Фео́фил Антиохийский (греч. Θεόφιλος Αντιοχείας; ? — не ранее 180—181 годов) — раннехристианский апологет II века, епископ Антиохийский. Христианский святой, почитается в лике святителей.
Родился в Сирии, получил хорошее образование и стал христианином под влиянием чтения пророческих книг. Согласно «Церковной истории» Евсевия Феофил был шестым после апостолов епископом Антиохии; вступил на антиохийскую кафедру в 169 году. Феофил приобрел известность борьбой против различных христианских лжеучений (гностицизма, доктрины Маркиона). Так о его деятельности писал Евсевий:
А так как еретики, словно плевелы, засорили чистое поле апостольского учения, то повсюду пастыри церковные отгоняли их, как хищных зверей, от овец Христовых, то наставляя и убеждая самих братьев, то вступая в открытую борьбу с противником: уничтожали их устными рассуждениями; неопровержимо изобличали их учение доводами из письменных источников. Что и Феофил выступил вместе с другими в этой борьбе, ясно из его превосходной книги против Маркиона; она вместе с другими, нами упомянутыми, сохранилась доныне.[1]
— Евсевий Памфил. «Церковная история»
«Послание к Автолику» — сохранилось в рукописи XI века. В этом труде Феофил первым употребляет термин «Троица» по отношению к Богу:
«… три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости»[2].
Послание состоит из трех книг и посвящено по большей части критике язычества.
«Об исторических повествованиях» — на этот свой труд Феофил ссылается в своем Послании к Автолику, но сам текст до нашего времени не сохранился.
«Против ереси Гермогена» — текст не сохранился, по утверждению Евсевия Феофил использовал при его написании Откровение Иоанна Богослова.
«Некие катехитические книги» и «Книга против Маркиона» — не сохранились, упоминаются только у Евсевия.
«Комментарии на Евангелие и Притчи Соломона» — не сохранились, упоминаются Иеронимом.
Цитаты на различные темы:
1) Божественность и две природы Христа.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
Что же такое голос, как не Слово Бог, которое есть и Его Сын? Но так, как ваши поэты и мифологи говорят о сынах богов, рожденных от совокупления, но как истина сказывает — Сын есть Слово всегда сущее в недре Бога. Но прежде нежели что-либо произошло, Бог имел Его советником, так как Он есть Его ум и мысль. Когда же Бог восхотел сотворил то, что Он определил, Он родил сие Слово вне проявленное, перворожденное всей твари (Кол 1.15), не так, однако. чтобы Сам лишился Слова, но Он родил Слово и вместе с Словом всегда пребывал. Посему нас учат священные писания и все духоносцы, из коих Иоанн говорит: «в начале было Слово, и Слово было у Бога», показывая этими словами, что сперва был один только Бог и в Нем Слово. Потом он говорит: «и Бог было Слово; все чрез Него сотворено и без Него ничто не сотворено» (Ин 1.1—3). Итак, сие Слово, которое есть Бог и от Бога рождено, Отец вселенной, когда хочет, посылает в какое-либо место, и Оно, посланное Богом, когда является. бывает слышимо и видимо и находится в известном месте.
2) Троичность. Троица. Вопрос о Духе Святом у Феофила, противоположности.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 1.
Бог, Который чрез Слово и премудрость врачует и животворит. Бог словом Своим и Премудростию сотворил все; ибо «Словом Господа сотворены небеса и Духом уст Его — всё воинство их» (Пс.32:6).
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
Итак, Бог, имея Свое Слово в собственных недрах родил Его, проявив Его вместе с Своею Премудростию прежде всего. Слово сие Он имел исполнителем Своих творений и чрез Него все сотворил. Оно называется началом, потому что начальствует и владычествует над всем, что чрез Него создано. Оно будучи духом Божиим, началом, премудростию и силою Вышнего, сходило на пророков и чрез них глаголало о творении мира и о всем прочем. Ибо не было пророков при создании мира, но Премудрость Бога, сущая в Нем, и святое Слово Его, всегда соприсущее Ему.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
Подобным образом те три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости. А четвертый день — образ человека, нуждающегося в свете, так что существуют Бог, Слово, Премудрость, человек.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
Ни кому другому сказал Он: «сотворим», как Своему Слову и Своей Премудрости.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
Что же такое голос, как не Слово Бог, которое есть и Его Сын? Но так, как ваши поэты и мифологи говорят о сынах богов, рожденных от совокупления, но как истина сказывает — Сын есть Слово всегда сущее в недре Бога. Но прежде нежели что-либо произошло, Бог имел Его советником, так как Он есть Его ум и мысль. Когда же Бог восхотел сотворил то, что Он определил, Он родил сие Слово вне проявленное, перворожденное всей твари (Кол 1.15), не так, однако. чтобы Сам лишился Слова, но Он родил Слово и вместе с Словом всегда пребывал. Посему нас учат священные писания и все духоносцы, из коих Иоанн говорит: «в начале было Слово, и Слово было у Бога», показывая этими словами, что сперва был один только Бог и в Нем Слово. Потом он говорит: «и Бог было Слово; все чрез Него сотворено и без Него ничто не сотворено» (Ин 1.1—3). Итак, сие Слово, которое есть Бог и от Бога рождено, Отец вселенной, когда хочет, посылает в какое-либо место, и Оно, посланное Богом, когда является. бывает слышимо и видимо и находится в известном месте.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
Этому всему научает нас Святой Дух, говоривший чрез Моисея и прочих пророков, так что мы, чтящие Бога имеем Писания, которые оказываются древнее и даже истиннее всех писаний ваших историков и поэтов.
3) Вопросы Триадологии.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
Итак, Бог, имея Свое Слово в собственных недрах родил Его, проявив Его вместе с Своею Премудростию прежде всего. Слово сие Он имел исполнителем Своих творений и чрез Него все сотворил. Оно называется началом, потому что начальствует и владычествует над всем, что чрез Него создано. Оно будучи духом Божиим, началом, премудростию и силою Вышнего, сходило на пророков и чрез них глаголало о творении мира и о всем прочем. Ибо не было пророков при создании мира, но Премудрость Бога, сущая в Нем, и святое Слово Его, всегда соприсущее Ему.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
Подобным образом те три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости. А четвертый день — образ человека, нуждающегося в свете, так что существуют Бог, Слово, Премудрость, человек.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
Что же такое голос, как не Слово Бог, которое есть и Его Сын? Но так, как ваши поэты и мифологи говорят о сынах богов, рожденных от совокупления, но как истина сказывает — Сын есть Слово всегда сущее в недре Бога. Но прежде нежели что-либо произошло, Бог имел Его советником, так как Он есть Его ум и мысль. Когда же Бог восхотел сотворил то, что Он определил, Он родил сие Слово вне проявленное, перворожденное всей твари (Кол 1.15), не так, однако. чтобы Сам лишился Слова, но Он родил Слово и вместе с Словом всегда пребывал. Посему нас учат священные писания и все духоносцы, из коих Иоанн говорит: «в начале было Слово, и Слово было у Бога», показывая этими словами, что сперва был один только Бог и в Нем Слово. Потом он говорит: «и Бог было Слово; все чрез Него сотворено и без Него ничто не сотворено» (Ин 1.1—3). Итак, сие Слово, которое есть Бог и от Бога рождено, Отец вселенной, когда хочет, посылает в какое-либо место, и Оно, посланное Богом, когда является. бывает слышимо и видимо и находится в известном месте.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
Этому всему научает нас Святой Дух, говоривший чрез Моисея и прочих пророков, так что мы, чтящие Бога имеем Писания, которые оказываются древнее и даже истиннее всех писаний ваших историков и поэтов.
4) Общее о Боге. Непознаваемость Бога.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 1.
Бог безначален, потому что он не произошел, неизменяем, потому что бессмертен. Он называется Богом (Θεος) потому что положил (δια το τεθεικεκι) все в Своей крепости
5) Вопросы добра и зла. Выбора. Зло и Бог. Геена, ад, рай. Смерть. Вечность мучений.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 1.
Ему и ты, если хочешь, повинуйся и уверуй, дабы, если теперь не уверуешь, не вынужден был тогда уверовать посредством вечных мучений. Так как об этих наказаниях было предсказано пророками, то бывшие после них ваши поэты и философы похитили учение о них из священных писаний, чтобы мнениям своим предать достоверность. И сами они предсказывали о наказаниях, имеющих поразить нечестивых и неверующих, чтоб они были известны всем и не могли некоторые сказать: мы не слышали и не знали. Если хочешь, и ты тщательно читай пророческие писания, и они самым верным путем приведут тебя к тому, чтоб избегнуть вечных мучений и получить вечные блага Божия.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
Так и первозданного непослушание подвергло изгнанию из рая; не потому, чтобы в дереве познания заключалось что-либо злое, но за непослушание человек претерпел труд, печаль, болезнь и, наконец, смерть.
26. Бог оказал великое благодеяние человеку, что не оставил его вечно связанным грехом, но, как бы осудив в ссылку, изгнал его из рая, дабы он этим наказанием очистил в продолжение известного времени грех и исправившись потом мог быть возвращен.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
Но кто-нибудь спросил нас: смертным ли по природе сотворен человек? нет. Значит, — бессмертным? Не скажем и этого. Но скажет кто-нибудь: итак, он сотворен ни тем, ни другим? и этого не скажем. Он сотворен по природе ни смертным и ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом; если же наоборот сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его ни смертным и ни бессмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие, и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог создал человека свободным и самовластным. Итак, что человек навлек на себя своим нерадением и непослушанием, то Бог ныне прощает ему по Своему человеколюбию и милосердию, если человек Ему повинуется. Как непослушанием человек навлек на себя смерть, так повиновением воле Божией желающий может доставить себе вечную жизнь. Ибо Бог дал нам закон и святые заповеди, исполняя которые всякий может спастись и, достигнув воскресения, наследовать нетление.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
и видя, что Авель благоугождает Богу, подействовал на брата его, по имени Каина, и побудил его убить брата своего Авеля. И, таким образом, явилось начало смерти в этом мире и доныне она ходит по всему роду человеческому. Бог же по Своему милосердию, и Каину, также как Адаму, хотел дать случай к раскаянию и исповеданию, говоря: «где Авель брат твой?» Но Каин с грубостью отвечал Богу: «не знаю; разве я сторож брата моего» (Быт 4.9—12). И с того времени устрашенная земля не принимает крови человека, и даже никакого животного; так что очевидно, не она, а преступивший человек причина смерти.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
они и научили нас воздерживаться от нечестивого идолослужения, прелюбодейства, убийства, блуда, хищения, сребролюбия, клятвопреступления, гнева и всякой скверны и нечистоты, и не делать другому того, чего человек себе самому не желает: таким образом, делающий правду избежит вечных мучений и наследует жизнь вечную для Бога.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
Ибо какая плоть может видеть глазами небесного, истинного, бессмертного Бога, Который живет на небе? Люди по природе смертные, состоящие из костей, жил и плоти, не могут смотреть прямо даже на лучи солнца. Его одного почитаете, Который управляет миром и один существовал во век и от века, самобытный, безначальный, все содержащий, дающий всем смертным суд в совести. Но вы получите достойное возмездие за свое злое изволение, за то, что вы оставили прославлять истинного и вечного Бога, н приносить Ему священные жертвы, и совершали жертвоприношения демонам, которые во аде. Вы ходите в гордости и безумии, и, оставив прямой и истинный путь, уклонились и блуждаете среди шипов и терновников. Смертные, перестаньте суетно блуждать во мраке и в черной ночи: оставьте мрак ночи и примите свет.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
За это пламень горящего огня придет на вас: будете гореть в огне вечно, покрытые срамом за ложных и бесполезных идолов. Почитающие же истинного и вечного Бога получат в наследие жизнь и будут вечно обитать в прекрасном райском саду и вкушать сладкий хлеб с звездного неба».
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
И сам Пиндар сказал: «Делающий злое должен понести наказание». Точно также и Эврипид: «Не жалуйся на свое страдание: ибо по своей воле ты делал зло; а закон требует наказывать врага, когда поймаешь его». И опять он же: «Наказывать врагов я почитаю делом достойным мужа». Подобное сказал Архилох: «Я знаю одно и притом важное, что делающий злое понесет тяжкое наказание». И что Бог все видит, и ничто не укрывается от Его, будучи же долготерпеливым Он медлит судить, и об этом сказал Дионисий: «Око правды, как ни спокойно смотрит, всегда все видит». А что будет суд Божий и наказание неожиданно постигнет злых, это показывает Эсхил в следующих словах: «Несчастие быстро приходит на смертных и наказание на того, кто нарушает правду. Ты видишь правосудие безгласное, незримое для тебя, спишь ли ты или идешь или сидишь: оно беспрестанно следит близко или издалека. Ночь не скроет злодеяния: что ты ни сделаешь злого, помышляй, что есть видящий это». Не так же ли говорит Симонид: «Не бывает бедствия неожиданного для люден: и Бог в короткое время все ниспровергает». И опять Эврипид: «Никогда не должно почитать прочным счастие и высокомерное богатство злого, ни род нечестивого; ибо время, не знающее родителей, обнаруживает преступления людей». И еще Эврипид: «Не неведуще божество, но оно знает клянущихся ложно и тех, которые к тому вынуждены». И Софокл: «Если делать злое, то должен и терпеть злое». Таким образом и ваши поэты предсказывали, что Бог будет судить неправедную клятву и всякое другое преступление; сверх того они волею или неволею говорили согласно с пророками и о сгорении мира, хотя, будучи позднее их по времени, похитили это из закона и пророков.
6) Христианская жизнь.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 1.
Все имеют глаза, но у иных они покрыты мраком и не видят солнечного света. И хотя слепые не видят, свет солнечный все-таки существует и светит, а слепые пусть жалуются на самих себя и на свои глаза. Так и у тебя, друг мой, очи твоей души помрачены грехами и злыми делами твоими. Человек должен иметь душу чистую, как блестящее зеркало. Когда на зеркале есть ржавчина, то не может быть видимо в зеркале лицо человеческое: так и человек, когда в нем есть грех, не может созерцать Бога. Итак, покажи ты себя самого, не прелюбодей ли ты, не блудник ли, вор, грабитель, похититель, растлитель отроков, не сварлив ли ты, не злоречив ли, не гневлив ли, не завистлив ли, не надменен ли, не горд ли, не буен ли, не сребролюбив ли, не ослушник ли родителям, не продавец ли детей твоих. Ибо Бог не открывается тем, кто это делает, если наперед не очистят себя от всякой скверны.
7) Человеческая природа. Свойственное человеческой природе.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
Но кто-нибудь спросил нас: смертным ли по природе сотворен человек? нет. Значит, — бессмертным? Не скажем и этого. Но скажет кто-нибудь: итак, он сотворен ни тем, ни другим? и этого не скажем. Он сотворен по природе ни смертным и ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом; если же наоборот сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его ни смертным и ни бессмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие, и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог создал человека свободным и самовластным. Итак, что человек навлек на себя своим нерадением и непослушанием, то Бог ныне прощает ему по Своему человеколюбию и милосердию, если человек Ему повинуется. Как непослушанием человек навлек на себя смерть, так повиновением воле Божией желающий может доставить себе вечную жизнь. Ибо Бог дал нам закон и святые заповеди, исполняя которые всякий может спастись и, достигнув воскресения, наследовать нетление.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
Ибо какая плоть может видеть глазами небесного, истинного, бессмертного Бога, Который живет на небе? Люди по природе смертные, состоящие из костей, жил и плоти, не могут смотреть прямо даже на лучи солнца.
8) Ереси, еретики.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
И как есть иные острова — каменистые, безводные, бесплодные, полные диких зверей и необитаемые, опасные для плавающих и подвергающихся буре, об которые сокрушаются корабли и погибают к ним пристающие, так есть учения ложные: это ереси, погубляющие, тех, которые пристают к ним. Ибо они не руководствуются словом истины, но как пираты, наполнив корабли, нарочно ударяются в вышеназванные места, чтобы погубить их, так бывает и с теми, которые уклоняются от истины, — они гибнут от своего заблуждения.
9) Представления о Вселенной.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 1.
Сей Бог единый сотворил из тьмы свет, хранилища южного ветра (Иов.9:9) и сокровища бездны и пределы морей, и сокровища снега и града, собирает воды в сокровищах бездны (Пс.32:7) и мрак в его сокровищах, и изводит свет приятный и вожделенный из сокровища его, возводит облака с края земли и умножает молнии для дождя, посылает гром для страха и предвозвещает взрыв грома посредством молнии, чтобы никто не умер от внезапного страха, и самую силу молнии, сходящей с небес, умеряет так, чтоб она не сожгла земли, ибо если бы молния взяла всю силу свою, то сожгла бы землю, и гром, предоставленный самому себе, разрушил бы все на земле.
7. Сей Бог мой есть Господь вселенной, Который один простер небо (Иов.9:8, 38:18) и положил широту поднебесной, Который возмущает глубину моря и шум волн его возбуждает, (Пс.64:7—8), владычествует над силою его и укрощает возмущение волн (Пс.88:10), Который утвердил землю на водах (Пс.23:2) и дает дух питающий ее, дыхание коего животворит все, и с удержанием коего вселенная разрушится.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
т. е. чрез Начало было сотворено небо, как выше я показал. Называет же он землею — то, что некоторым образом служит грунтом и основанием; бездну — множество вод и тьму, так как созданное Богом небо, на подобие крыши, покрывало воды вместе с землею, и дух, который носился над водами, — тот, который дал Бог твари для ее оживотворения, как человеку душу, соединяя тонкое с тонким, (ибо дух тонок и вода тонка), дабы дух питал воду, а вода вместе с духом, проходя повсюду, питала все создание. Сей единый дух, имея подобие света, находился между водою и небом, чтобы некоторым образом тьма не соприкасалась с небом, весьма близким к Богу, прежде нежели Бог сказал: «да будет свет». Итак, небо, на подобие свода, обнимало все вещество, походившее тогда на глыбу.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
И река выходила из Эдема для орошения сада, оттуда она разделяется на четыре источника. Имя одному Фисон: он обтекает всю землю Евилатскую; там есть золото, и золото этой земли прекрасно; там же есть анфракс и камень зеленый. Имя другой реке Геон: она обтекает всю землю Эфиопскую. Третья река Тигр; она идет с восточной стороны Ассирии. Четвертая река Евфрат.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
Одни уклонились для обитания на восток, другие в страны великого материка и на север, так что проникли в Британию в северной полосе, иные отправились в землю Ханаанскую, которая называется также иудею и Финикиею, в страны Эфиопии, Египта, Ливии, в так называемый жаркий пояс и в западные края, наконец, остальные пошли в страны приморские, в Памфилию, Азию, Элладу, в Македонию и далее в Италию, Галлию, Испанию и Германию, так что теперь вся вселенная наполнилась обитателями. Таким образом сначала три части земли были населены людьми, восток, юг, запад, потом, с умножением людей, заселились и остальные части земли. Не зная сего ваши писатели говорили, что мир шарообразен, или сравнивали его с кубом. Но как могли они сказать об этом истину, не зная ни творения мира, ни заселения его? Когда люди мало-помалу распространились и умножились на земле, как мы выше сказали, — таким же образом заселили и острова морские и прочие страны.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 3.
признавая его сотворенным, говорили, что протекло с того времени пятьдесят миллионов три тысячи семьдесят пять лет. Так показывает Аполлоний египтянин. Сколько глупостей допустил также Платон, который, кажется, был мудрейшим из эллинов!
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 3.
Ибо любящие знание или лучше — любящие истину из самого исполнения предвозвещенных и уже совершившихся событий могут убедиться, что вполне истинно и то, что возвещено ими о времени и летах до потопа, о том, сколько лет прошло от сотворения мира до нашего времени, и таким образом могут увериться, что лживо говорили наши писатели и что не истинно сказанное ими.
18. Платон, как прежде я сказал, говорит, что был потоп не по всей земле, а только на равнинах, и что некоторые спаслись бегством на высочайшие горы. Другие же говорят, что были тогда Девкалион и Пирра, и они спаслись в ковчеге, и что Девкалион, вышед из ковчега, бросил назад камни, из которых сделались люди, — отсюда, говорят, и называется множество людей народами (λαοι).
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 3.
Таким образом погиб весь род бывших тогда людей, спаслись же одни сохранившиеся в ковчеге, которых, как я выше сказал, было восемь; остатки этого ковчега показывают до сего времени на Араратских горах. Таковы главные обстоятельства истории потопа.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 3.
Я же прошу благодати у одного Бога, чтобы мне точно сказать, согласно с Его волею, всю истину и чтобы ты и всякий, читающий об этом, был наставлен истиною и благодатью Его. Итак, приступаю к записанным родословиям, начиная с первозданного человека.
24. Адам до времени, когда родил детей, жил 230 лет, сын его Сиф 205 лет, сын сего Енос 190 лет, сын его Каин 170 лет, сын его Малелеил 165 лет, сын его Иареф 162 года, сын его Енох 165 лет, сын его Мафусал 167 лет, сын его Ламех 188 лет. У него родился сын, вышеназванный Ной, который родил Сима, будучи 500 лет. При Ное был потоп, когда ему было 600 лет. Итак, всего до потопа прошло 2242 года. Вскоре после потопа Сим, будучи 100 лет, родил Арфаксада, Арфаксад же родил Салу, будучи 135 лет, Сала же родил Эвера, будучи 130 лет, — от него и назван весь род евреями; Эвер же родил Фалега, будучи 134 лет, он родил сына Рагова, будучи 130 лет; Рагов же родил Серуха будучи 132 лет; Серух родил Нахора, будучи 130 лет; Нахор родил Фарру, будучи 75 лет; Фарра родил Авраама, будучи 70 лет; этот патриарх наш родил Исаака, будучи 100 лет. Итак, всех лет от создания человека до Авраама было 3278. Исаак жил до рождения детей 60 лет и родил Иакова; Иаков жил до переселения в Египет, о котором выше мы сказали, 130 лет: пребывание евреев в Египте продолжалось 430 лет, и по выходе из Египта они пробыли в так называемой пустыне 40 лет. Таким образом, всех прошло 3938; в это время по смерти Моисея принял начальство Иисус сын Навин, который управлял народом 27 лет. После Иисуса, когда евреи отступили от заповедей Божиих, находились в рабстве у царя Месопотамского именем Хусоратона восемь лет. Потом, когда раскаялся народ, у него были судьи: Гофониил судил сорок лет, Еклон 18 лет, Аод 8 лет. Потом, когда народ преступил заповеди Божии, иноплеменники властвовали над ними 20 лет. Затем Деввора судила их 40 лет. Потом мадианитяне владели ими 7 лет. После того Гедеон судил их 40 лет, Авимелех 3 года, Фола 23 года, Иаир 22. Потом филистимляне и аммонитяне держали их в 18 лет. Потом Иефай судил их 6 лет, Есвон 7 лет, Елон 10 лет, Авдон 8 лет. Затем иноплеменники владели ими 40 лет. Потом Самсон судил их 20 лет. После сего продолжался у них мир 40 лет. Потом Самира судил их один год, Илий 20 лет, Самуил 12 лет.
25. После судей были у евреев цари; из них первый, именем Саул, царствовал 20 лет, потом Давид праотец наш 40 лет. Итак, всех вообще лет от смерти Моисея до царствования Давида было 498. После них Соломон, первый по воле Божией построивший храм в Иерусалиме, царствовал 40 лет, после него Ровоам 17 лет, после него Авия 7 лет, после него Аса 41 год, после него Иосафат 25 лет, после него Иорам 8 лет, после него Охозия один год, после него Гофолия 6 лет, после него Иоас 40 лет, после него Амасия 39 лет, после него Озия 52 года, после него Иоффам 16 лет, после него Ахаз 17 лет, после него Езекия 29 лет, после него Манассия 55 лет, после него Амос 2 года, после него Иосия 31 год, после него Охаз 3 месяца, после него Иоаким 11 лет, потом другой Иоаким 3 месяца и 10 дней, после него Седекия 11 лет. После этих царей, когда народ пребывал во грехах и не раскаивался, по пророчеству Иеремии пришел на иудею царь Вавилонский, именем Навуходоносор. Он переселил иудейский народ в Вавилон и разрушил храм построенный Соломоном. В Вавилонском переселении народ прожил 70 лет. Все же время от сотворения мира до переселения в землю Вавилонскую заключает 4954 года 6 месяцев и 10 дней. И как Бог чрез Иеремию пророка предсказал, что народ будет в пленении Вавилонском, так Он предуказал возвращение его в свою землю после 70 лет. Итак, по прошествии 30 лет, сделался Кир царем персидским, который, по пророчеству Иеремии во второй год своего царствования объявил письменные указы, чтобы все иудей находящиеся в его царстве, возвратились в свою страну и вновь построили Богу храм, разрушенный вышеназванным царем Вавилонским. При этом Кир, по повелению Божию, приказал Савессару и Митридату, своим телохранителям, обратно доставить для употребления в храм сосуды, взятые Навуходоносором из храма иудейского. Во второй год царствования Дария исполнилось 70 лет, предсказанные Иеремиею.
26. Отсюда можно видеть, как древнее и истиннее наши священные писания — писаний греческих и египетских и всяких других историков. Геродот, Фукидид, Ксенофонт и другие историки начинали писать с царствования Кира и Дария, и не имели возможности сказать более достоверное о древних и первоначальных временах. Ибо что великого в том, что историки говорили о царях у варваров Дарие и Кире, у эллинов о Зопире и Иппие, или о войнах афинян и лакедемонян, или о делах Ксеркса и Павзания, подвергшегося опасности умереть голодом в храме Афины, или о Фемистокле и пелопонесской войне, или о Алкивиаде и Фразивуле? Я не намерен говорить подробно обо всем, но показать число лет от сотворения мира и обличить суетный труд и пустословие писателей, потому что не двадцать тысяч мириад лет, как сказал Платон, от потопа до его времен, и не пятнадцать мириад три тысячи семьдесят пять лет, как свидетельствовал Аполлоний египтянин, и что не безначален мир и не существует все по случаю, как пустословили Пифагор и прочие, но он произошел и управляется Промыслом все сотворившего Бога, — и все времена и годы ясны для тех, которые желают убедиться в истине. Но чтобы не подумали, что я довел хронологию только до Кира и опустил последующие времена, как бы не имея возможности показать их, — я постараюсь при помощи Божией изложить по возможности и дальнейший порядок времен.
27. Когда Кир после 38-летнего царствования был убит Томирою в Массагетии, в шестьдесят вторую олимпиаду, — в то время усилились с помощью Божией римляне, после того. как был построен Рим Ромулом, сыном, как повествуют, Арея и Илии, в 7 олимпиаду, в 16 день майских календ, так как год показан в десять месяцев; — итак, когда умер Кир, как выше сказали, в шестьдесят вторую олимпиаду, прошло времени от основания Рима 220 лет, и в это время римлянами управлял Тарквиний по прозванию Супербус (гордый); он первый изгнал некоторых римлян, растлевал мальчиков и оскоплял граждан, даже растлевал дев и выдавал их замуж. Поэтому собственно он назван на римском языке Superbus υπερηφανος гордый. Ибо он первый постановил, чтобы те, которые приветствовали его, были в свою очередь приветствуемы кем-нибудь другим. Царствовал он 25 лет. После него в продолжение 453 лет начальствовали по году консулы, трибуны и эдилы, перечислять имена которых считаю делом продолжительным и излишним. Ибо, если кто пожелает узнать их, может найти их в записках, которые написал Номенклатор Хризер, отпущенник М. Аврелия Вера, который все описал — и имена и времена, начиная от основания Рима и до кончины своего покровителя самодержца Вера. Итак, управляли римлянами годичные правители, как сказали, в продолжение 453 лет. Потом управляли так называемые императоры: первый — Кай Юлий, который царствовал 3 года, 4 месяца и 6 дней; потом Август 56 лет, 4 месяца и один день; Тиверий 22 года. Затем другой Кай 3 года, 8 месяцев и 7 дней; Клавдий 13 лет, 8 месяцев и 24 дня; Нерон 13 лет, 6 месяцев и 28 дней; Гальба 7 месяцев и 6 дней; Отон 3 месяца и 5 дней; Вителлий 6 месяцев и 22 дня; Веспасиан, 9 лет, 11 месяцев и 22 дня; Тит 2 года и 22 дня; Домициан 15 лет, 5 месяцев и 6 дней; Нерва один год, 4 месяца и 10 дней; Траян 19 лет, 6 месяцев и 16 дней; Адриан 20 лет, 10 месяцев и 28 дней; Антонин 22 года, 7 месяцев и 6 дней; Вер 19 лет и 10 дней. Таким образом период кесарей до смерти императора Вера содержит 225 лет. От смерти Кира и царствования Тарквиния Гордого до смерти вышеупомянутого императора Вера, всего времени прошло 741 год.
28. От сотворения же мира все время слагается так: от сотворения мира до потопа прошло 2242 года, от потопа до рождения сына у Авраама, праотца нашего, 1036 лет, от Исаака, сына Авраама. до странствования народа, с Моисеем в пустыне — 660 лет. От смерти Моисея, от принятия начальства Иисусом Навином, до смерти Давида Патриарха — 498 лет. От смерти Давида и царствования Соломона до переселения народа в землю вавилонскую — 518 лет, 6 месяцев и 10 дней. От царствования Кира до смерти императора Аврелия Вера 741 год. Всех же в совокупности лет от сотворения мира 5695, с несколькими месяцами и днями.
29. Итак, из рассмотрения времен и всего нами сказанного, можно видеть древность пророческих писаний и божественность нашего учения, — что не ново это учение, и не баснословны и не ложны наши верования, как думают некоторые, но самые древние и истинные.
10) Ангелы, демоны.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
злой демон, называемый также сатаною, некогда говоривший с нею чрез змея, и теперь действующий в увлеченных им людях, назывался Еван. Демон еще называется драконом, (αποτεδρακεναι), потому что убежал от Бога; в начале же он был ангел. О нем много можно говорить; но теперь я опущу это исследование; ибо в другом сочинении у нас было рассуждение.
11) Творение Вселенной из ничего. Вопросы творения.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 1.
и все Бог создал из небытия в бытие, дабы из дел Его было познаваемо и разумеемо Его величие.
5. Как душа в человеке невидима и незрима для людей, познается же чрез движение тела, так и Бога нельзя видеть очами человеческими, но Он созерцается и познается из Его провидения и действий.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
10. И прежде всего пророки согласно научили нас, что Бог все сотворил из ничего. Ибо ничто не совечно Богу, но будучи Сам Себе местом ни в чем не нуждаясь и существуя прежде веков, Он восхотел создать человека, дабы им познаваем был, и для него-то предуготовил мир. Тот, кто сотворен, имеет нужду в том или другом, а Безначальный ни в чем не нуждается. Итак, Бог, имея Свое Слово в собственных недрах родил Его, проявив Его вместе с Своею Премудростию прежде всего.
12) Промысел Божий.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 3.
Подобный сему вздор говорит и Пифагор, отвергающий, кроме того, и Промысл. Кому же из них будем верить, — Филимону ли комику, который говорит: «почитающие Бога имеют великие надежды на спасение», или выше упомянутым: Эвемеру, Эпикуру, Пифагору и прочим, отрицающим богопочтение и Промысл? О Боге и о Промысле сказал Аристон: «Надейся, Бог обыкновенно помогает всем достойным, и им наиболее. Если не предстоит никакой награды живущим как должно, то какая польза в благочестии? Положим так; но я довольно часто вижу, что те, которые хотят жить благочестиво, терпят несчастия, те же, которые ничего дурного не наблюдают кроме своей только пользы, находятся в почетнейшем, чем мы, состоянии. Да, в настоящей жизни, — но должно смотреть дальше и ожидать конца всех. Ибо не случай управляет всем, как некоторые думают нечестиво и бесполезно для жизни: такую мысль поддерживают худые люди в ограждение своей развратной жизни. Но есть награда живущим благочестиво и достойное наказание беззаконным. Ибо ничего не бывает без Промысла». Что касается мнений других и почти большой части о Боге и Промысле, то легко видеть, как согласно друг с другом они говорили: одни совершенно отвергли бытие Бога и Промысла, другие же признавали Бога и утверждали, что все управляется Промыслом. Поэтому, разумному читателю или слушателю должно обращать большое внимание на то, что говорит каждый из них, — как сказал Симил: «Поэты обыкновенно — хороши ли они или худы, говорят одинаково; но вам должно судить».
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 3.
9. Мы также признаем Бога, но единого, Создателя, Творца и Устроителя всего мира; знаем, что все управляется Промыслом, но Промыслом Его только; научились святому закону, но законодателем имеем истинного Бога, Который и учит нас поступать праведно, быть благочестивыми и делать добро.
13) Об язычестве.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 1.
9. Далее, имена богов, которым, как говоришь, ты поклоняешься, суть имена умерших людей. И кто же и каковы они были? Кронос не оказывается ли ядущим и истребляющим своих собственных детей? Укажешь ли на Зевса, его сына, — рассмотри внимательно его действия и образ жизни. Прежде всего, он был воспитан на горе Иде козою, и, как говорят мифы, убил ее и сняв с нее кожу, сделал себе одежду. О прочих его действиях, кровосмешениях, прелюбодеяниях и срамных делах, гораздо лучше рассказывают Гомер и другие поэты. Нужно ли мне указывать на его сыновей, на Геракла, самого себя сжегшего, на Диониса пьяного и неистового, на Аполлона, от страха бегавшего от Ахиллеса, влюбленного в Дафну и не ведавшего о смерти Гиацинта, на Венеру раненную, на Арея, губителя людей, и еще более на кровь, текущую из этих называемых богов? Но это еще маловажно в сравнении с тем, как вспомним о растерзанном боге, называемом Озирис, по котором каждогодно совершаются празднества, как по погибающем и опять находимом, отыскиваемом по частям, ибо неизвестно, умер ли он, и не видно, отыскан ли. Нужно ли говорить мне об Аттисе оскопленном, или об Адонисе, блуждающем в лесу, занимающемся охотою и раненном вепрем, или об Асклепии, пораженном молнией, или о Сераписе, бежавшем из Синопы в Александрию, или об Артемиде Скифской, также бывшей в бегстве, человекоубийце, охотнице и влюбленной в Эндимиона? Это не мои слова, но об этом рассказывают ваши же историки и поэты.
10. К чему мне перечислять множество животных, чтимых египтянами, — гадов, скотов, зверей, птиц, животных речных, даже тазы и постыдные звуки? Если укажешь на эллинов и на другие народы, то они чтут камни, деревья и другие материальные вещи, изображения, как я уже сказал, умерших людей. Известно, что Фидий сделал в Пизе для илийцев Зевса олимпийского, а для афинян — Афину в Акрополе. Спрошу и я тебя, друг мой, сколько насчитывается Зевсов. Во-первых, есть Зевс олимпийский, потом Зевс Латиар, Зевс касский, Зевс Керавний, Зевс пропатор, Зевс Паннихий, Зевс Полиух и Зевс капитолийский. Зевс, сын Кроноса, бывший царем критян, имеет гробницу в Крите; а прочие, быть может, не удостоились погребения. Если упомянешь о матери так называемых богов, то уста мои да не изрекут ее деяний (ибо нам непристойно и называть таковые) или деяний ее служителей, поклоняющихся ей, и сколько дохода и податей царю доставляют и она и ее сыны. Ибо они не боги, но идолы, как я прежде сказал, «дела рук человеческих и нечистые демоны. Подобны им будут те, которые делают их и надеются на них» (Пс113.12:134.15, 96.5).
11. Поэтому скорее буду почитать царя, нежели богов ваших, почитать, не поклоняясь ему, но молясь за него. Поклоняюсь же Богу, Который по истине есть Бог истинный, зная, что царь от Него сотворен. Ты скажешь мне: почему не поклоняешься царю? — Потому, что он сотворен не для того, чтоб ему поклонялись, но чтобы воздавалась законная честь. Он не Бог, но человек, от Бога поставленный, не для того, чтоб ему поклонялись, но чтоб он судил праведно.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
Далее он говорит о дочерях Зевса, которых называет музами, и просит их открыть ему, каким образом все произошло. «Здравствуйте, дочери Зевса! подарите меня приятною песнью. Воспойте род богов блаженных, всегда существующих, которые родились от земли и звездного неба и темной ночи, которых вскормило соленое море. Скажите мне как сперва произошли боги и земля, реки и безграничное море с пенящимися волнами, и звезды светящие и пространное небо вверху. Скажите, как боги разделили богатства и почести и как сперва они населили многохолмовый Олимп. Скажите об этом мне музы, живущие на вершинах Олимпа с начала, скажите что из этих существ прежде всего произошло». Но как знали об этом музы, которые были моложе мира? И как они могли рассказать Гезиоду, когда отец их еще не родился?
6. Гезиод некоторым образом предполагает материю, как существующую, и говорит о творении мира в следующих словах: Прежде всего произошел хаос, потом пространная земля, самое безопасное основание для бессмертных обитающих на высотах снежного Олимпа, затем мрачный тартар в глубинах широкой земли, и Эрос, красивейший между богами, который гонит заботу и подавляет разумный совет в сердцах всех богов и людей. Из хаоса произошли Эрев и черная ночь. Земля же сперва произвела равное себе звездное небо, чтоб оно отовсюду ее покрывало и служило безопасным жилищем для блаженных богов; она родит еще высокие горы, приятные обители для божественных нимф, обитающих на лесистых высотах. И бесплодная вода с своими пенящимися волнами родила жизни; он говорит, когда земля наиболее удобна для волов и для заступа, когда благоприятное время пахать землю н бросать в нее семена. Кому же верить Арату или Софоклу, который говорит: «Нет Провидения; всего лучше жить на удачу, как кто может». Но Гомер опять не согласуется с ним, ибо он говорит: «Доблесть смертным властительный Зевс и величит и молит». И Симонид: «Никто, ни город, ни человек не получал доблести без богов; Бог премудр, но между людьми ничего нет без неправды». Подобное говорит Эврипид: «Ничего с людьми не бывает без Бога». И Менандр: «Никто о нас не печется кроме Бога». И еще Эврипид: «Когда Богу угодно спасти, Он даст много средств ко спасению». И в другом месте: «Если захочет Бог, спасешься, хотя поплывешь на соломинке». И множество таких мнений они высказали и даже противоречили самим себе. Софокл, отрицавший Промысл Божий, в другом месте говорит; «Смертный не избежит удара Божия». Кроме того, они то вводили множество богов, то говорили о единовластительстве Божием, и тогда, как одни признавали Промысл, другие отвергали его бытие. Поэтому Эврипид делает следующее признание: «С полною надеждою изучаем мы многое, во напрасно трудимся и ничего-то мы не знаем». Таким образом они невольно признаются, что не знают истины; и что говорили они, то говорили по внушению демонов. И действительно, поэты Гомер и Гезиод, вдохновенные, как говорится, музами, говорили под влиянием фантазии и обольщения, от духа не чистого, но обманчивого. Это ясно доказывается тем, что одержимые демонами даже в настоящее время заклинаются именем истинного Бога, и эти ложные духи сами признаются, что они демоны, которые некогда действовали и в тех поэтах. Впрочем, некоторые из них, пришедши в здравое состояние души, говорили нечто согласное с пророками, так что это служит свидетельством против них самих и против всех людей, например, о единовластительстве Божием, о будущем суде и о других истинах.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 3.
Ибо что пользы в том, что Гомер описал троянскую войну и ввел столько людей в заблуждение; или Гезиод составил родословие так называемых у него богов, или Орфей перечислил триста шестьдесят пять богов, которых он сам под конец своей жизни отвергнул, говоря в своих «Завещаниях», что один Бог? Чего достигли Арат, или другие, подобно ему описавшие мировую сферу, кроме славы человеческой, которую они получили незаслуженно? Что они сказали истинного? Или какую пользу принесли Эврипиду, Софоклу и прочим трагическим писателям их трагедии, или Менандру, Аристофану и прочим комическим писателям комедии их, Геродоту и Фукидиду их истории, Пифагору святилище и Геркулесовы столбы, Диогену циническая философия, Эпикуру его учение, что нет Промысла. или Эмпедоклу отрицание Бога, или Сократу божба его собакой, гусем, платаном. пораженным громом Эскулапом и божествами, которых он призывал? И зачем он добровольно умер, какую награду надеялся получить по смерти? Что принесла пользы Платону его философия, или прочим философам, которых не буду перечислять по множеству их, — их учение? Это говорю, чтобы показать бесполезный и безбожный образ их мыслей.
3. Ибо все они, любя пустую и суетную славу, ни сами не познали истины, ни других не привели к истине. Ибо то, что они говорили, обличает их, так как они говорили несогласно друг с другом и многие из них отвергали свои собственные положения; они не только опровергали друг друга, но даже некоторые из них и собственные свои учения разрушали, так что слава их обращалась в бесчестие и глупость; ибо разумные люди осуждают их.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 3.
И о богах своих они проповедуют, что они первые совершали безнравственные совокупления и употребляли отвратительные яства. Ибо кто не воспевает Крона, пожиравшего детей своих, или сына его Зевса, поглотившего Метиса и приготовлявшего богам преступные пиршества, на которых, говорят, служил им хромой Гефест кузнец, и его сестру Геру, которая не только вышла замуж за Зевса, но и нечистыми устами делала то, что нельзя и высказать? О прочих делах Зевса, какие воспевают поэты, ты сам, конечно, знаешь. Нужно ли пересказывать мне о деяниях Посидона, Аполлона, Диониса, Геркулеса, сладострастной Афины и бесстыдной Афродиты, о которых я подробно говорил в другой книге.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 3.
5. Так как ты перечитал великое множество книг, то. что думаешь о мнениях Зенона, Диогена и Клеанфа, содержащихся в их книгах, которые учат, что может быть вкушаема человеческая плоть, что дети могут варить и пожирать своих собственных отцов, и если кто не захочет вкусить или извергнет часть отвратительной пищи, может и сам не ядущий быть съеден? Сверх того более еще безбожный голос Диогена учит детей приносить отцов своих в жертву и пожирать. Что же? Разве Геродот историк не рассказывает, что Камбиз, убив детей Гарпага и сварив, предложил отцу их в пищу? Также и об индийцах он рассказывает, что у них отцы пожираемы были собственными детьми. О, безбожное учение тех, которые писали, или скорее учили этому; о, нечестие и безбожие их, о, разум так тщательно мудрствовавших и возвещавших мудрость! Ибо учившие сему наполнили мир нечестием.
6. И о незаконных совокуплениях согласен почти весь заблуждавшийся хор ваших философов. И первый — Платон, наиболее почтенный из них по своей философии, в первой книге своего сочинения, о политике выразительно как бы узаконяет, что должны быть у всех общие жены, пользуясь примером сына Зевсова и законодателя критян, на том основании, будто чрез это увеличивается чадородие, и будто удручаемые трудами получают утешение от таких общений. И Эпикур также, вместе с учением безбожия, советует совокупляться с матерями и сестрами, и это вопреки законов, сего не допускающих. Ибо Солон ясно поставил закон, и о том, чтобы дети рождались от законного брака, а не от любодеяния, чтобы кто-либо не почитал как отца — того, кто не отец, или не бесчестил по неведению своего действительного отца. То же не допускали делать и прочие законы греков и римлян. Почему же Эпикур и стоики учат совокуплению с сестрами и мужчинами, и таким учением наполняли библиотеки, чтобы таким образом научить с детства незаконному союзу? Да и что мне еще говорить об этом, когда о так называемых у них богах они проповедовали подобные дела?
7. Говорившие, что существуют боги, потом приводили их в ничто. Ибо одни говорили, что они состоят из атомов, другие, — что обращаются в атомы, и что боги имеют могущество не более людей. Платон сказав, что существуют боги, не сомневается производить их из вещества. Пифагор, который так занимался исследованием о богах и столько странствовал по свету, наконец, определяет их, как природу, и говорит, что все это происходит случайно; боги нисколько не заботятся о людях. Не упоминаю о том, как Клитомах, академик усиливается отвергнуть бытие Божие. Не тому же ли учат и Критий и Протагор Авдеритянин, говоря: «если и существуют боги, я не могу об них ни говорить, ни показать — каковы они, потому что многое препятствует мне?» О крайнем безбожии Эвемера излишне и говорить. Ибо он решившись многое наговорить о богах, под конец утверждает, что вовсе нет богов, но что все управляется случаем. Платон, который так много говорил о единстве Бога и о душе человеческой, утверждая, что душа бессмертна, не противоречит ли после себе самому, говоря, что души некоторых переселяются в других людей, иные же в бессловесных животных? Не представится ли умным людям его учение ужасным и беззаконным, — что тот, кто был человеком, будет потом волком, или собакой, или ослом, или другим каким-либо бессловесным животным?
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 3.
Таким образом, ваши философы собственными учениями своими изобличают себя или в безбожии или незаконном совокуплении; даже написанные ими сочинения показывают нам, что люди могут есть человеческую плоть и что почитаемые у них за богов первые совершили такие злодейства.
14) Слово водило пророков.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 2.
Оно будучи духом Божиим, началом, премудростию и силою Вышнего, сходило на пророков и чрез них глаголало о творении мира и о всем прочем.
15) О христианстве.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 3.
Ибо при всем твоем благоразумии, ты охотно терпишь глупых: иначе ты не дозволил бы себе увлекаться пустыми словами неразумных людей и не верил бы утвердившейся молве, которая распускается безбожными и взводит на нас клеветы, будто мы, чтители Бога и называющиеся христианами, имеем общих для всех жен и живем в незаконном смешении, даже совокупляемся с собственными сестрами, и, что всего безбожнее и бесчеловечнее, едим плоть человеческую. Кроме того, говорят. что наше учение явилось недавно, что нам нечего сказать в подтверждение истины, нами содержимой, и нашего учения, и что учение наше есть нелепость? Я весьма удивляюсь, что ты будучи любознателен и тщателен в исследовании всех предметов, менее всего стараешься слушать нас. Ибо если тебе возможно, ты и ночь не задумаешься провести в библиотеках.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 3.
9. Мы также признаем Бога, но единого, Создателя, Творца и Устроителя всего мира; знаем, что все управляется Промыслом, но Промыслом Его только; научились святому закону, но законодателем имеем истинного Бога, Который и учит нас поступать праведно, быть благочестивыми и делать добро.
16) Об евреях.
Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 3.
11. Поскольку народ этот преступил закон, от Бога данный, то Бог, благий и милосердый, не желая погубить их, не только дал закон, но после того посылал еще к ним пророков из братьев их, вразумлять их и напоминать им заповеди закона и обращать их к покаянию, чтобы впредь не грешили. Эти пророки предсказывали, что если они будут упорствовать в злых делах, то будут преданы в рабство всем царствам земным, что ясно и исполнилось над ними.