• Авторизация


Иероним Блаженный (342—419/420) (4 век). Цитаты по личностей, апологетов, философов, других. Часть 2. 05-01-2016 13:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Другие апологеты. Современники. Философы. Отзывы об Оригене. Гонители.

Продолжение.
 

Глава 58. МИНУЦИЙ ФЕЛИКС

Минуций Феликс, известный в Риме адвокат, написал диалог "Октавий", представляющий собой спор христианина и язычника. Существует также другая книга, подписанная его именем, - "О судьбе, или Против математиков", талант ее автора очевиден, но она, как мне кажется, не соответствует по стилю упомянутому выше труду. Лактанций также упоминает Минуция в своем сочинении.

Глава 59. ГАЙ

Гай, епископ Рима, живший во времена Зефирина, т.е. во времена правления Антонина, сына Севера, создал очень значительный труд "Против Прокула", последователя Монтана, обвиняя его в безрассудстве защиты нового пророчества, и в той же книге, перечисляя только тринадцать посланий Павла, утверждает, что четырнадцатое, ныне называемое к Евреям, Павлу не принадлежит. Римляне по сей день считают, что это послание не принадлежит апостолу Павлу.

Глава 60. БЕРИЛЛ

Берилл, епископ Бострийский в Аравии, после своего славного, но недолгого правления церковью впал в ересь, отрицающую факт существования Христа до его воплощения. Впоследствии наставленный Оригеном на путь истинный, он написал различного рода труды, особенно письма, в которых благодарил своего наставника. Письма Оригена к нему сохранились до наших дней, так же как и их диалог, в котором обсуждались ереси. Он возвысился в годы правления Александра, сына Мамеи, и его преемников Максимина и Гордиана.

Глава 61. ИППОЛИТ

Ипполит, епископ некоей церкви (название города я не помню), описал пасхальные празднества и составил хронологические таблицы вплоть до начала правления императора Александра. Он также рассмотрел шестнадцатилетний цикл и подсказал идею Евсевию, который на основе тех же пасхальных торжеств составлял девятнадцатилетний цикл. Написал толкования Священного Писания, в частности, на шесть дней творения, на исход евреев из Египта, на Песнь Песней, на книгу Бытия, на Захарию, на псалмы, на Исайю, на Даниила, на Апокалипсис, на книгу Притчей, на Екклесиаста, на Саула, "О прорицателях", "Об Антихристе", "О воскресении и нетлении", "Против Маркиона", "О еврейской Пасхе", "Обличение всех ересей", а также проповедь в похвалу нашего Господа и Спасителя, в которой дает понять, что произносил ее в церкви в присутствии Оригена. Амвросий, который, как мы сказали, был избавлен Оригеном от ереси Маркиона и обращен им в истинную веру, убедил Оригена написать, в противовес Ипполиту, толкование Священного Писания, предложив ему семь или более секретарей и соответствующее количество переписчиков, взяв на себя все расходы, и, более того, с невероятным рвением ежедневно требовал от него работы, в связи с чем в одной из своих записок Ориген называет его своим "надсмотрщиком".

Глава 62. АЛЕКСАНДР КАППАДОКИЙСКИЙ

Александр, епископ Каппадокии, желая посетить святую землю, прибыл в Иерусалим в то время, когда во главе церкви стоял епископ этого города Нарцисс, старый уже человек. Нарцисс, как и многие священники из его окружения, был извещен, что утром следующего дня в город войдет епископ, который станет его помощником на священническом троне. Все так и произошло, как было предсказано, и в присутствии всех епископов Палестины Александр принял совместное с Нарциссом управление церковью Иерусалима. В конце одного из своих посланий к антиноитам о мире в церкви он говорит: "Нарцисс, имевший сан епископа до меня, а теперь со мной. творящий молитвы, будучи в возрасте ста шестнадцати лет, приветствует вас и вместе со мной просит вас объединиться в своих помыслах". Он писал также антиохийцам, во главе которых стоял Климент, пресвитер Александрии, о котором мы говорили выше, писал и Оригену, и в защиту Оригена выступил против Димитрия, что было вызвано тем, что, по свидетельству Димитрия, он рукоположил Оригена в пресвитеры. Есть другие его послания разным лицам. Во времена седьмого гонения при Деции, когда Вавила Антиохийский был казнен, Александра доставили в Кесарию, заключили в тюрьму, и он получил мученический венец за почитание Христа.

Глава 63. ЮЛИЙ АФРИКАНСКИЙ

Юлий Африканский, чьи пять томов "О хронологии" дошли до нас, в годы правления Марка Аврелия Антонина, унаследовавшего власть после Макрина, получил задание восстановить город Эммаус, который впоследствии был назван Никополь. Сохранилось его послание к Оригену "По поводу Сусанны", где утверждается, что этого эпизода нет в древнееврейских книгах, а игра слов "prinos" и "prisai", "schinos" и "schisai" не согласуется с древнееврейской этимологией; Ориген отозвался письмом. Существует и другое послание Юлия к Аристиду, в котором подробно обсуждаются различия в записях Матфея и Луки о родословии Спасителя.

Глава 64. ГЕМИН

Гемин, пресвитер церкви в Антиохии, оставивший несколько памятников своего гения, жил во времена императора Александра и Зевина, епископа этого города. Особенно он выдвинулся в то время, когда Геракл был посвящен в духовный сан первосвященника церкви в Александрии.

Глава 65. ФЕОДОР (ГРИГОРИЙ НЕОКЕСАРИЙСКИЙ)

Феодор, позднее названный Григорием, епископ Неокесарии в Понте, будучи еще молодым человеком, вместе со своим братом Афинодором отправился из Каппадокии в Берит и оттуда в Кесарию Палестинскую, чтобы изучать греческую и латинскую литературу. Когда Ориген увидел выдающиеся природные способности этих людей, он поощрил их интерес к философии. Обучая этой науке, он постепенно изложил им суть веры в Христа и сделал их своими последователями, а после пяти лет обучения отправил обратно. Перед отъездом Феодор написал благодарственный панегирик Оригену и прочел его перед большим собранием. При этом присутствовал сам Ориген. Этот панегирик существует и поныне. Феодор сделал также короткий, но очень ценный пересказ Екклесиаста; дошли до нас различные его сообщения и послания. Особо славился он знамениями и чудесами, которые совершал во время своего епископства к великой славе церквей.

Глава 66. КОРНЕЛИЙ

Корнелий, епископ Римский, восемь писем Киприана к которому сохранилось до настоящего времени, написал письмо Фабиану, епископу церкви в Антиохии, о римском, итальянском и африканском синедрионах, второе письмо о Новациане и тех, кто отошел от веры, третье письмо о постановлениях синедриона, четвертое, очень подробное, - тому же Фабиану с описанием причин появления ереси Новациана и анафемы ее. Он управлял церковью в течение двух лет при Галле и Волузиане. Получил венец мученичества за Христа. Ему на смену пришел Лупий.

Глава 67. КИПРИАН АФРИКАНСКИЙ

Киприан Африканский, известный поначалу как учитель риторики, впоследствии под влиянием пресвитера Цецилиана, от которого он получил свое прозвище, стал христианином и раздал все свое имущество бедным. Вскоре после этого он был введен в пресвитерию, а позднее рукоположен в епископы Карфагена. Нет необходимости перечислять произведения этого гения, ибо они сияют ярче солнца. Киприан был предан смерти при императорах Валериане и Галлиене во время восьмого гонения, в тот же самый день, когда в Риме был казнен Корнелий, но в другой год.

Глава 68. ПОНТИЙ

Понтий, диакон Киприана, разделивший с ним изгнание до самой его смерти, оставил после себя выдающийся труд о жизни и смерти Киприана.

Глава 69. ДИОНИСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Дионисий, епископ Александрийский, как пресвитер отвечал за школу для новообращенных при Геракле и был самым выдающимся учеником Оригена. Поддерживая учение Киприана и Африканского синода о повторном крещении еретиков, он посылал разным людям множество писем, сохранившихся доныне. Одно из писем - "О покаянии" - он написал Фабиану, епископу церкви в Антиохии, другое - римлянам через нарочного Ипполита, два письма Ксисту, который унаследовал власть у Стефана, а также два письма Филимону и Дионисию, пресвитерам церкви в Риме, и еще одно вышеупомянутому Дионисию, впоследствии епископу Рима, а также Новациану, выражая свое отношение к заявлениям о недобровольном посвящении Новациана в сан епископа Рима. Вот начало этого послания: "Дионисий - Новациану, приветствуя своего брата. Если Вы были посвящены против Вашей воли, как Вы говорите, Вы докажете это добровольным уходом". Есть и другое его послание к Дионисию и Дидиму и много торжественных посланий по случаю еврейской Пасхи, написанных в возвышенном стиле. Есть послания к Александрийской церкви "Об изгнании", послание к епископу Египта Иераксу и другие письма:

"О смерти", "О субботе", "О гимнасии", а также письмо Гермаммону и другим о гонении Деция, две книги против Непота, епископа, который писал о наступлении тысячелетнего царства [Христова] на земле. Среди других тем, которые он тщательно рассматривал, - Апокалипсис от Иоанна. Он также выступал против Савеллия, писал епископу Береники Аммону, Телесфору, а также Евфранору, четыре книги епископу Римскому Дионисию, лаодикийцам - "О покаянии", Оригену - "О мученичестве", армянам - "О покаянии" и "О грехах", Тимофею - "О природе", Евфранору - "Об искушении", много писем Василиду, в одном из которых он утверждает, что начал писать толкование на Екклесиаста. Сохранилось также замечательное послание, направленное против Павла Самосатского, написанное им за несколько дней до смерти. Умер Дионисий на двенадцатом году правления Галлиена.

Глава 70. НОВАЦИАН

Новациан, пресвитер Рима, попытался узурпировать священнический трон, занимаемый Корнелием, и провозгласил догмат новациан, или, как они называются по-гречески, катаров, который запрещал принимать в лоно церкви раскаявшихся вероотступников, в противовес доктрине Новата - пресвитера при Киприане. Новациан написал такие труды, как "О Пасхе", "О субботе", "Об обрезании", "О духовенстве", "О молитве", "О пище иудеев", "Об усердии", "Об Аталле" и о многом другом. Среди его работ особо выделяется сочинение "О Троице", нечто вроде краткого изложения труда Тертуллиана, которое многие ошибочно приписывают Киприану.

Глава 71. МАЛХИОН

Малхион, высокоодаренный пресвитер церкви в Антиохии, очень успешно преподавал риторику в этом городе, вел дискуссию с Павлом Самосатским, который, будучи епископом церкви в Антиохии, представил доктрину Артемона. Запись этого диалога сохранилась, так же как и пространное послание, написанное Малхионом по поручению синедриона и адресованное Дионисию и Максиму, епископам Рима и Александрии. Жил Малхион в царствование Клавдия и Аврелия.

Глава 72. АРХЕЛАЙ

Архелай, епископ Месопотамии, создал книгу на сирийском языке, содержащую дискуссию с Манихеем, когда тот пришел из Персии. Эта книга, переведенная на греческий язык, имеется у многих людей. Архелай жил в годы царствования императора Проба, сменившего Аврелия и Тацита.

Глава 73. АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Анатолий Александрийский, епископ Лаодикии в Сирии, живший в годы правления императоров Проба и Кара, был человеком выдающейся учености в арифметике, геометрии, грамматике, риторике и диалектике. Мы можем получить представление о величии этого гения по его книге о еврейской Пасхе и десяти томам об основах арифметики.

Глава 74. ВИКТОРИН

Викторин, епископ Петавии, не владел одинаково свободно латинским и греческим языками. Поэтому его произведения, хотя и прекрасные по содержанию, слабы по стилю. Это "Комментарии к книге Бытия", "Об исходе евреев из Египта", "О Левите", "Об Исайе", "Об Иезекииле", "Об Аввакуме", "Об Екклесиасте", "О Песни Песней", "Об Апокалипсисе от Иоанна", "Против всех ересей" и многое другое. Был удостоен венца мученичества.

Глава 75. ПАМФИЛ

Пресвитер Памфил, покровитель Евсевия, епископа Кесарийского, пылал такой любовью к духовной литературе, что переписал большую часть трудов Оригена собственноручно, и они до сих пор хранятся в библиотеке Кесарии. У меня есть написанные его рукой двадцать пять томов комментариев Оригена и "О двенадцати пророках", которые я бережно и с восторгом храню, считая себя богатым как Крез. И если обладание даже одним посланием мученика вызывает восторг, то насколько он больше, если имеешь многие тысячи строк, которые кажутся мне написанными его кровью. Он написал "Апологию Оригена" до того, как это сделал Евсевий. Был казнен в Кесарии Палестинской в годы гонений при Максимине.

Глава 76. ПИРИЙ

Пирий, пресвитер церкви в Александрии в годы правления Кара и Диоклетиана, во времена, когда Феон был епископом в той же церкви, успешно учил людей и добился такого изящества в языке и опубликовал так много трактатов (все они сохранились) на самые разные темы, что его называли Младшим Оригеном. Он выделялся самодисциплиной, обрекая себя на добровольную бедность, и в совершенстве владел диалектикой. После гонений провел остаток жизни в Риме. Сохранился его большой трактат "О пророке Осип", который был создан, как видно из самого труда, в канун Пасхи.

Глава 77. ЛУКИАН

Лукиан, человек огромного таланта, пресвитер церкви в Антиохии, был таким прилежным в изучении Священного Писания, что даже теперь некоторые копии Писания носят его имя. Сохранились его книга "О вере" и короткие послания к разным людям. Он был казнен в Никомидии за веру в Христа в годы гонений при Максимине и похоронен в Геленополисе в Вифинии.

Глава 78. ФИЛЕЙ

Филей, житель египетского города Тмуит, происходил из благородного рода и обладал солидным богатством. Став епископом, он написал возвышенное сочинение в похвалу мученикам и вступил в спор с судьей, который пытался принудить его принести жертву. Был обезглавлен за веру в Христа во время того же гонения, когда в Никомидии был убит Лукиан.

Глава 79. АРНОБИЙ

Арнобий был одним из лучших учителей риторики в Сикке в Африке в царствование Диоклетиана и написал широко известные книги против язычников.

Глава 80. ФИРМИАН (ЛАКТАНЦИЙ)

Фирмиан, известный также как Лактанций, ученик Арнобия, во время правления Диоклетиана был вызван в Никомидию вместе с Флавием Грамматиком, чья поэма "О медицине" сохранилась доныне, и преподавал там риторику. По причине недостатка учеников (т.к. это был греческий город) он начал писать. У нас имеется его "Пир", который он написал в молодости еще в Африке, и написанные гекзаметром "Путевые заметки" - результат путешествия из Африки в Никомидию. Есть и другая книга, которая называется "Грамматик", а также одна из самых прекрасных - "О гневе Божьем", кроме того, "Божественные установления" против язычников в семи книгах, краткое изложение этого же труда в одном томе без заглавия, две книги к Асклепиаду, одна "О гонениях", четыре книги посланий к Пробу, две книги посланий к Северу, две книги посланий к ученику Димитрию и еще одна ему же - "О творчестве Божьем, или О создании человека". В преклонном возрасте он был наставником Криспа Цезаря, сына Константина в Галлии, который впоследствии был казнен своим отцом.

Глава 81. ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ

Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, усердно изучал Священное Писание и вместе с Памфилом-мучеником прилежно работал с Библейскими текстами. Он опубликовал огромное количество книг, среди которых следующие: "Доказательство в пользу Евангелия" в двадцати книгах, "Приготовление к Евангелию" в пятнадцати книгах, "О Богоявлении" в пяти книгах, "Церковная история" в десяти книгах, "Летопись всемирной истории и ее краткое изложение", а также "О расхождениях между Евангелиями", "Об Исайе" в десяти книгах, "Против Порфирия", который, как некоторые считают, писал в то же самое время в Сицилии, - в двадцати пяти книгах, одна "Книга тем", шесть книг "В защиту Оригена", три книги "О жизни Памфила", небольшие книги: "О мучениках", высоконаучные комментарии к ста пятидесяти псалмам и многое другое. Годы жизни Евсевия приходятся на царствование Константина Великого и Констанция. Прозвище Памфил он получил за дружбу с Памфилом-мучеником.

Глава 82. РЕТИЦИЙ

Ретиций, епископ Августодуна, города эдуев, был известен в Галлии при Константине. Я читал его комментарии к Песни Песней и превосходную книгу "Против Новациана", никаких других его трудов найти не удалось.

Глава 83. МЕФОДИЙ

Мефодий, епископ Олимпа в Ликии, а затем Тира, логичным изысканным стилем написал книги против Порфирия, а также "Пир десяти дев", превосходную работу "О воскресении", "Против Оригена", "О прорицаниях", "О свободе воли" и снова "Против Оригена". Он написал комментарии к книге Бытия и к Песни Песней и множество других книг, известных широкому кругу читателей. В конце последнего гонения или, как утверждают другие, в годы правления Деция и Валериана он получил венец мученичества в Халкиде, в Греции.

Глава 84. ЮВЕНЦИЙ

Ювенций, испанец из благородного рода, пресвитер, почти дословно перевел гекзаметром четыре Евангелия. В том же стихотворном размере он написал другие произведения, имеющие отношение к обряду причастия. Его творчество достигло расцвета в годы правления Константина.

Глава 85. ЕВСТАФИЙ

Евстафий, родом из Сиды в Памфилии, епископ сначала Берии (в Сирии), а затем Антиохии, возглавлял церковь. Много писал против ариан. При императоре Констанции был сослан во Фракию, в Траянополис, где находится и сейчас. Сохранились его работы "О душе", "О чревовещании", "Против Оригена" и письма, количество которых слишком велико, чтобы перечислять их.

Глава 86. МАРКЕЛЛ

Маркелл, епископ Анкиры, жил при Константине и Констанции, написал много книг на разные темы, особенно против ариан. Хорошо известны произведения Астерия и Аполлинария, которые обвиняют его в савеллианстве. Иларий в седьмой книге своего труда против ариан говорит о нем как о еретике. Но он защищает себя тем, что Юлий и Афанасий, епископы Рима и Александрии, общались с ним.

Глава 87. АФАНАСИЙ

Афанасий, епископ Александрии, жестоко преследуемый арианами, бежал к Констанцию, императору Галлии, и вернулся оттуда, имея при себе письма, но после смерти императора вынужден был спасаться бегством и продолжал скрываться до вступления на престол Иовиана, после чего вернулся в церковь и умер в годы царствования Валента. Имеют хождение различные его труды: две книги против язычников, одна против Валента и Урция, "О девственности", очень много работ на ариан, также "О названиях псалмов" и "Жизнеописания монаха Антония", послания по случаю празднеств и другие произведения, слишком многочисленные, чтобы их перечислять.

Глава 88. АНТОНИЙ

Антоний, монах, о жизни которого епископ Александрийский Афанасий написал большую книгу. Он отправил семь писем на коптском языке в различные монастыри, писем по-настоящему апостольских по своей мысли и языку, которые были переведены на греческий язык. Главное из писем - к арсиноитам. Жил Антоний в годы правления Константина и его сыновей.

Глава 89. ВАСИЛИЙ АНКИРСКИЙ

Василий, епископ Анкирский, ученый медик, написал книгу против Маркелла, о девственности и ряд других работ, а в годы правления Констанция был вместе с Евстафием Севастийским, архиепископом Македонии.

Глава 90. ФЕОДОР

Феодор, епископ Ираклии во Фракии, в годы правления императора Констанция опубликовал комментарии к текстам Матфея и Иоанна, Апостольским посланиям и Псалтири. Они написаны в изящном и ясном стиле и прекрасно передают ощущение истории.

Глава 91. ЕВСЕВИЙ ЭМЕССКИЙ

Евсевий из Эмесы, имевший прекрасный риторический талант, написал несчетное количество работ, достойных вызвать восторг читателей. Они написаны в истинном историческом духе; его книги читались наиболее усердно теми, кто часто должен был выступать публично. Главные из этих книг - против иудеев, язычников и новациан, "Поучения о Евангелии", краткие, но многочисленные. Он жил в годы правления императора Констанция и умер при нем. Похоронен в Антиохии.

Глава 92. ТРИФИЛИЙ

Трифилий, епископ Ледры, или Левкотеона, на Кипре, был одним из самых красноречивых людей своего времени и выдвинулся во время правления Констанция. Я прочитал его комментарий на Песнь Песней. Говорят, что он написал много других книг, но ни одна из них не дошла до нас.

Глава 93. ДОНАТ

Донат, последователи которого - донатисты - появились в Африке в правление императоров Константина и Констанция. Он утверждал, что Священное Писание было дано христианами язычникам во время гонений, и своей убедительностью ввел в заблуждение почти всю Африку, особенно Нумидию. Сохранились многие из его еретических книг. Среди них "О Святом Духе", произведение в русле учения ариан.

Глава 94. АСТЕРИЙ

Астерий, философ, приверженец ариан, в царствование Констанция написал комментарии на Послание к Римлянам, на Евангелия и псалмы, а также много других книг, которые прилежно читают его единоверцы.

Глава 95. ЛЮЦИФЕР КАЛАРИЙСКИЙ

Люцифер, епископ Каларийский, Панкратий и Иларий, священники Римской церкви, были отправлены епископом Либерием к императору Констанцию послами. Когда Люцифер отказался осуждать веру Никейскую, как об этом пишет Афанасий, он был снова отправлен в Палестину, проявив при этом удивительную твердость и решимость принять мученичество. Он написал книгу против императора Констанция, которому и послал ее для прочтения. Вскоре после этого он вернулся в Каларию при императоре Юлиане. Умер при Валентиниане.

Глава 96. ЕВСЕВИЙ ИЗ САРДИНИИ

Евсевий, уроженец Сардинии, сначала причетник в Риме, а затем епископ в городе Верчелли. За веру в Христа был сослан императором Констанцием в Скифополис и затем в Каппадокию. Вернулся в церковь при императоре Юлиане и обнародовал комментарии Евсевия Кесарийского к псалмам, которые он перевел с греческого на латинский. Умер в годы правления Валентиниана и Валента.

Глава 97. ФОРТУНАТИАН

Епископ Аквилеи Фортунатиан, африканец по рождению, в царствование Констанция составил краткие комментарии к Евангелиям, разбитые на главы и написанные простым стилем. Фортунатиан является объектом всеобщей неприязни, потому что, когда Либерии, епископ Римский, был отправлен в ссылку за веру, Фортунатиан настойчиво убеждал его присоединиться к ереси.

Глава 98. АКАКИЙ

Акакий, слепой на один глаз и прозванный поэтому Одноглазым, епископ церкви в Кесарии Палестинской, написал семнадцать книг об Екклесиасте и шесть на разные темы, кроме того, множество трактатов по различным вопросам. Он был столь влиятелен при императоре Констанции, что сделал епископом Рима Феликса, занявшего место Либерия.

Глава 99. СЕРАПИОН

Серапион, епископ Тмуитский, который вследствие своей гениальности удостоился прозвища Схоласт, был близким другом монаха Антония. Опубликовал превосходную книгу против учения манихеев, а также книгу "О надписаниях псалмов" и "Полезные послания к разным лицам". При императоре Констанции был известен как исповедник.

Глава 100. ИЛАРИЙ

Иларий, епископ Пуатье в Аквитании, был изгнан во Фригию синодом Безьера. Написал двенадцать книг против ариан, книгу "О Соборе" для галльских епископов, а также комментарии к псалмам: 1-му, 2-му, с 51-го до 62-го и со 118-го до конца книги. В этой работе он подражал Оригену, но добавил и новый материал. Небольшую книгу, адресованную Констанцию, он подарил императору во время его пребывания в Константинополе, еще одну книгу "О Констанции" он написал после смерти последнего. Сохранились его работы: "Против Валента и Урсация", содержащая историю Аримианского и Селевкийского Соборов, "Послание к префекту Салюсту, или Против Диоскура", а также книга гимнов и мистерий, комментарии к Матфею, еще одна небольшая изящная работа "Против Авксентия" и послания разным людям. Говорят, он писал о Песни Песней, но эта работа нам неизвестна. Умер в Пуатье в царствование Валентиниана и Валента.

Глава 101. ВИКТОРИН

Викторин, африканец по рождению, преподавал риторику в Риме при императоре Констанции, в чрезвычайно преклонном возрасте обратился к вере в Христа. Написал книги против Ария - в диалектическом стиле и очень неясным языком, который могут понять только ученые. Известны также его комментарии к Посланиям Апостолов.

Глава 102. ТИТ

Тит, епископ Бостры, в годы правления императоров Юлиана и Иовиана писал пламенные книги против манихеев и некоторые другие работы. Умер во времена Валента.

Глава 103. ДАМАС

Дамас, епископ Римский, обладал замечательным талантом стихосложения и опубликовал много коротких произведений героического характера. Умер почти в восьмидесятилетнем возрасте в царствование императора Феодосия.

Глава 104. АПОЛЛИНАРИЙ

Аполлинарий, епископ Лаодикии в Сирии, сын пресвитера, в юности посвятил себя прилежному изучению грамматики. Позднее сочинил огромное количество книг о Священном Писании. Умер при императоре Феодосии. Сохранилось тридцать его книг против Порфирия, которые считаются лучшими среди его работ.

Глава 105. ГРИГОРИЙ ИЗ ЭЛЬВИРЫ

Григорий, епископ города Эльвиры в Бетике, продолжал писать до самого преклонного возраста, сочинил различные трактаты на посредственном языке и одну превосходную книгу "О вере". Говорят, он еще жив.

Глава 106. ПАКИАН

Пакиан, епископ Барселоны в Пиренейских горах, владел чистым слогом, стал известным благодаря своей жизни и своим речам. Писал небольшие произведения, среди которых "Олень", "Против новациан". Умер в годы правления императора Феодосия в очень преклонном возрасте.

Глава 107. ФОТИН

Фотин из Галлогреции, последователь Маркелла, посвящен в сан епископа города Сирмий. Предпринял попытку представить ересь эбионитов и затем, будучи отлучен от церкви императором Валентинианом, написал много книг, среди которых наиболее выделяются труды "Против язычников" и "К Валентиниану".

Глава 108. ФЕБАДИЙ

Фебадий, епископ Агена в Галлии, опубликовал сочинение "Против ариан". Говорят, есть другие его книги, которые я еще не читал. Он жив, но уже немощен из-за возраста.

Глава 109. ДИДИМ

Дидим из Александрии, ослепший в юном возрасте и потому не получивший даже начальных знаний, проявил такие удивительные способности, что изучил в совершенстве диалектику и даже геометрию, науки, для которых особенно необходимо зрение. Он написал много книг, вызывающих восхищение: комментарии ко всем псалмам, к Евангелиям от Матфея и Иоанна, "О доктринах", также две книги "Против ариан" и одну книгу "О Святом Духе", которую я перевел на латинский язык, восемнадцать томов об Исайе, три адресованные мне книги комментариев к Осии, пять книг "О Захарии", написанные по моей просьбе, а также комментарии к Иову и много других произведений, одно лишь перечисление которых составит целую книгу. Он жив и уже оставил позади свой восемьдесят третий год.

Глава 110. ОПТАТ

Оптат Африканский, епископ Милевийский, в годы правления императоров Валентиниана и Валента, защищая католиков, написал шесть книг против клеветы сторонников Доната, утверждая, что преступление донатистов ошибочно приписывается приверженцам католицизма.

Глава 111. АКИЛИЙ СЕВЕР

Акилий Север из Испании из семьи того Севера, кому адресованы две книги "Посланий Лактанция", написал книгу, в которой перемежаются проза и стихи. Она представляет собой нечто вроде путеводителя по всей его жизни. Он назвал ее "Бедствие, или Испытание". Умер при Валентиниане.

Глава 112. КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ

Кирилл, епископ Иерусалимский, не раз изгнанный церковью и в конце концов принятый ею, руководил епархией в течение восьми лет подряд при Феодосии. Сохранились некоторые его лекции по катехизису, написанные в молодости.

Глава 113. ЕВЗОЙ

Евзой, будучи молодым человеком, вместе с Григорием, епископом Назианзинским, получил образование у Теспесия, ритора из Кесарии, затем, став епископом этого города, с большими трудностями пытался восстановить сильно пострадавшую библиотеку, собранную Оригеном и Памфилом. В конце концов, в годы правления императора Феодосия он был отлучен от церкви. Многие из его трактатов широко известны, читаются, и любой желающий может с ними познакомиться.

Глава 114. ЕПИФАНИЙ

Епифаний, епископ Саламина на Кипре, писал книги против всех ересей и многие другие, которые с большим интересом читают ученые и простые люди. Он жив и в своем преклонном возрасте сочиняет небольшие произведения.

Глава 115. ЕФРЕМ

Ефрем, диакон церкви в Эдессе, написал много книг на сирийском языке и стал настолько знаменитой фигурой, что его произведения читаются в некоторых церквях после Священного Писания. Я однажды прочитал его книгу "О Святом Духе" на греческом языке, переведенную кем-то с сирийского и даже в переводе почувствовал пронзительную силу величественного гения. Он умер в царствование Валента.

Глава 116. ВАСИЛИЙ КЕСАРИЙСКИЙ

Василий, епископ Кесарии Каппадокийской, города, который прежде назывался Мазака, сочинил превосходные, старательно написанные книги: "Против Евномия", "О Святом Духе", девять проповедей "Шестоднев", "Об аскетизме" и короткие трактаты на различные темы. Умер в царствование Грациана.

Глава 117. ГРИГОРИЙ НАЗИАНЗИН

Григорий, епископ Назианзинский, один из лучших ораторов и мой наставник в Священном Писании, сочинил труды, насчитывающие в общей сложности тридцать тысяч строк, среди которых книги о смерти его брата Цезаря, "О милосердии", "Похвала Маккавеям", "Похвала Киприану", "Похвала Афанасию", "Похвала Максиму, философу, вернувшемуся из изгнания". Однако последнюю работу иногда подписывают псевдонимом Герона, т.к. есть другая работа Григория, в которой он корит того же самого Максима. Как будто нельзя одного и того же человека хвалить за одно и ругать за другое. В числе других его произведении - написанная гекзаметром книга, содержащая дискуссию о девственности и браке, две книги "Против Евномия", одна книга "О Святом Духе", одна против императора Юлиана. Стиль речи он унаследовал от Полемона. Благословив своего преемника на епископство, Григорий удалился, жил монашеской жизнью и умер три или более лет тому назад в царствование Феодосия.

Глава 118. ЛУКИЙ

Лукий, епископ партии ариан после Афанасия, возглавлял епархию в Александрии до момента прихода к власти императора Феодосия, при котором был смещен. Сохранились некоторые его праздничные послания, например "О еврейской Пасхе", и несколько небольших произведений на разнообразные темы.

Глава 119. ДИОДОР

Диодор, епископ Тарсийский, пользовался огромной известностью, еще будучи пресвитером Антиохии. Существуют его комментарии к Посланиям Апостолов, так же как и другие работы в манере Евсевия Великого Эмесского, взглядам которого он следовал, но чье красноречие не мог перенять по причине незнания мирской литературы.

Глава 120. ЕВНОМИЙ

Евномий, епископ Кизика и член партии ариан, впал в такое богохульство в своей ереси, что провозгласил публично то, что другие скрывали. Говорят, что он еще живет в Каппадокии и много пишет против церкви. Ему отвечали Аполлинарий, Дидим, Василий Кесарийский, Григорий Назианзин и Григорий Нисский.

Глава 121. ПРИСЦИЛЛИАН

Присциллиан, епископ Авиланский, принадлежал к партии Гидатия и Ифация и был казнен в Трире при тиране Максиме. Он опубликовал множество небольших работ, часть которых дошла до нас. Некоторые все еще обвиняют его в грехе гностицизма, т.е. в ереси Василида или Марка, о которых пишет Ириней, в то время как его защитники утверждают, что он вовсе не придерживался таких взглядов.

Глава 122. ЛАТРОНИАН

Латрониан Испанский, человек большой учености, в деле стихосложения достойный сравнения с поэтами древности. Был, так же как и Присциллиан, Фелициссим, Юлиан и Евкротий, казнен в Трире, ибо вместе с ними создавал ереси. Существует много плодов его гения, написанных различным слогом.

Глава 123. ТИБЕРИАН

Тибериан Ватиканский, отвечая на обвинения в том, что он разделяет ересь Присциллиана, написал оправдание, которое отличают напыщенность языка и смесь стилей. Но после смерти друзей, охваченный одиночеством изгнания, он вновь изменил свои взгляды, как об этом сказано в Священном Писании: "Пес возвращается на блевотину свою", - и женился на монахине, деве, предназначенной Христу.

Глава 124. АМВРОСИЙ МИЛАНСКИЙ

Амвросий, епископ Миланский, в настоящее время продолжает писать. Я воздерживаюсь от суждений о нем, потому что он жив: и не буду ни восхвалять, ни обличать, иначе меня могут упрекнуть в низкопоклонстве или в правдивости.

Глава 125. ЕВАГРИЙ

Евагрий, епископ Антиохийский, человек выдающейся остроты ума, будучи еще пресвитером, читал мне трактаты на разные темы, которые он еще не публиковал. Перевел "Жизнь Антония" с греческого языка Афанасия на наш язык.

Глава 126. АМВРОСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Амвросий Александрийский, ученик Дидима, написал большой труд "О доктринах" против Аполлинария и, как мне недавно сообщили, комментарии к Иову. В настоящее время он жив.

Глава 127. МАКСИМ

Максим, философ, родился в Александрии, был посвящен в сан епископа в Константинополе и впоследствии низложен. Написал выдающееся произведение "О вере" против ариан и передал его императору Грациану в Милане.

Глава 128. ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

Григорий, епископ Ниссы, брат Василия Кесарийского, несколько лет тому назад прочитал Григорию Назианзину и мне книгу против Евномия. Говорят, он написал еще много других произведений и продолжает писать.

Глава 129. ИОАНН АНТИОХИЙСКИЙ

Иоанн, пресвитер церкви в Антиохии, последователь Евсевия Эмесского и Диодора, известен тем, что написал множество книг, но из них я прочитал только его труд "Слово о священстве".

Глава 130. ГЕЛАСИЙ

Геласий, епископ Кесарии Палестинской после Евзоя, известен тем, что писал более или менее гладким стилем, но не публиковал свои произведения.

Глава 131. ФЕОТИМ

Феотим, епископ из города Том в Скифии, опубликовал краткие, афористические трактаты в форме диалогов в старинном стиле. Мне известно, что он пишет сейчас другие книги.

Глава 132. ДЕКСТЕР

Декстер, сын Пакиана, которого я упоминал выше, выделялся среди представителей своего поколения и посвятил себя служению христианской вере. Написал, как мне говорили, "Всеобщую историю", которую я еще не читал.

Глава 133. АМФИЛОХИЙ

Амфилохий, епископ Иконийский, недавно прочитал мне книгу "О Святом Духе", доказывая, что Святой Дух - Бог, что Его следует почитать и что Он всемогущ.

Глава 134. СОФРОНИЙ

Софроний, человек высочайшей учености, написал, будучи еще юношей, "Похвалу Вифлеему", а недавно - значительный труд "О ниспровержении Сераписа", кроме того, послание к Евстахию, "О девственности", "Жизнеописание монаха Илариона". Он перевел мои небольшие работы на греческий язык отточенным стилем, а также Псалтирь и книги Пророков, переведенных мною с древнееврейского языка на латинский.

Глава 135. ИЕРОНИМ

Я, Иероним, сын Евсевия из города Стридона, который находился на границе между Далмацией и Паннонией и был разрушен готами, до настоящего времени, т.е. до четырнадцатого года правления императора Феодосия, написал следующее: житие отшельника Павла, одну книгу писем к разным лицам, увещательное письмо к Гелиодору, книгу о споре между последователем Люцифера и православным, хронику всеобщей истории, двадцать восемь бесед Оригена на книги Иеремии и Иезекииля, которые я перевел с греческого на латинский, послание о серафиме, послание о слове "осанна", послание о бережливом и расточительном сыновьях, послание о трех спорных вопросах, касающихся Ветхого Завета, две беседы на книгу "Песнь Песней", книгу против Гелвидия о приснодевстве

 

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Даниила.

Для понимания же последних частей Даниила необходимы разного рода исторические сочинения греков, именно: Сутория Каллипика, Диодора, Иеронима, Полибия, Посидония, Клавдия, Феона и Андроника, именуемого Алипием, которым и Порфирий, как говорит он, следовал, также Иосифа и тех, которых указывает Иосиф, в особенности же наших Ливия, Помпея Трога и Иустина, которые излагают все события последнего видения и после Александра до смерти Кесаря Августа описывают войны Сирии и Египта, то есть Селевка, Антиоха и Птоломеев.

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Даниила.

Посему и Иосиф в десятой книге Древностей пишет: „через два года после опустошения Египта царь Навуходоносор видел чудесный сон, и смутился дух его, и сон его бежал от него“.

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Даниила.

сделал и Александр Великий, царь македонский, по отношению к первосвященнику Иоиаде. Если это не нравится, то нужно так сказать, что Навуходоносор, смутившись вследствие великих знамений и изумления, не знал, что делать, так что, познав истинного Господа и Владыку царей, и поклонился рабу Его и возжег ему курение.

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Даниила.

Поэтому и Ориген в девятой книге Строматов говорит, что далее начиная с сего места у пророка Даниила он будет изъяснять не по LХХ толковникам, которые во многом разнятся от еврейского оригинала, а по изданию Феодотиона.

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Даниила.

по смерти которого воцарился сын его Валтасар, о котором теперь говорит Писание и по умерщвлении которого Дарием, царем мидийским, бывшим дядею Кира, царя персидского, и Киром персидским (эти два царства Исаия [в гл. 21] называет всадником на колеснице, запряженной в верблюда и осла), халдейское царство было разрушено. Тоже пишет и Ксенофонт в „Детстве Кира Старшего», и Помпей Трог и многие другие, писавшие историю иноземных народов.

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Даниила.

о Валтаcаре и Дарии мы читали, что были три князя, поставленные над сто двадцатью сатрапами. Другие разумеют трех персидских царей, бывших после Кира, умалчивая об имени их. Но мы знаем, что после Кира, царствовавшего тридцать лет, у персов царствовал Камбиз, сын его, и братья маги, а потом Дарий, во второй год которого начали строить храм в Иерусалиме. Пятым был Ксеркс, сын Дария, шестым Артабан, седьмым Артаксеркс, называвшийсяΜακρόχειρ, то есть Долгоруким (Longimanus), восьмым (другой) Ксеркс, девятым Согдиан, десятым Дарий, по прозванию Νόθος, одиннадцатым Артаксеркc, называвшийся Μvήμων, есть памятливый, двенадцатым другой Артаксеркс, именовавшийся также Охом, тринадцатым Арзес, сын Оха, четырнадцатым Дарий, сын Арзама, побежденный Александром Македонским.

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Даниила.

И вот один овен стоял у озера (или у ворот, что по-еврейски называетсяubal), имеющий высокие рога, и один [рог] был выше другого и вырос из-под него(succrescens). Овном называет Дария, дядю Кира, который после отца [своего], Астиага, царствовал в Мидии. Один же рог, высший другого и выросший из-под него, означает самого Кира, царствовавшего после Астиага, деда но матери, вместе с дядею Дарием, которого греки называют Киаксаром (Κυαξάρεν), над мидянами и персами. Ст. 4. Затем я видел овна, бодающего к западу, и к северу и к югу и проч. Не самого овна, то есть Кира или Дария, но окна того же царства, то есть другого Дария, который был последним царем персидской державы (роtentiae) и которого победил Александр, сын Филиппа, царь македонский. А что Дарий этот был могущественнейшим и богатейшим царем, об этом повествуют как греческие, так латинские и варварские бытописания.

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Даниила.

Рог же большой есть сам Александр, первый царь, и когда он, на тридцать втором году своей жизни, умер в Вавилоне, то восстали вместо него четыре вождя его, которые разделили между собою царство его. Ибо Египтом овладел Птоломей, сын Лага, Македонией Филипп, он же и Аридей (или Арий), брат Александра, Сириею и Вавилоном и всеми царствами Востока Селевк Никатор; в Азии воцарился Антигон. Но, говорит, не с его силою. Ибо никто не мог сравняться по величию с Александром. И после многих времен восстанет царь Сирии, с бесстыдным лицом и понимающий предлагаемое (рropositiones), — восстанет Антиох Епифан (Επιφανής), сын Селевка, называвшегося также Филопатором. Когда он был заложником в Риме и, без ведома сената, овладел поcредством обмана царством, то вел войну против Птоломея Филометора, то есть против юга и против египтян, затем на востоке, и против тех, кои замышляли новые порядки в Персии, и наконец, начав войну против иудеев, он, по завоевании Иудеи, вступил в Иерусалим и поставил в храме Божием статую Юпитера Олимпийского. 

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Даниила.

Это Африкан сказал в тех же самых словах, какими изложили мы. Перейдем к Евсевию Памфилу, который В ВОСЬМОЙ книге Εὐαγγελικῆς `Αποδείξεως (Евангельского Доказательства) высказывает такого рода предположения

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Даниила.

После Онии управлял иудеями первосвященник Елеазар. В это время семьдесят толковников, как говорят, перевели в Александрии Священные Писания на греческий язык; после него был другой Ония; преемником его был Симон, во время управления которого народом Иисус, сын Сирахов, написал книгу, которая по-гречески называетсяΠαναρετὸς и многими ложно приписывается Соломону.

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Даниила.

Более подробное объяснение этого места ревностный читатель может найти в Хронике того же Евсевия, которую мы много лет тому назад перевели на латинский язык.

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Даниила.

что Африкан, написавший „Времена“, объяснение которого я выше изложил, свидетельствует, что последняя седмина будет при конце мира, и что не может быть, чтобы соединенные времена могли быть разделяемы, но все времена по пророчеству Даниила должны быть соединяемы.Климент, ученейший муж, пресвитер александрийской церкви, мало придавая значения числу лет, говорит, что от Кира, царя персидского, до Веснасиана и Тита, императоров римских, исполнились семьдесят седмин лет, то ест четыреста девяносто лет; присоединив к этому числу две тысячи триста дней, о которых мы выше сказали, он старается в пределах этих седмин исчислить времена персов, македонян и Цезарей, между тем как по самому тщательному вычислению с первого года Кира, царя персидского и мидийского, когда царствовал и Дарий

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Даниила.

до Всепасиана и разрущении храма насчитывается шестьсот тридцать лет. Ориген, помогая нам в этом отделе, советовал нам спрашивать о том, чего мы не понимаем, и так как здесь не имела места аллегория, при которой свободно можно рассуждать, то держась истины исторического толкования, сделал следующее краткое замечание в десятой книге Строматов: «с особым старанием должны быть исследуемы времена с первого года Дария, сына Ассуирова, до пришествия Христова: сколько лет и о каких событиях в них говорится, и нужно обратить внимание на то, можем ли мы согласовать их [с временем] пришествия Господня“.

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Даниила.

После Клеопатры Август еще царствовал сорок три года, ибо всех лет царствования Августа было числом пятьдесят шесть. Итак мы можем видеть, что Христос родился в сорок первый год правления Августа, царствовавшего по смерти Клеопатры, и что тот же Август прожил после рождества Христова еще пятнадцать лет. Остальные же времена лет до дня рождества Христова, до сорок первого года Августа, по смерти Клеопатры, составят четыреста тридцать семь лет и пять месяцев.

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Даниила.

После Александра царство его было разделено по четырем ветрам небесным, то есть на востоке, западе, юге и севере. Ибо в Египте, то есть на юге, первым воцарился Птоломей, сын Логов: в Македонии, то есть на западе, Филипп, он же и Аридей, брат Александра; в Сирии, Вавилоне и выше, то есть на востоке, Селевк Никанор; в Азии, в Понте и в прочих областях этой страны, то есть на севере, Антигон.

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Даниила.

На его хитросплетения (саlumnias) дали обстоятельный ответ (как мы сказали) Евсевий Кесарийский, Аполлинарий Лаодикийский и отчасти ученейший муж, мученик Мефодий, и каждый, желающий знать это, может найти это в их книгах. Доселе мы читали Даниила в еврейском тексте; прочее, следующее за сим, до конца книги переведено с издания Феодотиона.

Глава XIII. Ст. 1—2. Жил в Вавилоне муж, по имени Иоаким, и взял он жену, по имени Сусанну, дочь Хелкии, очень красивую и боящуюся Господа (вульг.Бога).

Изъяснив, насколько мог (или могли), то, что содержится в книге Даниила по еврейскому тексту, изложу вкратце то, что сказал Ориген в десятой книге своих Строматов относительно сказаний о Сусанне и Беле.

Иероним Блаженный. Письмо к Памахию о наилучшем способе перевода.

Но не его это вина; трагедию под его маской разыгрывают другие; Руфин и Мелания, учителя его, за большие деньги научившие его ничего не знать. Я не осуждаю никого из христиан за невежество речей; еще Сократ сказал; «Я знаю, что ничего не знаю», а другой мудрец (Хилон, как считается); «Познай самого себя». Но я всегда почитал святую простоту, а не словесную нищету.

Иероним Блаженный. Разговор против Люцифериан.
Все епископы, лишенные своих кафедр, благодаря снисходительности нового императора, возвращаются к церквам. В то время Египет принял к себе снова своего победоносца Афанасия; церковь гальская заключила в свои объятия возвращавшегося со сражения Илария; по случаю возвращения Евсевия, сбросила траурные одежды Италия.

Иероним Блаженный. Разговор против Люцифериан.
Л. А разве и в то время были приняты ариане? Скажи же, кто такие.

Пр. Евсевий, епископ никодимийский, Феогний, епископ никейский, Сарас, бывший тогда пресвитером Ливии, Евсевий, епископ Кесарии каппадокийской, и другие, которых долго пересчитывать. Да и сам глава их и виновник всего зла пресвитер Арий, диакон Езоий, бывший после Евдоксия епископом антиохийским, и чтец Ахилл. Эти три клирика александрийской церкви и были основателями той ереси.

Л. Но если бы кто стал утверждать, что они не были приняты, чем бы можно изобличить его?

Пр. Есть еще в живых люди, присутствовавшие на том соборе. А если этого мало (так как по причине давности времени такие люди уже редки и найти свидетелей во всяком месте нельзя), прочитаем акты и епископские подписи никейскаго собора; и найдем, что между другими подписали homousion и те, которые, как мы выше сказали, были приняты.

Иероним Блаженный. Сказание о добродетелях блаженной Павлы.

Павлина, епископа города Антиохии, и Епифания, епископа Саламины кипрской, которая ныне называется Констанцией. Из них Епифаний жил даже как гость в ее доме; но и Павлина, хоть он оставался в чужом для нее доме, она окружила своею услужливостью, как собственного гостя. Воспламененная их добродетелями, она ежеминутно помышляла оставить свое отечество и не чувствовала себя от радости при мысли, как она, одинокая и без проводников, пойдет в пустыню Антониев и Павлов.

Иероним Блаженный. Сказание о добродетелях блаженной Павлы.

Говорить ли мне о Макариях, Арсениях, Серапионах и прочих столпах Христовых? В чью келью она не входила? К ногам которого из них не припадала? В уверенности, что в лице каждого святого видит Христа, она радовалась, что все, сделанное ею для них, сделано для самого Господа.

Иероним Блаженный. Толкование на книгу пророка Авдия.

Тоже самое выразили (или: испытали) как Септимий Тертуллиан в книгах «против Маркиона», так Ориген в Песни Песней и Квинтилиан в двенадцати книгах «Об ораторском образовании (Institutionis oratoriae)».

Блаженный. Толкование на книгу пророка Ионы.

Какое значение у людей имеет светское красноречие и светская мудрость, свидетелями этому служат Демосфен, Туллий, Платон, Ксенофонт, Феофраст, Аристотель и прочие ораторы и философы, которые считаются как бы царями людей, и правила их принимаются не как правила смертных, а как изречения богов. Поэтому Платон говорит: «счастливы будут государства, если философы будут царями или если цари будут философами». Но как трудно подобного рода людям верить в Бога, относительно этого я опущу примеры из ежедневной жизни и обойду молчанием то, что сообщает древняя история язычников

Иероним Блаженный. Толкование пророка Аввакума к Хроматию.

Этот отрывок мы можем применять в том случае, когда видим, что цари и вожди их проливали кровь христианскую, а потом последовало возмездие от Господа. — что́ недавно мы видели в Юлиане, а раньше его в Максимиане, а еще раньше в Валериане, Децие, Домициане и Нероне

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Амоса. Книга первая.

У философов постоянно на языке Сократ и Платон, Ксенофонт и Феофраст, Зенон и Аристотель, стоики и перипатетики, Ораторы до небес превозносят Лисию и Гиперида, Перикла и Демосфена, Гракхов, Катонов, Туллиев и Гортензиев. Эпические поэты часто восхваляют Гомера и Виргилия, а лирические Пиндара и Флакка.

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья.

я объяснил, по твоему (Паммахия) требованию, Авдия и Иову; в настоящий год, который дал фастам имя шестого консульства Аркадия Августа и Аниция Проба, я истолковал Захарию для Эксуперия, епископа тулузской церкви, и пророка Малахию для монахов того же города, Минервия и Александра.

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Осию к Памахию.

Впрочем, мне не безызвестно, дорогой Паммахий, что [вопрос этот] многими церковными [писателями] опускался, а из пытавшихся разъяснить его у греков я встретил Аполлинария Лаодикийского, который во время юности своей составил краткие толкованьица на этого и на других пророков, впоследствии же его упросили написать более подробное [толкование] на Осию. Книга эта была в наших руках. Но и она, вследствие чрезмерной краткости, не может приводить читателя к полному пониманию. Ориген написал небольшую книжечку об этом пророке, которой дал заглавие: παρὶ τοῦ πῶς ὠνομάσθη ἐν τῶ ᾿Οσηὲ Εφραῖμ, то есть: почему у Осии называется Ефрем, желая показать, что все то, что говорится против него, должно быть относимо к лицу еретиков, и другую книгуἀκέφαλον καὶ ἀτάλεστον, потому что она не ИМЕет НИ начала, ни конца. Читал я также очень длинный трактат Пиерия, который был изложен им в вступлении к этому пророку в день навечерия страстей Господних в импровизированной и красноречивой речи. И Евсевий Кесарийский в восемнадцатой книгеΕὐανγελικῆς ᾿Αποδείξεως (Доказательства Евангелия) говорит кое-что о пророке Осии. Поэтому, когда я, около двадцати лет тому назад, по просьбе святой и досточтимой тещи или, лучше, матери твоей Павлы (ибо первое имя по плоти, а второе по духу, — она всегда горела любовию в монастырям и Писаниям), был в Александрии, то увиделся с Дидимом, и часто слушал этого, ученейшего мужа своего времени, и попросил его восполнить то, чего не сделал Орвген, и написать толкования на Осию. Он, по моей просьбе, продиктовал три книги [толкований на Осию] и пять других на Захарию. Ибо и на последнего Ориген написал только две книги, объяснив едва третью часть с начала книги до видения колесниц (Зах. гл. 6). Это я говорю для того, чтобы ты знал, что на поле [толкований] на этого пророка я имел предшественников, которым однако, — признаюсь откровенно, а не вследствие гордости (как постоянно шипит один из моих друзей), пред твоею мудростию, — я не во всем следовал, так что я скорее был судьею их труда и высказывал свои собственные мнения по частным пунктам и то, что едва мог узнать от одного — другого из еврейских учителей. Ибо таковые у них [евреев] составляют уже редкость, потому что все преданы удовольствиям и деньгам, и более заботятся о чреве, нежели о сердце, и считают себя искусными в том, чтобы в аптекарских лавках злословить дела каждого.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Предисловие.

Я признаюсь, что много лет тому назад я прочитал двадцать пять свитков Оригена для изъяснения Евангелия от Матфея и столько же его гомилий, а также краткий и точный способ толкования; затем толкования Феофана, епископа города Антиохии, а также мученика Ипполита и Феодора Гераклеота, и Аполлинария Лаодикийского, и Дидима Александрийского, и маленькие творения латинян: Илария, Викторина, Фортунациана, из которых я извлек, правда, немного, но нечто, достойное сохранения в памяти.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга вторая.

Иосиф [Флавий] сообщает, что Иоанн был обезглавлен в некотором городе Аравии. А следующие затем слова: И ученики его, прибыв, унесли тело Его, можно относить и к ученикам Иоанна, и к ученикам Спасителя.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга третья.

Далее что значат следующие слова: Осанна Сыну Давидову, это, - сколько я помню, - я сказал за много лет раньше в кратком послании к Дамасу, в то время Римскому епископу, и теперь кратко коснусь.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга четвертая.

предсказанной Даниилом пророком и стоящей на месте святом, Порфирий наговорил против нас много хульного в тринадцатом свитке своего произведения. Ему возразил Евсевий, епископ Кесарийский, тремя свитками: восемнадцатым, девятнадцатым и двадцатым. Аполлинарий [Apollinaris, или Apollinarius] также писал весьма полно; он более, чем достаточно позаботился в одной книге разрешить тот вопрос, о котором спорили в столь многих тысячах стихов.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга четвертая.

Иосиф [Флавий] сообщает, что этот Каиафа купил за плату у Ирода первосвященство только на один год. Потому не удивительно, если не настоящий первосвященник совершает неправедный суд.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга четвертая.

Стих 51: И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. - Храмовая завеса разодралась и открыла все прежде скрытые таинства закона, и они перешли к язычникам. Мы читаем в Евангелии, о котором часто упоминали, что храмовая перекладина громадной величины разломалась на две части. Иосиф [Флавий] сообщает также, что ангельские силы, некогда предстоявшие в храме, тогда воскликнули: Уйдем из этого жилища.

Стих 52: И земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись. - Никто не станет сомневаться, что в буквальном смысле значат эти великие знамения: [они совершились] чтобы и земля, и небо, и все прочее показало распятие Господа Своего. А мне кажется, что землетрясение и прочее являются образами верующих, которые первоначально были подобны гробам мертвых, а после, оставив прежние пороки заблуждений и смягчив жестокосердие, признали Его Спасителем.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга первая.

из которых два относятся в настоящему, а два к будущему; о них и Виргилий коротко говорит

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга четвертая.

Филон, самый ученый муж из иудеев, сравнивает гиацинт в одеждах первосвященника с воздухом (аеr), который, по его мнению, означает горнее и небесное.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга шестая.

Некто, переводя эту книгу на латинский язык, хотел украсить ее именем мученика Ксиста, не приняв во внимание того, что во всей книге, которую он разделил на две части, совсем умалчивается об имени Христа и апостолов. И не удивительно, что языческого философа он обратил в мученика и епископа города Рима, когда первую книгу Евсевия Кесарийского в защиту Оригена он также смешал с именем мученика Памфила, чтобы чрез такого хвалителя легче расположить римлян к крайне нечестивым книгам περὶ ἀπχῶν.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга девятая.

Особую книгу о них лично передал мне и святый муж епископ Епифаний. И в XXXVII книге Естественной Истории Плиния Секунда, после разнообразных сведений о всяких предметах, говорится о драгоценных и простых камнях.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга одиннадцатая.

И действительно, ни в Бытии, ни в другом месте Писания, ни даже у Иосифа, который в первой книге Древностей объясняет все имена еврейских (илиеврейские) народов, мы не могли найти этого имени.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга тринадцатая.

Вследствие безнадежности и высокости предмета я хотел обойти настоящее место молчанием, но признал за лучшее сказать что-нибудь, нежели совсем ничего не сказать, следуя известному изречению Сократа: ,,знаю, что не знаю».

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Иероним Блаженный (342—419/420) (4 век). Цитаты по личностей, апологетов, философов, других. Часть 2. | sergeydn82 - Дневник sergeydn82 | Лента друзей sergeydn82 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»