• Авторизация


Иероним Блаженный (342—419/420) (4 век). Цитаты по вторичным вопросам. Часть 1. 05-01-2016 14:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1) Христианская жизнь.

 

Иероним Блаженный. Книга толкований на пророка Наума.

Таким образом и те, кои погибли от потопа, и содомляне, и египтяне, и израильтяне в пустыне получили надлежащим образом злое в жизни своей. Здесь кто-нибудь может спросить: если верный, взятый в прелюбодеянии, будет обезглавлен, то что с ним после того будет? Ибо он или будет наказан Господом, и в таком случае ложно говорится: «Господь не будет мстить дважды за одно и тоже чрез бедствие», или же не будет наказан, и прелюбодеи должны будут желать, чтобы в настоящее время чрез кратковременное и быстрое наказание они избавились от вечных мучений.
Иероним Блаженный. Книга толкований на пророка Наума.

Ибо хотя аскетизм (ἄσχησος) и воздержание в жизни имеет весьма важное значение для умерщвления чресл, однако ничто так не умерщвляет их, как познание истины. Поэтому говорится: „препояшьте чресла ваши истиною“. Ибо если истина есть Христос, то тот, кто всею душою уверовал во Христа, умертвил чресла свои во Христе.

Иероним Блаженный. Книга толкований на пророка Наума.

И как для борьбы и защиты мы имеем четыре щита добродетелей: благоразумие, справедливость, воздержание и мужество, там, наоборот, есть четыре порока, которыми поражает нас враг: неразумие, неправда, невоздержание, страх. Каждый из них имеет отрасли и разнообразные виды стрел, наносящих раны, к которым если немедленно не применяются средства врачевания, то происходит тяжелое падение, и дай Бог, чтобы в Ниневии столько было легко падающих и легко раненных, сколько было, вследствие тяжести падения, ниспровергшихся в преисподнюю.

Иероним Блаженный. Сказание о добродетелях блаженной Павлы.

И я тайком просил блаженного папу Епифания расположить и даже принудить ее пить вино; но она, как женщина мудрая и проницательная, тотчас постигла наши хитрости и с улыбкою объявила, что сказанное ей Епифанием мое дело. Что еще после этого говорить? Когда блаженный первосвященник, после многих увещаний, вышел из ее комнаты, я спросил его, успел ли он в своем предприятии? — Успел столько, что и меня, старика, она почти убедила не пить вина. Рассказываю это не с тем, чтобы одобрять неосмотрительно тяготы, превышающие силы; ибо Писание не велит нам принимать на себя тяготы выше сил (Откр 2.24) — но чтобы только показать ту ревность и жажду ее верной души, по которой она постоянно пела: «Жаждет душа моя к Богу» (Пс 41.3), а не менее того и плоть моя.

Иероним Блаженный. Сказание о добродетелях блаженной Павлы.

То же, впрочем, мы еще и теперь видим в святой дочери ее Евстохии, которая всегда привязана была к матери и повиновалась ее воле до того, что никогда без нее не возлежала, не ходила, не принимала пищи; ни одной полушки не имела в своей власти; но радовалась тому, что отеческое и материнское имущество расточается на бедных, и наилучшим богатством и родительским наследием считала благочестие.

Не могу обойти молчанием и того, какою великою радостью восторгалась Павла, когда услышала, что внучка ее Павла, дочь Леты и Токсоция, зачатая по обету посвятить ее девству, уже в колыбели и в пеленах, лепечущим языком пела аллилуйя и полусловами ломала имена бабки и тетки. Одно только то желание привязывало Павлу к отечеству, чтобы увериться, что ее сын, невестка, внучка отреклись от мира и служат Христу, что и выполнилось отчасти.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга первая.

А иудеи, клянущиеся ангелами, городом Иерусалимом и храмом, а затем составными частями мира, почитали твари и плотские вещи поклонением и почтением, приличествующим только Богу. Затем обрати внимание на то, что Спаситель не запрещает клясться именем Божиим [или: Богом = per Deum], но запрещает клясться небом и землей, и Иерусалимом, и головой своей. Но и это есть уступка закона им, как бы детям, так что, как жертвы они приносили Богу, чтобы не приносить их перед идолами, так и клясться им позволяется именем Божиим не потому, что это делать следует, а потому, что лучше это делать во имя Божие, чем во имя демонов. А евангельская истина не допускает клятвы, так как место клятвы заступает каждое нелживое слово (fidelis sermo).

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга первая.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня.И в книге Песнь Песней мы читаем: Любовь ко Мне делайте правилом (ordinate). Это правило, или порядок, необходимо в каждом движении души. После Бога люби отца, люби мать, люби детей (filios). А если явится необходимость, чтобы любовь к родителям и детям поставлена была в сравнение с любовью к Богу, и если человек не может сохранить той и другой любви вместе, то пусть будет в отношении к Богу любовь (pietas), а в отношении к своим - ненависть (odium). Итак, Он не запретил любить отца или мать, но многозначительно прибавил: Кто любит отца или мать более, нежели Меня.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга третья.

Но тот, на которого Он упадет, то есть на кого обрушится самый камень и кто совершенно отречется от Христа, будет раздавлен так, что не останется и кусочка, из которого можно было бы собрать каплю влаги.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга шестая.

Настолько, говорит, грехи отцов не простираются на детей, и преступность отца не имеет перевеса над праведностию сына, и одни не наказываются за преступления других, что даже тот самый, который прежде был нечестивцем и грешником, если впоследствии принесет покаяние и, исправившись, загладит прежние грехи, не будет судиться за старые грехи, но будет принят в Мое стадо за новые добродетели.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга шестая.

то есть не увлекаться тем, чем мы прежде увлекались, [живя] в мире, не оскверняться истуканами египетскими, то есть измышлениями философов и еретиков, которые справедливо называются идолами. Мы должны также удалять очи от зрелищ или лучше от мерзостей египетских, — арены, цирка, театра, и всего того, что оскверняет чистоту души и что чрез чувства проникает в душу

 

 

2) Монашеская жизнь

 

Иероним Блаженный. Жизнь пленного монаха Малха.

Но ничто небезопасно от диавола; многочисленны и неутомимы козни его! Так его ненависть нашла и меня, скрывающагося в неизвестности. Господин, видя, что стадо его увеличивается, и не замечая во мне никакого обмана (потому что я знал апостольскую заповедь, что рабы должны служить господам, как Богу (Ефес.6:5—8)), из желания вознаградить меня, чтобы сделать еще более верным себе, отдал мне известную, находившуюся в одном со мною рабстве, женщину, некогда взятую в плен. Когда я отказывался и говорил, что я христианин, что мне непозволительно взять жену живого мужа (потому что муж ее, взятый в плен с нами вместе, был уведен другим господином), неумолимый господин, пришедши в ярость, начал рубить меня обнаженным мечем. Если бы я тотчас же не протянул рук и не взял женщину, он на том же месте пролил бы кровь мою.

Иероним Блаженный. Жизнь пленного монаха Малха.

Простершись на земле, я начал оплакивать монашество, которое потерял, говоря: «до чего дожил я, несчастный? К чему привели меня мои злодеяния? — Когда стала уже седеть голова, я из девственника делаюсь мужем. Какая польза из того, что оставил я ради Господа родителей, отчизну, хозяйство, когда делаю то, из-за чего — чтобы не делать — я презрел все означенное!

Иероним Блаженный. Жизнь пленного монаха Малха.

и обратив к себе острие его, сказал: прощай, несчастная женщина; пусть лучше буду для тебя я мучеником, чем мужем. Тогда она, припав к ногам моим, сказала: «умоляю тебя Иисусом Христом и заклинаю этою торжественною минутою, не проливай на мою голову своей крови. Если же тебе хочется умереть, обрати прежде на меня мечь твой. Пусть лучше так мы соединимся друг с другом. Если бы даже возвратился и муж мой, и тогда я сохранила бы чистоту, которой научил меня плен или погибла бы скорее, чем потеряла ее. Зачем тебе умирать из опасения совокупиться со мною? Я сама умерла бы, если бы ты захотел этого совокупления. Итак, пусть буду я для тебя супругою целомудрия; пусть будет милее для тебя союз души, чем тела. Господа будут считать тебя мужем. Христос будет знать за брата. Мы легко убедим их в своем супружестве, когда они увидят, что мы так любим друг друга». Признаюсь, я был изумлен; удивленный женской добродетелью, гораздо более полюбил супругу. Однако же я никогда не смотрел на ее обнаженное тело, никогда не прикасался к плоти ее: я боялся потерять во время мира то, что сберег во время сражения. Очень много дней прошло в таком супружестве; наш брак сделал нас господам более любезными. Никакого подозрения на счет бегства нашего они не имели, хотя случалось, что я в качестве надежного пастуха стада уходил в пустыню на целые месяцы.

Спустя долгое время, сидя один в пустыне и не видя ничего кроме неба и земли, я стал в молчании размышлять сам с собою; между многим другим вспомнилось мне и сожительство монахов, и особенно — лицо отца моего, который меня учил, удерживал, потерял.

Иероним Блаженный. Жизнь пленного монаха Малха.

Благий Иисусе, сколько испытали мы тогда ужаса, сколько радости! Господин не знал, когда враг наш погиб на глазах наших. Видя, что тот медлит, он подумал, что двое нас сопротивляются одному. Не будучи в состоянии удержать гнев, он как держал меч, так и вошел в пещеру. Но, ругая с бешеным криком слугу за медленность, он еще не дошел до места, где мы скрывались, как был схвачен зверем. Кто бы поверил когда-нибудь, что перед лицом нашим за нас сражался дикий зверь? Когда же миновала одна опасность, пред глазами нашими была другая погибель; не легче было подвергнуться ярости льва, чем гневу человека. Мы ощущали в душе страх и, не смея даже пошевельнуться, ждали, что будет, имея в такой опасности, вместо каменной стены, единственную ограду в сознании чистоты своей. Но львица, опасаясь хитрости и чувствуя, что на нее смотрят, рано утром вынесла в зубах львенка, и оставила нам наше убежище. Не довольно однако же уверенные в своей безопасности, мы не тотчас бросились вон; но ждали долго и, думая выйти, представляли себе возможность встречи с нею.

Иероним Блаженный. Жизнь пленного монаха Малха.

Они пережевывали прежнюю пищу, извлекая ее снова из желудка, в который была опущена. Сев на них, и обрадованные новым дорожным провиантом, мы чрез пустыню достигли, наконец, на десятый день римского лагеря. Представленные трибуну, мы рассказали ему все по порядку; оттуда переслали нас к Сабиану, правителю Месопотамии, и мы получили деньги за верблюдов. Но так как мой прежний настоятель уже умер, то, перешедши в эти места, я снова поступил в монахи, а ее сдал с рук девам: потому что, хоть и любил я ее как сестру, но не доверялся ей, как сестре.

Иероним Блаженный. Жизнь св. Илариона.

Услышав же знаменитое тогда имя Антония, бывшее на языке у всех египетских народов, и воспламенившись желанием видеть его, он пошел в пустыню. А когда увидел его, тотчас переменил прежнюю одежду,и жил возле него почти два месяца, наблюдая порядок его жизни и строгость нрава, именно: как часто молился он, с каким смирением принимал братьев, как строг был в обличении, ревностен в увещании, и как никогда и никакая слабость телесная не уменьшала его воздержанияи суровости его пищи.

Иероним Блаженный. Сказание о добродетелях блаженной Павлы.

Она сеяла телесное, чтобы пожать духовное (1Кор9.11), раздавала земное, чтобы приобрести небесное, уступала скоропреходящее, чтобы заменить его вечным. Основав мужской монастырь, которого и управление передала мужчинам, она собрала из разных областей множество девиц, как знатных, так и из среднего и низшего класса, и разделила их по трем обителям, но так, чтобы они, разобщаясь в труде и пище, соединялись в псалмопениях и молитвах. После того как пропето аллилуйя (этим знаком сзывались они к собранию), ни одной не дозволено было оставаться в своей келье. Но старшая или одна из старших появлением своим завершала приход прочих и увещевала их к труду не угрозами, но постыжением и примером. Утром в третьем часу, шестом, девятом, в полночь они стройно пели псалмы. Ни одной из сестер не дозволялось не знать псалмов и ежедневно не выучивать что-нибудь из Святых Писаний. Только в день воскресный сходились они торжественным шествием в общую церковь из своих отдельных обителей: в этом случае каждый отряд следовал за своей матерью. В таком же порядке возвращались они и в свое жилище, где усердно принимались за работу, какая кому назначена, и шили одежды или для себя, или для других. Если которая была и знатного рода, ей не позволялось держать при себе кого-нибудь из своего дома, чтобы, припоминая прошлую жизнь, частым собеседованием не освежили и не возобновили они в своей памяти прежних шалостей резвой юности. У всех них была одинаковая одежда.

 

 

3) Беснование.

 

Иероним Блаженный. Толкование пророка Аввакума к Хроматию.

В самом деле, всякая разумная душа хотя чрез пороки и преступления делается вместилищем Халдеев, но по природе своей она есть жилище Божие. И хотя в Евангелии нечестивый демон и говорит: «Войду в дом свой, из которого вышел» (Мф. 12:44), однако, ему не должно верить, ибо в действительности ни одна разумная душа не создана для того, чтобы быть обиталищем демона.

 

 

4) Представления о Вселенной.

 

Иероним Блаженный. Две книги толкований на пророка Михея. Книга вторая.

Итак душа, чувствующая, что она согрешила и имеет язвы грехов, и живет в мертвом теле, и нуждается в предохранительном лечении, — такая душа постоянно говорит врачу: „Сожги плоть мою, обрежь раны мои, и очисти все жидкости и вредные водянистые опухоли (πεὺμα) острым питьем из чемерицы. Мои раны — следствие моих пороков, [а потому] мои столь сильные мучения должны быть причиною страданий для меня, чтобы потом я получил здоровье“.

Иероним Блаженный. Жизнь Павла Пустынника.

Эй ты, — сказал он, — в какой части пустыни обитает раб Божий»? Иппокентавр, бормоча что-то варварское, и скорее коверкая, чем произнося слова, при ужасе старца, старался ласково говорить с ним; протянувши правую руку, он указал ему желанный путь, и, бросившись в бег по широким полям с быстротою птицы, скрылся из глаз удивленнаго старца. Мы не знаем, представил ли диавол призрачное существо для устрашения старца, или в самом деле в пустыне, обильной чудовищными животными, родятся и такие звери. Антоний, недоумевая и разсуждая с собою о том, что видел, идет далее. Немного спустя, в каменистой долине Антоний увидал небольшого человечка с загнутым носом и с рогами на лбу, а нижняя часть его тела оканчивалась козлиными ногами. Пораженный и этим зрелищем, Антоний, как добрый воин, восприял щит веры и броню надежды. Упомянутое животное принесло ему для дорожнаго продовольствия пальмовые плоды как бы в залог мира. Увидав это, Антоний остановился и, спросив у неведомаго существа, «кто ты»? получил такой ответ: «я смертный, один из обитателей пустыни, которых прельщенное всякими заблуждениями язычество чтит под именем фавнов, сатиров и кошмаров, давящих во время сна. Я послан к тебе от своих собратий. Просим тебя, помолись за нас общему Господу, Который, как мы слышали, пришел некогда для спасения мира и во всю землю прошло вещание Его. — Слыша такия слова, престарелый путник орошал лице обильными слезами, изливавшимися от избытка сердечной радости. Он радовался о славе Христа и о погибели сатаны, и удивляясь, что может понимать речь обитателя пустыни, ударяя жезлом в землю, говорил: «Горе тебе, Александрия, вместо Бога чтущая разныя диковины! Горе тебе, град блудницы, куда стеклись злые духи (daemonia) всего мира. Что ты скажешь теперь? Звери призывают имя Христово, а ты чтишь разныя диковины»! Не успел старец договорить этих слов, как рогатое животное удалилось как-бы летучим бегом. Чтобы этот разсказ не показался кому-нибудь недостоверным, мы припомним событие, засвидетельствованное всем миром при царе Констанции. В Александрию был приведен живой человек такого рода и представлял собою для народа немаловажное зрелище; а потом бездушный труп этого человека в предохранение от разложения вследствие солнечного жара был набит солью и принесен в Антиохию на показ императору.

Иероним Блаженный. Жизнь св. Илариона.

Итак он проводил его в далматский город Епидавр; но прожив в соседнем урочище несколько дней, он не мог и там остаться неизвестным. Удивительной величины дракон, которых на местном языке называют боа (boas) потому, что по громадности своей они проглатывают обыкновенно и быков (boves), опустошал всю область кругом, и пожирал не только скот крупный и мелкий, но и земледельцев и пастухов, которых привлекал к себе силой дыхания. Старец приказал приготовить костер и вознеся молитву ко Христу, вызвал змея, велел взойти ему на сложенные дрова и подложил огонь. Таким образом в глазах всего народа он сжег громадного зверя.

Иероним Блаженный. Книга толкований на пророка Наума.

Я полагаю, что по этой причине в книге Исход (гл. 1) фараон повелел всякое дитя мужеского пола, которое родится у евреев, бросать в реку, а всякое дитя женского пола оставлять в живых. Ибо царь египетский, который в другом месте говорит: «моя суть реки, и аз сотворих я» (Иезек. 29:3), не мог ничего другого повелеть, как только то, чтобы бросалось в воду и течением ея уносилось в море все то, что есть сильного и мужественного у евреев и у тех, которые проходят чрез мир этот, и наоборот, чтобы оставлялось в живых, возрастало и умножалось все женственное и слабое и то, что считается красивым в этом мире.

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Даниила.

Вместо прорицателей (hariolos) прочие перевели ἐπαοιδούς, то естьзаклинателей (inсаntаtоres). Заклинатели же — это, по моему мнению, те, которые действуют посредством слов; маги — те, которые занимаются философским исследованием всякого рода предметов (de singulis) 7; чародеи (malefici) — которые пользуются кровию и жертвами и часто прикасаются к телам умерших. Далее, халдеи означают, как полагаю, γενεθλιαλόγους , которых народ называет астрологами (mathematicos). Маги в обыкновенной речи принимаются за чародеев (maleficis), но у своего народа они имеют другое значение, потому что они служат философами у халдеев и с наукою их искусства сообразуются во всех своих действиях цари и начальники этого народа. Поэтому и при рождестве Господа Спасителя они первые узнали о пришествии Его и, пришедши в святой Вифлеем, поклонились Младенцу по указанию звезды над тем местом (desuper).

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Даниила.

Вместо шаравар (braccis), что Симмах перевел чрез ἀναξυρίδας, Акила и Феодотион сказали saraballa, а не sarabara, как читается в испорченном виде;saraballa же на халдейском языке называются голени и берца (tibiae) у людей, а также δμωνύμως шаровары, которыми покрываются голени и берца и которые называются как бы голенными и берцовыми. Что же касается тиары, то это слово греческое, употребляющееся также в латинском языке; о нем (говорит) и Виргилий 14: И скипетр и священная тиара. Это род шапочки, которая употребляется народом персидским и халдейским.

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Даниила.

Саллюстий пишет в Историях, что нефть у персов составляет род трута, которым в особенности пользуются для поджигания. Другие полагают, что нефтью называются косточки олив, бросаемые вместе с высушенным масляным отстоем; поэтому она и называется по-гречески πυρίνη, как поддерживающаяπῦρ, то есть огонь.

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Даниила.

Но наши и лучше, и правильнее объясняют это в том смысле, что это в конце мира совершить антихрист, который восстанет из малого народа, то есть из народа иудейского, и будет столь низким и презренным, что ему не будут воздавать царских почестей, но чрез козни и обман он достигнет главенства и мышцы воюющего римского народа будут им побеждены и сокрушены, и это он сделает потому, что будет выдавать себя за вождя союза, то есть закона и завета Божия. И войдет он в наиболее богатые города и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его. Ибо никто из иудеев, кроме антихриста, никогда не царствовал над всею землею. И он будет иметь замыслы против самых твердых помышлений святых, и все будет совершать до времени, пока воля Божия попустит ему совершать это.

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Даниила.

Блажен, говорит, тот, кто сверх предназначенного числа ожидает, по умерщвлении антихриста, еще сорок пять дней, в которые Господь и Спаситель придет в Своем величии. Но почему по умерщвлении антихриста в течение сорока пяти дней ничего не будет слышно, это ведомо Богу.

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Иоиля.

Но чтобы сделать метафору более ясною, прибавляется: они будут падать чрез окна, но останутся невредимы. Ибо для саранчи нет ничего непроходимого, потому что она [нападает] и на поля, и на посевы, и на деревья, и на города, проникает в дома и в самые отдаленные покои.

Иероним Блаженный. Сказание о добродетелях блаженной Павлы.

пусть выставляют мать ее Блезиллу и отца Рогата, из которых первая есть отрасль Сципионов и Гракхов, а последний ведет род свой, как еще и доселе помнят во всех почти Грециях, от знатной и богатой фамилии Агамемнона, сокрушившего десятилетнею осадою Трою.

Иероним Блаженный. Сказание о добродетелях блаженной Павлы.

Не буду следить за ней по Келе-Сирии и Финикии (потому что не путевой дневник ее вознамерился я писать); но поименую только те места, которые упоминаются в священных книгах. Миновав римскую колонию Берит и древний город Сидон, на берегу Сарептском, восходила она на башню Илии. Помолившись здесь Господу Спасителю, она по пескам тирским, на которые опирались колена Павла, перешла в Коф, что ныне называется Птолемаидой, и через поля магеддонские, бывшие свидетелями смерти Иосии, вступила в землю филистимскую. Подивившись развалинам Дора, города некогда могущественнейшего, и на месте его Стратоновой башне, прозванной Цезареею иудейским царем Иродом в честь Августа Цезаря, где находится дом Корнелия (сотника), она увидела церковь Христову, маленькие здания Филипп (Деян 20.6) и почивальни четырех дев-пророчиц (Деян 21.9). Потом посетила полуразрушенный городок Антипатриду, который назвали по имени отца Иродова, и Лидду, превращенную в Диосполис, прославленную воскресением Доркады и исцелением Энея (Деян 9.35:38); невдалеке оттуда Аримафею, местечко Иосифа, который погреб Господа, и Номву, город некогда священнический, а потом гробницу убиенных (1Цар 22.11 и далее); также Иоппию, пристань бежавшего Ионы; — и, после небольшого отдохновения, Никополь, который прежде назывался Еммаусом и в котором Господь, познанный в преломлении хлеба, освятил дом Клеопы в церковь. И отсюда отправившись, она вошла в Вефорон, нижний и верхний — города, построенные Соломоном (2Пар 8.5), но после, во время военных бурь, разрушенные; видела здесь, в правой стороне, Гайалон и Гаваон, где Иисус, сын Навин, сражаясь с пятью царями, повелел остановиться солнцу и луне, и где он осудил гаваонитян на рабские должности носить воду и дрова для скинии, за их коварство и хитрость при испрошении себе союза (Нав10.12). Остановившись ненадолго в Гаваоне — городе, разрушенном до самого основания — она вспоминала о его грехе, и о той наложнице, которая там разрублена была на части, и о трехстах мужей колена Вениаминова, пощаженных ради апостола Павла (который происходил из этого колена).
   Но что я долго медлю? Оставив слева мавзолей Елены, адиабенской царицы, доставлявшей хлеб своему народу во время голода, Павла вступила в этот треименный город — Иевус, Салим, Иерусалим, который впоследствии из развалин и пепла — разрушенный временем — восстановлен Элием Адрианом и переименован в Элию. И когда проконсул Палестины, очень хорошо знавший фамилию Павлы, приказал было нарочно предпосланным чиновникам приготовить для нее дворец, она избрала смиренную келийку и стала обходить все святые места с такою ревностью и усердием, что не могла бы оторваться от первых мест, если бы не спешила к остальным. Распростершись перед Крестом, она молилась так, как будто созерцала на нем висящего Спасителя. Войдя во Гроб Воскресения, она целовала камень, который отвален ангелом от двери пещеры, и, как жаждущая вожделенных вод, прикасалась она верными устами к тому самому месту, где лежало тело Господа.
Иероним Блаженный. Сказание о добродетелях блаженной Павлы.

Отсюда, поднявшись, взошла она в Хеврон, или (по-древнему) Кариафарбе, то есть город четырех мужей, Авраама, Исаака, Иакова и Адама великого, который погребен также в этом месте, по мнению евреев, основанному на книге Иисуса Навина, хотя многие четвертым считают Халева, памятник которого указывают в стороне. Обозрев эти места, она не хотела продолжать путь в Кариаф Сефор

Иероним Блаженный. Сказание о добродетелях блаженной Павлы.

увидела гробницы двенадцати патриархов, Севастию, то есть Самарию, которую Ирод в честь Августа назвал греческим словом, равносильным Августии. Там погребены пророки Елисей и Авдий и Иоанн Креститель (которого больше не было среди рожденных женами).

Иероним Блаженный. Сказание о добродетелях блаженной Павлы.

посмотреть на Морасфим, некогда гробницу пророка Михея, ныне же церковь, и, оставив в стороне Хорреос и Гефеос, Марезу, Идумею и Лахис, пойду по зыбким пескам, скрадывающим следы путешественников, и по обширному пространству пустыни к египетской реке Сиор, что значит бурный. Пройду по пяти городам Египта, которые говорят на ханаанском языке, по земле Гесем, по полю Танеосу, на котором Бог «сотворил чудеса» (Пс 77.12); посещу город Но, превращенный после в Александрию, и град Господень Нитрию, где чистейшею селитрою добродетелей каждодневно очищаются нечистоты многих.

Иероним Блаженный. Толкование пророка Аввакума к Хроматию.

весь мир, состоящий из неба и земли и заключенный в кругах небесных признается домом Божиим, конечно, потому, что «дух внутренно питает» небо и землю, моря и всю вселенную, «и мысль, разлитая по всем составным частям, приводит в движение всю массу и смешивается с великим телом“ (Виргил. VI. Энеид.).

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая.

то переходят к двадцать первому дню, то есть к концу третьей седмицы. Таким образом от начала мира и со времени создания дней седьмое число служило для успокоения от трудов и тягостей. Поэтому и пленение народа израильского и разрушение храма завершились в семидесятый год опустошения, и семь блуждающих звезд называются по числу дней. О таинственном значении этого числа подробно говорит Туллий [Цицерон] в „Сне Сципиона“; [этот вопрос рассматривается] также в весьма темной книге Платона „Тимей», которая не сделалась более ясною даже от златых уст Цицерона. Но как седмеричное число имеет таинственное значение, так священное и совершенное и, так сказать, истинное число есть то, в котором сохраняется единство и которое заключает в себе величие единого Бога.

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая.

мглу и шествует по высотам земным; Господь Бог воинств — имя Ему» (гл. 4, ст. 13), тот есть творец «Арктура», что по-еврейски называется «china» и что Симмахом и Феодотионом переводится чрез πλείαδα(плеяды), а вульгарно называется «Вооtеs» (Волопасом). Что же васается следующего затем слова «Орион», который по-еврейски называется «сhasil», то Симмах перевел вообще чрез «звезды», Феодотион чрез «вечернюю звезду»; но еврей, который был нашим учителем в Священных Писаниях, полагает, что«сhasil» означает «блеск» и указывает вообще на «сияющия звезды». Слыша«Арктур» и «Орион», мы не должны следовать баснословиям поэтов и смешным и чудовищным вымыслам, чрез которые они стараются опозорить даже небо и представить превращение в звезды вознаграждением за преступные связи, говоря:

Арктур, и дождевые Гиады, двойные Трионы

Он наблюдает, и вместе Орион, как золото светлый.

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Осию к Памахию. Книга вторая.

Там похоронит их Мемфис, который в то время был столицею Египта, прежде чем Александрия, называвшаяся прежде Но, получила от Александра Македонского значение главного города и имя.

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Осию к Памахию. Книга третья.

Если же он возразит: почему Ефрем, которому предстояла погибель, не сравнивается с другими, меньшими животными, как напр. с блохою, имеющею все члены; голову, глаза, ноги, желудок и прочее, и хотя мы не видим их глазами, однако знаем о них посредством ощущения, так что, не видя рта и зубов блохи глазами, мы чувствуем производимое ими укушение

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга четвертая.

Суеверные учителя, домогаясь народной славы и заботясь о приобретении доброго расположения женщин, нашивали большую бахрому и привязывали к ней очень острые иглы, чтобы и во время ходьбы, и во время сидения через непрестанные уколы возбуждать в себе воспоминание и побуждаться к служению Богу и к исполнению Его дела. Итак, когда Он сказал: Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди, Он направил против них общее обвинение, а теперь разделяет его, применяя по частям. Эта маленькая табличка с десятью заповедями закона называлась хранилищем, потому что кто владел ею, считался имеющим как бы охрану, или твердыню (monumentum), так как фарисеи не понимали, что заповеди должно носить не на теле, а в сердце. Наоборот, они имели ящики и сундуки с книгами и не имели познания о Боге. Это часто делают и у нас женщины до настоящих дней нося с собой маленькие Евангелия (parvulis Evangeliis) [или: притчи, евангельские - in parabolis Evangelii] или древний крест и подобные вещи (они, правда, имеют ревность Божию, но не по разуму, процеживая комара и поглощая верблюда.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга четвертая.

Я слышал, что некто объяснял, будто лобное место есть то, на котором был погребен Адам, и оно названо так потому, что там скрыт череп древнего [первого] человека, и будто бы в связи с этим стоит изречение апостола: Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос. Благоприятное толкование и ласкающее слух народа, но неверное. В действительности же вне города, за воротами находятся места, где отсекаются головы осужденных, и эти места получили название лобное, то есть место обезглавленных. Господь распят там ради того, чтобы воздвиглось знамя мученичества там, где было поле осужденных и, как ради нас Он сделался проклятием крестным, был бичуем и распят, так и для спасения всех Он, как будто злодей, распят между злодеями. Но если кто-либо захочет оспаривать, что Господь ради того погребен там, чтобы-де самою Своею кровью оросить могильный холм Адама, то мы спросим такового: почему же на том месте были распяты и другие разбойники?

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга первая.

Господь и Спаситель, который пришел для крещения, имея тридцать лет от роду (Лук. 3:23), каковой [возраст] служит совершенным человеческим возрастом. Поэтому и в книге Числ по еврейскому тексту священники начинают служение в скинии не с двадцать пятого года жизни, как излагается у LХХ, а с тридцатого (Числ. 4:3).

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга третья.

И, насколько мне не изменяет память, я никогда не мог найти [употребления] этого числа в хорошую сторону, и хотя по книге Левит для священнического служения избираются от двадцати пяти лет, но в еврейском [тексте] читается не это число, которое названо у LХХ, а тридцать, которое содержится в начале этого пророка (1, 1), и в том возрасте Господа, когда Он пришел к водам Иордана и был крещен Иоанном (Лук. 3:3).

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга четвертая.

и был извергнут из чрева, то не был обрезан пуп его, которым питается плод во чреве подобно деревьям и кустарникам, питающимся посредством корней сокрытою влагою земли. И как детородный мужеский член (virorum seminarium) обозначается чрез чресла, так детородные женские члены в Писаниях обыкновенно называются благопристойным словом — пуп, по свидетельству Иова, говорящего о диаволе под образом дракона:крепость его на чреслех, сила же его на пупе чрева (Иов. 40:11).

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга четвертая.

Естественно, что когда не отсутствует уход родителей, то у родившихся детей прежде всего обрезывается пуп; затем они омываются водою для очищения от крови; в третьих, мокрота детских тел осушается чрез присоединение соли; в четвертых, нежные тела младенцев повиваются пеленами по двум причинам — чтобы чрез пелены не отекало тело, осушаемое солью, но сохранялось [в надлежащем состоянии] и укреплялось, и чтобы воспрепятствовать искривлению весьма нежных членов. Поэтому и тела варваров стройнее тел римлян. Ибо до второго и третьего года они постоянно обвиваются пеленами. Но не таков Иерусалим, у которого не был обрезан пуп и не были обвязаны сосцы и который не был осолен солью и повит и укреплен детскими пеленами.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга седьмая.

с которым окончилось владычество царей Израиля из племени Давидова. Наступает, говорит, для тебя день, предопределенный тебе за долго времени, и из-за тебя прекратилось священство и царство иудейского народа. Ибо кидар служит отличительным украшением первосвященника, венец, то есть диадема, знаком царя. Не тот ли этот кидар и не тот ли венец, который ничего не делал по суду, но подобно царю вавилонскому, кого хотел, возвышал и, кого хотел, унижал?

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга седьмая.

соблюдая заповеди закона, окружают голову десятословием, написанным на пергаменте, и что это означает то, что повелевается вешать пред глазами и на челе, чтобы постоянно видеть заповеданное. А так как Иезекииль был священником, то он не должен был снимать венец славы, но иметь его повязанным на голове. Так они сказали бы. Но мы, по Семидесяти, под венком будем понимать волосы на голове, хотя и их перевод не вполне выражает смысл еврейского текста. И не закрывай, говорит, лица покрывалом, и не ешь пищи плачущих, чтобы покрывать лицо и принимать от утешающих то, что греки называют περίδειπνα (похоронными обедами).

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга восьмая.

Таким образом чрез мадианииян Писание метафорически (μεταφορικῶς) указывает на измаильтян и агарян, которые теперь называются сарацинами, ложно присвояя себе имя Сары, конечно, для того, чтобы казаться происшедшими от свободной [женщины] и госпожи.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга восьмая.

Ионийцы, говорит, которые по-еврейски называются Иаван, и Фувал, то есть восточные иберийцы или испанцы из западных частей, называющиеся этим именем от реки Ибера, и Мосох, под которым мы разумеем каппадокийцев, главный город которых, названный впоследствии по имени Кесаря Августа Кесарией, до сего времени называется на их языке Мазакой: они вели с Тиром торговлю высокой ценности, доставляя из Коринфа в Тир медные сосуды, а из дома Фогорма, то есть из Фригии, коней и всадников и мулов, которых некогда имела в великом изобилии эта провинция.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга восьмая.

Итак, по Семидесяти, сыны родийцев, торговавшие с Тиром, с многочисленных островов умножили торговлю его; по еврейскому тексту вслед за сынами Дадана, торговавшими с ним, также острова различных народов умножали торговлю его, доставляя слоновые зубы из Индии и черное дерево, которое имеет черный цвет и весьма дорого ценится, и обменивали на другие тирские товары.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга восьмая.

Аравия и все князья Кедара были торговыми союзниками твоими; с ягнятами, баранами и козлами они приезжали к тебе. 

Вместо ягнят, баранов и козлов LХХ переведи: верблюды и бараны и ягнята.Аравия же и князья Кедара (это теперь страна сарацинов, как показано весьма подробно в речи Иеремии, написанной против Кедара, — Иерем. гл. 49) изобилуют этими животными, то есть ягнятами, и баранами и козлами, и чрез доставку их умножают торговлю Тира. Но эта страна изобилует и верблюдами вследствие обширных степных пастбищ и умеренной температуры, которые любит это животное. Аравия означает вечер, а Кедар — тьма. О нем и в Псалмах говорится: вселихся с селении кидарскими (Псал. 119:5). Эти страны доставляют Тиру верблюдов, отягченных бременем грехов, или агнцев, и баранов и козлов, заколаемых ими на жертвенниках своих, которые они измышляют из нечестивого и мятежного сердца. Также и у этого самого пророка в видении о пастырях мы читаем о баранах, мутящих вполне чистую воду и толкающих овец боками и бодающих рогами (ниже гл. 34)

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга одиннадцатая.

Иудеи и наши иудействующие полагают, что Гог — это дикие и бесчисленные скифские народы, простирающиеся за Кавказскою горою и Меотийским болотом и у Каспийского моря до самой Индии, и что они, после тысячелетнего царства, будут возбуждены диаволом, чтобы идти на землю Израилеву для борьбы против святых, вместе со многими народами, собравшимися с ними. Это прежде всего Мосох, признаваемый Иосифом за каппадокийцев, потом Фувал, в котором он видит иберийцев или испанцев, а евреи италийцев, имеющие в войске с собою персов, ефиоплян и ливийцев; также Гомер и Фогорма, которых считают галатами и фригийцами, равно как савеи и Дедан, и карфагеняне или Фарсис, и это означает то, что также Иоанн говорит в своем Откровении: и егда скончается тысяща лет, разрешен будет сатана от темницы своей, и изыдет прельстити языки, сущие на четырех углех земли, Гога и Могога, собрати их на брань, ихже число, яко песок морский. И взыдоша на широту земли, и обыдоша святых стан и град возлюбленный. И сниде огнь от Бога с небесе и пояде я: и диавол, лстяй их, ввержен будет в езеро огненно и жупелно, идеже зверь и лживый пророк: и мучени будут день и нощь во веки веков (Апокал. 20, 7—10). Они не принимают во внимание того, что вся книга Иоанна, которая в заглавии именуется Откровением, имеет таинственный характер и что мы нуждаемся в откровении, чтобы могли вместе с пророком сказать: открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Псал. 118:18).

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга тринадцатая.

Поэтому и Иосиф пишет, что те, кои были посланы Иисусом, сыном Навиным, для описания земли, были γεομε’τρας(землемерами) и обладали знанием геометрии, которое теперь составляет специальность философ.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга тринадцатая.

которых мы выше сказали, или [один] козел потому, что [это] животное всегда стремится вверх, и не подвергается никакой опасности на крутизнах и находит дорогу там, где для других животных бывает погибель. Поэтому и в греческом языке стадо коз и козлов называется обращением высоких, то есть αὶπολιον, как бы αἰποπο’λοιν, так как αἰ’ποσ означает высокое, а πο’λιον — обращение. Далее, жертвенник Хриcтов очищается кровию, чтобы молитвы святых чистыми доходили до Бога.

 

 

5) Брак, Целомудрие. Девство выше брака. Семья. Дети.

 

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга третья.

Это написано в начале книги Бытия; и говоря: мужчину и женщину, Он показывает, что необходимо избегать второго брачного союза, потому что Он не говорит: мужчину и женщин, что предполагалось для расторжения первого союза, а: мужчину и женщину, чтобы они связывались участью с одной только женой.

Стихи 5-6: И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. - Таким же точно образом Он говорит: "Прилепится к жене своей", а не: "к женам". И будут двое одной плотью. Вознаграждение брачного союза в том, что двое будут одной плотью. Непорочность, соединенная с духом, производить один дух.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга третья.

Слова Его такого рода: "Разве Бог может Себе противоречить так, чтобы прежде приказать одно, а потом Свой приговор нарушить новым повелением?" Не так должно рассуждать; а так, что когда Моисей увидел, что вследствие желания иметь других жен, или более богатых, или более молодых, или более красивых первые жены бывают умерщвляемы или проводят бедственную жизнь, то предпочел смягчить несогласие, чтобы не дать продолжаться ненависти и человекоубийству673. Вместе с тем обрати внимание и на то, что Он не сказал: По жестокосердию вашему повелел вам Бог, но: Моисей, так что, - как говорит апостол, - это совет человеческий, а не повеление Божие.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга третья.

Есть три рода скопцов: два - плотские, третий -духовный. Одни суть те, которые родились таковыми от чрева матери, другие - те, которые сделались таковыми или в неволе, или по прихоти владелиц. Третьи - те, которые оскопили себя ради Царства Небесного, и стали скопцами ради Христа, хотя могли бы быть мужами. Таковым именно обещается награда; а выше названным [первым двум родам], оскопление которых есть дело необходимости, а не произволения, не должно быть ничего совершено. Мы можем объяснить это и иначе. Скопцы от чрева матери - это те, которые более холодны по своей природе и не ищут удовлетворения похоти. А другие скопцы, - сделанные людьми, - это те, которых или воспитали мудрецы мира сего (философы - philosophi), и изнежило до степени женщин (emolliuntur in feminas) служение идолам, или те, которые по убеждению еретиков ведут притворно непорочную жизнь, чтобы обманывать [других] притворной чистотой веры своей (ut mentiantur religionis veritatem). Но никто из них не унаследует Царства Небесного кроме того, который оскопил себя ради Христа. Поэтому Он и прибавляет: Кто может принять, тот пусть принимает, - именно: чтобы каждый обращал внимание на свои силы, возможно ли для него выполнить заповеди девства и чистоты. Действительно, чистота сама по себе обольстительна и кого угодно может привлечь к себе; но при этом необходимо соразмеряться со своими силами, чтобы [обеты ее] принимал на себя тот, который может принять. Эти слова являются как бы голосом убеждающего Господа и возбуждающего воинов своих к получению награды за чистоту жизни: Кто может принять, тот пусть принимает, [т. е] кто может бороться, тот пусть борется, побеждает и торжествует.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга четвертая.

Естественно, что когда не отсутствует уход родителей, то у родившихся детей прежде всего обрезывается пуп; затем они омываются водою для очищения от крови; в третьих, мокрота детских тел осушается чрез присоединение соли; в четвертых, нежные тела младенцев повиваются пеленами по двум причинам — чтобы чрез пелены не отекало тело, осушаемое солью, но сохранялось [в надлежащем состоянии] и укреплялось, и чтобы воспрепятствовать искривлению весьма нежных членов. Поэтому и тела варваров стройнее тел римлян. Ибо до второго и третьего года они постоянно обвиваются пеленами. Но не таков Иерусалим, у которого не был обрезан пуп и не были обвязаны сосцы и который не был осолен солью и повит и укреплен детскими пеленами.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга шестая.

Ежемесячно болезненные и слабые тела женщин облегчаются чрез излияние нечистой крови. Если в это время муж соединяется с женою, то, как говорят, зачатые плоды принимают испорченное семя, так что от этого зачатия рождаются прокаженные и имеющие слоновую болезнь (еlерhаntiaci) и вследствие гнойной крови рождаются безобразные уроды обоего пола с малыми (или безобразными) или необычайно большими членами. Таким образом, повелевается мужьям, чтобы они ее только в отношении к чужим женам, но и в отношении также к своим, с которыми они по-видимому, законно вступают в супружеское соединение, как говорит Писание: раститеся и множитеся, и наполните землю (Быт. 1:28), знали определенное время для соединения, когда следует соединяться, когда следует удаляться от жен.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга седьмая.

Ибо тотчас затем следует: и умерла жена моя вечером, что́ собственно относится к соединению чресл. Ибо нет для мужа ничего любезнее доброй жены, которая уготовляется человеку Богом и с которой он сочетается по закону Господа и составляет одно тело с нею.

 

 

6) О себе.

 

Иероним Блаженный. Письмо к Памахию о наилучшем способе перевода.

Я так подробно разъясняю и этот небольшой пример, чтобы недоброжелатели мои разобрались и поняли, что в Писании не о словах надо рассуждать, а о мыслях. Двадцать первый Псалом по еврейскому тексту начинается теми же словами, какие Господь сказал на кресте: «Эли́, Эли́! лама́ савахфани́?» (Мф 27.46), что означает: «Боже мой, Боже мой! для чего Ты меня оставил?» Пусть мне объяснят, почему Семьдесят толковников вставили: «Внемли мне»? Они перевели: «Боже мой! Боже мой! [внемли мне] почему Ты... меня... оставил?» (см. Пс 21.2). И мне ответят: ведь нет ничего предосудительного для смысла, если и прибавить два слова. Так пусть поверят, что и из-за меня не пошатнутся устои Церквей, если, диктуя в спешке, я опустил иные слова.

11. Долго будет сейчас пересказывать, сколько Семьдесят толковников прибавили от себя, сколько пропустили, какие различия есть в церковных списках, пометках и примечаниях. Мы читаем у Исайи: «Блажен, кто имеет семя в Сионе и домашних в Иерусалиме» (Ис 31.9, согласно Септуагинте), а евреи посмеялись бы над этим, если бы услышали.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга четвертая.

Об этом свидетельстве с большей полнотой сказано в книге, которую мы написали [под названием]: "О наилучшем способе толкования".

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга двенадцатая.

Когда я, будучи в отроческом возрасте, находился в Риме и занимался изучением свободных наук; то вместе с своими сверстниками и товарищами имел обычай по воскресным дням посещать гробницы апостолов и мучеников, и часто ходить в пещеры, вырытые в глубине земли, в стенах которых по обеим сторонам лежат тела погребенных и в которых повсюду такая темнота, что здесь почти исполняется это пророчество: да снидут во ад живи (Псал. 54:16); изредка свет, впуcкаемый сверху, умеряет ужас мрака, так что отверстие, чрез которое он входит, скорее можно признать за щель, нежели за окно.

 

 

7) Смысл некоторых слов.

 

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Осию к Памахию. Книга первая.

Ибо если в конце еврейского слова мы читаем слог im, то это везде есть множественное число мужеского рода; а еcли оth, то это есть множественное число женского рода. Так например, seraphim и cherubim мы понимаем, как множественное число мужеского рода; а Sаbаоth, означающее воинства или силы, как множественное число женского рода. Таким образом и Вааlim есть слово мужеского рода во множественном числе, хотя некоторые неправильно читают в женском роде: τῆ Βαάλ ταῖσ Βααλεὶμ (или Βααλὶμ).

Но каким образом еретики обольщают любовников своих и состязаются в изяществе речи и построения слов, чтобы лжи придать вид истины, и оставляют супружеское целомудрие и кадит Ваалам, то есть идолам, самими ими измышленным, это мы ежедневно видим. Ибо они заботятся не о деревенской простоте, не ищущей блуднических украшений, а об искусной и изящной лжи, чтобы понравиться своим любовникам, — диаволам и демонам.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга первая.

действительно, то, что по-гречески выражается словом χαίρε (радуйся), а на латинском языке словом ave (здравствуй), на еврейском и сирийском языках выражается словами salom lach (שלום לד) salom emmach (שלום ממד), т. е. мир с тобою. А повеление Его имеет такое значение.

 

 

8) Проекция на апокрифы.

 

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Осию к Памахию. Книга вторая.

Поэтому в книге „Пастырь“ (если кому угодно принять чтение ее) Церковь является у Ермы сначала с седою головою, потом в виде молодой девы и затем с убранными волосами, как невеста.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Предисловие.

различными составителями и послужили началом разного рода ересей, - каковы Евангелия и от Египтян, и от Фомы, и от Матфея, и от Варфоломея, а также от Двенадцати апостолов и от Василида, и Апеллеса, и прочих, которых было бы трудно и перечислить.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга четвертая.

Также в Евангелии Евреев, которое читают назареи, выводится Спаситель, говорящий: „лишь только взяла Меня Мать Моя, Дух Святой».

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга тринадцатая.

Посему и Спаситель не оставил ни одной собственной книги Своего учения, вопреки вздорным вымыслам многих апокрифов, но ежедневно Духом Своим и Отца говорит в сердце верующих.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Иероним Блаженный (342—419/420) (4 век). Цитаты по вторичным вопросам. Часть 1. | sergeydn82 - Дневник sergeydn82 | Лента друзей sergeydn82 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»