1) Церковь. Понимание Церкви.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, восемнадцатое.
23. Церковь Соборною называется потому, что находится по всей Вселенной от концов земли до концов ее, что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной веpе, начальников и подчиненных, ученых и простых людей, и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, душею и телом содеваемых, имеет в себе всякий вид совершенства, являющегося в делах, словах и во всяких духовных дарованиях.
24. Церковию же (т. е. созванием или собранием) называется соответственно самой вещи, поелику всех созывает и вместе собирает
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, восемнадцатое.
26.Поскольку же название церкви употребляется в различных случаях, как например о народе, бывшем на зрелище Ефесском написано: и сия рек распусти собравшийся народ (Деян. 19, 40) (Церковь); по праву и поистине можно назвать церковью лукавнующих, сборища еретиков, то есть Маркионитов и Манихеев и других: то посему Символ веры в предосторожность теперь научает тебя так: и во едину Святую, Соборную Церковь, дабы ты оных скверных сборищ убегал, а пребывая бы всегда в Святой Вселенской Церкви, в которой ты и возродился. Если когда придешь в город, не просто спрашивай, где храм Господень? Ибо и прочие нечестивые еретики пещеры свои называют храмами Господними: и не спрашивай просто, где церковь? Но где Вселенская Церковь? Ибо cиe собственно имя сей Святой и всеобщей нашей Матери Церкви, которая есть Невеста Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, восемнадцатое.
Сия Церковь оружии правды десными и шуими, славою и безчестием (2 Кор. 6, 7 и 8), сперва среди гонений и напастей, Святых мучеников различными и многообразными за терпение украшала венцами, ныне же во время мира, по благодати Божией, получает должную честь от Царей и Властителей и от людей всякого состояния и рода. Цари стран и народов имеют пределы власти своей, одна Святая Вселенская Церковь во всем мире имеет безпредельную силу.
2) Божественная Благодать.Вода.
Кирилл Иерусалимский. Беседа о расслабленном при купели.
а кто прежде мздоимец был, да будет щедроподатлив. Слушай хищник, «ктому не согрешай». Велико и Божие непамятозлобие, обильна благодать! но ты сего безмерного тepпения не приемли за случай к презрению: и не согрешай по той причине, что Бог долготерпелив есть.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, третье.
Потом, когда удостоишься ты благодати, тогда Он подаст тебе крепость сражаться с вражьими силами. Ибо, как Он сорок дней искушаем был после крещения, не потому, что и прежде этого не мог победить врага, но потому, что все хотел делать в порядке и постепенно, так и ты, который прежде крещения не дерзал сражаться с врагами, теперь, приняв благодать и быв ободрен оружием правды, ополчайся и, если хочешь, проповедуй Евангелие.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, третье.
12. Неизъяснимое человеколюбие Божие! Люди не надеются получить спасение и удостаиваются Святого Духа. Видишь силу крещения. Если кто из вас по неведению отрекся Христа пред людьми, если кто словами богохульными распял Его, если кто делами злыми подверг хуле учение Его, то такой раскаивайся и будь благонадежен, ибо та же и ныне у нас благодать.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, шестнадцатое.
12. И для чего духовную благодать наименовал Он водою?Поскольку чрез воду составляется все. В воде растительная и животная сила. С небес сходит в дожде вода; и хотя сходит в одном виде, но различные имеет дейcтвия.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, семнадцатое.
Не частная сия благодать, но совершенная сила.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, семнадцатое.
Как, возлюбленные, должно сохранять благодать? Будьте готовы к принятию благодати, и принявши не теряйте оной.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, восемнадцатое.
Теперь кратко сказано мною и о вечной жизни, которая в исповедании веры составляет последний предмет учения и конец. Все мы, как учащие, так и слушающие, благодатию Божиею да сподобимся получить ее.
3) Писание.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, четвертое.
Даже не верь ты мне, когда я просто говорю тебе о Нем, если на слова мои не будешь иметь доказательства из Божественного Писания. Ибо спасающая нас сила веры зависит не от выбора слов, но от доказательства Божественными Писаниями.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, четвертое.
33. Так научают нас Богодухновенные Писания Ветхого и Нового Завета. Ибо обоих Заветов един есть Бог, Который явившегося в Новом Завете Христа предвозвещал в Ветхом, Который руководил ко Христу через Закон и Пророков.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, четвертое.
Внимательно испытай в Церкви, какие книги Ветхого Завета и какие Нового, а книг, которых Богодухновенность сокрыта, совсем не читай. Ибо не узнав того, что все исповедуют, к чему напрасно мучиться над тем, что сомнительно? Читай Божественные Писания, двадцать две книги Ветхого Завета, переведенные семидесятью двумя толковниками.
34. По смерти Александра, Царя Македонского, и по разделении царства его на четыре державы, Вавилонскую, Македонскую, Азийскую и Египетскую, один из царей Египетских, Птоломей Филадельф, царь весьма приверженный к наукам, отовсюду собирая книги, когда услышал от Димитрия Фалерейского, начальника книгохранилища, о Божественных Писаниях Закона и Пророков, то, считая гораздо лучшим приобрести эти книги не принуждением против воли владетелей, но склонением их на свою сторону посредством даров и дружбы (знал он, что вынужденное, большей частью без свободного произволения отдаваемое, бывает обманчиво, а то, что отдается по воле, всегда бывает верно), послал к Елеазару, тогдашнему Архиерею, богатые дары в здешний Иерусалимский храм и испросил у него для перевода по шести человек от всех двенадцати колен Израильских. Потом, как для испытания, Божественные ли были книги, так и для той предосторожности, чтобы присланные переводчики не сносились друг с другом, каждому из них назначив особый дом в так называемой Фаре, находящейся близ Александрии, и велел каждому переводить все писания. Когда же они в течение семидесяти двух дней кончили дело, то он, сличив переводы, над которыми трудились все в разных домах, не сходившись друг с другом, нашел, что они согласны были не только в мыслях, но и в словах. Ибо не от изобретения красот и мудрований человеческих зависело дело, но как Божественные Писания возвещены были Святым Духом, так и переложение их совершено было при содействии Духа Святого.
35. Читай переведенные ими двадцать две книги, а тех, которых Богодухновенность сокрыта, совсем не касайся. Теми одними прилежно занимайся, которые мы безопасно читаем и в Церкви. Гораздо разумнее тебя были Апостолы и древние Епископы, предстоятели Церкви; они предали эти книги. А ты, будучи сыном Церкви, не изменяй законов ее. Из Ветхого Завета двадцатью двумя книгами, как сказано, занимайся, и если ты хочешь научиться, то старайся с моих слов запомнить их поименно. Первые пять книг суть книги Моисеевы, известные под именем закона, книги Бытия, Исхода, Левит, Числ, Второзакония, потом Иисус сын Навин, далее книга Судей, с книгою Руфи, которые седьмой считаются; из остальных Исторических книг первая и вторая книги Царств у евреев одну книгу составляют, одну также третья и четвертая, таким же образом первая и вторая книга Паралипоменон у них есть одна книга, и Ездры первая и вторая за одну считаются книгу. Двенадцатая книга Есфирь. Это — книги Исторические. Пять книг стихами написанных: Иов, Псалмы, Притчи, Екклезиаст и Песнь Песней, которая будет уже книга семнадцатая. Кроме того пять книг Пророческих. Одна двенадцати Пророков, одна Исаии, одна Иеремии вместе с Варухом, с Плачем и Посланием, потом одна Иезекииля и наконец Даниила — двадцать вторая книга Ветхого Завета.
36. Нового же Завета книги: четыре Евангелия, а прочие Евангелия есть подложные и вредные. И манихеи написали Евангелие от Фомы, которое быв намащено благовонием Евангельского наименования, развращает души простых людей. За Богодухновенные также принимай и Деяния двенадцати Апостолов; сверх того семь посланий Соборных, Иакова, Петра, Иоанна и Иуды; а запечатление всего и последнее дело для учеников четырнадцать посланий Павловых; а прочие писания все да будут вне сих и должны считаться второстепенными. Ничего того, что не читается в Церквах, сам по себе не читай и ты, как то уже ты слышал. Но о сем довольно.
4) Писание и Предание.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, шестнадцатое.
11. Итак, вот что нужно было сказать нам об отверженных. Теперь обратимся к Божественному Писанию, и будем пить воды от своих сосудов (Притч. 5, 15) то есть, Святых отцев, и от своих кладенцев источника. Будем пить от воды живыя, текущия в живот вечный (Ин. 4, 14).
5) Христианская жизнь. Пища, пост и т.п.
Кирилл Иерусалимский. Беседа о расслабленном при купели.
Не работать, но господствовать будем: станем употреблять умеренно пищу, не чревобесием отягчаемы будучи, но свое обуздывая чрево, чтобы власть иметь нам и над прочими страстями. Да будет управляемо тело душою, и душа да не будет увлекаема плотскими удовольствиями
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, четвертое.
Итак, не презирай ядущих и по причине слабости телесной принимающих пищу, и не порицай употребляющих немного вина стомаха ради и частых недугов (1 Тим. 5, 23), и не осуждай их, как грешников, не гнушайся мясом, как вещью, тебе не свойственной.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, четвертое.
28. Будь тверд душой, чтобы никогда не есть брашен, принесенных идолам. Об этом не я только забочусь сейчас, но заботились уже и Апостолы, и Иаков, епископ этой церкви, Апостолы и пресвитеры писали ко всем народам соборное послание о том, чтобы воздерживались они особенно от жертв идольских, а потом от крове и удавленины (Деян. 15, 20). Ибо многие из людей, будучи зверообразны и живя подобно собакам, пьют кровь по примеру хищных зверей и с алчностью едят удавленину. А ты, раб Христов, и во время ядения соблюдай благоговение. Сего довольно о пище.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, четвертое.
Не внимай ни учению звездочетов, ни птицегаданию, ни предзнаменованиям, ни баснословным Еллинским прорицаниям; даже не слушай о чародеяниях и волшебных наговорах и беззаконнейших делах, совершаемых при вызывании мертвых. Презри всякий род невоздержания, не угождай чреву, не люби удовольствий. Будь выше страсти сребролюбия и лихоимства. Не входи в языческие собрания на зрелища, и в болезнях никогда не употребляй волшебных наговоров. Совершенно отвращайся непотребства корчемников; не уклоняйся ни к самаритянству, ни к жидовству, ибо Иисус Христос искупил уже тебя. Оставь всякое наблюдение суббот, а особенно гнушайся всяким собранием законопреступных еретиков; всемерно укрепляй душу твою, храня посты, подавая милостыни и читая Божественные Писания, чтобы после того, как ты в целомудрии при благочестивых догматах веры проживешь во плоти остальное время, насладиться единым спасительным даром Крещения, и таким образом быть сопричисленным Отцом и Богом к небесным воинствам, и удостоиться небесных венцов во Христе Иисусе, Господе нашем. Слава Ему во веки веков.
6) Почитательное поклонение.
Кирилл Иерусалимский. Послание к императору Констанцию.
Ибо при Боголюбезнейшем, и блаженные памяти Константине Отце Твоем, обретено в Иерусалиме Спасительное древо Креста: когда он имея величайшую ревность к благочестию, чрез содействие Божественной благодати обрел сокровенные Святые места.
Кирилл Иерусалимский. Послание к императору Констанцию.
Ибо во Святые сии дни Святые Пятидесятницы, седьмого числа Мая, около третьего часа, явился превеликий Крест из света составившийся, на небе над Святою Голгофою, и протяженный даже до Святой горы Елеонской; показавшийся весьма явственно не одному или двоим только, но всем многочисленным жителям града и не так, как бы иной подумал, скоро протекший в мечтании: но чрез многие часы над землею очами видимый, и светозарным блистанием превосходящий лучи солнца: иначе он, побежден будучи ими, не виден был бы, если бы зрящим не испускал таких лучей, которые сильнее солнца.
7) Вопрос авторства Кирилла Иерусалимского.
Кирилл Иерусалимский. Слово на Сретение Господа нашего и Спасителя.
Сие слово в Прологе февраля 2 дня приписано Св. Кириллу Apxиeпископу Цареградскому, а в Греческих рукописных и печатных книгах Св. Кириллу Иерусалимскому, но до взятия Цареграда не было в оном архиепископа, именем Кирилл, Иерусалимскому же Св. Кириллу не принадлежит оное потому, что праздник Сретения установлен уже в 6 столетии по Рождестве Христове.
8) Человеческая природа, душа, тело. Свойственное человеческой природе.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, четвертое.
20. Душа бессмертна, и души мужчин и женщин подобны; различны только члены тела. Не так устроены души, чтобы одни по природе грешили, а другие по природе делали добро; но то и другое зависит от произволения, а существо душ во всех одинаково и подобно.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, четвертое.
Ибо если бы любодействовал ты по необходимости, то к чему приготовил Бог геенну? Если бы по природе, а не по свободе делал ты добро, то к чему приготовил Бог венцы неизъяснимые? Кротка овца, но она никогда за кротость свою не увенчается, потому что кротость ее происходит не от свободы, но от природы.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, четвертое.
23. Не говори мне, что тело виновно в грехе. Ибо если тело виновно в грехе, то почему не грешит мертвый? Вложи меч в руку только что умершего; убийства не будет. Пусть все красоты явятся перед уже умершим молодым человеком; похоти к любодеянию в нем не будет. Почему? Потому что тело не грешит само по себе, но душа грешит посредством тела. Тело есть орудие, и как бы одежда и покров души. Если она решается на любодеяние, тогда тело бывает нечисто; если же соединено будет с душой святою, то бывает храмом Духа Святого.
9) Вопросы женщин.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные. Поучение предогласительное.
И замужняя жена так же должна поступать и молиться; уста пусть движутся, а голос да не будет слышим: дабы произошел Самуил; дабы бесплодная душа твоя, быв услышана Богом, родила спасение. Ибо такой смысл заключает название Самуила.
10) Покаяние.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, второе.
Тот, Который пролил за нас драгоценную кровь Свою, освободит нас от греха. Не будем отчаиваться, братие, не ввергнем себя в состояние безнадежное. Ибо ужасно не иметь веры и надежды на покаяние. Кто не уповает спастись, тот без опасения умножает грехи свои, а кто надеется получить исцеление, тот без затруднения наконец остерегает себя от оных. Разбойник, если не ожидает помилования, доходит до ожесточения, а если надеется получить прощение, часто приходит в раскаяние.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, второе.
Неужели простит Он? Неужели предаст их забвению? Слушай, что говорит Псалмопевец: Коль многое множество благости Твоея, Господи (Пс. 30, 20)! Все в совокупности грехи твои не побеждают великости милосердия Божественного. Язвы твои не превышают опытности врача твоего. Предай только себя Ему с верой, поведай Врачу болезнь твою, скажи и ты с Давидом: Рех, исповем на мя беззаконие мое Господеви, и на тебе сбудутся следующие за этими слова: И ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс. 31, 5).
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, второе.
И хотя после прощения не оставит он злочестия, однако ж Господь совершенно прощает ему; не потому, чтобы не знал он будущего, а дарует прощение соответственно настоящему времени покаяния. Ибо судия справедливый судит о каждом деле так, как оно случилось.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, третье.
12. Неизъяснимое человеколюбие Божие! Люди не надеются получить спасение и удостаиваются Святого Духа. Видишь силу крещения. Если кто из вас по неведению отрекся Христа пред людьми, если кто словами богохульными распял Его, если кто делами злыми подверг хуле учение Его, то такой раскаивайся и будь благонадежен, ибо та же и ныне у нас благодать.
11) Судьба и прочее в формате творения и Промысла Бога.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, второе.
Не от свойства расположения звезд, как некоторые пустословят, зависит жизнь наша, но Ты Сам по Своей воле располагаешь, кому и когда жить. И тому, которому, по изречению Пророка, не оставалось надежды жить более, прибавлено еще пятнадцать лет жизни, в знамение чего солнце восприняло обратное течение.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, второе.
А плач изъявляет сердечное покаяние. И потому он не только получил прощение в своем отречении, но еще и Апостольское достоинство удержал неотъемлемо. Итак, братие, видя многие примеры согрешивших и покаявшихся, и спасенных, поспешите и сами покаяться пред Господом, чтобы и прощение получить вам в содеянных грехах, и Царства Небесного удостоиться, и наследовать дар небесный вместе со всеми Святыми во Христе Иисусе.
12) Духовный мир. Ангелы.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, третье.
2. Велико поистине дело это, братья, и потому с размышлением приступите к нему. Каждому из вас надлежит предстать Богу пред мириадами воинства Ангельского. Дух Святой будет запечатлевать ваши души. Вы будете избираемы в воинство великого Царя. Итак, расположите и приготовьте себя, облекшись не в драгоценные одежды, но в благочестие души, открывающееся в доброй совести.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, одиннадцатое.
Ибо не зная ни Престолов, ни Господствий, ни Начал и Властей, сотворенных Христом, осмеливаются любопытствовать о Творце их. Скажи мне наперед ты, дерзновенный, какое различие между Престолами и Господствиями?
13) Сыновство. Сыновство по Благодати.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, третье.
К Нему сказано: есть, — поскольку Он есть всегда Сын Божий; к тебе же: ныне сделался, — потому что ты сыновство имеешь не по природе, а получаешь его по усыновлению. Он вечно есть Сын, а ты получаешь эту благодать по мере усовершенствования себя.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, седьмое.
Поистине, благодать, возвещенная пророками, ясно открыла, что мы называем Его Отцом не по естеству, но по благодати Божественной и усыновлению.
14) Знание догматов. Веры.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, четвертое.
Догматы без добрых дел не благоприятны Богу; не принимает Он и дел, если они основаны не на догматах благочестия. — Ибо, что пользы знать хорошо учение о Боге и постыдно любодействовать? С другой стороны, что пользы быть воздержным, как должно, и нечестиво богохульствовать? Поэтому познание догматов и бодрствование души есть величайшее приобретение. Поскольку много прельщающих философией и тщетной ложью: язычники увлекают обращающихся сладостью языка, мед каплет из устен жены блудницы (Притч. 5, 3); обрезанные обольщают превратным изъяснением Божественного Писания, с детства до старости трудясь над этим и состареваясь в невежестве; последователи еретиков словами льстивыми и красивыми обольщают сердца простых людей, под именем Христовым, как под медом, скрывая яд злочестивых правил
15) Крестное знамение.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, четвертое.
14. Итак, да не устыдимся Креста Христова, но хотя бы другой и утаивал его, ты открыто знаменуй им чело свое, чтобы злые духи, узнав Царское знамение, с трепетом далеко убегали от тебя. Знаменуй себя им, когда ешь, пьешь, садишься, ложишься, встаешь от сна, говоришь, ходишь, вообще при всяком случае. Ибо Распятый на Кресте пребывает на высоте неба.
16) Брак, девство. Супружество.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, четвертое.
25. С другой стороны, ведущий девственную жизнь не возгордись пред теми, которые вступили в брак. Ибо честна женитьба во всех и ложе нескверно (Евр. 13, 4), как говорить Апостол. И ты, сохраняющий невинность, не от брачных ли рожден? Не презирай серебра потому, что имеешь золото. Да пребудут в благой надежде и брачные, которые живут в браке как должно, которые вступают в брак по закону, а не по любострастию, следуя необузданной воле; которые знают время для воздержания, чтобы свободно заняться молитвой; которые в церковных собраниях с чистыми одеждами имеют чистыя и тела; которые вступили в брак для деторождения, а не по любострастию.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, четвертое.
26. Однобрачные да не презирают вступивших во второй брак: доброе поистине и удивительное дело воздержание, впрочем извинительно вступление и во второй брак, чтобы слабые не любодействовали.
17) Представления о Вселенной.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, девятое.
Посмотри, как благодетельно для нас являет Он и дневной свет в постепенном его приращении, ибо мы видим, что не вдруг восходит солнце, но предшествует ему малый свет, чтобы зрачок глаза, наперед привыкнув к оному, мог сносить лучи большие, и как лунным сиянием умеряет он ночной мрак.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, шестнадцатое.
Ты, который имеешь ум от Него просвещенный, посмотри, сколько Христиан находится в нашей области и во всей Палестине; потом от сей области обрати мысленный взор на все Римское царство; а после сего посмотри на весь мир, на племена Персидские, на народы Индийские, на Готфов и Сарматов, на Галлов и Гишпанцев, на Мавров и Ливиев и Eфиoпoв и на прочие народы, неизвестные нам. Ибо многих народов не знаем мы и по имени. Посмотри в каждом народе на епископов, пресвитеров, диаконов, монашествующих дев, также и на мирян.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, восемнадцатое.
упавшее семя умирает, согнивает и делается негодным для пищи. Впрочем согнивши, является оно в зелени, и упавши в малом виде, является теперь в виде прекрасном: но пшеница сотворена для нас. Ибо пшеница и друет семена для нашего употребления, а не для них самих сотворены. Так, сотворенное для нас, быв умерщвлено, оживает; а мы, для которых сотворено cиe, умерши, ужели не восстанем?
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, восемнадцатое.
Хотят они явно видеть животное совершенно сгнившее и воскресшее. предвидел Бог неверие человеков, и для сего создал птицу, фениксом называемую. Она, как пишет Климент, и другие многие повествуют, будучи в своем роде одинока, чрез пятьсот лет прилетая в страну Египетскую, показывает воскресение, не в пустых местах являясь, где неизвестна была бы совершающаяся тайна; но среди города, дабы можно было осязать то, чему не верят.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, восемнадцатое.
9. Но поелику феникс, знамение воскресения, отдален от нас и является редко, да и не верят еще существованию его; то имеешь ты доказательство воскресения в том, что видишь каждый день. За сто, или и за двести лет где были мы все, которые теперь говорим и слушаем? Не знаем ли мы первоначального состава наших тел? Не знаешь ли ты, что рождаемся мы из слабых, безобразных и одновидных веществ?
18) Толкование Даниила.Пророчества.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, двенадцатое.
Ангел беседуя с Даниилом говорит ему: (заметь, что говорит) и увеси и уразумееши, от исхода словесе, еже отвещати, и еже соградити Иерусалим, даже до Христа старейшины, седмин седмь и седмин шестьдесят две (Дан. 9, 25). Шестьдесят девять седмин годов составляют четыреста восемьдесят три года. Итак, слова Ангела означают то, что по прошествии от создания Иерусалима четырех сот восьмидесяти трех лет и по прекращении князей будет царем некоторый иноплеменник, при котором родится Христос. Дарий Мид кончил построение Иерусалима в шестой год своего царствования, а по счислению Греков, в первый шестьдесят шестой Олимпиады. Олимпиадой у Греков называются торжественные игры, совершаемые после четырех лет, в тот день, который по четырехлетнем солнечном течении слагается из часов, остающихся от каждого года по три. А Ирод начал царствовать во сто восемьдесят шестой Олимпиаде, в четвертый год оной. Следовательно, между шестьдесят шестой и сто восемьдесят шестой Олимпиадой будет сто двадцать Олимпиад с небольшим. Из ста двадцати Олимпиад и составляются четыреста восемьдесят лет. А остальные три года вероятно включаются во времени между первым и четвертым годом. Теперь ты имеешь доказательство, основанное на Писании, которое говорит: от исхода словесе, еже отвещати и еже соградити Иерусалим Христа до старейшины, седмин седмь и седмин шестьдесят две. Итак, вот тебе изъяснение времен, хотя есть и другие различные толкования о предсказанных Даниилом седминах годов.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, пятнадцатое.
12. А придет предсказанный антихрист тогда, когда окончатся времена Римского царства, и приближится скончание мира. Восстанут десять вместе Римских царей и, в различных, может быть, местах, но в одно и то же время царствовать будут. После них одиннадцатый восстанет антихрист, и восхитит власть над Римскими царством посредством злого волшебного искусства. Трех из них, которые воцарятся прежде его, он низвергнет, семь остальных имея в своей власти. Сперва он будет показывать приличное человеку славному и разумному здравомылиe и человеколюбие; и обольстивши иудеев, как ожидаемый Христос, знамениями и чудесами, обманчивым и льстивым волхвованием, после ознаменует себя всеми злыми делами бесчеловечия и беззакония, так что превзойдет всех бывших до него неправедных и нечестивых человеков; против всех, и особенно против нас Христиан, будет он питать мысли убийственные, жестокие, немилосердные и в различных видах открывающийся. В продолжение трех лет и шести месяцев он будет так поступать; а после того потреблен будет при втором славном пришествии с небес Единородного Сына Божия, Господа и (Спасителя нашего Иисуса истинного Христа, Который, убив антихриста Духом уст Своих (2 Сол. 2, 8), предаст его огню геенскому.
19) Вопрос Девы Марии. Рождение от Девы.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, двенадцатое.
21. Еще мы хотим знать, от кого Он произойдет и как произойдет? О сем говорит нам Исаия: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (Ис.7, 14). Иудеи противоречат сему (ибо они издревле имеют обыкновение злобно противиться истине) и говорят: написано, не Дева, но младолетна (neaniV). Допустив и cиe, я все нахожу истину. Надобно спросить их: дева, быв насилуема, когда производит вопль, призывая к себе на помощь, после ли растления или прежде растления? Когда же Писание негде говорит: возопи отроковица (neaniV), и не бысть помогаяй ей (Втор. 22, 27), разве не о деве здесь говорит? Но чтобы яснее ты узнал, что в Божественном Писании и дева называется младолетною (neaniV), то выслушай слова в книге Царств о Ависаге Суманитянке: и бе отроковица (neaniV) добра зело (3 Цар. 1, 4). А известно, что она, по избрании ее, приведена к Давиду девою.
22. Но иудеи опять говорят, что оное пророчество сказано Ахазу о Езекии. Прочтем же слова Писания: проси себе знамения от Господа Бoгa твоего во глубину, или в высоту (Ис. 7, 11). Знамение cиe долженствовало быть необыкновенное. Ибо знамениями были истечение воды из камня, разделение моря, возвращение солнца и тому подобное. Но то, что будет сказано, яснейшее содержит в себе обличение против Иудеев. Знаю, что я пространно говорю, и слушатели утомились; впрочем, выслушай терпеливо пространное мое слово, поскольку для Христа cиe предлагается, и не есть предмет маловажный. Исаия изрек cиe пророчество в царствование Ахаза, а Ахаз царствовал только шестнадцать лет. И поскольку в сии годы сказано было ему пророчество, то прекословие иудеев обличает преемник царства Езекия, сын Ахазов, воцарившийся двадцати пяти лет. Ибо пророчество относится к шестнадцати годам, а Езекия рожден был Ахазом за девять лет прежде пророчества. Какая же была нужда изрекать пророчество о том, который уже рожден был еще прежде царствования Ахаза отца своего? Ибо пророк не сказал, что зачала, но что приимет Дева, возвещая о сем по предуведению.
23. Что от Девы родится Господь, ясно видели мы. А из какого роду была Дева, cиe надобно показать: клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея; от плода чpeвa твоего посажду на престоле твоем (Пс. 131, 11). И в другом месте: положу в век века семя Его, и престол Его яко дние неба (Пс. 88, 30), и потом: единою кляхся о святем моем, аще Давиду солжу (Пс. 88, 36), Семя Его во век пребудет, и престол Его, яко солнце предо Мною, и яко луна совершена в век (Пс. 88, 38). Видишь, что речь идет о Христе, а не о Соломоне, ибо престол сего не пребыл как солнце.
20) Проклятье земли.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, тринадцатое.
18. Адам принял осуждение: проклята земля в делех твоих; терния и волчцы возрастит тебе (Быт. 3, 17, 18). Иисус для того принимает терны, чтобы свободить от сего осуждения; и в земле погребен для того, чтобы проклятая земля, вместо проклятия, получила благословение.
21) Ослабление Христианства.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, пятнадцатое.
Ежели услышишь, что Епископы даже до кровопролития идут против Епископов, причетники против причетников, и миряне против мирян, то не смущайся: ибо о сем предсказано в Писании; не на то смотри, что происходит ныне, но на то, что написано.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, пятнадцатое.
Отступление и ныне есть. Ибо люди отступили от истинной веpы; и некоторые проповедуют Сыно–Отечество, а другие дерзают говорить, что Христос из небытия в бытие преведен. Прежде были явные еретики, а ныне Церковь наполнена скрытными еретиками.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, семнадцатое.
33. А что Дух Святый самосущен, и живет, и говорит, и предсказывает, о сем многократно мною сказано было прежде. И Павел ясно пишет к Тимофею: Дух же явственне глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от веры (1 Тим. 4, 1); что мы видим в разделениях Церкви, бывших не токмо в прежние, но и в наши времена, так как заблуждение еретиков различно и многообразно.
22) Понимание духа. Различение духов.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, шестнадцатое.
равным образом, поскольку и наименование духа дается различным предметам, то нужно знать, кто есть в особенности именуемый Дух Святый; ибо многому дается наименованиe духа. Ангел называется духом; душа наша называется духом; и сей дышущий ветр называется духом; и великая сила называется духом; и худой образ жизни называется духом, и диавол противник называется духом. Итак, будь осмотрителен, слыша cиe, чтобы не почесть тебе одного вместо Другого, по причине одинакового наименования.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, шестнадцатое.
Всякому духу, для означения свойства его дается свое наименование. Если Писание называет душу человеческую духом; то с присовокуплением: дух человеский. Если ветр называет духом, то называет духом бурным (Пс. 47, 8). Если грех называет духом, то называет духом блужения (Oc. 4, 12). Если диавола называет духом, то называет духом нечистым: чтобы знали мы, о каком именно духе говорится. Не подумай, что здесь говорится о Святом Духе, — нет; ибо наименование духа есть нечто общее, и все то, что не имеет грубого тела, обыкновенно называется духом.Поскольку же и диаволы не имеют таковых тел, то называются духами. Но великое здесь различие. Ибо нечистый дух, когда нападает на душу человека (да сохранит от сего Господь душу всех слушающих, равно и не находящихся здесь!), подобен кровожадному волку, нападающему на овцу, чтобы пожрать ее. Появление его самое ужасное, для чувства самое несносное, в мыслях производить помрачение; нападете его беззаконное; он похищает чужое стяжание насильственно, поступает с чужим телом, как с своим, и чужим орудием повергает стоящего; ибо он сообщник падшему с неба; извращает язык, искривляет уста, в которых пена бывает вместо слов; человек помрачается, глаза открыты, но ими не видит душа, и несчастный человек ужасно стенает прежде смерти. Поистине враги человеков суть диаволы, столь гнусным и немилосердым образом поступающие с ними.
16. Нет не таков Дух Святый; Его, напротив, действия направлены ко благу и спасению. И во первых явление Его кроткое, при Его приняли бывает благовоние, бремя Его самое легкое. Лучи света и ведения блистают пред Его явлением. Приходит Он с любовию истинного Попечителя. Ибо приходить спасти и уврачевать, научить, вразумить, утвердить, утешить, просветить ум сперва того, кто пpиемлет, а чрез Него умы и других.
23) Вопрос Закона в НЗ.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, семнадцатое.
29. Сей Дух Святый вместе со Отцем и Сыном, постановив во вселенской Церкви Новый Завет, освободил нас от тяжкого законного бремени: я разумею здесь постановления о чистой и нечистой пище, о субботе и новомесячии, о обрезании, о кроплениях и жертвах; ибо вcе оные, будучи даны на время, имели сень грядущих благ (Евр. 10, 1); при явлении самой вещи по справедливости, оставлены.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, семнадцатое.
Коим писанием ясно показали, что хотя оно писано было Апостолами–человеками, но действием Духа сделалось оно законом для вселенной, каковой закон принявши Варнава и Павел, сделали оный действительным во всем миpе.