• Авторизация


Макарий Великий (300—391) (4 век). Цитаты по вторичным богословским и иным вопросам. 09-08-2015 16:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1)      Церковь. Понимание Церкви.

 

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 2. Духовные беседы. Беседа 12. О состоянии Адама до преступления им Божией заповеди и после того, как утратил он и собственный свой и небесный образ. Сия же беседа содержит в себе несколько весьма полезных вопросов.

Даже и в древности в израильской Церкви была одна Синагога, и была она покрываема Духом; и Духом облекались Израильтяне вместо славы, хотя и не водились Им. Посему, слово «Церковь» говорится и о многих, и об одной душе: ибо сама душа собирает во едино все помыслы, и пред Богом есть церковь; потому что душа сочеталась с небесным Женихом для общения с Ним, и срастворена небесным. Сие же разумеется и о многих душах и об одной. Ибо и Пророк говорит об Иерусалиме.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 2. Духовные беседы. Беседа 52.

Ибо истинно верующие, и пребывая (еще) на земле, служат в горних небесах Господу. А Он, восседая горе на троне величия Своего, снисходит долу, почивая на душах святых, словно на тронах. Ведь они суть члены, и Тело Его - вся Церковь святых; а Он - Глава этой Церкви. Как одна душа пребывает во всем теле и все члены тела управляются ею, так и все святые живут в Духе Божества и Им управляются. И каждый член живет в Ипостаси (Духа) и Божией Душе.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 3. Поучения. Поучение 21. О том, как надо удаляться дурного обычая.

Вот, Он от неба и Он же от земли; вот, Он основание и Он же краеугольный камень. Так Он благоволил совершить, и сущим от земли дал Дух Святой с неба, чтобы вышних и нижних сделать единой Церковью, сливши Божество с человечеством.

 

 

 

2)      Божественная Благодать.

 

Макарий Великий. Семь слов. Слово 1. О хранении сердца.

Основанием Христианству служит то, чтобы человек, если и совершит дела правды, не упокоевался на них, и не почитал себя великим, но был нищ духом; и, если соделается причастником благодати, не думал о себе, будто бы приобрел нечто, не признавал себя чем-то важным и не начинал учить, но при добром странничестве, при хорошем житии, много постясь, странствуя, молясь, став причастником благодати, не высоко ценил душу свою; особенно же тогда, как полагается в нем начаток благодати, пребывал в труде, в жажде, не сознавал себя, как пресытившийся, праведным, или обогатившимся благодатью, но плакал и проливал слезы.

Макарий Великий. Семь слов. Слово 1. О хранении сердца.

Почему, неопытный, возбуждаемый благодатью, думает, что пришедшая благодать овладела всеми составами души, и грех искоренен; тогда как большая часть души обладается грехом, и только одна часть обладается благодатью; и человек обманывается, и пребывает в неведении. Нередко благодать действует в человеке непрестанно, подобно тому, как и глаз в теле.

Макарий Великий. Семь слов. Слово 4. О терпении и рассудительности.

Не может он произвести ни любви к Богу или ближнему, ни кротости, ни смирения, ни радости, ни мира, ни благоустройства помыслов, ни ненависти к миру, ни духовного упокоения, ни вожделения небесных плодов, ни усмирить страсти и сластолюбие; все сие явным образом бывает произведением благодати.

Макарий Великий. Семь слов. Слово 6. О любви.

потому что, если бы и хотел человек, не может истинным образом возделать духовного плода до причастия благого Духа. Но впрочем всякий, совершая течение с терпением и верою, постоянно да принуждает себя, и с горячностию да молит Христа, чтобы получить ему сие небесное сокровище.

Макарий Великий. Семь слов. Слово 6. О любви.

И нередко бывает, что в оное время человек достигает совершенной меры, и становится свободен от всякого греха и неукоризнен; после же сего благодать некоторым образом умаляется, и нисходит на человека покрывало сопротивной силы.

Глава 10. Так рассуждай о действиях благодати: предположи, что взойти на двенадцатую степень есть совершенство, и такая мера иногда бывает доступна; но благодать опять начинает действовать слабее; и сошедши на одну степень, останавливается, так сказать, на одиннадцатой. Открыты ему оные чудеса, и человек изведал их опытно.

Макарий Великий. Семь слов. Слово 6. О любви.

И иногда оное средостение ограды разоряется и сокрушается, а иногда разоряется не вовсе. И такое молитвенное состояние не всегда одинаково; но бывает, что иногда благодать более возгорается, и утешает, и упокоевает, а иногда делается она менее светлою и слабою, как сама благодать домостроительствует сие на пользу человеку. Впрочем, в иные времена приходил я в совершенную меру, вкушал и испытывал оный век, однако же не видел еще ни одного христианина совершенного, или вполне свободного. Хотя иной упокоевается в благодати, делается причастником таин и откровений, доходит до ощущения великой благодатной сладости; однако же и в нем пребывает также грех. Таковые-то по причине преизобилующей благодати и воссиявшего в них света, а я скажу, по неопытности, думали о себе, что они совершенны и свободны. Но я, как сказал, не видел еще ни одного вполне свободного.

Макарий Великий. Семь слов. Слово 7. О свободе ума.

Глава 12. Поелику Христос, первая и естественная благость, ниспослал божественным ученикам дар Духа; то, с сего времени, Божественная оная сила, приосеняя всех верующих и обитая в душах их, стала исцелять их от греховных страстей, избавлять от тьмы и омертвения; потому что, до сего времени, душа была изъязвлена, заключена в темницу и одержима греховным мраком. Конечно и ныне во тьме пребывает душа, которая не сподобилась еще, чтобы обитал в ней Господь, и чтобы сила благого Духа приосенила ее действенно, со всею силою и несомненностию, в тех, кого посетила благодать божественного Духа, вселившись в самых глубинах ума их, Господь делается как бы душею

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 1. Великое послание.

И это для того, чтобы стать ему, как по благодати, так и по праведности, наследником вечной жизни. Ведь как невозможно усвоить возрастание преуспеяния посредством одной лишь Божией силы и благодати, без содействия и усердия (самого) человека, так невозможно и достичь совершенной воли Божией и прийти в (полную) меру свободы и чистоты лишь посредством собственной силы, усердия и настойчивости, без содействия и помощи Святого Духа.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 1. Великое послание.

Ибо понадеялся он, что преуспеяние в добродетелях может быть достигнуто только им самим, без действия (Святого) Духа. Но тот, кто всецело посвящает себя Богу и прилагает, насколько это возможно для пего, собственное усердие и труд, - тот воспринимает от Бога благодать, освобождается от страстей и удостаивается достижения горних высот (Духа) и чистой добродетели.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 2. Духовные беседы. Беседа 15. Беседа сия содержит в себе пространное учение о том, как душе в святости, непорочности и чистоте надобно пребывать пред женихом своим - Иисусом Христом, и еще некоторые весьма поучительные вопросы - например, о том, все ли члены восстанут в воскресение, - и иные многие - о зле, о благодати, о свободном произволении, о достоинстве человеческого рода.

Посему, все вы, соделавшиеся причастниками Духа Христова, ни в чем, ни в малом, ни в великом, не поступайте с пренебрежением, и не оскорбляйте благодати Духа, чтобы не лишиться вам той жизни, которой стали уже причастными.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 2. Духовные беседы. Беседа 24. Состояние христиан подобно купле и закваске. Как купцы собирают земные прибытки, так христиане собирают рассеянные в веке сем помыслы. И как закваска делает кислым все смешение, так греховная закваска проникает весь род Адамов, но Христос влагает в верные души небесную закваску благости.

6. Ибо, если человек не сподобится по вере приять благодать, то неблагопотребен и неспособен он для царствия Божия. И наоборот, кто, прияв благодать Духа, ни в чем не совращается, не оскорбляет благодати нерадением и худыми делами, и таким образом, подвизаясь долгое время, не преогорчит Духа; тот возможет улучить вечную жизнь.

 

 

 

3)      Писание.

 

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 1. Слово 24. О том, как следует понимать духовно все Писание и ничего плотского не мыслить.

Если же для нас было написано, мы должны все понимать духовно и ничего по-иудейски или плотски, потому что Апостол говорит: «Закон духовен»   (Рим. 7, 14). Итак, если было написано о различных войнах, то написано таинственно о теперешних невидимых войнах духов зла, бываемых против души; или было сказано о некоторых историях из-за бываемых ныне душе тайн, или много других слов сказал в Писаниях Дух Святой, как о городах и о некоторых вещах. Все было написано ради теперь бываемого в душе. И хотя тогда они происходили в видимости поистине, но Дух Святой, беря предлоги от всех видимых и всех бываемых тогда, сказал о ныне имеющих случиться в душе.

 

 

 

4)      Писание и Предание.

 

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 1. Слово 62. О молчании (или общей сдержанности).

не скрывай мудрости от других и не отступай от того, чтобы быть наученным; крепко держись старцев, почитая их, как угодников Божиих, за отцов; в тех же, которые моложе тебя, положи начало мудрости и добродетели; и не спорь с друзьями, и не подтрунивай над ними и не насмехайся

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 3. Поучения. Поучение 16. О том, как душа, понемногу воспитуемая благодатью, достигает совершенства.

но если и все Писание они пересказывают наизусть, смысла того, что произносит их язык, они не знают. Как дети по велению учителя затверживают рассуждения великих риторов и устами пересказывают слова мудрецов, а силу слов не знают и по своему неразумению не понимают, что сами же читают или пересказывают, так и выучивающие и пересказывающие Писание, если не воспримут от духовных мужей заключенный в них истинный смысл и не обретут в самих себе живого голоса (то есть самой Божественной силы, внушившей Писание), то они не получили от Писания той помощи, какую надлежало получить. Они еще облечены в ветхого человека, то есть в дух мира, то есть в закон греховный, противоборствующий закону ума (Кол 3, 9; 1 Кор 2, 12; Рим 7, 23).

 

 

 

5)      Человеческая природа, душа, тело. Свойственное человеческой природе. Действие Бога в человеке.

 

Макарий Великий. Семь слов. Слово 5. О возвышении ума.

У кого в попечении, как можно совершеннее, преуспеть в христианской жизни, тем преимущественно надлежит со всею рачительностию позаботиться о смысле, рассудке и о владычественной силе души, чтобы, в точности произведя различение хорошего и худого, и от чистой природы отделив страсти привзошедшие вопреки природе, могли они жить непреткновенно, рассудком пользуясь, как оком, и в состоянии были не соглашаться на побуждения к пороку

Макарий Великий. Семь слов. Слово 5. О возвышении ума.

Подобным же образом, неизглаголанная и недомыслимая благость Христова умаляет, плототворит себя, срастворяется с верными и любящими Христа душами, объемлет их и, по изречению Павлову, бывает с ними един дух (1 Кор. 6, 17), душа, так сказать, в душу и ипостась в ипостась, чтобы таковая душа могла жить Его Божеством, достигнуть бессмертной жизни и наслаждаться нерастленным удовольствием и неизреченною славою.

Макарий Великий. Семь слов. Слово 6. О любви.

потому что неизреченная Божия премудрость в видимых вещах показывает нам тайны и образы, как человеческая природа сама по себе не может показать совершенной красоты добродетелей и духовного благолепия святыни, если не будет ей содействовать Божия рука.

Макарий Великий. Семь слов. Слово 7. О свободе ума.

Глава 12. Поелику Христос, первая и естественная благость, ниспослал божественным ученикам дар Духа; то, с сего времени, Божественная оная сила, приосеняя всех верующих и обитая в душах их, стала исцелять их от греховных страстей, избавлять от тьмы и омертвения; потому что, до сего времени, душа была изъязвлена, заключена в темницу и одержима греховным мраком. Конечно и ныне во тьме пребывает душа, которая не сподобилась еще, чтобы обитал в ней Господь, и чтобы сила благого Духа приосенила ее действенно, со всею силою и несомненностию, в тех, кого посетила благодать божественного Духа, вселившись в самых глубинах ума их, Господь делается как бы душею

Макарий Великий. Семь слов. Слово 7. О свободе ума.

Глава 26. Как по преступлении Адама, когда благость Божия осудила его на смерть, сперва по душе подвергся он смерти, потому что умные чувства души стали в нем угашены и как бы умерщвлены лишением небесного и духовного услаждения; впоследствии же, чрез девятьсот тридцать лет, постигла Адама и смерть, телесная; так ныне крестом и смертию Спасителя, примиренный с человечеством Бог истинно уверовавшую душу, пока она еще во плоти, восстановляет для услаждения причастием небесных светов и тайн, а также Божественным светом благодати и слова дает прозрение и умным ее чувствам; впоследствии же и самое тело облечет бессмертной и нетленною славою.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 1. Слово 50. Скольких и каковых благ удостаивается душа, таинственно приобщающаяся Христу, и какие оружия она должна иметь.

Или как если бы был дом и было бы от земли все его оборудование, ему нужен свет с неба и солнца, а это не из его естества, чтобы он мог иметь благолепие и красоту осиянием света. Таким же образом и человеческое естество, падшее под грех страстей и ставшее в немощи добродетелей, бессильно себе помочь и избежать насилия страстей, чтобы оно могло воздать Небесному Жениху совершенные плоды добродетелей. Поэтому благоволил благой и человеколюбивый Бог Своею многою добротой даровать нашим душам духовное богатство, то есть Духа Христа, не сущего из нашего естества, ибо мы — создание, а Он несоздан, Своим ведением и художеством соделавшего и возделавшего сердца верных, благоукрасил бы их, всем волением отдавших себя духовному Земледельцу, дабы, приняв дождь благодати с неба, они смогли принести духовные плоды и порождения праведности отдать совершенными Небесному Владыке и тогда унаследовать благословение с неба.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 1. Слово 53.

Создавший тело и душу Сам приходит и разрушает всякое местопребывание лукавого и все дела его, совершенные в помыслах (в сердце человека), и обновляет и воссоздает небесный образ в человеке и создает новую душу, так чтобы Адам снова был царем над смертью и господином над тварью. Потому что как в ветхозаветные времена Моисей был назван «спасителем Израиля» и вывел его из Египта, так и ныне истинный Искупитель — Христос входит в самые тайники души и выводит ее из мрачного Египта, освобождая ее от тягчайшего ига и горького рабства.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 1. Слово 61.

В чем заключалась цель пришествия Христова на землю? Первая и величайшая: восстановление чистой природы в человеке и дар: потому что Он восстановил в людях естество первозданного Адама и даровал небесное наследие Духа Святого. Да, великую и чудесную благодать Бог усвоил человеческому роду, освободив людей от мрачной темницы и показав путь жизни и врата, постучав в которые, мы войдем в Царство, освободившись от диавольских уз.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 2. Духовные беседы. Беседа 4. Христиане, чтобы сподобиться им небесных похвал от Бога и от ангелов, должны внимательно и тщательно совершать течение свое на поприще мира сего.

в точности различать доброе и худое, и во всяком случае распознавая, что в чистую природу привзошло несвойственного ей, — жить нам правильно и непреткновенно, и чтобы, пользуясь рассудком как глазом, быть нам в состоянии — не сдружаться и не входить в согласие с внушениями порока, а чрез это, сподобившись Божественного дара, соделаться достойными Господа.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 2. Духовные беседы. Беседа 4. Христиане, чтобы сподобиться им небесных похвал от Бога и от ангелов, должны внимательно и тщательно совершать течение свое на поприще мира сего.

3. Подобным образом и душа, — нося на себе, как бы прекрасный хитон, одежду тела, и имея у себя рассудок, который дает направление всей душе с телом, когда проходит она по лесистым и тернистым стезям жизни, среди тины, огня, стремнин, то есть вожделений и удовольствий и прочих несообразностей века сего, — должна с трезвением, мужеством, рачительностью и внимательностью везде сдерживать и оберегать себя.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 2. Духовные беседы. Беседа 4. Христиане, чтобы сподобиться им небесных похвал от Бога и от ангелов, должны внимательно и тщательно совершать течение свое на поприще мира сего.

в Нем пребывают помыслом, к Нему возносят молитвы, с Ним ходят, и вожделеют любви Господней; так наоборот, души, предавшиеся любви к миру и восхотевшие иметь жительство свое на земле, там ходят, там пребывают мыслию, там живет их ум. А потому, несклонны они к доброму мудрствованию духа, как к чему-то необычайному для нашей природы, разумею же под сим небесную благодать, которой необходимо — войти в состав и в единение с естеством нашим, чтобы могли мы вступить с Господом в небесный чертог царства и улучить вечное спасение.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 2. Духовные беседы. Беседа 26. О достоинстве, драгоценности, силе и делании бессмертной души, и о том, как искушается она сатаною, и получает избавление от искушений. Здесь же присовокуплены некоторые весьма поучительные вопросы.

А если не пребывает в добрых делах, то не благоволит к нему Господь; потому что все естество Адамово удобопреклонно к добру и к злу, восприимчиво к злу, но может не делать зла, если желает.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 2. Духовные беседы. Беседа 27. Беседа сия оканчивает пространное рассуждение, начатое в предыдущей беседе, о достоинстве и состоянии человека христианина; она же научает многому преполезному о произволе, присовокупляя к тому некоторые, исполненные божественной мудрости, вопросы.

И самая природа человеческая, будучи немощна, имеет возможность уклоняться от сопребывающего с нею добра.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 2. Духовные беседы. Беседа 27. Беседа сия оканчивает пространное рассуждение, начатое в предыдущей беседе, о достоинстве и состоянии человека христианина; она же научает многому преполезному о произволе, присовокупляя к тому некоторые, исполненные божественной мудрости, вопросы.

А природе несвободной закон не полагается: ни солнце, ни небо, ни земля не обязаны законом: потому что твари сии имеют несвободную природу, а поэтому и чести не заслуживают, и наказанию не подлежат. Ибо слава и честь уготованы тому, кто удобопреклонен к добру; а также геенна и наказание уготованы той же изменчивой природе, способной избежать зла и преклониться к добру на правую сторону. А ты вот утверждаешь, что человек имеет несвободную природу; следовательно, доброго человека не признаешь достойным похвалы. Ибо кто добр и благотворен по природе, тот недостоин еще похвалы, хотя и достоин любви; не по произволению доброе непохвально, хотя и вожделенно. Достоин же тот похвалы, кто собственным своим рачением, с усилием и борьбою, избрал доброе по свободному произволению.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 3. Поучения. Поучение 18. О Божией непостижимости и о душе.

от преступления Адамова весь человеческий род принял в свое естество, в душу и тело, горькое снадобье смерти, мрака и греха, склонившись к прегрешению, и никто не может излечить и изгнать болезнь и исцелить человечность и умертвить мертвящего нас

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 3. Поучения. Поучение 18. О Божией непостижимости и о душе.

2. Но только Бог имеет силу овладеть душой и направить ее помышления (как предупреждая сказали мы выше), другому же это сделать невозможно. Где, в самом деле, душа? Вот, она вся в теле и вся вне тела, думает о будущем, рассуждает о еще не бывшем. Достойная и верная, она телом на земле, а разумом в небесах; равно и у грешника она на земле телом, а вне его в отдаленнейших краях совершает злое. И достойная, телесно пребывая на земле, на небесах гражданствует разумом (Фил 3, 20), и сущий в небесах Господь образ Свой вложил в тело ее. Слава величию Его, так возлюбившего род человеческий (Ин 3, 16).

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 3. Поучения. Поучение 25. О том, что надо бежать зла, избавиться от тьмы и соединиться с Духом.

Есть благая природа света, разумная и духовная, то есть Бог, и есть природа от произволения темная, то есть духи заблуждения и князь века сего (1 Ин 4, 6; Ин 12, 31; 1 Кор 2, 6). И душа, имеющая малый состав ума и различения, равно как и душа, богатая мыслью, разумением и умным различением, пусть борется и ревнует и стремится и ищет того, чтобы удостоиться союза с природой Божественного небесного и умного света, чтобы он уберег ее от чумы страстей, обучил ее и руководил ею в добром исполнении всех святых заповедей

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 3. Поучения. Поучение 28.

Ибо если, нося "образ перстного", мы ощущаем действие лукавых и постыдных и грязных помышлений, то тем более должно нам, нося образ небесного (1 Кор 15, 49), ощущать действие (энергию) святого и достопоклоняемого Духа.

 

 

 

6)      Ереси, еретики.

 

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 3. Поучения. Поучение 25. О том, что надо бежать зла, избавиться от тьмы и соединиться с Духом.

Все ереси убеждают себя пустозвонными словами, видимостью правого рассуждения и тщеславным мнением о своей праведности; истинные же дети Церкви Христовой обнаруживают себя делами правды и веры и неким действованием, энергией Божественного Духа

 

 

 

7)      Другие апологеты.

 

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 3. Поучения. Поучение 7. О том, что надо христианину умереть для лукавых дел мира.

незаконнорожденные дети, а не сыны" (Евр 12, 8); и в другом месте: все выпавшее на твою долю "как благо прими, зная, что без Бога ничего не бывает" (Дидахе 3, 10; Ориген "О началах" III 2, 7).

 

 

 

8)      Представления о Вселенной.

 

Макарий Великий. Семь слов. Слово 7. О свободе ума.

Глава 14. Как стебль конопли, если недолго колотить его, не будет годен к тому, чтобы прясть из него самые тонкие нити; но чем долее его колотят и чем более вычесывают, тем чище делается он и пригоднее к делу

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 2. Духовные беседы. Беседа 15. Беседа сия содержит в себе пространное учение о том, как душе в святости, непорочности и чистоте надобно пребывать пред женихом своим - Иисусом Христом, и еще некоторые весьма поучительные вопросы - например, о том, все ли члены восстанут в воскресение, - и иные многие - о зле, о благодати, о свободном произволении, о достоинстве человеческого рода.

змея по природе зла и ядовита, почему все змеи таковы; волк привык похищать, и все волки того же свойства; ягненок по простоте похищается, и все они того же свойства; голубь нехитр и невинен, все голуби того же свойства. Но человек не таков. Один — волк хищный, а другой похищается, как агнец, и оба происходят от одного и того же человеческого рода.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 2. Духовные беседы. Беседа 16. О том, что духовные люди подлежат искушениям и скорбям, проистекающим от первого греха.

Солнце есть тело и тварь, но, освещая места зловонные, где есть тина и нечистоты, нимало не терпит, или не оскверняется:

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 2. Духовные беседы. Беседа 27. Беседа сия оканчивает пространное рассуждение, начатое в предыдущей беседе, о достоинстве и состоянии человека христианина; она же научает многому преполезному о произволе, присовокупляя к тому некоторые, исполненные божественной мудрости, вопросы.

А природе несвободной закон не полагается: ни солнце, ни небо, ни земля не обязаны законом: потому что твари сии имеют несвободную природу, а поэтому и чести не заслуживают, и наказанию не подлежат. Ибо слава и честь уготованы тому, кто удобопреклонен к добру; а также геенна и наказание уготованы той же изменчивой природе, способной избежать зла и преклониться к добру на правую сторону. А ты вот утверждаешь, что человек имеет несвободную природу; следовательно, доброго человека не признаешь достойным похвалы. Ибо кто добр и благотворен по природе, тот недостоин еще похвалы, хотя и достоин любви; не по произволению доброе непохвально, хотя и вожделенно. Достоин же тот похвалы, кто собственным своим рачением, с усилием и борьбою, избрал доброе по свободному произволению.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 2. Духовные беседы. Беседа 32. Слава христиан даже ныне пребывает в душах их во время же воскресения обнаружится и прославит тела, по мере их благочестия.

Как тень от тела производится самым телом, однако же не может заменить собою плоть в служении; тень не может перевязать рану, подать пищу, или говорить, но она есть произведение самого тела, и наперед показывает его присутствие: так и ветхий закон есть тень нового завета. Но тень предуказывала истину, а не заменяла собою Духа; потому что облеченный плотью Моисей не мог бы войти в сердце, и совлечь нечистые одежды тьмы, если бы силу лукавой тьмы не сокрушил Дух от Духа, и Огнь от Огня. И обрезание в подзаконной сени указывает на приближающееся истинное обрезание сердца, и омовение законное есть тень истины.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 3. Поучения. Поучение 9. Об испытаниях, терпении и о душевном покаянии.

Как конопля не годится для изготовления из нее тончайшей пряжи, если ее долго не трепать, и чем больше ее треплют, чешут, тем она делается чище и пригоднее

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 3. Поучения. Поучение 23.

В самом деле, как коноплю чем больше треплют, тем она становится тоньше и лучше

 

 

 

9)      Причастие Святому Духу. Обожение.

 

Макарий Великий. Семь слов. Слово 3. О молитве.

Словами же: «внутрь вас царствие», что иное означается, как не то, что небесное веселье Духа в душах достойных выражается явственно? Ибо достойные души чрез действенное общение Духа здесь еще приемлют залог и начатки того наслаждения, той радости, того духовного веселья, которых Святые в царстве Христовом приобщаться будут в вечном свете.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 1. Великое послание.

XIII. 15. Покой же истинных христиан есть искупление от греховных страстей, а также полное и явное вселение Святого Духа в чистое сердце. Поэтому (Апостол) говорит также: «Постараемся войти в покой оный», то есть (он подразумевает, что) подвизающиеся во всех добродетелях и заповедях и верующие в освящение Духа могут удостоиться этого (покоя), «чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» (Евр. 4, И). Поэтому, побуждая и возжигая произволение их к вере, он изрекает: «Да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4, 16)

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 2. Духовные беседы. Беседа 16. О том, что духовные люди подлежат искушениям и скорбям, проистекающим от первого греха.

Подобное сему бывает и при общении души с Духом Святым: душа делается с Ним единым духом. «Прилепляйся же Господеви, един дух есть с Господем» (1 Кор. 6, 17). Сие же бывает, когда человек поглощен самою благодатью.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 2. Духовные беседы. Беседа 26. О достоинстве, драгоценности, силе и делании бессмертной души, и о том, как искушается она сатаною, и получает избавление от искушений. Здесь же присовокуплены некоторые весьма поучительные вопросы.

2. «Вопрос». По пришествии Святого Духа искореняется ли вместе с грехом и естественная похоть?

«Ответ». Прежде сказал я, что и грех искореняется, и человек восприемлет первоначальный образ чистого Адама. Силою Духа и вследствие духовного возрождения человек приходит в меру первого Адама, и становится даже выше его; потому что делается обоженным.

 

 

 

10)  О греховности.

 

Макарий Великий. Семь слов. Слово 2. О совершенстве духовном.

Глава 5. Не от явных только грехов, как то: блуда, убийства, татьбы, чревоугодия, осуждения, лжи, сребролюбия, любостяжания и тому подобных надлежит быть чистою душе — деве, возжелавшей сочетаться с Богом, но гораздо более, как сказали мы выше, от грехов тайных, то есть, от похоти, тщеславия, человекоугодия, лицемерия, любоначалия, лести, злонравия, ненависти, неверия, зависти, самолюбия, кичения и других сим подобных. Ибо Господь, как говорит Писание, сии тайные грехи души поставляет наравне с грехами наружноявными. Сказано: «разсыпа кости человекоугодников» (Псал. 52, 6); и: «мужа кровей и льстива гнушается Господь» (Псал. 5, 7), чем показывается, что Бог равно гнушается и лестию, и убийством.

Макарий Великий. Семь слов. Слово 4. О терпении и рассудительности.

Признаки же не творящих плода жизни суть следующие: уныние, заносчивость, блуждающий взор, невнимательность, ропот, непонятливость, а дела их: многоядение, гнев, раздражительность, охота пересуждать, надменность, безвременная говорливость, неверие, непостоянство, забывчивость, смятение, лихоимство, сребролюбие, ревность, пронырливость, презрительность, пустословие, безвременный смех, своенравие и вся тьма, то есть сатана.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 1. Слово 53.

Итак, Моим безгрешным Телом Я искупаю тело, ставшее подвластным тебе из-за Адама. Я лишаю силы всякое их долговое обязательство в отношении тебя: потому что Я заплатил Адамов долг, быв распят и сошед в ад. Итак, Я заповедаю тебе: отдай заключенные души (то есть Адамова рода)»1. И тогда злые силы с трепетом отдали заключенного Адама. Но когда ты слышишь, что в оное время Господь освободил души из ада и мрака и сошел во ад и совершил славное дело, не посчитай, что эти вещи далеки от твоей души и не имеют непосредственного отношения к тебе. Нет, это не так: потому что и ад, и человек имеют в себе общее то, что и ад, и человек считаются могущими вместить и иметь в себе обитающим диавола, а смерть владеет над душами (всего) Адамова рода, то есть — во мраке находятся заключенные мысли души. И когда услышишь о могиле, не понимай ее в материальном понятии, потому что и гробом и могилой является твое сердце: ибо когда князь зла и ангелы его водворятся в нем и когда проложат туда пути и дороги, то тогда сатанинские силы овладевают твоим умом и твоими мыслями; и после этого ужели ты не ад, и не могила, и не мертвец для Бога?

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 1. Слово 54.

Так, разоряющий свою душу и ум нечистыми страстями тем, что покоряется им и принимает их в себя, бывает повинен наказанию за невидимые грехи. Итак, как необходимо сохранять тело чистым от открытых и видимых грехов, потому что оно — храм Божий, так необходимо сохранять и душу чистой от дурных и нечистых мыслей, для того чтобы добровольно не губить сердце и не грязнить ум, — как негде и говорится: «Всяким хранением блюди сердце твое — от сих бо исходища живота, и еще говорится: «Строптивая помышления отлучают от Бога».

 

 

 

11)  Почитание святых, мучеников.

 

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 2. Духовные беседы. Беседа 12. О состоянии Адама до преступления им Божией заповеди и после того, как утратил он и собственный свой и небесный образ. Сия же беседа содержит в себе несколько весьма полезных вопросов.

И доныне в мученических храмах говорят они: „жжешь, жжешь Ты меня“. Посему люди не знали только древа познания добра и зла; преступление Адамово дало им сие познание.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 2. Духовные беседы. Беседа 52.

Ибо истинно верующие, и пребывая (еще) на земле, служат в горних небесах Господу. А Он, восседая горе на троне величия Своего, снисходит долу, почивая на душах святых, словно на тронах. Ведь они суть члены, и Тело Его - вся Церковь святых; а Он - Глава этой Церкви. Как одна душа пребывает во всем теле и все члены тела управляются ею, так и все святые живут в Духе Божества и Им управляются. И каждый член живет в Ипостаси (Духа) и Божией Душе.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 3. Поучения. Поучение 9. Об испытаниях, терпении и о душевном покаянии.

3. Как святые мученики претерпели в видимом мире многие истязания и, идя даже до смерти, через свою надежду на Господа остались в добром исповедании, показали свою надежность и за то удостоились получить венец правды (1 Тим 6, 12-13; 2 Тим 4, 8), и кто перенес большие и тягчайшие муки, те заслужили и получили большую славу и свободу у Бога, а кто отступил, устрашился мук и бичей, не остался в благом исповедании до конца, те и теперь, и в судный день предстанут несвободными и устыженными, – подобным же образом и души, во испытание преданные скорбям и невидимо по-разному мучимые духами злобы, тайно ли внутри мучительными стеснениями или лукавыми помыслами, явно ли телесными страданиями, претерпев мужественно, укрепившись в надежде и ожидая с верою воздаяния Господня, удостаиваются такого же венца правды и, уже здесь восприемля искупление, в судный день получают в Боге равную свободу с мучениками. Ибо они перенесли то же мучительство потеснений, что и те от людей, и от тех же самых духов злобы, что обуревали тех мучителей; и насколько большие потеснения и возмущения лукавого они претерпевают, укрепляясь в надежде, настолько большую славу приобретают у Бога и избавляются по чаянию надежды своей, удостаиваясь утешения Духа (Деян 9, 31) и становясь наследниками вечных благ Царства, а дрогнувшие души, из робости и страха не переносящие потеснений, но впадающие в леность, раздражение и отчаяние, свернувшие с пути праведности (Мф 21, 32; 2 Петр 2, 21) и не уповающие на милосердие Господне до конца, – такие души, оказавшись негодными, вечного Царства достичь не смогут. Поэтому даже до смерти каждая душа должна ради Господа, за нас умершего, хранить стойкое терпенье, крепиться в надежде на Него и так удостоиться вечного спасения

 

 

 

12)  Апокрифы.

 

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 3. Поучения. Поучение 9. Об испытаниях, терпении и о душевном покаянии.

незаконнорожденные дети, а не сыны" (Евр 12, 8); и в другом месте: все выпавшее на твою долю "как благо прими, зная, что без Бога ничего не бывает" (Дидахе 3, 10; Ориген "О началах" III 2, 7).

 

 

 

13)  Ангелы, демоны.

 

Макарий Великий. Семь слов. Слово 7. О свободе ума.

И лукавый огорчает душу не в такой мере, сколько у него есть желания, но сколько попускается ему Богом.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 2. Духовные беседы. Беседа 26. О достоинстве, драгоценности, силе и делании бессмертной души, и о том, как искушается она сатаною, и получает избавление от искушений. Здесь же присовокуплены некоторые весьма поучительные вопросы.

9. «Вопрос». Ужели сатана знает все помыслы и намерения человеческие?

«Ответ». Если человек, обращаясь с человеком, знает, что касается до него, и ты, прожив двадцать лет, знаешь касающееся до ближнего твоего, то как сатане, который от рождения твоего при тебе, не знает твоих помыслов, когда ему уже 6000 лет?

 

 

 

14)  О женщинах.

 

Макарий Великий. Семь слов. Слово 6. О любви.

Ибо как жена, вступающая в брак с мужем, до сочетания водится собственным своим расположением, и поступает по своей воле, когда же соединится с ним, тогда, перестав обращать внимание на себя, начинает жить совершенно под его руководством

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 2. Духовные беседы. Беседа 15. Беседа сия содержит в себе пространное учение о том, как душе в святости, непорочности и чистоте надобно пребывать пред женихом своим - Иисусом Христом, и еще некоторые весьма поучительные вопросы - например, о том, все ли члены восстанут в воскресение, - и иные многие - о зле, о благодати, о свободном произволении, о достоинстве человеческого рода.

И если она покажет, наконец, благорасположение свое к мужу; то, храня любовь к нему, эта бедная, нищая, ничего у себя неимевшая женщина, делается госпожею всего имения, какое есть у мужа. А если сделает что против обязанности и долга, и в доме мужа своего поведет себя неприлично; то изгоняется тогда с бесчестием и поруганием, и идет, положив обе руки на главу, как и в законе Моисеевом дается сие разуметь о жене непокорной и неугодной мужу своему (Втор. 24, 1). И тогда уже она мучится и горько плачет, рассуждая, какое утратила богатство, какой лишилась славы, подвергшись бесчестию за свое неблагоразумие.

 

 

 

15)  Наименование Богородицы.

 

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 1. Слово 53.

Но как тогда Моисей сделал медного змея, хотя от начала существования мира не существовало медной змеи, но сам Моисей сделал новое произведение наподобие живой змеи, — так и Господь сделал новое Тело от Приснодевы и Богородицы и облекся в него, но не принес тело с неба — Дух же был небесным, — но, войдя в Адамово естество, Он сотворил нового человека, и сочетал его с Божеством, и облекся в человеческую плоть, и образовался в Материнском чреве. Итак, как до Моисея Бог не заповедовал, чтобы существовал в мире медный змей, так и до Господа не было в мире нового и безгрешного Тела, потому что после того, как первозданный Адам преступил заповедь, «воцарилась смерть» над всеми его чадами. Но мертвое Тело победило живого змея.

 

 

 

16)  Синергия.

 

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 1. Великое послание.

И это для того, чтобы стать ему, как по благодати, так и по праведности, наследником вечной жизни. Ведь как невозможно усвоить возрастание преуспеяния посредством одной лишь Божией силы и благодати, без содействия и усердия (самого) человека, так невозможно и достичь совершенной воли Божией и прийти в (полную) меру свободы и чистоты лишь посредством собственной силы, усердия и настойчивости, без содействия и помощи Святого Духа.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 1. Великое послание.

Ибо понадеялся он, что преуспеяние в добродетелях может быть достигнуто только им самим, без действия (Святого) Духа. Но тот, кто всецело посвящает себя Богу и прилагает, насколько это возможно для пего, собственное усердие и труд, - тот воспринимает от Бога благодать, освобождается от страстей и удостаивается достижения горних высот (Духа) и чистой добродетели.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 1. Слово 59.

И тогда, стойко борясь и с крепкой верой и великим терпением призывая Господа и получая от Него помощь, он бывает в силах освободиться от внутренних оков, темничных стен и ограждений и мрака духов зла, то есть от мрачного действа (атмосферы) скрытых страстей. Но эта брань может быть одолена благодатию и силою Божиею, потому что своими силами человек бессилен освободить себя от противоречия, обольстительных помыслов и скрытых страстей; в его силах только противоречить им, сопротивляться и не соглашаться с ними.

 

 

 

17)  Сыновство по Благодати.

 

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 1. Великое послание.

Ибо когда эта цель всегда указывает нам путь, когда она подготавливается и осуществляется в нас Духом (Святым, действующим) при помощи нашего великого желания, тогда (внутренняя) молитва свершается в полном соответствии с (внешним) коленопреклонением, служение исполняется богоугодно и делание всех заповедей может осуществляться нами, через содействие Духа, чисто и непорочно.

XII. 1. Ведь цель и упование христиан заключается в том, чтобы стать сынами Света, удостоиться быть чадами и наследниками Божиими, оказаться сонаследниками Христа, стать сынами Небесного Брачного Чертога и именоваться, по благодати Божией, братьями Христовыми согласно неизреченным обетованиям богодухновенных и святых Писаний. А достичь этого можно не какими-либо иными (духовными) свершениями и не иным образом жития, но лишь теми, о которых мы говорили, приведя многочисленные свидетельства Писания.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 1. Слово 53.

Потому что ради того Он сошел с небес, чтобы спасти грешников, воскресить мертвецов, оживить умерщвленных, просветить сущих во тьме. Ибо Пришедший воистину призвал нас в сыновство (быть сынами Божиими по благодати) в мирствующий святый Град, в жизнь, никогда не подверженную смерти, в нетленную славу.

 

 

 

18)  Об евреях.

 

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 2. Духовные беседы. Беседа 4. Христиане, чтобы сподобиться им небесных похвал от Бога и от ангелов, должны внимательно и тщательно совершать течение свое на поприще мира сего.

но чрез Пророков призывал к обращению, и хотя многократно уклонялись от Него и обращались к Нему, всякий раз сретал (встречал - Ред.) благоволительно, принимал человеколюбиво, пока не впали, напоследок, в великий грех, возложив руки на собственного своего Владыку, Которого, по преданию Отцов и святых Пророков, ожидали себе Искупителем, Спасителем, Царем и Пророком. Ибо, когда пришел, — не приняли Его, но даже еще, подвергнув великому поруганию, напоследок, предали на кресте смертной казни. И сим великим оскорблением и чрезмерным преступлением преумножившиеся грехи их дошли до полноты; потому, в конец уже оставлены они, по удалении от них Святого Духа, когда раздралась церковная завеса. Потому и храм их, преданный язычникам, разрушен и приведен в запустение, по определению Господа, что «не имать остати зде камень на камени, иже не разорится» (Мф. 24, 2). И таким образом решительно преданы они язычникам и по всей земле рассеяны пленившими их тогда царями, и повелено им уже не возвращаться в страну свою.

Макарий Великий. Собрание рукописей типа 2. Духовные беседы. Беседа 4. Христиане, чтобы сподобиться им небесных похвал от Бога и от ангелов, должны внимательно и тщательно совершать течение свое на поприще мира сего.

А поэтому, в конец оставленные Богом, они отвержены; отняты у них пророчество, и священство, и богослужение; все же сие дано уверовавшим язычникам, как говорит Господь: «отымется от вас царствие, и дастся языку творящему плоды его» (Мф. 21, 43). До этого времени терпел их Бог, не прекращал Своего долготерпения, не переставал милосердствовать о них. Но поелику исполнили, и даже переполнили, меру грехов, возложив руки свои на Владычнее величие; то в конец оставлены Богом.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Макарий Великий (300—391) (4 век). Цитаты по вторичным богословским и иным вопросам. | sergeydn82 - Дневник sergeydn82 | Лента друзей sergeydn82 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»