Григо́рий Чудотво́рец (греч. Γρηγόριος ὁ Θαυματουργός, ок. 213, Неокесария — ок. 270—275, там же) — 1-й[1] епископ Неокесарийский, святитель, богослов.
Память в Католической и Православой Церкви — 17(30) ноября.
Божественность и две природы Христа.
Григорий Чудотворец. Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы.
Если же Сын Божий, то и Бог сообразный Отцу и совечный, в Котором Отец обладает всецелым откровением; Он – начертание в лице, и чрез отражение [в Нем] возсияет Его слава. И как из неизсякаемаго источника проистекают реки, так и из сего неизсякаемаго и всегда живого источника проистекает неизсякаемый и истинный Свет мира – Христос Бог наш.
Григорий Чудотворец. Беседа на Рождество Христово.
В этот радостный день Бог пришел на рождение; в, этот день великаго изменения Бог соделался тем, чем не был, поелику был Богом и соделался человеком, не отлучившись от Божества. Он не лишился Своего естества, ибо, соделавшись человеком, пребыл Богом. Возрастая и достигая наивысшей степени [совершенства], Он, однако, возвысился до божественности не посредством человеческой добродетели, как если бы кто из человека сделался Богом. Но, хотя Он был Словом, чуждым страданий, Он соделался плотью и явился не измененным, не иным соделавшимся и не утратил, естества, которым обладал.
Григорий Чудотворец. Беседа на Рождество Христово.
Люди прославляют Бога, соделавшагося человеком, который достиг совершеннаго возраста, и своей благостью исцелил язвы Адама
Григорий Чудотворец. Беседа на Рождество Христово.
Бог от Бога родился; Он же есть человек и от Девы воспринял плоть. В вышних, от единственнаго Отца единственный, есть единородный Сын единаго Отца; в уничижении есть единственный от единственной Девы, единородный Сын единой Девы; и подобно тому, как в первом рождении нет места для поношения, так как без посредства и без отделения родился от Отца нераздельный и неотделимый; подобным образом и в последнем рождении нет места для нечестия, так как Он родился без истления, чистый сохраняя чистую. Бог не потерпел болезней божественно рождая Бога, и Дева не потерпела истления, поелику духовным образом родила духовнаго. Первое рождение неизъяснимо, и последнее недоступно для испытания. Первое не совершилось с страданием, последнее не произошло нечистым образом.
Григорий Чудотворец. Беседа на Рождество Христово.
Поелику иудеи имеют обыкновение спрашивать язычников, требуя [сказать], Бог ли Христос, то мы должны дать ясный ответ: действительно, Христос по естеству есть Бог и соделался человеком, но не по естеству. Это утверждаем и поистине веруем, призывая во свидетели печати непорочнаго девства, чтобы подлинно было известно, что Он — Бог всемогущий, поелику, как Творец утробы, первовиновник и защитник девства, избрал образ чистаго рождения и соделался человеком, как восхотел.
Григорий Чудотворец. Беседа на Рождество Христово.
Потому что Бог пришел в мир и потому что люди вознесены на небо. Совершилось смешение всего: Бог всецело приходит на землю и однако своим естеством всецело пребыл на небесах, даже тогда, когда весь на земле. Был Богом и соделался человеком, никоим образом не отрекаясь быть Богом; так как Он был Словом и так как невозможно было Ему подвергаться мучениям, то Он соделался плотью и претерпел муки. Не Богом соделался, потому что уже был Им по естеству, но соделался плотью, чтобы телесное могло видеть Его. Кого не видят небожители, Сему ясли предоставили обиталище; когда Он пришел, все умолкло пред Ним.
Григорий Чудотворец. Беседа на святое Богоявление.
Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне. Разве я не знаю, кто Ты и от кого возсиял и откуда пришел? Разве я, поелику Ты соделался сообразным мне, отрину величие Твоего Божества? Разве я, поелику Ты настолько снисшел ко мне, насколько сделался близким по телу, и всего меня носишь в Себе, чтобы спасти всего человека, могу не заметить ради видимаго в Твоем теле умопостигаемаго в [Твоемъ] Божестве?
Григорий Чудотворец. Беседа на святое Богоявление.
Я только человек, причастный божественной благодати, Ты же Бог и человек, поелику по естеству человеколюбив. Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? — Ты, сущий в начале и к Богу и Бог, Ты — сияние Отчей славы, Ты — совершенный образ совершеннаго Отца, Ты — свет истинный, просвещающий всякаго человека, грядущаго в мир , Ты — сущий в мире и пришел туда, где был, Ты плотью соделался, но не обратился в плоть, Ты обитал среди нас и рабам Своим явился в образе раба, Ты небо и землю Своим святым именем соединил как бы мостом, — Ты приходишь ко мне?
Григорий Чудотворец. Беседа на святое Богоявление.
В чье имя крещу Тебя? Во имя Отца? Но Ты всего Отца имеешь в Себе и весь Ты в Отце. Во имя Сына? Но нет, кроме Тебя, другого по естеству Сына Божия. Во имя Святаго Духа? Но Он всегда соприсущ Тебе, как единосущный с Тобою, единохотящий, единомысленный, единомощный и единочестный и с Тобою от всех принимает поклонение.
Григорий Чудотворец. Беседа на святое Богоявление.
Надлежит Мне взойти плотию туда, где есмь Божетвом. Надлежит Мне привести ко Отцу Адама во Мне царствующим.
Григорий Чудотворец. Беседа на святое Богоявление.
Сей есть Сын Мой возлюбленный, о нем же благоволих , Сын единосущный, а не иносущный; единосущный Мне по невидимому и единосущный вам по видимому, кроме греха. Сей есть создавший со Мною человека. Сей есть Сын Мой возлюбленный, о нем же благоволих . Не иной есть сей Мой Сын и иной Сын Марии; но сей есть Сын Мой возлюбленный , видимый и умопостигаемый.
Григорий Чудотворец. Благождарственная речь Оригену.
Он один может совершеннешим образом исполнить всю надлежащую меру приличествующей Ему хвалы. Тот, Кого Сам Отец всего соделал единым с Собою, когда чрез Него едва не превзошел Самого Себя, должен в совершенно равной степени некоторым образом почитать Его, как и Сам почтен от Него. Это именно, первый и единственнный из всего сущаго, получил в удел Его Единородный, сущий в Нем Бог Слово;
Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.
Если кто называет тело Христово несозданным и не исповедует, что Сам несозданный Бог Слово представил доказательства воплощения и вочеловечения созданного из человечества, как написано, анафема да будет. Изъяснение. Ибо как можно называть тело не созданным? Ведь несозданное бесстрастно, неуязвляемо, неосязаемо. Христос же, воскресший из мертвых, показывал своим ученикам и знаки от гвоздей, и прободение копья, и тело для осязания, хотя и вошел к ним при запертых дверях; но это сделано было Им для того, чтобы показать и действие Божества, и истинность тела. Хотя он был Бог, но по естеству познан был как человек, и будучи по истине человеком, по делам Своим явился Богом.
Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.
Если кто называет плоть Христа единосущной Божеству, и не исповедует, что Он — в образе Божием Сый, предвечный Бог и уничижил Себя и принял образ раба, как написано (Флп. 2:7), анафема да будет. Изъяснение. Каким образом явившуюся во времени плоть можно называть единосущной безлетному Божеству? Ибо единосущным называется совершенно тожественное по естеству и по вечности.
Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.
Если кто говорит, что Христос воспринял совершенного человека, как одного из пророков, и не исповедует, что Он Сам, чрез воплощение от Девы, соделался человеком, родился в Вифлеме, воспитан в Назарете и показал преуспеяние в возрасте, подлежал счислению времени [по летам], крестился в Иордане и был засвидетельствован Отцом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», как написано (Матф. 3:17), анафема да будет. Изъяснение. Как можно утверждать, что Господь воспринял совершенного человека, как одного из пророков, когда Сам Господь соделался человеком чрез воплощение от Девы? Посему написано, что «первый человек из земли перстный» (1 Кор. 15:47); когда же он, созданный из земли, отошел в землю, то второй, сделавшись человеком, восшел на небеса. И говорится: «первый Адам»и «последний Адам» (1 Кор. 15:45). И как исповедуется, что второй от первого по плоти, — посему Христос и человек и Сын человеческий, — так и засвидетельствовано, что второй — Спаситель первого, ради которого Он и снисшел с неба. Когда же Слово, снисшедшее с неба и соделавшееся человеком, взошло на небеса, то вследствие этого и говорится: второй Адам — с небес.
Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.
Если кто говорит, что Христос родился от Девы из семени мужеского, как и все люди, и не исповедует Его воплотившимся и вочеловечившимся от Духа Святаго и от Святой Девы Марии из семени Давидова, как написано (Лук. 1:34—35;Рим. 1:3), анафема да будет. Изъяснение. Как может кто-нибудь говорить, что Христос родился от Девы из семени мужеского, когда на благовестие святого благовестника и ангела Мариами Дева сказала: «Как это будет со мною, когда я мужа не знаю»? Почему он (ангел) говорит: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Вышнего осенит тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Вышнего» (Лук. 1:34 сл.). И Иосифу говорит: «Не бойся принять Мариамь, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святаго. Родит же Сына, и нарекут имя Ему Иисус, ибо Он спасет народ Свой от грехов его» (Матф. 1:20 сл.).
Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.
Если кто говорит: иной прежде веков Сын Божий и иной явившийся в последние времена, и не исповедует, что Сущий прежде веков тот же, что и явившийся в последние времена, как написано, анафема да будет. Изъяснение. Как можно говорить: иной сущий прежде веков Сын Божий и иной явившийся в последние времена, когда Сам Господь говорит: «прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан. 8:58), и «потому что Я исшел от Отца и пришел, и опять иду к Отцу Моему» (Иоан. 16:28).
Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.
Если кто говорит: иной пострадавший и иной не пострадавший, и не исповедует, что Сам бесстрастный и непреложный Бог Слово непреложно пострадал Своею собственною плотью, как написано, анафема да будет. Изъяснение. Как можно говорить: иной пострадавший и иной не пострадавший, когда Сам Господь говорит: «должно Сыну Человеческому много пострадать и быть убиту и в третий день воскреснуть из мертвых» (Марк 8:31; Лук.9:22), и: «когда узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Отца» (Матф. 16:28, 26:64): и: «когда придет Сын Человеческий во славе Отца Своего» (Марк 8:38; Лук.9:26)?
Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.
Если кто говорит, что Христос есть совершенный человек — отдельно, и Бог Слово — отдельно, и не исповедует единого Господа Иисуса Христа, как написано, анафема да будет. Изъяснение. Как может кто-нибудь говорить, что Христос — отдельно совершенный человек и отдельно Бог Слово, когда Сам Господь говорит: «что́ вы ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую Я слышал от Отца» (Иоан. 8:40). Ибо не человека дал за нас, но Самого Себя предал за нас Бог Слово, соделавшийся человеком ради нас. Посему Он говорит: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. Он же говорил о храме тела Своего» (Иоан. 2:19, 21).
Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.
Если кто говорит, что Христос преложим или изменяем, и не исповедует Его непреложным по духу и тленным по плоти, анафема да будет. Изъяснение. Как может кто-нибудь говорить, что Христос преложим или изменяем, когда Сам Господь говорит: «Я есмь и не изменяюсь» (Мал. 3:6). И еще:«не оставлена душа Его во аде, и плоть Его не видела тления» (Деян. 2:31; Псал.15:10)?
Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.
Если кто говорит, что Христос воспринял часть человека, и не исповедует Его по подобию нашему во всем, кроме греха, анафема да будет. Изъяснение. Как кто-нибудь может сказать, что Христос воспринял часть человека, когда Сам Господь говорит: «душу Мою полагаю за овец, чтобы опять принять ее» (Иоан. 10:15, 17), и: «плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие», и: «ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную» (Иоан. 6:55—56).
Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.
Если кто говорит, что тело Господа без души или без ума, и не исповедует Его совершенным во всем человеком, единым и тем же, да анафемствуется. Изъяснение. Как же может кто-нибудь говорить, что тело Христа без души и без ума? Ибо возмущение, и печаль, и туга не являются указанием ни на тело без души, ни на душу без ума, ни на непреложное Божество, ни на призрачность, ни на недостатки человеческой немощи; но Слово в Себе Самом дало доказательство наших страстей, принявши на Себя страстное, как написано, что«Сам Он принял немощи наши и понес болезни наши» (Ис. 53:4; Матф. 8:17). Ибо возмущение, и печаль, и туга — болезни души; а утомление, и сон, и поранение тела — немощи плоти.
Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.
Если кто говорит, что Христос явился миру призрачно, и не исповедует Его пришедшим во плоти, анафема да будет. Изъяснение. Как может кто-нибудь сказать, что призрачно явился миру Христос, в Вифлееме родившийся и подвергшийся обрезанию плоти, и Симеоном носимый, и двенадцать лет воспитываемый, и родителям повиновавшийся, и во Иордане крестившийся, и на кресте пригвожденный, и из мертвых восставший?
Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.
Сын Божий соделался человеком, ибо тайна эта велика, как написано: «род Его кто разъяснит, ибо вземлется от земли жизнь Его» (Ис. 53:8). Но должно веровать, что Сын Божий соделался человеком «по Писаниям», и что Он был видим на земле, и обращался между людьми по Писаниям, по подобию, кроме греха, и что Он умер за нас и воскрес из мертвых, как написано, и что Он вознесся на небо и сел одесную Отца, откуда придет судить живых и мертвых, как написано, чтобы, из-за того, что мы занимаемся словопрением друг с другом, кто-нибудь не похулил самого учения веры, и чтобы не сбылось над нами сказанное: «ради вас имя Мое» (Божие) «постоянно хулится во языцех»(Ис. 52:5).
Григорий Чудотворец. О возможности и невозможности страданий для Бога.
так как Его бесстрастная природа и в Его страданиях пребыла такой же, какой была. Поскольку если бы с соизволения блаженнейшего существа отделилась субстанция. Им [воспринятая], то [через это] не умалится Его собственная субстанция, так как Его Божественная природа показала, что она неизменяема, поскольку удары, рассечения, болезнь и скорбь никогда не могут причинить вреда Богу. Ибо, что побеждается страданием и изменяется от тления, об этом должно сказать, что оно страдает, а что совершается превосходящей Божественной мудростью и дивным домостроительством Божественного провидения, на то не должно смотреть как на страдания Бога, потому что вследствие бесстрастия Бога в этом не обретается ничего, что производило бы страдание.
Григорий Чудотворец. О возможности и невозможности страданий для Бога.
Поэтому пришел, о блаженный, пришел Иисус, Который есть Царь над всем, чтобы исцелить тяжкие болезни людей, как существо блаженнейшее и щедрое в своих благах. Но сам Он, оставаясь тем, чем был, Своим бесстрастием рассеял страдания, как свет изгоняет тьму. Итак, Он пришел, поспешая пришел, чтобы сделать [людей] блаженными и исполненными благ, обратить из смертных в бессмертных, воссоздать и утвердить в блаженстве.
Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.
Исповедание же церковное и спасительное для мира есть вера в воплощение Слова, предавшаго Самого Себя человеческой плоти, которую Оно приняло от Марии, оставшись однако тем же и не подвершись никакому превращению или изменению в Божестве, но сочетавшись с плотью по подобию человеческому, так что плоть соединилась с Божеством, при чем Божество восприняло страстность плоти во время исполнения таинства. После же разрушения смерти пребывает в святой плоти постоянное безстрастие и неизменное безсмертие, так как силою Божества воспринята первоначальная человеческая красота и предоставлена всем людям чрез усвоение верою.
3. Если же некоторые и здесь извращают священную веру, или усвояя Божеству человеческое (преуспеяние и страсти и возрастающую славу), или отделяя от Божества преуспеваюшее и страждущее тело, как существующее собственною жизнью, то и таковые вне церковнаго и спасительнаго исповедания.
Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.
Если разделяется природа, которой воздается поклонение, то у них должно быть разделено и поклонение. Но с вечным не должно воздавать поклонения тому, что является новым, ибо ново все, что получило начало, тогда как давний и неизмерим Тот, Кто прежде веков.
10. Поэтому полагающий какое-либо начало времени жизни Сына и жизни Святаго Духа, тем самым отделяет Сына и Святаго Духа от сочисления с Отцем. Ибо, подобно тому, как мы исповедуем единую славу, так должно исповедывать и единое существо или Божество и единую вечность Троицы.
11. Главное же в нашем спасении — воплощение Слова. Итак, мы веруем, что воплощение Слова совершилось для обновления человечества так, что Божество пребыло неизменным; ибо не произошло ни изменения, ни превращения, ни ограничения в духе по отношению к (святой) Силе Божией, но продолжая оставаться тою же, она и исполнила дело воплощения во спасение мира, и Слово Божие, жительствуя на земле по-человечески, равным образом сохранило свое божественное присутствие во всем, все наполнив, при совершенно особенном срастворении с плотью, и когда происходили страдания по плоти, Сила [т. е. Божество] сохранила свойственное ей безстрастие.
12. Итак, нечестив тот, кто страдание относит к Силе, ибо Господь славы явился в человеческом образе, восприняв человеческое домостроительство на земле, и Своими делами исполнил закон за людей, а Своими страданиями разрушил страдания, и смертию упразднил смерть, воскресением же возсиял жизнь. Ожидаем и славнаго пришествия Его с небес ради жизни всего и суда, грядущаго воскресения мертвых для воздаяния всем по заслугам.
Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.
Еще исповедуем, что Сын Божий соделался сыном человеческим, не по имени, но во-истину, принявши плоть от Марии Девы, и что Он есть совершенный Сын Божий и Он же — сын человеческий, единое лице и единое поклонение Слова и плоти, которую Оно восприняло. И анафематствуем творящих различныя поклонения, одно божеское и одно человеческое, и поклоняющихся человеку из Марии, как иному по сравнению с Богом от Бога. Ибо мы знаем, что в начале было Слово, и Слово было к Богу и Слово было Бог(Иоан. 1:1); когда же Он соделался человеком ради нашего спасения, мы покланяемся не как соделавшемуся равным [нам] в равной [с нами] плоти, но как Господу, принявшему образ раба. Исповедуем страдание Господа по плоти, воскресение силою Его Божества, восшествие на небо, славное пришествие Его, грядущаго на суд живых и мертвых и вечную жизнь святых.
Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.
И Безплотный во плоти явившийся есть Бог истинный, совершенный истинным и божественным совершенством, не два лица и не два естества; ибо мы не утверждаем, что покланяемся четырем — Богу, Сыну Божию, человеку и Духу Святому. Посему мы и анафематствуем так нечествующих, которые человека полагают в божественном славословии; ибо мы говорим, что Слово Божие соделалось человеком для нашего спасения, чтобы мы получили уподобление небесному и обожествились до подобия истинному по естеству Сыну Божию, по плоти же сыну человеческому, Господу нашему Иисусу Христу.
Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.
34. Исповедуем же и воплотившееся Слово и явившееся в плотском рождении от Девы, а не действовавшее [только] в человеке. Имеющих же общение с отвергающими выражение «единосущный», как чуждое Писаниям, и с утверждающими, что нечто из Троицы — созданное, и отделяющими от единаго естественнаго Божества, считаем чуждыми и ни с кем из таковых не имеем общения.
Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры.
Един Сын, один и тот же и до воплощения и по воплощении, человек и Бог, то и другое — единое. И не иное Лице — Бог Слово, а иное — человек Иисус, но один и тот же предсуществующий Сын явился соединенным с плотью из Марии, стал совершенным и святым и безгрешным человеком и совершает домостроительство в обновление человечества и спасение всего мира.
37. Бог Отец, будучи совершенным Лицем, имеет совершенное Слово, истинно родившееся из Него, не как слово произносимое и не Сына по усыновлению
Григорий Чудотворец. Слово о воплощении Господа.
Воплощенное Слово, после того, как видимо было на земле и обращалось с людьми (Вар. 3:35), поистине понесло наше бремя и, возседая выше нас, также и как человек, совершило дивное, как равное Отцу. Оно разрешило осуждение прародителя, так как было вторым Адамом, обновляя своим нетленным телом тленное тело, уничтожая вражду, заимствуя от нас тело, и, явившись подобным нам, кроме греха, соделалось всем для всех. Далее, так как Оно вместе Бог и человек, то по первому своему рождению Оно равно Отцу, по последнему же Оно первородно сам прежде тварей:первородно именно между многими братиями (Рим. 8:29), во всем подобное Отцу, по сущности, одно и то же есть то, которое совершает чудеса, и то, которое претерпевает болезни: поелику в едином и том же Святом Духе совершает чудеса и носит на себе наши немощи, не так, как мы, по необходимости и закону естества, но по своему изволению.
Григорий Чудотворец. Слово о воплощении Господа.
Ибо един Господь наш,Иисус Христос, и едино Лице Его, поелику хотя и мыслится, что Он состоит из двух, однако, один и тот же есть Сын Божий и Сын человеческий, поелику Он единаго и того же естества с своими родителями. Тот, Который прежде веков родился от Отца, в конце времен произошел от Марии Девы; Тот, Кто в лоне Отца, девять месяцев пребыл в утробе жены. Тот, Кто все твари из ничего привел к бытию, раждается и по телу возрастает.