Ипостась, Лицо, Природа, Сущность, Естество. Субстанция и т.д.
Иероним Блаженный. Разговор против Люцифериан.
Но ты говоришь: он в простоте веровал в Отца и Сына и Святого Духа, и потому получил крещение. Что это, спрашиваю тебя, за простота — не знать, во что веруешь? В простоте веровал... Чему веровал? Конечно, слыша три имени, он уверовал в трех богов, и сделался идолопоклонником; или под тремя словами уверовав в треименного Бога, впал в ересь Савеллия. Или научившись от ариан, он уверовал, что один истинный Бог есть Отец, а Сын и Дух Святой суть твари. Во что кроме этого он мог уверовать, не знаю: разве, если уже успел получить образование в Капитолии, изучил Троицу homousion. Узнал, что Отец, Сын и Святой Дух отдельны не по естеству, а по лицам? Узнал, что имя Сына в Отце, и имя Отца в Сыне? Но крайне смешно утверждать, чтобы кто-нибудь входил в рассуждения о вере прежде, чем уверовал, чтобы знал таинство прежде, чем был посвящен в него; чтобы иначе мыслил о Боге крестящий, иначе крещаемый.
Иероним Блаженный. Толкование на книгу пророка Ионы.
Это объяснение они применяют к своей ереси, желая ложно представить антихриста под образом Христа и господствовать над церквами к тех видах, чтобы утучнять чрево и, ведя плотскую жизнь, рассуждать против плоти. Но мы знаем, что тело, принятое от непорочной Девы, было не тлением, а храмом Христовым. Если же обратимся к суждению апостола в послании к Коринфянам (1Кор. 15:44), где тело называется духовным, то, чтобы не показаться наклонными к словопрениям, мы скажем, что восстает то же самое тело и та же плоть, которая была погребена и предана земле; она изменяет только славу, но не изменяет своей природы: ибо надлежит, чтобы тленное сие облеклось в нетление и смертное сие облеклось в бессмертие (1 Кор. 15:53).
Иероним Блаженный. Толкование на книгу пророка Ионы.
Бог по природе милосерд и готов по благости спасти тех, которых не может спасти по правосудию; но мы по своей вине утрачиваем и оставляем всегда готовое и самопредлагающее себя милосердие Божие.
Иероним Блаженный. Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья.
Если же нам будут возражать те, которые утверждают, что Христос не имел человеческой души, но в человеческом теле был Бог вместо души, то пусть они знают, что здесь заключается доказательство действительности (substantiam demonstrari) души во Христе, подобно тому, как и члены тела Его были действительными. У Бога же Отца голова, ноги и прочее, о чем говорится, не составляют членов Его, но этими словами указывается на разнообразные действия; таким же образом и душа не относится к Его существу (non esse substantialem), но означает те сокровенные мысли и планы, чрез которые Бог выражает Свою волю.
Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга вторая.
Итак, хотя рука Божия есть Сын, а перст Божий есть Дух Святый, но сущность Отца и Сына и Святого Духа одна, и пусть не соблазняет тебя неравенство членов, когда единство тела научает [вас].
Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга вторая.
И когда смешение обратилось в одну общую закваску, то эта закваска привела нас не к троякому Богу, а к познанию о едином Божестве. Потому что три меры муки, - так как в каждой из них не различная, а одинаковая природа, - привлекают мысль к единству сущности.
Иероним Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Книга четвертая.
Господь наш есть один и тот же Сын Божий и Сын Человеческий, и соответственно той и другой природе, - божеству и плоти, дает доказательства, то смирения, то величия Своего. Поэтому и в настоящем месте, - хотя Он и человек, который был распят, погребен, заключен в гробе, к которому был привален камень, однако происходящее снаружи показывает, что Он - Сын Божий: скрывающееся солнце, наступившая тьма, потрясшаяся земля, разорвавшаяся завеса, распавшиеся скалы, воскресение мертвых, явления ангелов, - все это от Рождества Его показывает, что Он - Бог.
Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга первая.
Следовательно среди этого огня было подобие четырех животных, — подобие, а не естество. И у четырех животных, которые впоследствии называются четверообразными, одно подобие человека, чтобы обозначить все в мире, одаренное разумом
Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга четвертая.
и под тремя именами, как некоторые полагают, указывает на таинство Троицы, — не потому, чтобы было различие в существе, а потому, что различными именами лучшей пшеничной муки и меду и масла указывается на единую сладость Отца, и Сына и Духа Святого.
Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга девятая.
Поэтому самую грубую ересь представляет собою та, которая во Христе признает только подобие Отца и отвергает естество (naturam). Мы же признаем в Сыне не подобие только, но равенство. Ибо за то и преследовали Его иудеи, что Он не только нарушал субботу, но и делал Себя равным Богу (Иоанн. 5, 18). А где равенство, там одно и тоже естество и существо (natura, substantiа).