• Авторизация


Апологеты 2 века. Цитаты. Вторичные богословские вопросы. Вторичные вопросы. Часть первая. 13-06-2016 14:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1)    Вопрос тысячелетнего царства.

 

Ириней очень много пишет об будущем царстве святых в промежуток в 1000 лет перед вторым своим приходом, это в целом фигурирует и у других, но Церковь, этот вопрос решает обходить и не поднимать. Пишет он о нём в конце 5 книги и очень много.

Так же как и Ириней Лионский в конце пятой книги Против ересей пишет про тысячелетнее царство Христа и святых перед судом, так же ему вторит и Иустин Философ:

Иустин Философ Диалог с иудеем Трифоном.

А я и другие здравомыслящие во всем христиане, знаем, что будет воскресение тела и тысячелетие в Иерусалиме, который устроится, украсится и возвеличится, как объявляют то Иезекииль. Исаия и другие пророки.

81. — Исаия так говорит об этом тысячелетии: будет новое небо и новая земля, и прежние не будут вспоминаемы и не придут на сердце, но они найдут на ней радость и веселье о том, что Я творю; ибо Бог Я делаю Иерусалим весельем и народ Мой радостью и буду веселиться об Иерусалиме и радоваться о народе Моем. И более не услышится на ней голоса плача, ни голоса вопля, и не будет более там какого-нибудь младенца и старика, который бы не исполнил своего времени; ибо юноша будет ста лет, а грешник умирающий — ста лет и будет проклят. И они построят дома и сами будут жить, и насадят виноград и сами будут есть плоды его н пить вино. Не будут строить так, чтобы другие жили, и не будут садить, чтобы другие ели; ибо как дни дрова жизни, будут дни народа Моего, дела трудов их умножатся. Избранные Мои не будут трудиться напрасно, ни рождать детей на проклятие: ибо они будут семя праведное и благословенное Господом, и внуки их будут с ними. И будет то, что Я, прежде нежели они воззовут, услышу их; когда они еще будут говорить, Я им скажу: что это? Тогда волки и ягнята будут пастись вместе, и лев как бык будет есть солому, а змей — землю, как хлеб. Не будут они делать зла, ни истребления на горе святой, говорит Господь» (Ис. 65:17-25). Из того, что сказано в этих словах «как дни древа жизни будут дни народа Моего, дела трудов их», — продолжал я, — мы разумеем, что здесь таинственно указывается тысячелетие. Ибо когда было сказано Адаму: «в какой день он вкусит от древа, в тот умрет» (Быт. 2:17), то мы знаем, что он не пережил тысячи лет. Знаем также, что к тому же ведет изречение: «день Господа как тысяча лет» (Пс. 89:4; 2 Пет. 3:8). Кроме того у нас некто, именем Иоанн, один из апостолов Христа, в Откровении бывшем ему предсказал, что верующие в вашего Христа будут жить в Иерусалиме тысячу лет, а после того будет всеобщее, словом сказать, вечное воскресение всех вместе и потом суд; как и Господь наш сказал: «не будут жениться, ни выходить за муж, но будут равны ангелам, как дети воскресения Божия» (Лк. 20:35-36).

Папий. Истолкование Господних изречений.

12. Так, например, он говорит, что после воскресения мертвых будет тысячелетнее и плотское Царство Христово на этой самой земле. Я думаю, что он плохо истолковал апостольские слова и не понял их преобразовательного и таинственного смысла, ибо был ума малого.

13. Это явствует из его книг, хотя большинство церковных писателей, живших после него, очень уважало его, как писателя старого, и мнения его разделяли, например, Ириней и другие.
14. Сообщает он в своей книге и другие слова Господни в передаче упомянутого Аристиона, а также рассказы пресвитера Иоанна. Отсылаем к ним людей любознательных, но считаем нужным сейчас же добавить ко всему сказанному рассказ о евангелисте Марке.

 

 

2)       Гос. посты холостым

 

Строматы. Климент Александрийский. Книга 2 XXIII

(4) Некоторые законодатели не допускали холостяков до высших государ­ственных должностей. А спартанский законодатель налагал штраф не только на холостых, но и на разведенных, слишком поздно женившихся и воздерживающихся от брака. (5) Благородный Платон обязывает всякого холостяка платить в государственную казну сумму, эквивалентную затратам, необходимым на содержание жены, выплачивая подобающую пеню архонтам, ибо, уклоняясь от брака и рождения детей, такие люди содействуют оскудению населения и опустошают целые города, из которых слагается населенный мир.

 

 

3)  Священнические чины.

 

Строматы. Климент Александрийский. Книга 6. XIII

Я полагаю, что земные церковные чины – епископы, пресвитеры, дьяконы – во всем подобны небесной ангельской иерархии. Степень славы, которая ожидает на небесах следующих по стопам апостолов и ведущих совершенную и евангельскую жизнь, соответствует, согласно писанию,[1][251] степеням славы этих ангельских чинов. (3)  Ведь "в облаках",[2][252] как пишет апостол, они становятся сначала служителями (дьяконами), затем удостаиваются славы пресвитера (различны ведь степени славы), и наконец становятся "совершенными мужами".

Тертуллиан. О Крещении.

17.Чтобы закончить обсуждение предмета, остается упомянуть еще о правилах совершения и принятия крещения. Право совершения принадлежит первосвященнику, то есть епископу. Затем идут пресвитеры и диаконы, - однако, не без воли епископа, чтобы сохранялось уважение к Церкви, при соблюдении которого сохраняется и мир. Впрочем, это право дано также мирянам. Ибо что одинаково приемлется, то одинаково может быть и дано. Если нет епископов или хотя бы пресвитеров и диаконов, зовут учеников. Слово Господа не должно быть сокрыто ни от кого. Поэтому и крещение, такое же достояние Божье, могут совершать все. Но у мирян скромность и самообладание должны быть много больше (ибо правом крестить обладают преимущественно вышестоящие), чтобы они не присваивали себе священные обязанности епископа.

 

 

4)    Смысл молитвы и алтарей на восток.

 

Строматы. Климент Александрийский. Книга 7. VII

Поскольку восток является символом рождающегося дня, откуда впервые свет воссиял из тьмы, так и прозябающие во тьме неведения с востока ожидают сияния знания истины. Поэтому молитва совершается с лицом, обращенным к востоку, навстречу восходящему солнцу. (7) По этой же причине все древнейшие храмы были обращены на восток, чтобы люди привыкали обращаться лицом к востоку, созерцая изображения. (8) «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздаяние рук моих, как молитва вечерняя», – сказано в псалме.[3][69]

Тертуллиан. Апологетик. XVI

Не вдаваясь в подробности, скажем, что мнение это произошло от того, что узнали, что мы молимся, обратившись лицом на восток. Но и многие из вас, когда бывает угодно помолиться небесным богам, обращаются лицом туда же. (11) Равным образом, если мы празднуем день солнца, то совсем по другой причине, а не потому, чтобы мы боготворили солнце.

 

 

5)     Именование истинным гностиком.

 

Строматы. Климент Александрийский. Книга 7. XVI

(104, 1) Итак, только того можно назвать истинным гностиком, кто состарился над изучением Писания, хра­нит нерушимо чистоту апостольских и церковных учений, ведет добродетельную жизнь, согласную с Евангелием, и находит доказательства в открытом Господом, а также в законе и пророках. (2) Поистине жизнь его есть единство дела и слова, согласных с преданиями, которые идут от Господа.

 

 

6)     Апокатастасис и против такового.

 

Тертуллиан. О плоти Христа.

14.Но Христос, говорят они, представлял собою и ангела. На каком же основании? На том же, что и человека. Стало быть, одинакова и причина, по которой Христос представлял человека, и причина эта – спасение человека. А именно, Он сделал это для восстановления того, что погибло. Погиб человек, и нужно было восстановить человека. Но для принятия Христом вида ангельского никакой такой причины не было. Ибо если ангелы и осуждены на погибель, в огонь, уготованный дьяволу и ангелам его (Матф. 25, 41), – то никогда не обещалось им восстановление. Никакого повеления об освобождении ангелов Христос не получил от Отца. А того, чего Отец не обещал и не повелевал, Христос не мог и исполнить.

 

 

7)     Желание Христиан приблизить конец.

 

Тертуллиан. О молитве.

Воистину да придет, как можно скорее, Господи, Царство Твое, чаяние христиан, смятение язычников, ликование ангелов, ради которого мы страдаем,— нет, лучше сказать: за которое мы молимся.

 

 

8)     Стояние во время молитвы

 

Тертуллиан. О молитве.

16. Точно так же не вижу смысла в обычае некоторых людей, совершив молитву, садиться,— если только этого не пожелают дети. Если бы тот Герма, сочинение которого обычно называют «Пастырь», по окончании молитвы не сидел бы на ложе, а делал что-нибудь иное, неужели мы тоже требовали бы соблюдать это? Конечно, нет. Ибо в данном случае только по ходу повествования, а не в целях поучения сказано: «Когда я помолился и воссел на ложе»10. А иначе выходило бы, что молиться можно только там, где имеется ложе. Мало того, против Писания поступил бы тот, кто сидел бы в кресле или на скамейке.

Тертуллиан. О молитве.

Ибо нечестиво сидеть перед взором того, кого больше всего уважаешь и чтишь; и насколько же нечестиво делать это в присутствии Бога Живого, когда еще и ангел молитвы стоит. Может, еще укорим Бога за то, что молитва нас утомила?

 

 

9)    Целования мира и рукопожатия на службе.

 

Тертуллиан. О молитве.

18. Распространился уже и другой обычай. Постящиеся, по окончании молитвы с братьями, воздерживаются от поцелуя мира, который является знаком окончания молитвы. Но когда же более должен обнаружиться мир с братьями, как не тогда, когда молитва сильнее восходит и поэтому участвующие в нашей молитве могут с ее помощью передать брату от полноты своего мира? Какая молитва при отречении от святого поцелуя может быть непорочной? Кому, исполняющему служение Господа, препятствует мир? Каково жертвоприношение, от которого возвращаются без мира? Какова бы ни была молитва, она не может отменить соблюдения заповеди, которой предписано нам скрывать наш пост. А ведь по отказу от поцелуя узнают, что мы постимся. Но если и есть какое-то основание отказаться от поцелуя, все же (чтобы не провиниться в нарушении указанной заповеди) лучше, пожалуй, воздержаться от него дома, где нельзя скрыть своего поста. Но в любом другом месте, где можно скрыть его, нужно помнить о заповеди: так ты удовлетворишь и требование учения, и домашний обычай. А в день Пасхи, когда пост есть общая и как бы общественная религиозная обязанность, мы по праву воздерживаемся от поцелуя, нисколько не заботясь скрывать то, что совершаем вместе со многими.

Тертуллиан. Против Маркиона.

Действительно, и сегодня иудеи обращаются <друг к другу>, желая мира, и прежде в Писании так приветствовали, — но я понимаю, что он своим служением подтверждал предвещенное Творцом: Как своевременны ноги благовествующих благо, благовествующих мир.  2. Ведь он благовествует мир добра, т. е. благодати Божьей, о необходимости предпочитать этот мир он знал.

 

 

10)                       Изображения. Кумиры.

 

Мелитон Сардийский. О познании Бога.

Но я хочу по своему разумению написать и объяснить, каким образом и по каким причинам стали делать изображения царей и тиранов, и как потом сравняли их с богами.

Мелитон Сардийский. О познании Бога.

Таким же образом и прочие люди делали статуи своих царей и почитали их, о чем более не хочу писать.

Но ты существо разумное, свободное и знающее истину, размысли об этом сам с собою, и когда тебя захотят облечь в женские одежды, вспомни, что ты муж; верь Тому, Кто воистину есть Бог, открой пред Ним сердце твое, вверься Ему, и Он даст тебе вечную жизнь безсмертных, ибо все содержится в руках Его. Другие же предметы почитай тем, что они суть, изображения как изображения, статуи — как статуи, и не поставляй какой-нибудь сотворенной вещи на место Несозданного.

Мелитон Сардийский. О познании Бога.

Итак, если человек поклоняется чему-либо, сделанному руками, то он почитает не Истину, и также не Слово истины. Я сказал бы еще многое об этом предмете, но стыжусь за тех, которые не понимают, что сами они выше, чем дела рук их, которые не замечают, как они дают золото художникам, дабы они сделали им бога, дают серебро для украшения его, и переносят свое богатство с одного места на другое и обожают его! Какое преступление больше того, когда человек обожает свое богатство, и оставляет Того, Кто дает ему богатство, ругается над человеком и обожает изображение его, убивает животное и почитает образ его?
   Должно согласиться, что они почитают художественное изображение подобных себе людей. Ибо они не почитают веществ, когда они лежат в куче, а почитают тогда, как художник сделает из них идола. Они не почитают самого золота или серебра; но если они будут обработаны художниками, они почитают их, теряя здравый смысл. Что же прибавилось к твоему золоту, что ты теперь поклоняешься ему? Если (ты поклоняешься ему) за то, что оно сделалось подобно крылатому животному, то почему ты не поклоняешься этому самому животному? Если за то, что оно уподобилось хищному зверю, то вот этот самый зверь пред тобою. Если тебе нравится художественное произведение, то пусть же тебе понравится дивное творение Бога, все создавшего. И по Его образцу работают художники, стараются сделать так, как создано Богом, но не достигают сходства.

Мелитон Сардийский. О познании Бога.

Главнейшее же заблуждение то, когда человек не знает Бога, и вместо Бога, почитает нечто такое, что не есть Бог. Но есть люди, которые говорят: «в честь Бога мы делаем идола», и почитают именно образ Бога сокровенного; они не знают, что Бог на всяком месте, что Он никогда не находится в отсутствии, и ничего не делается, чего бы Он не ведал.

 

 

11)                       О конце времен.

 

Мелитон Сардийский. О познании Бога.

Был некогда потоп бурный, когда северный вихрь развеял назначенных на то людей, и остались только праведные во свидетельство истины. Опять в другое время, был потоп водный, и погибли все люди и животные во множестве воды, и сохранились праведные в деревянном ковчеге, по повелению Божию. Таким же образом, в последнее время, будет потоп огненный, и сгорит земля с горами ее, сгорят люди вместе с идолами, которых они сделали, и со статуями, которым они поклонялись, и сгорит море с островами его, но праведные сохранятся от гнева, как сохранились праведные в ковчеге от вод потопа.

 

 

12)                       Другие апологеты.

 

Папий. Истолкование Господних изречений.

4. Если же приходил человек, общавшийся со старцами, я расспрашивал об их беседах: что говорил Андрей, что Петр, что Филипп, что Фома и Иаков, что Иоанн и Матфей или кто другой из учеников Господних; слушал, что говорит Аристион или пресвитер Иоанн, ученики Господни. Я понимал, что книги не принесут мне столько пользы, сколько живой, остающийся в душе голос».

Папий. Истолкование Господних изречений.

12. Так, например, он говорит, что после воскресения мертвых будет тысячелетнее и плотское Царство Христово на этой самой земле. Я думаю, что он плохо истолковал апостольские слова и не понял их преобразовательного и таинственного смысла, ибо был ума малого.

13. Это явствует из его книг, хотя большинство церковных писателей, живших после него, очень уважало его, как писателя старого, и мнения его разделяли, например, Ириней и другие.
14. Сообщает он в своей книге и другие слова Господни в передаче упомянутого Аристиона, а также рассказы пресвитера Иоанна. Отсылаем к ним людей любознательных, но считаем нужным сейчас же добавить ко всему сказанному рассказ о евангелисте Марке.

Папий. Истолкование Господних изречений.

15. Вот что говорил пресвитер: «Марк был переводчиком Петра; он точно записал все, что запомнил из сказанного и содеянного Господом, но не по порядку, ибо сам не слышал Господа и не ходил с Ним. Позднее он сопровождал Петра, который учил, как того требовали обстоятельства, и не собирался слова Христа располагать в порядке. Марк ничуть не погрешил, записывая все так, как он запомнил; заботился он только о том, чтобы ничего не пропустить и не передать неверно».
16. Так говорит Папий о Марке; о Матфее он сообщает следующее: «Матфей записал беседы Иисуса по-еврейски, переводил их кто как мог».
17. Он же пользуется Первым посланием Иоанна, а также Петра и рассказывает о женщине, которую обвиняли перед Господом во многих грехах. Рассказ этот есть в «Евангелии евреев». Я счел необходимым все это добавить к сказанному.

Тертуллиан. К Скапуле.

Вигеллий Сатурнин, который первый поднял здесь меч против нас, лишился зрения. Клавдий Луций Герминиан, когда, негодуя на то, что жена его перешла в эту секту, жестоко поступал с христианами в Каппадокии и когда, один только болея в своем дворце, заживо съедался червями, говорил: пусть никто не знает об этом, чтобы христиане не радовались и христианки не надеялись.

Тертуллиан. Против Валентиниан.

Валентин надеялся получить Епископство, потому что имел дарование и красноречие. Вознегодовав, что другой, по праву мученичества, удостоен сего звания, он нагло отторгся от Церкви, исповедующей истинную веру, и, последовав примеру людей, томящихся жаждой мщения для приобретения почестей, употребил все силы свои к тому, чтоб ниспровергнуть истину. Нашедши корень одного древнего мнения, он проложил дорогу Коларбазу. Явился потом Птоломей, который, обозначив имена и числа Эонов, обратил их в личные сущности, но поставил вне Бога, вместо того что Валентин включил их в сущность божества под названием ощущений, склонностей и движений. Гераклион, Секунд и волхв Марк, несколько распространили это учение и со своей стороны. Теотим занимался особенно призраками закона. Посему теперь нет почти уже и речи о Валентине. За всем тем еретики эти именуются Валентинианами, потому что начало своё восприняли современи Валентина.

Тертуллиан. Против Валентиниан.

Не думая, чтобы кто мог нас упрекнуть в своевольной выдумке предметов, которые излагали и опровергали мужи святые и просвещённые, не только предшественники, но и современники ересиархов, каковы суть: Иустин, философ и мученик, Милциад, поборник церквей, Ириней, учёный последователь всех подобных учений, наш Прокул, девственник до глубокой старости, честь и слава Христианского красноречия.

Тертуллиан. Против Маркиона.

Однако из всего варварского и скорбного, что есть на Понте, ничто не может сравниться с тем фактом, что там родился Маркион. Он ужаснее скифа, более непостоянный, чем обитатель повозок, бесчеловечнее массагета, необузданнее амазонки, непрогляднее тумана, холоднее зимы, более ненадежный, чем лед, обманчивее Истра, обрывистее Кавказа.

Тертуллиан. Против Маркиона.

Маркион же Бога, Которого нашел, утратил, потушив светильник своей веры. 6. Его ученики не будут отрицать, что раньше его вера совпадала с нашей; об этом свидетельствует его собственное сочинение.

 

 

13)                       Христианская жизнь.

 

Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 1.

Все имеют глаза, но у иных они покрыты мраком и не видят солнечного света. И хотя слепые не видят, свет солнечный все-таки существует и светит, а слепые пусть жалуются на самих себя и на свои глаза. Так и у тебя, друг мой, очи твоей души помрачены грехами и злыми делами твоими. Человек должен иметь душу чистую, как блестящее зеркало. Когда на зеркале есть ржавчина, то не может быть видимо в зеркале лицо человеческое: так и человек, когда в нем есть грех, не может созерцать Бога. Итак, покажи ты себя самого, не прелюбодей ли ты, не блудник ли, вор, грабитель, похититель, растлитель отроков, не сварлив ли ты, не злоречив ли, не гневлив ли, не завистлив ли, не надменен ли, не горд ли, не буен ли, не сребролюбив ли, не ослушник ли родителям, не продавец ли детей твоих. Ибо Бог не открывается тем, кто это делает, если наперед не очистят себя от всякой скверны.

 

 

14)                       Человеческая природа, душа, тело. Свойственное человеческой природе. Действие Бога в человеке.

 

Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.

Но кто-нибудь спросил нас: смертным ли по природе сотворен человек? нет. Значит, — бессмертным? Не скажем и этого. Но скажет кто-нибудь: итак, он сотворен ни тем, ни другим? и этого не скажем. Он сотворен по природе ни смертным и ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом; если же наоборот сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его ни смертным и ни бессмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие, и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог создал человека свободным и самовластным. Итак, что человек навлек на себя своим нерадением и непослушанием, то Бог ныне прощает ему по Своему человеколюбию и милосердию, если человек Ему повинуется. Как непослушанием человек навлек на себя смерть, так повиновением воле Божией желающий может доставить себе вечную жизнь. Ибо Бог дал нам закон и святые заповеди, исполняя которые всякий может спастись и, достигнув воскресения, наследовать нетление.

Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.

Ибо какая плоть может видеть глазами небесного, истинного, бессмертного Бога, Который живет на небе? Люди по природе смертные, состоящие из костей, жил и плоти, не могут смотреть прямо даже на лучи солнца.

Тертуллиан. Против Маркиона.

Плоть грешит до тех пор, пока не лишается души.

Тертуллиан. Против Маркиона.

Но в этой сущности, которую он принял от Самого Бога, т. е. в душе, у него был запечатлен образ Бога, гарантирующего ему свободу и возможность выбора.

Тертуллиан. Против Маркиона.

Для этого человеку была придана такая сущность, которая обладала бы этой способностью, — дыхание Божье, конечно, свободное и распоряжающееся собою.

Тертуллиан. Против Маркиона.

Ведь некоторые переводчики с греческого, не заметив различия между словами и не обратив внимания на их особые значения, ставят дух вместо дыхания  и дают еретикам возможность порочить грехом Дух Божий, т. е. Самого Бога. И <этот> вопрос уже не раз обсуждался. Итак, уразумей, что дыхание меньше, чем дух, будучи его веянием, и хотя исходит от духа, духом, однако, не является. Ибо и дуновение слабее, чем ветер, и хотя дуновение — от ветра, оно, однако, не ветер. [Дуновение! дыхание можно даже называть образом духа. 3. В самом деле, по этой причине и человек — образ Бога, т. е. Духа, ибо Бог есть Дух. Следовательно, дыхание — образ Духа. Далее, образ не будет полностью совпадать с оригиналом.

Тертуллиан. Против Маркиона.

Ведь даже если Адам в соответствии с установленным законом был отдан во власть смерти, ему была сохранена надежда, поскольку Господь сказал: Вот, Адам стал как один из Нас, — имея в виду будущее причастие человека к божественности.

 

 

15)                       Ангелы, демоны.

 

Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.

злой демон, называемый также сатаною, некогда говоривший с нею чрез змея, и теперь действующий в увлеченных им людях, назывался Еван. Демон еще называется драконом, (αποτεδρακεναι), потому что убежал от Бога; в начале же он был ангел. О нем много можно говорить; но теперь я опущу это исследование; ибо в другом сочинении у нас было рассуждение.

Тертуллиан. К Скапуле.

Это, конечно, пища демонов. Демонов же мы не только презираем, но и укрощаем, и ежедневно открываем их, и изгоняем из людей, как известно весьма многим. Итак мы больше молим за здоровье императора, прося его у Того, Который может даровать его.

Тертуллиан. Против Маркиона.

т. е. на небесной вершине, о падении сатаны с которой свидетельствует Господь; и никто не пребывал среди огненных камней, среди сверкающих лучей пылающих созвездий, откуда Сатана также был низвержен подобно молнии.

 

 

16)                       Творение Вселенной из ничего, из небытия.

 

Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 1.

и все Бог создал из небытия в бытие, дабы из дел Его было познаваемо и разумеемо Его величие.

5. Как душа в человеке невидима и незрима для людей, познается же чрез движение тела, так и Бога нельзя видеть очами человеческими, но Он созерцается и познается из Его провидения и действий.

Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.

10. И прежде всего пророки согласно научили нас, что Бог все сотворил из ничего. Ибо ничто не совечно Богу, но будучи Сам Себе местом ни в чем не нуждаясь и существуя прежде веков, Он восхотел создать человека, дабы им познаваем был, и для него-то предуготовил мир. Тот, кто сотворен, имеет нужду в том или другом, а Безначальный ни в чем не нуждается. Итак, Бог, имея Свое Слово в собственных недрах родил Его, проявив Его вместе с Своею Премудростию прежде всего.

 

 

17)                       Промысел Божий.

 

Строматы. Климент Александрийский. Книга 1. XXIIглава

Священное Писание, включая книги закона и пророков, с еврейского наречия на греческий язык перевели в царствова­ние Птолемея Лага, или, по мнению других, в царствование Птолемея Филадельфа. Рассказывают, что царь проявил свой интерес, а Деметрий Фалерский немало способствовал этому делу. (2) Действительно, еще во время македонского владычества над Азией Птолемей Лаг, желая обогатить основанную им в Александрии библиотеку всевозможными сочине­ниями, указал, чтобы и иудеи перевели на эллинский язык писания своих пророков. (149, 1) И они, будучи тогда подвластны македоня­нам, выбрали из своей среды семьдесят старцев, сведущих в Писа­нии и знающих греческий язык, и послали их со священными книга­ми к Птолемею. (2) И после того, как каждый из этих старцев порознь перевел все священные книги, все семьдесят стали сличать свои пе­реводы и нашли их согласными и по смыслу, и по словоупотреблению. Так Божий промысел способствовал тому, чтобы Писание достигло ушей эллинов. (3) И ничего нет удивительного в том, что оригинальные еврейские пророчества по вдохновению Божию были переведены так, что стали эллинскими пророчествами. Разве не было того же самого и прежде, когда священные книги, погибшие во время пленения иуде­ев Навуходоносором, в царствование Артаксеркса, царя Персидско­го, по божественному вдохновению вновь были написаны Ездрой, левитом и священником?[4][340]

Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 3.

Подобный сему вздор говорит и Пифагор, отвергающий, кроме того, и Промысл. Кому же из них будем верить, — Филимону ли комику, который говорит: «почитающие Бога имеют великие надежды на спасение», или выше упомянутым: Эвемеру, Эпикуру, Пифагору и прочим, отрицающим богопочтение и Промысл? О Боге и о Промысле сказал Аристон: «Надейся, Бог обыкновенно помогает всем достойным, и им наиболее. Если не предстоит никакой награды живущим как должно, то какая польза в благочестии? Положим так; но я довольно часто вижу, что те, которые хотят жить благочестиво, терпят несчастия, те же, которые ничего дурного не наблюдают кроме своей только пользы, находятся в почетнейшем, чем мы, состоянии. Да, в настоящей жизни, — но должно смотреть дальше и ожидать конца всех. Ибо не случай управляет всем, как некоторые думают нечестиво и бесполезно для жизни: такую мысль поддерживают худые люди в ограждение своей развратной жизни. Но есть награда живущим благочестиво и достойное наказание беззаконным. Ибо ничего не бывает без Промысла». Что касается мнений других и почти большой части о Боге и Промысле, то легко видеть, как согласно друг с другом они говорили: одни совершенно отвергли бытие Бога и Промысла, другие же признавали Бога и утверждали, что все управляется Промыслом. Поэтому, разумному читателю или слушателю должно обращать большое внимание на то, что говорит каждый из них, — как сказал Симил: «Поэты обыкновенно — хороши ли они или худы, говорят одинаково; но вам должно судить».

Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 3.

9. Мы также признаем Бога, но единого, Создателя, Творца и Устроителя всего мира; знаем, что все управляется Промыслом, но Промыслом Его только; научились святому закону, но законодателем имеем истинного Бога, Который и учит нас поступать праведно, быть благочестивыми и делать добро.

 

 

18)                       Об язычестве.

 

Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 1.

9. Далее, имена богов, которым, как говоришь, ты поклоняешься, суть имена умерших людей. И кто же и каковы они были? Кронос не оказывается ли ядущим и истребляющим своих собственных детей? Укажешь ли на Зевса, его сына, — рассмотри внимательно его действия и образ жизни. Прежде всего, он был воспитан на горе Иде козою, и, как говорят мифы, убил ее и сняв с нее кожу, сделал себе одежду. О прочих его действиях, кровосмешениях, прелюбодеяниях и срамных делах, гораздо лучше рассказывают Гомер и другие поэты. Нужно ли мне указывать на его сыновей, на Геракла, самого себя сжегшего, на Диониса пьяного и неистового, на Аполлона, от страха бегавшего от Ахиллеса, влюбленного в Дафну и не ведавшего о смерти Гиацинта, на Венеру раненную, на Арея, губителя людей, и еще более на кровь, текущую из этих называемых богов? Но это еще маловажно в сравнении с тем, как вспомним о растерзанном боге, называемом Озирис, по котором каждогодно совершаются празднества, как по погибающем и опять находимом, отыскиваемом по частям, ибо неизвестно, умер ли он, и не видно, отыскан ли. Нужно ли говорить мне об Аттисе оскопленном, или об Адонисе, блуждающем в лесу, занимающемся охотою и раненном вепрем, или об Асклепии, пораженном молнией, или о Сераписе, бежавшем из Синопы в Александрию, или об Артемиде Скифской, также бывшей в бегстве, человекоубийце, охотнице и влюбленной в Эндимиона? Это не мои слова, но об этом рассказывают ваши же историки и поэты.

10. К чему мне перечислять множество животных, чтимых египтянами, — гадов, скотов, зверей, птиц, животных речных, даже тазы и постыдные звуки? Если укажешь на эллинов и на другие народы, то они чтут камни, деревья и другие материальные вещи, изображения, как я уже сказал, умерших людей. Известно, что Фидий сделал в Пизе для илийцев Зевса олимпийского, а для афинян — Афину в Акрополе. Спрошу и я тебя, друг мой, сколько насчитывается Зевсов. Во-первых, есть Зевс олимпийский, потом Зевс Латиар, Зевс касский, Зевс Керавний, Зевс пропатор, Зевс Паннихий, Зевс Полиух и Зевс капитолийский. Зевс, сын Кроноса, бывший царем критян, имеет гробницу в Крите; а прочие, быть может, не удостоились погребения. Если упомянешь о матери так называемых богов, то уста мои да не изрекут ее деяний (ибо нам непристойно и называть таковые) или деяний ее служителей, поклоняющихся ей, и сколько дохода и податей царю доставляют и она и ее сыны. Ибо они не боги, но идолы, как я прежде сказал, «дела рук человеческих и нечистые демоны. Подобны им будут те, которые делают их и надеются на них» (Пс113.12:134.15, 96.5).

11. Поэтому скорее буду почитать царя, нежели богов ваших, почитать, не поклоняясь ему, но молясь за него. Поклоняюсь же Богу, Который по истине есть Бог истинный, зная, что царь от Него сотворен. Ты скажешь мне: почему не поклоняешься царю? — Потому, что он сотворен не для того, чтоб ему поклонялись, но чтобы воздавалась законная честь. Он не Бог, но человек, от Бога поставленный, не для того, чтоб ему поклонялись, но чтоб он судил праведно.

Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.

Далее он говорит о дочерях Зевса, которых называет музами, и просит их открыть ему, каким образом все произошло. «Здравствуйте, дочери Зевса! подарите меня приятною песнью. Воспойте род богов блаженных, всегда существующих, которые родились от земли и звездного неба и темной ночи, которых вскормило соленое море. Скажите мне как сперва произошли боги и земля, реки и безграничное море с пенящимися волнами, и звезды светящие и пространное небо вверху. Скажите, как боги разделили богатства и почести и как сперва они населили многохолмовый Олимп. Скажите об этом мне музы, живущие на вершинах Олимпа с начала, скажите что из этих существ прежде всего произошло». Но как знали об этом музы, которые были моложе мира? И как они могли рассказать Гезиоду, когда отец их еще не родился?

6. Гезиод некоторым образом предполагает материю, как существующую, и говорит о творении мира в следующих словах: Прежде всего произошел хаос, потом пространная земля, самое безопасное основание для бессмертных обитающих на высотах снежного Олимпа, затем мрачный тартар в глубинах широкой земли, и Эрос, красивейший между богами, который гонит заботу и подавляет разумный совет в сердцах всех богов и людей. Из хаоса произошли Эрев и черная ночь. Земля же сперва произвела равное себе звездное небо, чтоб оно отовсюду ее покрывало и служило безопасным жилищем для блаженных богов; она родит еще высокие горы, приятные обители для божественных нимф, обитающих на лесистых высотах. И бесплодная вода с своими пенящимися волнами родила жизни; он говорит, когда земля наиболее удобна для волов и для заступа, когда благоприятное время пахать землю н бросать в нее семена. Кому же верить Арату или Софоклу, который говорит: «Нет Провидения; всего лучше жить на удачу, как кто может». Но Гомер опять не согласуется с ним, ибо он говорит: «Доблесть смертным властительный Зевс и величит и молит». И Симонид: «Никто, ни город, ни человек не получал доблести без богов; Бог премудр, но между людьми ничего нет без неправды». Подобное говорит Эврипид: «Ничего с людьми не бывает без Бога». И Менандр: «Никто о нас не печется кроме Бога». И еще Эврипид: «Когда Богу угодно спасти, Он даст много средств ко спасению». И в другом месте: «Если захочет Бог, спасешься, хотя поплывешь на соломинке». И множество таких мнений они высказали и даже противоречили самим себе. Софокл, отрицавший Промысл Божий, в другом месте говорит; «Смертный не избежит удара Божия». Кроме того, они то вводили множество богов, то говорили о единовластительстве Божием, и тогда, как одни признавали Промысл, другие отвергали его бытие. Поэтому Эврипид делает следующее признание: «С полною надеждою изучаем мы многое, во напрасно трудимся и ничего-то мы не знаем». Таким образом они невольно признаются, что не знают истины; и что говорили они, то говорили по внушению демонов. И действительно, поэты Гомер и Гезиод, вдохновенные, как говорится, музами, говорили под влиянием фантазии и обольщения, от духа не чистого, но обманчивого. Это ясно доказывается тем, что одержимые демонами даже в настоящее время заклинаются именем истинного Бога, и эти ложные духи сами признаются, что они демоны, которые некогда действовали и в тех поэтах. Впрочем, некоторые из них, пришедши в здравое состояние души, говорили нечто согласное с пророками, так что это служит свидетельством против них самих и против всех людей, например, о единовластительстве Божием, о будущем суде и о других истинах.

Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 3.

Ибо что пользы в том, что Гомер описал троянскую войну и ввел столько людей в заблуждение; или Гезиод составил родословие так называемых у него богов, или Орфей перечислил триста шестьдесят пять богов, которых он сам под конец своей жизни отвергнул, говоря в своих «Завещаниях», что один Бог? Чего достигли Арат, или другие, подобно ему описавшие мировую сферу, кроме славы человеческой, которую они получили незаслуженно? Что они сказали истинного? Или какую пользу принесли Эврипиду, Софоклу и прочим трагическим писателям их трагедии, или Менандру, Аристофану и прочим комическим писателям комедии их, Геродоту и Фукидиду их истории, Пифагору святилище и Геркулесовы столбы, Диогену циническая философия, Эпикуру его учение, что нет Промысла. или Эмпедоклу отрицание Бога, или Сократу божба его собакой, гусем, платаном. пораженным громом Эскулапом и божествами, которых он призывал? И зачем он добровольно умер, какую награду надеялся получить по смерти? Что принесла пользы Платону его философия, или прочим философам, которых не буду перечислять по множеству их, — их учение? Это говорю, чтобы показать бесполезный и безбожный образ их мыслей.

3. Ибо все они, любя пустую и суетную славу, ни сами не познали истины, ни других не привели к истине. Ибо то, что они говорили, обличает их, так как они говорили несогласно друг с другом и многие из них отвергали свои собственные положения; они не только опровергали друг друга, но даже некоторые из них и собственные свои учения разрушали, так что слава их обращалась в бесчестие и глупость; ибо разумные люди осуждают их.

Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 3.

И о богах своих они проповедуют, что они первые совершали безнравственные совокупления и употребляли отвратительные яства. Ибо кто не воспевает Крона, пожиравшего детей своих, или сына его Зевса, поглотившего Метиса и приготовлявшего богам преступные пиршества, на которых, говорят, служил им хромой Гефест кузнец, и его сестру Геру, которая не только вышла замуж за Зевса, но и нечистыми устами делала то, что нельзя и высказать? О прочих делах Зевса, какие воспевают поэты, ты сам, конечно, знаешь. Нужно ли пересказывать мне о деяниях Посидона, Аполлона, Диониса, Геркулеса, сладострастной Афины и бесстыдной Афродиты, о которых я подробно говорил в другой книге.

Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 3.

5. Так как ты перечитал великое множество книг, то. что думаешь о мнениях Зенона, Диогена и Клеанфа, содержащихся в их книгах, которые учат, что может быть вкушаема человеческая плоть, что дети могут варить и пожирать своих собственных отцов, и если кто не захочет вкусить или извергнет часть отвратительной пищи, может и сам не ядущий быть съеден? Сверх того более еще безбожный голос Диогена учит детей приносить отцов своих в жертву и пожирать. Что же? Разве Геродот историк не рассказывает, что Камбиз, убив детей Гарпага и сварив, предложил отцу их в пищу? Также и об индийцах он рассказывает, что у них отцы пожираемы были собственными детьми. О, безбожное учение тех, которые писали, или скорее учили этому; о, нечестие и безбожие их, о, разум так тщательно мудрствовавших и возвещавших мудрость! Ибо учившие сему наполнили мир нечестием.

6. И о незаконных совокуплениях согласен почти весь заблуждавшийся хор ваших философов. И первый — Платон, наиболее почтенный из них по своей философии, в первой книге своего сочинения, о политике выразительно как бы узаконяет, что должны быть у всех общие жены, пользуясь примером сына Зевсова и законодателя критян, на том основании, будто чрез это увеличивается чадородие, и будто удручаемые трудами получают утешение от таких общений. И Эпикур также, вместе с учением безбожия, советует совокупляться с матерями и сестрами, и это вопреки законов, сего не допускающих. Ибо Солон ясно поставил закон, и о том, чтобы дети рождались от законного брака, а не от любодеяния, чтобы кто-либо не почитал как отца — того, кто не отец, или не бесчестил по неведению своего действительного отца. То же не допускали делать и прочие законы греков и римлян. Почему же Эпикур и стоики учат совокуплению с сестрами и мужчинами, и таким учением наполняли библиотеки, чтобы таким образом научить с детства незаконному союзу? Да и что мне еще говорить об этом, когда о так называемых у них богах они проповедовали подобные дела?

7. Говорившие, что существуют боги, потом приводили их в ничто. Ибо одни говорили, что они состоят из атомов, другие, — что обращаются в атомы, и что боги имеют могущество не более людей. Платон сказав, что существуют боги, не сомневается производить их из вещества. Пифагор, который так занимался исследованием о богах и столько странствовал по свету, наконец, определяет их, как природу, и говорит, что все это происходит случайно; боги нисколько не заботятся о людях. Не упоминаю о том, как Клитомах, академик усиливается отвергнуть бытие Божие. Не тому же ли учат и Критий и Протагор Авдеритянин, говоря: «если и существуют боги, я не могу об них ни говорить, ни показать — каковы они, потому что многое препятствует мне?» О крайнем безбожии Эвемера излишне и говорить. Ибо он решившись многое наговорить о богах, под конец утверждает, что вовсе нет богов, но что все управляется случаем. Платон, который так много говорил о единстве Бога и о душе человеческой, утверждая, что душа бессмертна, не противоречит ли после себе самому, говоря, что души некоторых переселяются в других людей, иные же в бессловесных животных? Не представится ли умным людям его учение ужасным и беззаконным, — что тот, кто был человеком, будет потом волком, или собакой, или ослом, или другим каким-либо бессловесным животным?

Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 3.

Таким образом, ваши философы собственными учениями своими изобличают себя или в безбожии или незаконном совокуплении; даже написанные ими сочинения показывают нам, что люди могут есть человеческую плоть и что почитаемые у них за богов первые совершили такие злодейства.

 

 

19)                       Слово водило пророков

 

Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.

Оно будучи духом Божиим, началом, премудростию и силою Вышнего, сходило на пророков и чрез них глаголало о творении мира и о всем прочем.

 

 

20)                       О христианстве.

 

Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 3.

Ибо при всем твоем благоразумии, ты охотно терпишь глупых: иначе ты не дозволил бы себе увлекаться пустыми словами неразумных людей и не верил бы утвердившейся молве, которая распускается безбожными и взводит на нас клеветы, будто мы, чтители Бога и называющиеся христианами, имеем общих для всех жен и живем в незаконном смешении, даже совокупляемся с собственными сестрами, и, что всего безбожнее и бесчеловечнее, едим плоть человеческую. Кроме того, говорят. что наше учение явилось недавно, что нам нечего сказать в подтверждение истины, нами содержимой, и нашего учения, и что учение наше есть нелепость? Я весьма удивляюсь, что ты будучи любознателен и тщателен в исследовании всех предметов, менее всего стараешься слушать нас. Ибо если тебе возможно, ты и ночь не задумаешься провести в библиотеках.

Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 3.

9. Мы также признаем Бога, но единого, Создателя, Творца и Устроителя всего мира; знаем, что все управляется Промыслом, но Промыслом Его только; научились святому закону, но законодателем имеем истинного Бога, Который и учит нас поступать праведно, быть благочестивыми и делать добро.

Тертуллиан. К Скапуле.

Щади Карфаген, если не щадишь себя. Щади провинцию, в которой каждый сделался добычею воинов и врагов своих, когда узнали решение твое. Нет у нас никакого учителя, кроме единого Бога; Он находится пред тобою и не может скрыться; но ты ничего не можешь сделать Ему. Но те, которых ты считаешь своими учителями, — люди, и сами они некогда имеют умереть. Впрочем эта секта не уничтожится. Ты должен знать, что тогда более она увеличивается, когда, по-видимому, истребляется. Ибо во всяком, кто видит такое терпение, возбуждается недоумение, и всякий воспламеняется желанием узнать, в чем тут дело, и когда познает истину, то и сам тотчас последует за нею.

 

 

21)                       Об евреях.

 

Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 3.

11. Поскольку народ этот преступил закон, от Бога данный, то Бог, благий и милосердый, не желая погубить их, не только дал закон, но после того посылал еще к ним пророков из братьев их, вразумлять их и напоминать им заповеди закона и обращать их к покаянию, чтобы впредь не грешили. Эти пророки предсказывали, что если они будут упорствовать в злых делах, то будут преданы в рабство всем царствам земным, что ясно и исполнилось над ними.

 

 

22)                      Пастырь Гермы, вопросы Писания у Тертуллиана. Вопрос концовки Евангелия от Мафтея.

 

Тертуллиан. О молитве.

16. Точно так же не вижу смысла в обычае некоторых людей, совершив молитву, садиться,— если только этого не пожелают дети. Если бы тот Герма, сочинение которого обычно называют «Пастырь», по окончании молитвы не сидел бы на ложе, а делал что-нибудь иное, неужели мы тоже требовали бы соблюдать это? Конечно, нет. Ибо в данном случае только по ходу повествования, а не в целях поучения сказано: «Когда я помолился и воссел на ложе»10. А иначе выходило бы, что молиться можно только там, где имеется ложе. Мало того, против Писания поступил бы тот, кто сидел бы в кресле или на скамейке.

Тертуллиан. Против Праксея. Глава 11.

Наконец, Он повелел им крестить во [имя] Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28:19), а не во [имя] Кого-то Одного. Ведь и не один раз, но трижды мы крещаемся в каждое Имя и в каждое Лицо отдельно[93].

 

 

23)                      Тертуллиан о себе.

 

Тертуллиан. Против Маркиона.

Отныне всё, что мы предприняли против Маркиона ранее, теряет свое значение. Оставив старое, мы приступаем к новому делу. Первое небольшое сочинение, написанное наспех, я впоследствии перечеркнул более обстоятельной работой. Ее, когда с нее еще не было сделано копий, я лишился из-за коварства человека, являвшегося тогда братом во Христе, но потом ставшего отступником. Он в высшей степени неточно, как уж у него это получилось, переписал кое-что оттуда и издал. 2. Появилась необходимость исправления внесенных им изменений. Это и побудило меня добавить некоторые вещи. Таким образом, это произведение — третье после того второго и отныне ставшее первым — должно начинаться со слов об аннулировании написанного мною прежде, чтобы никого не смутили внесенные в прежний текст изменения, обнаруживающиеся то там, то здесь.

 

 

24)                      Закон и Благодать.

 

Тертуллиан. Против Маркиона.

столь и тех, которые согрешили под Законом, сколь тех, которые без Закона — ибо и последние <хотя и> не знают Закон, но по природе делают дела Закона,— то, конечно, судить будет Тот Бог, Которому принадлежит и Закон, и сама природа, которая есть замена Закона для не знающих Закон. Каким же образом Он будет судить? 5. В соответствии с Евангелием , — говорит, — через Христа? Следовательно, и Евангелие, и Христос принадлежат Тому, Кому принадлежат Закон и природа, которые через Евангелие и Христа получат защиту от Бога на том суде, о котором выше <было сказано >: в соответствии с истиной? Следовательно, как <для>защиты их гнев с неба может открыться только от Бога гнева, так и здесь идея, будучи связанной с предшествующим периодом, в котором говорилось о суде Творца, не может быть отнесенной к иному богу, который не судит и не гневается, но — к Тому, Которому принадлежат эти вещи, я говорю о суде и гневе

 

 

25)                      Вознесение Еноха. Об обрезании. Иудеях.

 

Тертуллиан. Против иудеев.

Он восхитил из этого мира праведного Еноха, который не знал ни обрезания, ни субботы, и который доселе не вкусил смерти, дабы этот кандидат вечности служил нам свидетельством, что мы можем угождать Моисееву Богу и без тяготы Моисеева закона. Мельхиседек священник Бога вышнего, был облечён священническим званием без соблюдения обрезания и субботы. Лот, племянник Авраамов, также доказывает нам эту истину: он пощажён от Содомского пожара не за исполнение закона, но за свою праведность.

Вы говорите, что Авраам был обрезан. Так! Но он угодил Богу прежде, нежели обрезан был: а субботы вовсе не праздновал. Он, конечно, принял обрезание, но обрезание, как знамение времени, а не как преимущество спасения. Между тем, Патриархи, современники его, не были обрезаны: доказательством служит Мелхиседек,который, несмотря на то, что обрезан не был, вынес хлеб и вино, и благословил Авраама обрезанного.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Апологеты 2 века. Цитаты. Вторичные богословские вопросы. Вторичные вопросы. Часть первая. | sergeydn82 - Дневник sergeydn82 | Лента друзей sergeydn82 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»