы сохранившиеся на армянском языке (приписываемые).
Вопрос 1. Родил ли Сын Сам Себя или он рожден от Отца?
Ответ. Сын рождается (γεγέννηται) от Отца и не Сам родил Себя.
Вопрос 2. Родил (Отец Сына) существующего или несуществующего?
Ответ. Он (Сын) есть вместе существующий и рождаемый (γεγεννημένος), и нельзя сказать, что до Своего рождения Он не существовал, и не было до рождения Его времени, чтобы Он мог получить начало.
Вопрос 3). Ты называешь Его безначальным от безначального?
Ответ. Не безначальным, как рождение, Отца же безначальным, как нерожденного.
Вопрос 4. По желанию Отца рождается Сын или без желания?
Ответ. По высшему желанию природы.
Вопрос 5. Прекратил рождать Отец иди продолжает рождать?
Ответ. Не прекратил, так как и не начинал.
Вопрос 6. Сущий рождает сущего или несущего?
Ответ. Сущий от века вечно рождает сущность, силу.
Вопрос 7. Что такое рождение?
Ответ. Происхождение чего-либо от чего либо, и то, что существует от вечности, и рождает от вечности, а то, что существует во времени, и рождает во времени.
Дионисий Великий Александрийский. К Дионисию и Стевану.
Тех, которые крещены во имя трех Лиц-Отца и Сына и Святого Духа, не следует перекрещивать, хотя бы они и крещены были еретиками, если только еретики эти исповедуют три Лица. А над теми, которые обращаются ко святой церкви от других ересей, пусть будет совершаемо крещение.
Дионисий Великий Александрийский. Обличение и оправдание к Дионисию римскому против Савелия.
Таким образом нераздельную Единицу мы распространяем в Троицу и неумаляемую Троицу опять соединяем в Единицу.
Дионисий Великий Александрийский. Обличение и оправдание к Дионисию римскому против Савелия.
XVIII. Если троичностью ипостасей, по словам их, ипостаси разделяются, то все же ипостасей три, хотя бы они и не хотели этого, или пусть они совершенно уничтожат божественную Троицу.
XIX. После Единицы существует, посему, и божественная Троица.
XX. Итак, сообразно со всем этим, и мы, заимствовав образец и правило еще у живших прежде нас пресвитеров и единогласно с ними принося благодарение, заключаем уже теперь и наше к вам послание. Богу же Отцу и Сыну Господу нашему Иисусу Христу со Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
Знает и Дух Святый, как Отец пребывает в Сыне и Сын во Отце. Человеколюбивый Дух Святый удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, как уклонился и Сын, убежав во Египет.
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
Писал, пишу, исповедую, верую и возвещаю, что Христос, Единородный Сын и Слово Отчее, совечен Отцу; и никому из еретиков не писал, как и тебе не пишу теперь, что Отец — нерожден (ἀγέννητον). Итак, зачем ты обвиняешь меня в том
Дионисий Великий Александрийский. Павла самосатского десять вопросов с ответами на них св. Дионисия (приписываемое).
Для нас соделался Богом Христос Иисус, Который всегда есть Христос Господь, и мы соделалисьЕго народом; некогда мы блуждали, как овцы, а теперь мы возвратились к Пастырю и Блюстителю (ἐπισκοπον) душ наших,—возвратились к вечно пребывающему Христу Господу. Для нас соделался Он Христом Господом, для нас родился Он Отроком, Сыном, хотя и пребывает во веки: так соделался Он, для меня во спасение. Некогда мы не были народом Его, так как не знали Его. Не сотворено было Словом Слово Отчее, как множество горних святых духов; но, будучи Словом, Оно родилось из ипостаси (ἐκ τῆς ὑποστάσεως) Отца. И не созданоСлово, Христос Иисус. Поэтому мы и служим Ему, как истинному Христу. И можно ли обвинять нас за то, будто мы служил созданию паче Творца? Если Он не вошел ко Отцу, как думал Самосатский, то откуда же был Тот, Который сказал: Отец Мой во Мне пребывает?Если Он не вошел, то, что значат слова: никто же взыде на небо, токмо сшедый с небесе?
Дионисий Великий Александрийский. Послание к Павлу самосатскому (приписываемое).
Христос, сущее во Отце совечное (συναΐδιος)Слово, един: одно у Него лице, Он-невидимый Бог, сделавшийся видимым. Тот, Который родился от Бога Отца из чрева прежде денницы, рождаясь от Отца, как слово от сердца, явился Богом во плоти, родившись от жены. И Слово плоть бысть, по Писаниям. Оно просто и несложно; Оно не делится на плоть и Слово так, чтобы Слово как бы обитало в человеке; ведь это не означало бы рождения. Он обитает на небе, где обретаются многие матери