Евхаристия.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, восемнадцатое.
для чего совершаются все Святые таинственные обряды Крещения, с каким благоговением и приготовлением после Крещения должно приступать к Святому жертвеннику Божию, и у него причаститься Духовных и Небесных Таин, дабы душа ваша быв предварительно просвещена словом учения, познала в каждой вещи величие даров ниспосылаемых вам от Бога.
Кирилл Иерусалимский. Поучения тайноводственные, первое.
Ибо как хлеб и вино Евхаристии, прежде Святого призывания покланяемой Троицы, были простым хлебом и вином; по совершении же призывания хлеб соделывается телом Христовым, а вино бывает кровиюo Христовою: так равно и сия брашна гордыни сатанинския, будучи по своему естеству простыми, скверными делаются чрез призывание демонов.
Кирилл Иерусалимский. Поучения тайноводственные, третье.
3. Но смотри, не почитай оного мира простым. Ибо как хлеб в Евхаристии, по призывании Святого Духа, не есть более простой хлеб, но тело Христово: так и Святое cиe миро не есть более простое, ниже, если бы кто сказал, обыкновенное по призывании: но дар Христа и Духа Святого, присутствием Божества Его бывающий действительным. Оным знаменательно помазуются твое чело и другие орудия чувств. И когда видимым образом тело помазуется, тогда Святым и Животворящим Духом душа освящается.
Кирилл Иерусалимский. Поучения тайноводственные, четвертое.
О Теле и Крови Христовой. На слова из Павлова послания к Коринфянам: аз же приях от Господа, еже и предах вам, и проч. (1 Кор. 11, 23.).
1. Даже одно cиe блаженного Павла учение довольно к тому, чтобы удостоверить вас о Божественных тайнах, коих сподобясь, вы соделались Христу стелесными и скровными. Ибо теперь вопиял Апостол: яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив преломи, и дая ученикам Своим, рече: приимите ядите, cиe есть тело Мое (1 Кор. 11, 23–24). И npиeм чашу, и хвалу воздав рече: (приимите) пиитe, сия есть кровь Моя (Мф. 26, 27). А когда Сам (Христос) объявил и сказал о хлебе: cиe есть тело Мое, после сего кто уже осмелится не веровать? И когда Сам уверил и сказал о чаше: сия есть кровь Моя, кто когда усомнится и скажет, что cиe не кровь Его?
2. Он в Кане Галилейской некогда воду претворил в вино (Ин. 2, 1, 10), сходное с кровию: и недостоин ли веры, когда вино в кровь претворяет? Если зван быв на брак телесный, совершил Он cиe преславное чудо: не паче ли сынам брачным (Мф. 9, 15) даровав Свое тело и кровь Свою в наслаждение, требует исповедания нашего.
3. Почему со всякою уверенностью примем cиe, как тело и кровь Христову. Ибо во образе хлеба дается тебе тело, а во образе вина дается тебе кровь? дабы приобщився тела и крови Христа, соделался ты Ему стелесным и скровным. Ибо таким образом бываем и Христоносцами, когда тело и кровь Его сообщится нашим членам. Так, по словам блаженного Петра, бываем Божественнаго естества причастницы (2 Пет. 1, 4).
4. Некогда Христос, беседуя, говорил к иудеям: аще не снесте Моея плоти, и не пиeme Моея крови, живота не имате в себе (Ин. 6, 53). Они же не духовно услышав реченное, но соблазнившись, идоша вспять (Ин. 6, 61–62, 66), думая, что к плотоядению склоняет их.
5. Были и в Ветхом Завете хлебы предложения: но оные, как относились к Ветхому Завету, отменены. А в Новом Завете существует хлеб небесный и чаша спасения (Пс. 115, 4), освящающие душу и тело. Ибо как хлеб сходствует с телом, так слово душе приличествует.
6. Итак, хлеб и вино (в Евхаристии) не разумей простыми: ибо оные тело суть и кровь Христова, по изречению Владыки. Ибо хотя чувство тебе и представляет cиe, но вера да утверждает тебя. Не по вкусу рассуждай о вещи, но от веры будь известен без coмнения, что ты сподобился тела и крови Христовы.
7. И объясняет тебе Давид сего (таинства) силу, говоря: уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне (Пс. 22, 5). А слова его означают cиe: прежде Твоего пришествия, трапезу человекам бесы уготовляли, нечистую и скверную (Мал. 1, 7), исполненную диавольской силы: но по Твоем пришествии, о Владыко! уготовал еси предо мною трапезу. Когда человек говорит Богу; уготовал еси предо мною трапезу, что иное значит, если не таинственную и мысленную трапезу, которую Бог нам уготовал сопротив, то есть из противного противную, и сопротив бесов? И весьма справедливо. Ибо оная общение имела с демонами, а сия — общение с Богом. Умастил еси елеем главу мою (Пс. 22, 3). Елеем умастил твою главу на челе, чрез печать, которую ты имеешь от Бога: дабы ты был образ печати, Святыня Господня (Исх. 28, 36). И чаша Твоя упоявающи ля, яко державна (Пс. 22, 5). Видишь ли, что здесь говорится о той чаще, которую взял Иисус в руки, благодарил, и сказал: cия есть кровь Моя, яже за многия изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 28).
8. Почему и Соломон, о сей гадательствуя благодати, в Екклезиасте говорит: прииди, яждь в веселии хлеб твой (Еккл. 9, 7), (то есть, духовный хлеб. И чрез слово прииди именует спасительное и блаженнотворное призывание). И пий во блазе сердцы вино твое, то есть, вино духовное. И елей на главу твою да излиется (Еккл. 9, 8). (Видишь ли, как и таинственное назнаменовал Миропомазание?) И во всяко время да будут ризы твоя белы, яко угодна Богу творения твоя (Еккл. 9, 8). Ибо прежде нежели приступил ты к благодати, суета суетствий (Еккл. 1, 2) были дела твои. Когда же совлекся ты ветхих одежд и облекся духовно в белые, то надлежит во всякое время носить белое. Совсем не то мы говорим, что якобы тебе надлежит во всякое время облачаться в белые одежды, но в белые в истинном смысле и светлый, (то есть духовный): нужно тебе одеваться, дабы говорил ты с блаженным Исаиею: да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея мя (Ис. 61, 10).
9. Cиe узнав и удостоверився, что видимый хлеб не есть хлеб, хотя вкусом чувствуется, но тело Христово: и видимое вино не есть вино, хотя по вкусу так представляется, но кровь Христова: как о сем древле и Давид воспевая говорил: и хлеб сердце человека укрепит, умастити лице елеем (Пс. 103, 15). Укрепляй сердце твое, причащаясь того яко духовного: умащай лице души твоей. Имея оное откровенным в чистой совести и созерцая славу Господню, о когда бы приходил ты от славы в славу (2 Кор. 3, 18), о Христе Иисусе! Коему честь, и держава, и слава во веки веков. Аминь.
Таинства Церкви. Крещение. Миропомазание.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные. Поучение предогласительное.
7. Нельзя принимать крещение дважды или трижды; иначе можно бы было сказать: в первый раз оно было для меня бесполезно, так в другой поправлю. Напротив, если в первый раз было без пользы, то не поправишь. Ибо един Господь, и едина вера, и едино крещение (Еф. 4, 5). Только еретики в другой раз крещаются, потому что первое их крещены не было крещены.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные. Поучение предогласительное.
Приготовь сердце твое к принятию учения, к общению Святых Таин. Молись чаще, дабы Бог удостоил тебя небесных и бессмертных Таин. Не будь празден ни днем, ни ночью: но лишь сон спадет с очей, ум да воспрянет на молитву.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, третье.
Ибо как приносимое в жертву, простое по природе, оскверняется через призывание идолов, так напротив, простая вода, получив силу от призывания Святого Духа и Христа и Отца, делается святой. Так как человек состоит из двух частей, из души и тела, то и очищение двоякое: бестелесное для бестелесного, а телесное для тела. Вода очищает тело, а Дух душу запечатлевает, чтобы нам приступить к Богу с сердцем окропленным и телом, омытым водой чистой. Итак, когда сойдешь ты на воду, то не простую воду представляй себе, но от действия Святого Духа ожидай спасения.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, третье.
Первосвященник сперва омывается, потом возжигает курения. Аарон прежде омылся, потом поставлен был первосвященником. Ибо как бы он приступил к молитве за других, не быв еще сам очищен водой? И знамением крещения была умывальница, находившаяся в Скинии.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, третье.
7. Кто не принимает крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом и будучи пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, чтобы одни во времена мира крестились водой, другие во время гонений крестились собственной кровью. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: можете ли пити чашу, юже Аз пию, и крещением, имже Аз крещаюся, креститися (Мк. 10, 38)? И мученики сознают это, становясь зрелищем для мира, и Ангелов, и человеков; и ты со временем познаешь, но сейчас еще не время тебе слышать это.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, третье.
Потом, когда удостоишься ты благодати, тогда Он подаст тебе крепость сражаться с вражьими силами. Ибо, как Он сорок дней искушаем был после крещения, не потому, что и прежде этого не мог победить врага, но потому, что все хотел делать в порядке и постепенно, так и ты, который прежде крещения не дерзал сражаться с врагами, теперь, приняв благодать и быв ободрен оружием правды, ополчайся и, если хочешь, проповедуй Евангелие.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, третье.
если с верой желаешь стать верным, если добровольно слагаешь с себя ветхого человека. Ибо прощено будет все, что сделано тобой, блуд ли то, прелюбодеяние ли, или другой какой вид невоздержания. Что ужаснее, чем распять Христа? Крещение и от этого очищает.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, тринадцатое.
Так как по Евангелию двоякую имеет силу Спасительное Крещение: одна даруется просвещаемым посредством воды, а другая в гонениях сообщается святым Мученикам посредством собственной крови их; то из Спасительного ребра истекла кровь и вода, которые утверждают благодать, когда исповедуют Христа во время просвещения и мученичества. Есть и другое изъяснение, касательно ребра: виновницею греха была жена, сотворенная из ребра: почему Иисус, пришедший даровать прощение грехов равно мужам и женам, прободен в ребро за жен, чтобы уничтожить грех.
Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, семнадцатое.
Во время крещения, когда приступишь к Епископам, или Пресвитерам или Диаконам (везде есть благодать и в селах, и в городах, в простых людях и в ученых, в рабах и свободных; ибо благодать не от человеков, но от Бога дается чрез человеков): приступай к крещающему, но приступая, не смотри на лице того, кого видишь, а держи в мыслях сего Святого Духа, о Котором ныне беседуем.
Кирилл Иерусалимский. Поучения тайноводственные, первое.
Да и подлинно вы учинились более способными к принятию сих Божественных таин, сподобясь Божественного и животворного крещения. И поелику должно предложить трапезу совершеннейшего учения, то мы потщимся тому научить вас, дабы вы познали сих таин силу, совершившуюся над вами в оный вечер крещения.
Кирилл Иерусалимский. Поучения тайноводственные, второе.
3. Потом совлекшись, вы были помазаны елеем заклинательным, от верха главы даже до ног, и соделались общниками доброй маслины, Иисуса Христа. Ибо отсекшись от дикой маслины, вы прицепились к доброй маслине, и приобщилися туку доброй маслины. Итак, заклинательный елей означал участие во умащении Христовом, которое отражает всякий след сопротивной силы. Как дуновение Святых, подобно сильнейшему пламени, палит и гонит бесов: так и заклинательный сей елей, призыванием Бога и молитвою, такую приемлет силу, что не только, попаляя следы грехов, очищает, но и все невидимые лукавого силы изгоняет.
Кирилл Иерусалимский. Поучения тайноводственные, второе.
6. Итак, никто не помышляй, что якобы крещение есть благодать оставления грехов токмо, каково было Иоанново крещение: но оно есть и благодать усыновления. Понеже вы заподлинно знаете, что оно есть как оставление грехов, и подаяние дара Святого Духа, так и страстей Христовых изображение.
Кирилл Иерусалимский. Поучения тайноводственные, третье.
О миропомазании. На слова из Иоаннова Соборного послания первого, от сего места: и вы помазание имате от Бога, и весте вся (1 Ин. 2, 20) до сего места: и не посрамимся от Него в пришествии Eго (1 Ин. 2, 28).
Кирилл Иерусалимский. Поучения тайноводственные, третье.
Помазанными же вы соделались, когда прияли тождеобразие Святого Духа: и все на вас образно, то есть в подобии, совершилось, потому что вы образ Христа. Он, омывшись в реке Иордане, и преподав от пота своего Божественного благоухание водам, возшел от них: и было на Него существенное наитие Святого Духа, когда на подобном подобное опочивало. Так и вам, когда вышли вы из купили священных вод, преподано помазание, сообразное тому, которым Христос помазался. Оное же есть Дух Святый, о коем и блаженный Исаия, в своем пророчестве, говорил от лица Господня: Дух Господень на мне, Егоже ради помаза мя, благовестити нищим посла мя (Ис. 61, 1).
Кирилл Иерусалимский. Поучения тайноводственные, третье.
И каким образом Христос воистинну был распят, погребен и воскрес; а вы чрез крещение в подобии, и сраспяться, и спогребстись, и восстать с Ним удостоились: так и в Миропомазании. Он духовным елеем радости помазался, то есть Духом Святым, который елеем радости нарицается, потому что есть виновник духовной радости: вы же помазались миром, сделавшись общниками Христу и причастниками.
Кирилл Иерусалимский. Поучения тайноводственные, третье.
3. Но смотри, не почитай оного мира простым. Ибо как хлеб в Евхаристии, по призывании Святого Духа, не есть более простой хлеб, но тело Христово: так и Святое cиe миро не есть более простое, ниже, если бы кто сказал, обыкновенное по призывании: но дар Христа и Духа Святого, присутствием Божества Его бывающий действительным. Оным знаменательно помазуются твое чело и другие орудия чувств. И когда видимым образом тело помазуется, тогда Святым и Животворящим Духом душа освящается.
Кирилл Иерусалимский. Поучения тайноводственные, третье.
Ибо как Христос по крещении и по наитии Святого Духа, изшед победил супостата (Мф. 4, 1, и след.): так и вы по Святом Крещении, и по таинственном Миропомазании, облекшеся во все оружие Святого Духа, стали против силы супостата, и оную побеждаете, восклицая: вся могу о укрепляющем мя Xpuсmе (Флп. 4, 13).
Кирилл Иерусалимский. Поучения тайноводственные, пятое.
1. По Божию человеколюбию, в прошедших собраниях довольно вы слышали о крещении, миропомазании, и причащении тела и крови Христовой: ныне же к последующему должно перейти нам, и сегодня положить венец духовному созиданию вашей пользы.
Последование Литургии.
Кирилл Иерусалимский. Поучения тайноводственные, пятое.
2. Итак, вы видели диакона, подающего умыться Иерею и Пресвитерам, окружающим жертвенник Божий. Но совсем не ради телесной скверны подавал он воду, не для сея причины. Ибо мы с плотскою скверною не вxoдим в Церковь. Но умовение знаменует, что надлежит вам очистить себя от всех грехов и беззаконий. Ибо как руки суть образ деяния, то чрез умовение оных изображаем следовательно чистоту и непорочность деяний. Не слышал ли ты блаженного Давида, cиe самое тайноводственно излагающего: умыю в нenoвuнньеx руце мои, и обыду жертвенник твой. Господи (Пс. 25, 6)? Итак, умывать руки значить быть неповинным осуждению за грехи.
3. Потом вопиет Диакон: обымите друг друга, и друг друга целуем: не думай, чтобы cиe целование одинакое было с теми лобзаниями, какия на торжище между приятелями взаимно бывают. Не таково cиe лобзание: оно души взаимно соединяет, и между собою совокупляет непамятозлобием. Итак, целование cиe знаменует соединение душ и отгнание всякого памятозлобия. Посему–то сказал Христос: аще принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, остави ту дар твой пред олтарем, и шед прежде смирися с братем твоим, и тогда пришед принеси дар твой (Мф. 5, 23–24). Следовательно, лобзание есть примирение, и потому свято, как негде блаженный Павел вопиял, говоря: целуйте друг друга лобзанием Святым (1 Кор. 16, 20); и Петр, лобзанием любве (1 Пет. 5, 14).
4. После того иерей возглашает: горе (имеим) сердца. Ибо воистинну в тот страшный час надлежит горе иметь сердце к Богу, а не доле к земле, и к земным вещам. Потому cиe возглашение то же есть, как бы повелевал иерей, чтобы все в час оный оставили житейские попечения и домашния заботы, а имели бы сердце на небе к Человеколюбцу Богу. На cиe вы ответствуете: имамы ко Господу, согласуясь на оное повеление чрез ваше исповедание. Итак, здесь никто не должен предстоять в таком расположении, чтобы устами говорил: имамы ко Господу, а умом бы помышлял о житейских попечениях. И всегда надлежит помнить Бога, а если cиe ради человеческой немощи невозможно, по крайней мере, в оный час о том с любовию попещися должно.
5. Далее говорит иерей: благодарим Господа. Поистинне долженствуем благодарить Бога, что нас недостойных призвал в толикую благодать; что врагов сущих примирил нас (Рим. 5, 10); что удостоил нас Духа сыноположения (Рим. 8, 15). На cиe говорите вы: достойно и праведно. Ибо воссылая благодарение, мы совершаем достойное и праведное дело: Бог же не по правде, но выше правды действуя, облагодетельствовал нас, и толиких благ сподобил.
6. Посем воспоминаем небо, землю и море, солнце и луну, звезды и всю тварь, словесную и бессловесную, видимую, и невидимую, Ангелов, Архангелов, Силы, Господствия, Начала, Власти, Престоли, Херувимов многоочитых (Иез. 10, 21 и 1, 6), как бы говоря с Давидом: возвеличите Господа со мною (Пс. 33, 4). Поминаем же и Серафимов, которых Духом Святым видел Исаия, стоящих окрест Божия Престола, и двумя крылами закрывающих лице, двумя же ноги, а двумя летаюших, и восклицающих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис. 6, 2–3). И для того преданное нам от Серафимов Богословие cиe повторяем, да соделаемся причастниками песнопения купно с премирными воинствами.
7. После сего, освятив себя духовными сими песнями, молим Человеколюбца Бога, да ниспослет Святого Духа на предлежащие дары: да сотворит хлеб убо тело Христово, а вино кровь Христову. Ибо всеконечно то, чего коснется Дух Святый, освящается и прелагается.
8. Потом, по совершении духовной жертвы, безкровной службы, при той же самой жертве умилостивительной, молим Бога о всеобщем мире церквей, о благосостоянии миpa, о Царях, о воинах и сподвижниках, о находящихся в немощах, о утомляемых трудами, и вообще о всех, требующих помощи, молимся мы все, и cию приносим жертву.
9. После поминаем и прежде почивших, во первых Патриархов, Пророков, Апостолов, Мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше. Потом и о преставльшихся Святых Отцах, и Епископах, и вообще о всех из нас прежде почивших, веруя, что превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как Святая предлежит и страшная жертва.
10. Хочу я вас и примером уверить. Ибо я знаю, многие говорят: какая, польза душе, с грехами или без грехов отходящей от миpa сего, если она поминается в молитве? И что если бы какой Царь послал досадивших ему в ссылку, а их ближние потом, сплетши венец, принесли бы ему оный за терпящих наказание, то не сделал ли бы он им облегчение наказания? Таким образом и мы за усопших, если они и грешники, принося Богу молитвы, не венец соплетаем, но Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас Человеколюбца Бога.
11. По окончании сего, ту молитву, которую Спаситель предал ученикам Своим, читаем, с чистою совестно нарицая Бога Отцем, и произнося: Отче наш, Иже еси на небесех (Мф. 6, 9). О превеликое человеколюбие Божие! Тем, которые от Него удалились, и были в крайней против Его злобе, такое даровал забвение оскорблений, и причасти благодати, что и Отцем Его называют: Отче наш, Иже еси на небесех. Небесами же Tе быть могут, которые носят образ небеснаго (1 Кор. 15, 49), и в которых Бог вселился и ходит (2 Кор. 6, 16).
12. Да святится имя Твое.Свято по естеству имя Божие, говорим ли мы то, или не говорим. Но, поелику в согрешающих иногда оскверняется, по оному: вами имя Мое всегда хулится во языцех (Ис. 52, 5; Рим. 2, 24). Для того молимся, чтобы в нас имя Божие святилось: не потому, что будто, не быв святым, начнет оно быть святым, но потому, что в нас оно святым делается, когда сами освящаемся и достойное святыни делаем.
13. Да приидет Царствие Твое.Чистая душа с дерзновением сказать может: да приидет царствие Твое. Ибо кто слышал Павла говорящего: да не царствует убо грех в мертвеннем теле вашем (Рим. 6, 12), и кто очищает себя деянием, и мыслию, и словом, тот может сказать Богу: да приидет Цapcтвиe Твое.
14. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.Божественные и блаженные Ангелы Божии, творят волю Божию, как Давид воспевая сказал: благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его (Пс. 102, 20). Посему ты, моляся, говоришь cиe в таком значении: как во Ангелах Твоя бывает воля, так и на земли во мне да будет, Владыко!
15. Хлеб наш насущный даждь нам днесь.Хлеб наш обший не есть насущен. Хлеб же сей Святый есть насущный: вместо того чтобы сказать, на существо души устрояемый. Сей хлеб не во чрево входит, а афедроном исходит (Мф. 15, 17), но во весь твой состав разделяется, на пользу тела и души. А слово днесь говорится вместо на всяк день, как и Павел сказал: дондеже, днесь, нарицается (Евр. 3, 13).
16. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.Ибо многие мы имеем прегрешения. Потому что согрещаем словом и мыслею, и делаем очень многое, достойное осуждения. И аще речем, яко гpеxa не имамы, лжем (1 Ин. 1, 8), как говорит Иоанн. Итак, мы с Богом полагаем ycловиe, моляся, чтобы простил нам грехи, как и мы ближним долги. Итак, помышляя, что вместо чего мы получаем, да не медлим, и да не откладываем прощать друг другу. Бывающие нам оскорбления малы суть, легки и удобопростительны: а от нас бывающие Богу велики суть, и Его токмо человеколюбия трсбующие. Итак, блюдися, чтобы для малых и легких противу тебя согрешений ты не затворил самому себе от Бога прощение тягчайших твоих прегрешений.
17. И не введи нас во искушение(Господи)! О том ли Господь научает нас молиться, чтобы нисколько не быть нам искушенными? И как же сказано в одном месте: муж не искушен, не искусен есть (Сир. 34, 10; Рим. 1, 28)? и в другом: всяку радость имейте бpamиe моя, егда во искушения впадаете различна (Иак. 1, 2)? Но войти во искушение, не значит ли быть поглощену искушением? Потому что искушение подобно есть некоему потоку, трудному для перехождения. Следовательно, которые, находясь во искушениях, не погружаются в оных, те переходят, как искуснейшие плаватели, не быв потопляемы ими: а которые не таковы, те вшедши погружаются, как например, Иуда, вшедши во искушенние сребролюбия, не переплыл, но погрузившись, утонул телесно и духовно. Петр вшел во искушение отвержения: но вшедши не погряз, а мужественно преплыв, от искушения свободился. Послушай еще и в другом месте, как всецелый лик Святых благодарит за избавление от искушения: искусил ны еси Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро. Ввел ны еси в сеть: положил еси скорби на хребте нашем. Возвел еси человеки на главы наша: проидохом сквозеп огнь и воду, и извел еси ны в покой (Пс. 65, 10–12). Видишь ли их дерзновенно радующихся о том, что пришли, а не увязли? И извел еси ны, говоря, в покой. (Там же 12). Войти им в покой, значит освободиться от искушения.
18. Но избави нас от лукаваго.Если бы оное: не введи нас во искушение, то же значило, что совсем не быть искушаему, то не придал бы, но избави нас от лукаваго. Лукавый же есть сопротивный бес, от которого избавиться молимся. По исполнении же молитвы говоришь ты, аминь. Запечатлевая чрез аминь, что значит да будет все, что в Богоданной сей молитве содержится.
19. По совершении сего говорит иерей: Святая Святым. Святая суть предлежащие дары, принявшие наитиe Святого Духа. Святы и вы, сподобившиеся Духа Святого. Итак, Святая Святым приличествуют. На cиe вы говорите: един Свят, един Господь Иисус Христос. Ибо поистинне един Свят, кто по естеству Свят. И мы Святы, но не по естеству, а по причастию, подвигу и молитве.
20. После того вы слышите певца, песнью Божественною призываюшего вас ко причащению Святых таин, и говорящего; вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33, 9). Не телесному вкусу давайте судить о сем, никак, но вере несомненной. Ибо вкушающим, не хлеб и вино вкушать повелевается, но противообразное, тело и кровь Христову.
21. Итак приходя, не с простертыми дланями, ниже с разведенными перстами приступай: но левую руку сделав престолом правой, как хотящей Царя подъять, и согнувши длань, прими тело Христово и тут же скажи; аминь. Итак с опасением, освятив очи твои прикосновением Святого тела, причастися, остерегаясь, чтобы от оного ничего не погубил ты. А если что погубишь, тем как бы собственного своего члена лишишься. Ибо скажи мне, если бы кто дал тебе опилки золота, не стал ли бы ты оные держать со всяким опасенем, храня, чтобы чего не утратить из них и не сделать урону? Не с большим ли опасением то, что злата и камней драгоценных честнейше есть, блюсти ты должен, чтобы у тебя ни единая крупица не упала?
22. Потом, по причащении тела Христа, приступи и к чаше крови: не простирая руки, но наклонясь, и во образ поклоненья, и почтения, говоря аминь, освятися и крови Христовой причашаяся. И когда еще находится влага на устах твоих, прикасаяся руками, освяти и очи, и чело, и прочая чувства. Наконец, дождавшись молитвы, благодари Бога, сподобившего тебя толиких таинств.
23. Держите cии предания непорочно, и беспреткновенными себя храните. От причастия сами себя не отлучайте. Ради скверны грехов не лишайте себя сих Священных и Духовных Таин. Бог же мира да освятит вас всесовершеных (во всем); и всесовершенно ваше тело, и душа, и дух, в пришествие Господа нашего Иucyca Христа да сохранится (1 Сол. 5, 23). Коему да будет слава, честь и держава, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.