1) Писание. Другие переводы, в том числе искажённые. Апокрифы. Иные тексты Церкви.
Епифаний Кипрский. О седмидесяти толковниках и о тех, которые ложно истолковали Священное Писание.
Птоломей вторый, по прозванию Филадельф, построив библиотеку в городе Александрии, в так называемом Врухие, местности, находящейся в том же городе, поручил эту самую библиотеку попечению некоего Димитрия Фалерейскаго, приказав ему собрать в нее отвсюду книги поэтов и других писателей. Когда же собрано было книг до пятидесяти четырех тысяч, тогда царь посылает к иерусалимлянам письмо и золотую трапезу весом во сто талантов, вместо трапезы, захваченной из святого места в Иерусалиме, прося прислать ему все Священное Писание евреев. Они же с радостию и без замедления переписав книги золотыми еврейскими буквами, выслали ему, именно двадцать одну книгу, a по их исчислению двадцать две книги канонических и семьдесят две апокрифических.
Епифаний Кипрский. О седмидесяти толковниках и о тех, которые ложно истолковали Священное Писание.
Он же взял от каждого колена по шести, а всех вместе семьдесят два. Так сделали и сии и послали семьдесят двух мужей, которые вместе с царем спали понарно на тридцати шести постелях, чтобы не поколебаться мыслию от соглашения с другими, и таким образом совершали свое дело. Ибо Птоломей, устроив раньше упомянутые домики и разделив каждый из них на двое, заключал в каждый по двое с утра до вечера, a вместе с ними заключал и по два отрока для услужения и для приготовления пищи; также и скорописцев. И не в стенах тех домиков устроил оконные дверцы, а сверху в крыше сделал отверстия, называемые анафотидами. Таким образом проводя время с утра до вечера, запертые на ключ, они совершили перевод. Каждой паре толковников дана была для перевода одна книга, как например книга Бытия – одной паре, Исход сынов Израилевых – другой паре, Левит – третьей и прочие подобно сему. И таким образом явилось Писание, переведенное тридцать шесть раз. Когда же окончен был перевод всех книг, царь возсел на высоком престоле, и тридцать шесть чтецов сели на полу, имея пред собою книги. И когда один читал, то не оказалось никакого разногласия. Столь чудесное дело Божие дает ясно видеть, что оные мужи имели дар Духа Святаго. Где было убавлено у них что либо, там убавлено было у всех вместе, и в убавленном не было нужды, а прибавленное было нужно. Так переведенные на греческий язык книги положены были в первой библиотеке. A после нея построена была и иная библиотека, названная дочерию первой, в Серапиуме.
Епифаний Кипрский. О седмидесяти толковниках и о тех, которые ложно истолковали Священное Писание.
И прошло время Птоломея и Клеопатры, доколе царствовали цари из династии Лагидов. A затем следуют императоры Римские. Август царствовал 56 лет. В 42-й год его царствования родился Христос. Тиверий – 23 года. На 18-м году его царствования Господь был распят. От распятия до опустошения Иерусалима протекло 40 лет и несколько дней. От Августа до Адриана – 180 лет. На 12 году царствования Адриана сделался известным Акила, так что от времени перевода LXXII толковников до переводчика Акилы или до 12-го года царствования Адриана протекло 430 лет, 4 месяца и около 9 дней. Этот Адриан прибыл в Иерусалим и, вознамерившись возсоздать его, взял вышеупомянутого Акилу, родом грека, также как и сам Адриан был грек. Акила же был тестем императора, происходя из Синопа Понтийского. Его-то император поставил в Иерусалиме для наблюдения за работами, дав городу свое имя и титло царского имени. Как сам он титуловался Элием Адрианом, так и город наименовал Элиею.
Епифаний Кипрский. О седмидесяти толковниках и о тех, которые ложно истолковали Священное Писание.
Таким образом Акила, проживая в Иерусалиме, видел и то, что ученики апостолов отличаются верою и совершают великие знамения исцелений и другие чудеса. Ибо, возвратившись из города Пеллы в самый Иерусалим, они пребывали здесь. Когда город Иерусалим имел быть взят Римлянами и опустошен, все ученики были предызвещены от ангела о том, чтобы выселиться из города, Выселившись отсюда, они поселились в Пелле, городе, лежавшем по ту сторону Иордана. Акила, пораженный всем этим, уверовал в христианство. A спустя немного времени, согласно просьбе своей, получил и печать Христову. Но в тоже время он не отказывался и от прежнего своего занятия, которому предавался, когда был язычником. Именно, он был тщательно научен суетному звездочетству и сделавшись христианином, не отказывался от этого заблуждения, но каждый день наблюдал положение часов рождения. За это он обличаем был учителями, которые, ежедневно порицая его, не достигали однакоже никакого успеха. Напротив, он спорил с ними, разсуждая о судьбе; а они, видя, что он не может быть спасен, извергли его из Церкви. Он же, обезчещенный, воспламеняется суетною ревностию и клятвенно отрекшись от христианства, принимает обрезание по иудейскому обряду. При этом он с величайшею ревностию предался изучению еврейского языка и еврейских букв. Научившись ему в совершенстве, он принялся за свой перевод Священного Писания, руководясь не правым разсудком, но преднамеренною мыслию – ниспровергнуть некоторые ясные изречения вопреки переводу седмидесяти двух толковников, с тем, чтобы засвидетельствованное в Божественных Писаниях о Христе передать иначе, ради прикрытия своего стыда и защиты своего неразумия. И этот перевод Акилы был вторый перевод по истечении упомянутого количества времени, то есть четыреста тридцати лет.
Епифаний Кипрский. О седмидесяти толковниках и о тех, которые ложно истолковали Священное Писание.
После него и по стопам его, при императоре Коммоде втором некто Феодотион Понтийский, один из приверженцев ересеначальника Маркиона, происходившего также из Синопа, гневаясь на ересь его, также уклонился в иудейство и был обрезан и, научившись еврейскому языку и еврейским буквам, издал свой перевод священных книг. В большей части случаев его перевод согласен с переводом седмидесяти двух; ибо он приобрел большой навык от занятия этим переводом.
Епифаний Кипрский. О седмидесяти толковниках и о тех, которые ложно истолковали Священное Писание.
Что же касается до пятого и шестого издания переводов, то я не могу сказать, откуда или кто были переводчики. Разве только то могу сказать, что пятое было найдено сокрытым в бочке в Иерихоне после гонения царя Септимия Севера, во времена Антонина Каракаллы, сына Северова, вместе с другими еврейскими книгами. При императоре же Александре, сыне Мамеи, найдено было шестое издание, также скрытым в бочках в Никополе близ Акциума.
Епифаний Кипрский. О седмидесяти толковниках и о тех, которые ложно истолковали Священное Писание.
При императоре Декие стал известным Ориген, который, как мы сказали прежде, ввел в употребление как знак астериска, так и знак овела. Он сопоставил шесть переводов и еврейский текст на одной странице еврейскими же словами и речениями, a на другой – еврейские же слова греческими буквами в соответствующем столбце, с тем, чтобы и не знающие еврейских букв, с помощию греческих, могли уразумевать силу еврейских изречений. И таким образом в своих так называемых экзаплах и октаплах, сопоставив две страницы еврейского текста и шесть переводчиков в параллельных рядах, он принес великую пользу любознательным относительно всего доброго. И о если бы он не впал в заблуждение в сочинениях своих, не нанес бы обиды миру и себе, начав худо учить о вере и худо изъяснять бóльшую часть мест Священных Писаний!
Он-то, нашедши пятое и шестое издания переводов, и не зная, кто составил их, пятое обозначил буквою ε᾿, значащею число пять, a шестое – буквою ς᾿, значащею шесть. Но некоторые, нашедши еврейское издание поставленным на первом месте, на втором – перевод Акилы, затем перевод Симмаха, потом перевод седмидесяти двух, далее перевод Феодотиона и наконец пятое и шестое издания, думают, что переводы Акилы и Симмаха составлены прежде перевода седмидесяти двух. Однако ошибаются. Ориген так сопоставил их и хорошо сделал, что переводу седмидесяти двух дал место в средине. Он поставил его в средине для того, чтобы перевод сей служил изобличением переводов, поставленных с той и другой стороны его.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.
5. Сии же иудеи, до возвращения из плена вавилонскаго имели у себя книги, и следующих пророков, и следующия пророческия книги: первую книгу Бытия, вторую – Исход, третию – Левит, четвертую – Числа, пятую – Второзаконие, шестую книгу Иисуса Навина, седьмую – Судей, восьмую – Руфи, девятую – Иова, десятую – Псалтирь, одиннадцатую – Притчи Соломоновы, двенадцатую – Екклесиаст, тринадцатую – Песнь Песней, четырнадцатую – первую книгу Царств, пятнадцатую – вторую Царств, шестнадцатую – третью Царств, семнадцатую – четвертую Царств, восемнадцатую – первую Паралипоменон, девятнадцатую – вторую Паралипоменон, двадцатую – двенадцать пророков, двадцать первую – Пророка Исаии, двадцать вторую – Пророка Иеремии вместе с Плачем и посланиями его и Варуховым, двадцать третию – пророка Иезекииля, двадцать четвертую – пророка Даниила, двадцать пятую – первую книгу Ездры, двадцать шестую – вторую книгу, двадцать седмую – книгу Есфирь. Вот двадцать семь книг, данных иудеям от Бога, но ими считаемых за двадцать две, наравне с числом букв еврейской грамоты; потому что десять книг, считаемыя за пять, слагаются по две в одну.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.
А все свое заблуждение и силу своего заблуждения получили они из некоторых подложных писаний, особенно же из так называемаго египетскаго Евангелия, – такое имя придали ему некоторые. Ибо в этом Евангелии излагается много подобнаго сему, – как бы украдкою, таинственно; в нем от лица Спасителя говорится, как будто он Сам объясняет ученикам, что один и тот же Отец, Сын и Дух Святый.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.
Они, как уже сказал я, пользуются различными писаниями Ветхаго и Новаго завета и некоторыми книгами апокрифическими, в особенности так называемыми деяниями Андрея и других. Они даже часто хвастались тем, что совершают это открыто
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
письменное изложение своей веры, написанное собственноручно со всею истиною, как я узнал и как научился из Божественных Писаний, и напомнить тебе то, что ими худо толкуется, дабы ты знал, какими словами пользуясь для обольщения слушателей, они хотят скрыть истину.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Если нужно говорить о Постановлениях Апостолъских, то почему там назначен пост в среду и пяток, исключая Пятидесятницы?
Епифаний Кипрский. Панарий. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.
И переводивших Библию при Птоломее, хотя было семьдесят два, но ради краткости мы привыкли говорить: перевод седмидесяти.
Епифаний Кипрский. Панарий. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.
Для нас же это вера, это честь, это матерь наша Церковь, спасающая верою, поддерживаемая надеждою и совершаемая любовию Христа в исповедании, в таинствах и в очистительной силе крещения, как сказано: «шедше крестите во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19), во имя Божественной Троицы, не имеющей в наименовании ничего различнаго
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
ибо «шедше», сказано, крестите «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19).
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Приимем дух, чтобы получить пользу от письмени. Не письмя самое убивает: в письмени заключается жизнь; убивает же оно того, кто неразумно приступает к письмени и не имеет духа говорящего, раскрывающего букву Писания и открывающего то, что в ней сокрыто.
2) Брак, девство, замужество.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.
Хотя брак и не так восхвален, как девство, хотя девство выше его, и истинное и неоскверненное девство называется славным и добродетельным: однакоже и «брак честен», если имеет целию чадородие, а не обращает прекрасно созданное от Бога к постыдной цели, но надлежащим образом соблюдает учрежденный от Бога порядок брачнаго общения. Девство истинное таково, каким восхваляет его Святый Апостол: дева и «непосягшая печется о Господних, како угодити Господеви, да будет свята и телом и духом»
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
А если некоторые из праотцев имели двух или трех жен, то жены эти были не в одном доме; ибо такой вид сожительства бывает у свиней, и таково сожительство скотов. Но эти еретики вынуждают нас еще к большему изумлению, когда объявляют, что не имеют сожительства с женами, тогда как, напротив, совершают еще более позорное и обнаруживают совершенную срамоту свою.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Если они находятся в супружестве, то не должно было бы им установленное от Бога совокупление мужа с женою, которое должно совершаться с благообразием, честностию и благоразумием, по своему произволу совершать пред всеми. А если некоторые, сохраняющие себя в чистоте и воздержании, удалялись от жен, то и эти нарушали свою праведность неразумием и добродетельное житие неосторожным по безразсудству действованием, тогда как этого ни апостолы не делали, ни бывшие прежде апостолов пророки этого не установили.
Епифаний Кипрский. Панарий. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.
А сколько мужчин и женщин носили мужеский член из фиговаго дерева и сколько при этом студодейственных обрядов! А люди, совершающие служение Рее, отсекают у детей мужской детородный член и оставляют их без всякаго признака детородных частей, так что, не будучи рождены женщинами, они не могут быть и мужчинами. Есть и другие – служители Диониса: они посвящают Куретов в таинства и в деление жертвеннаго мяса, носят венок из змей и восклицают: уа, уа!призывая ли Еву, обольщенную змием, или с густым придыханием звука произнося имя змия по еврейски. Ибо словом: «Ева» с тонким придыханием евреи означают имя жены, а с густым: «гевиа» – змия.
Епифаний Кипрский. Панарий. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.
Если бы я начал разсказывать о совершающих оргии Мемфисянках и Илиополянках, тимпаном и флейтою приводящих себя в состояние изступления, о Коритидах и Триеритидах, в Вафии и Менуфитиде, выходящих из пределов стыда и женскаго приличия, то какое обилие слов и какое обширное сочинение потребовалось бы для того, чтобы после изложения вышеупомянутых ересей мне можно было присоединить к тому еще несказанное множество их? Да если бы я и взял на себя этот чрезмерный труд, то я должен был бы оставить несовершенным обозрение их; поелику сказано: «юнот, имже несть числа»
Епифаний Кипрский. Панарий. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.
Тому же самому девству сопутствует уединение, соблюдаемое весьма многими монахами и монахинями. За ним следует воздержание, поставленное на том же самом пути. Потом вдовство с осторожным и нескверным образом жизни. За этими степенями следует честный брак, пользующийся всякою честию, особенно же в единобрачии и соблюдении заповедей. Если же кто либо по смерти своей жены или какая либо жена по смерти мужа пожелали бы вступить во второй брак, то это дозволяется именно только по смерти перваго мужа или первой жены. Венец же всех этих степеней, или матерь, так сказать, и родителъница, есть святое священство, в которое вступают по большей части из девственников; а если не из девственников, то из монашествующих; а если бы не было способных к этому служению из монашествующих, то из воздерживающихся от собственных жен, или овдовевших после единобрачия. Второбрачнаго не дозволяется в Церкви принимать в чин священства, хотя бы он и воздерживался от жены, или был вдов, разумею чин епископский, пресвитерский, диаконский и иподиаконский. За этим чином священства следует учреждение чтецов, в которое могут быть избираемы лица из всех состояний, то есть из девственников и монашествующих, и воздерживающихся от жен, и овдовевших и еще находящихся в честном браке; а еслиб была надобность, то даже и из вступивших после смерти первой жены в брак со второю. Ибо чтец не есть священник, но как бы книжник слова Божия. Еще есть диакониссы, которыя поставляются на служение при одних лишь женщинах, ради благопристойности, когда настоит нужда, при крещении, или при осмотре тел их; сами оне также единобрачны и воздерживающияся от мужей или овдовевшия после перваго брака, или же приснодевы. За ними следуют заклинатели и переводчики с одного языка на другой или в чтениях, или в беседах. Наконец трудящиеся, заботящиеся о телах умерших, привратники и все другия должности благочиния.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Илия был в обрезании, дабы воскресение не относилось лишь к тем или другим, но было всеобщим. Илия пребыл в девстве, дабы преимущество девства возвещало миру безсмертие и нетление тела. Но дабы воскресение и пребывание тела нетленным не было считаемо принадлежащим только девству по причине его достоинства, Енох не был девственником, но был целомудренным и рождал детей. Итак, двое эти (Енох и Илия) пребывают в числе живых, в теле и душе для утверждения нашей надежды и для того, чтобы кто-либо не сомневался уже более в истине воскресения.
3) О Пасхе.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Итак Пасха не может совершаться, если не прошло равноденствие, что иудеями не соблюдается; да они и не хотят соблюдать точности в этом деле, ибо у них все разстроилось и пришло в безпорядок.
4) Согласие Церкви. Преемственность.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
и смеялись над разногласием в Церкви; но при Константине старанием епископов разногласие это уничтожено и настало общее согласие.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
вместе с Павлом и Варнавою и прочими, и являясь началовождями таинств вместе с Иаковом, братом Господним и первым епископом Иерусалимским. От этого епископа и от вышепоименованных Апостолов установлены преемства епископов и пресвитеров в доме Божием; но нигде не сказано, чтобы в числе их поставлена была женщина.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
и еще бывших в Месопотамии вышеупомянутых авдиан, также отщепенцев, но не чуждую веру имеющих. Они только своеобразно разсуждают и любят спорить о выражении: «по образу» (Быт.1:26-27), но не ради веры противятся Церкви и отделяют себя от нея, и не ради чего-либо другого, а из желания высшего совершенства в праведности, ради того, что не имеют общения с епископами и пресвитерами, приобретшими золото и серебро, и ради того, что совершают Пасху в то время, в которое совершают ее иудеи. Ради этого-то они отщепились и чуждаются единения с православною Церковию. Не приявши Духа Святаго, они не познали глубины Божии и разделились на такие ереси и расколы, происшедшие вследствие раздражения: ибо оставив истину, они пошли многими стезями, в разное время иначе и иное разсуждая.
5) Пост. Дни поста.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Если я хочу поститься, я сам выберу какой-нибудь день и буду поститься свободно». Поэтому у Аэриан принято поститься больше в воскресный день, а в среду и в пяток – вкушать пищу. Часто, впрочем, и в среду они постятся, впрочем не по предписанию, а по собственному произволению.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Если нужно говорить о Постановлениях Апостолъских, то почему там назначен пост в среду и пяток, исключая Пятидесятницы?
Епифаний Кипрский. Панарий. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.
Священныя собрания установлены апостолами в среду, пяток и воскресенье; в среду и пяток бывает пост до часа девятаго, поелику при наступлении среды Господь был взят, а в пяток распят на кресте. И апостолы предали нам повеление держать посты в эти дни во исполнение сказаннаго: «егда отъят будет от них Жених, тогда постятся в тыя дни»
…………….
Этот пост соблюдается во весь год во святой вселенской Церкви, разумею в среду и пяток до часа девятаго, кроме пятидесяти дней одной только Пятидесятницы, в каковые дни ни коленопреклонений не бывает, ни пост не установлен. Вместо же собраний к девятому часу, бывающих по средам и пяткам, в другие дни, как и в день воскресный, собрания бывают утренния и кроме того еще в 50 дней Пятидесятницы, как я уже сказал, не бывает, а также и в день Богоявления, когда родился во плоти Господь, не позволено поститься, хотя бы этот день случился даже в среду или пяток.
Епифаний Кипрский. Панарий. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.
Притом одни воздерживаются от всего этого; а другие только от мяса четвероногих, но принимают в пищу мясо птиц и все остальное; иные же воздерживаются и от мяса птиц, а принимают в пищу только яица и рыбу; другие не принимают в пищу даже и яиц. Иные держатся рыбной пищи, а другие и от рыб воздерживаются, но принимают сыр; другие же не принимают и сыра. Некоторые воздерживаются даже и от хлеба; другие от древесных плодов и варенаго.
6) Вопросы священства, епископ, пресвитер, дьякон. Разрешение на совершение Таинств.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Учение Аэрия было так безумно, что человек представить не может. Он говорил: «что такое епископ в сравнении с пресвитером? Он ничем от него не отличается: один чин, одна честь и одно достоинство у того и другаго; возлагает руки епископ, возлагает и пресвитер, прощение преподает епископ, преподает и пресвитер; домостроительство служения совершает епископ, тоже самое и пресвитер; возседает на престоле епископ, возседает и пресвитеръ».
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Он говорит, что епископ и пресвитер – одно и тоже. Как же это возможно? Сан епископский раждает отцев для церкви, а сан пресвитерский, будучи не в состоянии раждать отцев, раждает чад для церкви посредством бани пакибытия, а не отцев, или учителей. И как можно поставлять пресвитеру, не имеющфму права рукоположения? Или как можно назвать пресвитера равным епископу? Привела Аэрия в обольшение его насмешливость и зависть.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Апостолы не все могли вдруг устроить; была нужда прежде всего в пресвитерах и диаконах, и посредством этих двух степеней можно было исполнять церковныя обязанности. А где не оказывался достойный епископства, там оставалось место без епископа; где же была нужда и были люди, достойные епископства, там поставляемы были епископы. Так как народа было немного и из них некого было ставить во пресвитеры, то довольствовались одним местным епископом. А без диакона епископу быть невозможно. Поэтому святый Апостол озаботился, чтобы при епископе для служения были диаконы.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
А что не может быть епископ тоже, что пресвитер, об этом учит Божественное слово святаго Апостола, кто именно епископ и кто пресвитер. Он говорит Тимофею, бывшему епископом: старцу (пресвитеру) не твори пакости, но утешай, якоже отца (1Тим.5:1). Для чего же внушается епископу не творить пакости пресвитеру, если бы он не имел власти выше пресвитера? И еще говорит: на пресвитера хулы не приемли скоро, разве при двою или триех свидетелех (1Тим.5:19) Не сказал кому либо из пресвитеров: не приемли хулы на епископа, и не написал, чтобы кто нибудь из пресвитеров не обвинял епископа.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
От века никогда не священнодействовала женщина, даже и сама Ева, хотя и учинила преступление, но совершить столь нечестивое дело не дерзнула; равным образом и ни одна из дочерей ея, между тем как и Авель вскоре священнодействовал Богу, и Каин пред лицем Господа закалал жертвы, впрочем неприятныя Ему, и Енох благоугодил Богу и «преложен был»
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
И нигде не говорится, чтобы женщина священствовала.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
чтобы женщины священствовали, или совершали что либо каноническое в Церкви, то более всего должно было бы в Новом Завете облечь саном священства саму Марию, удостоившуюся воспринять в недрах своих Царя всех, Бога небеснаго, Сына Божия
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
вместе с Павлом и Варнавою и прочими, и являясь началовождями таинств вместе с Иаковом, братом Господним и первым епископом Иерусалимским. От этого епископа и от вышепоименованных Апостолов установлены преемства епископов и пресвитеров в доме Божием; но нигде не сказано, чтобы в числе их поставлена была женщина.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
А что существует в Церкви чин диаконисс, то это не для священнодействия и не для поручения им чего либо подобнаго, но ради охранения чести женскаго пола, или во время крещения, или при надзоре за страданием, или болезнию, и в то время, когда обнажается тело женщины, дабы оно не было видимо мужами священнодействующими, но только диакониссою, которая получает приказание от священника заботиться в потребную пору для женщины при обнажении тела ея, чем весьма благоразумно и соответственно церковному постановлению поддерживается и благочиние учреждения (диаконисс) и церковное благоустройство.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Даже и диаконы в церковном чине не облечены правом совершать какое либо таинство, но только служить при совершении таинств. Откуда же опять у нас возникла эта новая басня? Откуда это ослепление женщин и женское неистовство?
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
не должно приносить жертв во имя ея, и не должно опять после стольких поколений ставить женщин на священство. Не благоволил Бог быть этому ни в Саломии, ни в самой Марии; не допустил Он ее до совершения крещения или благословения учеников, не повелел начальствовать на земле, а желал только того, чтобы она была святынею и удостоена была царствия Его.
Епифаний Кипрский. Панарий. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.
. Так Закхей, недавно скончавшийся в горной стране около Иерусалима, провел жизнь, ни с кем вообще не молясь вместе; при этом он, будучи мирянином, дерзновенно касался святых таин и безразсудно решался на священнодействие. Другой некто, который некогда был мужем отличавшимся высотою жизни, живший в монастыре в египетской пустыне, и еще иной, обитавший на горе Синайской, – оба они увлечены были сновидениями до того, что не принявши рукоположения епископскаго, решались сами возседать на кафедре и совершать дела епископския.
Епифаний Кипрский. Панарий. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.
Второбрачнаго не дозволяется в Церкви принимать в чин священства, хотя бы он и воздерживался от жены, или был вдов, разумею чин епископский, пресвитерский, диаконский и иподиаконский. За этим чином священства следует учреждение чтецов, в которое могут быть избираемы лица из всех состояний, то есть из девственников и монашествующих, и воздерживающихся от жен, и овдовевших и еще находящихся в честном браке; а еслиб была надобность, то даже и из вступивших после смерти первой жены в брак со второю. Ибо чтец не есть священник, но как бы книжник слова Божия. Еще есть диакониссы, которыя поставляются на служение при одних лишь женщинах, ради благопристойности, когда настоит нужда, при крещении, или при осмотре тел их; сами оне также единобрачны и воздерживающияся от мужей или овдовевшия после перваго брака, или же приснодевы. За ними следуют заклинатели и переводчики с одного языка на другой или в чтениях, или в беседах. Наконец трудящиеся, заботящиеся о телах умерших, привратники и все другия должности благочиния.
7) Богослужения.
Епифаний Кипрский. Панарий. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.
Бдений совершают шесть, и собраний – тоже шесть, и притом во всю Четыредесятницу от девятаго часа до вечера. В некоторых местах бдение совершают только в ночь с четвертка на пяток и на воскресенье; а в некоторых местах совершение таинства Евхаристии бывает в четверток в девятом часу, и таким образом бывает отпуст, так как присутствующие при богослужении пребывали в сухоядении. В иных местах не бывает совершения таинства Евхаристии, кроме как только при наступлении воскреснаго дня, когда отпуст бывает около времени пения петухов; так бывает в день воскресный и в торжественный и великий день Пасхи, как установлено. Другия же таинства, как например крещение и сокровенныя таинства, так совершаются, как содержит предание евангельское и апостольское.
8) Предание Церкви. Вера Церкви.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Но я опять возвращусь к тому, о чем говорил по порядку, именно, что церковь необходимо совершает это поминовение, получивши предание от отцев. Кто же может нарушить заповедь матери, или закон отца? У Соломона сказано: слыши, сын, слова отца твоего и не отрини заветов матери твоея (Притч.1:8). Этими словами показывает, что Отец, т. е. Бог и Единородный и Дух Святый научал и письменно и неписьменно, и что матерь наша Церковь имела заветы, в ней положенныя, нерушимые, немогущие уничтожиться. Что заветы эти учреждены в Церкви и все прекрасны и удивительны, – в этом опять мы убедили самаго заблуждающагося.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
Святая вера Божия существует от начала и всегда; она древняя и не стареющая, пребывает постоянно, утверждена на прочном основании и держится, имея своего безлетнаго Владыку. Поэтому она не есть временная, но всегда существует, сожительствуя с ангелами и украшая святых в род и род. А ты человек временный, обольщенный заблуждением и превознесшийся умом и выгнавший в безпорядке скот твоего стада на тернистое пастбище. Никто из древних не мыслил по твоему, Аэтий; ты пишешь против современников, но ты сам человек современный, а не древний.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
А между тем им надлежало бы быть скромными чадами святой Девы, матери нашей Церкви, сидящими дома, тайно служащими Богу, видящему тайное и воздающему явно, согласно написанному (Мф.6:6); им надлежало бы быть благопричными ради мирских, а не желать получить оть видящих награду и благодарность.
Епифаний Кипрский. Панарий. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.
Но «единая голубица» и святая дева – Церковь исповедует Бога Отца и Сына и Святаго Духа; Отца совершеннаго, Сына совершеннаго и Духа Святаго совершеннаго; Троицу единосущную и Троицу неслиянную; но Сына, истинно от Отца рожденнаго и Святаго Духа не чуждаго Отцу и Сыну
Епифаний Кипрский. Панарий. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.
Церковь учит, что Христос истинно родился от Марии Приснодевы, что Он приял тело воистину, а не призрачно, – плоть истинно, тело истинно, с костями, жилами и со всем тем, что есть у нас, ничем от нас неотличаясь, разве только славою Своей святости и Божества и тем, что Он есть сосуд святыни и правды. Все в Нем совершенно безгрешно, и Он имеет душу человеческую воистину и ум человеческий воистину; но при этом мы не утверждаем, будто ум есть ипостась, как говорят иные. В Нем не было никакого пятна греховнаго: уста Его не солгали, губы не произнесли «лести» (1Петр.2:22), сердце не склонилось к раздражению, ум не совратился к тому, о чем непристойно мыслить, плоть не сделала того, что относится к плотскому удовольствию. Он есть Бог совершенный от вечности, не пришедший только пожить в человеке, но есть Само Слово вочеловечившееся, не изменившееся по естеству, но совосприявшее в Божество собственное человечество. Он был в утробе Девы воистину и изшел из утробы путями рождения непостыдно, чисто, неоскверненно; был воспитан и взят на руки Симеоном и Анною; был носим Мариею, и начав ходить, отправлялся в путешествие, стал отроком, укрепился возрастом, и все имел в Себе в совершенстве, считался по числу лет и по числу месяцев.
Епифаний Кипрский. Панарий. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.
Для нас же это вера, это честь, это матерь наша Церковь, спасающая верою, поддерживаемая надеждою и совершаемая любовию Христа в исповедании, в таинствах и в очистительной силе крещения, как сказано: «шедше крестите во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19), во имя Божественной Троицы, не имеющей в наименовании ничего различнаго; но так что один Бог в законе и пророках, в евангелиях и у апостолов, в Ветхом и Новом Завете нам проповедан и возвещен, Отец и Сын и Святый Дух, не Божество, представляющее в Себе какое либо слияние, но Троица истинно совершенная: совершенный Отец, совершенный Сын и совершенный Дух Святый, едино Божество, един Бог, Которому слава, честь и держава во веки веков, аминь.
Епифаний Кипрский. Панарий. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.
Итак о том, что в отношении к вере содержит эта единая вселенская Церковь, незлобивая голубица, единая у мужа своего, как сказано: «единая есть голубица Моя», равным образом и о множестве «юнот», имже несть числа, мы кратко сказали, а также и о единосущии Отца и Сына и Святаго Духа, о плотском и совершенном пришествии Христа и о других членах веры. Теперь мне необходимо еще добавить немногое о постановлениях Церкви и отчасти о виде тех постановлений, о том, что собственно сохранялось в ней и сохраняется или по повелению, или по свободному предызбранию, так как Богу приятна добродетель, которой Он научает.
Епифаний Кипрский. Панарий. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.
Некоторые настолько отреклиеь от мира, что придумали для себя какия либо легкия и не затруднательныя ремесла, чтобы только не проводить жизнь праздную и не есть хлеба задаром. Очень многие подвизаются в псалмопениях и молитвах непрестанных, в чтениях Священнаго Писания и в заучивании его на память.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
120. Поелику же в наше время возникли некоторыя иныя одне после других ереси, то есть со времени царей Валентиниана и Валента, в десятый год их царствования и в шестой год царствования Грациана, то есть в девяностый год владычества Диоклетианова: то посему вы и мы, и все православные епископы, и, кратко сказать, вся святая вселенская Церковь, против возникших ересей, согласно с вышеизложенною верою святых оных отцев, так говорим, особенно же приступающим к святому крещению, чтобы они возвещали и говорили так: Веруем во единаго Бога, Отца вседержителя, Творца всего невидимаго и видимаго. И во единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия, рожденнаго от Бога Отца, единороднаго, то есть, от существа Отца, Бога от Бога, света от света, Бога истиннаго от Бога истиннаго, рожденнаго, не сотвореннаго, единосущнаго Отцу, чрез Котораго все сотворено, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Так же веруем в Него, что Он есть Дух Святый, Дух Божий, Дух совершенный, Дух Утешитель, несозданный, от Отца исходящий и от Сына приемлющий, и веруемый. Во единую соборную и апостольскую Церковь, и в одно крещение покаяния, и в воскресение мертвых, и в праведный суд над душами и телами, и в Царствие небесное, и в жизнь вечную.
9) Дева Мария.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Ибо как мог такой старец иметь женою Деву, будучи столько лет вдов после первой жены? Этот Иосиф, брат Клеопы, был сыном Иакова, прозваннаго Панфиром. Оба они рождены от Панфира по прозванию. Иосиф же имел первую свою жену из колена Иудина, и она родила ему детей числом шесть, четверых мужескаго и двух женскаго пола, как изъяснено в евангелиях от Марка и Иоанна
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Разве мы не можем доказать, что Дева пребыла совершенно чистою? Пусть они прямо покажут нам, что после рождения Спасителя Нашего Мария родила еще каках либо детей! Пусть назовут их имена выдумщики, сочинители и составители обмана и злоухищрения! Но они не могут доказать этого. Ибо Дева не сожительствовала с мужем; да не будет! Потому что, если бы она родила детей, всегда пребывая вместе с Самим Спасителем, то было бы сказано, что и дети ея была с нею вместе.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Я не дерзаю говорить, но размышляя о деле, храню молчание. Впрочем быть может мы найдем где либо следы святой и блаженной Девы, когда ничего нельзя найти о смерти ея.
……………
Может быть это исполнилось на ней; но я не утверждаю этого окончательно, и не говорю, что она осталась безсмертною; но не утверждаю и того, что она умерла.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Из этого тела произошло для нас домостроительство пришествия Христа во плоти; из него образовалась для нас святая непорочная плоть, соединенная с божеством Спасителя, как и Ангел Гавриил о том засвидетельствовал
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
потому что одинаковый вред в обеих этих ересях: и когда уничижают святую Деву, и когда, напротив, прославляют ее сверх должнаго. Да и кто учит этому, как не женщины? Ибо женский пол удобопреклонен к падению, не надежен и малодушен.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
От века никогда не священнодействовала женщина, даже и сама Ева, хотя и учинила преступление, но совершить столь нечестивое дело не дерзнула; равным образом и ни одна из дочерей ея, между тем как и Авель вскоре священнодействовал Богу, и Каин пред лицем Господа закалал жертвы, впрочем неприятныя Ему, и Енох благоугодил Богу и «преложен был»
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
чтобы женщины священствовали, или совершали что либо каноническое в Церкви, то более всего должно было бы в Новом Завете облечь саном священства саму Марию, удостоившуюся воспринять в недрах своих Царя всех, Бога небеснаго, Сына Божия
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Поэтому Евангелие предохраняет нас, говоря словами самого Господа: «что Мне и тебе, жено! не у прииде час Мой» (Ин.2:4), при чем в словах: «что Мне и тебе, жено»? назвал ее женою для того, чтобы не считал кто-либо святую Деву высшею надлежащаго, как бы предсказывая об имеющих быть на земле расколах и ересях, дабы некоторые, чрезмерно удивляясь Святой Деве, не впали в суесловие таковой ереси.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
В чести да будет Мария: но покланяем должен быть Отец и Сын и Святый Дух; Марии же никто не должен покланяться. Не говорю жене, но и мужу; только Богу усвояется это таинство; даже ангелы уступают место Богу в таком славословии.