Представления о Вселенной.
Мелитон Сардийский. О познании Бога.
Он поставил пред тобою солнце и луну, которые ежедневно обтекают небо; Он поставил пред тобою множество вод, и ограничил их словом Своим! Он поставил пред тобою великую Землю, которая покоится и стоит пред тобою в одинаковом виде; и дабы ты не подумал, что она стоит своею собственною силою, Он потрясает ее, когда хочет. Он поставил пред тобою облака, которые по его повелению, испускают воду с высоты и насыщают землю, дабы ты познавал из сего, что Тот, Кто производит это, больше всего существующего, и дабы ты постигал благость Того, Кто дал тебе разум, способный рассуждать о всем этом.
Филон Библский. Финикийская история.
Таавт был первым, придумавшим изобретение письмен и начавшим вести записи; от него [исходит он], опираясь в своей книге, как на фундамент, на того, кого египтяне называют Товт, александрийцы - Тот, а греки - Гермесом.
Филон Библский. Финикийская история.
От них родились Мишор и Сидик, то есть милостивый и справедливый: эти открыли употребление соли. От Мишора происходит Таавт, который открыл начертание букв. Египтяне называют его Тот, александрийцы - Товт, а греки Гермесом. От Сидика происходят Диоскуры, они же Кабиры или Корибанты, или еще иначе Самофракийцы: они первые, говорит он, изобрели судно
Филон Библский. Финикийская история.
И обитали они около Библа. От них рождается Эпигей или Автохтон, которого впоследствии назвали Ураном, так что и находящаяся над нами стихия получила от него свое имя: "небо" (ὀυρανός), из-за своей необычайной красоты. Сестра Урана, рожденная от тех же родителей, была названа именем Гея и, как он говорит, от нее получила из-за своей красоты имя и соименная ей земля. Отец их "Высочайший", погибший в схватке с дикими животными, был обоготворен, и дети совершили в его честь возлияния и принесли ему жертвы.
Приняв отцовскую власть, Уран вступает в брак с своею сестрою Геей и родит от нее четырех детей: Эла, он же Крон, Бетиля, Дагона, т.е. Ситона, и Атланта. И от других жен Уран имел большое потомство. Негодуя на это, Гея стала преследовать Урана своею ревностью, и они разошлись. Но Уран, хотя и оставил ее, однако всякий раз, как в нем являлось желание, насильно приходил к Гее и вступал с нею в связь, а затем опять удалялся. Он собирался также убить и сыновей Геи. [Рассказывают], что Гея часто отражала его, благодаря союзникам, которых она собрала вокруг себя. Между тем Крон, войдя в возраст мужа и пользуясь советом и помощью Гермеса, Трижды Величайшего, который был его секретарем, мстя за мать, отражает своего отца Урана.
Филон Библский. Финикийская история.
И в Перее у Крона родилось трое сыновей: Крон, соименный своему отцу, Зевс Бел и Аполлон. В их время рождаются Понт, Тифон и Нерей, отец Понта, сын Бела. От Понта рождается Сидон, благодаря своему чрезвычайно красивому голосу, первая создательница склада песни, и Посейдон. А у Демарунта рождается Мелькарт, он же Геракл.
Филон Библский. Финикийская история.
Эл, т.е. Крон, овладев посредством засады, устроенной им в одном месте среди земли, отцом своим Ураном, вырезает ему его детородный член вблизи источников и рек. Здесь был обоготворен Уран. И рассеялся дух его, а кровь из раны сочилась в источники и воду рек, и место это показывается поныне.
Филон Библский. Финикийская история.
И Крон, обходя вселенную, дает своей дочери Афине царствовать над Аттикою. Когда же случилась губительная моровая язва, Крон приносит в жертву отцу своему Урану единородного своего сына, обрезает себя, и то же самое заставляет
сделать и своих союзников. И немного после он освящает другого сына, от Реи, носящего имя Мут, который умер. Финикияне называют его Смертью, Танатом или Плутоном.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 1.
Сей Бог единый сотворил из тьмы свет, хранилища южного ветра (Иов.9:9) и сокровища бездны и пределы морей, и сокровища снега и града, собирает воды в сокровищах бездны (Пс.32:7) и мрак в его сокровищах, и изводит свет приятный и вожделенный из сокровища его, возводит облака с края земли и умножает молнии для дождя, посылает гром для страха и предвозвещает взрыв грома посредством молнии, чтобы никто не умер от внезапного страха, и самую силу молнии, сходящей с небес, умеряет так, чтоб она не сожгла земли, ибо если бы молния взяла всю силу свою, то сожгла бы землю, и гром, предоставленный самому себе, разрушил бы все на земле.
7. Сей Бог мой есть Господь вселенной, Который один простер небо (Иов.9:8, 38:18) и положил широту поднебесной, Который возмущает глубину моря и шум волн его возбуждает, (Пс.64:7—8), владычествует над силою его и укрощает возмущение волн (Пс.88:10), Который утвердил землю на водах (Пс.23:2) и дает дух питающий ее, дыхание коего животворит все, и с удержанием коего вселенная разрушится.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
т. е. чрез Начало было сотворено небо, как выше я показал. Называет же он землею — то, что некоторым образом служит грунтом и основанием; бездну — множество вод и тьму, так как созданное Богом небо, на подобие крыши, покрывало воды вместе с землею, и дух, который носился над водами, — тот, который дал Бог твари для ее оживотворения, как человеку душу, соединяя тонкое с тонким, (ибо дух тонок и вода тонка), дабы дух питал воду, а вода вместе с духом, проходя повсюду, питала все создание. Сей единый дух, имея подобие света, находился между водою и небом, чтобы некоторым образом тьма не соприкасалась с небом, весьма близким к Богу, прежде нежели Бог сказал: «да будет свет». Итак, небо, на подобие свода, обнимало все вещество, походившее тогда на глыбу.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
И река выходила из Эдема для орошения сада, оттуда она разделяется на четыре источника. Имя одному Фисон: он обтекает всю землю Евилатскую; там есть золото, и золото этой земли прекрасно; там же есть анфракс и камень зеленый. Имя другой реке Геон: она обтекает всю землю Эфиопскую. Третья река Тигр; она идет с восточной стороны Ассирии. Четвертая река Евфрат.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
Одни уклонились для обитания на восток, другие в страны великого материка и на север, так что проникли в Британию в северной полосе, иные отправились в землю Ханаанскую, которая называется также иудею и Финикиею, в страны Эфиопии, Египта, Ливии, в так называемый жаркий пояс и в западные края, наконец, остальные пошли в страны приморские, в Памфилию, Азию, Элладу, в Македонию и далее в Италию, Галлию, Испанию и Германию, так что теперь вся вселенная наполнилась обитателями. Таким образом сначала три части земли были населены людьми, восток, юг, запад, потом, с умножением людей, заселились и остальные части земли. Не зная сего ваши писатели говорили, что мир шарообразен, или сравнивали его с кубом. Но как могли они сказать об этом истину, не зная ни творения мира, ни заселения его? Когда люди мало-помалу распространились и умножились на земле, как мы выше сказали, — таким же образом заселили и острова морские и прочие страны.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 3.
признавая его сотворенным, говорили, что протекло с того времени пятьдесят миллионов три тысячи семьдесят пять лет. Так показывает Аполлоний египтянин. Сколько глупостей допустил также Платон, который, кажется, был мудрейшим из эллинов!
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 3.
Ибо любящие знание или лучше — любящие истину из самого исполнения предвозвещенных и уже совершившихся событий могут убедиться, что вполне истинно и то, что возвещено ими о времени и летах до потопа, о том, сколько лет прошло от сотворения мира до нашего времени, и таким образом могут увериться, что лживо говорили наши писатели и что не истинно сказанное ими.
18. Платон, как прежде я сказал, говорит, что был потоп не по всей земле, а только на равнинах, и что некоторые спаслись бегством на высочайшие горы. Другие же говорят, что были тогда Девкалион и Пирра, и они спаслись в ковчеге, и что Девкалион, вышед из ковчега, бросил назад камни, из которых сделались люди, — отсюда, говорят, и называется множество людей народами (λαοι).
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 3.
Таким образом погиб весь род бывших тогда людей, спаслись же одни сохранившиеся в ковчеге, которых, как я выше сказал, было восемь; остатки этого ковчега показывают до сего времени на Араратских горах. Таковы главные обстоятельства истории потопа.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 3.
Я же прошу благодати у одного Бога, чтобы мне точно сказать, согласно с Его волею, всю истину и чтобы ты и всякий, читающий об этом, был наставлен истиною и благодатью Его. Итак, приступаю к записанным родословиям, начиная с первозданного человека.
24. Адам до времени, когда родил детей, жил 230 лет, сын его Сиф 205 лет, сын сего Енос 190 лет, сын его Каин 170 лет, сын его Малелеил 165 лет, сын его Иареф 162 года, сын его Енох 165 лет, сын его Мафусал 167 лет, сын его Ламех 188 лет. У него родился сын, вышеназванный Ной, который родил Сима, будучи 500 лет. При Ное был потоп, когда ему было 600 лет. Итак, всего до потопа прошло 2242 года. Вскоре после потопа Сим, будучи 100 лет, родил Арфаксада, Арфаксад же родил Салу, будучи 135 лет, Сала же родил Эвера, будучи 130 лет, — от него и назван весь род евреями; Эвер же родил Фалега, будучи 134 лет, он родил сына Рагова, будучи 130 лет; Рагов же родил Серуха будучи 132 лет; Серух родил Нахора, будучи 130 лет; Нахор родил Фарру, будучи 75 лет; Фарра родил Авраама, будучи 70 лет; этот патриарх наш родил Исаака, будучи 100 лет. Итак, всех лет от создания человека до Авраама было 3278. Исаак жил до рождения детей 60 лет и родил Иакова; Иаков жил до переселения в Египет, о котором выше мы сказали, 130 лет: пребывание евреев в Египте продолжалось 430 лет, и по выходе из Египта они пробыли в так называемой пустыне 40 лет. Таким образом, всех прошло 3938; в это время по смерти Моисея принял начальство Иисус сын Навин, который управлял народом 27 лет. После Иисуса, когда евреи отступили от заповедей Божиих, находились в рабстве у царя Месопотамского именем Хусоратона восемь лет. Потом, когда раскаялся народ, у него были судьи: Гофониил судил сорок лет, Еклон 18 лет, Аод 8 лет. Потом, когда народ преступил заповеди Божии, иноплеменники властвовали над ними 20 лет. Затем Деввора судила их 40 лет. Потом мадианитяне владели ими 7 лет. После того Гедеон судил их 40 лет, Авимелех 3 года, Фола 23 года, Иаир 22. Потом филистимляне и аммонитяне держали их в 18 лет. Потом Иефай судил их 6 лет, Есвон 7 лет, Елон 10 лет, Авдон 8 лет. Затем иноплеменники владели ими 40 лет. Потом Самсон судил их 20 лет. После сего продолжался у них мир 40 лет. Потом Самира судил их один год, Илий 20 лет, Самуил 12 лет.
25. После судей были у евреев цари; из них первый, именем Саул, царствовал 20 лет, потом Давид праотец наш 40 лет. Итак, всех вообще лет от смерти Моисея до царствования Давида было 498. После них Соломон, первый по воле Божией построивший храм в Иерусалиме, царствовал 40 лет, после него Ровоам 17 лет, после него Авия 7 лет, после него Аса 41 год, после него Иосафат 25 лет, после него Иорам 8 лет, после него Охозия один год, после него Гофолия 6 лет, после него Иоас 40 лет, после него Амасия 39 лет, после него Озия 52 года, после него Иоффам 16 лет, после него Ахаз 17 лет, после него Езекия 29 лет, после него Манассия 55 лет, после него Амос 2 года, после него Иосия 31 год, после него Охаз 3 месяца, после него Иоаким 11 лет, потом другой Иоаким 3 месяца и 10 дней, после него Седекия 11 лет. После этих царей, когда народ пребывал во грехах и не раскаивался, по пророчеству Иеремии пришел на иудею царь Вавилонский, именем Навуходоносор. Он переселил иудейский народ в Вавилон и разрушил храм построенный Соломоном. В Вавилонском переселении народ прожил 70 лет. Все же время от сотворения мира до переселения в землю Вавилонскую заключает 4954 года 6 месяцев и 10 дней. И как Бог чрез Иеремию пророка предсказал, что народ будет в пленении Вавилонском, так Он предуказал возвращение его в свою землю после 70 лет. Итак, по прошествии 30 лет, сделался Кир царем персидским, который, по пророчеству Иеремии во второй год своего царствования объявил письменные указы, чтобы все иудей находящиеся в его царстве, возвратились в свою страну и вновь построили Богу храм, разрушенный вышеназванным царем Вавилонским. При этом Кир, по повелению Божию, приказал Савессару и Митридату, своим телохранителям, обратно доставить для употребления в храм сосуды, взятые Навуходоносором из храма иудейского. Во второй год царствования Дария исполнилось 70 лет, предсказанные Иеремиею.
26. Отсюда можно видеть, как древнее и истиннее наши священные писания — писаний греческих и египетских и всяких других историков. Геродот, Фукидид, Ксенофонт и другие историки начинали писать с царствования Кира и Дария, и не имели возможности сказать более достоверное о древних и первоначальных временах. Ибо что великого в том, что историки говорили о царях у варваров Дарие и Кире, у эллинов о Зопире и Иппие, или о войнах афинян и лакедемонян, или о делах Ксеркса и Павзания, подвергшегося опасности умереть голодом в храме Афины, или о Фемистокле и пелопонесской войне, или о Алкивиаде и Фразивуле? Я не намерен говорить подробно обо всем, но показать число лет от сотворения мира и обличить суетный труд и пустословие писателей, потому что не двадцать тысяч мириад лет, как сказал Платон, от потопа до его времен, и не пятнадцать мириад три тысячи семьдесят пять лет, как свидетельствовал Аполлоний египтянин, и что не безначален мир и не существует все по случаю, как пустословили Пифагор и прочие, но он произошел и управляется Промыслом все сотворившего Бога, — и все времена и годы ясны для тех, которые желают убедиться в истине. Но чтобы не подумали, что я довел хронологию только до Кира и опустил последующие времена, как бы не имея возможности показать их, — я постараюсь при помощи Божией изложить по возможности и дальнейший порядок времен.
27. Когда Кир после 38-летнего царствования был убит Томирою в Массагетии, в шестьдесят вторую олимпиаду, — в то время усилились с помощью Божией римляне, после того. как был построен Рим Ромулом, сыном, как повествуют, Арея и Илии, в 7 олимпиаду, в 16 день майских календ, так как год показан в десять месяцев; — итак, когда умер Кир, как выше сказали, в шестьдесят вторую олимпиаду, прошло времени от основания Рима 220 лет, и в это время римлянами управлял Тарквиний по прозванию Супербус (гордый); он первый изгнал некоторых римлян, растлевал мальчиков и оскоплял граждан, даже растлевал дев и выдавал их замуж. Поэтому собственно он назван на римском языке Superbus υπερηφανος гордый. Ибо он первый постановил, чтобы те, которые приветствовали его, были в свою очередь приветствуемы кем-нибудь другим. Царствовал он 25 лет. После него в продолжение 453 лет начальствовали по году консулы, трибуны и эдилы, перечислять имена которых считаю делом продолжительным и излишним. Ибо, если кто пожелает узнать их, может найти их в записках, которые написал Номенклатор Хризер, отпущенник М. Аврелия Вера, который все описал — и имена и времена, начиная от основания Рима и до кончины своего покровителя самодержца Вера. Итак, управляли римлянами годичные правители, как сказали, в продолжение 453 лет. Потом управляли так называемые императоры: первый — Кай Юлий, который царствовал 3 года, 4 месяца и 6 дней; потом Август 56 лет, 4 месяца и один день; Тиверий 22 года. Затем другой Кай 3 года, 8 месяцев и 7 дней; Клавдий 13 лет, 8 месяцев и 24 дня; Нерон 13 лет, 6 месяцев и 28 дней; Гальба 7 месяцев и 6 дней; Отон 3 месяца и 5 дней; Вителлий 6 месяцев и 22 дня; Веспасиан, 9 лет, 11 месяцев и 22 дня; Тит 2 года и 22 дня; Домициан 15 лет, 5 месяцев и 6 дней; Нерва один год, 4 месяца и 10 дней; Траян 19 лет, 6 месяцев и 16 дней; Адриан 20 лет, 10 месяцев и 28 дней; Антонин 22 года, 7 месяцев и 6 дней; Вер 19 лет и 10 дней. Таким образом период кесарей до смерти императора Вера содержит 225 лет. От смерти Кира и царствования Тарквиния Гордого до смерти вышеупомянутого императора Вера, всего времени прошло 741 год.
28. От сотворения же мира все время слагается так: от сотворения мира до потопа прошло 2242 года, от потопа до рождения сына у Авраама, праотца нашего, 1036 лет, от Исаака, сына Авраама. до странствования народа, с Моисеем в пустыне — 660 лет. От смерти Моисея, от принятия начальства Иисусом Навином, до смерти Давида Патриарха — 498 лет. От смерти Давида и царствования Соломона до переселения народа в землю вавилонскую — 518 лет, 6 месяцев и 10 дней. От царствования Кира до смерти императора Аврелия Вера 741 год. Всех же в совокупности лет от сотворения мира 5695, с несколькими месяцами и днями.
29. Итак, из рассмотрения времен и всего нами сказанного, можно видеть древность пророческих писаний и божественность нашего учения, — что не ново это учение, и не баснословны и не ложны наши верования, как думают некоторые, но самые древние и истинные.
Тертуллиан. Об одеянии женщин.
Никогда золотой меч не защитил ничьей жизни, и серебряные стены не служили оплотом для людей ни против непогод, ни против неприятельских нападений. Наконец золото и серебро никогда не употреблялись для добычи и обработки железа, между тем как сами они ни к чему годны без помощи железа. Из всего сего не вижу я, чтобы золото и серебро получили от природы какое либо преимущество перед другими металлами.
Можно ли также что лучшего сказать в пользу драгоценных камней, почитаемых дороже золота и серебра? Не одинакового ли они вещества с кремнями и бесплодным хрящем, которые не иное что, как извержения земли? О сих драгоценных камнях можно уже решительно сказать, что они никакой прямой пользы не приносят. Их нельзя употребить ни для фундаментов домов, ни для постройки крепостных стен, ни для покрытия зданий, ни для устройства террас. Они служат единственно для удовлетворения честолюбия женщин и для умножения их гордости; и для сего-то изящного употребления, их с таким трудом полируют, чтобы придать им более блеска, так искусно обделывают, чтобы поражать взоры отличным соединением и разнообразием цветов, так осторожно прокалывают, чтобы привешивать к ушам, так мастерски оправляют золотом, чтобы смесью сего металла придать им новую красу.
Тертуллиан. Об одеянии женщин.
Изобилие сих вещей поселяет к ним равнодушие; и у Парфян, Медов и других народов, обилующих золотыми копями, часто куются из золота цепи для рабов и преступников, так что сии последние, отягощаясь так именуемым у нас богатством, бывают тем несчастнее, чем более богаты, и тем самым доказывают ту истину, что золото может иногда быть предметом презрения.
У сих народов не более уважаются и драгоценные камни. Мы видели недавно в Риме, с каким пренебрежением они поступают с ними. Знатнейшим нашим дамам стыдно было смотреть, на какое употребление варварские сии народы обращали наилучшие их украшения. Изумруды, испещрявшие изгибы их поясов, и бриллианты, вставленные в ножны мечей их, небрежно скрывались под самою простою одеждою; а жемчуг, покрывавший их башмаки, часто и сам покрыт был грязью. Они носят драгоценности в таких только местах, где нельзя их видеть, как будто бы хотели научить римских дам, что стыдно им превозноситься ими. Они не довольствуются тем, что одевают рабов своих в дорогие разноцветные ткани, но обыкновенно покрывают ими стены домов своих, считая их как бы нестоящими того, чтобы человек их употреблял. Они предпочитают багрянице одежду простого естественного цвета.
Тертуллиан. Против Маркиона.
Плоть грешит до тех пор, пока не лишается души.
Тертуллиан. Против иудеев.
Предоставьте восточным магам власть поднести младенцу Богу своё золото и фимиам: в таком случае Христос, будучи ещё в колыбели, не имея оружия, без всякого сражения, примет корысти Самарийские. Известно, что золото и фимиам составляют главное богатство востока и часто всю силу иных народов. В доказательство того Пророк Захария говорит: и Иуда ополчится во Иерусалиме, и соберет крепость всех людей окрест злато и сребро и ризы во миожество (Зах. 14:14). Также и Давид, предвидя честь, какая воздастся Богу его, сказал: царие фарсийстии и острови дары (Ему) принесут, царие Аравийсти и Сава дары приведут (Пс. 71:10). Восток всегда почти был управляем Магами: в зависимости от Сирии состоял и Дамаск, пока по разделению Сирии на две части не поступил он под власть Сирофиникии. Стало быть, Христос, получив от него в дар золото и фимиам,воспринял над ним власть духовно.
Тертуллиан. Скорпиак.
Сколько их родов, столько и ядов, сколько пород, столько и опасностей, сколько цветов, столько и пагуб. Никандр их описал и составил им рисунки. Но общее их свойство — язвить хвостом. Я называю хвостом ту нижнюю часть тела, которой они наносят раны. Узлы в скорпионе, вооружённые внутри небольшой ядовитой жилой, натягиваются, как лук, и подобно камнемёту пускают загнутую стрелу. Отсюда-то и военная машина, метающая стрелы оттого, что сжимает их, получила название скорпиона.