• Авторизация


Иероним Блаженный (342—419/420) (4 век). Цитаты по вторичным богословским вопросам. 05-01-2016 14:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1) Смерть Христа. Сошествие во ад.

 

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Даниила.

Это [сказано нами] применительно к буквальному смыслу. Но в переносном смысле (in tуро) этот ангел или Сын Божий прообразует Господа нашего Иисуса Христа, сошедшего в печь ада, в котором были заключены души грешников и праведников, чтобы, не сгорая и не испытывая вреда, избавить заключенных от уз смерти.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга вторая.

Об этом месте мы более подробно рассуждали в Толкованиях на книгу пророка Ионы, посему и отсылаем прилежного читателя к этому месту; а теперь мы считали достаточным сказать об этом кратко, - именно, что здесь по особому способу речи [который в книгах о красноречии известен под именем синекдоха] целое употребляется вместо части: это не то значит, что Господь пробыл в преисподней целых три дня и три ночи, а только то, что Он пробыл часть пятницы и воскресенья и целый день субботний, что и должно быть понимаемо под тремя днями и столькими же ночами.

 

 

2) Человеческая природа, душа, тело. Свойственное человеческой природе. Действие Бога в человеке.

 

Иероним Блаженный. Сказание о добродетелях блаженной Павлы.

И чтобы тебе убедиться, что в величии знамений выражается не изменение природы, но всемогущество Божие, смотри: тот, кто ходил по воде верою, от неверия уже начал погружаться и потонул бы, если бы не воздвигла его рука Господа глаголющего: «маловерный! Зачем ты усомнился?» (Мф 14.31).

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая.

Сила телесная производит слабость душевную и, наоборот, сила душевная производит слабость телесную. Поэтому Господь, все устраивающий разумно и над всем совершающий суд по правде, сокрушает сильного врага и наводит беду на твердыню, восстающую против божественного ведения.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга вторая.

Она взяла закваску, то есть знание и разумение Писаний и скрыла ее в трех мерах муки, чтобы дух, душа и тело, соединенные воедино, не предавались разногласиям между собой, но, соединившись вместе с двумя или тремя, получили от Отца то, чего просили. Это место объясняется и иначе.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга третья.

пораженный их взаимной верностью, просил, чтобы они двое приняли его третьим [в качестве друга]. Можем мы это понимать и в духовном смысле, - именно: когда дух, душа и тело находятся между собой в согласии и не имеют взаимно между собою разногласящих желаний [или: похотей], т. е. когда плоть не вожделеет вопреки духу и дух - вопреки плоти, то они получат от Отца все, о чем бы ни просили. Конечно, никто не должен сомневаться в том, что прошение может быть [только] о добрых делах, т. е. когда тело хочет иметь то, что дух.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга четвертая.

Те, которые пытаются доказывать, что есть различные качества природы, и утверждают, что Иуда предатель был злым по природе и не мог сохранить избрания к апостольству, - [те] пусть ответят, каким образом злая природа могла принести раскаяние.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга восьмая.

ты уничтожен или сделался погибелью, так что ты имел склонность в погибели не по природе, а по [своей] воле.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга четырнадцатая.

чтобы не отчасти знали и не отчасти пророчествовали, но достигли совершенства, — такого совершенства, какого может достигнуть человеческая природа согласно с смыслом евангельских слов

 

 

3) Почитание святых. Крестное знамение. Успение. Изображения. Иконы. Направление на восток.

 

Иероним Блаженный. Сказание о добродетелях блаженной Павлы.

Говорить ли мне о Макариях, Арсениях, Серапионах и прочих столпах Христовых? В чью келью она не входила? К ногам которого из них не припадала? В уверенности, что в лице каждого святого видит Христа, она радовалась, что все, сделанное ею для них, сделано для самого Господа.

Иероним Блаженный. Сказание о добродетелях блаженной Павлы.

что едва можно было слышать, что она говорила; в то же время изображала над устами крестное знамение. Напоследок стало слабеть и прерываться дыхание; но душа, исторгаясь из тела, казалось, превращала в хвалы Господу и самое то храпение, которым оканчивается жизнь смертных.

При этом присутствовали епископы Иерусалима и других городов, священники низших степеней и бесчисленное множество левитов.

Иероним Блаженный. Сказание о добродетелях блаженной Павлы.

Гроб ее несли епископы своими руками, тогда как другие священнослужители шли впереди с лампадами и свечами, а некоторые стройным хором пели псалмы. И она положена в средней церкви вертепа Спасителя. На погребение ее стеклись несметные толпы народа из всех городов палестинских. Кто из монахов, укрывающихся в пустыне, оставался тогда в своей пещере? Какая из девственниц удержана была в сокровенной своей келье? Считалось святотатством не отдать последнего долга такой святой жене. Вдовы и нищие показывали, по примеру Доркады, платье, которое от нее получили. Все множество бедных восклицало, что в ней утратили они мать и кормилицу. Достойно было удивления, что бледность не изменила лица ее, которое, напротив, исполнено было такого достоинства и важности, что она казалась не умершею, но спящею.

Иероним Блаженный. Сказание о добродетелях блаженной Павлы.

Ибо не одно только пролитие крови считается исповедничеством, но и беспорочное служение сердца, посвятившего себя Богу, есть мученичество, и притом каждодневное. Тот венец сплетается из роз и фиалок, этот из лилий.

Иероним Блаженный. Толкование пророка Аввакума к Хроматию.

Итак Писание выражает удивление безумию и глупости царя, так как он сам приказал устроить золотую статую и сам же, измысливший изваяние, верит тому, что́ измыслил: впрочем, это мы можем понять и вообще против всех почитателей идолов. Но не будем думать, что то, что вырезывается и выплавляется есть одно и тоже; ибо под резными изображениями мы можем понимать сделанные из камней и мраморов, а под литыми понимаются те, которые из металлов, могущих расплавляться и снова сплавляться; таковы, например, золото, серебро, медь, олово и свинец. Это сказано с тою целию, чтобы мы могли знать, что́ в переносном смысле обозначается резным и литым изображением. Во Второзаконии мы читаем: «Проклят всякий, кто сделает или резное или литое изображение, дело рук художника, и поставит его в таинственном месте» (Втор.27:15). Я думаю, что резное и литое изображение — это догматы извращенные, которые составляют предмет почитания со стороны тех, которые их измыслили. Вот посмотри на Ария, измыслившего себе резного идола твари и почитавшего свое собственное измышление. Посмотри на Евномия, который вылил себе ложный образ и преклонял выю свою пред этим вылитым истуканом.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга третья.

между тем как Сам Господь заповедал чрез Моисея (Второз. гл. 12), что они не должны, по обычаю язычников, кланяться к востоку, но в какой бы части земного шара ни находились, на востоке ли, на западе ли, на юге ли, на севере ли, должны кланяться [по направлению] к храму, где святое святых признавалось за жилище Божие. Так именно делал в Вавилоне, как мы читаем (Дан. гл. 6), и Даниил, который, открыв окна горницы своей, кланялся Господу по направлению к храму, находившемуся в Иерусалиме. Что это, по буквальному пониманию, было поруганием религии, это для всякого несомненно.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга двенадцатая.

Когда я, будучи в отроческом возрасте, находился в Риме и занимался изучением свободных наук; то вместе с своими сверстниками и товарищами имел обычай по воскресным дням посещать гробницы апостолов и мучеников, и часто ходить в пещеры, вырытые в глубине земли, в стенах которых по обеим сторонам лежат тела погребенных и в которых повсюду такая темнота, что здесь почти исполняется это пророчество: да снидут во ад живи (Псал. 54:16); изредка свет, впуcкаемый сверху, умеряет ужас мрака, так что отверстие, чрез которое он входит, скорее можно признать за щель, нежели за окно.

 

 

4) Ангелы, демоны.

 

Иероним Блаженный. Жизнь Павла Пустынника.

Эй ты, — сказал он, — в какой части пустыни обитает раб Божий»? Иппокентавр, бормоча что-то варварское, и скорее коверкая, чем произнося слова, при ужасе старца, старался ласково говорить с ним; протянувши правую руку, он указал ему желанный путь, и, бросившись в бег по широким полям с быстротою птицы, скрылся из глаз удивленнаго старца. Мы не знаем, представил ли диавол призрачное существо для устрашения старца, или в самом деле в пустыне, обильной чудовищными животными, родятся и такие звери. Антоний, недоумевая и разсуждая с собою о том, что видел, идет далее. Немного спустя, в каменистой долине Антоний увидал небольшого человечка с загнутым носом и с рогами на лбу, а нижняя часть его тела оканчивалась козлиными ногами. Пораженный и этим зрелищем, Антоний, как добрый воин, восприял щит веры и броню надежды. Упомянутое животное принесло ему для дорожнаго продовольствия пальмовые плоды как бы в залог мира. Увидав это, Антоний остановился и, спросив у неведомаго существа, «кто ты»? получил такой ответ: «я смертный, один из обитателей пустыни, которых прельщенное всякими заблуждениями язычество чтит под именем фавнов, сатиров и кошмаров, давящих во время сна. Я послан к тебе от своих собратий. Просим тебя, помолись за нас общему Господу, Который, как мы слышали, пришел некогда для спасения мира и во всю землю прошло вещание Его. — Слыша такия слова, престарелый путник орошал лице обильными слезами, изливавшимися от избытка сердечной радости. Он радовался о славе Христа и о погибели сатаны, и удивляясь, что может понимать речь обитателя пустыни, ударяя жезлом в землю, говорил: «Горе тебе, Александрия, вместо Бога чтущая разныя диковины! Горе тебе, град блудницы, куда стеклись злые духи (daemonia) всего мира. Что ты скажешь теперь? Звери призывают имя Христово, а ты чтишь разныя диковины»! Не успел старец договорить этих слов, как рогатое животное удалилось как-бы летучим бегом. Чтобы этот разсказ не показался кому-нибудь недостоверным, мы припомним событие, засвидетельствованное всем миром при царе Констанции. В Александрию был приведен живой человек такого рода и представлял собою для народа немаловажное зрелище; а потом бездушный труп этого человека в предохранение от разложения вследствие солнечного жара был набит солью и принесен в Антиохию на показ императору.

Иероним Блаженный. Жизнь св. Илариона.

Приведенная поэтому в монастырь родителями, она отдана была старцу. Тотчас демон завыл и заговорил открыто: я потерпел насилие, приведен против моей воли: как удачно обманывал я снами людей в Мемфисе! Что за муки, что за пытки, которые я терплю! Ты принуждаешь меня выйти, а я держусь связанный под порогом. Не выйду, если не отпустит меня юноша, который держит. Тогда старец сказал: велика же твоя сила, если тебя держит связанным нитка и листок. Скажи, зачем ты осмелился войти в отроковицу Божию? — Чтобы сохранить ее девою, отвечал он. — Ты сохранишь, предатель девства? Отчего не вошел ты скорее в того, который послал тебя? — Как бы я вошел в того, который имел моего товарища, демона любви? — отвечал он. Но пока не очистил девы, святой не хотел приказывать входить в расследование ни о юноше, ни о волшебных знаках, дабы не показалось, что демон удалился вследствие уничтожения чар, или что он сам поверил его словам. Он уверял, что демоны лукавы и искусны в обмане: и возвратив девице здоровье, выговаривал ей, зачем она делала такое, из-за чего демон мог войти в нее.

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Даниила.

Служение же ангелов двоякое: одни воздают награды праведникам, ведению других принадлежит каждое из мучений. Суд сел, и раскрылись книги. Совесть и дела каждого с обеих сторон, и с хорошей и с худой, открываются пред всеми.

Иероним Блаженный. Толкование пророка Аввакума к Хроматию.

так главою всех демонов, которые неистовствуют в веке сем, является Вельзевул князь демонов, и отдельные легионы их имеют свои главы и своих князей. Так, напр., духи блудодеяния имеют предстоятеля своего, духи скупости имеют своего начальника (ἄρκοντο), духи тщеславия, духи лжи, духи скупости, духи неверия имеют начальников злобы своей.

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Осию к Памахию. Книга первая.

Ибо если в конце еврейского слова мы читаем слог im, то это везде есть множественное число мужеского рода; а еcли оth, то это есть множественное число женского рода. Так например, seraphim и cherubim мы понимаем, как множественное число мужеского рода; а Sаbаоth, означающее воинства или силы, как множественное число женского рода. Таким образом и Вааlim есть слово мужеского рода во множественном числе, хотя некоторые неправильно читают в женском роде: τῆ Βαάλ ταῖσ Βααλεὶμ (или Βααλὶμ).

Но каким образом еретики обольщают любовников своих и состязаются в изяществе речи и построения слов, чтобы лжи придать вид истины, и оставляют супружеское целомудрие и кадит Ваалам, то есть идолам, самими ими измышленным, это мы ежедневно видим. Ибо они заботятся не о деревенской простоте, не ищущей блуднических украшений, а об искусной и изящной лжи, чтобы понравиться своим любовникам, — диаволам и демонам.

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Осию к Памахию. Книга первая.

то возливала вино Юпитеру из той чаши, которую „обыкновенно употреблял Бел и все потомки Бела“ Мы узнали о происхождении демона или, вернее, человека, возведенного в демона, ибо все идолы произошли, вследствие заблуждения, из умерших.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга первая.

Это исповедание [Иисуса Сыном Божиим] не есть исповедание добровольное со стороны демонов, за которым следует награда исповедующему, но есть вынужденное необходимостью признание, которое побуждает их, как бы беглых рабов, которые спустя продолжительное время снова видят господина своего, не просить ни о чем, кроме избавления от ударов. Так и демоны, внезапно увидя Господа, ходящего по земле, думали, что Он пришел для суда над ними. Присутствие Спасителя есть мучение для демонов. И некоторые выражают достойное смеха мнение, будто демоны знают Сына Божия, а дьявол не знает, и это будто бы потому, что они обнаруживают меньшую злобу, чем тот, спутниками которого они являются.

 

 

5) Рождение детей в раю.

 

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга третья.

А мы будем понимать просто, что о мужчинах говорится nubent (вступают в брак), а о женщинах nubentur (берутся в брачное сожительство). Если же в воскресении мертвых ни женятся, ни выходят замуж, то отсюда следует, что воскреснут тела, которые могли бы жениться и выходить замуж. В самом деле, ведь, никто не скажет о дереве, камне и таких вещах, которые не имеют необходимых членов для воспроизведения (membra genitalia), что они ни женятся, ни выходят замуж, но только о тех [тварях], которые, хотя и могут вступать в супружество, но не вступают по другой причине. А указанием на то, что они будут, как Ангелы Божий на небесах, дается обетование о духовном образе жизни.

 

 

6) О Богородице. О Марии. Дети Марии.

 

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга первая.

25: И принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первородного, и он нарек Ему имя: Иисус. - На основании этого места некоторые проводят нечестивейшую мысль, что Мария имела и других детей, потому что будто бы Он не назывался бы первородным, если бы не имел братьев [или: первородным называется только тот, кто имеет братьев]. Но (cun) Священное Писание имеет обыкновение называть первородным не того, после которого были другие братья, а того, кто родился первым. Читай вышеназванную книгу против Гельвидия.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга вторая.

Некоторые толкователи под братьями Господа разумеют сыновей Иосифа от его второй жены, следуя бредням сокровенных книг (apocryphorum) и размышляя некую женщину Мельху или Ельку. Мы же, как говорится в книге, написанной нами против Гельвидия, под братьями Господа разумеем не сыновей Иосифа, а двоюродных братьев Спасителя, сыновей Марии, тетки Господа по Матери Его; она, говорят, была матерью Иакова Младшего, Иосифа и Иуды, которые, как мы читаем в другом Евангелии названы братьями Господа. А что двоюродные братья по матери называются братьями, это показывает все священное Писание.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга тринадцатая.

вследствие упоминания в Евангелии (Марк. гл. 3) о братьях Его, полагают, что она, после рождения Спасителя, имела сыновей от Иосифа. Об этом вопросце я в Риме, во время своей юности, написал, как это знаю, небольшую книгу против Гельвидия, еретика того времени.

 

 

7) Тысячелетнее царство.

 

Глава 18. ПАПИЙ

Папий, ученик Иоанна, епископ Гиераполя в Азии, написал только пять трудов, названных им ………………..Говорят, что он написал книгу "Второе пришествие нашего Господа, или Тысячелетнее царство Христа". Ириней и Аполлинарий и другие, кто говорит, что после Воскресения Господь во плоти будет править вместе со святыми, следуют тому же. Тертуллиан в своем труде о надежде верующих, а также Викторин и Лактанций придерживаются этой же точки зрения.

Глава 69. ДИОНИСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

"О смерти", "О субботе", "О гимнасии", а также письмо Гермаммону и другим о гонении Деция, две книги против Непота, епископа, который писал о наступлении тысячелетнего царства [Христова] на земле.

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Иоиля.

и которые не будут более находить доступа к нам, если мы будем иметь мир Божий, и сердце наше не будет открыто для врагов. Это иудеи и наши иудействующие, как мы сказали, относит к измышлению о тысячелетии, когда, как они полагают, Христос будет обитать на Сионе и когда в украшенном золотом и драгоценными камнями Иерусалиме соберется народ святых, так что те, кои в этот век были угнетаемы всеми народами, будут господствовать над всеми народами.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга пятая.

Иудеи между прочими баснями и бесконечными генеалогиями и вздором, измышляемым ими, грезят также о том, что при пришествии Христа их, о котором мы знаем, что это антихрист, и в тысячелетнее царство Содома возвратится в прежнее состояние, так что она будет подобною раю Божию и земле египетской, и Самария будет пользоваться прежним счастием, по возвращении из Ассирии в землю иудейскую.

 

 

8) Пребывание всех в аду до воскресения Христа.

 

Иероним Блаженный. Толкование пророка Аввакума к Хроматию.

Но: «Чрез одного человека грешниками стали весьма многие» (Римл.5:19), и во Адаме мы все умерли (1 Кор. 15:22), и все святые потом были изгнаны наравне с ним из рая.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга вторая.

И смысл слов такой: Так как я должен буду сойти в ад, то сообщи мне, должен ли я, возвестивший о Тебе находящимся на земле (superis), возвестить и находящимся в преисподней (inferis)? Или, может быть, Сыну Божию неприлично, чтобы Он вкусил смерть, и Он намерен для совершения этого таинства послать другого?

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга четвертая.

чтобы показать воскресение Господа. Однако же, хотя гробницы и открылись, умершие воскресли не прежде воскресения Господа, так что Он есть первородный воскресения из мертвых. А под святым городом, в котором явились воскресшие, мы должны понимать или небесный Иерусалим, или сей земной, который прежде был святым.

 

 

9) Вознесение Еноха и Ильи.

 

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья.

Следовательно и Енохом, и Илиею, которые были взяты вместе с

телами на небо (Быт. гл. 5; 4 Цар. гл. 2), управляет воля Божия. И обрати

внимание на особенности: в преисподнюю спускаются, на небо

восходят; из преисподней мы выводимся, с неба свергаемся.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга вторая.

и этот за обличение беззаконного брака Ирода и Иродиады претерпел усекновение главы. Думают, что он называется Илиею потому, что как Илия по пророчеству Малахии придет перед вторым пришествием Спасителя, так Иоанн пришел (fecerit) перед первым: и тот, и другой являются провозвестниками или первого, или второго пришествия Господа.

 

 

10) Хула на Дух Святой.

 

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга вторая.

-Каким же образом некоторые из наших снова принимают в тот же самый чин епископов и пресвитеров после произнесенной ими хулы на Духа Святого, когда Спаситель говорит: всякий грех и хула прощаются человекам, а кто произнесет хулы на Духа Святого, тому не простится ни в сем веке ни в будущем? Достаточно, если мы возьмем только известный пример из Евангелия от Марка, который более ясно выразил причины столь великого гнева [Божия], говоря: Ибо они утверждали, что Он имеет духа нечистого. Итак, кто дела Спасителя будет приписывать Веельзевулу, князю бесов, и скажет, что Сын Божий имеет духа нечистого, тому хула его не простится никогда. С другой стороны, это место можно понимать так: если кто-либо скажет слово против Сына Человеческого, соблазнившись плотью Моею и считая Меня только человеком, потому что Я - сын ремесленника, и у Меня есть братья: Иаков, Иосиф и Иуда, и Я - человек, который много ест и пьет вино; то такое мнение и злословие [или: без злословия)] вследствие бренности телесной может быть прощено, хотя оно и не свободно от вины, свойственной заблуждению. И тот, кто, ясно видя дела Божий и не имея возможности отвергнуть силы их, злословит их только, побуждаемый завистью, и Христа, Слово Божие, и дела Духа Святого признает за Веельзевуловы, - тот не получит прощения ни в настоящем веке, ни в будущем.

 

 

11) О часе Суда.

 

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга четвертая.

Но так как в некоторых списках она есть, то, кажется, о ней должно и нам вести рассуждение. Арий и Евномий торжествуют, - как будто незнание Учителя составляет для учеников славу, - и говорят: "Не могут быть равными Тот, Который знает, и Тот, Который не знает". Против них кратко нужно сказать следующее. Так как все времена сотворил Иисус, то есть Слово Божие: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть, а между всеми временами находится и день судный, то каким образом (qua consequential Он может не знать части того, что в целом Он знает? Должно сказать также и следующее: что больше - знание ли Отца или дня судного? Если же Он знает большее, то каким образом может не знать меньшего. Мы читаем следующие слова: Все, что принадлежит Отцу, предано Мне. Если все, принадлежащее Отцу, принадлежит и Сыну, то почему (qua ratione) Отец удержал знание об одном дне Себе и не восхотел вместе с Сыном разделить его? Нужно обратить внимание также и на то, что если Сын не знает самого последнего (novissimum) дня времен, то не знает и предпоследнего (репе ultimum) и всех дальнейших (omnes retrosum). Ибо не может быть, чтобы не знающий первого, знал второе. Итак, если мы согласимся, что Сын [или с прибавлением: Божий] не знает для кончины мира, то должна быть указана и причина, по которой Он этого не знает. Апостол о Спасителе пишет: В Нем сокрыты все сокровища премудрости и знания. Итак, в Христе есть все сокровища премудрости и знания, но они скрыты. Почему скрыты? После воскресения Своего на вопрос апостолов относительно дня Он отвечал яснее: Не вам принадлежит знать времена, или мгновения (momenta), которые Отец положил в Своей власти. Когда говорит: Не вам принадлежит [не ваша обязанность] знать, Он показывает, что Сам Он знает, но что не полезно знать это апостолам, чтобы они всегда, в незнании о приближении дня судного, - жили непрерывно (quotidie) так, как будто на следующий день должны предстать на суд. Наконец, и следующие слова евангельской речи побуждают нас разуметь то же самое. Также говоря, что знает только один Отец Он под Отцом разумеет и Сына, ибо всякий отец есть имя (nomen) сына.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга четвертая.

Теперь Он ясно показывает, почему выше сказал: О дне же том и часе никто не знает, ни даже Сын человеческий, ни ангелы, а только один Отец, - потому, что это не полезно знать апостолам, чтобы они в ожидании, колеблющемся от неизвестности, всегда имели веру в будущее пришествие Того, о Котором не знают, когда Он придет. С другой стороны, Он не сказал: Так как мы не знаем, в какой час имеет придти Господь, а сказал: Не знаете, и, предпослав пример в лице домохозяина, более ясно показывает, почему Он умолчал о дне кончины, говоря так

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга четвертая.

Теперь Он полнее утверждает и представляет причину, почему о дне и часе кончины не знают, как Он сказал прежде, ни ангелы, ни Он сам, а только один Отец; именно потому, что это не полезно знать апостолам; также и пример отца семейства (домохозяина) - т.е. Себя, и верных рабов, т.е. апостолов, - Он ввел для убеждения обеспокоенной мысли, чтобы в надежде на награду они своевременно служили сотрудникам своим (conservis) пищей учения.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Иероним Блаженный (342—419/420) (4 век). Цитаты по вторичным богословским вопросам. | sergeydn82 - Дневник sergeydn82 | Лента друзей sergeydn82 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»