• Авторизация


Иероним Блаженный (342—419/420) (4 век). Цитаты по теме еретиков. 05-01-2016 10:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Против еретиков, об еретиках.
 

Иероним Блаженный. Две книги толкований на пророка Михея. Книга первая.

Следующими словами: «ибо изошло бедствие от Господа на врата Иерусалима», и маркиониты и манихеи пользуются как доказательством того, что Бог Ветхого Закона есть будто бы устроитель зла. Так скажем и мы с своей стороны: бедствия сошли от Господа, как и Спаситель говорит в Евангелии: «я видел сатану падающим с неба, как молнию» (Лук. X:18.) Подобно тому как там упал с неба денница, восходящий утром (Ис. XIV:12), и был низвержен на землю тот, который посылал (или: был послан) к народам, — так и эти бедствия, павшие от Господа, и пришедшие во вратам Иерусалима прежде чем ниспасть, не были бедствиями, а потому они стали бедствиями, что низверглись от Бога.

Иероним Блаженный. Две книги толкований на пророка Михея. Книга первая.

или почитали идолов вместо Бога, или пригвоздили ко кресту Сына Божия. Если же то, что́ говорится согласно [переводу] Семидесяти, мы пожелаем принимать в отношении к еретикам, которые поистине суть лжепророки и утверждают, будто бы так говорит Господь, а Господь и не посылал их; то мы не погрешим [в этом]. В самом деле ведь еретики иногда обманывают народ Божий и делают, что поедают людей, или [тем] что просто принимают от них дары, или [тем, что] в тайне погубляют их души; они обещают этим [людям] мир и царствие небесное и говорят, что нет необходимости жить воздержно и свято: имей [лишь] веру, которую мы проповедуем, и наследуешь все обетования Божии. Проповедуя так, они скорее возбуждают против людей гнев Божий и предуготовляют на них войну. Посему, о еретики, воображающие себя обладателями пророческого слова и подражающие Церкви Божией! тьма ночи будет там, где вы думаете, что есть видение, и дух нечистый говорит там, где вы хвастаетесь пророческим предсказанием.

Иероним Блаженный. Две книги толкований на пророка Михея. Книга вторая.

Под ними мы можем разуметь или вражеские силы или же главных еретиков, каковыми были Маркион и Василил, а в более позднее время Арий и Евномий.

Иероним Блаженный. Книга толкований на пророка Наума.

Взгляни на Платона, посмотри на Демосфена, на Туллия, философа и вместе оратора, обрати внимание на ересеархов, к которым принадлежали Валентин, Маркион, Вардесан, Татиан, — и ты не будешь сомневаться.

Иероним Блаженный. Книга толкований на пророка Наума.

Симмах яснее перевел: «они не выдержат нападения второго бедствия», Феодотион: «не восстанет второе бедствие». Это в иносказательном смысле (juxta tropologiam) сказано против Маркиона, о котором мы выше сказали, и всех древних еретиков, которые, измыслив какого-то доброго Бога, говорят, что Он сам совершит разрушение мира, и ставят в укор Богу Закона, как бы жестокость, то, что Он многих карает и налагает наказания за грехи.

Иероним Блаженный. Книга толкований на пророка Наума.

Поэтому Манихей, с целью избавить Бога от создания зла, измышляет другого виновника зла. Поэтому Новат отрицает возможность прощения, чтобы отвергнуть покаяние.

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Даниила.

Также то нужно сказать, что все еретики, сочиняющие лжеучения с блеском мирского красноречия, делают золотой истукан и всячески стараются убедить, чтобы падали и покланялись идолу лжи.

Иероним Блаженный. О знаменитых мужах.

Глава 29. ТАТИАН

Татиан, обучавший людей ораторскому искусству и завоевавший немалую славу в искусстве риторики, был последователем Иустина-мученика. Но позднее, наполнившись величием красноречия, он создал новую ересь, которая зовется ересью энкратитов, впоследствии укрепленную Севером, так что члены этой секты зовутся северианами и по сей день. Помимо этого Татиан написал бесчисленное множество книг, одна из которых - "Против язычников" - дошла до нас и считается наиболее значительной из всех его работ. Жил он во времена правления Марка Антонина Вера и Луция Аврелия Коммода.
Глава 33. ВАРДЕСАН ИЗ МЕСОПОТАМИИ

Вардесан из Месопотамии входит в число выдающихся людей. Сначала он был последователем Валентина, а позднее его оппонентом и сам создал новую ересь. Вардесан почитается среди сирийцев за блестящий талант и страстность в споре. Он написал множество трудов против почти всех ересей, возникших в то время. Наиболее значительной и сильной его работой считается книга "О судьбе", адресованная Марку Антонину. Многие другие труды о гонениях на христиан его последователи перевели с сирийского языка на греческий. Поистине, если столько силы и великолепия в переводе, сколь же велик должен быть оригинал!

Глава 53. ТЕРТУЛЛИАН

Тертуллиан, пресвитер, считающийся сейчас главным латинским автором после Виктора и Аполлония, уроженец города Карфагена в африканской провинции, сын проконсула или центуриона, был человеком с сильным и энергичным характером. Он жил во времена правления императоров Севера и Антонина Каракаллы и создал множество трудов, которые мы не будем упоминать, т.к. они широко известны. Я сам встречал одного Павла, пожилого человека из итальянского города Конкордии, который в молодости был секретарем благословенного Киприана, в то время уже бывшего в почтенном возрасте. Он сам видел, что Киприан не проводил и дня без чтения Тертуллиана и часто говорил: "Дайте мне учителя", имея в виду Тертуллиана.

Тертуллиан был пресвитером церкви до середины жизни, а затем, гонимый завистливыми и злобными священниками Римской церкви, обратился к учению Монтана и упоминал новое пророчество во многих своих книгах.

Он создал труды, направленные против церкви: "О скромности", "О гонениях", "О постах", "О единобрачии", шесть книг "Об экстазе" и седьмую - против Аполлония. Говорят, что он дожил до глубокой старости и написал множество небольших работ, которые не сохранились до наших дней.

Глава 70. НОВАЦИАН

Новациан, пресвитер Рима, попытался узурпировать священнический трон, занимаемый Корнелием, и провозгласил догмат новациан, или, как они называются по-гречески, катаров, который запрещал принимать в лоно церкви раскаявшихся вероотступников, в противовес доктрине Новата - пресвитера при Киприане. Новациан написал такие труды, как "О Пасхе", "О субботе", "Об обрезании", "О духовенстве", "О молитве", "О пище иудеев", "Об усердии", "Об Аталле" и о многом другом. Среди его работ особо выделяется сочинение "О Троице", нечто вроде краткого изложения труда Тертуллиана, которое многие ошибочно приписывают Киприану.

Глава 93. ДОНАТ

Донат, последователи которого - донатисты - появились в Африке в правление императоров Константина и Констанция. Он утверждал, что Священное Писание было дано христианами язычникам во время гонений, и своей убедительностью ввел в заблуждение почти всю Африку, особенно Нумидию. Сохранились многие из его еретических книг. Среди них "О Святом Духе", произведение в русле учения ариан.

Глава 97. ФОРТУНАТИАН

Епископ Аквилеи Фортунатиан, африканец по рождению, в царствование Констанция составил краткие комментарии к Евангелиям, разбитые на главы и написанные простым стилем. Фортунатиан является объектом всеобщей неприязни, потому что, когда Либерии, епископ Римский, был отправлен в ссылку за веру, Фортунатиан настойчиво убеждал его присоединиться к ереси.

Глава 104. АПОЛЛИНАРИЙ

Аполлинарий, епископ Лаодикии в Сирии, сын пресвитера, в юности посвятил себя прилежному изучению грамматики. Позднее сочинил огромное количество книг о Священном Писании. Умер при императоре Феодосии. Сохранилось тридцать его книг против Порфирия, которые считаются лучшими среди его работ.

Глава 119. ДИОДОР

Диодор, епископ Тарсийский, пользовался огромной известностью, еще будучи пресвитером Антиохии. Существуют его комментарии к Посланиям Апостолов, так же как и другие работы в манере Евсевия Великого Эмесского, взглядам которого он следовал, но чье красноречие не мог перенять по причине незнания мирской литературы.

Глава 120. ЕВНОМИЙ

Евномий, епископ Кизика и член партии ариан, впал в такое богохульство в своей ереси, что провозгласил публично то, что другие скрывали. Говорят, что он еще живет в Каппадокии и много пишет против церкви. Ему отвечали Аполлинарий, Дидим, Василий Кесарийский, Григорий Назианзин и Григорий Нисский.

Глава 121. ПРИСЦИЛЛИАН

Присциллиан, епископ Авиланский, принадлежал к партии Гидатия и Ифация и был казнен в Трире при тиране Максиме. Он опубликовал множество небольших работ, часть которых дошла до нас. Некоторые все еще обвиняют его в грехе гностицизма, т.е. в ереси Василида или Марка, о которых пишет Ириней, в то время как его защитники утверждают, что он вовсе не придерживался таких взглядов.

Глава 122. ЛАТРОНИАН

Латрониан Испанский, человек большой учености, в деле стихосложения достойный сравнения с поэтами древности. Был, так же как и Присциллиан, Фелициссим, Юлиан и Евкротий, казнен в Трире, ибо вместе с ними создавал ереси. Существует много плодов его гения, написанных различным слогом.

Глава 123. ТИБЕРИАН

Тибериан Ватиканский, отвечая на обвинения в том, что он разделяет ересь Присциллиана, написал оправдание, которое отличают напыщенность языка и смесь стилей. Но после смерти друзей, охваченный одиночеством изгнания, он вновь изменил свои взгляды, как об этом сказано в Священном Писании: "Пес возвращается на блевотину свою", - и женился на монахине, деве, предназначенной Христу.

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Даниила.

Если бы ересь ариан обратила благочестивое внимание на все это, то не взвела бы на Сына Божия клеветы в неравенстве.

Иероним Блаженный. Одна книга толкований на пророка Иоиля.

и все, что было прекрасного в церкви, они принесли в жертву своим заблуждениям Еретик продает грекам или язычникам сынов Иуды и сынов Иерусалима, то есть всех тех, коих он обольстил и заставил покланяться его идолам, и делает их из христиан язычниками, чтобы удалить их из пределов их, в которых они родились о Христе, и чтобы они пребывали не в Иудее и не к исповедании истины, а в заблуждении языческом.

Иероним Блаженный. Письмо к Памахию о наилучшем способе перевода.

Один называет тебя еретиком, другой — исказителем догматов. Ты молчишь и не осмеливаешься отвечать; зато чернишь переводчика, придираешься к слогам: словом, бьешь лежачего и считаешь это достаточной защитой. Допустим, что я ошибся или что-то пропустил в переводе. Вокруг этой оси и вертятся все твои мысли, — это и есть твоя защита. По-твоему, если я дурной переводчик, то ты и не еретик? Говорю так не потому, чтобы я считал тебя еретиком: пусть так думает тот, кто обвинил тебя, и убежден в этом тот, кто написал письмо.

Иероним Блаженный. Разговор против Люцифериан.

Недавно один последователь Люцифера, в нестерпимо болтливом споре с другим, питомцем церкви, высказал чисто собачье (по злости) красноречие. Он утверждал, что диавол овладел всем миром, и что церковь, как это уже в обычае у них говорить, обратилась в публичный дом. А тот напротив, хотя и разумно, но неуместно и не во время, доказывал, что Христос умер не без причины, что Сын Божий сходил (с неба) не для одного смрадного кожуха. И до чего? — Когда зажженные по улицам фонари разорвали круг их слушателей и ночь прекратила нескладный спор, они разошлись чуть не заплевав друг другу лица, а присутствовавшие, однако же, при этом предложили на следующее же утро собраться в уединенном портике; когда все сошлись туда по условию, решено было записать речь того и другого через скорописцев.

Итак, когда все уселись, люцифериан Елладий сказал: Я хочу, чтобы ты мне ответил, прежде всего, христиане ли ариане, или нет?

— Я, отвечал Православный, дам тебе более широкий вопрос: христиане ли все вообще еретики? Люцифериан сказал: Кого ты назвал еретиком, о том сказал уже, что он не христианин. Православный. Итак, еретики все не христиане?

Иероним Блаженный. Разговор против Люцифериан.
Но ты говоришь: он в простоте веровал в Отца и Сына и Святого Духа, и потому получил крещение. Что это, спрашиваю тебя, за простота — не знать, во что веруешь? В простоте веровал... Чему веровал? Конечно, слыша три имени, он уверовал в трех богов, и сделался идолопоклонником; или под тремя словами уверовав в треименного Бога, впал в ересь Савеллия. Или научившись от ариан, он уверовал, что один истинный Бог есть Отец, а Сын и Дух Святой суть твари. Во что кроме этого он мог уверовать, не знаю: разве, если уже успел получить образование в Капитолии, изучил Троицу homousion. Узнал, что Отец, Сын и Святой Дух отдельны не по естеству, а по лицам? Узнал, что имя Сына в Отце, и имя Отца в Сыне? Но крайне смешно утверждать, чтобы кто-нибудь входил в рассуждения о вере прежде, чем уверовал, чтобы знал таинство прежде, чем был посвящен в него; чтобы иначе мыслил о Боге крестящий, иначе крещаемый.

Иероним Блаженный. Разговор против Люцифериан.
Притом, в то самое время, когда разнесся в народе слух, что в изложении (веры) есть обман, Валент, епископ мурзенский, подписавший его, в присутствии Тавра претора, находившегося на соборе по повелению императора, исповедал, что он не арианин и что он глубоко презирает арианские богохульства. Но так как это произошло втайне, молва народная не улеглась. Поэтому в другой день, когда в церковь ариминскую собрались вместе епископы и множество народа, Музоний, епископ области бизаценской, которого ради возраста все считали первенствующим, сказал следующее: «Мы прикажем одному из нас прочитать вашей святости то, что разгласилось в народе и дошло до нашего слуха, чтобы все единогласно осудили, что дурно и должно быть удалено от ушей и сердца нашего.» Все епископы дали ответ утвердительный. Когда же Клавдий, епископ области пиценской, начал по общему приказанию читать те хулы, которые приписывались молвою Валенту, — Валент, признавая их своими, возвысил голос и сказал: «Кто утверждает, что Христос Господь, Сын Божий, не рожден от Отца прежде век, да будет анафема.» Все отозвались: да будет анафема. Кто отрицает, что Сын подобен Отцу по писаниям, да будет анафема. Все отвечали:«да будет анафема. Кто скажет, что Сын Божий не совечен Отцу, да будет анафема.» Все возгласили: «да будет анафема. Кто скажет, что Сын Божий творение, как и прочия твари, да будет анафема.» Тоже сказали: «да будет анафема. Кто скажет, что Сын из несущаго, а не от Бога Отца, да будет анафема.» Все возгласили: «да будет анафема. Кто скажет, что было время, когда Сына не было, да будет анафема.» С таким своего рода рукоплесканием и топаньем ногами, все епископы и вся церковь вместе выслушали объяснение Валента. Если кто считает это за нашу выдумку, тот пусть пороется в публичных архивах.

Иероним Блаженный. Разговор против Люцифериан.
И так, когда все превозносили Валента похвалами до небес, и с раскаянием осуждали свое подозрение в отношении к нему, тот же Клавдий, который выше начал чтение, сказал: «есть еще нечто, упущенное из виду господином и братом моим Валентом; если вам угодно, обсудим сообща и это, чтобы не осталось никакого недоумения. Кто скажет, что Сын Божий, хотя и есть прежде всех веков, но не прежде всякаго совершенно времени, так что Ему нечто предшествовало, да будет анафема.» Все сказали: «да будет анафема.» И многое другое, казавшееся подозрительным, осудил Валент по указанию Клавдия. Кто хочет узнать об этом подробнее, пусть прочитает в актах ариминскаго собора, откуда и мы заимствовали рассказанное. После этого события собор закрылся. Все радовались, возвращаясь в свои области; потому что и император и все добрые люди заботились о том, чтобы связать взаимным общением восток и запад. Но злодеяния долго не таятся и худо перевязанная рана раскрывается сама собою.Валент, Урзаций и прочие сообщники их непотребства (достойные т. е. священники Христовы) стали вслед за тем хвастаться своею победою, утверждая, что они не отрицали, что Сын есть творение, а отрицали, что он подобен другим тварям. Уничтожением-де слова usia провозглашено осуждение никейской вере. Весь мир был глубоко огорчен, и изумился, увидев себя арианским.

Иероним Блаженный. Разговор против Люцифериан.
Все епископы, лишенные своих кафедр, благодаря снисходительности нового императора, возвращаются к церквам. В то время Египет принял к себе снова своего победоносца Афанасия; церковь гальская заключила в свои объятия возвращавшегося со сражения Илария; по случаю возвращения Евсевия, сбросила траурные одежды Италия.

Иероним Блаженный. Разговор против Люцифериан.
Л. А разве и в то время были приняты ариане? Скажи же, кто такие. Пр. Евсевий, епископ никодимийский, Феогний, епископ никейский, Сарас, бывший тогда пресвитером Ливии, Евсевий, епископ Кесарии каппадокийской, и другие, которых долго пересчитывать. Да и сам глава их и виновник всего зла пресвитер Арий, диакон Езоий, бывший после Евдоксия епископом антиохийским, и чтец Ахилл. Эти три клирика александрийской церкви и были основателями той ереси.

Л. Но если бы кто стал утверждать, что они не были приняты, чем бы можно изобличить его?

Пр. Есть еще в живых люди, присутствовавшие на том соборе. А если этого мало (так как по причине давности времени такие люди уже редки и найти свидетелей во всяком месте нельзя), прочитаем акты и епископские подписи никейскаго собора; и найдем, что между другими подписали homousion и те, которые, как мы выше сказали, были приняты.

Иероним Блаженный. Разговор против Люцифериан.
Пр. Так как Иларий, будучи диаконом, отпал от церкви, и сам по себе полагая, что в мире беспорядок, не мог совершать евхаристии, потому что не имел епископов и пресвитеров: то без евхаристии не мог и крестить.

Иероним Блаженный. Разговор против Люцифериан.
То Симон волхв и ученик его Мианндр выдавали себя за силы Божии; то Василид выдумал верховного Бога Abraxas, с тремястами шестьюдесятью пятью рождениями; то Николай, бывший одним из семи диаконов, днем и ночью вступая в браки, грезил о гнусных и постыдных для слуха совокуплениях. Умалчиваю о еретиках иудейства, ниспровергнувших преданный закон; умалчиваю о том, что глава самаритян Досифей отверг пророков, — что саддукеи, происшедшие от его поколения, отрицали и самое воскресение тела, — что фарисеи, отделившиеся от иудеев из-за ненужных обрядностей, приняли от отделения самое имя, что иродиане приняли за Христа царя Ирода. Перехожу к тем еретикам, которые разодрали Евангелия. Читаем о некоем Сатурнине, об офитах, каинеях, сетфоитах, Карпократе, Керинфе, последователе его Евионе и о других язвах, из коих очень многие обнаружились еще при жизни апостола Иоанна; но не читаем, однако же, чтобы кто-нибудь из них был перекрещиваем. Поелику мы упомянули о таком муже, то из самого Апокалипсиса его приведем доказательство, что еретикам должно быть дозволяемо покаяние без крещения.Ангелу Ефеса вменяется в вину оставленная любовь. Ангелу пергамской церкви делается упрек за ядение идоложертвенного и за учение николаитов. У ангела фиатирского порицается пророчица Иезавель, пища идолов и любодеяния. И, однако же, всех их Господь увещевает к покаянию, под угрозою только наказания, если не обратятся. Не побуждал бы Он их к покаянию, если бы не прощал кающихся. Сказал ли Он, чтобы крещенные в николаитской вере были перекрещены, или чтобы возложены были руки на тех, которые в то время между пергамлянами так веровали, которые держались учения Валаамова? Нисколько; но говорит: «покайся; аще ли ни, прииду тебе скоро, и брань сотворю с тобою мечем уст моих» (Апок. 2:16). Но если бы ученики Илария и те, которые остались овцами без пастыря, стали ссылаться на места Писания, которые указал блаженный Киприан в пользу перекрещивания еретиков в своих письмах: то пусть знают, что он выставлял эти места, не угрожая анафемою тем, которые не захотели ему следовать. Он остался в общении с теми, которые не соглашались с его образом мыслей; а только старался убедить, по поводу Новата и многих других появившихся в то время ересей, не принимать от него никого без осуждения его заблуждения. Свое объяснение, которое имел он по этому предмету со Стефаном, первосвященником римским

Иероним Блаженный. Разговор против Люцифериан.
Прежде чем состоялся собор ариминский, прежде чем был изгнан Люцифер, — Иларий, будучи диаконом римской церкви, принимал приходящих еретиков с тем крещением, которое они получили прежде. Разве, быть может, только ариане еретики, и только крещенного ими нельзя принимать, а крещенного другими можно! Ты же, Иларий, был диаконом, и принимал крещенных манихеями; ты был диаконом, и одобрял крещение Евиона. А после того, как появился Арий, ты вдруг изо всех сил стал держаться противного. Ты отделяешься со своею челядью, и открываешь новую баню. Если бы тебя крестил какой-нибудь ангел или апостол, не упрекнул бы я тебя, что следуешь ему. Но если ты рожден в лоне моем, если вскормлен молоком груди моей, и поднимаешь меч на меня: то отдай назад, что я дала, и потом, если можешь, будь христианином.

Иероним Блаженный. Разговор против Люцифериан.
Не храню в чистоте единобрачия, но такова была я и при твоем зачатии: прелюбодействую с Арием, но прелюбодействовала и прежде с Праксеем, Евионом, Керинфом, Новатом. Ты заключал в свои объятия, ты принимал уже в дом своей матери прелюбодеев. Не знаю, чем оскорбляет тебя один прелюбодей.

Иероним Блаженный. Разговор против Люцифериан.
следует твердо держаться той церкви, которая, будучи основана апостолами, продолжает свое существование до настоящего дня. Услышишь где-нибудь о таких, которые, считая себя Христовыми, приняли имя не от Господа Иисуса Христа, а от кого либо другого, как например о Маркионитах, Валентинианах, Монтенсах или Кампитах, знай, что то не церковь Христова, а синагога антихриста. Ибо то самое, что они появились после, указывает в них тех, о которых предвозвестил в будущем апостол. И пусть не льстят они себе тем, что находят, по-видимому, подтверждение своих слов в Писаниях: потому что и диавол говорил нечто от Писаний; и сущность Писаний не в чтении, а в понимании. Иначе, если бы мы следовали только букве, могли бы и сами сложить для себя новый догмат, утверждать хоть бы, что не должно-де принимать в церковь таких, которые носят обувь и имеют по две рубахи.

Иероним Блаженный. Толкование на книгу пророка Авдия.

Поэтому случается так, что те, которые или мужественно выдержали гонение или избежали его вследствие страха, снова заключаются в темницу заблуждений, будучи обольщены превратными учениями, и это бедствие бывает худшим, нежели бывшее от язычников, потому что легче спасти попавшего в руки язычников, нежели опутанного сетями пустословия еретического.

Иероним Блаженный. Толкование пророка Аввакума к Хроматию.

вопреки извращенному учению Монтана, так что не говорит, как безумный, и не издает бессмысленных звуков подобно безумным женщинам.

Иероним Блаженный. Толкование пророка Аввакума к Хроматию.

Я думаю, что резное и литое изображение — это догматы извращенные, которые составляют предмет почитания со стороны тех, которые их измыслили. Вот посмотри на Ария, измыслившего себе резного идола твари и почитавшего свое собственное измышление. Посмотри на Евномия, который вылил себе ложный образ и преклонял выю свою пред этим вылитым истуканом.

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Амоса. Книга первая.

философских аргументов. Так, наприм., дверью называется тот, кто зачал и родил лжеучения, как Арий в Александрии, а затворами и крепкими запорами этой двери были Евтихий и Евномий, которые старались изобретенные другими лжеучения подкрепить посредством силлогизмов и энтимем или, скорее, посредством софизмов и обманчивых умозаключений (рreudomenиs) и соритов. И когда будут сокрушены и разрушены затворы Дамаска

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Амоса. Книга первая.

На этом месте старается построить свою ересь Татиан, вождь энкратитов, утверждая, что не следует пить вина, потому что и законом заповедано, чтобы назореи не пили вина, и теперь обвиняются пророком те, которые поят назореев вином. Поэтому те, кои во всем следуют букве и вносят иудейские басни в церкви Христовы, должны и растить волосы, и не есть сушеного и зеленого винограда, и не подходить к умершим отцу и матери; а если они по слабости человеческой или по необходимости сделают это, то должны остричь головы, и пропадут все дни посвящения и труда их.

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Амоса. Книга первая.

Маркион [измыслил] благого и праздного бога; Валентин тридцать эонов (αὶωνας) и последнего из них, Христа, которого он называет ἐκτρῶμα, то есть преждевременно явившимся (аboritivum); так Василид, который всемогущего Бога называет странным именем ᾿Αβρἀξας, говорить, что соответственно значению греческих букв и числу дней года, заключающихся в круговом обращении солнца, это тот же самый Бог, которого язычники называют именем Митры (Μείθρας, выражающим тоже число, но другими буквами. Преклоняются также пред испанскими нелепостями относительно Бальзама и Барбела.

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая.

Эти телицы говорят своим господам: «принесите, и мы будем пить». Господами их или князьями превратных учений мы можем назвать Валентина, Маркиова, Ария и Евномия или тех, кои чрез многочисленные сочинения подкрепляют худые измышления других.

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая.

Отсюда еретики выводят заключение о сотворении Духа Святого следующим образом: Он творит Дух и возвещает среди людей о Христе Своем; следовательно, первый был сотворен, а о втором возвещается среди народов.

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья.

Но заметим, что многие христианские цари, преследовавшие церковь Божию и старавшиеся во всем мире утвердить арианское нечестие, своими преступлениями превосходят Иеровоама, царя израильского.

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Осию к Памахию.

Впрочем, мне не безызвестно, дорогой Паммахий, что [вопрос этот] многими церковными [писателями] опускался, а из пытавшихся разъяснить его у греков я встретил Аполлинария Лаодикийского, который во время юности своей составил краткие толкованьица на этого и на других пророков, впоследствии же его упросили написать более подробное [толкование] на Осию. Книга эта была в наших руках. Но и она, вследствие чрезмерной краткости, не может приводить читателя к полному пониманию. Ориген написал небольшую книжечку об этом пророке, которой дал заглавие: παρὶ τοῦ πῶς ὠνομάσθη ἐν τῶ ᾿Οσηὲ Εφραῖμ, то есть: почему у Осии называется Ефрем, желая показать, что все то, что говорится против него, должно быть относимо к лицу еретиков, и другую книгуἀκέφαλον καὶ ἀτάλεστον, потому что она не ИМЕет НИ начала, ни конца. Читал я также очень длинный трактат Пиерия, который был изложен им в вступлении к этому пророку в день навечерия страстей Господних в импровизированной и красноречивой речи. И Евсевий Кесарийский в восемнадцатой книгеΕὐανγελικῆς ᾿Αποδείξεως (Доказательства Евангелия) говорит кое-что о пророке Осии. Поэтому, когда я, около двадцати лет тому назад, по просьбе святой и досточтимой тещи или, лучше, матери твоей Павлы (ибо первое имя по плоти, а второе по духу, — она всегда горела любовию в монастырям и Писаниям), был в Александрии, то увиделся с Дидимом, и часто слушал этого, ученейшего мужа своего времени, и попросил его восполнить то, чего не сделал Орвген, и написать толкования на Осию. Он, по моей просьбе, продиктовал три книги [толкований на Осию] и пять других на Захарию. Ибо и на последнего Ориген написал только две книги, объяснив едва третью часть с начала книги до видения колесниц (Зах. гл. 6). Это я говорю для того, чтобы ты знал, что на поле [толкований] на этого пророка я имел предшественников, которым однако, — признаюсь откровенно, а не вследствие гордости (как постоянно шипит один из моих друзей), пред твоею мудростию, — я не во всем следовал, так что я скорее был судьею их труда и высказывал свои собственные мнения по частным пунктам и то, что едва мог узнать от одного — другого из еврейских учителей. Ибо таковые у них [евреев] составляют уже редкость, потому что все преданы удовольствиям и деньгам, и более заботятся о чреве, нежели о сердце, и считают себя искусными в том, чтобы в аптекарских лавках злословить дела каждого.

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Осию к Памахию. Книга первая.

Еретики имеют матерью своего нечестия высокомерие, потому что они постоянно хвастаются высшим знанием и неистовствуют в своих укоризнах против Церкви. Но изнеможет высокомерие их, и одинаково падут как народ, так учители, а также и Иуда, который по-видимому находится в доме Божием, но пребывает в Церкви не духом, а телом, и, сходясь в воззрениях с еретиками, разделяет их заблуждения; он тщетно выставляет ручательством имя Церкви, потому что и он будет наказан вместе с еретиками.

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Осию к Памахию. Книга вторая.

по удалении из Церкви и по попрании истинной веры, обыкновенно восклицают и говорят: это день нашего царя, например Валентина, Маркиона, Ария и Евномия. Слыша это, те, которые стоят во главе их, не [просто] упояются вином, что́ можно было бы считать не тяжким грехом, но неистовствуют от вина

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Осию к Памахию. Книга вторая.

Редко еретик любит чистоту, и все те, которые притворяются соблюдающими целомудрие, как Манихей, Маркион, Арий, Татиан и восстановители старой ереси, обещают мед полными яда устами, но что они тайно делают, о том, по апостолу (Ефес. гл. 5), стыдно и говорить.

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Осию к Памахию. Книга вторая.

из-за этой, говорю, пшеницы и вина еретики рассекаются [на различные партии] и устраивают у себя различные скинии, или отсекаются от тела Церкви и притворяются помышляющими о законе Божием, и поучающимися в нем. Делая это, они удаляются от Господа, который вразумлял их в Церкви и давать им силу для борьбы с врагами. Но они умышляли злое на Господа, измышляя нечестивейшие ереси, и возвратились, в состояние язычников, чтобы быть без боговедения и без ига, или снова обратились в небытие, — не в том смысле, что они перестали существовать, а в том, что по сравнению с Тем, который говорит Моисею: иди, скажи народу израильскому

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Осию к Памахию. Книга вторая.

Он не будет больше любить их, пока они будут оставаться в своем заблуждении, и все князья их отступили от Бога или непокорны, как Валентин, Маркион и прочие, однако мы можем также сказать, что князья еретиков — это демоны

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Осию к Памахию. Книга вторая.

Вместо кумиров LХХ перевели (столпы), то есть статуи или истуканы (titulos), воздвигаемые собственно демонам или умершим. Так и еретики, когда были насаждаемы и возрастали в доме Божием, назывались виноградником из Сорека и приносили обильные плоды; но впоследствии, чем более они делались многочисленными, тем более умножали жертвенники, так что вместо одного истинного жертвенника построили множество жертвенников своего заблуждении и имели такое обилие кумиров, насколько была обильна земля их.

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Осию к Памахию. Книга вторая.

Таковы были Валентин и Маркион, о которых мы читаем, как о весьма ученых. Таков Вардесан, уму которого удивляются даже философы.

Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Осию к Памахию. Книга третья.

Все это, должно думать, случилось с нею во время плена и бедствий, когда они утратили свое отечество и те, которые избежали меча, были отведены в вечное рабство. Это легко можно объяснить и в отношении к еретикам. Они называются Самариею, потому что хвастаются соблюдением заповедей Божиих, — не потому, что они соблюдают закон Его, но утверждают так подобно расколу новациан, которые также называют себя καθαρούς, то естьчистыми, будучи самыми нечистыми из всех, так как они отвергают покаяние, чрез которое очищаются грехи согласно с написанным: омыеши мя, и паче снега убелюся (Псал. 50:9), и у Исаии: измыйтеся, чисти будите (1, 16). Омовением же называется [здесь] не крещение, но всякое покаяние, чрез которое омывается скверна грехов.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Предисловие.

различными составителями и послужили началом разного рода ересей, - каковы Евангелия и от Египтян, и от Фомы, и от Матфея, и от Варфоломея, а также от Двенадцати апостолов и от Василида, и Апеллеса, и прочих, которых было бы трудно и перечислить.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Предисловие.

Когда он был в Азии и когда там уже давали росток семена ересей Керинфа, Евиона и других еретиков, отрицавших пришествие Христа во плоти, - которых он в одном послании своем называет антихристами, которых постоянно поражает [отлучением] апостол Павел, то был подвигнут почти всеми азийскими епископами того времени и представителями многих церквей написать о Божестве Спасителя более возвышенно и - так сказать - проникнуть к самому Слову Божию через полет [мысли] не столько дерзновенный, сколько счастливый.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга первая.

Пусть это слушают растерзывающие на части Ветхий Завет (Vetus Instrumentum) Маркион, Манихей и прочие еретики и пусть узнают, что Спаситель называется сыном Давида; в самом деле, если Он не родился во плоти, то каким образом Он называется сыном Давида?

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга вторая.

Заметь, что апостолы Спасителя первые разрушают букву закона вопреки мнению евионитов, которые отвергают Павла как преступника закона, хотя остальных апостолов принимают.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга вторая.

Те - мать Моя, которые ежедневно порождают Меня в душах верующих; те - братья Мои, которые творят дела Отца Моего. Итак, Он не отрицал Матери Своей, как полагали Маркион и Манихей, чтобы думали, будто Он родился от какого-то воображаемого существа.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга вторая.

Эту притчу Валентин употребляет для доказательства своей ереси; он вводит учение о трех природах: духовной; естественной, или душевной, и земной, хотя здесь [в притче] указывается четыре: одна - при дороге, другая - каменистая, третья наполнена тернием, а четвертая - плодоносной землей. Мы на немного времени оставляем толкование Господа ученикам, желая услышать то, что говорится в тайне.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга вторая.

Если, - по мнению Маркиона и Манихея, - Господь наш не родился от Девы, а был видим только как призрак, то каким образом апостолы в настоящую минуту выражают страх, не явился ли им призрак.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга третья.

Однако о Боге часто говорится, что Он сомневается, чтобы сохранилась свобода воли в человеке. Спросим Ария и Евномия. Вот об Отце [в притче] говорится, что Он не знает и сдерживает свой приговор и, - насколько это понятно вам, - Он [как будто] допустил ложь. Но что бы они ни ответили нам относительно Отца, пусть то же самое разумеют и о Сыне, Который говорит, что не знает дня конца мира.

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга четвертая.

Но так как в некоторых списках она есть, то, кажется, о ней должно и нам вести рассуждение. Арий и Евномий торжествуют, - как будто незнание Учителя составляет для учеников славу, - и говорят: "Не могут быть равными Тот, Который знает, и Тот, Который не знает".

Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга четвертая.

В самом деле, только Создатель душ имеет власть испустить дух. А под духом в этом месте мы должны понимать душу, или потому, что он делает тело жизненным и духовным, или потому, что дух есть сущность самой души, согласно со словами Писания: Отнимешь дух их - умирают. Следует также обратить внимание, что разбойник на кресте, хотя видит весь соблазн страданий Господа, однако исповедует Его Сыном Божиим, а Арий в Церкви проповедует, что Он - тварь.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга первая.

Энкеладом и Порфирионом (или Порфирием), и многоголовая гидра перестала наконец шипеть против нас и настало благоприятное время для того, чтобы не отвечать на козни еретиков, а заняться истолкованием Писаний: то я приступлю к пророку Иезекиилю, трудность [понимания] которого доказывает предание евреев.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга третья.

Разве мы не знаем, что Маркион и прочие еретики, раздирающие Ветхий Завет, презрев Творца, то есть истинного Бога, чтут и поклоняются другому какому-то доброму Богу, которого они сами измыслили? И все современные нам еретики, проповедующие о Сыне, как о творении, и однако поклоняющиеся Ему, оставив храм Божества и обратившись к нему спиною, сами говорят, что они, согласно с своим исповеданием, поклоняются твари.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга четвертая.

та, предвещание которой доставляло большой доход господам [ее] и из которой поведением апостола Павла был изгнан нечистый дух. Но мы так можем сказать, что одни из еретиков в ложных своих учениях провозвещают истину. К числу их принадлежали Пифогор и Зенон, от которого [происходят] стоики, браманы индийцев и гимнософисты ефиоплян, приписывающие своим соплеменникам чудесные действия вследствие воздержания в пище. И справедливо называются они обмазывающими стену и обещающими некоторую твердость; но так как они не имеют приправы Христовой, то тщетен их труд и созидание их погибнет. Ибоаще не Господь созиждет дом, всуе трудишася (или трудятся) зиждущии (Псал.126:1). Другие же, учители чувственных наслаждений и сладострастия, называются сшивающими подушечки и подкладывающими их под всякий локоть руки, [каковы] эпикурейцы и пирронийцы, а у нас Иовиниан и Евномий, которые говорят: да ямы и пием, утре бо умрем (1 Кор. 15:32).

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга четвертая.

не за целый хлеб и не за целостные свидетельства Писаний, но за раздробленные чрез еретическое искажение и за урезанные и умаленные, чтобы обольщать всех святых и увлекать в смерти и стараться дать жизнь чрез ложные обещания. Поэтому благой и милосердый Бог не истребляет самих пророчиц, а разрывает подушечки их, которыми подобно сетям уловляются летающие души, чтобы последние имели полную возможность летать, когда те будут разорваны.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга пятая.

Обыкновенно еретики, принимающие однако Ветхий Завет, выводят заключение из этого места о трех природах: духовной, душевной и земной. Их коротко мы можем спросить: каким образом о трех природах: духовной, душевной и земной, которые, конечно, различны, говорится, что они имеют одну мать и одного отца? Это не согласуется с их измышлением. И как душевная и земная природа, по этому же самому пророку, возвращаются в прежнее состояние, т. е. в духовное? Это также противоречит их рассуждениям. А что под Самарией разумеются ереси, это подтверждается и у Осии пророка, и во многих других местах, а в особенности следующим свидетельством: люте уничижающим Сиона и уповающим на гору Самарийскую, обимаша начатки языков (Амос. 6:1). Ибо все еретики уничижают Сион, который означает сторожевую башню и относится к Церкви, и надеются на гору Самарийскую, т. е. на высокомерные превратные учения, признаваемые высокими, и чрез эти лживые восхваления собирают и опустошают начатки народов, чтобы чудесностию учений всех первенствующих из язычников увлекать к еретическому заблуждению.Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга восьмая.

Некоторые странным образом (однако следует сказать о том, что мы читали) под кормчими разумеют еретических епископов, под советниками пресвитеров, под штурманами архидиаконов, под гребцами и корабельщиками диаконов, пассажиров же относят ко всему народу; а если прибавить диавола, как хозяина корабля, то была бы полная трагедия.

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга девятая.

и пошлю огонь в Тафнис или в Танис и произведу суды в Но, который LХХ перевели:Диосполь, и изолью гнев Мой на Саин, крепость Египта. Фатур значит попрание хлеба, Тафнис — заповедь низкая, Диосполь, вместо которого в еврейском поставлено Но, — покой, Саин — искушение. Этими именами указывается на различные собрания еретиков и всякой лжи, кои попирают и презирают хлеб церковный, и следуют заповеди низкой и не ведущей к небу, и предаются наслаждениям и находятся в покое

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга десятая.

Итак, этот дракон с реками своими, как бы с рогами, набрасывался на весьма многие народы, что́ мы можем разуметь относительно Маркиона, Валентина, Ария, Евномия и прочих ересиархов, которые подражают мужам Церкви, говорящим к Господу Спасителю

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга одиннадцатая.

И все стены падут на землю. Ибо когда явится сильное церковное слово, то падут все опоры еретиков. И призову его, говорит, против него, то есть князя еретиков, Гога, меч по всем горам его, чтобы все начальствующие над войском его были истреблены мечом Господним. Тогда ересь будет вести борьбу против ереси, взаимная борьба которых служит нашею победою. И буду судить его, говорит, смертию или моровою язвою, и кровопролитием, и ливнем сильным и камнями огромными или градовыми. Совершается суд над Гогом чрез смерть его, и чрез кровь, которую он пролил, и чрез ливень сильный, — чрез слова ученого и совершенного мужа, и чрез камни огромные, которые ниспровергают его свидетельствами Писаний, или градовые, охлаждающие пыл его, ибо вси любодеющии, яко пещь сердца их (Осии, 7, 4 и 6).

Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга тринадцатая.

Относительно этого места нам возражают иудеи и евиониты, принимающие плотское обрезание: как мы можем в настоящем месте объяснить необрезанных сердцем и необрезанных плотию, то есть как мы должны в духовном смысле понимать обрезание плоти?


Покаяние еретиков. Перекрещивание еретиков.

 

Иероним Блаженный. Разговор против Люцифериан.
То Симон волхв и ученик его Мианндр выдавали себя за силы Божии; то Василид выдумал верховного Бога Abraxas, с тремястами шестьюдесятью пятью рождениями; то Николай, бывший одним из семи диаконов, днем и ночью вступая в браки, грезил о гнусных и постыдных для слуха совокуплениях. Умалчиваю о еретиках иудейства, ниспровергнувших преданный закон; умалчиваю о том, что глава самаритян Досифей отверг пророков, — что саддукеи, происшедшие от его поколения, отрицали и самое воскресение тела, — что фарисеи, отделившиеся от иудеев из-за ненужных обрядностей, приняли от отделения самое имя, что иродиане приняли за Христа царя Ирода. Перехожу к тем еретикам, которые разодрали Евангелия. Читаем о некоем Сатурнине, об офитах, каинеях, сетфоитах, Карпократе, Керинфе, последователе его Евионе и о других язвах, из коих очень многие обнаружились еще при жизни апостола Иоанна; но не читаем, однако же, чтобы кто-нибудь из них был перекрещиваем. Поелику мы упомянули о таком муже, то из самого Апокалипсиса его приведем доказательство, что еретикам должно быть дозволяемо покаяние без крещения.Ангелу Ефеса вменяется в вину оставленная любовь. Ангелу пергамской церкви делается упрек за ядение идоложертвенного и за учение николаитов. У ангела фиатирского порицается пророчица Иезавель, пища идолов и любодеяния. И, однако же, всех их Господь увещевает к покаянию, под угрозою только наказания, если не обратятся. Не побуждал бы Он их к покаянию, если бы не прощал кающихся. Сказал ли Он, чтобы крещенные в николаитской вере были перекрещены, или чтобы возложены были руки на тех, которые в то время между пергамлянами так веровали, которые держались учения Валаамова? Нисколько; но говорит: «покайся; аще ли ни, прииду тебе скоро, и брань сотворю с тобою мечем уст моих» (Апок. 2:16). Но если бы ученики Илария и те, которые остались овцами без пастыря, стали ссылаться на места Писания, которые указал блаженный Киприан в пользу перекрещивания еретиков в своих письмах: то пусть знают, что он выставлял эти места, не угрожая анафемою тем, которые не захотели ему следовать. Он остался в общении с теми, которые не соглашались с его образом мыслей; а только старался убедить, по поводу Новата и многих других появившихся в то время ересей, не принимать от него никого без осуждения его заблуждения. Свое объяснение, которое имел он по этому предмету со Стефаном, первосвященником римским

 

Иероним Блаженный. Разговор против Люцифериан.
Прежде чем состоялся собор ариминский, прежде чем был изгнан Люцифер, — Иларий, будучи диаконом римской церкви, принимал приходящих еретиков с тем крещением, которое они получили прежде. Разве, быть может, только ариане еретики, и только крещенного ими нельзя принимать, а крещенного другими можно! Ты же, Иларий, был диаконом, и принимал крещенных манихеями; ты был диаконом, и одобрял крещение Евиона. А после того, как появился Арий, ты вдруг изо всех сил стал держаться противного. Ты отделяешься со своею челядью, и открываешь новую баню. Если бы тебя крестил какой-нибудь ангел или апостол, не упрекнул бы я тебя, что следуешь ему. Но если ты рожден в лоне моем, если вскормлен молоком груди моей, и поднимаешь меч на меня: то отдай назад, что я дала, и потом, если можешь, будь христианином.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Иероним Блаженный (342—419/420) (4 век). Цитаты по теме еретиков. | sergeydn82 - Дневник sergeydn82 | Лента друзей sergeydn82 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»